Отзывы великий гэтсби

15.09.2019 0 Автор admin

Рецензии на фильм Великий Гэтсби

Правила размещения рецензии

  • Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
  • Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
  • В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
  • При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
  • На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
  • В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
  • При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
  • В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
  • Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
  • В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
  • На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована

Анализ фильма Великий Гэтсби

Фильм смотрю второй раз. Первый раз интерес был полностью адресован Гэтсби. Во второй раз ситуация поменялась. Заинтересовал прежде всего Ник Кэррэуэй. Остальные герои ушли на второй фон.

Само ощущение от фильма было таким же, как ощущение от фильма Алиса в стране чудес. Фильм яркий, сказочный, чарующий. Некоторое недоумение вызывал музыкальный переплёт. Переплёт старой музыки и современной. Но в этом позже углядела некоторый смысл. На протяжении всего фильма чувствовала интерес и не более того. Эмоциональный фон был достаточно спокойным. До тех пор, пока Гэтсби не начал говорить о своих чувствах к Дейзи. Вот здесь началось волнение. И после того, как Дейзи начала идти напопятную, почувствовала сожаление. Когда Гэтсби стал кричать на Тома — у меня всё сжалось внутри. Мне стало жаль Гэтсби. К концу фильма я ощущала лёгкую грусть. Я давно хотела прочитать произведение Фицджеральда Великий Гэтсби. И анализ фильма послужил этому событию поводом. Книга всё-таки отличается от фильма. Особенно это видно по тому, какой анализ сложился у меня.

Этот фильм для меня стал темой комплекса ключевой фигуры, темой про отношения, темой внутреннего мира человека. Того самого Мира, который создал сам Ник Кэррэуэй. Он его создал для себя. Создал, чтобы почувствовать себя значимой фигурой в этом непростом мире. Доказать себе, что он НАСТОЯЩИЙ, а другие, значимые для него люди, нет. Фильм начинается со слов: «Мой отец дал мне совет: Не спеши судить людей. Пытайся разгядеть в них хорошее». Чем вызвано было желание отца дать ТАКОЙ совет сыну? Почему нужно ПЫТАТЬСЯ РАЗГЛЯДЕТЬ в них хорошее? Что мешает воспринимать людей такими, какие они есть?

Ник Кэррэуэй — пациент психиатра с разными симптомами: депрессия, бессонница, тревога, алкоголизм. Его рассказ начинается с резкой музыки: то, что настораживает. Затем фон музыки соответсвующий. Он мечтал стать писателем, но это прошло. Почему? Насколько это повлияло на него? Возможно все эти симптомы, нереализованные мечты, туманные установки с детства побудили его создать собственный мир, в котором он был ключевой фигурой. Он оказывался в гуще событий. Он являлся «невольным хранителем чужих тайн». Он общался с богатыми людьми. И при этом он ими не являлся. Он был НАСТОЯЩИМ.

Дэйзи Бьюкенен — золотая девушка. Как свадебная фея. Нежная. Воздушная. Но при этом чужая. При этом, как выяснилось в конце — ненастоящая. Ненастоящая в любви и отношениях. Ник любил Дэйзи. Он с восторгом смотрел на неё в первом кадре. Его лицо сияло надеждой, когда Дэйзи пришла к нему домой и произнесла: «Он всё-таки влюбился в меня». Он готов был служить ей утешением в тревожные минуты, когда она схватила его за руку при разговоре Гэтсби с Томом.

Том восхищал Ника, как человек, который достигал всего, чего он хотел. Но этот человек был вруном, грубияном, манипулятором — тоже НЕНАСТОЯЩИМ. Том сказал Нику: «Тебе не нравилось участвовать, ты любил наблюдать». Так и было. Ник — наблюдатель.

И сам Гэтсби. Его образ для Ника — это образ-мечта. Таким он хотел быть. «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите их всех вместе взятых.»

Все персонажи в его жизни оказываются ничтожеством. А Гэтсби — мечта. Но свою мечту он предпочёл убить. С помощью «шлаково-серого человечка, который растворился в тумане». Все персонажи вокруг Ника были «шлаково-серыми человечками, которые растворялись в тумане». Все ключевые события в итоге произошли в «шлаково-сером» мире, на который взирали глаза окулиста. Бога. Архетипа Отца. Скорее всего это были глаза отца Ника, который советовал не судить и видеть в людях только хорошее. Ник сказал ему: Смотри и увидишь, какие они на самом деле. Только я — НАСТОЯЩИЙ!

Музыка в мире Ника передёргивалась из одного стиля в другой, из одного времени в другое, будто это было безумство стилей, времени и безумство самого Ника. Его личность разделилась на ряд других, на ряд Персон, на ряд Масок, к которым его тянуло. Лишь бы не быть «ничтожеством». Гэтсби ему очень нравился, но и в него он пытался всадить элементы «ничтожества». Он пытался его «испачкать». С одной стороны безупречный богач, влюблённый мечтатель. С другой стороны — жалкий невротик, впадающий в истерику, если его перфекционизм не получает должной порции. Ник удачно его убирает со сцены. Несколько раз в фильме он внезапно исчезает. Будто Ник постоянно пытается напоминать себе о том, что Гэтсби всё-таки НЕНАСТОЯЩИЙ. А Ник — Настоящий. Поэтому Ник контролирует его похороны. И убеждает себя в том, что образ Гэтсби — это всего лишь мечта. И только так с ним можно ужиться. Закончив свою рукопись, Ник подписывает название своей рукой ВЕЛИКИЙ, ставит собственную подпись под названием ГЭТСБИ, будто хочет подчеркнуть, что Гэтсби — не просто всё-таки ВЕЛИКИЙ, не просто его мечта…

Но Гэтсби, на самом деле, это и есть Ник Кэррэуэй.

Кто такой Великий Гэтсби?

«Великий Гэтсби» – так называется роман американского писателя Фитцджеральда. Книга на самом деле очень популярна среди читателей – и была всегда популярна. Так почему же? Очень хочется в этом разобраться. Этот роман вышел в свет 10 апреля 1925 года, в тот век, который принято называть «Веком джаза».

«Великий Гэтсби» — в чём-то сентиментальная любовная история, в чём-то детектив, и развязка в романе трагическая. Довольно интересные, местами странные образы той эпохи постоянно мелькают на страницах романа, погружая читателя в то время. Очень бурное, но в тоже время незабываемое. До «великой депрессии» в США осталось не так много времени, когда богатые молодые люди просто стрелялись – потому что оказались банкротами.

Но в 1920-х годах экономика США стремительно развивалась, потому что США – это единственная страна в мире, которая не пострадала ни от последствий первой мировой войны, ни от последствий второй мировой войны. Почему-то больше всех страдала всегда Россия, потом СССР. Многие биографы Фитцджеральда пишут о том, что его жена, прототип героини романа «Ночь нежна» в этот период заболела тяжёлой формой психического заболевания. Сам писатель бесконечно переживал по этому поводу, да и сам часто ложился в больницу с туберкулёзом.

Стоит иметь ввиду, что у Фитцджеральда были ещё и внутренние противоречия, потому что он хотел в своё время очень попасть на фронт первой мировой войны, чтобы защищать демократию, но не попал. Разочарование в жизни, болезнь жены, дало роману трагический подтекст.Стоит заметить, что слово «джаз» ничего не имеет к весёлому (чаще) музыкальному направлению того периода. В понимании биографов Фитцджеральда «джаз» означает какую-то философскую глубину, какое-то нервное напряжение, царящее в атмосфере того времени вплоть до трагизма, какое-то предчувствие грядущего разлада. Это подчёркивал сам Фитцджеральд: «Когда говорят о джазе, то имеют ввиду прежде всего ситуацию в больших городах, когда к ним приближается линия фронта…а стало быть, давайте жить, пока живы, веселиться, а завтра за нами придёт смерть». В статье «Эхо джазового века», Фитцджеральд писал: «События 1919 года сделали нас, скорей всего, циниками, чем революционерами… для джазового века было характерно, что мы совсем не интересовались политикой».

Роман начинается с рассказа Ника Каррауэя, которому отец дал совет не судить о других людях плохо, если они не обладают такими же чертами характера, или такими же материальными преимуществами, как и он. «Если тебе захочется осудить кого-то, вспомни, что они не обладают такими преимуществами, как и ты» — Фитцжеральд. Итак, Джей Гэтсби… он довольно богат. Но не настолько богат, как хотелось бы Джею.

На образ Джея, возможно, повлиял рассказ Хэмингуэя «Молодой богач», который, естественно, читал Фитцджеральд Но он и без этого приобрёл какую-то свою известность среди читателей.Стоит отметить, что «очень богатый человек» — это социально-психологический тип, оказавший влияние на целое, а, может, и не на одно поколение. Но откуда может быть интерес к очень богатым людям у людей, которые, возможно, с ними никогда и не сталкивались по жизни?

Наверное, роман Фитцджеральда «Великий Гэтсби» нельзя назвать сатирическим, или каким-то обличающим – иначе писатель вывел бы на суд читателя какие-то или реальные или вымышленные «пороки» того общества, которым он так интересовался. Но, вполне вероятно, Фитцджеральд заинтересовался именно этой прослойкой людей, далёких от искусства, потому что, скорей всего, внутренне предчувствовал их крах в 1929 году.

Возможно, это извинит писателя, который, будучи сам человеком творческим, вывел на сцену не художника, ни писателя, ни артиста, а просто «очень богатого человека». Кстати, возможно, Фитцджеральд как-то хотел предупредить крах – хотел, чтобы общество присмотрелось к опыту СССР, и чтобы мирным, не революционным путём изменило ситуацию в экономике. Ник начинает свою историю с воспоминаний, не только о себе, но и родных. Но прибавляет при этом: «Гэтсби себя оправдал под конец. Не он, а то, что над ним тяготело – та ядовитая пыль, что вздымалась вокруг его мечты, — вот что заставило меня на время утратить интерес к людским скоротечным печалям и радостям впопыхах».

Ник закончил Йельтский университет в 1915 году, завёл собаку, и поселился в Уэст-Эгге. Напротив, как известно, располагалась усадьба Гэтсби. В Америку из Франции вернулись его родственники – муж и жена Том и Дэзи Бьюккенен. Молодые люди – Том, Дэзи, подруга Дэзи и Ник встречаются в неформальной обстановке, и Том на вопрос Дэзи «кто такой Гэтсби» хотел ей его представить как ближайшего соседа. Таинственный Гэтсби продолжал волновать Ника почему-то. Случай, когда он увидел Гэтсби ночью на балконе, встревожил его, но он тут же об этом забыл.Но между Ником и самим Гэтсби в последствии завязываются приятельские отношения, когда они оба разобрались, что являлись некогда товарищами по полку. Гэтсби решает приоткрыть Нику тайну своего внутреннего и внешнего мира настолько, насколько это возможно.

Гэтсби приглашает Ника на свою виллу. «Вначале восьмого я, одетый в белый фланелевый костюм, вступил на виллу Гэтсби, но почувствовал себя неуютно среди множества незнакомых людей», — так описывал Ник начало вечера. Из знакомых Ник на вечере встречает Джордан Бейкер, и проводит с ней много времени. Тайна Гэтсби и то, чем он себя окружил – эстрадными певцами, танцорами, эмигрантами из России – всё это подхлёстывает к нему интерес и Джордан и Ника, которые за этот вечер очень понравились друг другу.

Особняк Гэтсби каждый день был полон событий – множество гостей, великолепные ужины, новые женщины, всё это привлекало к нему внимание и составляло эффект загадочности. Но тревожная нота стала закрадываться в некоторых репликах посетителей особняка. «Он бутлегер, — шептались дамы, попивая его коктейли и нюхая его цветы». Надо сказать, что бутлегер – «подпольный торговец спиртным во время сухого закона в США в 1920-х гг.». Но в широком смысле – эти люди торговали всем от музыкальных записей, до цветов или, возможно, даже автомобилей. Происхождение состояния Гэтсби и его мотивы для общества, которое любило у него гостить, так и остались неясными.

