Пенсионный фонд это госслужба или нет?

11.02.2020 0 Автор admin

Отчисления в пенсионный фонд

  1. Для выплат на формирование страховой части пенсии – 39210202010061000160.
  2. Для выплат на формирование накопительной части пенсии – 39210202020061000160.
  3. Взносы для ОМС, которые зачисляются в бюджет ФФОМС – 39210202100081000160.
  4. Взносы на ОМС, которые зачисляются в бюджет ТФОМС – 39210202110091000160.

Важно помнить, что каждое предприятие должно соблюдать определенные сроки для того, чтобы вовремя вносить отчисления. Если происходит нарушение этих сроков, то могут возникать проблемы при перерасчете полной суммы на лицевом счёте работника, на котором формируется страховая часть.

Кто относится к федеральным государственным гражданским служащим?

Федеральный госслужащий — гражданин, который осуществляет профессиональную деятельность на посту федеральной государственной службы и получает за это денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Стоит помнить, что не каждый работник бюджетной сферы является госслужащим. Таковыми могут считаться те, кто наделен властно-распорядительными и управленческими функциями, работники исполнительных органов государственной власти.

Все особенности федеральной службы определены Федеральным законом от 27.06.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Нормативная база

В октябре 2015 года премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил изменения в законодательстве, которые касаются возраста выхода на пенсию при несении государственной службы. Решение вызвало неоднозначную реакцию.

Переход на новую систему начался в 2020 году. Пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться, соответствующие льготы будут медленно отодвигаться.

При этом минимальный стаж и количество баллов для получения пенсии по выслуге лет будет расти. Если госслужащий прекратит деятельность раньше срока, он начнет получать минимальную пенсию (без льгот).

В прошлом не существовало единых требований к минимальному стажу. Каждый регион назначал пенсионный возраст, опираясь на ситуацию в субъекте.

Виды пенсий госслужащим регулируются статьей 7 Федерального закона №166 от 2001 года. Эта группа граждан получает выплаты за выслугу лет и страховую пенсию, если они выполнили условия для ее получения (стаж и пенсионные баллы).

Если у гражданина смешанный стаж, то он имеет право получать пенсию по старости из пенсионного фонда наравне с другими гражданами.

Главное, чтобы официальный работодатель регулярно делал отчисления в ПФР. При несении государственной службы запрещается работать на нескольких работах или открывать ИП.

Виды пенсионного обеспечения

Сложившаяся к настоящему моменту пенсионная система России представляет собой три уровня:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • государственное обеспечение;
  • негосударственное обеспечение.
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Можно сказать, что пенсия по ОПС — это часть заработка, отложенная на будущее и выплачиваемая при наступлении страхового случая.

Главным страховщиком в системе ОПС является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Что касается накопительной пенсии, то здесь страховщиками выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или управляющие компании (УК). Такой вид пенсионной выплаты формируется по решению застрахованного лица.

Но не все граждане в силу тех или иных причин могут заработать право на страховую пенсию. Таким лицам в рамках государственного обеспечения и поддержки назначается социальная пенсия. Выплата таких пенсионных средств осуществляется из государственного бюджета.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) предоставляет гражданам возможность добровольно формировать ещё одну дополнительную пенсию, которая назначается по основаниям, указанным в договорах о НПО.

Система обязательного пенсионного страхования

Право на пенсионную выплату в системе ОПС возникает при наступлении страхового случая:

  • достижение пенсионного возраста (65 лет у мужчин и 60 лет у женщин);
  • утрата трудоспособности в следствие инвалидности;
  • потеря кормильца.

Граждане, работающие и перечисляющие страховые взносы в ПФР, являются застрахованными лицами. Страховая пенсия — это основной вид пенсионных выплат в России.

Ежегодно правительством индексируются страховые выплаты. Однако с 2016 года индексация проводится только у неработающих пенсионеров (ст. 26.1 закона № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях»).

Система ОПС предусматривает и меры поддержки людей пенсионного возраста, чья выплата ниже прожиточного минимума. Такая мера предназначена только для неработающих пенсионеров путем установления социальной доплаты.

Индивидуальный (персонифицированный) пенсионный учет

С 2002 года проводится персонифицированный учет пенсионных прав, при котором все данные о трудовом стаже граждан содержатся на его индивидуальном лицевом счете.

