Правильность чтения
Содержание
- Виды чтения и их особенности, их место в процессе редактирования.
- Классификация видов чтения
- ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
- Современные пробиотики: в чем их особенность 
- Виды чтения
- Виды чтения и их особенности, их место в процессе редактирования.
- Характеристика основных приёмов обучения чтению
- Далее:
- 5 мифов о раннем обучению чтению
- Смотрите также
- Развивающая среда. Что же это?
- ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
- Раннее обучение чтению — за или против
Виды чтения и их особенности, их место в процессе редактирования.
1234567Следующая ⇒
Билет №1.
1. Особенности нормативных профессиональных взаимоотношений редактора и автора.
Работа автора над формой литературного произведения начинается задолго до того, как текст ложится на бумагу. Уже в процессе формирования замысла будущего произведения и осмысления фактов действительности складываются его жанровые особенности, приёмы изложения. Но вот текст написан… Мысль автора воплощена в конкретную форму, выражена средствами языка и закреплена знаками письма. Для автора текст становится материалом завершающей стадии создания литературного произведения, работы, которую А.С. Пушкин называл «редко замеченным трудом отделки и отчётливости». Для редактора работа над авторским текстом — основной этап литературного труда. Редактора принято называть помощником автора, но даже при самой широкой трактовке обязанностей редактора, принятой сегодня в практике периодической печати, анализ, оценка и правка текста авторского произведения остаются его главной задачей. Чёткое осознание предмета деятельности существенно для любой практической дисциплины. Благодаря этому становится возможным очертить круг необходимых для неё знаний, избежать случайностей при выборе приёмов, заимствованных у других дисциплин, целеустремлённо и последовательно применять эти приёмы, придать методике практической дисциплины черты системы. Разработка научных основ редактирования опирается на фундаментальные знания о тексте, его теорию. Следует иметь в виду, что термин «текст» многозначен. В филологии принято троякое его толкование. Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Первая трактовка — наиболее широкая. Она представляет текст как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облечённую в определенную форму для выражения определённого смысла.
Взаимоотношения редактора и автора всегда сложны. Стремясь постичь особенности изложения, ход мысли автора, редактор в определённой степени отождествляет себя с ним, но сохраняет самостоятельность, сопоставляя с авторским своё понимание произведения, своё толкование действительности, свой жизненный опыт. Психологические предпосылки этих взаимоотношений подразумевают социальный контакт, общение человека с человеком, изучение их требует обращения к социальной психологии.
Наблюдения над правкой начинающих редакторов позволяют говорить о двух типичных ситуациях: о переоценке ими своих знаний и возможностей, правке неоправданной, излишней категоричности суждений, подчас грубом вмешательстве в текст, в других же случаях — о неуверенности в себе, правке «робкой». От того, как будут восприняты первые редакторские опыты начинающего журналиста, в его профессиональной судьбе зависит многое. Плохо, когда он предоставлен самому себе и учится, слепо копируя образцы. В этом случае запоминаются лишь их внешние, технические приметы и в сознании откладывается некий стереотип, пригодный далеко не всегда. Бесспорно, индивидуальные методики могут многому научить, многое подсказать, но следует помнить, что редактирование — труд творческий и потому неповторимый.
Виды чтения и их особенности, их место в процессе редактирования.
Чтение — один из видов речевой деятельности — заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.
Попытки формализовать творчество (писателя, журналиста, редактора, художника вообще), выделить и посчитать «творческие и нетворческие операции» осуществлялись неоднократно. Но они каждый раз терпели неудачу. Причина одна – субъективная – Личность редактора.
Методика редактирования различает три вида чтения:
• ознакомительное (следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое, оно – быстрое);
• углублённое (внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста — постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыслового контроля, последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложения, фразы к целостному тексту);
• шлифовочное (контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чтение избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, например, возникает необходимость проверить единообразие написания имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты).
