Первые рисунки детей раннего возраста

02.10.2018 0 Автор admin

Рисование детей раннего возраста

Автор: Соловьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №123
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Рисование детей раннего возраста
Дата публикации: 24.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки. На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета. На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. Наряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем — они также оставляют яркий след без сильного давления. Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т.д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле. Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге следует сначала нарисовать их в воздухе. СЮЖЕТЫ РАБОТ Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Для того чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе.

Нетрадиционные техники рисования для младших дошкольников

Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребенку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребенку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы рисунка у него на глазах. В начале длительность занятий составляет 10-15 минут, постепенно ее можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями. Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки. ПОРЯДОК РАБОТЫ Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем круги разной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивать их. При этом если в начале занятий из-под руки маленьких детей появляются контурные «прозрачные» рисунки, то со временем становится возможным предлагать малышам закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за его контур, добавлять в рисунок новые детали. На начальных этапах обучения рисованию возможна совместная деятельность ребенка со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков используется рисование по показу (поэтапное) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать. С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволит наблюдать динамику процесса развития навыков рисования у каждого малыша. Можно подшивать рисунки — получится альбом, а если написать к ним текст (1—3 коротких предложения), получится книжка. Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Нужно быть внимательным к малышам, не забывать хвалить за успехи и достижения. Для этого необходимо внимательно рассматривать их первые рисунки, эмоционально комментировать их, показывать другим детям и взрослым, давать положительную оценку. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ КАРАНДАШАМИ И ФЛОМАСТЕРАМИ Следующим этапом работы станет самостоятельный рисунок ребенка. Поэтому нужно чаще давать детям чистую бумагу, фломастеры и карандаши. На этом этапе дети получают возможность использовать приобретенные графические навыки по своему усмотрению, создавая собственные сюжеты. Если раньше основной задачей занятий было закрепление навыков рисования, то в ходе самостоятельного рисования на первый план выступает реализация творческого потенциала малышей. В результате проведенной работы дети вполне готовы к рисованию картинок с использованием обобщенных форм и линий. Однако опыт показывает, что часто самостоятельные рисунки детей очень просты. Малыши, с одной стороны, рисуют быстро,
стараются поскорее закончить рисунок, а с другой, уровень развития представлений и воображения в этом возрасте пока не позволяет им заранее придумать развернутый сюжет рисунка. Поэтому взрослый по-прежнему принимает участие в рисовании ребенка. Только теперь это не прямое, а косвенное участие: при помощи вопросов и непрямых подсказок взрослый побуждает ребенка к созданию более сложного рисунка — придумать развитие сюжетной линии, дополнить новыми деталями, использовать разные цвета, раскрасить определенные части рисунка и т. п. РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ Рисование на мокрой бумаге — нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3—6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой. Рисование ладонями — нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы. Рисование кисточкой — нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти — круглые и плоские, краски—акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага — акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами: примакивание — нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее; нанесение мазков — рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз,слева направо и др.); рисование кисточкой поверх карандашного эскиза — нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы). Рисование с помощью штампа — нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве,
создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля). РИСУЕМ ПО -РАЗНОМУ Существует множество способов, которые помогут воспитателям привить ребенку интерес к рисованию. Очень интересными и увлекательными могут быть предложенные далее задания. Рисуем на подносе с манной крупой Проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш рисунок. Затем ребенок проводит линии самостоятельно . Рисуем пальцем и пробкой С помощью пальца, пробки получаются забавные рисунки. "Печатать" можно и обратной стороной карандаша, крышечками, тычками, косметическими палочками и т. д. Рисуем ладошкой Разведите в блюдце гуашь, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги, скажите малышу: "Вот как получилось, а теперь ты!". Малыши будут с удовольствием играть в такую игру. Рисуем веревочкой С помощью самой обыкновенной веревочки можно рисовать простые рисунки: мышку, рыбку, мячик и др. (а любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных). Рисуем пипеткой Краской из пипетки можно украсить вырезанные из бумаги силуэты чашки, зайчика, блюдца, бабочки. Все эти игры-упражнения лучше проводить индивидуально, особенно с малышами 2—2,6 лет; с теми, кто еще не адаптировался в детском саду, не общается с детьми. Ваше участие в игре, одобрение: "молодец, красиво нарисовал, ах, как хорошо, здорово получается" — стимулируют ребенка к рисованию. Каждое движение карандашом, кистью и другими материалами дается многим малышам с трудом. Без вашей помощи им не обойтись. Используйте такой прием: положите свою руку поверх ладошки ребенка, легонько помассируйте и покажите, как держать фломастер, карандаш, мелок, затем порисуйте вместе с ребенком. Малышам предстоит еще многому научиться, и ваша задача — стимулировать их интерес к рисованию. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества!