Именно на этот счет работодатель каждый месяц перечисляет страховые платежи. Здесь же содержится информация о стаже, заработке и добровольных отчислениях гражданина. Таким образом, формируются пенсионные права — основа будущей пенсионной выплаты.

Застрахованные в системе ОПС граждане имеют право получать выписку из своего лицевого счета с целью контроля за его состоянием.

Номер индивидуального счета является уникальным и принадлежит только одному гражданину. Документом о присвоении такого номера является страховое свидетельство — СНИЛС. Оно выдается один раз и на всю жизнь.

С помощью СНИЛС открывается несколько возможностей:

  • получить государственную льготу;
  • получить государственную услугу в электронном виде;
  • сократить количество документов при получении госуслуги.

Страховое свидетельство необходимо и для формирования регистра граждан, у которых есть право на получение государственных социальных услуг и льгот.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Финансирование пенсионных выплат по государственному обеспечению, в отличии от ОПС, осуществляется из средств федерального бюджета.

Такие пенсии устанавливаются гражданам с целью компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении необходимой выслуги лет, либо для возмещения вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате воздействия радиации, в случае потери трудоспособности или утере кормильца, а также в ряде иных случаев.

Назначается государственная пенсионная выплата в любое время после возникновения права на неё. Также для некоторых категорий граждан положена выплата одновременно 2-х пенсий.

Виды государственных пенсий

Существует несколько видов государственных пенсионных выплат:

  • За выслугу лет. Устанавливается госслужащим, военнослужащим, космонавтам и летчикам-испытателям при соблюдении определенных условий, а именно наличия необходимого стажа в соответствующих должностях.
  • По старости. Назначается гражданам, пострадавшим от радиации. Условия возникновения права на неё зависят от категории получателя, характера выполняемой им работы, места и продолжительности пребывания на загрязненной территории.
  • По инвалидности. Данная государственная пенсия устанавливается в случае наступления нетрудоспособности граждан из числа военнослужащих, участников ВОВ, космонавтов, а также пострадавших на ЧАЭС и награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • По случаю потери кормильца. Такая пенсионная выплата, устанавливаемая государством в случае потери кормильца, а именно военнослужащего, проходившего службу по призыву, граждан, подвергшихся радиации, космонавтов и кандидатов в них, назначается нетрудоспособным членам их семей.
  • Социальная пенсия. Выплачивается по нормам закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в случае отсутствия у застрахованного лица необходимого страхового стажа. Социальная пенсия также делится на следующие виды:
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • по потере кормильца.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Наряду с государственными мерами формирования пенсионных выплат граждане могут сами принять участие в увеличении своей будущей пенсии.

Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе путем заключения договора вкладчика с каким-либо негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Список таких фондов, которые на данный момент осуществляют свою деятельность (имеют лицензию), приводится на официальном сайте Центробанка.

Согласно такому документу в течение определенного периода времени гражданин будет перечислять оговоренные суммы на свой лицевой счет.

Как правило данные договоры заключают для пенсионного обеспечения таких категорий граждан, которые занимаются тяжелой или опасной работой, чтобы после выхода на пенсию выплаты могли компенсировать их труд (список таких должностей приводится в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 закона № 400 «О страховых пенсиях»).

Для таких граждан могут заключаться договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в которых определяется пенсионная схема, порядок и условия выплаты негосударственных пенсий (абз. 2 ст. 3 закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Что ждет Пенсионный фонд во главе с Максимом Топилиным?

Бывший министр труда сменит Антона Дроздова, который станет замминистра финансов. Определилась и должность для экс-главы Минздрава Вероники Скворцовой

Максим Топилин. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Обновлено в 18:16

Премьер Михаил Мишустин провел очередные кадровые перестановки. Ночью стало известно, чем займутся после отставки с постов министров Вероника Скворцова и Максим Топилин.

Экс-главу Минздрава Мишустин назначил не главой Росздравнадзора, как предполагалось, а руководителем Федерального медико-биологического агентства. Бывший министр труда Максим Топилин стал главой Пенсионного фонда. На этом посту он сменит Антона Дроздова, который после 11 лет руководства ПФР перемещается на должность замминистра финансов.

Можно вспомнить, как Топилин в 2013 году пытался доступными словами объяснить россиянам новую на тот момент пенсионную формулу. Получилось у него не очень: «Переход к системе баллов, когда будут права, которые образуются после перечисления страховых взносов в пенсионную систему оцениваться в баллах, те, кто получают заработную плату при потолке налогообложения заработной платы, те будут получать 10 баллов, те, кто ниже, будут получать меньшее количество баллов».

Примерно в то же время Максим Топилин, говоря о решении властей изъять из НПФ и управляющих компаний почти четверть триллиона рублей пенсионных накоплений россиян, произнес свое знаменитое: «Это не деньги людей!»

Топилин был у руля своего министерства восемь лет. О том, что его не будет в новом правительстве, ранее говорили политологи и источники СМИ, при этом они сомневались в том, что Топилин может остаться не у дел. Но почему именно ПФР? Комментирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Много лет на посту. Сделано-то не так много Топилиным, и сделано прежде всего очень аккуратно и так, чтобы не было никаких резких движений. По-видимому, как раз это умение и понадобилось сейчас в Пенсионном фонде. При этом вспомните, что надо было пересчитать новую потребительскую корзину, где-то в сентябре решили это сделать к 2020 году. На самом деле Топилин планировал вынести новую корзину только лишь на весеннюю сессию Думы, то есть уже как бы в середине года. То же самое, видимо, сейчас будет и с пенсией. Да, будут какие-то индексации такие смешные. В каком плане смешные? Вот мы отрапортовали, что у нас низкая инфляция, меньше 4%, но ведь мы понимаем, что на самом деле эта инфляция касается не тех продуктов, которые покупают, например, пенсионеры. Потому что в магазинах товары повседневного спроса или, скажем, та же самая коммуналка подорожали сильнее. Но это значит, что опять пенсия, даже для неработающих, тех, которых надо защищать, будет точно неадекватно проиндексирована. Поэтому вполне ожидаемо: раз там делал не спеша, без напряга и так, чтобы, не дай бог, не дать лишних денег, то и здесь это будет полезно».

Переход Топилина в ПФР и Дроздова в Минфин выглядит вполне логичным, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Александр Сафонов проректор Академии труда и социальных отношений «Президент использует в рамках своей кадровой политики определенную ротацию, и в тех случаях, когда нет, с его точки зрения, откровенных провалов, то чиновник никогда не вылетает из обоймы. Здесь как раз классическая ситуация, что бывший министр труда становится председателем Пенсионного фонда. Назначение в принципе ожидаемое, учитывая бэкграунд — работу в социальной тематике, откровенно говоря, просматривалось не очень большое количество мест для трудоустройства. Это мог бы быть либо Пенсионный фонд, либо Фонд социального страхования. Понятно, что Пенсионный фонд просто больше, чем Фонд социального страхования. Поэтому на председателя Пенсионного фонда назначили бывшего министра труда, это с точки зрения кадровой ротации вполне логично, поскольку он и раньше занимался в качестве министра пенсионными делами, теперь будет заниматься в качестве председателя Пенсионного фонда. Поэтому никакой смены парадигмы работы Пенсионного фонда не произойдет, потому что Пенсионный фонд работает в рамках, которые ему выстраивает Минтруд. Ну а то, что экс-председатель Пенсионного фонда Дроздов перешел в Минфин, тоже очень логичное решение, поскольку он выходец из Минфина».

Вице-премьер Татьяна Голикова в разговоре с РИА Новости не исключила, что также может смениться руководство Фонда социального страхования. При этом она отказалась назвать кандидатуры. «Пока не будем забегать вперед, это решение правительства», — сказала Голикова. Последние семь лет ФСС руководит Андрей Кигим.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

СК возбудил дело о многомиллиардном мошенничестве с пенсиями

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту покушения на мошенничество. Речь идет о передаче средств накопительной части пенсии ныне работающих россиян со счетов в Пенсионном фонде России (ПФР) в ряд негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Об этом пишет издание «Коммерсантъ». По его данным, следствие подозревает, что в 2017–2018 годах пенсионные накопления примерно 500 тыс. россиян без их ведома были выведены на счета НПФ через так называемые центры удостоверения подписи.

Предполагаемый ущерб может составить миллиарды рублей.

Уголовное дело по ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере) возбудило управление СК по Центральному округу Москвы. Следствие придерживается той версии, что неустановленные лица могли подделать более полумиллиона заявлений россиян, в которых они выражают свое желание перейти из ПФР на обслуживание в НПФ. Этих лиц и рассчитывает выявить следствие.

Реклама

Речь идет о средствах из накопительной части будущей пенсии, которые начислялись на счета работающих людей, родившихся после 1967 года, в тот период, когда накопительная часть пенсии еще формировалась.

Формирование накопительной части пенсии происходило с 2004 по 2014 год. В этот период 6% от общей суммы взносов в социальные фонды оседало на личном счете каждого работающего человека. Счета открывал и вел Пенсионный фонд, но, согласно концепции пенсионной реформы тех лет, люди были вправе распорядиться этими средствами и передать их в управление частной структуре – управляющей компании или НПФ.

Но многие люди не стали переводить свои средства, за что и получили название «молчунов». Вот именно за их деньгами и охотились мошенники.

Проблема заключается в том, что для увеличения своей клиентской базы НПФ прибегали к услугам посредников. Это были банки, в отделения которых можно было зайти и там написать заявление о выборе НПФ. Позже к ним подключились агенты — и началась настоящая «торговля головами».

Людей останавливали у метро, совали в лицо красную книжечку и голосом адептов секты Свидетелей Иеговы (признана экстремистской и запрещена в РФ) спрашивали о том, где они хранят свои пенсионные накопления, вспоминает в беседе с «Газета.Ru» директор по спецпроектам компании CDR Moscow Дмитрий Бобров.

«Не давая опомниться, они начинали расписывать преимущества частных фондов, которые заработают к моменту выхода человека на пенсию «золотые горы», — говорит Дмитрий Бобров. Он признает, что

после серии таких «бомбардировок» по дороге от метро на работу он и сам получил письмо с текстом «поздравляю, теперь вы клиент нашего НПФ».

Но агитация у метро давала мало «душ», так как для того, чтобы перевести накопления, человек при себе должен был иметь документы: паспорт — его носят с собой далеко не все люди, но еще и СНИЛС, который вообще никто не имеет под рукой, отмечает генеральный директор УК «Ронин Траст» Сергей Стукалов. Поэтому мошенники переключились на покупку баз, как правило, банковских и страховых компаний, в которых обычно указаны все необходимые данные клиентов.

Для того, чтобы перевод средств был законным, его надо было заверить у нотариуса.

Поэтому заявления с ворованными данными часто просто пачками заверялись у «своих» нотариусов или просто левыми печатями «а-ля нотариус» и передавались в НПФы. А затем по ним средства переводились из ПФР и частные структуры.

В 2014 году формирование накопительной части пенсии было заморожено. Раньше, когда накопительная часть пенсии еще формировалась, ПФР присылал каждому будущему пенсионеру, имеющему накопительную часть, письмо раз в год. В уведомлении содержался отчет о том, сколько «частник» заработал денег для своего клиента за 12 месяцев управления. Из такого письма человек и мог понять, что его деньги куда-то переведены. После 2014 года рассылка таких писем от ПФР прекратилась, напоминает Стукалов.

Эксперт отмечает, что о разговоры о мошеннических схемах при переводе накоплений идут давно, и практически в каждый фонд уже успела наведаться прокуратура, и даже не по одному разу.

При этом однозначной трактовки, меняется ли право собственности пенсионных накоплений при переводе их из ПФР в НПФ, нет: согласно одной трактовке, все средства в системе обязательного пенсионного страхования являются федеральной собственностью. Согласно другому — при переводе в частный фонд пенсионные накопления становятся собственностью НПФ.

Оспорить перевод накоплений, которые были совершены без ведома владельца, можно, но только в судебном порядке — и это будет очень долгий и муторный процесс,

указывает Дмитрий Константинов, советник международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры».

В целом судебное разбирательство может быть результативным, но обычно никто в суд так не идет. То есть граждане, чаще всего, просто не интересуются своими накоплениями, и о том, что их деньги «уже где-то не там», узнают совершенно случайно, сетует Константинов.

Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Что Путину важнее: Рождение 20 малышей или 200-тысячная пенсия экс-губернатору Полежаеву?

Пенсию в 200 тысяч рублей бывшему губернатору Омской области признали законной

Если Россия вымирает, никакая пенсионная реформа страну не спасет

Плату за единовременное получение накопленной пенсии могут сократить в разы

Как я работала в Пенсионном Фонде

Когда я устраивалась на службу в 2009 году, мне удалось с успехом пройти собеседования на должность менеджера с Сбербанке и специалиста в Управлении ПФР в нашем городе. Делая выбор, я вдруг решила, что мне, матери маленького ребенка, будет лучше предпочесть ПФР — отчего-то эта работа ассоциировалась у меня с беспечным просиживанием брюк в офисе, где чахнут пыльные фикусы, а перешагнувшие пенсионный рубеж сонные сотрудники гоняют бесконечные чаи. Нельзя сказать, что я никогда в жизни столь фатально не ошибалась — были в моей жизни ошибки и большие, но это мое представление оказалось совершенно не соответствующим действительности. Хотя, боюсь, многие это мое заблуждение разделяют.

Если бы мне пришлось охарактеризовать эту работу в двух словах, то это было словосочетание: управляемый хаос. Такая сложная структура организации, которая на первый взор представляется бардаком. Это единственная должность в моей трудовой биографии, когда момент — вот, я все сделал и могу, наконец, расслабится, никогда не наступал. Работа была всегда и всегда ее было много. И всегда она была срочной. И на исполнение ее всегда было отведено ограниченное количество времени, которое вот-вот кончалось. И надо было все успевать — закон не знает такого понятия: не успела!

Я была специалистом по назначению и перерасчету страховых (трудовых) пенсий. В мои обязанности входило — принятие заявлений от населения об установлении (перерасчете) пенсии, оценка правоустанавливающих документов, запрос дополнительных документов, корректный ввод данных в программу, расчет пенсии, формирование пенсионного (выплатного) дела (на бумажном носителе и параллельно в электронном виде), ведение выплатного дела (контроль автоматических перерасчетом, корректировок, индексаций и т.п.). Срок выполнения — 10 дней для назначения, 5 для перерасчета. Календарных дней, то есть если часть срока выпадала на выходные, то это мои проблемы. Готовое дело я отдавала на контроль, где главный специалист проверял корректность ввода данных и правильность расчета, и в случае необходимости возвращал обратно на доработку. Раз в два года все назначенные пенсионные дела подвергались ревизионной проверке. Сотрудники Управления ПФР нести материальную ответственность за правильность назначения. Если ревизия выявляла переплату — то есть вы назначали пенсионеру пенсию выше положенного, то переплаченную сумму были обязаны лично возместить ПФР. Если были недоплаты — то доплачивали, но за недоплаты могли лишить премии. Слава Эдварду, он нас на этот счет миловал, и никаких крупных переплат у нас не было. Один раз в складчику 45 тысяч заплатили — ну, у нас были нормальные сотрудники, и было понимание, что от ошибок не застрахован никто, потому мы предпочитали коллективную ответственность за переплаты.

В общем, структура такая — на одного работника по десять проверяльщиков, и в случае ошибки всегда виноват непосредственный исполнитель. Вся эта система порядком меня раздражала (может, от того, что я была именно исполнителем, а не начальством) — Москва выпускает распоряжение, отправляет его на адрес областного отделения, областное отделение — на адрес районных управлений, начальник управления — начальнику отдела, начальник отдела — старшему специалисту, старший специалист — исполнителю. Как бы всегда хотелось сократить эту цепочку.)) Но почему-то под сокращение в рамках оптимизации всегда попадали исполнители, а не начальники. Уже после моего ухода наше Управление «оптимизировали» на минус пять человек. Исполнителей. Как они теперь там справляются, бедные, я ума не приложу. Одно остается — радоваться, что вовремя сбежала.

Как вы, может быть, понимаете, такая атмосфера к расцвету коррупции среди сотрудников ПФР ничуть не располагала. Ничего иного, как назначить и выплатить пенсию в строгом соответствии с действующим законодательством, у нас не было. Но понимания этого момента у нашего народонаселения как-то нет. Удивительно даже — ведь образованные люди, но почему-то считают, что сотрудники ПФР способны каким-то образом обойти закон: перечислить деньги на свой счет, а не пенсионера. Назначить большую пенсию за взятку. И, вообще — «вы тут с каждой пенсии по 5 рублей имеете!» и «Вам кто понравится, тому вы много и назначите!». Все эти претензии выносятся непосредственному исполнителю, работающему с населением — народным избранникам в Госдуму или Исполнительной Дирекции ПФР на улицу Шаболовка в Москве — отправить свой гнев недовольные отчего-то не спешат. Но надо отметить, Управления ПФР не работают с деньгами! Они работают с документами. Откуда такое представление, что деньги у специалиста в тумбочке лежат, и он такой — бац, по собственному хотению каждому отслюнявливает! О, все не так! Хуже нет, чем распоряжаться казенными деньгами. Не такое государство глупое, чтоб позволять каждому вволю от него откусывать. Я не негодую, на самом деле — так оно и должно быть! Просто будучи в свое время жертвой подобных облыжных обвинений во взяточничестве и коррупции, я очень деликатно отношусь к подобным же обвинениям в адрес других. Это только дикие люди, вроде Божены, считают, что во всех госстуктурах раздолье воровать. Но они — толи судят исключительно по себе, толи попросту не понимают, о чем они говорят. К сожалению, адекватное правовое мировоззрение формируется лишь у людей, у которых есть личный опыт работы в госучреждениях.

В целом, правовой нигилизм в нашей стране — это проблема государственного масштаба. Взять, например, отношение к документам. Преобладает злобное: «без бумажки ты букашка», сопровождаемое яростным презрением ко «всяким справкам». Объяснить иногда бывает тяжело, что это не бумажки, а документы, на основании которых вам устанавливается пожизненная финансовая выплата. И размер, и право на пенсию определяются на основании этих вот «бумажек». Вы деньги будете получать, до конца дней своих! Не с потолка же вам пенсию назначать, а на основании представленных правоустанавливающих документов: о стаже, заработке, смене фамилии, наличии детей и т.д. И не надо гордо швырять на стол инспектора помятую, как из зада вытащенную «бумажку». Уважение должно быть. А трудовые книжки? Какие-то покоцанные, бог знает чем облитые, грязные… у некоторых на титульной странице — имя, отчество, фамилия, дата рождения черт весть чьи! Человек всю жизнь работал и не знал, что у него в трудовой не его данные. А должно быть абсолютное соответствие. Более того — в трудовой книжке для принятия стажа к подсчету должны быть корректно сделаны все записи (с номером и датой приказа о принятии/увольнении), читаться все печати и присутствовать все переименования организации-работодателя (если приняты в ООО «ААА», то из него же и уволены, а не из ЗАО «БББ»), не допускаются исправления — либо исправления должны быть грамотно оформлены. Кадровики, надо отдать им должное, тоже по большей части в трудовых как пьяные пишут. Особенно молодые — которые в 2000-ых годах. Человек работает с 2008 года, а приказ о приеме на работу от 2005-ого! Дата приказа о приеме/увольнении — максимум 3 дня от даты приема/увольнения. Вот они нормальные, ваще? Все тяп-ляп, безответственно, на «отвали!» … как индивидуальные сведения сдают — это и вовсе зашибись! Если частная контора, то туши свет (надо отдать должное крупные государственные предприятия и бюджетные организации вроде школ и садиков более-менее корректно ведут документацию) — вот прям если государство не контролирует, так у них, у большинства, все так, на авось… налоги не плачены, сведения не сданы, вместо трудового договора какие-то договора услуг, трудовые оформлены абы как… а ведь от этого зависит размер пенсии, на которую человек будет жить до старости! Неужели нельзя ответственно относится к таким важным вещам? Индивидуальные предприниматели — это просто песня. Там не уплачено, здесь — уплачено не вовремя… как бы это объяснить — в страховой стаж для установления пенсии принимаются только периоды работы, в течении которых начислялись (в идеале и уплачивались) страховые взносы в ПФР. То есть — если вы работали, но не платили, в страховой стаж этот период включен не будет. Если работодатель за вас не отсчитывался — эти разногласия решаются в суде и этот период будет внесен в стаж только по решению суда. Все должно быть корректно и грамотно оформлено, в соответствии с требованиями, предьявляемыми текущим законодательством. Нельзя относится к этому халатно.

Всю историю страны можно прочитать по одной трудовой книжке. Безупречный советский период — что-что, а оформление документации в «совке» было на зависть, архивное хранение — отлично, документы времен войны в лучшем состоянии, чем документы за 90-е годы. Черте чего в «святых» 90-ых, несчастные те люди, которые трудились в те времена во всяких шараш-монтажах, которые по своему банкротству бухгалтерские и кадровые документы, не мудрствуя лукаво, выкинули в помойку — концов потом людям не найти…(( Ну и отчаянная попытка упорядочения в 2000-ых. Еще косовато, но они хотя бы стараются. Сейчас индивидуальные сведения обязали сдавать 4 раза в год. Под страхом тяжких кар и штрафов. Но теперь — с 2002 года трудовая книжка перестала быть основным документом о стаже застрахованного лица, теперь стаж к подсчету определяется по индивидуальным сведениям из общей электронной базы ПФР. У нас есть наши данные, и отпадает нужда в мятых справках из бухгалтерии. Естественно, эти данные только с 2002 года или даты регистрации в ПТК СПУ. Если у вас есть период работы до этого 2002 года, проверьте свою трудовую книжку. Лучше сразу собрать документы, которые возможно потребуются, чем бегать потом.

За что я любила свою работу… назначая пенсию, словно подводишь закономерный итог всей трудовой деятельности человека. У нас в Управлении была примета — если пенсия «идет легко», все документы собраны, все нормально, трудовая в отличном состоянии — то это пенсионер хороший, невредный. Работает много лет в одной организации, имеет нормальный заработок, выходит на коэффициент заработка — 1,4 — назначать одно удовольствие… а есть, конечно, люди, как Собчак, трудной судьбы. Нигде дольше месяца не работают. В трудовой исправление на исправлении, сама она в таком состоянии, что противно в руки взять, чем-то липким облита (надеюсь, хоть не обоссана), там уволены за прогул, тут — за явление на работу в нетрезвом состоянии… наскрести этим людям требуемый стаж, собрать кучу справок… ой! Весь перематеришься, пока назначишь. Но мы всегда стараемся действовать в пользу пенсионера. Ты же видишь этих людей. Этих-то, с трудной судьбой, еще и жалко… с одной стороны, сами виноваты, а с другой — надо ж и им на старости лет на что-то жить… в общем, в каком-то смысле — это еще и трудно психологически, тем более, что пенсии в нашей стране… на них не разгуляешься, скажем так. Те, у кого всю жизнь были приличные заработки и хорошие должности, у тех и пенсия будет приличная — 15-17 тысяч при назначении. Есть еще две категории людей, у который маленькая пенсия — но уже не по их вине. Социальные работники с маленьким окладом, но большим стажем — медсестры, нянечки в детсадах, библиотекари (в общем, обслуживающий персонал из бюджетников, врачи и учителя, кстати, нет). И — те несчастные, которые не смогли найти документы о стаже и заработке. Нет сведений — и все! Не сдали данные в архив, или утерян архив, и ничего не попишешь. Такие ситуации тоже возможны. Несправедливо, зато по закону. Закон и справедливость — разные вещи. Увы.

Вообще, наши законотворцы и мы сосуществуем словно на разных планетах. Закон, что дышло — как повернешь, так и вышло, это реальность, к сожалению. На один закон существует это пятьсот томов правоприменительной практики, которая раз в квартал меняется. То есть мы принимали стаж так, а потом — раз и этак! Иногда все меняется по решению суда, иногда просто толкователи нашего законодательства вдруг не с той ноги встали и решили все переиначить. При чем, такая фигня — закон обратной силы не имеет, то есть назначая пенсию в 2016, например, году — стаж до 1991 года вы будете оценивать по одному закону, с 1991 по 2002 по второму закону, с 2002 по 2014 по третьему закону, а с 2015 по дату назначения — по четвертому закону.)) Вот вы способны уложить в своей голове — с 6 октября 1992 года отпуска без сохранения заработной платы включаются в общий стаж, но исключаются из специального стажа, не более 14 дней в году в общей сложности и не более 14 дней подряд.)) Вот и вводи стажовку, держа в голове — какой стаж в какой период и как учитывается. Особенные заморочки с женщинами — потому как у них декреты и отпуска по уходу, и с лицами, имеющими специальный стаж — там надо делать оценку, какой стаж учесть, как специальный, дающий право на досрочное назначение пенсии, какой -как общий, что исключить и т.д. Ты не можешь самостоятельно повернуть закон, но должен упомнить, в какую сторону его следует заворачивать по последнему прочтению высоколобых консультантов.)) В этом плане опять хочется добрым словом вспомнить Советы, ибо в те времена (и за те времена) все везде включается и не надо морочить себе башку. Это потом капиталисты проклятые уже напридумывали всякого — осталось только специальный стаж по часам начать считать, блин!

Ну и особенно пинка, конечно, заслуживает наше программное обеспечение! По идее — задача специалиста лишь в том, чтоб внести корректно данные о стаже, заработке и взносах в программу, а уж проанализировать и вывести результат она должна сама! Должна, но не обязана. Иногда программа может считать фиг знает что! Дает неправильный размер, и вот хоть ты тресни! То есть любой расчет за программой надо еще и проверять, а то она тебе не такого наворотит. Ну и поскольку законотворцы наши зря без дела не сидят и постоянно что-то придумывают нам новенького, программу постоянно обновляют — иногда на откровенно косячные версии. Которых вдруг почему-то неправильно считает валоризацию, например. Или компенсацию по нестраховым периодам. И это обычное дело, Москва велит провести какой-то массовый перерасчет, привести пенсии в соответствии их каким-то новым придумкам — а программного обеспечения для этого нет! Более того — когда они разрабатывали новую программу, они ее тестирование спустили на места — приходилось назначать пенсию одновременно и в старой, и в новой программах, то есть дублировать собственную работу. А сроки выполнения все те же и ответственность — та же. Весело, да?

Наверное, вас удивит, но в Управлениях ПФР до сих по старинке — шьют дела.)) В прямом смысле — штопальной иглой, нитками и шилом. Помню, свое первое пенсионное дело, я состряпала абы как — страницы из него выпадали, все косо-криво… принесла на контроль, меня спрашивают — почему в таком состоянии? Я говорю — так в компьютере же это все есть! А вот не фига, выплатное дело — велика ценность, его хранят 75 лет. Так что надо делать аккуратненькие такие книжечки, а все документы еще сканировать и делать электронную версию. В планах нашего многоумного руководства, конечно, перевести всю документацию на электронный формат, как это наверняка есть в развитых странах. Но до этого пока еще далеко — во-1, в управлениях большинство все еще старый персонал, которые привыкли к бумажному носителю и считают все еще на калькуляторах, во-2, отцифровка архивов еще только началась и работы непочатый край. По сути дела никакого электронного документооборота нет еще, и ПФР не оставляет без хлеба Почту России.

Оплата труда… оклад составляет 2,5-5 т.р. Но со всеми надбавками и премиями выходит 20 тысяч у специалиста 1 разряда, и где-нибудь может — 100 т.р. у начальника Управления. В крупных городах — выше. Естественно, полный соцпакет. Оплачиваемый отпуск, больничный лист и т.д. Рабочий день, правда, как у царей — ненормированный. Сидеть по вечерам и по выходным — обычное дело. Аврал — перманентное состояние. Те, кто покидает рабочее место точно по графику — считаются классовыми врагами в коллективе. Интернета на рабочем месте, разумеется, нет. Но и времени на него нет. В общем, эта работа требует определенной самоотдачи, хотя достойного материального вознаграждения, а порой и простого человеческого «спасибо» — ни от начальства, ни от «клиентов» не дождешься.

Наверное, на эту тему можно говорить вечно — впечатлений на всю жизнь, но надо уже как-то сворачиваться. Если у вас есть вопросы — могу ответить на них в комментариях. В заключении добавлю — тема пенсий, пенсионного реформирования, недостаточного пенсионного обеспечения, несправедливой социальной политики (все это есть, чего греха таить) чрезвычайно привлекательна для всякого рода политических спекулянтов. И иногда политики говорят такое и дают такие обещания, что становится кристально ясно — что они пенсионные законы с роду не открывали и, в целом, о том, как в РФ организована выплата пенсий имеют слабое представление. Знаете, сотрясать воздух по поводу несчастных пенсионеров, выживающих на 6 тысяч, очень легко, таким образом привлекаешь к себе сердобольных сторонников. Однако проекта реальной пенсионной реформы я не видела ни у кого! Когда ты знаком с матчастью, становится очевидно, что политики считают своих избирателей дураками…(( Никто не вникает в суть вопроса, только горлопанить! Вы всем поднимем все! А про закон, не имеющий обратной силы — ты слышал? Так что — все эти разговоры… даже не в пользу бедных. Просто так.

Спасибо за внимание!))