Почему дети должны помогать родителям по дому
Содержание
- Дети и помощь по дому: напоминать, заставлять, платить?
- Как приучить ребенка к домашним обязанностям
- Осознанное воспитание
- Search
- Login
- Приучаем ребенка к домашним обязанностям
- Как приучить детей к домашним обязанностям
- Основные домашние обязанности детей в семье
- Домашние обязанности детей. Приучаем ребенка к домашним заботам
- Почему дети не помогают по дому?
- Почему дети должны помогать родителям по дому?
- Ребенок и домашние обязанности
- «Если ребенок не помогает по дому, он никогда не повзрослеет»
Родители часто в своём желании всесторонне развивать ребёнка записывают его на курсы иностранных языков, в кружки художественного творчества, в спортивные секции. А вот выполнять работу по дому им не поручают, поскольку не считают это нужным или сознательно уберегают их от бытовых трудностей.
Дети и помощь по дому: напоминать, заставлять, платить?
В результате ситуация доходит до такого уровня, когда убедить детей прибраться хотя бы в собственной комнате будет делом совершенно бесполезным.
По исследованиям социологов, 82% из опрошенных взрослых в России занимались работой по дому, когда были маленькими.
Но лишь 28% готовы поручить такую работу своим чадам. Родители предпочитают загружать ребёнка теми занятиями, которые гарантируют им успех в будущей карьере, а вот домашними обязанностями не обременяют. Однако давно известно, что работа по дому не только делает ребёнка более организованным по жизни, но и позитивно влияет на психику и успехи в учёбе.
Передавая детям определённые хозяйственные обязанности, взрослые способствуют появлению у них большей уверенности в себе и самостоятельности. Исследования показали, что малыши, помогающие родителям с 4-5 лет, были более общительными, быстро заводили друзей, хорошо учились в школе и ВУЗе. Их сверстники, не обременённые домашними обязанностями в раннем возрасте, которые начинали помогать по дому с подросткового возраста, не так быстро поднимались по карьерной лестнице.
Помогая семье, ребятишки учатся быть более отзывчивыми, понимающими, добрыми, помогать другим, заботиться о родных. Если дети отказываются от домашних дел под предлогом большой загруженности в школе, не стоит их полностью освобождать от домашних обязанностей. Позволяя ребёнку отказаться от обязанностей по дому, родители невольно формируют у них определённую установку: оценки в школе весомее, чем внимание к семье. Сейчас это может показаться мелочью, но со временем вы гарантированно увидите свою ошибку.
Материал подготовлен учителем-дефектологом Ященко Е. Н.
» Как приучить ребенка
Как приучить ребенка к домашним обязанностям
Осознанное воспитание
Search
Login
Приучаем ребенка к домашним обязанностям
Многим родителям сложно научить ребёнка помогать по дому. Возможно, они поздно начали это делать. Некоторые считают, что начинать приучать к труду нужно в возрасте 5-7 лет, когда ребёнок уже многое понимает. Но это далеко не так. Делать это нужно намного раньше. Как известно, малыши копируют действия, жесты, движения взрослых. И поэтому, показывайте ребёнку простые действия, а он будет их с удовольствием выполнять. Со временем у него выработается стойкая привычка, которая в дальнейшем будет развиваться.
Как же приучить ребенка к домашним обязанностям?
• Будьте внимательны к детям. Довольно часто они сами проявляют инициативу, но родители запрещают им из-за плохой координации движений, неуклюжести и т.п. А ведь нужно позволять ребёнку делать то, о чём он просит, будь то вымыть чашку, подмести, протереть пыль. Ничего страшного, если вам придётся после него переделать всё, главное, чтоб он это не видел. А вы должны похвалить его за инициативу и помощь. Со временем всё будет получаться намного лучше. Главное – не запрещайте, иначе желание помогать пропадёт, а позже вам будет сложно приучить ребёнка к труду.
• Родители ни в коем случае не должны ругать ребёнка, раздражаться, называть его растяпой. Наоборот, необходимо поощрять, хвалить. Если вы будете постоянно делать замечания и ругать за то, что малыш что-то сделал не так, то у него исчезнет стремление помогать вам, а появится устойчивое понимание, что его помощь раздражает родителей, что он делает всё плохо и не так, как надо.
• Не запрещайте ребёнку помогать вам, какой бы сложной не была работа. Даже зная, что малыш не справится с задачей, всё равно поощряйте его стремление помочь вам. Если какая-то работа может быть опасна для ребёнка, поставьте ему другое задание, например, собрать игрушки в ящик, протереть стол от пыли. Скажите, что вы без него сами не сможете справиться с этой работой. Хвалите, даже если ребёнок в полной мере не справился с задачей. Для него это будет стимулом помогать вам и дальше. Он должен чувствовать себя полезным и нужным.
• Доверяйте своему ребёнку. Как только он почувствует, что родители ему не доверяют, то ждать от него помощи вряд ли можно будет. Он ведь тоже хочет трудиться на благо семьи, быть помощником. А недоверие убивает желание помогать.
• Домашняя работа в форме игры. В этом случае не нужно просить ребёнка о помощи, а предложить поиграть. Для начала нужно придумать, в какую игру поиграть. Естественно, самый большой интерес у детей вызывает такая форма, как соревнование, например, кто быстрей соберёт игрушки и разложит их по местам. Естественно, всё нужно делать вместе с ребёнком. В процессе игры можно придумать сказку, например, о заколдованной принцессе, которая проснётся, когда в комнате будет порядок. Можно придумать массу игр и сказок, главное, чтоб ребёнок активно принимал участие в этом увлекательном процессе.
Осознавая, что его помощь родителям неоценима, ребёнок будет чувствовать себя помощником, а также сам будет предлагать свою помощь, в чём ему нельзя отказывать, независимо от сложности работы. Под контролем одного из родителей, ребёнок сможет выполнить задачу и получить похвалу. Только так можно воспитать помощника.
Будем благодарны, если поделитесь статьей:
Как приучить детей к домашним обязанностям
Одной из важнейших задач современных родителей является научить детей заботиться о себе и своем жилом пространстве. Многие родители не уделяют достаточно внимания этому навыку, и впоследствии таким детям очень сложно приспособиться к самостоятельной жизни уже в своей семье.
Последовательность действий
Для начала следует приучить ребенка убирать за собой. Попробуйте поговорить с малышом и объяснить ему, как приятно, когда все его игрушки стоят на своих местах.
Основные домашние обязанности детей в семье
Такие разговоры дадут ему понять, что чистота и порядок действительно важны для Вас.
Чтобы облегчить процесс уборки, разбейте его на простые последовательные этапы: протереть пыль, сложить игрушки, разобрать одежду по цветам. Готовность детей к помощи значительно возрастает, когда они получают четкие указания, а не абстрактные фразы вроде «убери в своей комнате».
Когда ребенок станет старше, в его голове уже сложится четкая последовательность действий во время наведения порядка, и Вам уже не придется контролировать каждый этап уборки.
Позитивное мышление
Также никогда не следует использовать домашние дела в качестве наказания за провинность, шантажировать малыша, мол не уберешь комнату, все твои игрушки выкину-раздарю-продам, разместив объявление на сайте, где можно купить-продать б/у-шные детские товары. У детей сложится подход к уборке как к наказанию, которого следует всеми силами стараться избежать. Настройте малыша на позитивный лад – превратите домашние дела в подобие интересного занятия, своеобразной игры, и тогда он будет выполнять их с удовольствием.
Во многих семьях принята традиция совместной уборки по субботам, когда вся семья трудится по дому. А затем, когда уборка закончена, вся семья идет в парк аттракционов, кино или кафе. Почему бы Вам не завести такую традицию в своей семье? Постарайтесь спланировать домашние дела так, чтобы они выполнялись совместно и регулярно. Тогда ребенок привыкнет, что день уборки – это не испорченный день исполнения домашних обязанностей, а день, когда вся семья собирается вместе, и после окончания домашних дел последуют развлечения.
Лучше заводить такую традицию, когда дети еще маленькие, и последовательно ее соблюдать. Вначале ребенок может не захотеть придерживаться ее, но со временем он осознает значимость такого ритуала, и будет выполнять свои обязанности с радостью.
Приучение детей к порядку может показаться тяжелой борьбой, но эти усилия со временем обязательно окупятся. Когда Ваш ребенок вырастет и станет жить отдельно, навыки уборки, стирки своей одежды или приготовления пищи будут очень значимы для него. И Вы не раз услышите от своего сына или дочери слова благодарности за то, что в свое время приучили их к выполнению таких, казалось бы, простых, но таких важных в нашей жизни дел.
Домашние обязанности детей. Приучаем ребенка к домашним заботам
Давайте сразу договоримся – вы не будете ругать своего ребенка. если выполняя домашние обязанности. он что-нибудь сделает не так. Например, если ваша дочь захотела приготовить обед и приготовила так, что обед оказался не только в кастрюле, но и на полу, и на стенах, -это не повод для того, чтобы устраивать скандал. Вспомните себя – как это получилось у вас впервые? Вот то-то же. Лучше спокойно объясните, что она сделала не так, и как нужно было сделать. А то криками просто убьете у ребенка весь энтузиазм, и в дальнейшем он будет отлынивать от работы по дому, даже если вы будете его заставлять. Не говоря уже о том, что сам не захочет ничего делать. Начав с малых лет так, скажем «познавать азы», годам к 14-15 ребенок уже сможет и посуду помыть, и обед приготовить, и все остальные дела по дому сделать. Правильное общение с ребенком в дальнейшем принесет только пользу.
Вывод нашего воспитания такой: не пропустите момент, когда ребенок сам проявляет желание помогать вам. В годик полазит по полу с тряпкой, а в два уже сможет сам вытереть пыль, неуклюже подмести метелкой пол. И так далее. Если же не разрешить ему делать уборку, сказать, мол, ты не умеешь еще, то потом он всегда будет думать, что уборка – это сложный процесс, который ему не под силу.
Кроме этого, к процессу нужно подходить как бы со стороны поощрения. Ребенок сложил игрушки, хотя до этого их складывали вы. Скажите ему, что он молодец, что он уже большой, хорошо справился с задачей, и теперь пусть делает это всегда сам. Слово «большой» (а еще лучше – взрослый) магически влияет на детей. Определите какую-нибудь обязанность, которая будет закреплена за ребенком – цветок поливать или столик протирать. Это еще больше подогреет его энтузиазм, но главное – научит ценить чистоту.
Поздно.
Многие мамы сетуют на своих детей, когда тем уже пошел второй десяток. «Не умеет даже яичницу себе пожарить. Что же будет дальше? Кто за такого выйдет, или кто такую в жены возьмет? Ээх, избаловала я ребеночка своего. Но ведь я хотела, как лучше. Чтобы не нагружать его с самого детства. И что теперь делать?» Вот примерно в таком духе. Как поступить в таком случае?
Во-первых, не нужно укорять ребенка. Это действительно вина родителей, что он ничего не умеет. Надо было начинать учить с самых малых лет. Теперь же никаких: «Как тебе не стыдно, ничего не умеешь!» Это только увеличит его нелюбовь к домашним заботам. В этом возрасте один из лучших способов – подавать пример. Поели – обязательно помойте посуду. Ребенок, глядя на вас, тоже приучится это делать. А если вы сами не будете делать то, чего требуете от него, можете и не ждать положительного результата.
Не следует разделять работу на мужскую и женскую. Ребенок должен проявлять участие во всем. Знания никогда не бывают лишними. И обязательно пригодятся в жизни. Даже если нет, то ребенок, участвуя в домашних делах, как минимум будет чувствовать, что он важен и небезразличен своим родителям.
Найдите подход
Двухлетний ребенок вряд ли поймет слова «надо» и «должен». Он еще не знает, что это такое. Зато он знает сказки. Почему бы не придумать еще одну – о том, что зайчик может ускакать к другому малышу, если ты не будешь убирать его и укладывать спать в домике. Уж это точно произведет не ребенка впечатление. А еще он будет рад, если вы похвалите его за то, как он хорошо убирает игрушки, за то, что раскладывает их по своим местам. Если нужно, помогите ему, объясните, как правильно это делать. Куда класть солдатиков, куда машинки. Этому маленькому человеку нужна поддержка, и кто, как не родители лучше всего могут ее дать.
Тем более что теплые слова станут для него определенным стимулом. Он будет знать, что, убирая игрушки, он делает хорошо, что маме это нравится. Можно за хорошо проделанную работу угощать его конфеткой или любимым печеньем, но не нужно говорить: «Уберешь игрушки, получишь конфету». Пусть это вознаграждение будет для него приятной неожиданностью. И не берите на себя его заботы, вы можете лишь помогать ему. Только так можно приучить ребенка к домашним обязанностям и выработать привычку убирать за собой и помогать по дому. Навыки, приобретенные в детстве, дадут ему понять, что все нужно делать самому, а главное, что все МОЖНО делать самому, что все получится, главное – захотеть!
Анастасия Меньшикова, Ведущий редактор журнала Современная семья
Комментариев пока нет!
Почему дети не помогают по дому?
ОБЫЧНО лень и безответственность ходят в одной упряжке. Жалоба родителей на то, что их сын или дочь ничего не делает по дому, — очень распространенная. Назовем основные причины этого, зависящие опять же от родителей:
1. Чадо сызмальства не приучено к самообслуживанию, нет привычки помогать маме и папе. Либо в младенчестве ребенок больше жил с сердобольной бабушкой, а та говорила: «Не мой посуду, еще наработаешься».
2. В семье вообще царит расхлябанный, не деловой стиль жизни. Например, у мамы нет привычки убирать свою одежду в шкаф, она ходит в рваном халате, в кухне часто остается до утра грязная посуда, да и вообще квартира сильно запущена, давно не ремонтировалась, и пропадает желание в ней убираться и вообще что-нибудь делать.
3. В семье нет духа коллективизма, взаимопомощи, не принято что-то делать вместе (произвести ремонт, обработать садовый участок, заняться совместным предпринимательством и т.д.).