Наверное, стоит отметить, что главным героям романа – 30 лет на момент действия повести. Все отношения разворачиваются между молодыми людьми своего времени. И, наверное, в романе главное обстоятельство – загадочный роман Дэзи и самого Гэтсби. Оказалось, что у них уже были отношения задолго до встречи в особняке Гэтсби. Возможно, любовь к Дэзи отчасти объясняла все поступки Гэтсби. Наверное, Гэтсби пытался увести Дэзи у Тома, но трагический случай – когда любовники, уезжая из отеля Плаза сбили на смерть женщину на дороге, помешал мечтам Гэтсби осуществиться. Наверное, или трагическая случайность, или роковая ошибка – муж погибшей убивает Гэтсби в конце у бассейна. И тем, что главные герои, знавшие Гэтсби разъезжаются в разные стороны, показатель невозможности их отношений в дальнейшим.

Мне Гэтсби показался не то, чтобы нерешительным, скорей всего, действительно загадочным, и любящим слегка прихвастнуть. На это есть намёк в книге в сцене, в которой он демонстрирует Нику орден «из маленькой Черногории», хотя, вполне вероятно, награда, полученная на фронте первой мировой войны, тогда составляла для молодого человека всё его личное счастье. На мой взгляд, это история о невозможном – о том, что Гэтсби и Дэзи никогда не были бы вместе, а Ника с Джордан в итоге ждало разочарование в их отношениях. Том и Дэзи были всё-таки людьми безответственными. Как их характеризует автор, «беспечными». Если бы Дэзи любила Гэтсби, она бы вышла за него замуж тогда, когда он был беден.

Но прошло время. Гэтсби на своей славе, возможно, где-то и приторговал нажил себе состояние, и создал о себе какую-то таинственную легенду, сумел привлечь общество, и Дэзи побежала за ним только потому, что он не только богат, но и обладает какой-то славой. Тогда ей стал не нужен Том. Кстати, здесь речь не идёт об отношениях с разницей в возрасте. Здесь идёт речь об отношениях именно погодок – людей, которым 30. Причём, всем. Наверное, Дэзи характеризует одно слово: «безответственность». Даже по отношению к своей дочке, которой она, вероятней всего, и не занималась. Но надо сказать, что отношения Ника и Джордан под напором событий тоже не выдержали, и дали трещину. Наверное, величие и мотив поступков Гэтсби в том, что он каким-то своим способом пытался привлечь внимание возлюбленной – Дэзи. Но, видимо, молодой человек не знал иных способов покорения женского сердца, как вымышленное, или реальное всё-таки богатство. На самом деле, в этом основная трагедия Гэтсби. А, возможно, и молодых людей во многом – пытаясь покорить женщину, они выставляют перед ней всё своё богатство (чем-то напоминает образ Златогора из оперы «Пиковая дама» Чайковского). Но ведь это не всегда факт. Наверное, если бы Гэтсби знал как привлечь внимание Дэзи, он бы отбил её у Тома ещё тогда. Но это, в принципе, грустно.

Но, вполне вероятно, события развивались бы по-другому, если бы не роковая случайность – гибель Миртл в аварии по вине Гэтсби. Возможно, этим Фитцджеральд хотел подчеркнуть бесцельность существования поколения тридцатилетних. Для них жизнь означала веселье, но до того момента, когда роковое стечение обстоятельств не заставляло их задумываться всё-таки о тех человеческих ценностях, которые они должны были бы нести в себе.

Текст: Ольга Сысуева

Смысл фильма Великий Гэтсби

Драматический фильм «Великий Гэтсби» – блестящая экранизация одноимённого романа Ф.С.Фицджеральда, которая, несмотря на неоднозначные отзывы критиков, получила высокую оценку зрителей и стала однозначным хитом 2013 года. Яркий актёрский состав, возглавляемый Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайром, вместе с роскошной картинкой и пьянящей атмосферой «ревущих» 20-х, превратили этот фильм в одну из самых заметных картин начала десятилетия.

О чём фильм «Великий Гэтсби»

События фильма переносят зрителя в Нью-Йорк 20-х годов ХХ века, в период роскоши и свободы, предшествующий Великой депрессии. Молодой финансист Ник Каррауэй, от лица которого ведётся повествование, снимает домик на Лонг-Айленде и становится соседом таинственного богача Джея Гэтсби, который закатывает пышные вечеринки и принимает у себя весь цвет города. Позже Ник посещает дом своей кузины Дэйзи, которая вышла замуж за магната Тома Бьюкенена, и становится невольным участником следующих событий фильма.

В один из дней Ник получает приглашение на вечеринку своего соседа и заводит с ним знакомство. Таинственным Гэтсби оказывается приятный молодой человек, который, как выяснится после, некогда имел роман с Дэйзи, но влюблённые разлучились, ведь Джей был беден и не мог себе позволить женитьбу на девушке с богатой семьи. Но за пять лет Гэтсби сумел сколотить немалое состояние, а теперь задумал вернуть Дэйзи. Он просит Ника снова свести их вместе, на что повествователь соглашается, но в итоге это становится причиной ужасных событий. Разрываясь между любовью к Джею и долгом жены, Дэйзи случайно сбивает любовницу мужа на машине Гэтсби, а сам Том винит в случившемся соперника.

Муж погибшей Миртл убивает Гэтсби из пистолета, а Дэйзи и Том решают начать всё сначала и покидают Нью-Йорк. Глубоко задетый произошедшей трагедией, Ник теряет интерес к жизни и лечится от развившейся алкогольной зависимости.

Смысл фильма «Великий Гэтсби»

Как и одноимённый роман Ф.С.Фицджеральда, его современная экранизация повествует о мечте – чистой и непорочной, которая заставляет зрителя сопереживать мечтателю и сочувствовать его цели. Таким прекрасным мечтателем выступает Джей Гэтсби – человек, который так одержим стремлением вернуть любимую женщину, что прикладывает для этого воистину титанические усилия. Сын нищего фермера, за короткое время он превращается в настоящего джентльмена, героя войны и создаёт себе имя. Джей становится хозяином роскошного замка и владельцем огромного состояния, но не из желания обогатиться, ведь он не алчен. Каждая из его шумных вечеринок стоит целого капитала, но он продолжает закатывать их лишь с одной целью – чтобы однажды встретить там любимую Дэйзи.

Хоть Гэтсби сколотил состояние не вполне законно и стыдливо скрывает убожество своего происхождения за выдуманной легендой, его душа чиста, а мечта – прекрасна. В фильме эта трогательная непорочность противостоит другой мечте, которую воплощают собой Дэйзи и её муж Том – «американской» мечте в худшем смысле этого понятия, со слепым стремлением к богатству, престижу и высокому статусу. Эти двое с детства имели всё самое лучшее, они не хотят другой жизни. Запертые в своём уютном денежном мирке, супруги Бьюкенен так боятся утратить стабильность и место в высшем обществе, что готовы прощать друг другу измены и бесконечно начинать всё сначала.

Том – джентльмен по праву рождения, но он не гнушается обманывать жену с многочисленными любовницами, не стыдится врать и взваливать свою вину на невиновных людей. Его неисчислимым мерзостям противопоставляется чистое сердце Джея, который сделал себя сам, но так предан и трогательно наивен, что не замечает того, что его возлюбленная Дэйзи – обыкновенная пустышка. Именно эта наивность делает Гэтсби «Великим». Именно это противостояние душевной чистоты и злого умысла, искренней слепой любви и мимолётной влюблённости, разворачивающееся на фоне безумия и блеска послевоенного мира, который захлебнулся в деньгах и возможностях, является главным смыслом фильма.

Смысл финала фильма «Великий Гэтсби»

После безудержного блеска начала и кульминации картины, к её концу атмосфера становится мрачной и драматичной, краски блекнут. Внезапная гибель Миртл заставляет Тома и Дэйзи поступить так, как они привыкли поступать в сложных ситуациях – прятаться за деньгами и бежать, но бедный Джей этого не узнает. Пуля Уилсона застаёт его в момент, когда он полностью уверен в том, что Дэйзи выберет его, поэтому красивая мечта Гэтсби остаётся с ним даже в смерти – это один из смыслов финала, но другой заключается в сцене похорон главного героя.

Щедрость Джея привлекала на его вечеринки сотни ньюйоркцев, и все сильные мира сего искали его расположения и дружбы, но со смертью хозяина его замок опустел. Ник Каррауей был единственным, кто проводил Гэтсби в последний путь, и это оказало на рассказчика огромное влияние, ведь он понял, что окружающие нуждались в Джее только тогда, когда могли пользоваться его щедростью. В этом эпизоде раскрывается глубинная зацикленность общества на материальных ценностях и его испорченность.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Бедный Гэтсби

Экранизации литературных произведений хороши уже тем, что напоминают о существовании книги. Кто бы вспомнил о «Великом Гэтсби», если бы не фильм База Лурманна? В России бы уж точно никто. А теперь обсуждают. Slon публикует мнения шести русских литераторов о романе Фицджеральда. Мнения любопытные: живущие в России настаивают, что «Ночь нежна» лучше, живущие в Америке говорят, что «Гэтсби» имеет особый статус «великого американского романа», то есть романа, попавшего в резонанс с эпохой и ставшего экстралитературным феноменом, смысловой единицей американского мышления о себе и собственной истории. Для среднего российского читателя «Гэтсби» – это история о безнадежной любви. Для американцев это роман о деньгах.
Her voice is full of money, говорит Гэтсби о Дэйзи. Эта формулировка зацепила своей точностью не только повествователя, Ника Каррауэя, но и поколения критиков. С ходом времени меняется разве что угол зрения на главный предмет романа, и сегодняшний – как мне кажется, очень точно – зафиксировал автор New York Magazine Кевин Руз. Он перечитывает Фицджеральда, чтобы ответить на вопрос: действительно ли Гэтсби мог позволить себе все то, что он себе позволял? Это вопрос нашего времени – эпохи, озабоченной долгами, частными и государственными, уставшей от жизни не по средствам и страшащейся надвигающейся бедности. Гэтсби погиб, конечно же, не от бедности – но не был ли он мертв в финансовом смысле еще до того, как обезумевший Уилсон застрелил его по наводке «старых денег»?
Сначала Кевин Руз подсчитывает доходы Гэтсби. В романе говорится, что источник его богатства – нелегальная продажа алкоголя после вступления в силу сухого закона. Акт Волстеда, определявший, как именно будет обеспечиваться выполнение 18-й поправки к Конституции, был принят в октябре 1919 года. У Гэтсби было два месяца, чтобы изобрести схему, по которой он будет его нарушать – до 1 января 1920-го, когда поправка и акт вступили в силу. Действие романа разворачивается летом 1922 года. Ссылаясь на показания Аль Капоне, заявившего на суде, что его доходы от нелегальной продажи алкоголя составили 1 миллион долларов за два года (1924 и 1925), и данные историков, Руз заключает, что больше миллиона на продаже алкоголя Гэтсби заработать не мог. В романе упоминаются облигации, которыми торгуют подчиненные Гэтсби, – доходы от этих операций Руз оценивает в 100 тысяч долларов в год. Таким образом, к середине 1922 года Джей Гэтсби мог иметь 1 миллион 250 тысяч. Аферу с Национальной лотереей, о которой несколько раз говорится в книге как о начале совместной деятельности Гэтсби и Вулфшима, Руз просто не рассматривает за отсутствием каких-либо внятных деталей.
Следующий шаг – подсчет расходов Гэтсби. Основная статья, естественно, особняк в Уэст-Эгг с двенадцатью спальнями и золотыми туалетными приборами. Кевин Руз датирует покупку началом 1922 года (Гэтсби упоминает, что три года работал на этот дом). Сколько он стоил, не известно, поэтому Руз берет похожий дом на Лонг-Айленде, выставленный на продажу в 2010 году, и прогоняет его стоимость (29,5 миллионов долларов) через калькулятор инфляции. Получается 2,7 миллиона, которые затем (по разным соображениям) округляются до двух. Далее обсуждаются условия кредита, под который Гэтсби купил дом – для российского читателя поворот неожиданный, но современный американец покупку дома без кредита, очевидно, представить себе не может. Выясняется, однако, что российское понимание ближе к американским реалиям тех лет, чем американское нынешнее: в двадцатые годы кредиты на недвижимость выдавались только на срок от 3 до 5 лет при условии 50%-ной оплаты ее стоимости. Если Гэтсби действительно взял такой кредит, его расходы на дом составляли примерно 23 тысячи долларов в месяц. (Дом, который Гэтсби купил своему отцу, Руз в подсчетах не учитывает.)
Следующая статья расходов – вечеринки. На протяжении всего лета Гэтсби устраивал их каждые выходные. Для каждой нанимались восемь слуг, дополнительный садовник, шофер, подвозивший гостей от станции, оркестр, тенор и контральто. Выпивка текла рекой, гостей дважды кормили: в начале и после полуночи. Кевин Руз обратился к организатору подобных вечеринок в современном Ист-Хэмптоне и получил смету в 176 500 долларов за каждую. Округлив цифру до 150 тысяч, Руз прогоняет ее через калькулятор инфляции и получает 11 тысяч в ценах 1922 года. Пятнадцать летних вечеринок дают, таким образом, 165 тысяч.
Другие расходы. Во-первых, злополучная желтая машина, из-за которой Гэтсби в конце концов поплатился жизнью. Скорее всего, это был Rolls-Royce Silver Ghost, разные вариации которого стоили от 12 до 15 тысяч. Две яхты дают еще 10 тысяч (топ-модели того времени и их стоимость хорошо задокументированы в рекламе). Одежду, включая восхитившие Дейзи рубашки, Руз оценивает еще в 2 тысячи. На прочие расходы, детализировать которые мы не можем за отсутствием точных данных в романе, Руз кладет 10 тысяч в год. Гидроплан, на котором рассказчик катался с Гэтсби после первой же вечеринки, благополучно забылся.
Если свести все сказанное в подобие финансового отчета с начала 1920 до лета 1922 года, мы получим следующее:
Доходы: 1 миллион (нелегальная продажа алкоголя) + 250 тысяч (продажа облигаций) = 1,25 млн
Расходы: 165 тысяч (вечеринки) + 1 миллион (уплачено за дом) + 161 тысяча (ежемесячные платежи за дом до августа 1922 года) + 15 тысяч (машина) + 10 тысяч (яхты) + 2 тысячи (одежда) + 25 тысяч (прочие расходы) = 1,378 млн
При всей неточности подсчетов, вывод кажется очевидным: по ходу действия романа Джей Гэтсби едва сводил концы с концами, а то и влезал в долги. Финансовый советник Рокко Каррьеро, к которому Руз обратился с этими данными, рекомендовал Джею Гэтсби покончить с практикой еженедельных вечеринок и задуматься над пенсионным планом. Он добавил, что в реальной жизни, скорее всего, отказался бы работать с таким клиентом. Думаю, Джею Гэтсби тоже не очень-то хотелось обращаться за советом к Рокко Каррьеро.
Собственно, в этом месте и начинается самое интересное – вскрывается американское понятие финансового благополучия. Деньги, в понимании Руза и Каррьеро, имеют смысл, когда они гарантируют надежность положения – отсюда разговоры о пенсионном плане и более разумных тратах. Деньги в том смысле, в каком понимал их Гэтсби (и в каком их понимают в последние 20 лет в России), означают лишь вещи и услуги, в которые они могут превратиться при немедленном обмене: сохранение богатства и управление им сопряжены с дополнительными сложностями. Основная из которых носит правовой характер.
Жизнь Гэтсби, как и часть жизни его гостей, проходит за гранью закона. Это сказывается не только на его тратах (в которых Руз, кстати, не учел регулярные взятки правоохранителям), но и определяет общее отношение к происходящему. Выводя себя за рамки легальности, человек получает в придачу к невиданным возможностям еще и заранее определенное катастрофическое будущее. Общее ощущение ненадежности жизни, сквозящее в каждой строчке «Великого Гэтсби», и есть то, что делает его «великим американским романом». Откладывающий на старость Джей Гэтсби выглядел бы столь же трагикомично, как российский учитель образца 1995 года, тащивший свои скромные сбережения в коммерческий банк. Будущее не подлежит контролю. Планирование невозможно. Единственная разумная программа в этих условиях – попытаться реализовать мечту. Здесь и сейчас.
Человек с российским опытом последних двадцати лет чувствует все эти обстоятельства гораздо лучше, чем современный американец, составляющий для Гэтсби справку о доходах. Экранизация пришлась ко времени: у российского читателя есть хороший шанс перечитать главный роман Фицджеральда и увидеть там нечто другое, чем безнадежно влюбленного протагониста.