В раздел образования

Трудно с рождения определить способности ребенка, но в дошкольном возрасте сделать это вполне реально. Если вовремя начать развивать художественные навыки, то можно достичь высоких результатов.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и достиг успеха во взрослой жизни. Успех зависит в первую очередь от трудовой деятельности. Родители уже с самого раннего возраста их малыша пытаются понять к какой сфере у их ребенка лежит душа, к чему есть способности, чтобы оттачивать его мастерство сразу же в нужном направлении. 

Каждый человек имеет свои способности, кто-то является творческой личностью, кто-то предпочитает точные науки, кто-то – естествознание и т.д. 

Когда ребенок только родился, невозможно определить его способности, хотя и можно заметить врожденные особенности, т.е. задатки. Считается, что чем раньше получится определить способности ребенка, тем быстрее можно начать их развивать, а значит, тем больше вероятность достижения успеха. 

Как выявить художественные способности у ребенка? 

Художники – это творческие личности, следовательно, дети, имеющие именно способности к рисованию, уже с самого раннего возраста любят заниматься творчеством. Они могут часами лепить аппликации, лепить из пластилина, рисовать, слушать музыку.

Чем полезно рисование для детей?

Нередко творческие дети способны гармонично сочетать цвета, они много придумывают. 

Характеристикой детей, имеющих художественные навыки, является также неряшливость. Стремление к аккуратности – это в первую очередь отличительная черта математиков и любителей точных наук. 

В каком же возрасте можно заметить наклонности ребенка к какой-то определенной сфере? До 4 – 5 лет мало кто из детей проявляет их. Раньше всего можно увидеть склонности к художественной и музыкальной сферам – в 2 – 3 года. 

Чтобы определить наличие способностей малыша к какой-то сфере, нужно дать ему возможность попробовать разные занятия. При этом нужно наблюдать, к чему у ребенка лежит душа, чем он может спокойно заниматься часы и дни напролет. Полезно будет обратить внимание на то, какие игрушки и игры выбирает ребенок, какую профессию он хочет иметь. 

Помочь выявить способности ребенка могут специалисты: воспитатели в детском саду или центре, психологи, педагоги. Для определения интеллектуального развития детей имеются специальные тесты. 

Как развить художественные способности в ребенке? 

Если вы заметили, что у вашего ребенка имеются яркие художественные способности и желание рисовать, то, конечно, их нужно развивать. 

Развить способности и помочь ребенку добиться успеха возможно только при условии, что у него будет мотивация заниматься рисованием и возможности. 

Не нужно сразу же ограничивать ребенка только рисованием. Творчество – это большая сфера, в нее входят и лепка из пластилина, и создание аппликаций, и разные техники рисования, и создание всевозможных поделок. Общее творческое развитие будет полезно в будущем и поспособствует развитию навыков рисования. 

Необходимо ребенка обеспечить всем необходимым. У него должны иметься альбомы и бумага для рисования, краски, гуашь, карандаши, фломастеры и прочие необходимые вещи. Если малышам будет достаточно стандартных наборов из 6 цветов, то детям постарше лучше приобретать наборы побольше. Ведь чем больше цветов в комплекте, тем лучше ребенок учится их сочетать и тем больше своих идей он может выразить на бумаге. 

Что-то у малыша будет получаться быстро и легко, а на что-то потребуется время, процесс развития всегда идет рывками. В моменты, когда у ребенка не получается создать то, что он хочет, важно, чтобы рядом были родители, которые помогли бы справиться с трудностями и быть терпеливым. Поддержка мам и пап играет огромную роль в жизни ребенка, поэтому нельзя ей пренебрегать. 

Необходимо вырабатывать в ребенке усидчивость и упорство, в противном случае велика вероятность, что со временем он бросит свое увлечение. 

Желательно отдавать своего ребенка на курсы. Сегодня предлагаются самые разные занятия для малышей, дошкольников и школьников. Конечно, профессиональные педагоги смогут научить ребенка рисовать гораздо лучше, чем родители. Учителя обучают детей различным техникам рисования, открывая перед ними мир творчества. 

Если у вашего ребенка имеются художественные способности и желание рисовать, то всячески поощряйте его, возможно, в будущем он станет настоящим художником и создаст шедевры!

Первые рисунки: когда и как учить ребенка рисовать?

Беляев А.С., Максимова А.А.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова

Тамбовский государственный технический университет, e-mail: maksimowa.anast@yandex.ru

Одними из задач детской художественной школы являются:

  1. Ознакомление юных художников с основными методами и техниками используемых в изобразительном искусстве.
  2. Научить правильно и грамотно использовать их в своей работе.
  3. Сформировать начальные профессиональные знания и умения в процессе освоения учащихся всех технологических процессов и свойств изобразительных материалов. Так как неумелое, пренебрежительное отношение к этой стороне дела будет существенно тормозить весь процесс учебного задания и не позволит доводить его до конца.

Важное место в обучении изобразительному искусству, рисование натюрморта, всегда занимало, и будет занимать большое значение. Натюрмортные постановки помогают понять и практически усвоить такие основы изобразительной грамоты, как перспектива, линейно – конструктивное построение формы на плоскости, а также законы распределения светотени на форме в зависимости от ее конструкции.

Рисование с натуры – это значит понимать и знать строение объемной формы и уметь изобразить эту форму как конструктивную на листе бумаги. Это значит изобразить, построить все видимые и невидимые грани, плоскости с учетом их положения в пространстве по отношению к рисующему. Передать точнее пропорции предмета в отдельности и по отношению ко всей группе изображаемых предметов. Важное место в рисовании натюрморта занимает величина изображения по отношению к выбранному формату, чтобы предметам было не «тесно»,
а с другой стороны, чтобы не были слишком маленькими, и не терялись в плоскости листа. Задача педагога научить, постоянно обращая на это внимание, учащийся при выполнении рисунка натюрморта. Соблюдать поэтапность ведения рисунка.

Основные этапы ведения рисунка:

  1. Композиционное размещение всей группы и отдельных предметов на плоскости листа.
  2. Конструктивное решение формы изображаемых предметов с учетом их пространственного положения.
  3. Светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений.
  4. Детальная проработка формы тоном.
  5. Обобщающий этап работы над завершением рисунка.

Следует отметить следующее при работе над рисунком натюрмортом, это посильность задания, в процессе обучения рисованию. На начальном этапе 1-2 предмета на среднем 2-3 предмета и старшем 3-4 предмета и более. В основу изучения курса рисования натюрморта всегда положен принцип систематичности и последовательности обучения. То есть каждая новая задача должна быть подготовлена старой, отсюда основные типы натурных постановок в школе должны быть в такой последовательности:

  1. Постановки из гипсовых геометрических тел.
  2. Постановки из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам.
  3. Постановки из предметов быта различной формы, цвета и материальности (тематический натюрморт).
  4. Постановки натюрморта в интерьере (тематический натюрморт).

Термин «тематический натюрморт» включает в себя предметы и аксессуары, подходящие по тематике. Например, искусство, география, медицина, химия, инструменты и т.д. Кроме того в такие натюрморты можно включать чучело птиц, животных, рыб, различные маски игрушки и многое другое дополняющее и обогащающее данную постановку, но с учетом подготовленности учащихся
к данному заданию.

