От чего портится зрение

24.08.2018 0 Автор admin

Миопия глаза (близорукость)

БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКА!

БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКА!

Человек воспринимает окружающий его мир с помощью органов зрения, слуха, осязания, обоняния. Наиболее важным в познании окружающего является зрение. Чтобы зрение сохранилось, надо беречь его с детства и до глубокой старости. Особенно важно заботиться о сохранении зрения у школьников, потому что именно в этом возрасте нередко возникают расстройства, остающиеся на всю жизнь.

Учебные занятия школьников связаны с большой нагрузкой на их зрение. Причинами ухудшения зрения в школьном возрасте могут быть как травмы и заболевания глаза, так и несоблюдение правил гигиены при чтении и письме.

По различным данным в России от 30 до 50% старшеклассников страдают нарушениями зрения. По результатам углубленных медицинских осмотров в Ямало-Ненецком автономном округе 17% детей к началу обучения в школе  имеют пониженную остроту зрения, а среди выпускников школ до 39% учащихся имеют пониженную остроту зрения. При этом часто выявляется миопия высокой степени, ведущая к выраженному нарушению зрения и резко ограничивающая возможности последующей профессиональной деятельности.

Практически каждый второй ребенок оканчивает школу с той или иной степенью близорукости. С чем это связано? В первую очередь с чрезмерными зрительными нагрузками на близком расстоянии. Во-вторых, с неизбежной компьютеризацией всех современных процессов. Также отмечают такие причины, как недостаточная физическая активность, наследственность и неправильное питание.

Для профилактики близорукости необходимо соблюдение ряда условий, обеспечивающих хорошее зрение без утомления глаз.

Прежде всего, это ОСВЕЩЕНИЕ. Наилучшее освещение создает дневной свет. Столы для занятий в школе и дома должны стоять так, чтобы свет падал слева, тогда на тетради и книге не будет теней от пишущей руки.

Вечером, утром и в пасмурную погоду днем естественного света бывает недостаточно, поэтому требуется включение искусственного освещения, как общего, так и местного.   Местное освещение создается настольной лампой, имеющей защитный абажур, исключающий прямое направление света в глаза.

Другим важным условием является СОХРАНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ ОТ ГЛАЗ ДО ПРЕДМЕТА РАБОТЫ. Это расстояние, составляющее 35см, определяется правильной посадкой школьника. Во время чтения ребенок обязательно должен заниматься за удобным для его возраста (роста) столом, с хорошим (правильным) освещением.

НЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ ЛЕЖА, а так же готовить уроки, читать художественную литературу, рисовать при плохом освещении.

Важно соблюдать ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ. Не рекомендуется готовить уроки, не отрываясь от учебника или книги в течение нескольких часов подряд. В школе и дома, необходимо соблюдать режим зрительных нагрузок. Особенно это касается работы вблизи (чтение, компьютер и т.д.). Поэтому во время письменных занятий, чтения, после каждых 40-50 минут, необходимо делать перерыв на 15-20 минут (смотреть вдаль, делать специальные упражнения для мышц глаз).

Эти рекомендации касаются и работы ЗА КОМПЬЮТЕРОМ. Для детей младшего школьного возраста работа за компьютером не должна превышать 20-30 минут; среднего школьного возраста возможно увеличение до 40-60 минут в течение дня.

ПОДСТАВКИ ДЛЯ КНИГ обязательно использовать при чтении в любом возрасте. Подставка удерживает книгу под углом 30-40 градусов, при этом верхние и нижние строчки рассматриваются под одним углом зрения и на одном расстоянии от глаз, что уменьшает процесс  развития зрительной утомляемости.

ТЕЛЕВИЗОР является дополнительной нагрузкой для зрения и центральной нервной системы. После 60 минут непрерывного просмотра телевизора у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения и общее утомление. Признаки утомления выражаются в частой смене положения тела, потягивании, отвлекаемости. Степень зрительного напряжения зависит так же от условий просмотра телепередач. При этом, прежде всего имеет значение расстояние от глаз до экрана, оно не должно быть меньше 2 м.

