Подняться на гору
Содержание
- Монастырь — возвращение былой славы
- Свято-Успенский Второафонский монастырь Бештау
- Богом зданные пещеры
- Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский Мужской Монастырь, Лермонтов
- Путешествия по Пятигорью
- Как покоряют вершины Бештау.
- Первые покорители Бештау.
- Второафонский мужской монастырь в Пятигорске
- Бештаугорский Второ-Афонский мужской монастырь
- Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
- Моя чудесная *встреча* с иконой Всецарица во Второафонском монастыре на горе Бештау
Второафонский монастырь, уникальнейшая святыня Кавказских Минеральных Вод вызывающая особенный интерес среди православных верующих.
Основная особенность монастыря в его месторасположении, он находится у подножья горы Бештау, и граничит с городом Лермонтовым. Служители храма исключительно мужчины, так как монастырь мужской.
Первая постройка на месте существующего Бештаугорского монастыря, была возведена ещё в начале двадцатого века. Основателями обители были монахи Новоафонского монастыря, от этого и пошло его название.
Велением Святого Синода, мужской общежитейский успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь, было решено возвести вблизи Пятигорска. Строительство обители было приурочено Пресвятой Богородице и памяти императора Александра третьего.
Количество братьев пребывавших в храме, определялось способностью существовать за свой счёт, то есть быть полностью автономными в средствах и провианте.
Монахи держали большое хозяйство, у них была своя молочная ферма, а занятие садоводством и земледелием обеспечивало их жизненно необходимыми продуктами. Можно сказать, что служители не испытывали нужды не в чём, здесь даже было рыбное озеро, которое сейчас называют монастырским и своя пасека которая есть и в наше время.
Обитель постоянно преследовали неприятности, здание монастыря множество раз горело. Первое возгорание пришлось на 1906 год, но всё же после пожара Второафонский бештаугорский монастырь удалось восстановить.
Восстановление проходило на пожертвование населения, и средства выделенные царской семьёй, а также князем Дмитрием Константиновичем.
Второе возгорание случилось в январе 1911 года, пожар унёс помещение где жили монахи — братские келии. Третий пожар пришёлся на ноябрь этого же года, как и во втором случае пострадало жильё для монахов двухэтажный братский корпус. Но несмотря ни на что всё сгоревшее имущество было восстановлено в этом же году.
В первую мировую войну, монастырь служил госпиталем для раненых бойцов. А с приходом советской власти, для обители настали тяжёлые времена, монахов начали притеснять.
Одно из зданий монастыря, передали под детский приют, а спустя четыре года, в братском корпусе организовали санаторий для инвалидов и пионерский лагерь.
Монастырь — возвращение былой славы
В 1927 году решением Советской власти, успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был закрыт. Основная часть братьев преданных православию, рассредоточилась по горам для поддержания монастырского распорядка жизни.
В 1988 году произошло важное событие, тысячелетия Крещение Руси ставшее судьбоносным в возрождении монастырей и храмов, по всей России.
Наконец появилась надежда, о возвращении православных традиций и веры. Со сменой старой власти, стало возможно восстанавливать и возводить новые православные храмы.
Так в 1991 году было освящено место для строительства первого строения в возрождаемом монастыре.
Свято-Успенский Второафонский монастырь Бештау
Первая постройка была храмом, названная в честь Святого Георгия Победоносца. Строительством храма занимались прихожане, предприниматели, местные организации.
Восстановление Второафонского монастыря продолжалось один год, а в 2003 году был построен общежитейский корпус, состоящий из трёх этажей. Важной датой для монастыря считается 28 августа 2001 года, в этом году митрополит Ставропольский и Владикавказский освятил обитель.
Богом зданные пещеры
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века "один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое".
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.
"Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью".
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.
В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.
Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" — защитников монастыря.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.
В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает "всенощное пение". Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.
За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.
Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях.
Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский Мужской Монастырь, Лермонтов
После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.
Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.
В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.
В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.
Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.
Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.
В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).
Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.
Путешествия по Пятигорью
Как покоряют вершины Бештау.
Первым известным нам покорителем вершин Бештау был академик Паллас, изучавший Кавказские Минеральные Воды в 1793 году. Но первовосходителем его назвать нельзя, ибо, поднявшись, он увидел, что на вершине Бештау «воздвигнута высокая пирамида из плоских камней. На камнях были нацарапаны надписи на татарском языке». Стало быть, задолго до XVIII века вершина была активно посещаема местными жителями, к которым понемногу стали присоединяться и приезжавшие на курорты россияне.
Горы Бештау. Вид с входа в центральный парк Железноводска.
Первые покорители Бештау.
Путешествия на Бештау поначалу совершались большей частью верхом, и лишь в самом конце — «на своих двоих». Подобным образом взбирались «наверх шпица Бештового» московский врач Федор Гааз, поэт Александр Пушкин вместе с семейством генерала Раевского, «отец геологии Кавказа» академик Герман Абих, естествоиспытатель и журналист Федор Баталии, а также безвестные любители путешествий из курортной публики, для которых не составляло труда нанять лошадей.
Современные маршруты туристов и альпинистов по Пятигорью.
Пятигорский клуб туристов. Восхождение на гору – Острая.
Век двадцатый во многом изменил характер российского туризма. На горные тропы стали выходить уже не единицы, а десятки, сотни, потом и тысячи путешественников, главным образом молодых, предпочитавших пешее хождение. Бештау, с его разной крутизны и протяженности склонами, скалами и осыпями, оказался прекрасным учебным полигоном для туристов и альпинистов любой квалификации, дающим к тому же массу ярких впечатлений и положительных эмоций.
Маршруты нового столетия прокладывали по его подножию и склонам энтузиасты Кавказского горного общества, созданного в Пятигорске по инициативе предпринимателя Р.Р. Лейцингера, который не раз лично возглавлял «экскурсии» на Бештау. Для удобства путешественников Общество, используя средства, выделенные Дирекцией Кавказских Минеральных Вод, устроило на вершину горы пологую тропу, бравшую начало у Лермонтовского разъезда. Надпись, рассказывающая об этой акции, как и остатки тропы, сохранились до нынешних времен.
Тропа КГО позволяла подняться на гору с южной стороны. Были и другие пути к заветной вершине. С запада подъем начинался от Второ-Афонского монастыря. С востока любители лазания по скалам одолевали крутой каменистый гребень Козьих скал.
Второафонский мужской монастырь в Пятигорске
Но самым удобным считался путь с севера, из Железноводска, по широкой дороге, проложенной акционерным обществом «Трахит». Радиальные пути к вершине связала воедино кольцевая дорога вокруг горы — она была проложена в конце 20-х годов.
Пятигорский клуб туристов.
Именно тогда в нашей стране начинался туристский «бум», последствия которого ощутил на себе старик Бештау. На него двинулись, как говорится, и стар, и мал. Увы, после войны урановые разработки превратили гору в «секретный объект», куда путь туристам был строго заказан. Лишь в 60-х годах появилась возможность подниматься на вершину с востока и севера. Этим сразу же воспользовались активисты Пятигорского клуба туристов, которые организовали несколько восхождений.
Массовые зимние восхождения на Бештау.
Снежные вершины Бештау
А вот с 1981 года Бештау стал местом массовых зимних восхождений, посвященных Дню защитника Отечества (тогда День Советской армии и флота). В первом восхождении участвовало около семисот человек, позже их стало значительно больше. Для участия в этой патриотической акции стали прибывать команды из других городов и районов Ставрополья и даже из-за его пределов. А всего в таких, организованных туристским и молодежным активом города, подъемах на главную вершину Пятигорья участвовало около 60 000 человек.
Но и в другие дни число желающих побывать на вершине составляет довольно внушительную цифру. Пятигорье — горы Бештау привлекают людей всех возрастов. А первую очередь своей высотой — как-никак вершина Большого Тау — это самая высокая точка от предгорий Кавказа до Северного Ледовитого океана. А еще красивой природой, памятниками старины и своей загадочностью. О Легендах и былях гор Бештау читайте в следующей статье.
Категория: Бештау – Пятигорье
Теги: горы, экскурсии, экстрим
Бештаугорский Второ-Афонский мужской монастырь
Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят
Обнявшись, будто две сестры
Струи Арагвы и Куры
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот…
Нет, обрушенных ворот вы тут не увидите, хоть и вспоминаются строки из «Мцыри». Слишком много лермонтовского в местности, где возобновил свою духовную деятельность Второ-Афонский мужской монастырь. Бештаугорским его принято называть в миру, официальное же церковное название обители — Второ-Афонский Свято Успенский мужской монастырь. Ныне строения монастыря мало чем напоминают монастырь в своей первичной форме, так как обитель эта претерпела немало перемен.
Церковь монастыря видна издалека
Если двигаться к монастырю со стороны Пятигорска, то въезжая в заповедную зону, можно увидеть немало красивейших мест. Подножие горы Бештау, любезно приютившее монастырь, своим расположением привлекало христиан еще в средние века. По фрагментам найденных остатков строений, в километре-двух от монастыря нынешнего, можно судить о том, насколько эта местность была освоена. Говорят, в 10-11 веке нашей эры в одной из седловин горы стояла греческая церковь. Греки, кстати, подарили название и столице края, и всему краю — «Ставрополь» – это два греческих слова, ставрос — «крест», и полис — «город». Городом креста, городом-святыней считали греки-христиане – Ставрополь.Еще раньше здесь были стоянки периодов кобанской, аланской, черкесской культур. Встречаются даже фрагменты дольменов.
В беседе с монахом о. Вениамином мы узнали, что монастырь видел и революцию, и борьбу с верой, и войну. До революции монастырь жил своей обычной жизнью, поставляя в Пятигорск молоко — у монахов было очень большое стадо коров, за которыми они ухаживали. Это составляло основную статью доходов монастыря. В 1927 году советская власть решила прекратить деятельность монастыря и начала обычную в таких случаях практику экспроприации. Осенью 1927 года отряд вооруженных солдат ворвался в монастырь, была произведена опись имущества и драгоценностей. Возрожденный Второ-Афонский мужской монастырь помнит все тяжелые годы…
По разным данным, груз едва умещался на двух больших телегах — тут были и иконы, и украшения, и царские монеты, и дорогая церковная утварь, и даже — часть креста, на котором был распят Иисус Христос. Оставив груз монахам на ответственное хранение, большевики уехали в Пятигорск, для уточнения дальнейшей судьбы сокровищ. Но вернувшись буквально через сутки, они нашли обитель пустой… Монахи ушли в лес, высоко в гору — а сокровища спрятали так, что их и по сей день никто не может найти.
Выше монастыря находится старинный, выложенный из камня, колодец-криница. По преданию, как и все церковные клады, сокровища монастыря спрятали именно здесь.
Как достоверно сейчас установлено, в 27-29 гг прошлого века монахов окончательно согнали с этого места, часть из них была даже расстреляна, а помещения превратили в сиротский дом.
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Вместе с сиротами советскими, с 30 по 43 год двадцатого века в доме находились сироты из дружественной Испании, воевавшей с фашизмом. История умалчивает детали, но есть страшное свидетельство очевидцев, задокументированное госорганами, что во время оккупации в 1943 году детей расстреляли фашисты.
Но есть и не менее страшные, ужасающие жестокостью своей слухи — это уже из беседы с о.Вениамином, который сказал,что детей могли расстрелять и советские войска. Противостояние коммунизма с «опиумом для народа» продолжается и по сей день в такой вот неприятной форме. По словам о.Вениамина, с полгода назад им поведала одна женщина, что при разработке грунта у подножия горы Бештау со стороны города Лермонтова было обнаружено массовое захоронение детей…
В молитвах и беседах проходит жизнь о.Вениамина
Новую жизнь Второ-Афонский мужской монастырь получил в 2002 году. С того времени на территории монастыря постоянно проживает несколько монахов и послушников, настоятель. Монастырь не обнесен никакой оградой, и гости городов кавказских минеральных вод могут спокойно приезжать сюда помолиться, побеседовать с монахами. Комплекс включает в себя строение для проживания монахов и послушников — многогранный трехэтажный дом, пару административных зданий, лавочку.
Ухоженная и аккуратная территория монастыря