В новых программах по предпрофессиональной подготовке учащихся достаточное время отводится для самостоятельной работы. С первых дней педагог должен приучить учащихся завести альбом для зарисовок и периодически проверять самостоятельную работу юных художников, давать те или иные советы. Постоянно вести с учениками творческий диалог, по поводу рисунков выполненных ими в своих альбомах при этом, давая им новые задания, ставить при этом новые цели и задачи по совершенствованию своего рисунка. В поддержку данного процесса хотел бы привести высказывание Ч. Ченнини в трактате о живописи из главы XXVIII. Построенное рисование с натуры и непрерывное в этом упражнения, важнее копирования произведений мастеров. («Заметь, что самый современный руководитель, ведущей через триумфальные врата к искусству, – это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке. Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу…»).

Рис. 1. Выполнил А.С. Беляев

Рис. 2. Выполнил А.С. Беляев

 Мы художники – педагоги, обучающие юное дарование искусству рисунка, должны особенно развивать и воспитывать в нем чувство природы или иначе чувство правды. При изучении труда художников, особенно выдающихся художников, всегда видим свидетельства, что они никогда не тратили своего времени даром. Рост их славы служит лишь поводом для увеличения труда. Выполняя массу набросков, зарисовок этюдов с натуры. Подробные рисунки головы, рук, ног, одежды, аксессуаров и тому подобное. В области детского рисунка мы должны постепенно выводить ребенка из «игры». Изучение рисунка это не «игра», а долгая и трудная работа. Научит учащегося развивать в его уме критическое восприятие своего рисунка. Дети иногда рисуют своеобразно яркие, выразительные понятные рисунки. Но прежде чем похвалить автора такого рисунка, узнайте, а то ли мы видим в его рисунке, что он хотел изобразить сам. Педагог должен постоянно направлять, развивать детский ум на постижение сложного изобразительного процесса.

Развитие образа в рисунках детей раннего возраста

Рисунок это реальные вещи, а не только линия, пятно, штрих, это изображенный предмет. Мы видим изображенное трехмерное пространство, хотя реальный лист бумаги плоский. В учебном процессе педагог должен и обязан помогать учащемуся, но и показать, и исправить, объясняя, почему изображение неверно, каким оно, должно быть, объяснить это ученику понятным ему языком. Давать копирование учащемуся работы мастеров я считаю нужно в старших класса, когда он уже понимает азы искусства, и обладает соответствующими навыками и умением, и осмысленно грамотно подходит к работе.

В процессе рисования с натуры каждый ученик сталкивается с такими проблемами:

  1. Восприятие предмета, с которого он выполняет рисунок.
  2. Восприятие полученного рисунка с натуры.

Решение этих проблем, педагог должен научить ученика разнице этих восприятий, чтобы не подменять восприятие предмета, восприятием рисунка. Пониманию это необходимо воспитывать, а это требует большого совместного труда ученика и педагога.

Рис. 3. Выполнил А.С. Беляев

Рис. 4. Выполнил А.С. Беляев

 В рисунке характер изобразительных средств определяется не только, сюжетом, а самим способом освоения природы, окружающего мира. Изобразительные средства, конечно, зависят от особенностей изображаемого объекта и от свойств материала, но при этом штрихи и линии в различных рисунках одинаково свободны, открыты, не сливаются с изображаемым объектом, они зависят от того как художники создает конкретный образ, рисунок – быстро, бегло, стремительно или же неспешно обдуманно более основательно. В процессе обучения рисунку педагог должен показывать, работы мастеров рисунка, К. Брюллова, И.Е. Репина, И. Шишкина, А. Иванова, В. Серова, и наших земляков тамбовских художников А. Краснова, Е. Рябинского, Е. Соловьева и других. Репродукции их рисунков выполненные в различных материалах: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом, тушью, цветными карандашами и их сочетаниями на белой, цветной, подсвеченной и другими видами бумаги. Для того чтобы юный художник-рисовальщик понял что мир рисунка даже без использования акварели, гуаши, постели уже оказывается богатым по цвету. Таким рисункам присущ особый специфический рисуночный колорит. А, работая с этими материалами, юный рисовальщик существенно обогатит свой опыт в работе с ними и станет по-другому относиться к сложному и замечательному искусству рисунка.

И в заключение приведу слова И.Е. Репина: «Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная». Это высказывание для учащегося ДХШ должен быть опорной точкой для достижения более новых важных целей в изучении искусства рисунка.