Комната, в которой ребенок смотрит телевизионные передачи, должна быть освещена, но свет от лампы не должен попадать в поле зрения и отражаться на экране. Глаза ребенка должны быть на уровне центра экрана или 2/3 его. Смотреть телевизор, сидя на полу,запрещается категорически! При назначении очков для дали, просмотр телепередач должен быть только в очках. Каждые 20 минут и во время рекламных пауз давать отдых глазам (посидеть с закрытыми глазами, подойти к окну и посмотреть вдаль). Детям дошкольного и младшего школьного возраста следует смотреть только дневные передачи и не более 2-3 раз в неделю.

В осенне-весеннее время необходимы СВЕЖИЕ ФРУКТЫ и ОВОЩИ, а также поливитамины.

Если ребенок начал щуриться или жаловаться на то, что плохо видит — это должно явиться сигналом к посещению офтальмолога.

Для детей очень важны профилактические осмотры, так как  зрительный аппарат еще не сформирован.

Соответствующая освещенность, чистота оконных стекол и осветительной арматуры, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность, рациональное питание — без выполнения элементарных требований гигиены детей и подростков все мероприятия по охране зрения не приносят должного эффекта!

Как обеспечить своевременную профилактику глазных заболеваний ребенку прямо в школе? Существует ряд возможностей:

— проведение физкультминутки для снятия общего утомления и коррекции осанки на каждом уроке и при самоподготовке;

— по школьному радио 2 раза в день объявляется 2-минутная гимнастика для глаз, учитель прерывает урок и следит, чтобы дети в классе правильно и добросовестно выполняли упражнения;

            — гимнастика для глаз проводится на каждом уроке с длительной зрительной работой и самоподготовке.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1.                 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.

2.                 Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.

3.                 Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

4.                 Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6.

Как улучшить зрение ребенка: Советы Окулиста

Повторять 4 — 5 раз

5.                 В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза. 

Как сохранить зрение у школьника

За последние десятилетия значительно возросло число лиц, страдающих нарушениями зрения. Около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах — близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 — 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5 — 7 ч. в день (30 — 42 ч. в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 — 10 ч. в день (48 — 60 ч.

Правда и мифы о проблемах зрения у детей и методах борьбы с ними

в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Дальнозоркость и астигматизм — это чаще всего врожденные состояния. Наиболее часто у детей встречается близорукость. Это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной, длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игры на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Для профилактики нарушений зрения очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника: построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Требования к освещению — достаточность и равномерность, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. Когда не хватает естественного света, нужно включать искусственное освещение. В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях образования необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня. После занятий в школе глазам необходим отдых 1 — 1,5 часа. После 2 часов непрерывных занятий необходим перерыв 10 — 20 минут, необходимо выполнять на занятиях упражнения для глаз, физкультурные минутки (в течение 1 — 2 минут), физкультурные паузы (в течение 3 — 4 минут).

Правильной должна быть и посадка школьника во время чтения, письма. Расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради должно составлять 30 — 35 см. Телевизор смотреть нужно в освещенной комнате с расстояния не ближе 2 — 3 м. Экран должен быть на уровне глаз или чуть ниже. Если смотреть передачи в темноте, из-за большой разницы между ярким свечением экрана и темным фоном комнаты глаза быстро устают. Время от времени нужно отрывать взгляд от телевизора и переключать на другие окружающие предметы, чтобы дать отдохнуть глазам. В период болезни и выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку патология ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему.

Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и полноценные занятия на уроках физкультуры.

Для школьников учебный процесс — это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется употребление продуктов, содержащих:

— витамин В2 (рибофлавин); источниками витамина В2 служат цельное молоко, простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, пекарские и пивные дрожжи;

— витамин А; содержится в сливочном масле, цельном молоке, яичном желтке, печени (особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат, щавель, зелень (как культурная, так и дикорастущая), а также плоды шиповника богаты бета-каротином — предшественником витамина А, который образуется в организме человека при употреблении этих продуктов в сочетании с жирами — растительным маслом, сметаной, т. к. этот витамин относится к группе жирорастворимых.

Кроме естественных витаминов, школьникам дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу — полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения. Полезны для глаз комплексные поливитаминные препараты, в которых витамины сочетаются с микроэлементами (цинком, кальцием). В аптечной сети есть также пищевые биодобавки и витамины с черникой.

Летние каникулы лучше проводить за городом, в хорошо озелененной местности, сократив до минимума зрительную работу и увеличив время на подвижные игры, занятия спортом.

Уважаемые родители! Состояние зрения ваших детей в значительной степени определяется вашим вниманием, терпением и пониманием основ профилактики.

Как сохранить зрение школьника? — Здоровая Россия

Неутешительная статистика говорит о прогрессировании близорукости
среди школьников. Если в начальных классах с этой проблемой
сталкиваются …
http://www.takzdorovo.ru/deti/kak-sohranit-zrenie-shkolnika-statia/

1. Причины ухудшения зрения

Бесконтрольное увеличение зрительной нагрузки может приводить к возникновению и развитию глазных заболеваний. Среди них школьная и прогрессирующая близорукость, возникновение которой возможно в детском и юношеском возрасте.

1. Причины ухудшения зрения

Наши предки тысячелетиями промышляли охотой и жили среди подстерегающих опасностей. Поэтому им было важно хорошо видеть вдаль. Глаза работали в основном в режиме рассматривания предметов на дальнем и среднем расстоянии. Лишь в недавние времена у человека значительно возросла потребность в рассматривании предметов вблизи. За столь короткий эволюционный срок не успели сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. Отсюда широкое распространение нарушений зрения во всем мире: наш зрительный анализатор вынужден адаптироваться к новым экстремальным условиям.
В зависимости от возраста глаза по-разному реагируют на значительную зрительную нагрузку. Длительное нарушение нормального режима работы может, к сожалению, привести к возникновению заболеваний. Вот некоторые, наиболее характерные, из них.

ШКОЛЬНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ

По данным профессора Э. С. Аветисова, известного детского офтальмолога, количество близоруких школьников повышается с 3.1% в первых классах до 23,4% к окончанию школы. А если учитывать врожденный астигматизм, дальнозоркость высокой степени и амблиопию, то уже до 40 % детей нуждаются в помощи врача-офтальмолога.
Развитие школьной близорукости связано с механизмом аккомодации. Напомним, что аккомодация — это способность глаза рефлекторно, то есть без нашего участия, приспосабливать себя к четкому видению предметов на различных расстояниях. По классической теории участниками аккомодации являются хрусталик, который находится внутри глаза, и ресничная (цилиарная) мышца, меняющая толщину хрусталика, благодаря чему глаз приобретает способность ясного видения как вдаль, так и вблизи.
С патологическими изменениями аккомодации в детском возрасте офтальмологи сталкиваются систематически, обычно со спазмом аккомодации (ложная близорукость), реже — с ее парезом (удалению от глаза ближайшей точки ясного зрения).
Главная причина возникновения спазмов — усиленное и длительное напряжение аккомодации. В дошкольном и школьном возрасте развитие спазма аккомодации связывают с низким положением головы ребенка при чтении или письме. Это обусловлено относительной слабостью детских шейных мышц и привычкой наклонять низко голову над рабочим столом. Зрительная нагрузка возрастает дополнительно при отсутствии оптимальных санитарно-гигиенических условий (удобная высота письменного стола и стула, необходимая освещенность и так далее). Часто спазмы аккомодации возникают у школьников, студентов и даже лиц старше 25-30 лет при длительной работе на компьютере.
При спазме аккомодации часты жалобы на быструю усталость (особенно при работе вечером), головные боли. Дети становятся раздражительными, при диагностике отмечается снижение зрения, которое может быть компенсировано минусовыми очками. Спазм аккомодации вызывает так называемую ложную близорукость, проходящую после достаточно продолжительного отдыха, в ходе которого зрение восстанавливается.

Как сохранить зрение ребенку, советует детский офтальмолог клиники «Прозрение» А.В. Картавин

Если время отдыха оказывается недостаточным для релаксации (восстановления), то могут возникнуть уже хронические изменения, приводящие к реальной близорукости (или, как ее более точно называют, миопии).
Особого внимания требует ребенок, у которого зрение одного глаза отличается от другого (явление «ленивого» зрения, или амблиопия). В таких случаях может развиться косоглазие: наш мозг очень быстро выбирает глаз с лучшим зрением и делает его основным, а зрение худшего глаза подавляется и глаз отводится в сторону (при близорукости, как правило, от носа, наружу; при дальнозоркости — к носу).

ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ

В наше время миопию (близорукость) рассматривают как одну из важнейших социальных проблем. Так сильная близорукость находится в ряду главных причин инвалидности по зрению (по разным авторам до 28 %).
Частота появления близорукости среди детей различна, как в разных государствах мира, так и часто в пределах одной и той же страны. Установлено увеличение числа близоруких в северных широтах по сравнению с южными и меньшее распространение миопии среди детей сельской местности (различный световой режим, условия питания, время пребывания на свежем воздухе, степень зрительной нагрузки и так далее). На развитие близорукости оказывают влияние эндокринные факторы (в частности половое созревание) и многие заболевания, особенно хронические. Есть, например, сообщение, согласно которому у детей, перенесших рахит, миопия встречается в 5 раз чаще, чем у здоровых детей. Играет свою роль и наследственная предрасположенность.
Прогрессирование миопии в школьном возрасте требует проведения консервативного (безоперационного) лечения или, при необходимости, стабилизирующей хирургической операции – склеропластики. Аппаратное лечение проводиться в специализированных кабинетах, которые иногда называют кабинетами охраны зрения. Лечение осуществляется повторяющимися циклами и включает занятия на различных зрительных тренажерах.
К 18 — 20 годам, как правило, прекращается рост и функциональное развитие всего организма и, соответственно, глаза. Наступает стабилизация миопии. В это время современные методы лечения (в том числе лазерные) могут обеспечить практически полную коррекцию и восстановление зрения.
Стабилизация зрения может не наступить, если сохраняются внешние факторы, которые привели к прогрессирующей близорукости. Продолжение обучения или некоторые виды профессиональной деятельности могут требовать длительной и напряженной работы глаз на близком расстоянии. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения дальнейшего ухудшения зрения.

ВОЗРАСТНАЯ ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ

После сорока лет большинство из нас сталкивается с ухудшением зрения на близком расстоянии или возрастной дальнозоркостью (пресбиопией). Это скорее не болезнь, а состояние глаз, когда с возрастом эластичность хрусталика ослабевает и цилиарная мышца уже не может изменять его форму.

В результате теряется способность различать мелкие предметы на расстоянии 20 – 30 см.
Первые признаки пресбиопии — это ухудшение остроты зрения вблизи (которое проявляется в стремлении человека отодвинуть подальше от себя текст при чтении), снижение зрительной работоспособности и быстрая утомляемость. В дальнейшем возможно покраснение глаз, неприятные ощущения (даже рези, боли) в глазах, возникающие при значительной зрительной нагрузке, возможно появление светобоязни. Обычно острота зрения вдаль остается высокой, но если вовремя не надеть очки, то из-за возникшей усталости глаз, зрение вдаль также ухудшится; могут возникнуть предпосылки для развития глазных заболеваний: конъюнктивитов, блефаритов и других.

Далее: Почему важен контроль зрения

Проблемы со зрением у студентов и школьников

Значительное снижение остроты зрения у огромной массы людей, в том числе у молодого поколения – школьников и студентов, стало серьезной проблемой нынешнего века.

Рассмотрим основные расстройства зрительного аппарата, наиболее часто фиксируемые среди школьников и студентов.

· Близорукость – весьма распространенное расстройство зрения, при котором «картинка» отпечатывается не на сетчатке глаза, а перед ней, отчего изображение предметов, расположенных вдалеке (метр и более от глаз) получается нечетким, «расплывчатым».

Как улучшить зрение

Тревожным сигналом для родителей, указывающим на возможную близорукость, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться над тетрадью или держать книгу очень близко к глазам во время чтения.

· Дальнозоркость – это дефект зрения, при котором изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке, как положено, и не перед сетчаткой, как в случае с близорукостью. Таким образом, предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

· Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Такое нарушение зрения связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм у детей и подростков бывает: дальнозорким, близоруким, смешанным.

Причин для ухудшения зрения у младшего поколения много, и искать их необходимо в образе жизни дошколят, школьников и студентов.

Многие из нас помнят, что каких – то 15-20 лет назад учеба приходила в жизнь человека не ранее 7 лет, до наступления которых ребенок был предоставлен беззаботным играм в детском саду или в дворовой песочнице. Благодаря этому, зрительный аппарат детей того времени развивался как положено, без излишнего напряжения (искусственного света мониторов, чтения и письма) и стрессовых ситуаций (чрезмерной перегрузки организма, в частности – зрения, во время занятий).

