Почему дети не читают
Содержание
Утверждение, что современные дети не читают не более, чем миф. Дети очень разные. Верно лишь утверждение. Что современным детям меньше нравиться читать, чем их сверстникам 20-30 лет назад. И для этого есть объективные причины. Психолог Екатерина Мурашова, в частности считатет, что дело в общем ускорении темпов жизни, смене общественных ценностей, приведшей к изменению отношения к книге вообще. А главное причина кроется в скорости информационного потока, к которой наш современник привыкает с детства. И все же дело не только в этом. Педагоги и психологи сходятся в том, что ЧТЕНИЕ –ОГРОМНЫЙ ТРУД. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы сразу оба полушария головного мозга. И если одна из зон «тормозит» или «пробуксовывает», весь процесс … теряет смысл. И тогда чтение превращается для ребенка в жуткое наказание. Дошкольник или младший школьник напряженно складывает буквы в слова, но не понимает смысла прочитанного. В более старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс. Когда подросток ухватывает не только внешнюю фабулу событий, не «прочитывая» подтекст, не понимая философию автора и т.д.
К сожалению, некоторые современные родители, сами привыкшие получать большую часть информации из электронных носителей, всерьез считают, что чтение книг, особенно художественных, для ребенка не обязательно, важнее – знать, где найти нужную информацию и уметь это сделать быстро. Однако, благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память и воображение ребенка. Не говоря уже о том, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном воспитании. Кроме того, педагоги начальной школы с тревогой отмечают, что мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
Педагог Татьяна Ильина хорошо обосновывает еще одну причину, по которой дети не любят или не приучены читать. Эту причину можно назвать социальной, семейной или педагогической, и звучит она просто: НЕ БУДЕТ ЧИТАТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ ВИДИТ РЯДОМ ЧИТАЮЩЕГО ВЗРОСЛОГО — МАМУ ИЛИ ПАПУ. Специалисты бьют тревогу – сегодня не мало семей, в которых книг нет вообще.
Другой вариант – когда книжные полки ломятся под тяжестью прекрасно иллюстрированных, хорошо изданных энциклопедий по любым отраслям знаний. Ребенка, с интересом их «проглатывающего» нельзя назвать читающим. Он, конечно, может поразить своей интуицией, но при этом ему может оказаться сложно пересказать цепочку событий в самом простом рассказе.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
За советом обратимся к психологу Екатерине Мурашовой.
Почему ребёнок не любит читать?
Она рекомендует:
- Забудьте про комиксы и журналы с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую классику Льва Толстого и Константина Ушинского, сказки разных народов. Приучайте ребенка и к вяловатым описаниям Бианки, и к сухой политизированности Родари, и к явной социалистической риторике Носова.
- Начиная с 5-6 лет переходите к историческим повестям для детей (например, «История первобытного мальчика»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (например, Лидия Чарская). Лет до восьми, не бросайте читать ребенку вслух, даже если он уже бегло читает учебник и хрестоматию. Интересные книжки им еще не осилить.
- С 8 лет начинайте проявлять хитрость, которая заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном месте, у вас вдруг появляются неотложные дела, а книжка остается лежать на краю стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет ждать и возьмет книгу сам.
- Дальше задача родителей подсовывать осторожно и настойчиво все новые книжки. Случайно обнаруженные в шкафу или вдруг выпавшие из ящика стола. Для начало это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка.
- Постепенно расширяйте палитру жанров.
Наши дети — очень талантливые. Надо только помочь их талантам раскрыться. А еще они очень добрые, способные к сочувствию.
Как и мы когда-то, они также безутешно плачут над бедной собачкой и умершим от тоски по ней львом, грустят над полуграмотным письмом без адреса Ваньки Жукова, и впервые узнают войну «на вкус», переживая сюным бойцом Ваней Солнцевым все его трагические потери.
Почему дети не читают?
Николай Яременко
Почему дети не читают?
«Люди стремятся научится чему угодно, только не умению мыслить.»
А. де Сент-Экзюпери
Одним из фронтов сегодняшнего противостояния на Украине является – школа, где воспроизводится генетическая матрица культуры, да и генетический аппарат всего народа. Считалось, что школа как в былые времена, так и до сегодняшних дней есть важнейшим механизмом передачи поколениям того главного, что накопила культура народа, — его представлений о мире и человеке, добре и зле, а также навыков познания, мышления, нравственности. Все это составляет мировоззренческую матрицу, на которой люди собираются в народ. Разрушь эту матрицу (по чьей-то команде с тех же США, или по незнанию, глупости) – и народ рассыпается, как куча песка. События на Майдане в Киеве и гражданская война на Донбассе тому подтверждение.
Считалось, что школа – один из самых консервативных институтов общества. Для народа и его культуры, как и для любого организма, защита его генетического аппарата – одно из главных условий продолжения рода. Но учителей втянули в политику, реформы, увлекли «цивилизованными ценностями». Реформа школы на Украине – часть глобализации. Смысл ее – перестройка мира, приспособление «украинца» к интересам Запада, демонтаж и ослабление всех незападных культур. При этом тем же Западом игнорируется вопрос как сохранить генотип своих народов.
И вот с конца ХХ века на Украине, как и в России появились многочисленные американские консультанты и профессора вещающие о «мультикультурализме», нетрадиционной сексуальной ориентации, ювенальной юстиции, толерантности, идее «бесконечных различий и своеобразий».
Американские консультанты-пеленочники, встречены с распростертыми объятиями в Киеве, заговорили о непреодолимых границах не только между людьми в разных странах но и в одной культуре, напрочь забывая при этом социальную составляющую. Некоторые же английские ученые считают вредным сам принцип «Ликбеза», т.е. принцип элементарных основ грамотности, другими словами навыками чтения, письма, с четырьмя действиями арифметики. Английские ученые поддерживают высказанную американцами гипотезу, что «болезнь неграмотности» дислексия передается генетически и 10% населения любой страны имеют к ней предрасположенность. Но самое главное сообщения от американцев состоит в том, что учить и учиться с книгой в руках способны всего 10% представителей рода человеческого. Все остальные, то есть большинство наших собратьев, оказывается таковыми не являются – им знакомство с текстом противопоказано. А для этого американские профессора рекомендуют освободить детей от перегрузок в школе, которая душит малышей обилием букв и знаков. При этом предлагают: 1 является зачетной оценкой для перевода в следующий класс, по 12 бальной системе. Правда американцы вместе с англичанами «элите с Печерских холмов» намекают, что генетическая предрасположенность к неграмотности существует только у бедных, бесправных и маргиналов.
Объявляя дислексию генетически непреодолимой, как форма носа или цвет волос, на Украине соглашаются и без того с трагическим расслоением общества на плебеев и «высшую касту». Превратив неграмотность в норму жизни «держава» возрождает булгаковского Шарикова. Забывая ответить на вопрос: А не страшно ли будет жить в обществе шариковых, бестолково тыкающих пальцами в компьютер или нажимая на спусковой крючок – ведь прочесть о правах своих и других они не могут. В АТО с оружием они херои, а в Киеве?…
Сегодня многие школьники, как и их родители, обречены на то, чтобы проводить время у зомбоящика – телевизора. А уж малоимущие, при книжной дороговизне, тем более обречены на то, чтобы не читать. Да на Украине и учителя книг не покупают и не читают, почему и не могут назвать лауреатов Шевченковской премии по литературе за годы «незалежности». В «державе» в десятки раз уменьшилось количество библиотек и книжных магазинов. У книг есть конкурент – компьютер. Школы отказываются от детских книг и просят для своих учащихся компьютеры. Тем же учителям плевать, что необходимость считывать тексты с экрана компьютера порождает у детей патологию самого характера чтения. Оно становится поверхностным, спешным, мозаичным, неглубоким. Дети скользят глазами по текстам, не понимая зачастую их смысла. Они перестали в них вчитываться, а значит думать. Наряду с алкоголизмом и наркоманией появилась компьютерная и Интернет зависимость. Отберите у современного молодого человека его смартфон или ноутбук, он будет тут же дезорганизован. Джордж Оруэлл писал: «Приходилось жить – и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, с сознанием того, что каждое твое слово подслушивают и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают.»
Книга способствует ребенку, человеку к адаптации к реалиям жизни, подчас суровым и страшным, полным лжи, страданий и сомнений. А если книга не подготовит ребенка к жизни, утратив свое воспитательное значение. Как от воспитания отказалось украинское учительство. Молодой человек выходя в большую жизнь, воспитанный на рекламе пива с зомбоящика, может и не адаптироваться к ней, что часто и происходит. И тогда детей поджидают стрессы, алкоголизм, наркотики, депрессия, разочарование жизнью. Молодежь Украины, повзрослевшая без книги, эгоистична, ценит комфорт и вовсе не намерена совершать подвиги самопожертвования. Отечество способно «любить» только за деньги. Иначе говоря «массовая культура от американских профессоров-пеленочников произвела на Украине «массового человека». Похожих друг на друга, скачущих на Майдане клонов.
Ни один министр образования на Украине не осмелился заявить: школа и компьютер несовместимы. Но это сделали сотрудники Силиконовой долины: Google. Apple. Yahoo и др., отправив своих детей в школы без компьютеров. Выглядят они старомодно – доски с мелками, книжные полки с энциклопедиями и классикой, деревянные парты с тетрадями и карандашами. И ни одного компьютера. Они запрещены в классах и не поощряются дома.
Как хорошо уметь читать!
Яйцеголовые в США считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, внимательность. Они обучают своих детей через чтение книг, О компьютерной грамотности говорят, что это суперлегко. Это примерно так же, как научится чистить зубы. На Украине же с начала «самостийных» девяностых годов проводится политика компьютерезации – отбивающая у детей доверие к книге и охоту читать…
Дислексия власти порождает не только болезнь неграмотности общества, убивая генетический аппарат народа, но и возводит, дабы угодить «пеленочникам» руину в «державе». А родители зазомбированые телеящиками, погрузившись в невежество, лишают будущего своих детей в своем Отечестве…
© Copyright: Николай Яременко, 2015
Свидетельство о публикации №215030300912
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Николай Яременко
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Николай Яременко
Как научить ребенка понимать значения слов
Актуальный вопрос чтения
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?
ОТВЕТ. Многие родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Но прежде, чем предъявлять детям, родителям следует честно ответить на вопрос: читают ли они сами книги. Как у ребенка может проявиться любовь к чтению, если он своих родителей ни разу не видел с книжкой в руках?
То, насколько ребенок полюбит чтение, зависит и от того, сколько книг в доме. Социологические исследования доказали: интенсивность чтения связана с числом книг в личной библиотеке. Из тех, кто имеет дома свыше 100 книг, — 91,6% регулярно читают художественную литературу. А среди тех, у кого в личном пользовании не более десятка книг, читающих оказалось 51,8%.
Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего же люди, собственно, всегда читали и продолжают читать книги. Ведь не просто для того, чтобы занять свободное время, отдохнуть, расслабиться. Совершенно очевидно, что чтение книг значительно расширяет кругозор человека. Но это всего лишь толика той пользы, которую оказывает сама книга и ее чтение как таковое в нашем современном веке компьютеризации. Вот перечень основных «полезностей», которые человек может для себя извлечь.
ЧТЕНИЕ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Прочитайте «Шерлока Холмса», и вы убедитесь в том, насколько стал острее ваш ум, насколько вы стали быстрее соображать в той или иной области, это, кстати, очень помогает и в работе.
ЧТЕНИЕ ДЕЛАЕТ ВЗГЛЯД ОСТРЕЕ
Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитать еще раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
ЧТЕНИЕ СОХРАНЯЕТ ВАШЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга.
ЧТЕНИЕ НАУЧИТ ВАС ОБЩАТЬСЯ
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с легкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые не читают
ЧТЕНИЕ ПОМОГАЕТ ПРИЯТНО ПРОВОДИТЬ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и несколько жизней, чтобы прочитать все. Придется перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдете книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщите «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.
ЧТЕНИЕ ДАРУЕТ СПОКОЙСТВИЕ
Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребенка читающим, что не станут лишний раз дергать его.
ЧТЕНИЕ ВЫГОДНО ДЛЯ ВАШЕГО КОШЕЛЬКА
Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки- книги там ничего не стоят, ими пользуются бесплатно.
ЧТЕНИЕ ПОМОГАЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ
Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель может без проблем смотреть четыре передачи, вовремя переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
ЧТЕНИЕ ХОРОШО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ВАШЕЙ ФИГУРЕ
Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном, ведь «кино» уже идет в вашей голове.
ЧТЕНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Наблюдая за тем, как ребенок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребенку за вновь обретенное счастье.
ЧТЕНИЕ ОБЛАГОРАЖИВАЕТ РЕЧЬ
Чтение произведений хороших авторов заставляет мыслить человека так же складно, как на странице книги. Постепенно из лексикона исчезают слова-паразиты, а речь становится более грамотной и связной, быстрее и легче пишутся письма. Стоим несколько недель почитать какое-нибудь серьезное произведение, как человек, ранее и «лыко не вязавший», станет гораздо свободнее разговаривать и легче излагать свои мысли. Любители читать стихи могут и сами гораздо легче сочинить небольшой стишок. Обратите внимание на молодых мам, которые читают своим деткам стишки- они очень часто говорят в рифму.
ЧТЕНИЕ ПОМОГАЕТ ОРГАНИЗМУ ОСТАВАТЬСЯ МОЛОДЫМ
Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. С возрастом у человека может ухудшаться зрение, появляться проблемы с концентрацией внимания, однако эксперты призывают пожилых людей не отчаиваться и не бросать чтение.
Медики подчеркивают: для пожилых людей чтение книг или газет полезно по многим причинам. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Еще чтение пополняет словарный запас, тренирует способность пользоваться языком и концентрироваться.
КАЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Во-первых, книга должна быть написана понятным, доступным, интересным текстом, должна увлекать читателя своим содержанием, чтобы чтение доставляло удовольствие. При всем при этом, текст книги должен быть орфографически и лексически грамотен, а также написан разнообразным и богатым языком. В хорошей книге почти всегда заключен глубокий смысл, а не поверхностное суждение. Необычные, оригинальные идеи и стиль написания автора тоже прибавляют плюс любой книге.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ КНИГИ
- Если вы сами не любите читать, то и требовать от ребенка такой любви не стоит. Начните с себя, никогда не поздно «подружиться» с книгами.
- Психологи считают, что всякий текст, несущий в себе знаковую функцию (т.е. любая книга), требует расшифровки, т.е. определенного усилия ума. При просмотре мультфильмов такого усилия от ребенка не требуется. Поэтому ребенок руководствуется принципом экономии энергии и предпочитает смотреть мультфильмы про Золушку, а не читать о ней книжку. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок чрезмерно увлекался телевидением и видео.
- Предлагайте ребенку самые разные книги и доверьтесь его выбору.
- Не заставляйте ребенка читать- этим вы привьете ему отвращение к чтению на всю жизнь. Нелюбовь детей к книгам, которые необходимо читать по школьной программе, объясняется именно тем, что их заставляют читать. Поэтому именно от родителей зависит, полюбит ребенок читать книги или нет.
Что такое функциональная неграмотность и как с ней бороться?
- Поощряйте стремление ребенка читать. По возможности покупайте ему те книги, которые он просит.
Каталог:DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся
Поделитесь с Вашими друзьями: