Отчитка о Германа

23.10.2019 0 Автор admin

Отчитка отца Германа — как попасть, отзывы, биография архимандрита Германа

Очистить душу верующего и освободиться от губительного бесовского влияния поможет отчитка отца Германа, получившего позволение на проведение специального молебна правящим архиереем. Для чтения заклинательных молитв требуется особая духовная крепость и мощь, потому не всем священникам дозволяется совершать такие службы.

Чудодейственная сила обряда отчитки известна с древних времен. Евангелие повествует о бесноватых, излеченных Спасителем. Самостоятельно одержимые нечистым духом не могут избавиться от лукавого, им необходима помощь извне. Молитвенную поддержку получает страждущий во время обряда отчитывания.

Оглавление:

  • Как совершает отчитку отец Герман в Сергиевом Посаде — отзывы верующих
  • Биография отца Германа Чеснокова
  • Расписание отчиток в Сергиевом Посаде
  • Как попасть на отчитку к отцу Герману
  • Где можно послушать проповеди о. Германа
  • Сколько стоит отчитка у о. Германа
  • Заключение

Как совершает отчитку отец Герман в Сергиевом Посаде — отзывы верующих

Церковный чин по изгнанию нечистой силы из одержимых совершается недалеко от Москвы на территории мужского монастыря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Герман (Чесноков) осуществляет массовую отчитку по древнейшим канонам.

Верующие, присутствовавшие на службе, рассказывают о сильнейшем впечатлении от обряда. Ощущение причастности к божественному возникает при входе в надвратный храм и усиливается во время речи священнослужителя.

Предваряет отчитку проповедь отца Германа, направляющая верующих и проникающая глубоко в душу. Затем следует необычно длинная особая молитва, сопровождающаяся неестественным бормотанием и завыванием одержимых.

Обычные люди со страхом наблюдают, как проявляется нечистый дух в бесноватых. Окропление святой водой вызывает отвратительные конвульсии у одержимых, из уст их вырываются звериные звуки, люди принимают ужасные обличья.

После трех раз посещения отчитки верующие отмечают заметные изменения в повседневной жизни. Кому-то обряд помог в личной жизни, у кого-то близкие излечились от пагубных привычек, стали добрее и спокойнее.

Из следующей статьи Вы узнаете о жизни и творчестве иеромонаха Фотия.

Биография отца Германа Чеснокова

Архимандрит Герман, в миру Александр, (Чесноков) родился 30 августа 1941 года. Вся жизнь его посвящена безграничному служению Богу и деятельности по борьбе с нечистыми духами. Он стремится приобщить к вере и очистить души православных от бесовского влияния.

Биография Александра Чеснокова включает и службу в армии, и поступление в Московский автодорожный институт, и постепенное единение с Богом. По окончании духовной академии, отец Герман становится послушником Лавры, а затем и монахом Троице-Сергиева монастыря.

Расписание отчиток в Сергиевом Посаде

Побывать на отчитке архимандрита Германа можно, посетив Свято-Троицкий монастырь Сергиева Посада. Чин отчитывания бесноватых не проводится на двунадесятые праздники, важнейшие праздники православия.

Местом проведения обряда каждую пятницу, субботу и воскресение служит храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Чин изгнания нечистых духов начинается в 12:00.

Часы приема можно уточнять по телефону +7 (496) 547-36-45.

Как попасть на отчитку к отцу Герману

Прежде всего нужно получить благословение на поездку и присутствие на чине изгнания нечистых духов у своего духовного отца или приходского священника. Он точно подскажет, нужна ли в этом необходимость. Приехав в монастырь, необходимо попасть на исповедь.

Примите во внимание: заочно чин изгнания не проводится, необходимо приезжать и привозить болящего (если он сам не может).

Место и время, когда проводится чин, указаны выше.

Где можно послушать проповеди о. Германа

Проповеди можно услышать перед отчиткой в Петропавловском храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Это уютная церковь 1818 года постройки, собирающая православных верующих со всей страны. График работы Воскресенской церкви – ежедневный.

Сколько стоит отчитка у о. Германа

Вход в храм, как и процедура избавления от одержимости, проводятся совершенно бесплатно. По велению души посетители могут оставить добровольные пожертвования на нужды храма.

Отец Герман вот уже почти 30 лет силой молитвы помогает страждущим, чью душу поработили бесы.

Одержимость — это знамение Божие. Она должна восприниматься верующими, как знак о неправильности выбранного жизненного направления. Отчитка же служит первым этапом на пути к духовному очищению. Важно, получив толчок от профессиональных борцов с нечистой силой, двигаться дальше, соблюдая заповеди и молясь Богу о спасении.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Жизнь, как известно, имеет два начала: физическое и духовное. Если нарушается первое, человек в большинстве случаев прибегает к помощи врачей. Но что делать, если болит и страдает не только тело, но и сама душа? В таких случаях часто говорят о порче. К огромному сожалению, людей, которых охватило это страшно зло, достаточно много. И тогда, дабы помочь страдающему, прибегают к молитвам. Отчитка молитвами от порчи – самый действенный способ борьбы с нею, ибо так очищается душа человека и его помыслы.

Сергиева Лавра, отчитка

К отчиткам в обществе всегда было двоякое отношение:

  • одни относятся к ним скептически, считая, что порча – это что-то нереальное, и люди просто скрывают за нею свои слабости;
  • другие верят, что есть злые силы, способные “поглотить” человеческую сущность, и спасение от этого – только Божье слово.

Именно такие отчитки проводятся в крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви – Троице-Сергиевой Лавре. Там свои молитвы в помощь людям, которых одолели бесы, читает отец Герман, известный православный архимандрит и просто очень добрый и сердечный человек.

Отец Гермен Сергиев Посад, отчитка

Отец Герман – поистине просветлённый человек, силу и веру которого переоценить невозможно: он может помочь человеку даже в самых, казалось бы, сложных и трагических обстоятельствах. Он отчитывает людей, которых охватили бесы (бесноватых), в Сергиевой Лавре и также является верным настоятелем храма Петра и Павла, который находится в этой же местности.
Отец Герман проводит церковные обряд изгнания в храме Иоанна Предтечи каждый день. Это церковное действо называется “чин” – совершение последования молитв над больными людьми. К нему за исцелением физическим и душевным приезжают люди не только с ближних мест, но и со всего мира, среди них:

  • страдающие от болезней;
  • одержимые нечистой силою и злыми духами.

Последние – болезни особо рода. В официальной медицине их называют душевными, а в многовековой церковной практике – порчей и беснованием. Это сильное повреждение душевного равновесия человека, в народе в таких случаях говорят “бес вошёл в сердце”.

Отчитка молитвами от порчи в церкви помогает больным полностью излечиться от этого тяжёлого недуга, ибо других лекарств от него просто не существует. Каждое слово молитв возвращает человеку самого себя, дарует долгожданное спокойствие и умиротворение, которое отобрали у него злые силы. Но также нужно помнить: обряд отчитки – это борьба доброго начала и злого в самом страдающем, а значит, молитвы имеют силу только тогда, когда и сам больной верует в каждое слово, а его сердце стремится к Господу.

Отчитка молитвами

При изгнании бесов в храме читаются специальные молитвы, которые были составлены святыми отцами ещё в IV веке. После происходят следующие церковные процедуры:

  • помазание святым елеем;
  • окропление святой водой;
  • осенение крестом.

Во время таких обрядов бесы могут проявлять себя, “вырываясь” из человека страшными голосами:

  • рычат и каркают;
  • воют;
  • бьются;
  • плачут;
  • сотрясают одержимых, от чего те совершают довольно странные телодвижения.

Иногда даже привозят больных из других городов, уже связанных цепями и верёвками.

Отчитка от бесов

Перед отчиткой от бесов всегда читается проповедь, в которой указывается на причины появления болезни и даются советы по тому, как человеку самому избежать “козней дьявола”.

По церковному выражению Святых отцов, Иисус Христос всё чаще использует демонов, как своеобразный бич для наказания грешников, ибо для злых духов не существует никаких преград. Они спокойно могут пройти сквозь стены, через человека, и лишь по попущению Бога остановиться в человеческом теле. Тогда бесы и демоны поражают практически все органы, но в первую очередь:

  • сердце;
  • лёгкие;
  • почки;
  • руки;
  • ноги.

Злые духи проявляют свою волю в виде различных видений и галлюцинаций. Они страшно мучают человека, и из-за этих издевательств людей, охваченных демонами, часто называют шизофрениками и эпилептиками.

Отчитка от порчи

Порча делает людей больными. Болит не только их тело, но и душа. Молитвы, которые исполняют при такой отчитке, обладают огромной Божественной силою и разрушают всякое зло, причинённое человеку. Своим чудесным влиянием они привлекают Божью Благодать, которая даёт больному веру и нарекает исполнять все заповеди.

Ведь именно тогда его защита от злых демонов будет мощнее, когда душа преисполнится праведностью и смирением. Это своеобразная “огненная оболочка”, коснувшись которой, нечисть просто сгорает до тла.

Отчитка псалмами

Также достаточно часто проводится отчитка псалмами. Каждый из них отвечает за определённую сферу жизни и деяний человека, а значит, за его тело и душу. Псалмы, к которым обращаются в храме при изгнании нечистой силы:

Отчитка в церкви – самая эффективная помощь человеку, которого одолели демоны, ведь сила её в Слове Господа, а оно – чисто и незыблемо. Зло в человеке можно победить, если с ним вера и добро, ибо они несут свет, от которого исчезает всё плохое, а мир вокруг снова озаряет свет и покой.

Где проводит отчитку отец Герман

Отец Герман принимает всех страждущих в храме святого пророка Иоанна Предтечи, что расположен над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Службы ежедневны и начинаются в 13.00.

Перед их началом необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия, которые хранятся в храме, и в душе попросить его благословения. Также можно привозить детей и людей, страдающих от тяжёлых болезней. Не лишним будет взять с собой небольшую емкость, так как молебен архимандрита Германа водосвятный, а святая вода пригодится каждому и дома.

Отчитка отца Германа – одна из самых сильных из всех существующих в мире на сегодняшний день. Она возвращает человеку душу, а значит и веру, а она – самый надёжный защитник от любого зла.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео отчитку отца Германа:

Отец Герман из Троице-Сергиевой Лавры и изгнание бесов

Отец Герман. Фото: http://www.bogistina.info

Отец Герман

Архимандрит Герман (Чесноков) — настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих — единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами», — считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: «Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)».

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

«… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

… И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…». «… Святой Иоанн Златоуст в «Слове о злых духах» говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка. Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…», — говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой. Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.

Изгнать дьявола из Путина. Архимандрит-экзорцист Герман Чесноков – о бесновании и одержимости

27.09.2014 г. 17:08 8002 Андрей ТРОФИМОВ / 5

Пару недель назад Патриарх Киевский и всея Украины Филарет заявил, что в президента России Владимира Путина вселился дьявол. Мол, из-за него идет война на Украине и гибнут несчастные люди. «Ранее уже много раз звучали публично призывы к этому правителю и его приспешникам – одуматься, прекратить сеяние зла и смерти, раскаяться, – говорится в официальном обращении главы Украинской православной церкви Киевского патриархата. – Но кажется, что он остается глухим к этим призывам и только умножает зло, потому что в него, как в Иуду Искариота, вошел сатана».

На первый взгляд заявление Филарета кажется нелепым и от него веет средневековьем. Но, как оказывается, обряды экзорцизма – изгнания дьявола – до сих пор практикуются даже Русской православной церковью.

Каркают, рычат и орут нечеловеческими голосами

…Молодая женщина в толпе вдруг сдернула с головы платок, схватила себя за волосы и начала истошно кричать. Люди, до сего момента сбившиеся в кучу в церкви и внимавшие проповеди, резко и испуганно расступились. Глаза навыкате, все десять пальцев как будто пытаются вырвать черные локоны, перекошенный в страшном оскале рот. Святой отец приблизился к крикунье, осенил ее крестным знамением и окропил святой водой. Девушка рухнула на пол и начала визжать так, как будто священник облил ее кислотой. «Бес выходит», – удовлетворенно закивал головой батюшка. Экзорцизм в этот день явно удался.

Отчитки – так в православии называется процесс изгнания злого духа из тела человека – то, ради чего многие приезжают в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковный Сергиев Посад. Ибо здесь в Надвратном храме Рождества св. Иоанна Предтечи в пятницу, субботу и воскресенье проводит обряды самый знаменитый в стране экзорцист – архимандрит Герман Чесноков.

– Со всей России стекаются к нам за исцелением больные, одержимые злыми духами – демонами. В медицине такие болезни называются душевными, а в многовековой практике Православной церкви – порчей и беснованием, – рассказывает отец Герман. – Мы помогаем людям исцелиться от этого тяжелого недуга. В храме мы читаем специальные молитвы, составленные святыми отцами еще в IV веке, помазываем елеем, окропляем святой богоявленской водой. При этом бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения.

Как рассказывает архимандрит, иногда нечисть так овладевает человеком, что того привозят в церковь закованным в цепи – ибо сам одержимый отказывается идти в храм и уж тем более на обряд изгнания дьявола.

Избавление от беса – удовольствие не из дешевых

– Мужчина лет сорока пяти приехал к нам издалека, с Урала. Смущенно просит: «Проверьте меня, батюшка, болею очень, сохну, а вы, говорят, можете сказать, нужно мне отчитываться или нет», – вспоминает другой известный у нас экзорцист, иеромонах Пантелеимон Ледин, который на тему изгнания бесов из людей написал несколько книг. – Прикладываю к нему мощевики, и вдруг живот его страшно раздувается и начинает ходить ходуном, будто бьется в нем кто-то… После субботнего молебна, на котором его буквально выворачивало рвотой, многое для него прояснилось и стало понятно. А бес у него оказался «бегемот» и сидел давно.

Кстати, отец Пантелеимон много лет изучал тех, в кого вселялась нечистая сила. Оказывается, чаще всего она любит обживаться в телах женщин, которые делают аборты или предохраняются от беременности, и людей обоего пола, совершивших грех чревоугодия, блуда и прелюбодеяния. Но вот самые страшные демоны захватывают души тех, кто занимается мастурбацией.

В интернете даже существуют сообщества людей, которые верят в бесов и экзорцизм. Они обмениваются информацией о том, где именно проводятся такие обряды, оставляют отзывы о священниках и делятся ценниками на данную слугу. Да, изгнание сатаны – удовольствие не из дешевых. Особенно если заказать индивидуальную процедуру в церкви или пригласить батюшку домой. Цена зависит от опыта священника и его популярности.

– Несколько лет назад за 20-минутную процедуру я выложила 1500 рублей: как только начал проявляться минимальный эффект, отчитку остановили и назначили цену, – рассказывает Екатерина. – А за все последующие платила уже 2500. Сильные экзорцисты стоят еще дороже. Но если вам не жаль выкладывать по 3500 (минимум) за одну очную отчитку – есть смысл провести штук 10–15. Какое-то облегчение, несомненно, будет, но не факт, что этот человек полностью поможет решить проблему – как говорится, не ищи сильнейшего, а лучше найти «своего».

Сколько денег нужно потратить на «чужого», пока не избавишься от дьявола внутри, Екатерина затрудняется сказать. Но ходят слухи, будто некоторым помогает всего лишь один сеанс.

Кстати

Психиатры называют психическое расстройство, при котором человек верит в то, что в него или в его близких вселился дьявол, какодемономанией. При этом многие специалисты уверяют: обряд экзорцизма может иметь положительный эффект в лечении таких больных, если они искренне верят, что священник изгнал из них сатану.

Диета для одержимых

Архимандрит Пантелеимон настоятельно предлагает пересмотреть свое питание тем, в ком поселилась нечисть:

– Придется отказаться от мяса, конфет, шоколада, кофе, алкоголя крепостью более 16 градусов, тортов, мороженого, жвачки, пепси с колой и прочих сладких газированных напитков, острых соусов иностранного производства.

Честно говоря, непонятно, почему бесы подсели именно на заграничные острые кетчупы, а российские недолюбливают. Не иначе как и в аду свои санкции.

Бесоизвержение

Месяц назад патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посоветовал россиянам, страдающим от тяжелых психических заболеваний, обратиться к чину изгнания бесов, если врачи помочь уж никак не могут. «Лента.ру» решила ознакомиться с психиатрическими новациями от РПЦ и отправилась в Сергиев Посад, где легендарный архимандрит Герман (Чесноков) вот уже более 30 лет изгоняет из людей бесов, демонов и прочую нечисть. Не исключено, что его опыт в ближайшее время начнут перенимать во всех епархиях России. Ритуал производит сильное впечатление, но оставляет много вопросов.

В Сергиевом Посаде, чуть поодаль от Троицо-Сергиевой лавры, сосредоточения света и святости, стоит Петропавловский храм, куда каждую неделю, с пятницы по воскресенье, наведываются бесы. Впрочем, ненадолго — настоятель храма, архимандрит Герман с неизменным успехом изгоняет их с помощью ритуала «вычитки бесноватых». Свою битву с нечистью архимандрит ведет уже более 30 лет, а благословил его (в непростые для церкви советские годы) еще предшественник Алексия II, патриарх Пимен. Как говорят местные, за последние десятилетия скромный прежде храм буквально расцвел: его стены покрылись прекрасными фресками на библейские сюжеты, предалтарный иконостас поражает красотой и обилием икон в дорогих окладах с самоцветами. Неудивительно — каждую неделю сотни паломников со всей страны приезжают сюда в надежде на излечение свое или родственников от душевных недугов. И архимандрит устраивает им шоу, равного которому, должно быть, просто нет в православии.

Ритуал безупречно выстроен с точки зрения драматургии. За полчаса до начала вычитки небольшая церквушка уже битком забита самыми разными людьми. Никто, впрочем, не производит впечатления одержимого. Отец Герман, подобно рок-звезде за кулисами, готовится к выходу за вратами алтаря. «На разогреве» младший монах еле слышно распевает простую «Господи помилуй!». Люди, перешептываясь («когда же выйдет батюшка?»), передают друг через друга к столу перед иконостасом бумажки с именами тех, кого нужно «вычитать», а также свечи или просто купюры. Старушки, придерживая соскальзывающие платки, стремятся всеми правдами и неправдами пробиться поближе к будущей «сцене», наступая на чужие сумки. «Двинься, бес!» — бросает одна из них корреспонденту «Ленты.ру», увидев включенный диктофон, и проталкивается вглубь. Второй младший монах таскает из закрытого алтарного помещения к столу ведра святой Богоявленской воды, выстраивая их в ряд (семь или восемь). Наконец, он выносит заполненный до краев елейник и торжественно водружает его посреди стола.

Двери отворяются. В строгом черном архимандритском одеянии к столу подходит отец Герман. Сонная толпа вытягивается в стройный полукруг. Быстрым, гипнотическим голосом он начинает проповедовать: демоны, бесы, черти повсюду, они проникают в наши сердца, легкие, ступни, печень, уши, руки и куда только можно. Рецепт спасения от этого — праведная половая жизнь. «Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!» Рук поднимается много, но батюшка хмурится: «Ни в коем случае нельзя жить этими бесовскими гражданскими союзами. Вы все должны повенчаться! И оставаться верными друг другу до конца дней — никаких разводов. Если женщина развелась и нашла другого мужа — она прелюбодейка!» Через блуд прежде всего бесы пролезают в человека, продолжает он, а еще — через накрашенные ногти. «Кто ногти свои покрасит, так их когтями бесьими сделает. Если кто тут такой есть — пусть идет смывать. И у кого креста нет на шее, пусть пойдет наденет, у нас тут продается. Без него тут сейчас будет находиться недопустимо!» — заканчивает батюшка проповедь и приступает к главному.

«Сдохни, мразь!»

Осеняя огромным серебряным крестом принесенные к столу бумажки, он зачитывает написанные на них имена. «Молящего Гришу покинь, молящего Ивана покинь, молящего Сергея покинь, молящую Юлю покинь, молящего Петю покинь…» Реальность потихоньку начинает плавиться — у людей подкашиваются ноги, они оседают, плачет четырехлетний ребенок (так до конца службы и проплачет), где-то у края группа прихожан стройным хором запевает: «Спаси наши души, наши… Очистившись, мы станем верными…», справа от стола, под боковым нефом с фреской «Вход Христа в Иерусалим» раздается страшный рык, под противоположенным нефом с «Явлением Богоматери Серафиму Саровскому» — неестественно звонкий женский возглас: «НЕ ТАК!»

Герман переходит ко второй части — берет елейник, макает в него длинную кисть и идет в толпу, помазывая елеем каждого, рисуя на головах кресты. Осененные люди оседают или же замирают, не смея двинуться. Мужские, женские возгласы, плач детей сливаются в гул, громкость и тональность которого медленно повышается. «Батюшка, сюда! Батюшка, ко мне!» — протискивается сквозь толпу женщина с распечатанной фотографией ребенка. «Фотографии не мажу. Могу тебя дважды!» — заботливо говорит экзорцист. Мать с радостью подставляет лицо еще раз. Вдруг высокий бритоголовый мужчина, в чей лоб следом направляется кисть, вопит: «СДОХНИ, МРАЗЬ!» и пытается кинуться на архимандрита. Монахи не без труда оттаскивают его, он падает на пол, сучит ногами и еле слышно, с усилием выдавливает из себя: «НЕ УЙДУ!» Рыдающий мальчик сквозь слезы тихо произносит: «Уходите, бегите отсюда все…»

Должно быть, бес внутри него почувствовал приближение решающего этапа изгнания. Герман возвращается к столу и подходит к ведрам со святой водой. Зачерпывая ее темно-зеленым кропилом, он словно отстреливается от окруживших его врагов, окропляя всех вокруг. С правого фланга бесы усиливают напор, и Герман все интенсивнее «стреляет» в сторону Христа, входящего в Иерусалим. «ДА! ДА! ДА!» — рычит бес с той стороны. «НЕТ, КЛЮВ!» — раздается все тот же неестественно звонкий женский голос с другой. Батюшка перебегает на левый фланг и прицельно кропит бесовку. «НЕ МОГУ, НЕ МОГУ, НЕТ СИЛ БОЛЬШЕ», — верещит она, и этот крик заполняет весь храм. Отец Герман не останавливается ни на секунду, в какой-то момент кажется, что крыша церкви протекает и на головы собравшихся льется дождь. Рыдающего ребенка родители тихо уносят к выходу. «УЙДУ!» — побежденно рычит в окружении толпы мокрый до нитки бритологовый мужчина. «Только святой человек способен на такое», — внезапно повернувшись и взглянув прямо в глаза, говорит корреспонденту «Ленты.ру» старушка.

Что это было?

Покидают храм люди медленно и умиротворенно, с улыбками, порой блаженными, подставляя солнцу мокрые от святой воды и липкие от елея лица. Спокойными и одухотворенными выглядят и те, кто еще недавно рычал и извивался по полу. «Молодец, как солдат все это отстоял», — говорит женщина недавнему бесу-ворчуну. «Главное, что мы все вместе это отстояли», — отвечает он совершенно нормальным голосом и направляется в сторону лавры.

Батюшка-экзорцист покидает храм на черном Land Cruiser Андрей Трофимов

Но что все-таки происходило с ним и другими «бесноватыми» с точки зрения психиатрии и как к таким ритуалам относятся в достаточно консервативной церкви? Эти вопросы «Лента.ру» задала специалистам.

Нередко люди, которые ведут себя подобным образом во время обряда вычитки, находясь в особом состоянии, не полностью себя контролируют. Некоторые могут и подыгрывать, объясняет доктор психологических и кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

«В международной классификации болезней (МКБ), конечно, нет такого диагноза, как “бесноватость”, — говорит он. — Психиатрия изгнанием бесов и злых духов не занимается, все это осталось в далеком прошлом средневековой медицины. Однако в МКБ-10 есть раздел диссоциативных расстройств, где находим пункт «Транс и одержимость». Конечно, врач признает подобные состояния болезнью и занимается лечением лишь в том случае, если они возникают у пациента в обстановке, не связанной с религией». Еще век назад выдающийся отечественный психоневролог Владимир Бехтерев установил, что бесоодержимость и кликушество возникают на истерической почве, напомнил психотерапевт.

Диссоциативные расстройства возможны как у взрослых, так и у детей. Но говоря о странном поведении детей во время этих обрядов, нужно учитывать, что на них сильно влияют находящиеся рядом взрослые, подчеркивает эксперт. «Ребенок оценивает происходящее, интуитивно чувствует, чего от него ожидают, и ведет себя именно таким образом. К тому же дети могут отзеркаливать, повторять то, что видят вокруг», — добавляет Сандомирский.

Диссоциативная реакция идеально соответствует проводимому обряду: дети (как и взрослые) пытаются увернуться от святой воды, смыть с себя елей, сорвать крест. Это не должно удивлять, считает эксперт. «Сознание в состоянии одержимости изменено, но человек подсознательно реагирует на внешние раздражители, и в итоге его неосознанные действия укладываются в рамки культурно обусловленных стереотипов о поведении бесноватых», — отмечает он.

И взрослые, и дети, страдающие разными формами диссоциативных расстройств, впадают в транс не только из-за внешнего воздействия (например, из-за долгого ритуала вычитки). В силу особенностей нервной системы, склонности к самовнушению они могут вводить себя в транс сами, не желая того, отмечает психотерапевт. «Необычное состояние и поведение человека во время беснования — смена голоса, нечленораздельные крики, падения, судороги — совпадают с симптомами так называемого большого истерического припадка, известного классической психиатрии», — говорит Сандомирский.

Невротические расстройства, в том числе диссоциативные, обычно проявляются в виде приступов. «Внутреннее психическое напряжение накапливается и выбрасывается наружу, после чего наступает облегчение. Но облегчение временное, ведь болезнь остается. Пройдет несколько месяцев, а порой даже недель, и все повторяется», — объясняет Сандомирский. Частота таких срывов зависит и от особенностей личности человека, и от его жизненных обстоятельств. Если вскоре после ритуала вычитки обстоятельства изменятся и жизнь пойдет спокойнее, срывы будут случаться реже.

Практическая психология и медицина, подчеркивает эксперт, не отрицают религиозных, в том числе христианских способов помощи таким больным. Речь идет лишь о разных описаниях одной реальности: психиатрия и религия смотрят на проблему под разным углом, но по сути их подходы друг другу не противоречат.

Монополия на пограничье

Религиозные практики у нас в стране держатся, с одной стороны, на вере, а с другой — на ожидании чуда, пограничья и колдовства, считает доцент Высшей школы экономики, религиовед Борис Кнорре.

«Человек чувствует, что им овладевают внешние силы, и начинает, с точки зрения своей веры, оценивать это как действие потусторонних злых духов, бесов», — говорит эксперт. Раньше, в дореволюционной России, «бесноватыми» чаще всего себя чувствовали женщины, которые оказывались в чужих семьях, например в семье мужа, особенно когда он уезжал на заработки. У них развивалась психическая подавленность, а окружающие (родственники) оценивали это как результат постороннего, внешнего вмешательства. В медицине это называется синдромом Кандинского-Клерамбо. Жизнь усложняется, болезней становится больше, говорит Кнорре, и сейчас за признаки одержимости могут выдавать даже симптомы вегетососудистой дистонии.

«Важно понимать, чему такое восприятие психических болезней соответствует в мировоззренческой системе внутри православия. За последние 30 лет эта система получила огромное развитие, при значительной поддержке ныне покойного митрополита Петербургского Иоанна (Снычева) (помимо прочего, известен тем, что добивался канонизации Ивана Грозного — прим. «Ленты.ру»). Это представление о том, что одержим бесами не только какой-то конкретный человек, но и внешний мир, и проходящие в нем социальные и иные процессы. Проповедники этой системы рисуют картину глобализации зла», — рассказывает Кнорре.

Экономические, политические трудности и в целом любую несправедливость создают внешние силы зла, от простых бесов до демонов и масонов. Причем действует это зло на глобальном уровне. Важен для данной доктрины и элемент тайного заговора. С его помощью глобальное зло вводит новаторство и модернизм, разрушая традиционный уклад, традиционные браки.

Подобные представления распространены в первую очередь в «прихрамовой среде», то есть среди активных прихожан. Но многие священники, и в том числе отец Герман, заигрывают с таким мировоззрением и поощряют его, отмечает эксперт.

Деятельность Германа и других экзорцистов на высшем уровне фактически одобрил патриарх Кирилл. По подсчетам религиоведа, в стране за постсоветский период возникло порядка 15 сопоставимых «центров» вычитки — не каждый священник готов взять на себя такую роль, и не каждый обладает необходимым уровнем харизмы, не каждый придает такое значение бесам и одержимости. В середине 1990-х многие священники пытались копировать отца Германа, но патриарх Алексий II осудил эту практику. Сейчас же, уверен религиовед, священноначалие настроено более прагматично.

«Церковь не хочет выпускать из зоны своего влияния этот запрос российского общества на таинственные мистические вещи, чудеса и сверхъестественное, — резюмирует Борис Кнорре. — Помните, сколько в начале нулевых было объявлений об услугах гадалок? Причем висели они на билбордах на центральных проспектах Москвы, один такой баннер был прямо на Тверской. В условии монополизации церковью различных духовных практик это дело поприжали, но запрос у населения остался, так что ограниченное поощрение церковным руководством подобных мистических ритуалов вполне понятно».