Углублённое прочтение текста – ключевой этап редакторского анализа. Специалисты считают, что подлинным прочтением текста может быть именно второе его прочтение. Второе чтение подразумевает возврат к прочитанному, соотнесение друг с другом фрагментов текста. Для лингвиста – это «путь разысканий значений слов, оборотов, ударений, ритмов», для историка и литературоведа – попутное комментирование прочитанного при движении от одной строки к другой. В оценке с позиций целого каждой детали, каждой подробности, сообщаемой текстом, – смысл углублённого редакторского чтения. Редакторское чтение имеет много общего с чтением при научной работе. Здесь так же важно, чтобы в результате не осталось ничего непонятного, так же необходимо обдумывание сложных мест текста, знакомство с литературой по теме, но полная аналогия в данном случае всё-таки невозможна.
Если в чтении при научной работе особенно важна его познавательная функция, в редакторском чтении главное – оценка текста.
Редактор обязан взвесить каждое слово, выявить не только удачи и просчёты автора, но и причины, их вызвавшие. Опытный редактор умеет воспринимать прочитанный текст, каждую его мысль не как информацию, но как своего рода реальность, глубоко и последовательно вникать в содержание, мысленно представлять все его детали в конкретных жизненных образах.
Редакторское чтение требует сосредоточенности и осознанной власти над вниманием.
Классификация видов чтения
Знание особенностей восприятия, характеристик внимания, факторов, влияющих на продуктивность памяти, позволяет управлять процессом чтения. Причём перед каждым редактором неизбежно возникает целая серия специфических проблем. Укажем лишь некоторые из них: процесс вхождения в текст и рамки литературного произведения, распределение в пределах текста материала, предназначенного для запоминания, воздействие на читателя различных приёмов изложения.
Билет №2.
1234567Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 137 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Стр. 144
ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Правильность чтения
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Современные пробиотики: в чем их особенность 
Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:
Виды чтения
Целью чтения — его продуктом, результатом является осмысление зрительно воспринимаемой информации, раскрытие смысловых связей, понимание информации. Чтение человека всегда целенаправленно в зависимости от конкретной цели в конкретный момент чтения. Чтение в школе, или учебное чтение, хотя по многим параметрам и отличается от зрелого чтения, имеет много общего с ним. И в зрелом чтении, и в учебном чтении реализуются одинаковые виды чтения.
В методической литературе прошлых лет было принято различать виды чтения в зависимости от условий (классное и домашнее); от трудности (чтение со снятыми трудностями или нет); чтение подготовленное и неподготовленное. Выделение перечисленных видов чтения происходило в период, когда чтение еще не рассматривалось как коммуникативная деятельность, а акцент ставился в первую очередь на усвоении языкового материала и лишь затем на понимании читаемого. В дальнейшем чтение стало рассматриваться как средство проникновения в смысл читаемого. В выделении видов чтения в этот период значительную роль сыграли психологические исследования процесса понимания графического текста. Так, психологами было показано, что при свободном владении языком понимание при чтении достигается непосредственно. Если же возникают трудности, то чтец прибегает к анализу (предложений, слов, форм) (Соколов А.Н., 1947). В соответствии с этим открытием было принято деление чтения на виды на основе характера протекания процесса понимания: аналитическое (правильнее, чтение с элементами анализа) и синтетическое (непосредственное понимание). Было сформулировано положение о том, что обучаемый должен уметь читать с непосредственным пониманием и прибегать к анализу при возникновении трудностей.
В современный период развития методики, когда за основу построения любой образовательной модели принимается деятельностный подход к обучению, типологию видов чтения принято строить в зависимости от характера деятельности чтеца. Характер его деятельности меняется, в свою очередь, в зависимости от цели чтения и ожидаемого результата. Таким образом, в определении видов чтения как объектов обучения необходимо руководствоваться тем, какие коммуникативные задачи придется решать читающему: они выступают в качестве основных критериев дифференциации видов чтения. В свою очередь, коммуникативные задачи, которые приходится решать чтецу на иностранном языке, неразрывно связаны с предполагаемым дальнейшим использованием информации текста, что предусматривает четкую установку на степень полноты и точности понимания, глубины проникновения в содержание читаемого. Поэтому важно понимать, что качественные характеристики результата деятельности чтения (степень полноты, точности и глубины понимания) напрямую зависят от цели чтения.
Итак, в выделении видов чтения принято сочетать три коррелирующих фактора: цель чтения, определяемый ею характер деятельности и зависящая от цели установка на степень полноты, точности и глубины понимания.
В зависимости от коммуникативных задач при чтении и характера использования полученной информации предложено различать следующие виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое (Фоломкина С.К., 1974). Для каждого из них характерны специфические цели и разная установка на степень понимания текста.
Рассмотрим эти виды чтения как с позиций зрелого чтеца, так и позиций учащегося.
Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нем, выявлении наиболее существенной информации. Для зрелого чтеца — это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается как бы к сведению. Если читающий запоминает ее, то непроизвольно. Так, например, читают художественную литературу для себя, для отдыха. Очень часто этот вид чтения используется при работе со специальной литературой. Зная, что определенная книга или статья относится к интересующей его области или проблеме, читающий знакомится с ее содержанием. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: „новое” — „известное”, „интересно” — „не интересно”, „понятно” — „не понятно”. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно.
Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от его эрудиции в данной предметной области, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развертывания содержания. Опытный чтец все это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.
В школьном обучении, даже на завершающем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом.
Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку „обходить” незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает в более медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей, над которой учащиеся размышляют, пытаясь понять ее. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста — лексических, социокультурных, прочих. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирование у учащихся личностного отношения к информации.
Второй вид чтения — изучающее чтение — предусматривает точное понимание всей информации текста. Поэтому его называют также чтением с полным пониманием читаемого. Читающий ставит перед собой такую задачу, поскольку он заинтересован в получении точной и детальной информации. Она может использоваться с чисто познавательной целью, если такая информация интересна или представляет какую-либо ценность в профессиональной деятельности человека. В процессе такого чтения, когда приходит понимание всего, что заложено в тексте („ …вычитывание всего, что заложено в тексте” — Щерба Л.В., 1947), происходит ее критическое осмысление, интерпретация, осознанное сопоставление с теми сведениями и знаниями, которыми чтец владеет в этой области. Помимо этого читающий, осознающий необходимость во владении данной информацией, сознательно или неосознанно делает установку на ее запоминание, а поскольку он воспринимает информацию в вербальном коде, то отчасти она запоминается и в словесном выражении.
Изучающее чтение сопровождается перечитыванием отдельных мест, остановками, размышлением, полным проговариванием текста, а иногда внутренней полемикой на основе прочитанного. Так скрупулезно обычно читается текст, информация которого очень важна для профессиональной деятельности читающего, для повышения эрудиции, для удовлетворения познавательных интересов. Изучающее чтение характеризуется медленным темпом, фиксацией внимания на всех языковых фактах, установкой на дальнейшее использование информации текста.
Школьное изучающее чтение отличается от чтения хорошо подготовленного чтеца специально отобранными текстами. Необходимость отбора материала для изучающего чтения обусловлена, во-первых, уровнем обученности учащихся (ограниченным объемом словаря и грамматики). Во-вторых, тексты для изучающего чтения отбираются, как правило, не только для обучения собственно чтению, но и для решения сопутствующих задач: для продуктивного овладения новым лексическим и грамматическим материалом, для развития умений в других видах речевой деятельности на основе информации текста и т.д. Все это заставляет дозировать трудности текста.
Само протекание деятельности изучающего чтения отличается от зрелого профессионального чтения на иностранном языке более частым обращением к словарю, большими затруднениями в осмыслении связи слов в предложении, большими усилиями при смысловой переработке информации, замедленным темпом понимания смысла всего текста. Изучающее чтение в школе отличается от реального чтения на иностранном языке, кроме того, необходимым этапом работы с языковым материалом (лексика, грамматика). Что касается механизмов чтения, то они мало отличаются от механизмов хорошо подготовленного чтеца на иностранном языке, кроме качества развития этих механизмов.
В практике чтения выделяются также поисковое чтение и просмотровое чтение. Несмотря на то, что их часто отождествляют, оба вида имеют некоторую специфику.
Поисковым чтением называют чтение, имеющее целью поиск нужной информации, а результатом — выборочное, избирательное понимание читаемого. Источниками для данного вида чтения, как правило, выступают функциональные тексты (объявления, реклама, инструкция, приглашение куда-либо, проспект и т.д.). У зрелого чтеца, компетенция которого содержит детальные представления о типах текстов, свойственных культурному сообществу, на языке которого он читает, запускается механизм поиска потенциально ожидаемой информации, например: в железнодорожном билете — номер поезда, платформа, время отправления; в программе телепередач — время, названия художественных фильмов, пр.
В отличие от зрелого чтения этого вида в школьных условиях конкретная коммуникативная задача по поиску информации ставится учителем. В школьном обучении наблюдаются некоторые отличия и в плане дальнейшего использования информации текста. Поисковое чтение на материале функционального текста часто выступает как подготовительный этап для развития речевых умений в других видах деятельности. Полученной информацией можно воспользоваться как опорой для говорения или для написания текста по аналогии (визитка, например). В школьном обучении полезна работа над лексикой и грамматикой на материале аутентичных функциональных текстов.
Обучение поисковому чтению не ограничивается использованием функциональных текстов. Не исключается привлечение текстов других жанров — описательных, научно-популярных, публицистических. Более того, поисковое чтение все чаще включают в качестве компонента в систему упражнений, направленную на полное понимание читаемого текста. Перед учеником ставится задача выбрать из текста заданную информацию (даты, имена собственные, тематическую лексику, пр.). В процессе поискового чтения ученик начинает лучше ориентироваться в структуре и содержании текста, понимает часть информации, не прибегая к словарю. Тем самым полное понимание текстовой информации достигается быстрее и более эффективным способом — самостоятельно.
Попытаемся показать отличие поискового чтения от просмотрового. Различий в плане механизмов протекания у данных видов чтения почти нет. Различия связаны главным образом с объектом поиска. При просмотровом чтении перед чтецом текста стоят три доминирующие задачи: определить предмет речи (тему); круг вопросов, излагаемых в книге, статье, газете, с тем, чтобы уяснить, представляет ли тема какой-либо интерес. В отличие от поискового чтения, начиная читать, субъект не знает, окажется ли полезной для него информация. Прежде всего, он определяет область, к которой относится информация текста, и внутренне дает ей оценку: „нужно” — „не нужно”, „интересно” — „не интересно”. Если читающий приходит к выводу о том, что текст не представляет никакой ценности, он прекращает чтение. Этот вид чтения связан с беглым просмотром текстового материала и избирательным пониманием просматриваемого текста. При этом чтении читающий не прибегает к словарю. Зрелому чтецу бывает достаточно прочитать заголовок и подзаголовок, чтобы определить область знаний, к которой относится текст, либо просмотреть текст полностью, но очень бегло.
Реализация данного вида чтения в школьных условиях предусматривает ряд ограничений и оговорок. Просмотровое чтение используется при первом предъявлении нового текста с целью сформулировать гипотезы о его содержании. То есть просмотровое чтение выступает как мотивирующий фактор к прочтению текста. Осуществление этого вида чтения в классе, как правило, ограничено обозначенной выше задачей. Напротив, роль просмотрового чтения возрастает в ходе самостоятельной работы учащихся над созданием проектов, сочинений и других творческих работ, которые чаще используются на старшем этапе обучения. Особенно актуальным становится использование просмотрового чтения в связи с возрастающим вниманием к профильному обучению. Профильное обучение предполагает преимущественно самостоятельную работу учащихся. Ученик в соответствии с выбранным им профилем (язык и литература, история, естественные науки, математика и т.д.) должен уметь самостоятельно осуществлять поиск источников информации, то есть прибегать к просмотровому чтению.
Для успешной реализации просмотрового чтения ученик использует в том числе и те приемы, которыми он овладел при обучении поисковому чтению. Учащийся просматривает заголовки статей, других источников, в которых могут встретиться данные по интересующей его проблеме. Пробежав глазами статью, введение к книге, оглавление, он определяет — нужно ли ему читать. Способность самостоятельно работать с книгой, информационными ресурсами — одно из важнейших умений выпускника школы.
Принципом отбора содержания для обучения чтению в школе должно стать включение всех его видов. Основным признаком достижения высокого уровня развития умений чтения является умение учащегося изменять характер деятельности в зависимости от конкретной ситуации, цели чтения. Читающий должен владеть умением переключаться с одного вида чтения на другой с учетом конкретной задачи, которую он ставит перед собой.
Завершая рассмотрение видов чтения в школьном обучении, отметим, что каждый вид чтения характеризуется как качественными, так и количественными параметрами развития. К количественным показателям относят скорость чтения, которая обеспечивается быстротой распознавания значений лексических единиц и грамматических явлений и их перевода на уровень понимания смысла. Высокая скорость чтения свидетельствует о неразрывности процессов восприятия и переработки воспринятого. Для каждого из видов чтения характерна своя средняя скорость и процент охвата информации.
Виды чтения и их особенности, их место в процессе редактирования.
Так, для ознакомительного чтения характерна скорость чтения 180-190 слов в минуту для английского и 140-150 слов для немецкого языка при условии понимания не менее 70 % информации. Для изучающего чтения считается достаточной скорость 50-60 слов в минуту при 100 % понимании читаемого. Наконец, для просмотрового/поискового чтения нормальной считается скорость 1-1,5 минуты за страницу при 40-50 % понимании информации. Следует, однако, оговорить, что современная методика не апеллирует, как правило, к количественным показателям при выборе критериев оценки успешности чтения, предпочитая им качественные: полноту, точность и глубину понимания текста.
Характеристика основных приёмов обучения чтению
Известно, что чтение ударной гласной зависит от типа слога. Тип слога определяется тем, какие буквы следуют за ударной гласной.
В третьем типе слога за ударной гласной следует буква r. Гласные в этом типе слога читаются как долгие звуки:
farm , corner , girl , serve , turn , Myrtle .
В четвёртом типе слога после ударной гласной стоит буква r, за которой следует гласная буква. Гласные в этом типе слога читаются как дифтонги или трёхчленные сочетания:
care , Mary , mere , fire , cure , tyrant .
Буква | III тип слога | IV тип слога |
---|---|---|
Aa | — car | — care |
Ee | — term | — mere |
Ii | — girl | — fire |
Oo | — port | — more |
Uu | — turn | — cure |
Yy | — Myrtle | — tyre |
Буква u в четвёртом типе слога после звуков , читается как : rural , jury .
Если в слове стоят две буквы r, то гласная перед ними читается по правилу закрытого типа слога: merry , hurry .
Далее:
Когда учить ребенка читать? Сторонники и противники раннего обучения чтению без устали спорят на интернет-форумах и на страницах научно-популярных изданий, пытаясь найти ответ на этот вопрос.
Рынок переполнен различного рода материалами и иллюстрированными пособиями по обучению чтению. И в то время как одни родители задаются целью «разбудить дремлющего гения», другие настаивают на том, что нельзя обмануть природу и все должно идти своим чередом. Так кто же из них прав? Есть ли на самом деле противоречие в этом споре? И стоит ли учить кроху чтению "с пелёнок" ?
5 мифов о раннем обучению чтению
- Нервная система малыша еще не созрела, поэтому занятия чтением вредны. Слуховые и зрительные анализаторы у годовалого малыша не готовы к восприятию информации в виде букв или слов — так считают сторонники традиционного обучения чтению. Что на самом деле?Слух и зрение имеют очень важное значение для адаптации ребенка в окружающем мире и наряду с тактильным анализатором развиваются одними из первых, буквально в первые месяцы жизни ребенка, и происходит это благодаря и в процессе активного познания малышом окружающего мира. Тоже самое можно сказать и о развитии интеллекта. Любое стимулирование и регулярные занятия полезны для малыша и ведут как раз к совершенствованию и укреплению нервной системы крохи.
- Обучение чтению сопряжено с большими нагрузками на малыша. Предполагается, что на ребенка одномоментно сваливается большой поток не соответствующей возрасту информации, которая трудна и опасна для восприятия. Что на самом деле? Современные методики раннего обучения чтению разрабатываются от простого к сложному, от склада к слову, используя при этом огромное количество яркого графического материала и специальные подборы слов из окружения и повседневной жизни малыша. Все методики интуитивны и как правило преследуют цели не только научить читать, но и расширить кругозор крохи, создать ему интерес к обучению и занятиям в целом. Акцент делается не на нагрузочность материала, а на его способности создать мотивацию смотреть, изучать и двигаться дальше. Способов множество — нужно найти среди них подходящий именно вам.
- Маме самой очень сложно научить кроху читать. Нужно готовить бесчисленное количество карточек и прочего материала, делать книги, подбирать картинки и без устали отслеживать график многочисленных занятий чтением, что превратит жизнь любой мамочки в кошмар. Что на самом деле? Именно такой образ мыслей и делает весь процесс трудоемким и в итоге неосуществимым. Не нужно изначально настраиваться на тяготы и лишения в процессе обучения чтению. Подойдите к этому как еще одному увлекательному времяпровождению с малышом и делайте ровно столько, сколько позволяют вам силы и возможности. Ищите доступные источники материала, в том числе и в Интернете. Обменивайтесь опытом с другими людьми и найдите свой стиль, свой метод и свой темп.
- Традиционная школа тормозит процесс дальнейшего обучения. Считается, что школа не способна учесть потребности таких учеников, которые в раннем детстве овладели чтением, поэтому интерес к чтению у них со временем угасает. Что на самом деле? Школьная программа, действительно, рассчитана на усредненный уровень ученика, в том числе и не умеющего бегло читать к школе, ведь ее задача в другом — не в развитии таланта и способностей именно вашего ребенка, в а обеспечении определенного уровня грамотности в том или ином городе или районе. Другой вопрос — насколько это соответствует вашим целям и целям вашего малыша — готовы ли вы дальше развивать и поддерживать традиции чтения в своей семье? покупать интересные книги? сделать чтение образом жизни своего ребенка? В любом случае ребенок, научившийся читать в раннем детстве, имеет больше возможностей проявить себя в школе, коэффициент обучаемости у таких учеников, как правило, выше сверстников, и интеллектуальные возможности также относятся к числу незаурядных.
- И такой обывательский миф — Зачем обучать кроху чтению, ведь пока это ему не нужно. Годовалому малышу, действительно, не нужно читать букварь, делать домашние задания, вести светские беседы и демонстрировать свою образованность. Так зачем учить читать? Именно раннее детство закладывает в человеке творческость, любознательность и работоспособность ума. Ребенку в возрасте от 0 до 3 лет интересно абсолютно все, что происходит вокруг него, он активно впитывает все новое, любая информация воспринимается им позитивно, малыш стремится освоить то, что видит. Умение читать относится к познавательным навыкам и на все 100% соответствует целям малыша — узнать этот мир поближе, разобраться во всех тонкостях и ньюансах. В более позднем возрасте мотивация к изучению и исследованию всего вокруг потихоньку снижается, если пытливость ума не вошла в привычку.
Важные выводы!
- Чтение основывается на процессе слухового и зрительного восприятия, одновременно развивая его.
- Обучение чтению должно проходить в увлекательной и позитивной форме с тщательно подобранным материалом.
- Каждый малыш индивидуален и только мама сможет подобрать наиболее интересный и эффективный материал или методику для обучения чтению.
- Обучение чтению в раннем детстве дает свои плоды в более взрослом возрасте — достигается комплексный эффект в виде развития интеллекта, расширения кругозора, а также повышается самооценка (я САМ могу читать!) и мотивация к дальнейшему обучению.
Оптимальный возраст для обучения чтению
Если чтение книг — это образ жизни вашей семьи, вы любите читать сами и мечтаете привить эту любовь своему малышу, начните обучение чтению с раннего детства. Сделайте мир своего крохи богаче посредством чтения. Подбирайте информацию от простого к сложному, учите различать буквозвуки и буквосочетания, не бойтесь переходить к словам на знакомые тематики.
Используйте материалы нашего сайта, доступные в бесплатном или в платном доступе либо другие известные вам методики обучения чтению в раннем возрасте.
Смотрите также
Развивающая среда. Что же это?
Наверняка вы слышали о пользе развивающей среды для развития малыша.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Давайте попробуем детально разобраться, что же это такое и как реализовать её в домашних условиях.
Подробнее
Раннее обучение чтению — за или против
Ряд прогрессивных методик обучения чтению видят перспективы для развития малыша в том, чтобы научить его самостоятельно читать как можно раньше. Какие же аргументы за и против существуют в пользу обучения чтению в раннем возрасте?
Подробнее