Подготовка к школе

04.11.2018 0 Автор admin

Содержание

Пост — неотъемлемая часть жизни христианина, как и участие в богослужениях, приобщение к церковным таинствам, молитвенное общение с Богом. Но мера такого участия в церковной жизни для взрослого и для ребенка будет различной. Многие родители задаются вопросом: как правильно и без ущерба для телесного и душевного здоровья организовать прохождение поприща поста для своих детей. В этом нам помогут разобраться настоятель храма во имя святителя Луки, исповедника Крымского, города Саратова, отец троих детей священник Анатолий Коньков, и Анна Клименко — супруга настоятеля храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, села Поповка Хвалынского района протоиерея Аркадия Клименко, мать двенадцати детей (в июле 2011 года супруги Клименко были удостоены государственной награды — медали «За любовь и верность»).

— Нужно ли поститься детям? Почему?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься детям действительно нужно. Ведь пост — не только отказ от какой-то определенной пищи. Телесное воздержание — лишь средство, целью же является духовное возрастание.

Анна Клименко:

— Да, детям нужно поститься, но нельзя забывать, что пост — это вовсе не диета: на первом месте должна быть духовная составляющая, а телесная — на втором. Вступать в серьезную борьбу со страстями большинству детей еще не требуется, поэтому телесный пост нужен больше как полезный навык к самоограничению.

— Как лучше объяснить ребенку смысл поста? Многие родители тревожатся, что если они введут ограничения в каких-то приятных или привычных вещах, то тем самым оттолкнут ребенка от церковной жизни…

Священник Анатолий Коньков:

— Чтобы разъяснить ребенку смысл воздержания, родителям самим нужно ясно понимать его значение. Скажем, малоцерковный человек, как ни будет пытаться ограничивать свое чадо, не сможет толково объяснить, с какой целью эти ограничения введены. Примеров тому немало. Напротив, в семье, где родители воцерковлены, дети растут в определенном укладе жизни, и для них иного бытия просто не существует. Сложнее в семье, где один из родителей верует, а другой нет. Здесь, в лучшем случае, неверующая половинка не будет мешать духовному воспитанию ребенка. Но чаще бывает именно сопротивление такому воспитанию, и в первую очередь, упражнению в посте. Верующему супругу или супруге не нужно спорить и доказывать обратное, не нужно навязывать свое мнение (оно редко бывает убедительным в таких ситуациях), но терпеть и молиться, не нарушая своего поста. Дети в таких семьях часто не могут самостоятельно выбрать, чью сторону им принять, и выбору может помочь смирение верующего родителя. В любом случае, нужно помнить, что лучше и убедительнее всяких слов — личный пример.

Анна Клименко:

— Очень важно вызвать у ребенка желание поститься. Это должны быть не родительские ограничения, а его собственный подвиг. Маленьким детям можно рассказать о том, как Господь Сам постился в пустыне и что, соблюдая пост, мы становимся ближе к Нему. Более взрослым уже можно объяснить, что мы, как члены Церкви, должны соблюдать ее установления, даже если они кажутся нам в чем-то обременительными. Подростку просто можно сказать: «Если ты осознаешь себя христианином, то постись, а если нет, то какой в посте смысл?».

— С какого возраста можно начинать вводить ограничения для ребенка? Можно ли обозначить примерную «меру поста» для детей разных возрастов, и как это сделать родителям, которые сами только воцерковляются?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься можно детям с момента их осознания самих себя. Если ребенок в семь лет начинает исповедоваться перед Причастием, то и вводить некоторые ограничения в этом возрасте, думаю, можно. Это не должно быть «сразу и вдруг». Как ребенок не может сразу говорить (другой пример — вкушать твердую пищу), так и поститься он не сможет в полной мере сразу. Да и не нужно этого делать, чтобы не было дополнительных скорбей и искушений от сложности перенесения поста. Родителям, которые находятся только на пути воцерковления, главное — не переусердствовать.

Семья и мама

Нельзя заставлять детей делать то, в чем сами пока не сильны. Однако если ребенок по собственному желанию решит попробовать свои силы, не нужно ему в этом отказывать. А вот в какой мере поститься, каждая семья, посоветовавшись со священником, решает индивидуально. Зная особенности характера своего чада, его привычки, вкусы, пожелания, родители определяют, от чего их ребенок может воздержаться, а что должен обязательно вкушать. Что касается духовной стороны поста, то вполне возможно объяснить ребенку, что ради Господа нужно потерпеть и ограничить свои развлечения, коих сейчас немало: компьютерные игры, телевизор, социальные сети и т.п.

Анна Клименко:

— Дети у всех разные и семейные ситуации тоже, поэтому советы давать очень трудно. Если в семье несколько детей разного возраста, тогда мера поста тоже будет различной. Младший, например, молочное будет есть, а старший — нет. В некоторых случаях важнее окажется не качество пищи, а ее количество: кому-то главное — не переедать. Родителям, которые сами только воцерковляются, надо быть очень осторожными в своем желании ограничить ребенка, особенно если он уже сформировался вне церковной среды и если отношения у него с отцом и матерью не очень доверительные, как часто сегодня бывает. В любом случае лучше, конечно, все эти вопросы согласовывать со священником, который знает семью или отдельных ее членов.

— Может ли пост повредить здоровью ребенка, особенно, если он несет повышенную нагрузку (занимается спортом, в музыкальной школе и т.д.)?

Священник Анатолий Коньков:

— Обычно в таких случаях вопрос о мере поста решается с духовником. Но следует учитывать, что растущему организму нужно, несомненно, больше белка, в том числе животного, чем взрослому. Поэтому пост для ребенка, на мой взгляд, должен в большей мере состоять не в гастрономических, а в иных ограничениях.

Анна Клименко:

— Это какой же должен быть пост?! Неужели, если ребенок не будет есть мясо в пост, то это как-то значительно скажется на его здоровье? Сейчас на детей обрушивается масса совершенно ненужной и откровенно порочной информации, с помощью которой им навязываются чуждые интересы — вот это действительно опасно. А разумный пост не повредит.

— Если ребенок, подросток ходит в обычную школу, понятно, что он не сможет поститься там в полной мере. Как к этому относиться?

Священник Анатолий Коньков:

— Спокойно. Пусть в школе ест, что дают, не привлекая внимания и смиряясь ради мира с одноклассниками, с учителями. Может, кто-то скажет, что нужно нести свой крест и исповедничество? Если у ребенка вера настолько сильна, то это будет действительно подвигом.

Анна Клименко:

— Мы в нашей семье относимся к этому спокойно. Правило простое: что тебе предлагается, то и ешь, смотри лучше за своим языком, как бы кого не обидеть; не ленись, не дерись.

— Можно ли придумывать для детей необычные постные блюда в пост, чтобы их порадовать или утешить?

Священник Анатолий Коньков:

— Подобное утешение можно и нужно не только детям, но и нам, взрослым. Даже в посты Церковь предлагает нам праздничные дни, когда вспоминаются особо чтимые святые или важнейшие события Священной истории. В эти праздники на трапезе разрешаются послабления, предусмотренные уставом и отраженные в церковных календарях.

Анна Клименко:

— У Шмелева в книге «Лето Господне» маленький герой Ваня рассуждает: «Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все так вкусно?», при этом перечисляются такие кулинарные изыски, которых никто из нас и не пробовал. Вообще-то в пост лучше готовить что-нибудь попроще, чтобы освободить время для молитвы, для посещения храма. Но и детей, конечно, хочется порадовать. Обычно они любят что-нибудь делать вместе с мамой. Я, например, леплю пирожки, а маленький тут же свои загогулинки. Мы их все печем, и он может угостить других своим изделием — вот это радость!

— Дайте, пожалуйста, совет, о чем нужно особенно позаботиться родителям, когда наступает пост?

Священник Анатолий Коньков:

— Главное — помнить: не человек для поста, а пост для человека, для его духовного возрастания. Не нужно бездумно отказываться абсолютно от всего, изнуряя себя и детей непосильным постническим трудом. Во всем должна быть мера, для этого человеку Господь дал разум. Обязательно нужно регулярно исповедоваться и причащаться, чтобы были силы для прохождения постового поприща.

Анна Клименко:

— Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы пост воспринимался как радость, а не как время запретов. Поэтому надо подумать, как будет проходить ваш собственный пост: от чего нужно избавиться и что приобрести за это время. В семье должны быть мир и согласие, чтобы дети видели ваш добрый пример. Хорошо было бы продумать, какие книги прочитать своему ребенку, а тому, кто читает сам, необходимо помочь подобрать интересное душеполезное чтение.

— Как дети относятся к посту в Вашей семье?

Священник Анатолий Коньков:

— Старшая дочь постится частично: и в школе, и дома она ест то, что дают. Она ограничена в некоторых развлечениях, о чем я говорил выше, мы считаем это более важным для нее сейчас. А младшие дочери еще малы, чтобы как-то понимать значение поста.

Анна Клименко:

— Для них это часть жизни. Когда дети слышат, что приближается пост, они радуются: «Значит, скоро Рождество!» или «Скоро Пасха!!!». Наши дети в пост не смотрят мультики и художественные фильмы (о компьютерных играх и телевизоре не говорю, так как у нас это вообще не заведено), причем никто не воспринимает это как тягостное бремя.

Материал подготовили Наталья Горенок и Инна Стромилова

Газета "Православная вера", № 23 (451), декабрь, 2011 г.

Что должен уметь ребенок, идя в первый класс

Стоит ли готовить ребенка к школе?

Главная   |   Родителям   |   Стоит ли готовить ребенка к школе?

По сути, каждый ребенок готовится к школе вне зависимости от желания родителей с момента своего рождения, так как в любом случае он станет школьником.

Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?

Поступление в первый класс — это переломный момент в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшие успехи в учебе и жизни.

Практически всем известно, что лучшие вложения капиталов это вложения в образование. Но не многие знают, что самыми эффективными такие вложения могут быть в дошкольном возрасте, например в занятия по подготовке к школе.

Не секрет, что в большинстве школ перед зачислением ребенка в первый класс с ним могут побеседовать, что подразумевает – протестировать. По результатам такой беседы он будет рекомендован в класс с более сильными учениками или с более слабыми.

А Вы бы хотели чтобы Ваш ребенок в каком классе учился? Ну конечно – среди отличников.

Очевидно, что каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, изучает окружающий мир постепенно, шаг за шагом. Однако если с ребёнком планомерно заниматься, применяя современные методики раннего развития, то его развитие происходит интенсивнее, чем у тех детей, с которыми не проводятся такие занятия и которые свое свободное время проводят за просмотром мультфильмов.

К четырем годам родители уже могут самостоятельно оценить, как проходит развитие их ребенка, по крайне мере по сравнению с другими детьми.

Если ребенок ходит в детски сад, то можно побеседовать с воспитателем и узнать его мнение. Но когда в группе 20 и более детей, то не всегда о каждом ребенке можно получить объективную информацию.

Потом все дети индивидуальны. То, что подходит одному ребёнку – может абсолютно не подходить другому. И как можно осуществить индивидуальный подход в детском саду в группе, где более 20 человек?

Если ребенок не ходит в детский сад, а его воспитанием занимаются дома, то с большой вероятностью может оказаться, что родители, не имея ни специальных знаний, ни педагогических способностей совершат массу ошибок, которые потом будут исправлять профессиональные педагоги.

В то же время к будущему первокласснику сейчас предъявляются определенные требования. Например, через пару недель после поступления в школу родители могут неожиданно узнать от педагога, что их ребенок недостаточно быстро читает или все еще не умеет складывать простые числа.

Поэтому, если есть такая возможность, то можно рекомендовать для подготовки к школе посещение небольших специализированных групп по 5-6 человек, в которых занятия проходят по самым современным методикам.

Например, можно воспользоваться опытом лучшей в России частной Ломоносовской школы, на базе которой разработаны пособия по подготовке к школе для детей с 4-5 или с 5-6 лет.

Так на что же на самом деле обращают внимание профессиональные педагоги при подготовке детей к школе в первую очередь? Они прежде всего формируют у ребенка правильную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, к процессу обучения и вообще к процессу познания окружающего мира как к интересной, увлекательной, сложной, но необходимой деятельности.

В то же время через игру ребенку прививается любовь к умственной деятельности, к самостоятельному поиску решений, формируется активная жизненная позиция с творческим подходом к любому делу и осознанием себя как успешной личности.

Что изучают на занятиях по подготовке к школе? Детей ознакомят с основами математики, с числами и элементарными действиями с ними, геометрическими фигурами, такими понятиями как пространство, время и т.д.

Сюда же входит и подготовка к обучению грамоте: овладение навыком чтения, развитие и обогащение речи, развитие внимания, увеличение словарного запаса, умение четко и образно выражать свои мысли, читать, сочинять собственные рассказы, выполнять простые графические задания.

Постепенно у ребенка формируется правильное представление об окружающем мире, развивается логическое мышление, внимание, память, способность сочинять и фантазировать, воображение, развивается мелкая моторика рук.

В то же время освоение новых знаний и умений чередуется с подвижными играми и простыми упражнениями с телом для укрепления здоровья.

Если Ваш ребенок регулярно посещает такие специальные занятия по подготовке к школе с опытным педагогом, то можете быть уверенными, что он будет спокойным и сосредоточенным на занятиях в школе.

Преподносимый первокласснику на уроках материал будет успешно усвоен, а интерес к учебе не будет потерян. Ваш ребенок всегда будет с большим желанием ходить в школу и радовать Вас своими успехами. При этом полученные навыки самостоятельного познания окружающего пространства, любовь к творчеству и умение находить общий язык со сверстниками позволят Вашему ребенку стать успешным в современном техногенном мире.

Один из самых удивительных фактов, который удается обнаружить — это отсутствие навыков использования информации нами с Вами. Только задумайтесь! Как много обучающих книг для малышей находится на полках в наших магазинах! А как они пестрят своими красочными оформлениями, как доброжелательно с их страниц смотрят на нас любимые для детей сказочные герои!

Как подготовить детей к школе в домашних условиях?

И что мы делаем? Безусловно, покупаем, как можно больше, порой, одинакового по сути материала.
 Вот в этой книжке, с цифрами и счетом детей знакомит, известный малышам «Лунтик», а вот здесь, в тоненькой брошюрке, ребенок учится считать вместе со «Смешариками». Похожие по содержанию, но разные по оформлению книги ни сколько не наталкивают родителей на мысль о том, что,вероятно, не стоит покупать так много одинакового?

В чем же самые распространенные заблуждения родителей при подготовке детей к школе?

Ребенок сможет без труда подготовиться к школе, если пойдет на подготовительные занятия при школе, садике и др.
Это самое глубокое из всех заблуждений, с которыми мы только работаем. Если воспринимать поставленную фразу на слух, то, вероятнее всего, она сможет убедить многих родителей в выборе подготовительных занятий для ребенка. Но мало кто из них в действительности задумывается о том, чем конкретно там собираются заниматься с ребенком? К нам на прием часто приходят родители с поступающими в школу детьми и ребятами,которые уже окончили первый класс. На банальный вопрос «Чем занимаются (занимались) на подготовительных занятиях с ребенком перед школой?» в лучшем случае родители отвечают «Ну, они там писать учатся, читать», а в большинстве мы слышим нечто вроде: «Не знаю» или «Подготавливается к школе, что же еще?», что, по сути, является равнозначным.

Для того, чтобы получать пользу от подготовки к школе в дошкольных образовательных учреждениях, задумайтесь над следующим: 

Кто проводит занятия с ребенком?

Доверяете ли Вы этом человеку?

Какое количество занятий будет проведено с ребенком?

Какой объем информации преподаватель собирается давать ребенку на каждом из занятий?

Обратите внимание! Акцент не случайно сделан на том, что преподаватель должен уметь ответить на этот вопрос! Потому как чаще всего объем учебного материала, который предоставляет педагог, скажем, в течение полугода, с легкость можно было бы дать ребенку за 1 месяц занятий с той же регулярностью!

Насколько разнообразна для ребенка получаемая информация? Или речь идет исключительно о навыках письма, счета и чтения?

Ребенку для школы достаточно научиться читать и писать
 Еще одно заблуждение, с которым мы сталкиваемся в нашей повседневной практике — уверенность родителей в потребности у ребенка исключительно умения читать и писать! К сожалению, подобной информации недостаточно для ребенка при поступлении в школу. Когда родители со своим ребенком приходят к нам, отучившись 1 класс, зачастую они находятся в негодовании: «Почему ему так сложно дается учеба?» 

Ниже представлен лишь краткий перечень, из которого психолог делает вывод о готовности ребенка к школе:

Характерологические особенности — способность к построению общения со сверстниками, со взрослыми, активность речевого общения, поведение

Особенности развития когнитивной сферы — память, внимание

Уровень развития мыслительной деятельности — способность к сравнению, классификации, обобщению, умению выделить существенный признак предметов, явлений.

Развитие воображения

Работоспособность — темп, утомляемость, темп включаемости в работу и др.

Как вы можете заметить — в данном списке нет акцента на счет и письмо. Зато как много других базовых навыков, которые чаще всего остаются без должного к себе внимания. 

Пластилин, глина, гуашь — никак не повлияют на развитие ребенка. Это исключительно детская игра

К счастью, все менее распространенным представлением является бессмысленность подобных занятий. Средства массовой информации стали-таки говорить о необходимости развития мелкой моторики, воображения и о положительном влиянии использования ярких цветов на психику ребенка. Однако, и здесь старшее поколение находит для себя возможность отнестись к процессу лепки или рисования неграмотно. Покупая предметы для детского творчества, прежде всего, обращайте внимание не на оформление коробки а на качество и количество материала. Найдите при необходимости инструкцию — что еще можно слепить из пластилина? Что можно нарисовать гуашью? В интернете может быть достаточно подобной информации.

Компьютер и интернет — только отвлекают ребенка от возможности подготовиться к школе! Кроме нецензуры там нет ничего

 Это один из самых спорных вопросов. Психологи и педагоги объясняют для родителей, как на самом деле полезно и продуктивно можно использовать компьютер. На базе Волгоградского Государственного медицинского Университета 12 лет назад было проведено исследование, которое показало, что компьютерные игры жанра «fps» (в народе именуемые, как «стрелялки») в действительности приводили к снижению уровня реальной агрессии. Нет никакой необходимости запрещать ребенку проводить время за голубым экраном, но ключевой вопрос должны задавать себе сами родители: «Что мой ребенок собирается делать за компьютером?» В идеале найти обучающий материал, который в доступной игровой форме позволит ребенку усвоить нужное количество полезного материала. И не забывайте обращать внимание на возраст, рекомендуемый для той или иной обучающей игры. 

Ключевые знания родители ребенку дать не могут. Нужна помощь высококвалифицированного специалиста

Сразу возникает простой вопрос: «А наши родители искали этих специалистов или смогли, все-таки, без посторонней помощи дать необходимые знания нам сами?». На данный момент трудно ответить и здесь однозначно. С одной стороны, безусловно, времена меняются, равно, как и приоритеты, выстроенные современным запросом обществу. С другой же стороны — кто, если не родители, смогут дать нужное количество информации? Важно обратить внимание на сам процесс выстроенных занятий. Как было сказано выше — умение ребенка считать до десяти и читать буквы — не является ключевым, однако, приветствуется. Акцентируйтесь в повседневной жизни на понимание ребенком пространства, тренировку внимания, памяти, сообразительности. Не пренебрегайте вывешенной на уровне глаз ребенка картой мира и иллюстрированными энциклопедиями. И все же, покупая энциклопедию ребенку, помните — главные вопросы ребенок будет задавать Вам! Поэтому прежде чем перейти к всестороннему развитию вашего малыша, расширяйте свой кругозор!

Подытожив, хочется обратиться к нашим великолепным родителям и пожелать им почаще проявлять к своему ребенку доброжелательность, любовь, уважение, понимание. Обнимайте и целуйте своих детей, признавайтесь им в любви и стройте свое общение только на положительных эмоциях. Кто, если не вы, поверите в своего кроху? Кто, если не вы, поможет ему достичь тех высот, о которых он сможет мечтать? Опять же… благодаря вам!