Нынешним малышам повезло меньше. Едва ребенок XXI века начинает ходить и произносить первые звуки, родители тут же спешат определить его в группу раннего развития, где малыш получает зачастую непомерные для него нагрузки.

Серьезный удар по детскому зрению наносят и привычные домашние приборы: компьютер, планшет или мобильный телефон, а также – телевизор с круглосуточно транслируемыми мультфильмами и «полезными» развивающими программами. Несовершенное зрение малыша не готово к серьезным нагрузкам, поэтому родителям следует особенно чутко беречь детские глаза от перегрузок и вредоносных факторов.

Причины снижения остроты зрения у школьников

Если внимательным родителям удалось оградить глаза дошкольника от чрезмерной нагрузки, стоит иметь в виду, что с началом обучения в школе наступает пора по-настоящему суровых испытаний для зрения ребенка.

Ответственность за выполнение школьных заданий, трудности и неудачи, возникающие в процессе обучения, новые знания, непривычная нагрузка наваливаются на ребенка, снижая защитные функции его организма, который испытывает стресс от интенсивного роста, происходящего в школьные годы. Чтение и письмо на занятиях и во время выполнения домашнего задания сильно перегружают зрительный аппарат ребенка, а работа за компьютером и «отдых» перед телевизором «добивают» и без того «уставшие» глаза. Кроме того, для сохранения остроты зрения школьнику необходимо правильно питаться и соблюдать режим дня, а это получается далеко не всегда.

Таким образом, основными факторами негативного влияния на остроту зрения школьника становятся:

· Чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

·  Частое использование компьютера (планшета, смартфона);

·  «Отдых» у телевизора;

·  Несоблюдение режима дня (поздний отход ко сну, прогулки на улице заменяются повторением уроков, играми за компьютером);

·  Недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

·  Замена солнечного света искусственным (особенно характерно для зимнего периода);

·  Неправильное питание;

·  Стресс;

·  Наследственность.

Причины ухудшения зрения среди студентов практически такие же, как и у школьников. Как правило, резкое ухудшение зрения встречается у тех студентов, которые страдали от тех или иных проблем с глазами со школьных лет.

Как школьникам и студентам сохранить острое зрение

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

Не перенапрягать зрением. В перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть, сделав простую гимнастику. Например, можно фокусировать зрение попеременно сначала на одном, потом на другом предмете за окном, затем перевести взгляд на оконную раму или ручку окна. Таким образом, фокусируясь на близко и далеко расположенных предметах, глаза будут отдыхать от напряжения, вызванного длительным чтением или письмом;

2. Ограничить  до минимума время работы за компьютером;

3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;

4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

5. Следить за гигиеной глаз;

6. Избегать стрессов, не перегружаться;

7. Обогатить рацион питания продуктами, богатыми необходимыми для глаз лютеином, каротином, витаминами C, Е, А и цинком.

К полезным для зрения продуктам относятся:

· морковь,

· желтый болгарский перец,

· авокадо,

· свежая черника,

· апельсины,

· проростки пшеницы и ржи,

· орехи,

· молочные и кисломолочные продукты,

· шпинат,

· листовой салат,

· тыква,

· печень,

· рыба,

· яйцо.

Наладить полноценное питание для подростка достаточно проблематично, потому что большую часть дня он находится вне дома, а также, как правило, имеет своеобразные гастрономические пристрастия. Эту проблему способны решить витаминно – минеральные комплексы, обеспечивающие организм веществами, необходимыми для здоровья и правильного развития зрительного аппарата у детей и подростков.

Специалисты рекомендуют применение подобных препаратов для профилактики, а также – в комплексной терапии при лечении нарушений зрения и других глазных заболеваний. Например, средство «Лютеин-комплекс детский» — это многокомпонентный продукт, имеющий в составе природные каротиноиды —свободный лютеин, зеаксантин, ликопин,  экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Благодаря особой технологии микрокапсулирования, все действующие вещества препарата хорошо усваиваются детским организмом и не теряют полезных свойств каротиноидов в течение всего срока годности.