4. Неравноправие. Допустим, отец и сын по дому ничего не делают, а все домашние обязанности свалили на женскую половину семьи: маму и дочку. Другой вариант: младшему члену семьи отфутболивают самые непривлекательные домашние дела.
5.
Почему дети должны помогать родителям по дому?
Низкая самооценка родителей, они чувствуют (например, из-за скромных заработков) себя виноватыми перед ребенком и не осмеливаются ему давать поручения.
6. Нет одобряющей реакции за хорошо сделанную сыном или дочерью работу. Мол, сделал(-а) — так и должно быть, с какой стати в похвалах рассыпаться?
7. Отсутствие постоянных обязанностей. У родителей в зависимости от их настроения меняются требования: то смотрят сквозь пальцы на неубранную постель отпрыска, а то вдруг заставляют всю квартиру убирать. Либо мама неожиданно с приказом что-то сделать, причем немедленно, вклинивается в планы сына или дочери.
8. Что-то делать родители принуждают грубо или занудливо, что создает у подростка протестный барьер. В нашем обществе еще часто путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство», считают, что с 7 лет ребенок должен учиться — и с него хватит, труд — удел взрослых, когда прижмет. У многих мам происходит роковая подмена цели. Они хотят, чтобы их ребенку было хорошо, а не чтобы он был хорошим. Стараются доставлять радости, удовольствия, а не учить преодолевать трудности, брать барьеры и как самый трудный барьер — преодоление себя, своего «хочу». Но армейский принцип «тяжело в учении — легко в бою» актуален и в воспитании. Беззаботная жизнь в детстве непременно переносит акцент жизненных устремлений с деятельности на отдых. Целью жизни становятся удовольствия, развлечения.
Совершают большую ошибку родители, которые ограничивают самостоятельность младенца, стараясь избежать его царапин, разбитой чашки, испачканной скатерти. Как дорого потом обходится эта сохраненная чашка, когда подросшая дочь отказывается сходить в аптеку за лекарствами для заболевшей матери! Все маленькие победы (сумел сам застегнуть пуговицы, сам почистил ботинки, помыл тарелку и т.д.) необходимы, как воздух, ради доказательства себе и окружающим, что он на что-то способен. Если не дать ребенку самоутверждаться в позитивном, он будет это делать в негативном (так тоже рождаются вандалы).
И еще важно использовать желание ребенка помочь, например, папе делать полку не в роли мальчика на побегушках («подай молоток», «принеси стакан воды», «закрой дверь» и т.д.), а в основных операциях, пусть даже эта помощь для папы будет символической. Вообще дошколята бросают свои кубики, куклы и совки и возникают тут как тут, едва мы беремся что-нибудь делать: вешать ли ковер, ремонтировать автомобиль или сажать яблони. И сразу горят желанием помогать. Но мы часто их отпихиваем «иди, гуляй!». Когда через 10–12 лет получаем то, за что боролись, возмущаемся или обижаемся.
Родителей с детьми часто ничего не связывает, дети не продолжают дело родителей, поскольку в большинстве случаев нет этого самого дела. Между тем дети любят коллективный труд. Совместная деятельность уходит корнями в глубины веков, сельский труд всегда был семейным. Нынешняя предпринимательская деятельность, всеобщая компьютеризация общества позволяют опять объединить труд мужа и жены, родителей и детей, что может стать цементирующим фактором семейных уз. Хорошо, если в каких-то делах отпрыск будет ответственным лицом, даже руководителем.
Дети легче втягиваются в домашний труд, когда, во-первых, все в семье чем-то заняты, а во-вторых, обязанности по дому распределяются справедливо. Во многих же семьях наблюдается дискриминация, когда родители забирают себе приятные обязанности (например, распределение семейного бюджета), а детям сбагривают самые скучные и грязные дела. Понятно, большого желания каждый день мыть тарелки и выносить мусор у подростков не появляется.
Справедливее поступить следующим образом: составить список больших и маленьких, эпизодических и каждодневных, приятных и самых противных домашних дел. Допустим, их наберется семьдесят. Затем на семейном совете распределить их между всеми членами семьи в зависимости от занятости, от возможностей и желания каждого члена семьи, причем неприятные и однообразные дела — поровну.
Закреплению привычки способствуют постоянные обязанности. Если родители хотят, чтобы дети обязанности выполняли четко, они сами должны свои выполнять без задержек.
Алексей БУЛГАКОВ
(Из книги «Трудные подростки») Нравится
Название раздела: Хитрости воспитания
Источник информации: «Дочки-Матери»
Ребенок и домашние обязанности
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.
На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки.
«Если ребенок не помогает по дому, он никогда не повзрослеет»
Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть пол.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить газон.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог