Отец Игорь шахово Орловская область отчитка отзывы

13.04.2020 0 Автор admin

Свято-Троицкий храм п. Шахово

Церковь Троицы Живоначальной поставлена в центре села Шахово на берегу реки Оки. Село известно с конца XVII века и по преданию получило свое название по имени князя Шахова. В конце XVIII века одним из его владельцев был князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Первоначальная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца стояла на сельском кладбище и к 40-м годам XIX века пришла в ветхость. Строительство нового каменного храма начато на новом месте в центре села на средства помещицы Марии Андреевны Мовчан. Он был окончен в 1845 году и имел три престола: главный — во имя Св. Троицы и придельные: правый — Св. Митрофана Воронежского, а левый — иконы Казанской Божией Матери, обновленный и заново освященный в 1886 году.

В 1900 году старанием церковного старосты купца М.А. Торопова храм был отремонтирован и 4 сентября того же года вновь освящен. Старая же деревянная Никольская церковь, стоявшая на кладбище, была закрыта в 1845 году, после того как был освящен новый каменный храм. Но по ходатайству прихожан, в основном крестьян деревни Голубицы, 14 сентября 1860 года церковь вновь открыли и при ней учредили отдельный приход, просуществовавший, правда, недолго. Позднее церковь была приписана к Троицкому храму с обращением ее в кладбищенскую бесприходную. Некоторое время она была даже закрыта «ввиду ея ветхости, внушавшей опасение». В 1882 году старостой М.А. Тороповым она была обновлена и даже обнесена каменной оградой. С 1886 года в селе существовала одноклассная церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства М.А. Торопова.

В 30-е годы Троицкая церковь была закрыта, а древний Никольский храм разобран до основания.

В 1943 г. во время боев за село на колокольне Троицкой церкви занял огневую позицию немецкий пулеметчик-смертник, причинивший значительные потери наступавшим советским войскам. Из-за его уничтожения церкви были причинены значительные повреждения. Вновь церковь троицы была открыта 29 сентября 1944 года.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной расположена в селе Шахово Кромского района Орловской области между городом Орлом и поселком Кромы в 3 км от федеральной трассы «Москва-Симферополь».

В 2006 году при поддержке благотворительного фонда «Глас» проводились ремонт и реставрация храма.

Село Старое Чекурское — храм Архангела Михаила, отец Олег и история его жизни

Село Старое Чекурское — это небольшой населенный пункт, входящий в состав Нижнечекурского сельского поселения Дрожжановского района Татарстана. Место славится живописностью, обилием растительности и памятных мест. Вблизи протекает река Большая Якла. Также неподалеку есть река Чили. Территория расположена на возвышенной равнине. Здесь имеется много высот от 240 до 280 метров. Встречаются всевозможные балки и овраги. Растительность в лесу — это преимущественно дубы, осины и березы. Изредка встречаются липы.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Сложностей с тем, как добраться до поселка у вас не будет. Автомобильная дорога является качественной. Село Старое Чекурское находится всего в 25 километрах от поселка Н.Дрожжаное. Оно начинается сразу, как заканчивается лесная полоса. Повсюду установлены указатели, поэтому вы сможете быстро сориентироваться. Если вы будете ехать от Казани, то удобно воспользоваться автодорогой Р-241 Казань-Ульяновск. Через 62 км будет деревня Малая Акса. А через три километра дорога повернет налево. Появится грунтовая дорога.

Коротко об истории

Само поселение образовалось в 1607 году. На правом побережье реки, которая тогда еще не имела название. Здесь преимущественно жили чуваши, мордва и татары. Об этом напоминает небольшое кладбище, оставшееся нетронутым. Вскоре мордовские поселения перекочевали ближе к западу. Это привело к образованию еще двух населенных пунктов — Атяшкино и Паркино. Причиной такого разъединения послужил сговор между нациями. Скорее всего, именно так и произошло. В противном случае, как объяснить образование татарского кладбища на чувашской стороне.

Местные жители занимались преимущественно земледелием. С южной стороны земля была покрыта обильной растительностью. Сегодня этот факт подтверждают особенности местного рельефа. Все селения являлись государственными и никогда не принадлежали крестьянам.

По реке Туса было найдено много останков мамонтов. В 1905 году началось возведение первой церкви и открыли приходскую школу. В роли первого священника выступал Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич. Его не стало в 1928 году. Сегодня вдоль населенного пункта проходит автомобильная дорога. Добраться сюда не будет сложно.

Достопримечательности

Место действительно является удивительным. Тихий и укромныйуголок до их пор бережно охраняет традиции татарского края. Здесь много святых и памятных мест. Сюда многие приезжают для того чтобы отдохнуть в окружении красивой природы и зарядиться положительной энергией. Главным украшением выступает храм Архангела Михаила — это маленькая церковь, которая была освещена в честь Архистратига Божия Михаила. Она является действующей. Богослужения проводятся каждый день.

Как только вы подъезжаете к селу, перед вами будет открываться невероятно красивая панорама – возвышенности, равнины, балки, овраги, река, лес, темнеющий в дали, уютные домики с палисадниками. Первыми здесь обосновались беглые чуваши. Они поселились у самого низовья холмов. Потом приехали мордвы, татары. Все они договорились не враждовать друг с другом и жить в согласии. Первая деревянная обитель была построена только в 1905 году.

Революционный период выдался достаточно тяжелым. Он привел к коренном изменению уклада Святой Руси. Коммунисты даже арестовали попа. В 1931 году святыня была закрыта. Опустошили купол с крестом, разгромили интерьеры. Здесь начала работать сельская школа.

В 1990-е годы храмы в России начались открываться. Осуществлялись активные реставрационные мероприятия. Храм Архангела Михаила смогли восстановить только к 2006 году.

Сегодня широко известен в районе настоятель Олег. В других расположенных городах об этом человеке мало, кто знает. Информация преимущественно передается через знакомых и родственников. Отец Олег занимается исцелением одержимых. За эту работу, как известно, способен взяться далеко не каждый священник. Ведь для изгнания нечистого духа важно быть самому неподвластным. Иначе подобная участь может настигнуть и самого изгоняющего. Подобных людей не встретишь в больших городах. Для лечения требуются необходимые условия.

Отец обряд проводит по пятницам, субботам и воскресеньям. В этот день количество прихожан может достигать 200 человек и более. В тёплое время года данная цифра может достигать 800. Бесспорно, такое количество людей не может поместиться в храм, поэтому приезжие стоят снаружи.

Каждому, кто приехал в храм, выдается картонный номерок. Это необходимо для того, чтобы избежать недоразумений. Все заходят в порядке живой очереди. На лечение приглашаются люди группами, по 10 человек. Служба проводится с раннего утра и до самого позднего вечера, так как желающих много. Стоимость лечения символическая – 120 рублей. Средства уходят на ремонт и нужды обители. Иногда случается, что сразу не удаётся попасть из-за обилия людей. Требуется заночевать здесь. Поэтому, не помешает взять с собой документы.

Вечерня начинается в 16 часов. Перед входом в обитель вам предложат воспользоваться бахилами. Также можно взять с собой домашнюю обувь. Не забудьте посетить иконную лавку для того, чтобы оставить записку о здравии или упокоении. Здесь также можно приобрести свечи, иконы, литературу и многое другое. Все служения заканчиваются к восьми часам вечера. После службы можно отправиться в трапезную на ужин. Питание предоставляется бесплатно. Но при желании можно оставить скромное приношение. В 21 час продолжится молебен о болящих.

После отец Олег начинается заводить первую группу для лечения, закрыв двери. На фоне молитв из-за закрытых дверей слышны плач, крик, визг. В среднем процесс лечения длится около минуты. Но иногда это время может быть увеличено. Священник проводит помазание, возлагает крест, произносит молитвы. Если случай является тяжелым, то батюшка может попросить явиться повторно. Полночь – это время молебна об убиенных младенцах. Он организуется сестрами-монахинями.

Батюшка Олег – история жизни

Большинство конечно же приезжает для того чтобы пообщаться с батюшкой Олегом. Его родители являлись верующими людьми. Мальчик часто с мамой и бабушкой посещал соседнюю церковь. Его восхищали лики святых и дивное пение хора. В 1988 году молодого человека призвали в армию. Он служил на территории Венгрии. Как-то раз один из сослуживцев стал осуждать Олега за то, что он носит крест. Кубанские казаки тоже были верующими и вступились за юношу. На этом нападки закончились.

Отслужив установленный срок, юноша возвращается в родные края. Он устроился работать трактористом в колхозе. Потом долгое время был возчиком. На вскоре юношу настигло серьезное заболевание. Тогда его душа потянулась к Библии, и он стал ее читать, просив с небес выздоровления. Деревянная церковь в селе была без отопления. Многие прихожане стояли на службе прямо в верхней одежде. Но юноша стоял во время молитвы на коленях без верхней одежды и с него градом шел пот. Вдруг, ему показалось, что кто-то касается его головы, в его глазах вспыхнул яркий свет, и он почувствовал долгожданное облегчение. В этот день молодой человек исцелился и стал чувствовать себя прекрасно.

С этого периода Олег стал регулярно посещать церковь. Юноша осознал, что без церкви он больше не может жить. В связи с этим, он решил отправиться к Владыке Анастасию. Тот выслушал его внимательно и порекомендовал оправиться учиться в семинарию. Юноша сказал, что его родители являются пенсионерами и в семье материальные трудности. Владыка подумав, предложил парню служить алтарником в соседнем селе Ильмово.

Так, Олег стал работать алтарником. Данный вид деятельности пришел ему по душе. Через пару лет юноша перешел на службу в село Большие Аксы. Оно находилось примерно в нескольких километрах от населенного пункта. Однажды, по возвращению зимним вечером домой парень обнаружил около стога двух собак. Приближаясь еще ближе, он понял, что перед ним стоят настоящие волки. Один из них стал к нему подходить ближе, тогда юноша во спасение начал читать молитву. Тогда волк отступил и не стал беспокоить больше. Другой зверь тоже убежал в лес. Батюшка рассказывает, что в те минуты он не испытывал страха.

Однажды юноша услышал о существовании старца схиигумена Иеронима в Санаксарском монастыре. Он решил отправиться к нему. Он отстоял службу и обратил внимание на то, что к священнослужителю обращается огромная толпа народа. Олегу стало любопытно. Поэтому, он встал пораньше для того чтобы быть первым. Он пришел на рассвете, а народу все равно много, даже не убавилось. Тогда парень встал в очередь и занялся чтением молитв. Вдруг к нему подходит монах, сказав, что его ожидает схиигумен Иероним. Рядом стояли женщины, которые начали громко возмущаться, что парень проходит без очереди. Но отец строго сказал, что пусть пройдет тот, кого я просил. Смущенный молодой человек вошел. Интересно, что старец знал даже как его зовут. Священник поведал, что путь Олега заключается в служении Богу.

По возвращении домой Олег рассказал, что с ним произошло близким людям. Мать не была против монашества, но отцу это не понравилось. Юноша, пребывая в сомнении, снова отправился в Санаксары. Он поведал Иерониму о мнении родителей. Духовный наставник на это ответил, что если отец его благословил, то нужно жениться и идти в священники. Только после это лицо старца стало более грустным и задумчивым. Видимо, он хотел видеть парня на пути монашества.

По приезду Олег начал молиться Божией Матери о том, чтобы она послала ему жену. В скором времени родственники познакомили его с местной девушкой Ольгой. Он на ней женился. После бракосочетания отец принял решение заняться дальнейшим восстановлением церкви. Он мечтал достроить храм и благоустроить территорию. Иоанн предложил отправиться к Владыке Анастасию. Тот благословил его на то, что через неделю он сам станет батюшкой. Парень уже на протяжении восьми лет работал алтарником. Он ревностно посвящал все свои годы Богу. Алтарник переживал, что он еще не является подготовленным к этому. Но Владыка его уверил – время пришло. В 2002 году Олег рукоположен в сан священника.

Сегодня о прошлом батюшка вспоминает с улыбкой на лице. По возвращении домой, он говорит, что даже люди не поверили, что я стал священником. Все начали удивляться и спрашивать о том, почему и как так произошло. Батюшка отвечал, что так управил Господь. Хотя для самого Олега все произошедшее длительное время воспринималось, как дивный сон.

С этого момента на молодого священника возлагался груз ответственности. Он работал на благо храма. Со временем стали появляться новые хозяйственные постройки – гаражи, трапезная, колодец, мастерские. Чуть ниже от клона обустроили источник для прихожан. Сделали две купальни и колодец. Но не обошлось и без завистников. Недоброжелатели стали наговаривать на батюшку. По поселку разошлась ложная информация о недобрых его делах. Народ отвернулся от отца, несмотря на то, что он вырос у него на глазах.

Сегодня батюшка вспоминает это время, как череду испытаний. В тот период в церковь не приходили даже певчие. Тогда в смятении Олег отправился в Ивановский монастырь к игумену Нектарию. Тот ответил ему, что он должен служить тогда с Ангелами у Божьего престола. Олег так и сделал. Приходил на службу один. Ему помогала бабушка Клавдия. За что он ей благодарен. Возникала необходимость приобретать свечи, масло, лампады. Но средств не было. Кроме того, была жена и дети. Мама отдавала ему пенсию и покупались все требуемые атрибуты. Так длилось на протяжении шести месяцев. Был престольный праздник. И люди собрались на службу. В толпе одной женщине стало резко плохо. Она много пила, потеряла семью, из-за чего потеряла сознание во время службы. Люди попросили помолиться за несчастную, так как ее всем было жаль.

Со временем женщина, после молитвы, перестала страдать от алкогольной зависимости. Информация об этом быстро разлетелась по округе. Теперь люди снова стали ходить на службы и даже приезжали из соседних деревень. Батюшка помогал тяжелым больным. На исцеление приезжали толпами. У каждого человека были свои печали, заботы и сложности. И никто не оставался без внимания. Отец Олег за всех болел своей душой. Сегодня службы и до сих пор проводятся каждый день. Большинство приезжает сюда для изгнания дьявола и прочей нечисти из души.

Вера в Бога является мощным механизмом, она дает силу организму и помогает справиться со многими заболеваниями. Ведь все заболевания имеют органическую и неорганическую природу. Во втором случае происходит «сбой» в организме. Медицина не всегда может помочь в этом случае. Психоэмоциональные стрессы нередко приводят к необратимым процессам. Сегодня человек живет во время депрессий, высокого психоэмоционального напряжения. Духовная поддержка помогает обрести себя и найти верное решение.

«Он завел мальчика в алтарь и заставил оголиться»

Калужский священник, иеромонах Никон приговорен к пяти годам колонии строгого режима за педофилию. Прихожане годами считали клирика целителем и чуть ли не чудотворцем, но, как выяснилось, благочестия в его делах и помыслах не было вовсе. Следствие установило, что отец Никон совращал мальчиков прямо в алтаре собственного храма и не смог остановиться даже после того, как оказался в статусе подозреваемого. Подробности греховной жизни очередного священника РПЦ изучил корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

«Отец Никон сказал, что это наша тайна»

13 марта 2018 года на имя председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина через официальную интернет-приемную поступило обращение от молодой женщины, чье детство и юность прошли в Калужской области. Она рассказывала о тамошнем священнике, и этот рассказ вызвал неподдельный интерес у следователей.

Из материалов уголовного дела — фрагмент обращения на имя председателя СКР, поступившего через интернет-приемную 13 марта 2018 года:

«Уважаемый Александр Иванович! Очень прошу вас разобраться в странной истории, которая произошла с моим братом, 12-летним Константином. Он утверждает, что в декабре 2017 года, накануне его дня рождения, священник храма Косьмы и Дамиана в селе Брынь Думиничского района Калужской области завел его в алтарь, где заставил оголить половой орган и несколько минут совершал действия сексуального характера… Константин с тех пор стал подавленным, боится церкви и взрослых, ездит в храм с неохотой, заметно хуже учится и стал дерзить родным. Мы связываем произошедшие в мальчике изменения с полученной им от действий отца Никона психологической травмой…»

Обращение было спущено в региональное следственное управление СКР, и вскоре следователи уже разговаривали с матерью Константина.

— Мать мальчика во время первой же беседы подтвердила слова своей дочери — мол, после одного из визитов в храм ее сын, и так не отличавшийся активностью, стал замкнутым, тревожным, а однажды отказался ехать в церковь с бабушкой, потому что батюшка его «за писю трогал», — рассказывает старший лейтенант юстиции Юлия Иост, следователь по особо важным делам Следственного управления СКР по Калужской области. — Мы в присутствии родных и педагога опросили ребенка уже под протокол, и он нам рассказал шокирующие подробности — такие, какие мальчик придумать не мог.

Однако следователям сразу стало ясно, что доказать преступление будет очень трудно: оно было совершено в декабре, а известно о нем стало лишь четыре месяца спустя. Тем более что сам священник, давая объяснения, заявил, что ребенок на него наговаривает: мол, в нем сильны бесы, потому он и не хочет посещать храм Божий. Батюшка, по его словам, только показал мальчику алтарь, а к телу его даже не прикасался. Но версия потерпевшего была совсем иной.

Из материалов уголовного дела — показания потерпевшего Константина Б.:

«Мама и папа развелись много лет назад, потому что папа сильно пил. И мы жили с мамой и сестрой. Меня очень часто навещала бабушка — папина мама. Она тогда жила в монастыре и работала монахиней. Бабушка регулярно брала папу и меня и возила нас в церковь. Папу — чтобы он бросил пить, а меня — просто так, вместе с папой. Возила она нас в храм Преображения Господня в селе Брынь и в храм Косьмы и Дамиана в поселке Думиничи, к отцу Никону, потому что он очень хороший и правильный священник, он поможет и папе, и мне.

Однажды в декабре 2017 года, незадолго до моего дня рождения, когда мы с бабушкой были в храме в селе Брынь на утренней службе, ко мне подошел отец Никон и предложил мне пойти в алтарь. Служба уже кончилась, но в церкви оставалось много людей.

Мы вошли внутрь, куда могут входить только священники. Там никого не было, потому что отец Никон в тот день один вел службу. Там отец Никон обычным голосом велел мне снять штаны и трусы. Я так и поступил — папа, мама и бабушка всегда говорили мне, что священников нужно слушаться беспрекословно. (…) Мне было очень стыдно, я не знаю почему. При этом он не бил меня, не угрожал мне и не повышал на меня голос. (…) Когда я оделся, отец Никон сказал, что все это — только между мной, им и Богом, и что я никому не должен об этом рассказывать. Что это наша тайна».

По заявлению родных ребенка было возбуждено уголовное дело, но обвинения священнику предъявить не спешили. Тем более что он при повторной беседе со следователем совсем иначе объяснил свои действия: мол, на энергетическом уровне проверял состояние мальчика. Эта картинка резко отличалась от первоначальных слов отца Никона — в апреле он говорил, что к Константину даже не прикасался, а теперь — что обследовал его на предмет болезней, хотя медицинского образования не имеет.

— Гражданин Харьков в тот момент не был ни подозреваемым, ни обвиняемым, — вспоминает старший лейтенант юстиции Юлия Иост. — Но получилось, что слова ребенка последовательны и постоянны, а взрослый начал юлить. Так, священник утверждал, что не мог ничего такого сделать просто потому, что во дворе всегда много прихожан, которые часто заглядывают в окна. Но даже простой осмотр показал — нижний срез окон храма находится на высоте двух метров от земли, а подоконники уставлены иконами так, что примерно четверть окон по высоте полностью закрыты — и не только с улицы не видно, что происходит в алтаре, но и из помещения нельзя увидеть, что происходит на улице.

«Стал совершать развратно-поступательные движения»

В сентябре 2018 года следствие по делу мальчика оказалось на перепутье: было непонятно, как доказать вину или невиновность священника. Но тут на отца Никона поступило новое заявление. Его подали родственники 15-летнего Бориса, жителя соседней Тульской области.

Из материалов уголовного дела — показания несовершеннолетнего Бориса К.:

«В начале сентября родители сказали мне, что в следующие выходные, а именно 15 сентября, мы поедем в храм в поселке Думиничи в Калужской области, где со мной поговорит какой-то сильный священник. Мама настаивала на этой поездке, так как стала беспокоиться из-за наших с ней конфликтов по незначительным поводам, а также из-за того, что я снял крест и сказал, что в Бога не верю. Я согласился на эту поездку, чтобы не провоцировать новых конфликтов.

Отца Никона я представлял как старца с бородой, а он оказался не очень старым мужчиной, на вид не более 45 лет. Мы приехали ранним утром, примерно в 08:00 были в поселке Думиничи, а после окончания службы ждали в храме, пока нас примет священник. Наша очередь была номер 31. (…) Примерно в 15:00 подошла наша очередь, отец Никон вышел к нам и стал расспрашивать о проблемах. Мама сказала, что беспокоится о моем будущем, так как я, по ее мнению, стал замкнутым, перестал общаться со сверстниками и вижу все в черном свете. После этого иеромонах Никон отправил мать на улицу, а сам стал разговаривать со мной.

Я сказал, что меня беспокоят мои болезни, на что он ответил, что они не страшные и что их можно вылечить легко — достаточно пить отвар конского каштана и мазаться пихтовой мазью. При этом он держал меня за руку и гладил ее, а сам смотрел в глаза. В какой-то момент он повел меня в алтарь.

В алтаре он приложил ладонь своей правой руки мне ко лбу и стал читать молитвы по типу «изыди, бесы» — я такие никогда не слышал. При этом второй рукой, левой, священник стал гладить меня по туловищу, в области груди и живота, постепенно опуская руку, и в какой-то момент стал массировать мне паховую область. От неожиданности я впал в ступор и ничего не мог ни сделать, ни сказать. (…) Затем священник велел мне спустить брюки и трусы и стал совершать развратно-поступательные движения .

Когда я вышел из храма, я родителям ничего не сказал, так как не знал, как относиться к произошедшему. Только вечером, когда мы вернулись домой, я все рассказал маме и папе. На следующий день они вновь расспросили меня, и потом мы вместе пошли в полицию, где написали заявление. (…) Я думал, что церковь — святое место, и в ней ничего подобного быть не должно, но оказалось, что я сильно ошибался».

Заявление, поданное в Тульской области 16 сентября, уже 18 сентября попало в СУ СКР по Калужской области. В тот же день в храме был проведен обыск.

— Конечно, за три прошедших дня полы в алтаре были вымыты и все убрано, — говорит следователь Юлия Иост. — Но при осмотре места происшествия мы обнаружили на одной из ряс следы биологических жидкостей человека. И тут же выяснилось, что это одеяние принадлежит отцу Никону, да и сам он его признал. Но по поводу показаний второго потерпевшего опять заявил, что его просто хотят оговорить, так как многие, в том числе священники, завидуют его популярности. Впрочем, и эти показания он также неоднократно менял.

19 сентября 2018 года 43-летний Сергей Харьков был арестован. 26 сентября ему предъявили обвинение в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Но уже через два месяца содержание под стражей было заменено на домашний арест — формально, потому что отец Никон имеет тяжелое заболевание.

Потерпевшему Борису К. провели психолого-психиатрическую экспертизу. Она подтвердила, что подросток действительно получил серьезную психологическую травму и нуждается в лечении. И, скорее всего, травма связана именно с сексуальным насилием со стороны взрослого. Другая экспертиза подтвердила, что в показаниях мальчика нет лжи.

На допросе, во время которого отцу Никону сообщили результаты экспертиз, он выдвинул новую версию: его никто не оговаривает, просто ребенок в силу детской непосредственности неправильно понял действия священника. «Я его за половые органы не трогал — я на энергетическом уровне проверял, нет ли у мальчика простатита», — пояснил батюшка.

«Харьков никогда не скрывал, что обманывает людей»

Сергей Харьков родился в деревне Думиничи в декабре 1975 года. Учился в школе, причем очень хорошо. В 1992 году с первого раза поступил в Калужский педагогический университет на физико-математический факультет. Сначала жил в общежитии, а затем стал арендовать жилье. И как-то однажды познакомился с настоятелем одной из церквей в Калуге, который предложил Харькову подработку в храме. В лихие девяностые радовались любой копейке, особенно если она не требовала выматывающих усилий, и Сергей сразу согласился.

— Он был очень обаятельным с самого детства, но, мягко говоря, никогда не отличался честностью, — рассказала «Ленте.ру» на условиях анонимности одна из его бывших близких знакомых. — Насмотревшись на людское горе в храме, он сделал парадоксальный вывод — и стал ездить по местным деревням, представляясь целителем. Лечил якобы травами, но где он эти травы брал, лично я не знаю. В лес он не ходил ни в будни, ни по праздникам. Честно говоря, Харьков никогда не скрывал, что обманывает людей, — правда, и не хвастался этим. Но деньги у него стали водиться, и большие деньги. Они его и погубили — он стал сильно пить.

Вскоре его знакомый священник умер, и Харьков переехал в его квартиру. Якобы чтобы ухаживать за матушкой, оставшейся без кормильца, и даже заключил договор пожизненной ренты, но помощи никакой не оказывал, зато стал водить в дом девушек. Не учел Харьков только одного: соседка батюшки работала начальником местного отдела соцзащиты и внимательно следила за соседями, с которыми прожила бок о бок всю жизнь. Заметив, что постоялец, обязанный ухаживать за старой женщиной, манкирует своими обязанностями, она сначала организовала уход за женщиной силами своих соцработников, а потом добилась признания договора ренты ничтожным.

Примерно в это время Харьков и запил.

Он успел сдать госэкзамены и получить диплом, но почти сразу после этого с белой горячкой попал в наркологическую клинику. Пролечился, выписался и опять стал пить. В промежутках между запоями продолжал ездить по деревням, где старики и старухи отдавали ему последнее. Поменялось только одно: если раньше Харьков представлялся целителем, то отныне он стал чудотворцем, способным благодаря природному дару излечить почти любую болезнь. Сергей всем говорил, что был тайно крещен еще при СССР, совсем младенцем.

Такая жизнь — чередование чудотворства с запоями — продолжалась почти восемь лет, с 1998-го по 2006 год.

«Таких людей закон запрещает брать на работу с детьми»

В начале 2006 года Харьков вновь был госпитализирован в наркологическую больницу — но в этот раз через три месяца лечения пить бросил. И уже в сентябре 2006 года устроился учителем православной культуры в Думиничскую среднюю школу.

— Во время следствия мы запросили документы из школы, и я была поражена: в личном деле Харькова не оказалось вообще никаких упоминаний о том, что он много лет состоял на учете в наркологическом диспансере, — говорит Юлия Иост. — Таких людей закон запрещает брать на работу с детьми — но Харьков девять лет трудится педагогом. В его личном деле только грамоты и бумажки о том, что он прошел ежегодную диспансеризацию. То есть к работе с детьми он был допущен без обязательных медицинских документов. Но ведь в Думиничах все знали, что он сильно пил много лет. И вдруг в один день об этом забыли!

В 2015 году Харьков увольняется из школы: в начале марта архиепископ Козельский и Людиновский владыка Никита (Ананьев) постригает его в монахи под именем Никон (в память Преподобного Никона Радонежского) и почти сразу (в середине марта) назначает сначала диаконом, а через несколько дней — настоятелем храма Преображения Господня в селе Брынь. А еще через несколько недель ему вменяют в обязанности служить также и в церкви Косьмы и Дамиана в Думиничах.

Новоявленный отец Никон в короткое время восстанавливает храм буквально из руин — но потому, что продолжает поддерживать о себе славу чудотворца. На сайте прихода, кстати, есть хвалебные о нем отзывы. У кого-то прошла голова после беседы с отцом Никоном, кто-то и думать забыл о больном сердце. К чудотворцу отцу Никону едут из разных городов: кто-то просит помочь избавиться от бездетности, кто-то — вылечить сына или мужа от алкоголизма. Он принимает всех и со всеми говорит — вот только одни и те же люди записываются к нему годами с одними и теми же проблемами. Но все равно продолжают верить в чудотворство и то, что отец Никон отлично изгоняет бесов.

Любопытно, что нет ни одного человека, который бы стал свидетелем чудес, сотворенных Сергеем Харьковым. Кроме одного — с его появлением казна храма стала в несколько раз больше. Впрочем, от отсутствия денег она и так не страдала. За один день отец Никон принимал до 70 человек, и каждый оставлял минимум тысячу рублей, а то и больше. Но, несмотря на славу чудотворца, Сергей Харьков не мог помочь даже себе: он страдал тяжелым заболеванием, которое требует ежедневных инъекций. И при этом не стеснялся говорить, что способен помочь людям, которые страдают от того же недуга.

Прикрываясь болезнью

Сразу после первого обращения в милицию отец Никон сообщил руководству, что на него написали заявление — но от службы его не отстранили вплоть до дня задержания. Найденная на рясе отца Никона сперма оказалась его. Он, получив результаты генетической экспертизы, заявил, что у каждого мужчины она истекает самопроизвольно, и в этом нет никакого преступления. А затем вновь стал утверждать, что мальчиков не трогал и его оговаривают по настоянию недоброжелателей, которые завидуют его популярности у прихожан.

Доказывать вину отца Никона пришлось сложным и трудоемким путем: несколько экспертиз, которые установили, что дети говорят правду, множество осмотров и допросов. Любопытно, что Сергей Харьков согласился пройти проверку на полиграфе (детекторе лжи) — но в процессе исследования активно и достаточно грамотно противодействовал работе эксперта.

Когда же судебное следствие завершилось, отец Никон тяжело заболел — причем новой болезнью. Той, что препятствует нахождению в местах лишения свободы. Пять раз дата оглашения приговора переносилась, и в конце концов Сухиничский районный суд Калужской области вынужден был провести выездное заседание прямо в больнице, у койки священника.

Суд признал Сергея Харькова виновным в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних и приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. Под стражу его взяли прямо в палате. Попутно выяснилось, что того страшного диагноза, на который ссылались его адвокаты, у пациента все-таки нет.

Пострадавшие от действий Харькова дети были вынуждены долго лечиться. И они сами, и все их родные потеряли веру в Бога — бабушка Кости, которая была монахиней, отказалась от дальнейшего служения и вернулась в мир.

Сейчас отец Никон находится в следственном изоляторе — он обжаловал приговор.

Церковное начальство, похоже, не верит в виновность своего клирика, ждет окончательного вердикта и надеется на благополучный исход. Иначе чем еще объяснить, что служить Никону по-прежнему не запретили.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»: Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь со всей страны едут паломники за утешением и исцелением. Корреспондент «Комсомолки» тоже оказалась в их числе.

В середине января кинотеатры ломились от желающих увидеть фильм «Остров» Павла Лунгина. Главный герой — монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов) — больше тридцати лет молился о прощении смертного греха. Прознав о его особом целительском и провидческом даре, к нему на остров потянулись толпы страждущих.

Между тем в нашей суетной жизни старцы — одна из вечных загадок. К ним на Руси издревле особое почтение и интерес. Люди обращались к ним кто за советом, кто за исцелением — даже в богоборческие советские времена. Есть такие старцы и сейчас — «Комсомолка» уже писала о том, в каких монастырях находятся их обители. Об одном из старцев я сначала узнала от своей приятельницы. Она с упоением рассказывала, что собирается поехать в Боровский мужской монастырь, где живет отец Власий. Он якобы видит людей насквозь и может дать мудрый житейский совет. Вернулась подруга обескураженной. Как только она зашла к батюшке, он тут же ей сказал: «А крест-то на тебе чужой!» — она действительно попросила его у подруги перед поездкой. И строго заметил, что нужно в церковь ходить, молиться, а спрашивать, как удержать сразу двух мужчин, — нехорошо… Знакомая на самом деле запуталась между мужем и любовником… «И как он узнал?» — удивлялась она. И тут же рассказывала о чудесах, которые происходят в монастыре. Вот девочка, мол, одна плохо видела. А отец Власий ее в лоб поцеловал, и она прозрела… Словом, решила я поехать к старцу, чтобы самой во всем убедиться…

В очередь за чудом

В старинный городок Боровск, что в семидесяти километрах от Москвы, я попала накануне Крещения.

— Не подскажете, как к отцу Власию добраться? — спрашиваю у продавщицы тыквами.

— На маршрутку садись, у рощи остановит. А там по тропинке. Народ дорожку туда протоптал. Но к старцу сразу не попадешь. Мы рядом живем, а все — никак. Это надо в очереди сутками стоять, караулить.

У входа в монастырь меня останавливает вратарник:

— И куда собралась, девица?

— К отцу Власию. Можно мне в монастырь?

Но что-то мне внутри подсказало — не стоит сразу домой поворачивать. Вижу, еще две женщины к собору идут. Я — за ними. Разговорились.

— Отец Власий моей подруге помог, — поделилась со мной одна из них. — У них с мужем долго ребеночка не было. Старец сказал, что нужно им обвенчаться. Так они и сделали. И родила моя подруга недавно. А вообще он каждого человека насквозь видит.

— Как это?

— И прошлое твое, и будущее знает. Только если что говорит, все исполнять надо. А это порою так трудно!

…Дорожка сама повела к двухэтажному зданию. Поднялась я по лестнице. Вижу, по лавкам народу немало.

— К кому вы? — спрашиваю.

— К отцу Власию, — девушка подняла лицо от молитвенника.

— А кто в очереди последний?

Народ отмалчивался. Потом одна женщина пояснила:

— Тут те, кого отец Власий по многу лет знает. С праздником поздравить пришли.

Из комнатки старца выходят молодые муж с женой, она держит на руках мальчика и улыбается счастливо:

— Слава богу, нет у Сашеньки болезни, что врачи ставили. Батюшка сказал, надо пить козье молоко и есть курагу.

Рядом со мной одевалась миловидная женщина.

— Ой, как я рада, что к нему сегодня попала, — затараторила она. — Говорил же мне батюшка: «Не ешь, Катя, перед телевизором». Ведь не слушала. Желудок заболел. Врачи поставили опухоль, сказали, надо делать операцию. Я — к батюшке. Думаю, даст благословение — решусь. Он сказал мне: «Слушай врачей. Они все сделают как надо». Все, пойду ложиться в больницу!

Рассказали мне в очереди про уникальный случай. Привезла мать сына, молодого парня, вся в слезах: «Врачи сыну СПИД поставили. Ночами не спит — задыхается». Отец Власий лоб парню перекрестил, дал масло, привезенное из Иерусалима. Парень принял масло и в первую же ночь уснул. Вскоре оба снова приехали к старцу с радостной вестью: врачи в анализе крови СПИДа не обнаружили… И задыхаться парень ночами перестал…

Говорили, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой Натальей Дмитриевной. И еще много людей известных. Только имена их держатся в тайне.

Чаще всего приезжают к старцу с серьезными проблемами. Но бывают и курьезы. Одна бабушка все никак не могла попасть на прием и уговорила его водителя: «Ой, милок, помоги!» Тот сжалился и бабушку провел, а потом получил от отца Власия выговор. Старуха-то чего просила: холодильник у нее старый, и она решить не могла — покупать ей новый или нет.

…»Больше отец Власий принимать не будет», — пронеслось по рядам.

Вышел из кельи крепкий мужчина с длинной бородой, в очках и в рясе. Все тут же повскакивали, кто-то попытался за подол его ухватить… Пожилая женщина успела на ходу вопрос задать:

— Батюшка, ну что мне с работой делать?

— Я же в прошлый раз говорил: слушай свое начальство, не спорь, — строго сказал ей старец. — Что ж ты не выполнила! Ешьте пироги с грибами, держите язык за зубами…

Затем отец Власий всех оглядел. Кивнул:

— Господи, благослови вас…

А одну женщину вдруг за нос ухватил и быстро ушел.

— А чего это батюшка меня за нос? — удивилась та.

— Так батюшка, говорят, грехи вытягивает, — кто-то, смеясь, ответил ей в толпе.

Я расстроилась, что не попала к старцу. Меня успокоила девушка Лена, что была передо мной в очереди:

— Не переживай. В следующий раз попадешь. Всех, кому надо, Господь к нему обязательно приведет.

Тут я поняла, что еле на ногах стою. Целый день не ела. И Лена меня пригласила:

— Пойдем, я в трапезной договорилась. Нас покормят.

Такого вкусного борща с ароматным белым хлебом я давно не ела. Поев, мы убрали посуду, крошки со стола стерли. Здесь так принято. В трапезной кормят трудников — мирян, которые приходят в монастырь работать.

Уезжая в Москву, я знала, что еще вернусь…

Батюшка вылечился от рака

У самого отца Власия — удивительная история. Бабушка его была монахиней, от нее-то и пошла его любовь к Богу. Учился он в мединституте в Смоленске, дружил с девушкой, но вынужден был скрыть от нее свою веру. Ходил в собор тайком, а девушка подумала, что он к кому-то на свидания бегает. Выследила его в храме и доложила в ректорат. Из-за травли молодой студент из института ушел. Уехал в Закарпатье и через пять лет постригся в монахи. Стали величать его отцом Власием. Потом служил в храме в Тобольске. Там тоже испытал гонения, после чего принял схиму — отказался от всех мирских радостей. В Боровске — с 79-го. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (он был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А еще местные жители рассказывали, что видели призрак — монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия святыню охраняет. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель на костях стоит. В 1610 году поляки прорвались в монастырь и за ночь уничтожили около 5 тысяч дружинников, монахов и жителей. Тела захоронены здесь в двух братских могилах.

Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли. Однажды 14 мая — на день Пафнутия Боровского — обвалился купол в соборе Рождества Богородицы и открылись фрески, которые расписывал Дионисий, ученик Андрея Рублева. И монастырь стали восстанавливать.

Владыка предложил отцу Власию стать игуменом монастырским. Но тот отказался. Как рассказывают, отец Власий узнал, что болен раком, и уехал на греческий Афон. Пять лет он был в уединении — затворе. Когда вернулся в Боровск, паломников к нему стало еще больше.

Диагноз ставит по глазам

Рассказывать о том, что кому сказал отец Власий, здесь не любят. Одна из паломниц мне пояснила: сам старец предупреждает, чтобы все сбылось, сокровенные вещи нужно держать при себе. Молчать труда нет, а польза великая.

Хотя какие-то случаи все же до прихожан доходят. Например, как-то мужчина пришел, а батюшка ему говорит:

— Вижу, сердце больное. Куришь много. Выйдешь отсюда, курить не будешь.

Мужчина удивился. Но вправду больше сигарету в рот не взял. И сердце отпустило.

Сам отец Власий так объяснял свой дар видеть болезни:

— Людская молва разнесла, что я чуть ли не экстрасенс. А я раньше изучал иридодиагностику и по радужной оболочке глаз могу диагносцировать разные заболевания. Вообще почти все болезни тела напрямую зависят от болезней души. Стоит человеку устать, омрачиться, ослабнуть, как тотчас врываются недуги.

Плату за прием батюшка не берет. Но народ обычно все равно пытается его отблагодарить. Кто немного денег оставит, кто яблочком угостит или пирогом. Эти дары идут на нужды монастыря, на стол к монахам и паломникам-трудникам.

Как я исповедалась в мужском монастыре

Через неделю я узнала, что очередь к старцу расписана на полторы недели вперед.

— Поживите дней пять в гостинице, может, и пораньше попадете, — посоветовали мне по монастырскому телефону. — А вообще в воскресенье отец Власий проводит исповедь.

Я выехала заранее — в субботу. Сутки не ела скоромной пищи, как положено. Остановилась у добрых людей на ночлег. Хозяйка приютила еще троих паломниц. Мне подсказали, что грехи, в которых я раскаиваюсь, лучше написать на бумаге. И отдать отцу Власию. А то люди обычно теряются на исповеди и забывают, что хотели сказать.

Я три листа исписала, всплакнула — не так-то просто в грехах каяться. Вместе с соседкой прочла канон. В три часа ночи мы пошли занимать очередь. У монастырских ворот уже кто-то в валенках переминался с ноги на ногу.

— Девочки, предупреждаю, со мной еще восемь человек, — сказала пожилая женщина. — Можно я пойду? А то уже два часа здесь стою.

Откуда-то прибежал рыжий кот и стал тереться возле нас… Мороз! В соборе Рождества Богородицы исповедь началась в семь часов утра.

До меня человек двадцать прошли. К отцу Власию подходили по одному.

С кем-то он разговаривал шутливо. С кем-то — очень строго.

Одной девушке, которая жаловалась на нескончаемые болезни, сказал:

— Сначала душу лечить надо, потом — все остальное.

Мое сердце затрепетало. Внимательно прочел отец Власий мои листочки. Несколько раз вздохнул сочувственно. Посмотрел в глаза.

— А теперь, — говорит, — покажи мне свой крест.

Подержал крестик в руках. Потом встала я на колени. Помолился батюшка. Поцеловала я крест и псалтырь. И тихонько отошла в сторону.

И будто плита бетонная упала с моих плеч. Так вдруг в сон потянуло. Прислонилась я к стене и отключилась.

Пришла в себя, когда служба началась и полилось под своды купола красивое пение. Открыла глаза и от удивления обомлела. Прямо передо мной стоял известный танцор Андрис Лиепа с букетом белых роз. Я подошла к нему и спросила, не к отцу ли Власию он приехал.

— К нему. Мы дочку у отца Власия крестили восемь лет назад. Потом он в затвор на Афон уходил. И как снова появился в монастыре, мы к нему приезжаем постоянно. Удивительный человек! Я не знаю, как мы без отца Власия были бы…

Потрясенная, провела я эти полдня в монастыре. На выходе кто-то окликнул меня. Андрис Лиепа! Он решил подарить мне свой календарь и подписал его: «Светлане — на память».

И тут я призналась ему, что журналистка.

— Знаете, Андрис, в прошлом году ваша жена Екатерина вручала мне диплом на конкурсе «Папарацци года».

Мы с ним вместе посмеялись такому совпадению.

А вообще, подумала я, случайностей в нашей жизни не бывает. Значит, все это просто мне было нужно.

В северной части Тамбова в ближайшем будущем может начаться строительство храма. На минувшей неделе вице-губернатор Наталья Астафьева, главный архитектор области Александр Филатов, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, а также заведующий архитектурно-строительным отделом епархии протоиерей Георгий Неретин побывали на окраине областного центра, чтобы обсудить возможности появления здесь нового культового сооружения.

— Это очень густонаселенный район Тамбова, — говорит Георгий Неретин. — От проживающих здесь прихожан в наш адрес поступают многочисленные просьбы построить храм в этой части города. Пожилым людям, мамам с колясками очень сложно добираться в центр, поэтому это вопрос решено рассмотреть совместно с областными властями.

По замыслу епархии, на окраине Тамбова должен появиться храм, аналогичный тому, что строится в микрорайоне Радужном недалеко от «Школы Сколково». Он получил имя преподобного Серафима Саровского. Возведение объекта началось еще в 2013 году, но до сих пор он не завершен. Хотя в храме есть священник — Дмитрий Пимкин, который контролирует процесс проведения работ. Также в специально построенной рядом с основным сооружением часовне проводятся службы. Завершить первый этап строительства намерены уже в этом году. Но все зависит от средств. По словам Георгия Неретина, никакого финансирования, кроме поступлений от прихожан и благотворителей, при строительстве храма не предусмотрено. Новая церковь будет возводиться также на пожертвования горожан. Напомним, в 2013 году сообщалось, что на строительство храма преподобного Серафима Саровского потребуется более 30 миллионов рублей. Храм в Радужном выполняется в византийском стиле и сможет вместить до 1500 прихожан. Имя какого святого получит новое культовое сооружение на севере города, в епархии пока не решили. Также неясно пока и где оно точно расположится.

— Мы рассчитываем, что город предоставит нам достойный участок, после этого будет разработан проект храма, и проект этот будет очень красивый! — уверяет Георгий Неретин. — Как и храм Серафима Саровского, посещать новый храм смогут до 1500 человек.

По словам начальника регионального управления градостроительства и архитектуры, главного архитектора области Александра Филатова, участок, который сейчас предлагают епархии для реализации ее планов, более, чем достойный, его площадь — 2,5 гектара, да и расположение очень удачное.

— После того, как к нам поступило обращение о выделении места под строительство храма, мы выехали в северную часть города и показали представителям епархии участок, который может быть использован для этих целей, — поясняет Александр Алексеевич. — На наш взгляд, под строительство подойдет территория «треугольной» формы, которая располагается в самом конце улицы Рылеева, между микрорайонами Северный и Майский, в границах улиц Рылеева, Питерская и Калужская.

По мнению Александра Филатова, район малоэтажной застройки как нельзя лучше подойдет для строительства небольшого культового сооружения — оно станет преобладающим архитектурным объектом в окружающем его частном секторе. В будущем здесь планируется еще строительство социокультурного центра, школы, что никак, по мнению специалистов, не изменит «решающую» роль храма в остальной застройке. Более того, предложенный участок в разы больше того, что выделили церкви для строительства храма преподобного Серафима Саровского, и если учесть, что новое сооружение будет таких же размеров, места для его размещения достаточно. Но, судя по всему, к этому участку в епархии отнеслись без особого энтузиазма, пока представители православной церкви взяли время на раздумья.

Кстати, помимо церкви, жители северной части города остро нуждаются в поликлинике, школе и пр. Но это уже вопросы, которые относятся к компетенции светских властей. А вот они, в отличие от церкви, пока ничем не могут порадовать проживающих здесь горожан. Напомним, в этом году, за несколько месяцев до наступления нового учебного года выяснилось, что две школы, расположенные в этой части города — Сколково и №36, физически не вмещают всех желающих здесь учится. Даже регистрация в микрорайонах, которые обслуживают эти учебные заведения, гарантом зачисления детей не стала. Школьникам предлагают другие учебные учреждения города, которые находятся достаточно далеко от дома. Еще один болезненный вопрос — отсутствие в районе поликлиники. Впрочем, не так давно у «северян» появилась робкая надежда, что их все таки обеспечат медицинским учреждением. Региональные власти разработали проект строительства новой поликлиники, в которой предусмотрено и взрослое и детское отделения, но когда начнутся строительные работы, чиновники сказать затрудняются.

КСТАТИ

На центральном рынке Тамбова планируют восстановить храм

В ночь с 7 на 8 августа на центральном рынке города Тамбова начались археологические раскопки. Они ведутся за торговым домом «Альянс» у магазина «Евролайн».

На рынке Тамбова ведутся раскопкиФото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Накануне, как сообщили в епархии, перед началом раскопок, на этом месте прошел молебен. Его совершил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. А уже ночью археологи вскрыди асфальт на площадке размером 2 на 4 метра и начали свою работу. Цель археологических раскопок — отыскать фундамент Христорождественского кафедрального собора, строительство которого началось на Базарной площади тамбова в 1859 году, — пояснил директор ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» Александр Кузнецов. — Изысканиями здесь занимаются археологи из Липецка, у них имеется так называемый «открытый лист» на проведение работ. Сколько продлятся археологические работы и какую территорию они охватят, сказать пока сложно. На сегодняшний день никаких препятствия для проезда или прохода, раскопки не создают.

— Ничего ценного или интересного мы пока не обнаружили, — говорят археологи, — Подадается строительный мусор, стекла, единственное, удалось обнаружить кирпичи, из которых был построен храм. Но наша цель — фундамент, и пока даже предположить, на какой глубине он может находиться мы не можем.

После изысканий храм рассчитывают восстановитьФото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Работы, как выяснилось, проводятся здесь не просто ради научного интереса, в епархии рассчитывают, что после того, как археологические изыскания здесь будут завершены, можно будет вести речь о восстановлении Христорождественского кафедрального собора на его прежнем месте. Его Высокопреосвященство призвал собравшихся к усердным молитвам к господу, чтобы он ниспослал свою помощь в воссоздании величественного кафедрального в честь Рождества Христова собора города Тамбова, — рассказали в епархии. — Надежду на то, что жители города получат в дар воссозданный в прежнем виде Христорождественский собор выразила и заместитель главы администрации области Наталья Астафьева.