Литература

  1. Рисунок, живопись, композиция хрестоматия М.: Просвещение, 1989.
  2. Соловьева В.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.
  3. Сенин В., Коваль О. школа рисунка карандашом, натюрморт, пейзаж, портрет. Белгород, 2009.

Стадии доизобразительного периода

1. Введение…………………………………………………………3

2. Доизобразительный период……………………………………..4

3. Стадии доизобразительного периода………………………….5

4. Заключение……………………………………………………..10

5. Список использованной литературы………………………….11

Введение

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человек к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Доизобразительный период

Так уж сложилось в языке, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут.

Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.

Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 — 2 лет, длится вплоть да 3 – 3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. У детей еще отсутствует прямое намерение изобразить что-то, интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания действиям взрослого и поддерживается благодаря удовольствию от двигательной игры с карандашом.

Все, по словам специалистов, начинается с так называемого марания – юный художник начинает выводить линии на бумаге, играя по бумаге карандашом. Данный процесс доставляет ребенку множество положительных эмоций. Малышу доставляет удовольствие наблюдать, как при помощи карандаша или пальчиковых красок на чистом листе появляется что-то материальное, созданное им самим еще такими непослушными руками. Штрихи, которые оставляет ребенок на чистом листе бумаги – это пока только подражание действиям родителей или других близких родственников. Малыш пока еще не стремится выразить на бумаге что-либо определенное. Однако реальный результат его усилий, который виден и ему и окружающим, становится для ребенка предметом неподдельной радости и большой гордости.

Стадии доизобразительного периода

Период марания неоднороден и довольно продолжителен. Ребенок начинает с подражания действиям учителя (мамы, папы, бабушки и так далее), потом он начинает учиться рассматривать свои простые каракули, проводить линии, создавать в дальнейшем более сложные каракули и, в итоге, создавать полноценные законченные изображения.

В своём старании передать свои мысли и эмоции при помощи цвета, формы и образов малыш проходит несколько стадий.

Доизобразительный период, как правило, начинается у малыша на втором году его жизни и сводится на нет в промежутке между тремя и четырьмя годами. В этот период детские рисунки еще не способны передавать ничего конкретного, их еще тяжело сопоставить с реальностью так как, они заключают в себе только линии различной формы, толщины и длины – как правило, именно их взрослые и называют каракулями. Однако учтите, что для малыша это очень значимый процесс, так во время марания малыш начинает первые эксперименты с различными изобразительными средствами.

У полуторагодовалого малыша нет надобности в рисовании. Для него представляют интерес только действия с бумагой и карандашом: он мнет, стучит, жует, рвет, разбирает, грызет и т.д. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в детском поле зрения периодически были различные изобразительные материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры и так далее.

РИСОВАНИЕ с детьми раннего возраста

Однако помните о том, что все эти принадлежности должны быть не только яркими, чтобы привлекать внимание крохи, но и безопасными. Нужно дать ребенку возможность рассмотреть и изучить все эти предметы так, как ему хочется. Пойдите ему на встречу, конечно, кроме случаев, когда подобное знакомство не представляет угрозу его здоровью.

Второй период доизобразительной стадии марания начинается тогда, когда малыш начинает экспериментировать с пятнами и штрихами. Это говорит о том, что у малыша начинают формироваться представления о свойствах материалов и о причинно-следственной связи от различных действий с ними. Вот почему так важно не лишать малыша возможности вволю почеркать по листу бумаги или по другой подходящей для этих целей поверхности. Вы можете помочь малышу развивать фантазию, превратив безликие и бессмысленные точки, линии и штрихи в знакомые малышу образы: ветер, снег, дождь и так далее.

Третий период стадии марания – это этап создания замысловатых и уже довольно сложных каракуль. Дети уже вполне овладевают вращательными движениями кистей рук, начинают во время рисования двигать рукой по листу бумаги, начиная закруглять одни линии, преломляя другие под разными углами. Кроме того, в детских рисунках этой стадии могут появиться зигзаги, перекрещивания нескольких линий и простейшие спирали.

