Почему удмурты некрасивые

19.04.2020 0 Автор admin

Содержание

Загадочная удмуртская душа

Активные темы

  • Звонок , только что, вас беспокоит ТГК (64)

    Энтузиаст Инкубатор 07:52

  • Охлобыстин атаковал журналистку на пасхальной службе «для избран… (16)

    EvaBraun666 Инкубатор 07:52

  • Новые пикчи от Васи Ложкина (59)

    Ship76 Картинки 07:52

  • Плюсы и минусы жизни в Москве (27)

    Misha0276 Инкубатор 07:52

  • Партия в бильярд с белочкой. Счёт 1-0 в пользу белочки 🙂 (9)

    Бегун Инкубатор 07:52

  • Почему алкоголик не алкоголик? (9)

    piston Инкубатор 07:52

  • Кто и почему записывает Солженицына в предатели (42)

    morozilka Инкубатор 07:52

  • 25 мужей и жён голливудских знаменитостей, которых вы скорее все… (165)

    AlHighlander Картинки 07:51

  • Прихожанка одной из днепровских церквей рассказала, как священни… (16)

    GLUC Инкубатор 07:51

  • ЯП политический ресурс (28)

    RusAngel Инкубатор 07:51

  • А московские полицейские выписали бездомному протокол за нарушен… (135)

    antiseptin События 07:51

  • Вот оно чО, Михалыч! Рогозин назвал многоразовые ракеты «нев… (227)

    grayDen Инкубатор 07:51

  • ВТБ приятно удивил (68)

    REDDs51 Инкубатор 07:50

  • Пандемия ускорит процесс замены людей роботами на рабочих местах (40)

    galc Инкубатор 07:50

  • Право на сбор яблок с соседского дерева задумали прописать в зак… (54)

    TOS1 Инкубатор 07:50

yarodom

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» — более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©~~~~~~~~~~~ Другие лица России «Лица России». Удмурты. «Удмуртия. Домашний очаг», 2008
Общие сведения
УДМ‘УРТЫ, утморт, укморт (самоназвание), вотяки (устаревшее русское название), финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах (численность 715 тыс. человек), коренное население Удмуртии, численность 497 тыс. человек. Живут также в Казахстане (16 тыс. человек), на Украине (9 тыс. человек), в Узбекистане, Белоруссии и других государствах бывшего СССР. Общая численность 747 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удмуртов, проживающих на территории России, составляет 637 тысяч человек, по переписи 2010 года в России проживает 552 тыс. 299 удмуртов.
Удмурты говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. Письменность на основе русской графики. Большая часть верующих Удмуртов — православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.
Удмурты — древний народ. В русских источниках они упоминаются с XIV века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова.
В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце XV века, а южные — в середине XVI столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года ее название — Удмуртская Республика.
Основой для формирования древних Удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с 11-12 веков), в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. Присоединение Удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558. В 1920 образована Вотская АО, переименована в 1932 в Удмуртский АО, в 1934 преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 — Удмуртская Республика.
Цикл аудиолекций «Народы России» — Удмурты
Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, например, в 1913 зерновые культуры занимали 93%, лён — 4,1%, картофель — 2%, многолетние травы — 0,1%. Традиционные занятия — охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем. Составной частью традиционного хозяйства Удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с 18 века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако Удмурты использовались лишь на вспомогательных работах.
Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бoляк, иськавын), сохранялись некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.
Поселения (гурт) Удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.
Традиционное жилище Удмуртов — наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее — на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг — северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением — кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.
Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.
Североудмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных Удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.
Головные уборы — налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) — аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы — платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных — монеты.
Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.
Основу питания Удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и т.д. Одно из любимых кушаний — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).
В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник «толсур» с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон — праздник выноса плуга, выль жук — обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд). С XIX века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря: Рождеству, Пасхе, Троице.
Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.
С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.
Народная мифология удмуртов близка мифологиям других финно-угорских народов. Для нее характерна борьба доброго и злого начал, трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (другие ипостаси — Кылдысин, Куазь, Инву), злой дух, соперник Инмара — Шайтан.
Удмурты чтили священную рощу (луд). Некоторые деревья имели для них сакральное значение: береза, ель, сосна, рябина, ольха.
В устном народном творчестве — мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.
Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.
В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова
Очерки
Когда небеса были чисты, как снег
Вот попались нам на глаза три пословицы. Что у них общего?
Сердечное слово три зимы греет.
Кошка сметану не устережет.
Через одно окно всю улицу не увидишь.
Общее у них то, что все они действительно мудрые, а значит, полезны для жизни. Есть и еще одна общность – все эти пословицы сочинены удмуртским народом. Различными его представителями. Знакомясь с таким народом, как удмурты, мы сразу же обращаем внимание не только на пословицы и поговорки, но и на сказки.
Удмуртские сказки мудры и загадочны. Собственно говоря, как раз в загадочности и состоит их мудрость. Разве можно докопаться до священной сути таинственных, непостижимых механизмов, которые движут всем этим миром? Нет, конечно, это невозможно. Тем более, когда в основе мироздания лежат такие грандиозные события.
Люди были овцами
«В прежние, далекие, седые времена светлое небо было низко над землей. Люди приносили жертвы милостивой Богине Счастья и Богине Небесной Кары и клали свои жертвы прямо за облака. Жизнь была счастливою, легкою. Светлые богини и боги спускались на землю, беседовали с людьми и охраняли их от зла. Люди были овцами.
Небеса были чисты, как снег, и белы, как кора молодой стройной березы. И было на земле счастье.
Но вот времена переменились. Люди из овец превратились в зверей. Стали злословить. Стали ругать небеса. Но боги были милостивы к людям. И вот нашлась низкая женщина. Она злословила про богов. Вместо священной жертвы положила за облака грязные пеленки своего ребенка.
Ничего не сказали светлые боги. Белое небо посинело. Облака были молчаливы. Но небеса стали подниматься и ушли высоко, чтобы люди не могли их загрязнить. И ушло от людей счастье. Ушло из-за того, что люди сами прогнали это счастье своей пошлостью и низостью.
А придет небо на землю тогда, когда люди снова станут овцами.
Впрочем, люди, населяющие землю, когда-то очень отличались от ныне живущих хомо сапиенсов.
По представлениям удмуртов, в давние времена жили на земле большие люди, великаны-зэрпалы. Жили они очень весело, очень легко. Лес доходил им только до коленей. По лесу они, словно по крапиве, ходили.
Пошел однажды сын великана погулять, поохотиться. Нашел на дереве какое-то маленькое существо, положил в карман, принес своим родителям.
– Посмотрите-ка, какую птичку, долбящую сосну, я нашел, – сказал он.
– Ох-ох-ох, глупый мой, глупый, – сказал ему отец. – Зачем ты его принес? Это не птица, а маленький человек. Он для своих пчел улей на сосне долбил. Мы все вымрем, а вместо нас такие маленькие люди появятся. Уйдем отсюда поскорее. Кончилась наша жизнь, – сказал великан и заплакал.
Где упали его слезы, там образовались озера-реки.
– Уйдем отсюда на север, – сказали великаны и ушли. По дороге к их ногам прилипла земля. Где отряхнули они эту землю, там образовались высокие горы.
Достигнув севера, великаны застыли, превратились в очень большие камни. До сих пор там эти камни есть. Маленькие люди живут, словно черви в навозе копошатся, умирают, а камни-великаны до конца света будут жить – за жизнью маленьких людей наблюдать».
Навсегда ушли те волшебные великаны-зэрпалы, но осталось множество не менее загадочных существ. К примеру, Луд-Мурт – полевик, охранитель животных. Или Палэс-Мурт – полчеловека, лесное страшилище с одной рукой, с одной ногой и одним глазом. Или же Тэди-Мурт – шутник, беленький старичок, живущий в бане и разыгрывающий любителей попариться.
Да что там говорить – простой, казалось бы, медведь, и тот совсем не прост.
Удмурты считают, что медведь произошел от человека, поэтому он слова человеческие понимает, но только говорить не может. При внезапной встрече с медведем следует только сказать ему:
– У тебя, большой человек, своя дорога, а у меня своя. Иди ты своим путем, а меня не тронь.
Медведь уйдет, не тронет.
Подражая походке и повадкам животных
А еще известно, что удмурты были очень искусными охотниками. Это отмечается уже в материалах ученых-путешественников второй половины XVIII века: «В охоте удмурт «настойчив, терпелив и ловок. В простой походке его уже много хитрости и лукавства, он ходит как-то крадучись, избочась и едва поднимая от земли ноги.
Носки его лаптей прежде устраняют встретившуюся на пути преграду, а потом следует опускание ноги».
Подражая походке и повадкам животных, охотник как бы маскировался, становился одним из них. Одной из форм маскировки стали, например, и сигнальные пастушьи инструменты, имитирующие голоса птиц и зверей. Как знать, может быть, удмурты использовали эти сигнальные инструменты для того, чтобы контактировать с миром птиц, зверей, животных и даже духов. Все просто: хочешь быть понятым, скажем, рябчиком, говори (пой!) на его языке!
К особому виду охотничьих сигнальных инструментов относится чипчирган – натуральная продольная труба. Название происходит от звукоподражательного слова «чипсыны» – «свистеть», «разливаться трелью». Звук на этом инструменте извлекается не вдуванием, а втягиванием воздуха. У других финно-угорских народов (например, у коми) такой инструмент тоже есть, правда, он называется иначе.
В данном случае нас интересует, на каком этапе развития этот сигнальный инструмент, имитирующий, скажем, голос лебедя, вдруг (или не вдруг) стал музыкальным. И теперь на чипчиргане исполняют мелодии обрядовых напевов – рекрутского, плясового. Образ чипчиргана в удмуртских лирических песнях приобретает художественную, эстетическую ценность.
Есть у удмуртов и такой древний струнный инструмент, как крезь (вроде гуслей).
Вот история о небесном происхождении этого инструмента:
«Жила когда-то в лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз – Мать леса. Говорят, с нее начался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирало Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Матери Леса.
Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила мудрую Ель. Ель умерла. Но пришел человек и оживил ее. Он сделал из нее Гусли и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Мелодию Небесной Росы», небо плакало дождем».
На удмуртском языке слово «крезь» означает и музыкальный инструмент, и жанр фольклора: песни-импровизации на припевные слова.
Песни и музыка всегда занимали исключительное место в жизни удмуртов. Людей, не умеющих петь, в народе называли «паллян кырзась» (поющий влево) – «никудышный человек». Мол, что с него возьмешь, если он и петь-то не умеет.
Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Под аккомпанемент больших гуслей проводились общественные моления. Кстати, удмурты в основном православные. Гусли были одним из самых почитаемых и любимых музыкальных инструментов удмуртов: большой крезь хранился в родовом хранилище – куале. Бытовой крезь хранился в избе, чтобы быть всегда под рукой.
Упомянутые гусли были одним из предметов поклонения. Под них исполнялись народные песни, частенько им же они и посвящались:
Пусть мы молчаливы, язык говорит,
А на гуслях струна звенит.
А на гуслях струна звенит,
В нашем сердце огонь горит.
Через луга, поля мы ехали,
Как гром небесный, мы приехали,
У вас на лугу мы опустились,
Как стая диких гусей.
К вам в дом мы вошли,
И нас стало много, как зерен.
А когда вы нас попросили встать и спеть,
Мы все встали, как ожерелье жемчуга,
И запели.
Удмурты – древний народ. В русских источниках они упоминаются с века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова. В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце века, а южные – в середине столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года она становится Удмуртской Республикой. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Говорят удмурты на русском и удмуртском языках финно-угорской группы уральской семьи. Верующие исповедуют православие и традиционные культы. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.
Праздник выноса плуга
В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник Толсур с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: Геры поттон – праздник выноса плуга, Выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая.
века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря – Рождеству, Пасхе, Троице.
Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусство, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках и др.
Какие удмурты по характеру? Разные. Но если брать народ в целом, то о характере его лучше всего свидетельствуют сказки. И не волшебные, а так называемые бытовые. Одну такую сказку мы прочитаем.
Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.
Однажды мышь с воробьем нашли на дороге три ржаных зернышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек – боронил.
Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала ее, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зернышко к зернышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно – воробью, одно – мышке, одно – воробью… Делили, делили, и последнее зернышко лишнее осталось.
Мышь говорит: – Это зерно мое: когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.
Воробей не согласился: – Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.
Долго ли, коротко ли они спорили – кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зернышко и улетел прочь.
«Пусть-ка попробует меня догнать и мое зернышко отнять», – думал он.
Мышка не погналась за воробьем. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнехонька.
А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.
Вот такая сказочка. Смысл ее понятен. А еще нам кажется, что удмурты не только работящие люди, но и умеют беречь время. Почему? Потому, что у них есть замечательная пословица: «День долог, век короток».
Вывод из этой пословицы напрашивается сам собой. Все, что можно сделать сегодня, делайте сегодня. И тогда ваша жизнь будет длинной и счастливой.
А вот еще одна удмуртская пословица. Она интересна тем, что отличается от аналогичной русской пословицы. Как бы это поточнее сказать – иным, более конкретным пространственным мышлением. Итак, слушайте: «Яблоко от яблони не падает к корню ели».
Нам эта пословица нравится, и мы ее с удовольствием запомним. И вам советуем. Tags: агитпроп и пиар, быт, видео, единство и община, культура, менталитет, народы, наследие, образование и воспитание, общество и население, поволжье, проекты, россия, россияне, север, сельское хозяйство, сми, тв и радио, фильмы, фольклор, фото и картинки

Надежда Рысьева

На круглом столе по вопросам реализации законодательства о языках в Госсовете Удмуртии я разглядела противоречивые факты. И поразмыслила, почему овощное «отклонение от нормы» не порок и отчего вопрос «пятой графы» о национальности все еще считается одним из важнейших в обществе.

Фейсконтроль для манго

Немецкий фотограф Ули Вестфаль пристрастился фотографировать «обезображенные» овощи и фрукты: скрюченные огурцы, трехпальчиковую морковь, сросшиеся томаты. Этим отклоняющимся от общепринятых норм фруктам и овощам, а их в мире почти 40%, нереально пройти маркетинговый фейсконтроль. В этом — их беда и уникальность.

Сегодня овощная дискриминация не выглядит такой уж странной. В эпоху массового потребления стандарты «красоты» есть у всего вокруг. Будь то у картофеля или у человека. Цвет кожи, язык, вес тела, уровень заработка и прочее — словно под неоновыми лампами прилавков супермаркета, ничто не минует жестокой стандартизации. Потому в глобальном мире-рынке нет ничего проще, чем почувствовать себя забракованным огурцом.

Наверное, поэтому вопрос этнической принадлежности в толстенном списке «как должно быть», выдвигаемом большинством меньшинству, является одним из ведущих.

Удмуртский ренессанс

На круглом столе обсуждались многие проблемы, важные для коренного населения республики. К примеру, их имидж в обществе.

Существует предрассудок — «удмурты исключительно сельское население». По свежим данным, среди сельского населения республики удмурты составляют чуть больше половины — всего 51%. Более 41% коренного населения Удмуртии обосновались в городах. Вероятно, стереотип преимущественно «сельского» удмурта безо всяких раздумий пора выбросить на свалку цивилизации.

Тенденция урбанизации этноса становится ярче при взгляде на культурную составляющую Ижевска последних лет — хедлайнером большинства ведущих мероприятий города значилась удмуртская группа Silent Woo Goore.

За восьмилетнее существование группа и другие близкие ей по духу исполнители успели сделать для своего народа немало — потихоньку восприятие особенностей культуры и языка коренного этноса в пространстве города стало более лояльным, нежели несколько лет назад. Возможно, изменения во многом продиктованы и влиянием популярной среди поколения Y идеи космополитизма современного человека. Человек как бы теряет связь со своей этнической группой, становясь «гражданином мира».

Также умы современного общества, удмурты в том числе, подвергаются влиянию и другой сферы моды. Ренессанс интереса ко всему этническому, настоящему, старинному сегодня в действительности тренд среди молодого поколения. Так, удмурты копаются в бабушкиных сундуках с украшениями и одеждой, достают бережно хранимые семейные реликвии. Долго провалявшиеся среди пыли и моли элементы традиционного национального костюма становятся неотъемлемой частью современного гардероба. В эту деталь, будь то платье или сережки, затем вкладывается особый смысл, и вещь носится как знак почитания своих корней и красноречивое утверждение: «Я горжусь тем, что я удмурт».

Словом, самосознание молодого удмуртского поколения растет.

Противоречивые данные

Но если благоприятные модные мировые тенденции разных направлений и помогли вдохнуть новое в удмуртскую среду, то накопленные за десятки лет проблемы не так-то просто оставить во вчерашнем дне. Речь идет о сокращении численности удмуртов, ассимиляции с доминирующим народом и т. д.

Известно, малые народы рядом с доминирующей культурой ассимилируются. Погружаясь в русскоязычное (как в данном случае) пространство, представители народа постепенно отрекаются от языка. И удмурты, как и другие нацменьшинства, не исключение.

По данным Миннаца УР, перепись зафиксировала существенное сокращение в Удмуртии числа не только удмуртов, но и татар, владеющих родным языком. Если в 2002 году языком своей этнической группы владело 71,8% удмуртов и 74,1% татар, то в 2011 году — лишь 56% удмуртов и 43% татар, указавших владение языками.

Представители Министерства нацполитики Удмуртии склонны предполагать, что сокращение носителей удмуртского и татарского языков, скорее всего, связано не только с процессами ассимиляции, но и с недоработками переписных работников. Как оказалось, родной язык совпадает с национальностью у 65% удмуртов и 68,4% татар, а языком, как уже сказано, владеют лишь 56% и 43% соответственно. Разница огромна. Особенно если учесть, что под сухими процентами скрываются тысячи живых людей, а не какая-то абстракция.

В подтверждение своей позиции ведомство подкидывает и другой факт — по данным соцопросов, разговорными навыками на языке своей национальности в 2015 году владели более 74,9% удмуртов и 76,8% татар. Согласитесь, очевидно противоречие в данных.

Искусственная преграда

Будем честны, сокращение численности людей, считающих себя удмуртами, существует.

Наверное, большой проблемой сегодня для культуры и языка является отказ родителей-удмуртов обучать своего ребенка родному языку. Не помогают воскресить желание даже выявленные сегодня преимущества билингвизма для ребенка — гибкость и оригинальность мышления, легкая обучаемость разным языкам и пр.

Специалисты считают, что язык должен жить в семье, — очевидно, что одними дошкольными и школьными курсами языка делу не поможешь. Сама база, как оказалось, для изучения удмуртского языка в республике полностью сформирована.

Литературный критик, кандидат филологических наук, а также заместитель директора Научно-исследовательского института национального образования Удмуртии Вера Пантелеева в одном из интервью рассказала, что мнение о недостатке учебной литературы для изучения удмуртского языка — преграда, возведенная искусственным путем.

По ее словам, для обучения удмуртскому языку разработано три линии учебников по разному уровню сложности.

В современном варианте учебники издаются тиражом порядка 2-3 тысяч экземпляров. Тиражирование учебников технически не столь сложный и долгий процесс, в случае чего на будущее потребуется лишь допфинансирование.

Но в сфере образования прыткие татары оказались впереди. В федеральный перечень учебников 2015-2016 года вошли порядка 15 учебников для татарского языка. Странно, что Удмуртия и здесь пока оказалась не у дел, когда база вполне себе сформирована.

Мысль «нужно ли сохранять удмуртский, когда он самим удмуртам не нужен» лично для меня, вобравшей в себя всю глубину и красоту языка, порой настолько странно звучит, что иногда невольно начинаю ассоциировать себя с забракованным огурцом.

А вместо послесловия процитирую слова: «Ничто в мире не воспринимается человеком так остро и болезненно, как оскорбление его этнической принадлежности». Эта мысль принадлежит одному из моих преподавателей, безгранично мудрому и образованному человеку. Еврей по национальности, он всегда искренне смеется над чертами, по его мнению, присущими его народу, и притом искусно соблюдает тонкую грань, которую не следует переходить уважающему себя человеку в отношении представителя другой национальности.

Полюбоваться на удмуртских красавиц можно в специальной группе ВКонтакте

Удмурты, или, как их называли на Руси, вотяки — этническая народность Поволжья и Прикамья, относящаяся к финно-угорской языковой группе. Это один из древнейших коренных этносов Среднего Урала.

Удмурты среднего роста, строение тела явно не богатырское, но очень крепкое, из-за чего они славятся своей удивительной выносливостью. Лицо слегка уплющенное, часто скуластое, белокожее, реже смуглое. Преобладает сублапоно́идный антропологи́ческий тип.

Внешности удмуртов характерны европеоидные черты с элементами монголоидности.

Удмуртский народ относится к малой уральской расе, ее вятско-камскому типажу. Яркой антропологической особенностью удмуртов является рыжий цвет волос. По индексу «рыжести» они превосходят даже кельтов и ирландцев, известных всему миру своей «златовласостью».

В своей массе, удмурты миролюбивы, гостеприимны и доброжелательны. Путешественники XVIII-XIX веков отмечали, что удмуртам более свойственна веселость, чем печаль, хотя сами они очень робки и стеснительны, сдержаны в проявлении чувств. А, поэтому, терпеливы и бережливы (почти до скупости), настойчивы до упрямства, и даже склонны к самопожертвованию.

Люди с Вятки эксклюзив

Удмурты — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента».

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.

История удмуртского народа

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».

Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.

Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия — прядение, вязание, вышивка и ткачество.

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице.

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.

Внешность удмуртов и их характер

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой… зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая».

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.

Удмуртский язык

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков.

Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров.

Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.

По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.

Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы.

На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.

Удмуртский костюм

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты.

О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.

Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя).

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы.

Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении «Бурановским бабушкам», вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы.

Религия и обычаи удмуртов

Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара.

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке «Лудорвай».

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.

Тэги

  • гербер
  • Лудорвай
  • перепечи
  • Тол Бабай
  • Удмуртия
  • удмурты