Подростковый сленг словарь

07.02.2019 0 Автор admin

«СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕЧЬ ПОДРОСТКОВ»

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ – СЛЕНГА НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ ПОДРОСТКОВ

Пониматкина Н.И.Куликова Т.И.

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.

Над темой своей работы я задумалась давно, поскольку сама являюсь пользователем сети Интернет. Мне не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Во многом это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не сильно пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более простом языке. В будущем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.

Актуальность выбранной темы объясняется еще и тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет — сленга и не решены до настоящего времени:

1) сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль общения, и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок уже входит в привычку и становится причиной снижения грамотности;

2) язык Интернета поступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных СМИ;

3) из-за Интернет — сленга подрастающее поколение не знает, хорошо это или плохо – употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и правильным русским языком в недалеком будущем может стать незаметной для подростка или молодого человека.

Цель нашей работы: выявить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет, а также доказать проблемы, возникшие в связи с этим.

В соответствии с поставленной целью мы решали следующие задачи:

1) выявление происхождения и особенностей «языка Интернета» как стиля современного русского языка в виртуальном пространстве;

2) причины использования сленга подростками;

3) изучение, сравнительный анализ отношения к молодёжному сленгу моих сверстников, взрослых на основе анкетирования, лингвистического анализа переписки молодежи в Республике Мордовия, данных, размещённых в Интернете;

4) обобщение и систематизация данных, формулирование выводов и предложений по данной проблеме;

Гипотеза: мы предполагаем: очевиден тот факт, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.

Методы исследования:

  1. аналитическое чтение;

  2. теоретический анализ литературы;

  3. поисковый, контекстуальный анализ;

  4. сравнительный анализ;

  5. обобщения;

  6. анкетирование, опрос.

В школе мы изучали русский язык с первого по девятый класс. Это один из труднейших школьных предметов. Продолжаем его изучать и в колледже. Я думаю, что слова о величии русского языка, о его красоте и богатстве, написанные в каждом учебнике русского языка,- это не пустой звук, не набор красивых фраз. Я искренне верю, что «русский язык – великий и могучий».

К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он истощается, теряет свою красоту, глубину. Вот факты и цифры, подтверждающие это мнение:

 К 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек. В 2013 г. оно сократилось до 278 млн. человек.

 В настоящее время русский язык является родным для почти 150 млн. человек в Российской Федерации, странах — бывших республиках СССР, Германии, США, Израиле; 114 млн. человек владеют русским как вторым языком.

Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.

На мой взгляд, определение сленга должно быть следующим: «Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке». Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.

Характерные черты сленга и их виды.

Я выяснила, что существует четыре вида сленгов:

1. Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие лексемы, как блин, елы – палы, используемые в сленге только в качестве эмоциональных восклицаний; эмотивы типа корка, обсад, крутняк, улет, чума и пр.

2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть.

3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные эмотивы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Так в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха, папик. Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не "плохая учительница", а просто учительница), но наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный.

4. Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими "значение волеизъявления, адресованного собеседнику». Но в отличие от этих конструкций, эмоциональные речения отнюдь не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего, тем более что с логической точки зрения, это было бы абсурдно ("иди ты ежиков паси", "иди ты в пень", "иди ты пустыню пылесось"). Все эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.

Причины бурного образования компьютерного сленга.

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, несомненно, стремительное развитие самих компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются какие-нибудь разработки. И в условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как почти все они появляются в Америке, то, естественно, получают его на английском языке. Когда же об этих разработках через какое- то время узнают в России, то для их подавляющего большинства, конечно же, не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют русский язык.

Многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает тенденция к сокращению, упрощению слов. Например, один из самых часто употребляемых терминов -‘motherboard’, он имеет такое соответствие в русском языке, как "материнская плата". В сленге же этому слову соответствует "мамка" или "матрешка". Или другой пример: ‘CD-ROM Drive’ переводится на русский как "накопитель на лазерных дисках", в сленге имеет эквиваленты "сидюк", "сидюшник". В последнее время произошло также массовое увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником появления новых слов. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, молодые люди определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре, стилю жизни. Именно в этой группе имеет место русское или просто неправильное прочтение английского слова. Порой ошибка становится привлекательной до того, что овладевает массами.

Проводя анкетирование среди студентов и преподавателей колледжа, я задала вопрос: Общаясь в сети, каждый из нас «встречался» с такими словами, как «ржунимогу, превед…». Как вы относитесь к такому искажению слов?

Подводя итог теоретическим исследованиям, я хочу привести аргументы «за» и «против» Интернет — сленга. 53% относятся положительно к такому искажению, 40% полностью отрицают коверканье слов, в то время как 7% опрошенных — все равно.

Для получения объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и сленга, я провела анкетирование среди сверстников колледжа, где учусь. Всего было опрошено 80 студентов. Многие выводы поддерживают приведённые выше мысли. Но всё-таки есть некоторые интересные данные, на которых я бы хотела остановиться подробнее.

Студентам был предложен вопрос: «Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет?». 14% опрошенных ответили утвердительно, 2% студентов колледжа не признают данный сленг, 29% человек ответили отрицательно на данный вопрос. А вот 55% из них признались, что время от времени используют такую лексику.

Следующий вопрос в моей анкете звучал так: «Ваше отношение к интернетному сленгу?» Положительный ответ дали 21% учеников. Негативное отношение испытывают 17% человек, в то время, как 40% учащихся вообще заявили, что им всё равно. А вот 21% опрошенных не обращают внимания на «сетеяз».

Насколько же сильно влияет Интернет — сленг на речевую культуру каждого? Был задан такой вопрос: «Используете ли вы Интернет — сленг в повседневной жизни»? Из ответов видно, что половина студентов нашего колледжа употребляет «сетеяз» лишь иногда. 33% опрошенных никогда не употребляли подобную лексику.12% студентов признают, что у них частенько проскальзывают Интернет — словечки в разговорах. И наконец, 5% подростков всегда употребляют Интернет — сленг.

Последний вопрос звучал так: «Какова, по вашему мнению, причина популярности сленга»? 60% опрошенных ответили, что таким образом проще выражать свои мысли. 26% считают, что подросткам это нравится. 12% не знают ответа на вопрос. И 2% думают, что это модно.

Подростки очень любят Интернет-сленг, но для того, чтобы нормально общаться в Интернет — пространстве, им необходимо знать сетевой этикет. Это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем — и опытным пользователям, и новичкам — было одинаково комфортно общаться между собой. Эти правила хорошего тона — всего лишь пожелания. Никто не собирается учить молодежь жить и ограничивать их свободу. Но поскольку мы все — сообщество, соблюдение этих правил поднимет авторитет, и подростки привлекут к себе внимание как приятный и интересный собеседник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя исследование показало, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, в том числе и студенты нашего колледжа, я считаю, что этот сленг скоро выйдет из моды, но совсем не исчезнет. Думаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами русского языка.

Просмотров работы: 15442

Педагогический словарь

Гигиена Детей И Подростков

Гигиена Детей И Подростковраздел гигиены, изучающий влияние разл. факторов окружающей среды на организм ребёнка и разрабатывающий гиги-енич. нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармонич. развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Предмет изучения Г. д. и п. — гигиена уч. процесса, трудового обучения, физич. воспитания и режима дня; гигиена труда работающих подростков; гигиена стр-ва, благоустройства и оборудования школ и дет. учреждений; гигиена питания. Будучи комплексным науч. разделом, Г. д. и п. использует применительно к дет. и подростковому возрасту данные коммунальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии; она тесно связана со многими клинич. дисцип-
М. Гжегожевская. линами (в т. ч. педиатрией, офтальмологией), с нек-рыми биол., пед. и техн. науками.
Для разработки гигиенич. рекомендаций по организации режима дня, уч. и трудовой деятельности в дет. садах и уч. заведениях проводятся оценка объёма и содержания уч.-воспитат. работы; определение дневной, недельной и годовой динамики функционального состояния организма учащихся в зависимости от объёма уч. нагрузки и с учётом новых методов преподавания, активизации уч. процесса, программиров. обучения и др. Особые требования выдвигаются в связи с включением в уч. процесс компьютерной техники, нерациональное использование к-рой чревато негативными последствиями для дет. организма, в частности — для зрит, анализатора.
Круг вопросов шк. гигиены (прежнее назв. Г. д. и п.)наметился во 2-й пол. 19 в. на основе учения о т. н. шк. болезнях. Наблюдениями врачей разл. стран было установлено, что у учащихся появляются и приобретают всё большее распространение близорукость, искривление позвоночника, нервные заболевания и др. При поиске причин их возникновения были обнаружены недостатки в организации уч. процесса в школе: перегрузка учащихся, неправильное устройство мебели и др. Это обусловило необходимость гигиенич. исследований и рекомендаций. Основоположниками шк. гигиены в России являются А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрис-ман, впервые применившие методы естеств. наук в области гигиенич. исследований. Большойвклад в развитие Г. д. и п. внесли отеч. педиатры Н. А. Толь-ский, Н. Ф. Филатов, Н. И. Быстрое, К. А. Раухфус, Н. П. Гундобин и др., врачи-гигиенисты А. С. Вирениус, В. В. Гориневский и др., педагоги К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Лесгафт и др. Шк. гигиена оформилась в относительно самостоят, науч.-практич. отрасль в 1-й трети 20 в. благодаря трудам учёных-медиков и врачей-гигиенистов Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, Д. Д. Бекарюкова, Н. А. Семашко, А. В. Молькова, П. М. Ивановского, Л. А. Сыркина и др.

Полный зашквар, или как понять подростка XXI века

В связи с расширением круга изучаемых проблем на Всес. совещании по шк. гигиене (1953) для обозначения отрасли был принят термин «Г. д. и п.». В 1944—45 основан НИИ физиологии детей и подростков (ныне — в системе Рос. академии образования), в 1959 — НИИ гигиены детей и подростков (ныне — в системе Мин-ва здравоохранения Рос. Федерации), ставшие гл. исследоват. центрами в области Г. д. и п. Науч. разработка проблем Г. д. и п. ведётся также на кафедрах и отделениях мед. и пед. вузов, в науч. подразделениях учреждений санитарной службы.
Лит.: Учебник шк. гигиены, под ред. Н. А. Семашко, М., 1948; Гигиена труда под ростков в разл. отраслях вар. х-ва, под ред. И. А. Арнольди, М., 1967; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, М., 1972; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982е.
М. В. Антропова

Гигиена Детей И Подростков`Большой медицинский словарь`

Гигиена Детей И Подростков

отрасль Г., изучающая влияние факторов окружающей среды, условий обучения и воспитания на организм детей и подростков и разрабатывающая нормативы и мероприятия, направленные на укрепление их здоровья и обеспечение нормального развития.

Гигиена детей и подростков`Большая Советская энциклопедия`

Гигиена детей и подростков

отрасль гигиены (См. Гигиена), изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей.

В СССР Г. д. и п. изучает вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения на протяжении всего периода развития — от рождения и до завершения формирования организма. Методологической основой Г. д. и п. является положение о единстве организма и среды, о тесной взаимной связи человека с социальной средой; естественнонаучной основой — возрастная физиология и морфология организма. Г. д. и п. исследует общие закономерности роста и развити…

Социальная психология. Детский сленг

Словарь, составленный 13-летней англичанкой Люси Ван Амеронген, в который вошло 300 слов из лексикона юных британцев, мгновенно был распродан.Тираж словаря всего 3 тысячи экземпляров. Немного? Да. Но стоит учесть, что его смели с прилавков буквально за несколько часов. Да и автор, прямо скажем, не слишком известен. Впрочем, думается, только пока. Потому что филологические изыскания юная Люси подумывает, по слухам, проводить и впредь. Люси задело, когда она узнала, что ее 52-летний отец и 54-летняя мать не понимают ни слова из того, о чем она говорит со своей 23-летней сестрой. "Вообще-то я написала эту книгу, потому что мне нравится, как разговаривают подростки, — призналась Люси. — Их язык гораздо более экспрессивен, чем язык взрослых. А то надоели мне эти вежливые формы и длинные слова, которыми пользуются взрослые".

Вначале взрослых, особенно филологов и психологов, новость о популярности словаря Люси потрясла. Но, пролистав словарик, они поняли, что именно такой книжицы им недоставало в последнее время. Потому что все чаще мы, взрослые, попросту не понимаем собственных чад. И дело не в извечном конфликте отцов и детей, который скорее касается возрастной, различных аспектов мировоззрения юных и старых и т.д., а в разговорной лексике.

В последние годы язык стремительно меняется, во многом благодаря современным средствам связи — у, мобильным телефонам с их эсэмэсками — экспресс-сообщениями всего на сотню знаков. Стоит ли говорить, что пионерами в освоении всего нового стала молодежь. Сначала у людей постарше волосы вставали дыбом, когда они читали, в -форумах, чатах, сетевой переписке или в SMS, присланных родимыми чадами сообщения на новоязе: "Превед! Кекс не нравицца, жесть". "Вася рулит, ржунимагу!" "Заказчег спит пацталом" и т.д. А еще можно про все окружающее говорить "готично!", имея в виду, что вам что-то нравится, не нравится, что погода хорошая или плохая, обед вкусный и т.д.

«Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

В общем, можно подумать, что по сравнению с нынешней молодежью Эллочка-людоедка из романа "Двенадцать стульев" была настоящим Цицероном, ведь ее словарь, включавший тринадцать слов и выражений, был куда более распространенным.

Только сравните: "Xo-xo!" (Выражает в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Знаменито… Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т.д.) Мрак… Жуть… (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча" и т.д.)

Кстати, если вам показалось, что быть может вашему ребенку действительно не понравилась выпечка — кекс, то вы заблуждаетесь, потому что речь идет о парне. "Жесть" — это крылатое слово из фильма. Все эти "ржунимагу", "превед", "рыдал, када читал", "пацталом", "ваще" и множество прочих словечек — порождение а и эсэмэсок. А еще есть совсем уж экспресс-язык, в котором слоги при возможности заменяются цифрами или отдельными буквами. Пошло это из английского, где буква "в", к примеру, читается, как "би" и означает "быть". В русском с этим посложнее, но и наша молодежь уже освоила словечки типа "О5", "7Я" и т.д.

В общем, грамотные взрослые, особенно пожилые, в ужасе и атакуют специалистов-психологов и педагогов, требуя переучить продвинутых детишек и вбить им в головы определенно любыми средствами , что правильно, скажем, писать "привет" и "познакомиться". Дети в ответ на очередные потоки нравоучений только злятся и осваивают совсем уж непонятные для старших поколений словечки. Но при этом взрослые напрочь забывают, что главное — найти общий язык с собственными детьми, как бы научиться понимать (источник не известен) друг друга, а уж какими словами они будут изъясняться — не столь важно. Сам язык такой натиск переживет — и не такое переживал, выстаивал и обновлялся, так что за него можно быть спокойным. А вот за собственных детей — нет. Вот что рассказала профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Марина Сидорова в одном из радиоинтервью: "Если говорить конкретно про "преведов-медведов", то мои студенты и аспиранты, которые следят за статистикой, говорят, что мода на них уже проходит и скоро это конечно останется только на маргинальных субкультурных сайтах". Она считает, что русский язык выстоит под натиском -жаргона и сленга текстовых сообщений так же, как в вероятно начале прошлого века выстоял под угрозой телетайпов, телеграфа и засилья аббревиаций. "Русский человек замечательно приспособился к форумам, чатам, -дневникам, ко всей этой ной болтовне", — говорит профессор.

Так что бороться с новоязом так же бессмысленно, как бороться с тем, что солнце восходит на востоке. И если вас тревожит язык скорей всего наиболее вероятно (источник не указан) вашего ребенка (источник не указан) , лучше всего подойти к нему с тетрадочкой и записать объяснения непонятных вам слов. Кстати, сами с может быть можете использовать их при необходимости — ваших ровесников это поначалу развеселит, а ваши дети, между прочим, смогут гордиться тем, что у них такие продвинутые родители.

Источник



Русский язык является таким же символом нашей страны как флаг, герб и гимн.

К сожалению, люди всё чаще стали использовать в речи заимствованные слова, жаргонизмы или даже ненормативную лексику. Конечно, это обусловлено развитием технического прогресса, ускорением темпа жизни, влиянием сети Интернет и многими другими факторами. Под это влияние попадают все люди, но особенно сильно страдают подростки. Именно эта группа наиболее часто использует в речи сниженную лексику. Кто-то считает это модным, кто-то пытается таким образом выразить свою индивидуальность или, наоборот, показать свою сопричастность с какой- либо группой или субкультурой. Это лишь несколько из возможных причин, по которым подростки используют сленг. Для начала я обратилась к толковому словарю Ефремовой, чтобы узнать, а что же такое сленг. Когда я прочитала значение этого термина, то я поняла, что он синонимичен термину жаргон. Так что же такое сленг и жаргон?

Сленг происходит от английского слова «Slang» — жаргон, который представляет собой язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным.

Жаргон — это речь, какой — нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.

Толковый словарь матерных выражений и молодежного сленга

Сленг и жаргон — явления не новые, но, к сожалению, именно сейчас проблема использования жаргонизмов подростками- стоит очень остро, потому что данные слова составляют основной лексикон подростков вытесняя литературный русский язык.

Тича- от «Teacher» (учитель).

Тема- отлично, мне нравится.

Бро- от «Brother» (брат).

В лом- лень.

Ботанить- всегда делать уроки.

Запасть- влюбиться со страшной силой.

Кул (Cool)- клёвый, классный.

Отстой- типичная отрицательная характеристика чего-либо.

Пиплы- люди

20-е годы. Первая волна вызвана появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасились множеством «блатных» словечек.

В 50-хгодах словарь молодёжи состоял из того, что она «подбирала» у наиболее авторитетных представителей старшего поколения. Поэтому язык молодых не очень- то отличался от блатной речи.

60-епринесли англицизмы («юноша- мэн», «обувь- шузы»); в 70- х, с появлением хиппи, появляется и «свой» язык («юноша- кекс»; «одежда- тряпки»);

80-еразрушили казённую лексику, а новых слов еще не было- молодёжь общается на предельно простом языке.

90-евновь вернули в обиход блатной язык, а новое тысячелетие с компьютерами, мобильной связью переписали молодёжный жаргон начисто. Язык обновился настолько быстро, что люди более старшего поколения перестали понимать своих внуков.

Школьный язык — это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения. Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности. Как видно из школьного жаргона, любимым способом образования новых слов является сокращение слова либо отсечение его части: дискач — дискотека, днюха — день рождения, чел — молодой человек и другие. Также речь молодёжи богата словами — междометиями: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие.

Школьники используют сленг, называя учебные предметы (матеша, физра, литра, русиш, инглиш); оценки (пара — 2, трындяк — 3, пятак — 5); школьные помещения (тубзик, столовка); виды учебной деятельности (контроша, домашка, лабораторка)

А откуда школьники узнают о жаргонных словах?

  1. Из СМИ
  2. Низкий уровень речевой культуры.
  3. Снижение интереса к русской классической литературе.
  4. Изменение нравственных ориентиров.
  5. Постоянное обращение к услугам компьютера.
  6. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета.
  7. Окружение школьника

Сленг был, есть и будет всегда. Это неотъемлемая часть нашей современной жизни. Я думаю, что нам необходимо с большим уважением относиться к русскому языку- символу нашего народа. И следовать совету великого русского писателя- Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»

Литература:

  1. Ефремова «Толковый словарь», 2012
  2. Интернет ресурсhttp://slovonovo.ru/
  3. Виноградов, В. В. История русского литературного языка. / В. В. Виноградов. — М.: Просвещение, 1978. — 156 с.
  4. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10–11 кл. / А. И. Горшков. — М.: Дрофа, 2001. — 464с.

Автор: Карпова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: мкоу усош
Населённый пункт: село уйское челябинская область
Наименование материала: проект
Тема: "ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ"
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: полное образование

Методический паспорт проекта

Название проекта: «ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ»

Предметная область: предметный проект- филология

Типология проекта:

— групповой (по количеству участников);

— исследовательский

— внутришкольный (по характеру контактов);

— в течение года (по продолжительности).

Участники проекта: учащиеся 8 классов, учителя школы, родители

обучающихся

Автор: Карпова Валентина Ивановна, гр.63

п/

п

Содержате

льный блок

паспорта

проекта

Описание блока

Аннотация

проекта

Общение

относится

к

числу

важнейших

для

подростка

сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться

о б щ е н и е ,

з а в и с и т

ф о р м и р о в а н и е

б у д у щ е й

личности. Наверное,

трудно

встретить

ребенка,

который

говорил бы исключительно на литературном русском языке.

Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и,

если

уж

многие

взрослые

люди

не

пренебрегают

его

употреблением,

стоит

ли

требовать

от

школьников

высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток

пристрастился

к

употреблению

ненормативной

лексики?

При

общении

речь

подростков

приводит

в

негодование

учителей, родителей, представителей старшего поколения,

остро реагирующих на режущие ухо выражения.

Данный проект направлен на формирование любви к

чистому языку;

на

государственном

уровне

нужно

поставить правовой заслон сленговым словам в литературе,

на телевидении, в кино, в СМИ, в рекламе.

Описание

Актуальность данной темы в настоящее время очевидна.

проблемы

Речь россиян в последние годы стала

более вульгарной.

Уместен

вопрос:

почему?

Раньше

сленгом

пользовалась

определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения

на

устах

у

всех

политика,

профессора,

школьника,

депутата, уголовника. Сленговая речь стала повседневной.

Жаргон постепенно вытесняет литературную речь — её не

понимают.

Многие

родители,

разговаривая

со

своими

детьми,

просят

перевести

непонятные

для

них

части

беседы.

Раньше

речь

дикторов

и

телеведущих

была

эталоном

грамотности,

жестко

подчинялась

правилам

русского языка. Сегодня в средствах массовой информации

изобилует

речь,

богатая

на

всевозможные

вульгаризмы,

стилистические

погрешности.

Происходит

освобождение

языка от пут морали. Тревожно то, что все это и считается

сейчас нормой. А ведь речь человека много говорит о его

внутреннем

мире,

о

духовном

воспитании

и

нравственности.

Цель

проекта

Показать сущность подросткового сленга как социального

и языкового явления, исследовать сленг подростков школы.

Задачи

проекта

1 . Ф о р м и р о в а т ь

и

р а з в и в а т ь

л и ч н о с т н ы е ,

коммуникативные,

познавательные,

регулятивные

универсальные учебные действия.

2. Учить

— самостоятельно добывать информацию, использовать

различные источники информации, выбирать из потока

информации самое необходимое;

определять

проблему,

цель

проекта,

прогнозировать

конечный продукт;

планировать

деятельность,

правильно

распределять

время и имеющиеся ресурсы;

контролировать

процесс

деятельности,

вносить

необходимые коррективы;

оценивать

результат

деятельности,

сравнивать

полученный результат с запланированным;

— учить работать в группе.

3.

Способствовать

разновозрастному

общ ению,

формированию командного духа, сплочённости коллектива.

4.Исследовать литературу по данной теме.

5.Определить место сленга в речевой культуре подростков.

6.Выявить источники и причины возникновения

молодёжного сленга.

7.Провести

исследование

для

выявления

уровня

использования

и

восприятия

сленговых

выражений

подростками Уйской средней школы.

*

Курсивом

выделены

те

задачи,

которые

определяют

специфику

проектной деятельности, т.е. эти задачи решаются вне зависимости от темы

и проблемы проекта.

Целевые

группы,

на

которые

направлен

проект

Исследовательский

проект

ориентирован

на

учащихся

среднего звена, их родителей, учителей

Механизм

реализации

проекта

Этапы реализации проекта

1 этап.

Язык подростков: причины возникновения и способы борьбы

Ценностно-ориентированный

На данном этапе происходит осознание школьниками

мотивов

и

целей

выполнения

проекта,

формируется

представление о личностной значимости и практической

важности этого проекта.

Важно

заинтересовать

учащихся,

мотивировать

их

на

участие в проекте. Поводом к обсуждению проблемы могут

стать результаты проведённого социологического опроса

(описание приводится ниже).

2 этап. Конструктивный

Сначала

творческая

группа

намечает

план

работы

над

проектом,

в

котором

должно

быть

обозначено,

что

необходимо

сделать,

для

того

чтобы

в

итоге

провести

запланированное мероприятие, а также сроки реализации

проекта. Постоянно —

анализ и оценивание результатов

проведения

различных

мероприятий

в

рамках

данного

проекта.

Кроме

этого,

на

данном

этапе

необходимо

знакомство участников проекта с критериями оценивания

подобной работы.

3 этап. Оценочно-рефлексивный

По окончании сроков реализации проекта проводится

рефлексия:

анализируются

полученные

результаты,

выясняется,

удалось

ли

достичь

намеченной

цели,

соответствует

ли

работа

критериям

оценивания,

планируется

дальнейшая

деятельность

в

данном

направлении, проводится корректировка материалов.

4 этап. Презентативный

Итоговым продуктом такой проектной деятельности

может

быть

словарь

сленговых

выражений,

часто

употребляемых

учениками

школы

(приложение),

материалы

для

включения

в

уроки

по

теме

«Лексика»,

памятка

«Как

повысить

культуру

речи».

А

также

обобщение в виде мультимедийной презентации и защита

проекта

в

начале

четвертой

четверти

на

конференции

научного общества учащихся школы.

Мероприятия, предлагаемые для реализации

исследовательского проекта «Подростковый сленг»

(примеры)

1.

Проведение социологического опроса «Речь

подростков»

Участники: учащиеся 5-11 классов.

Группа учащихся под руководством учителя русского

языка готовит вопросы для проведения социологического

опроса, цель которого – выяснить, как часто употребляют

подростки

сленговые

выражения,

каковы

причины

употребления,

понимают

ли

учащиеся

значения

этих

выражений,

чья

речь

для

них

является

эталоном.

Социологический

опрос

проводит

и

обрабатывает

инициативная группа учащихся 8 класса. Результаты опроса

оформляются в виде диаграмм, графиков. С результатами

проведённого опроса учитель русского языка

знакомит

коллег

на

собраниях

коллектива

школы,

а

классные

руководители

доводят

эту

информацию

до

родителей

и

самих учащихся.

П р о е кт

можн о

от н е с т и

к

к а т е г о р и и

исследовательских проектов.

2.

Разработка памятки «Как повысить культуру

речи»

Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:

1) читать художественную литературу;

2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3) практиковать выступления перед аудиторией и

дружеские беседы;

4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих

словах.

Проект практико-ориентированный.

3.

СЛОВАРЬ СЛЕНГА

(Слова, часто употребляемые учениками нашей

школы) (смотри приложение)

4.Проведение школьного конкурса чтецов «Живая

классика»

Участники – учащиеся школы 5-10 класс

Выпускается объявление о конкурсе с логотипом «Живая

классика». Участники знакомятся с условиями, задачами

конкурса

и

критериями

оценивания.

Группа

творческих

учителей оказывает помощь в подготовке учащихся, дает

рекомендации для выбора текста и его воспроизведения.

Для реализации данного мероприятия необходима помощь

также библиотечных работников, родителей. Цель данного

мероприятия: не только пропаганда чтения среди детей и

р а с ш и р е н и е

ч и т а т е л ь с ко г о

к р у г о з о р а ,

н о

и

совершенствование

культуры

речи

учащихся

через

образцы классической литературы.

Проект

можно

отнести

к

категории

творческих

проектов.

5. Материалы, используемые при изучении темы

«Лексика», во внеурочной работе, для бесед с

родителями, в виде презентации

Используются материалы по направлениям:

Что такое сленг и каково его происхождение?

История развития подросткового сленга.

Основные причины

употребления сленга подростками.

Источники пополнения сленга.

Эволюция сленгового выражения.

Из толкового словаря «Молодежный сленг».

Календарн

ы й

п л а н

реализации

проекта

Этапы работы над проектом:

Сентябрь — определение темы проекта, поставили цель и

задачи, провели социологический опрос;

Октябрь

поиск

информации;

ноябрь

составление

и

проведение

анкет;

декабрь

подготовка

компьютерной

презентации; февраль — оформление стенгазеты, словаря,

памятки;

март

конкурс

«Живая

классика»;

апрель

защита проекта.

После реализации проекта можно включить в программу

внеурочной

деятельности

образовательного

учреждения

какие-то особенно понравившиеся мероприятия,

сделать

их традиционными.

8.

Ожидаемы

е

результаты

Проект «Подростковый сленг» будет способствовать

с о з д а н и ю

о с о б о й

о б р а з о в а т е л ь н о й

с р е д ы ,

провозглашающей ценность речевой культуры, осознанию

значимости бережного отношения к своему родному языку

как

основе

духовно-нравственной

жизни

человека

в

окружающем социуме.

Позволит обратить внимание родителей учащихся на такую

актуальную

и

важную

проблему,

как

формирование

речевой культуры ребёнка.

Участие

в

данном

проекте

позволит

учащимся

приобрести опыт самостоятельной деятельности, принятия

решений, организации собственной деятельности, работы в

группе.

СЛОВАРЬ СЛЕНГА

(Слова, часто употребляемые учениками Уйской школы).

А.

Аватар — картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица».

В основном используется на форумах и в блогах в интернете.

Б.

Братва- друзья.

Бабки — деньги.

В.

Вольтанутый — странный человек.

Видюха — видео-карта.

Г.

Грузить- давать большое количество ненужной информации, иногда

намеренно забалтывать.

Глюк- видение, что-либо показалось.

Глюк — ошибка в работе программы или устройства.

Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью

поисковика Google .

Д.

Движок — стимул, пpичина.

Дискач — дискотека.

Ж.

Жмот- жадный человек.

З.

Зависать — нахождение программы в состоянии, когда она совершенно

не реагирует на действия пользователя и сама не выполняет никаких

действий.

Закусон — закуска.

И.

Инет — интернет.

К.

Клёвый — хороший, веселый.

Калаш — Автомат Калашникова.

Кранты — Конец.

Л.

В ломы – лень, неохота что-либо делать.

Липа — ненастоящий, подложный.

Лох- жертва обмана.

М.

Мобила- телефон.

Н.

Ништяк — все в порядке

О.

Отстой — плохо, устарело.

П.

Перец- парень, мужчина.

Р.

Ржач- смех.

С.

Стрелка- заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой.

Т.

Точиво –еда .

Трубы- широкие штаны.

Тормоз- человек, который медленно соображает.

Тусовка- сборище людей.

У.

Улет- хорошо.

Ушлепок — морально опущенный человек.

Ф.

Фиолетово — всё равно.

Фуфло — плохое.

Ч.

Чел- человек.

Чувак- обращение к приятелю.

Ш.

Шпендель — маленький.

Шухер — опасность.

Я.

Ящик- телевизор

В раздел образования