Кажущаяся бессмысленность детских каракулей обманчива. Рисунки малыша данного периода очень важны, так как без них дальнейшее развитие его творческих способностей невозможно.

Следующий важный творческий этап в жизни малыша – это период очень простых изображений. Случайно и неожиданно для самого ребенка получившееся изображение неизменно привлекает детское внимание. Малыш с удовольствием замечает, что его каракуля становится похожа на знакомый образ или изображение чего-либо, а также кого-либо, к примеру, на предмет или животное. Происходит это в среднем в возрасте двух с половиной лет. Отметим, что малыш еще не способен придать своему рисунку объективное сходство с реальными объектами. Однако у юного художника уже начинает формироваться замысел, то есть простейшее представление о будущем рисунке и способе создания задуманного «произведения».

Ребенок объясняет родителям: «Я буду рисовать кошку, воду, дом и так далее». Все зависит только от фантазии малыша. Ребёнок сосредоточенно черкает по листу, комментируя каждое свое действие и дополняя получающийся образ словами, таким образом, он стремится сделать рисунок более полным и содержательным. Если малыш еще мало говорит, то как правило, он мяукает, рисуя кошку, или гудит как паровоз, рисуя рельсы. Этот период важен тем, что малыш может попытаться нарисовать все, что ему захочется, так как у него еще нет страха перед возможной неудачей, который появляется у детей более старшего возраста.

Ребенок в этом возрасте хочет выразить какой-либо образ на бумаге, однако его сил и навыков еще вовсе не достаточно для того, чтобы мама или папа смогли бы без помощи юного художника понять, что же на рисунке изображено. Все дело в том, что глазомер и руки ребенка еще не приспособлены для рисования, у него пока нет навыка черчения правильных линий.

Как правило, малыш начинает с создания простых форм: нечетких кругов, своеобразных многоугольников, углов и линий. Потом начинается стадия «головоногих». Это такие рисунки, на которых все персонажи уже имеют довольно тщательно вырисованную голову, от которой сразу же начинаются руки и ноги.

В изобразительной деятельности пока еще нет замысла -рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка "живым" — он "кормит" птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия ("машина едет по дороге", "на полянке растут красивые цветы" и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику — изменением самого рисунка. Например, ребенок рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом — "зайчик убежал в лес" или "спрятался".

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением ("листопад", "дождик", "одуванчики растут", "жучки бегают в травке"). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

И лишь в четыре-пять лет у большинства малышей формируется навык схематических изображений.

Важная стадия в этот период – это этап создания ребенком своеобразных схем. Малышу еще сложно нарисовать именно то, что он придумал, и он рисует простые схемы, то есть элементарные объекты, которые можно узнать только по общей форме или отдельным простым деталям. Чем взрослее делается ребёнок, тем более детальными становятся его схемы, и в итоге примерно после 6-ти лет дети начинают отказываться от простых схем и стремятся к правдоподобным и натуральным изображениям. И уже примерно к 13-ти годам у ребенка начинается период верных (реалистически точных) изображений.

То, как быстро ваш ребенок сможет овладеть навыками самостоятельного рисования и пройдет все выше перечисленные стадии, зависит исключительно от индивидуальных способностей и таланта юного художника. Однако немаловажную роль в этом процессе играет и то, как много внимания и времени уделяют родители формированию художественных способностей у ребенка.

Каждому человеку природа дала возможность искренне радоваться, ежесекундно удивляясь увиденному, придумывать и воплощать свой идеальный мир, то есть замечать и постигать его не только с помощью разума, но и при помощи чувств. Набор данных качеств как раз и требуется художнику. Задача родителей заключается в том, чтобы не просто сохранить, но и развить природные способности малыша, в независимости от того, стремятся ли родители вырастить талантливого художника или просто воспитать в ребенке любовь к прекрасному.

Важным является и то, что, по словам специалистов, рисование связано напрямую с формированием и развитием творческого и логического мышления, кроме того, оно способствует развитию таких навыков, как анализ, сопоставление, синтез, обобщение и сравнение. Во время работы над рисунком, ребенок учится отмечать внешние свойства предметов, различать второстепенные и главные детали, верно соотносить части предмета между собой и устанавливать их в соответствии с действительностью, то есть точно передавать на бумаге его пропорции, сравнивая свою работу с оригиналом и рисунками других детей. В том случае, если малыш рисует в детском саду, а в дальнейшем в обычной или в художественной школе.

В процессе создания рисунка у малыша формируется представление о цели и, соответственно, результате его труда, он учится рассуждать, оперируя понятиями, после чего делать выводы. Соответственно, идет увеличение словарного запаса ребенка. Рисование с натуры развивает детскую внимательность, а рисование по воображению формирует и укрепляет фантазию и память. Таким образом, специалисты делают вывод о том, что рисование ускоряет формирование зрительной и двигательной координации, совершенствуя мелкую моторику кистей рук в целом и каждого пальца в частности.

Постоянные упражнения в рисовании чрезвычайно важны во время подготовки малыша к школе. Переоценить его важность практически невозможно. Посудите сами, рисование учит:

— правильно держать руки и весь корпус в целом;

— соотносить наклон кисти с наклоном карандаша, контролировать размах, интенсивность движений, а также силу нажима;

— учит внимательно слушать и запоминать и делать задание по строго определенной схеме или плану, успевать закончить работу в отведенное для этого время;

— критично оценивать выполненную работу, находя и исправляя допущенные ошибки; всегда стремиться довести работу до конца;

— наводить порядок на своем рабочем месте, аккуратно складывая бумагу, карандаши, краски и так далее. Ко всему прочему это делается по собственной инициативе малыша непринужденно и легко.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что рисование – это процесс, который доставляет массу удовольствий и положительных эмоций юному художнику. Особенно тогда, когда ему удается найти удачное сочетание цветов и оттенков, что способствует максимальной схожести изображения с оригиналом. Малыш может целую неделю с гордостью демонстрировать вам «самолет» или «куклу», состоящих из двух перекрещенных линий. По возможности, каждый раз хвалите его за талантливую «работу», это придаст малышу уверенность в собственных силах и усилит его стремление к творчеству.

Заключение

Доизобразительный этап очень важен, как для самого художника, так и для его родителей, так как ребенок начинает не просто определять изображение на готовом рисунке, а уже ставит себе цель. Рисование является одним из самых интересных занятий для малыша. Связано это с тем, что оно развивает мелкую моторику ребенка, его творческие наклонности и способности, формирует навыки восприятия формы предметов и их цвета. Также немаловажно и то, что малыши, которые рисуют много и с огромным удовольствием, осваивают навыки чтения и письма быстрее и в более раннем возрасте. Изобразительное творчество малышей давно интересует психологов, педагогов и медиков. Специалисты даже разработали целую периодизацию творчества детей разных возрастов. Как правило, уже до четырехлетнего возраста дети могут овладеть множеством способностей и навыков, необходимых для рисования.

Список использованной литературы

1. С. Левин. «Ваш ребенок рисует: книга о детском рисунке» – Москва, Советский художник, 1979.

2. Топалова Е.П. «Художники с пеленок» – М.: Айрис — пресс, 2004.

3. Под ред. Проф. А. В. Петровского «Общая психология» — Москва, «Просвещение», 1977.

4. http://malishkin-club.ru/ot_1_do_3/328.html

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Предмет из задачи художественного развития дошкольников. Основные этапы и направления в развитии художественных способностей дошкольника.

12345Следующая ⇒

Развитие воображения детей как путь к художественному развитию личности

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка. Воображение обогащает жизнь детей, делает ее интересней, ярче. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей, что рождает у них положительные эмоции.

В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса.

Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.

По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенный У. Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов).

Можно выделить основные стадии развития воображения ребенка:

  • на первой — ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
  • на второй — воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
  • на третьей — воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
  • на четвертой — ребенок комбинирует образы, т.е.

    Рисование с ребенком 1,5-2 лет

    начинает формироваться собственно художественное творчество.

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.

В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка. Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.

Предмет из задачи художественного развития дошкольников. Основные этапы и направления в развитии художественных способностей дошкольника.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

Направления художественно развития:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1)опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

В развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

—накопление впечатлений;

—выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

—двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

—создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 418 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте: