Постановка звука р
Содержание
- Как определить, что ребенку требуется помощь логопеда
- Как научить ребенка говорить и выговаривать букву Р?
- Причины неправильного произношения
- Игры с ребенком, направленные на постановку звука Р
- Логопедические упражнения на постановку звука Р
- Постановка шипящих звуков
- Исправление нарушений произношения звука/ Ж/
- Исправление нарушений произношения звука /Р/
- Постановка звука /Р/ от сочетания «ЗА».
- Постановка звука /Р/ в положении лежа.
- Постановка звука /Р/ от сочетания «дын-дын-дын»:
- /Р/ от «Грибка».
- Постановка звука при боковом произношении звука /Р/
- Исправление носового произношения звука /Р/
- Исправление параротацизма.
- Постановка звука /Р/ от звука /Д/
- ⑦ эффективных упражнений, чтобы научить ребенка говорить букву Р. Постановка звука у логопеда
- Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р
- Упражнения для подъязычной связки
- Упражнения для кончика языка
- Правильное произношение звука «Р»
- Как научить ребенка говорить букву «Р»?
- Подготовительные упражнения
- Артикуляционная гимнастика
- Советы, как научить ребенка говорить р
- Произнесение звука «Р» в разговоре
- Для развития речи
- Работа над звуком «р»
- Как научить ребенка говорить букву Р: самые надежные методики
- Постановка звука «ц»
- Для звука «л»
- При заикании
- Для взрослых
- На четкость произношения
- После инсульта
Звук Р – один из наиболее сложных для произношения звуков русского алфавита. Подчинить его себе получается даже не у всех взрослых, так что говорить о малышах. Помочь в этом может специальная методика, разработанная детскими логопедами. Она расскажет вам как научить ребенка говорить Р, не заставляя малыша заниматься, а играя с ним.
На первом этапе важно правильно поставить звук Р, разобрать правильную артикуляцию при произношении.
На втором этапе происходит закрепление этого звука в слогах, словах, предложениях.
Как определить, что ребенку требуется помощь логопеда
Серьезно беспокоиться о правильности речи малыша нужно, если ребенок не научился произносить звук Р к шести годам. В этом случае будет верным решение обратиться к профессиональному логопеду, который, в первую очередь, определит причину дефекта речи. Это очень важно, чтобы помощь специалиста была более эффективной и действенной.
Как научить ребенка говорить и выговаривать букву Р?
Ведь причиной дефектного произношения звука Р может быть не только недоразвитие речевого аппарата ребенка, но и развитие серьезных заболеваний органов дыхания.
Кроме того, логопед поможет подобрать набор индивидуальных упражнений для малыша, направленных на устранение именно его недостатков. Такая артикуляционная гимнастика – обязательное условие для постановки правильного произношения сложных звуков.
Что в речи ребенка должно насторожить родителей и принять решение обратиться к специалисту? Это такие явные дефекты произношения как:
- При произношении ребенок звук Р заменяет звуком Л;
- Ребенок не произносит звук Р в словах, пропуская его;
- Ребенок произносит звук Р не рычащим, а гортанным;
- Ребенок произносит окончания слов невнятно, нечетко.
Если подобные проявления наблюдаются у малыша четырех-пяти лет, то беспокоиться пока не стоит. Однако определенные упражнения, которые помогут ребенку быстрее подчинить себе свой речевой аппарат, лишними не будут.
Причины неправильного произношения
Отдельно остановимся на тех факторах, которые могут стать причиной неправильного произношения ребенком отдельных звуков. Можно выделить несколько основных причин:
- Нарушения артикуляционного аппарата. В этом случае исправить речь можно при помощи логопедических упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов. Для этого потребуются усидчивость, терпение и старание как ребенка, так и родителей.
- Заболевания органов дыхания или артикуляционного аппарата. При выявлении таковых необходимо обратиться за помощью к врачу, который вылечит имеющиеся болезни. Только после этого можно начинать работу по постановке звука Р.
- Неправильное поведение окружающих ребенка людей. Очень часто взрослые целенаправленно коверкают свою речь, считая, что так они говорят на языке, более понятном детям. А ребенок, слыша с младенчества неправильную речь, привыкает к подобному произношению, считая его правильным. В результате – дефектная речь.
Это наиболее распространенные причины, почему ребенок неправильно говорит. В действительности их может быть гораздо больше. Выявить их может только логопед.
Игры с ребенком, направленные на постановку звука Р
Чтобы быстрее освоить произношение Р, малыш должен произносить этот звук как можно чаще. Постоянная тренировка артикуляционного аппарата непременно даст свои плоды и поможет ребенку быстрее освоить трудный звук. Для этого:
- Больше разговаривайте с малышом, добавив в ваш лексикон как можно больше слов, содержащих букву Р. Произносите эти слова сами, стараясь выговаривать их четко и правильно, и вынуждайте так же правильно проговаривать их ребенка.
- Играйте с ребенком в звукоподражания. Порычите вместе как лев – р-р-ррр, помурлыкайте как кот – мурр-мурр, постреляйте из автомата – тра-та-та, заведите мотор автомобиля – дррр-дррр. Повторяйте любые окружающие вас звуки, в которых встречается звук Р, сделав это занятие веселой и увлекательной игрой.
- Сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории, сделав главным героем крота, поросенка, кролика, черепашку или других персонажей, наделив их именами, в которых содержится буква Р.
- Выучите детские стишки или скороговорки, где буква Р встречается часто. Вот несколько подобных примеров:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Логопедические упражнения на постановку звука Р
Несмотря на то, что тренировка в произношении звука Р важна и необходима для постановки правильной речи, но ее одной недостаточно. Не менее важна артикуляционная гимнастика, направленная на развитие тех мышц языкового аппарата, напрямую участвующих в произношении звука Р.
Логопеды разработали целый комплекс таких упражнений, которыми без труда дети могут заниматься дома вместе с родителями. В этой гимнастике очень важное значение имеет периодичность занятий – ежедневно и желательно два-три раза в день. А также совместная работа: на примере родителей малыш должен видеть, как правильно нужно выполнять упражнения.
Каждый специалист разрабатывает свою методику по постановке правильного звука Р. Но есть ряд упражнений, которые используют все логопеды.
«Чашечка»
Придать языку форму чашки – края подняты, а средняя часть опущена. Нужно удерживать язык в этом положении 10-15 секунд, затем расслабить его и повторить упражнение снова. Делать его нужно не менее пяти раз.
«Лопаточка»
Немного высунуть язык и придать ему форму лопатки – сделать его прямым и широким. Также удерживать это положение секунд 15 и повторять несколько раз.
«Чистим зубы»
Раздвигаем губы в широкой улыбке так, чтобы открыть верхние зубки. Языком вычищаем зубы с внутренней стороны, действуя им, как метелкой. Очень важный момент – работать должен только язык, а челюсти оставаться неподвижными.
«Цоканье»
Поиграйте вместе с ребенком в лошадку – поцокайте. Это простое упражнение поможет укрепить мышцы языка.
«Шиворот-навыворот»
Высуньте язык и в таком положении попробуйте проговаривать с ребенком разные слова. Получится смешно, а одновременно вы сделаете хорошую разминку для языка.
«Лакание молока»
Предложите малышу повторить действия кошки и полакать чай, компот или сок. Такое нехитрое упражнение хорошо укрепляет мышцы языка.
«Длинный язык»
Посоревнуйтесь с ребенком, предложите ему коснуться языком носа или подбородка.
Расслабляем мышцы языка
Нужно широко открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на бугорки верхних зубов.
Удерживайте такое положение языка секунд 20 и повторяйте не менее трех раз. Это очень эффективное упражнение, которое научит ребенка расслаблять мышцы языка и растянет подъязычную связку.
«Кусаем язычок»
Улыбаемся и покусываем кончик языка. Такое упражнение поможет возбудить языковые мышцы.
«Дятел»
Широко открываем рот в улыбке и ударяем кончиком языка по бугоркам верхних зубов. При этом нужно произносить звук Д. Вначале звук Д произносим медленно, затем постепенно увеличиваем темп. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы челюсть была неподвижна, а рот оставался в улыбке. Упражнение делаем не менее 15 секунд.
Если выполнять все предложенные рекомендации старательно, пользуясь любой для этого возможностью, то ваш ребенок очень быстро покорит звук Р. А благодаря игровой форме упражнений процесс занятий с артикуляционным аппаратом станет увлекательным и для детей, и для родителей.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков р, рь:
Логопедические онлайн упражнения
Логопедия гласных букв:ё | у | е | ы | а | о | э | я | и | ю |
Трудные гласные буквы:е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
Трудные согласные буквы:б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |
К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (poskladam.ru), Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. Онлайн упражнения по логопедии (poskladam.ru) могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Если у ребенка существуют проблемы с произношением звуков, то проводится обучающая работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Отслеживайте успехи ребенка. Вы можете специально снимать его на видео и выкладывать в свой ютуб канал.
Постановка шипящих звуков
Исправление нарушений произношения звука/ Ж/
Звук /Ж/ ставится обычно от звука /Ш/ включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука /З/, как /Ш/ от /С/.
Исправление нарушений произношения звука /Р/
Комплекс упражнений: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Индюк», «Чашечка», «Автомат», «Дятел», «Маляр», «Чистим зубы», , «Качели», «Барабан», «Вкусное варенье».
Постановка звука /Р/ от сочетания «ЗА».
«Горловое» произношение звука /Р/ — нарушение, при котором многие способы постановки малоэффективны. Чаще всего причина такого приспособления – слабый речевой выдох. Поэтому прежде всего необходимо выработать у ребенка правильный речевой выдох, затем приступать к постановке звука. В таком случае лучше всего у меня получается постановка звука /Р/ от сочетания «ЗА» ( иногда «ША») с помощью вибрации языка логопедом.
Этот способ, на мой взгляд, самый легкий, а главное эффективный при исправлении «горловых» звуков (велярного и увулярного).
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и с сильным напором воздуха произносить длительное «З-З-З-ЗА». В это время примерно посередине языка заносится спичка с ваткой (ватная палочка), и логопед производит частые колебательные движения, от чего слышится сочетание «Р-Р-РА».
Челюсть ребенка необходимо фиксировать: большим пальцем слегка надавливаем на подбородок, остальные пальцы на затылке.
После того, как многократно сочетание получается, палочка заменяется соской, туго набитой ватой. Можно обучить ребенка самому добиваться вибрации кончика языка с помощью правого указательного пальца. Со временем бывает достаточно того, чтобы ко рту подносился пальчик или палочка, и кончик языка начинает вибрировать. Затем звук вводится в речь. В данном случае порядок автоматизации будет следующим: звук /Р/ в открытых слогах и словах, затем в закрытых слогах, в стечении согласных.
Постановка звука /Р/ в положении лежа.
Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно. В данном случае в первую очередь необходим массаж языка для укрепления его мышц, только затем следует приступать к постановке звука /Р/ в положении лежа. В положении лежа язык слегка западает назад, то есть не выглядывает из-за зубов.
Логопед садится на край дивана, ребенок ложится головой на её колени. В положении лёжа ребенку пред-лагается с силой выдыхать из себя воздух , произнося «за» (можно «дж»).
В это время логопед левой рукой удерживает подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с помощью палочки, зонда или соски вызывает вибрацию кончика языка.
Постановка звука /Р/ от сочетания «дын-дын-дын»:
Ребенку предлагается открыть рот и произносить сочетание «дын-дын-дын», в это время логопед фиксирует челюсть ребенка (она должна быть неподвижной) и спичкой или ватной палочкой вызывает вибрацию языка.
/Р/ от «Грибка».
Просим ребенка сделать упражнение «Грибок». Кончик языка подвинут к альвеолам, рот открыт, губы улыбаются. Двумя пальцами ребёнок придерживает боковые края языка. Логопед предлагает дунуть на кончик языка. Язык начинает вибрировать. После многократных повторений включается голос.
Для вызова хорошей вибрации изолированного звука /Р/ использую упражнение «Заведи моторчик» из речедвигательной гимнастики А. Я. Мухиной: ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед (язык в это время расслаблен), согнутыми в локтях параллельно друг другу руками ребенок выполняет вращательные движения. В это время ребенок с силой дуют на кончик языка. Получается протяжный «РРРР».
Постановка звука при боковом произношении звука /Р/
Подготовительный этап начинается с гимнастики языка и губ. При /Р/ боковом обычно ослаблены мышцы одной или двух боковых краев языка. Для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа.
Сначала ставится /Р/ проторный, далее он вводится в слова, фразы и самостоятельную речь. Только после этого можно приступить к вибрации кончика языка.
Исправление носового произношения звука /Р/
Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать через нос и через рот. Поупражняв ребенка в выдохе через нос и через рот, сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (/В/, /Ш/ и другие), со звуками, которые произносятся через нос (/М/,/Н/).
Для этого этапа рекомендуются те же приёмы, что и для случаев отсутствия звука /Р/.
Исправление параротацизма.
На подготовительном этапе работа идёт в нескольких направлениях: различение на слух звука /Р/ и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции: овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приёмов, подражания образцу.
Постановка звука /Р/ осуществляется теми же приёмами, что и при отсутствии, но надо учитывать такие особенности:
при замене звука /Р/ звуком /Г/ необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка.
при замене звука /Р/ звуком /В/ не следует вызывать /Р/ проторный, так как последний сходен с /В/ по способу образования и ребенок может смешать эти звуки.
Постановка звука /Р/ от звука /Д/
Ребенок устанавливает широкий язык за верхние зубы произносит звук /Д/ громко, с большим напором воздуха (дует на язык).
⑦ эффективных упражнений, чтобы научить ребенка говорить букву Р. Постановка звука у логопеда
Если кончик языка не напряжен, появляется звукосочетание «др». С каждым разом вибрация языка усиливается, звук /Р/ становится все длительней. Сочетание «др» следует вводить в слова со стечением «др», затем «тр», после чего отрываем /Т/ от /Р/ , вводя между ними гласный звук. Часто на этом этапе ребенок задерживается надолго. В таком случае наряду с частым произношением слов со стечением «тр» и «др» пытаюсь вызвать хорошую вибрацию изолированного звука /Р/, используя уже известное упражнение «Заведи моторчик» из речедвигательной гимнастики А. Я. Мухиной. Сначала моторчик произносится «тр», затем «тр – р – р», то есть отрываем /Т/ от /Р/.
Постановка звука /Р/ от сочетания «тр»
Если звук звук /Р/ у ребенка отсутствует или заменяется другим звуком, можно предложить подуть на кончик языка и без включения голоса произнести «тррр». Если вибрация получается, можно приступать к «включению» голоса. Ребенку предлагается повторить это упражнение, но уже с голосом («чтобы горлышко дрожало»). По необходимости можно показать как включается голос, когда произносим другие звонкие звуки, например, /З/, /Ж/ и т. д. Далее звук автоматизируем.
Исправление нарушений произношения звука /Р’/
После автоматизации /Р/, используя приём подражания, добиваются правильного произношения /Р’/. Длительный раскатистый /Р/ последовательно соединяют с гласными /И/,/Я/,/Е/,/Ё/,/Ю/, растягивая при этом губы в улыбку.
Если нет /Р’/мягкого, произносить /Р/ можно с запрокинутой назад головой.
После автоматизации звука необходимо провести дифференциацию звука /Р/ и его заменителя.
Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р
Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.

Если дело только в неправильной технике произношения, исправить это вполне возможно. Для того чтобы научиться выговаривать букву «Р», взрослому человеку потребуется несколько недель времени и регулярные занятия – 2-3 раза в день по 5-10 минут, а также терпение.
Быстрая навигация по статье
Упражнения для подъязычной связки
Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:
- Кончик языка нужно постараться дотянуть до носа;
- Крепко прижать кончик языка к нёбу и, около зубов, провести его максимально далеко к горлу;
- Широко открыть рот, максимально высунуть язык и кончик языка выгнуть вверх;
- Провести языком слева направо по всем зубам и обратно;
- Свернуть язык в виде лопаты и максимально высунуть наружу.
Упражнения для кончика языка
Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:
- Несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;
- Прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощёлкать;
- Прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию;
- Широко открыть рот, и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».
Правильное произношение звука «Р»
После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:
- Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
- Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
- Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
- Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
- Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.
Как научить ребенка говорить букву «Р»?
Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.
Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.
Еще вчера ваш кроха забавно агукал, умиляя окружающих своей улыбкой. А уже сегодня он ходит в детский сад, да и школа уже не за горами. Возможно, он даже знает все, ну или почти все буквы, рассказывает стихи и вообще крайне смышленый ребенок. Но вас неотступно преследует мысль о том, что с ним что-то не так. Разумеется! Малыш не выговаривает букву «р». И это в лучшем случае – в худшем у малыша вообще во рту может быть настоящая «каша»!
Что же делать родителям в подобной ситуации? Казалось бы, ответ очевиден – логопедические упражнения помогут решить проблему. И это правильно, но только отчасти. Не стоит торопить события и пытаться исправить данный дефект у детей младше пяти лет. Логопеды объясняют – в том случае, если ребенок гармонично развивается, не имеет каких – либо проблем с артикуляционным аппаратом, то звук «р» в его речи появится только к пятилетнему возрасту. Этот звук – самый последний, который появляется у малыша.
Однако в некоторых случаях кроха не сможет выговорить букву «р» самостоятельно. В этом случае обязательно покажите ребенка врачу – стоматологу – в половине всех подобных случаев причиной проблемы является укороченная подъязычная уздечка. В этом случае проблема решается крайне просто – достаточно просто подрезать ее. Операция займет не больше десяти секунд, и уже к вечеру малыш начисто забудет про нее.
А вот во второй половине случаев для постановки буквы «р», скорее всего, ребенку понадобится помощь логопеда. Однако в большинстве случаев родители могут попробовать сделать это самостоятельно. Для этого вам понадобится совсем немного – свободное время, терпение и знание того, что именно нужно делать.
Подготовительные упражнения
Логопедические занятия с малышом – процесс достаточно длительный, поэтому не стоит ожидать, что ребенок начнет выговаривать букву «р» к концу первого же занятия. Прежде чем приступить непосредственно к постановке звука, нужно подготовить речевой аппарат и легкие. Для этого идеально подходят следующие упражнения:
Для того чтобы ребенок правильно выговаривал букву «р», необходимо научить его правильно выдыхать. Для этого попробуйте выполнить вместе с малышом подобное упражнение: попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть, словно задувая воображаемую свечу, заставляя при этом вибрировать губы.
Родителям стоит предварительно самим попрактиковаться, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку. Кстати говоря – некоторые логопеды советуют для облегчения ребенку задачи использовать настоящую свечу. Однако, разумеется, ни в коем случае недопустимо забывать о пожарной безопасности. Данное упражнение ребенок должен повторить не менее десяти раз.
Малыш должен полностью расслабить язычок и протиснуть его между зубками. Потом необходимо глубоко вдохнуть и с усилием выдыхать, проговаривая какую – либо гласную букву, заставляя язык вибрировать. Сам язык и губы ребенка должны быть при этом полностью расслаблены. Для того чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, необходимо поднести ко рту ребенка ладонь – если все правильно, вы почувствуете резкий поток холодного воздуха. Подобное упражнение необходимо около десяти раз подряд.
Не менее полезно и так называемое «цоканье» языком. Попросите ребенка озвучить походку лошадки – предварительно покажите ребенку, как это делать. Язычок сначала должен всей поверхностью коснуться неба, а потом резко упасть вниз. Для того чтобы это упражнение принесло ожидаемую пользу, необходимо следить за нижней челюстью ребенка – она должна быть расслабленной. Продолжаться это упражнение должно около одной минуты.
Попросите ребенка открыть рот таким образом, чтобы зазор между зубами был примерно два пальца. Попросите малыша поднять язычок и коснуться им неба – уздечка должна быть максимально напряжена. Язык необходимо удерживать в подобном положении так долго, как это возможно.
Артикуляционная гимнастика
После недели подготовительных упражнений можно приступать непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики. В арсенале логопедов есть очень большое количество самых разнообразных упражнений, однако мы расскажем лишь о самых действенных из них. Итак, логопедические упражнения – «буква р»:
Данное упражнение является одним из самых эффективных не только для буквы «р», но и для чистоты речи в целом. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начните счет на такт «раз – два». На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик напряженного языка из одного уголка губ в другой. Нижняя челюсть малыша должна на протяжении всего времени выполнения упражнения оставаться неподвижной. Продолжительность этого упражнения – около двух минут.
Исходная позиция для данного упражнения сходна с предыдущим – попросите кроху улыбнуться и открыть ротик. Далее покажите ребенку, как можно расслабленным языком провести по небу по направлению от зубов к горлу, словно кисточкой по бумаге. Нижняя челюсть ребенка должна быть неподвижной. Время выполнения данного упражнения – пять минут.
Попросите кроху улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Движения должны быть самыми разнообразными – и вверх – вниз, и круговые.
Советы, как научить ребенка говорить р
Продолжительность упражнения должна быть около трех минут.
И снова попросите малыша приоткрыть рот. Ребенок должен напряженным кончиком языка по очереди коснуться каждого зубика из верхнего ряда, с внутренней стороны. Всего за одно занятие ребенок должен пересчитать свои зубки не менее десяти раз. Нижняя челюсть крохи должна все время оставаться неподвижной.
Попросите ребенка широко улыбнуться и открыть рот. Расслабленный язык необходимо зафиксировать на небе, после чего десять раз открыть и закрыть рот. После этого ребенок должен на пару минут полностью расслабить все мышцы лица.
Попросите малыша открыть рот. Не закрывая его, малыш должен четко и многократно произносить звук «д-д-д-д». Следите за тем, чтобы его язычок все время упирался в верхние зубки, а рот оставался открытым. Продолжительность этого упражнения – три минуты.
Исходное положение – все то же: открытый ротик. Кончик языка ребенок должен завести за верхние зубы, после чего произносить звук «зззз». Продолжительность упражнения – три минуты.
Произнесение звука «Р» в разговоре
После того, как ваш ребенок хорошо освоит все вышеописанные упражнения, можно переходить к следующему этапу – постановке произношения твердого звука «р». Для начала попросите ребенка проделать следующее:
Напряженный кончик языка необходимо прижать к небу, а края языка – к верхним коренным зубкам. После этого ребенок должен попробовать произнести букву «р». Если все получится, кончик языка должен завибрировать.
В том случае, если все будет сделано правильно, звук получится чистым и сильным. Если этого не произошло, начните все сначала.
Однако, несмотря на то, что ваш ребенок может по просьбе произнести звук «р», не спешите радоваться и считать, что дело сделано. Конечно же – это большой прорыв, однако далеко не все, а лишь половина. Нужно автоматизировать верное произношение этого звука во время разговора ребенка. Но приступать к этому можно только после того, как ребенок научится без труда произносить «р» изолированно. В противном случае все ваши усилия пойдут насмарку.
Автоматизация произношения звука «р» – весьма кропотливое занятие, которое может занять весьма продолжительное время. Сначала ребенку будет необходимо научиться произносить букву «р» в отдельных слогах, потом – в словах, и уж потом – в предложениях. И только после этого можно ожидать нормального произношения буквы «р» в спонтанной речи.
Для начала необходимо научить ребенка хорошо произносить букву «р» в составе слогов с согласными – например, пр.., ср… После того, как ребенок освоит это произношение, переходите к следующему этапу – произношению звука «р» в прямых слогах, например ра..па… И только после этого можно учить ребенка произносить звук «р» в конце слов.
После всех этих этапов начинается непосредственно автоматизация произношения буквы. В этой задаче вам помогут различные стихотворения, чистоговорки и скороговорки. Они весьма эффективны для автоматизации произношения буквы «р», однако только при том условии, что они будут подобраны согласно возрастной категории. И это вполне понятно – ведь логопедические упражнения для детей 3 лет будут в значительной степени отличаться от тех же упражнений, рассчитанных на детей более старшего возраста.
Напоследок хотелось бы еще раз повторить – не спешите и не торопите события. Вряд ли вам удастся справиться с поставленной задачей за две – три недели, или даже за месяц. В среднем постановка произношения звука «р» занимает около трех месяцев, хотя в некоторых случаях это может быть занять как большее, так и меньшее время.
Проявите достаточное терпение и ни в коем случае не ругайте ребенка в том случае, если что-то у него получается не с первого раза. В том случае, если занятия будут происходить под напором и в напряженной атмосфере, их эффективность будет значительно ниже. Поэтому ребенок должен постоянно чувствовать поддержку родителей и заниматься с удовольствием. И не забудьте потом показать ребенка логопеду!
Иллюстрации с сайта: .
Содержание:
Правильная и красивая речь — залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.
- 1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
- 2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
- 3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
- 4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.
Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.
Назад к содержанию
Для развития речи
Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.
Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.
- 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
- 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
- 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
- 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
- 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
- 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).
Назад к содержанию
Работа над звуком «р»
После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.
- 1. «Чьи зубки лучше блестят»:
- раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
- показать чистые зубы в улыбке.
Важно!
Как научить ребенка говорить букву Р: самые надежные методики
На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
- 2. «Мы покрасим дом»:
- растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
- делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.
- 3. «Кто дальше бросит мяч»:
- растянуть губы в улыбке;
- высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.
Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».
- 4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.
Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.
- 5. «Птица»:
- раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
- одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
- делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.
Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.
- 6. «Музыканты»:
- открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
- упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.
Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.
Назад к содержанию
Постановка звука «ц»
Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».
- 1. Игровая форма:
- поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
- поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
- 2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.
Назад к содержанию
Для звука «л»
- «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
- «Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
- «Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
- «Язычок поет». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.
Назад к содержанию
При заикании
При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.
- 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
- 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
- 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
- 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
- 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.
Назад к содержанию
Для взрослых
Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:
- прочитайте скороговорку несколько раз;
- попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
- не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко;
- добившись положительных результатов, ускорьте темп. Главным является точное воспроизведение звуков, а не скорость;
- маленькие скороговорки произносите на одном дыхании, соблюдайте темп и ритм.
Назад к содержанию
На четкость произношения
Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.
Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.
Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.
Назад к содержанию
После инсульта
Логопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.
- 1. «Лошадь». Двигайте языком во рту так, чтобы имитировать лошадиное цоканье.
- 2. «Ядовитая змея». Высовывайте язык, как можно дальше, и шипите, как змея.
- 3. «Стена». Сделайте оскал, чтобы были видны передние зубы. Выполняется без звука.
- 4. «Добрый волшебник». Улыбайтесь, не показывая зубы.
- 5. «Дудочка». Покажите кончик языка, свернутого трубочкой, дуйте в него, как можно сильнее.
- 6. «Громкоговоритель». Сделайте губы трубочкой, приставьте к губам ладошку и громко трубите.
- 7. «Бублик». Округлите губы и пойте О-О-О-О-О-О-О.
- 8. «Маятник». Высуньте язык и двигайте его вверх-вниз, как маятник.
- 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку, громко чмокая (как при воздушном поцелуе). При выполнении упражнения складывайте губы в трубочку с напряжением.
- 10. «Хобот слона». Высуньте язык и попробуйте достать сначала нос, затем подбородок, не помогайте губами.
Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.
Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.