Одаренные дети игры

21.12.2018 0 Автор admin

Необходимо заполнить wiki-страницу ответив на вопрос:кого вы считаете героем нашего времени? Эта страница должна состоять из имени героя, автора, ответа вопрос и интересных фактов (если они есть).

Юрий Гагарин — оптимистичный герой, любимый народом, и всеми, кто читал о нем.

Знаменитая фраза Юрия Гагарина «Поехали!»

12 апреля 1961 он станет первым человеком в космосе, или умерет, пытаясь им стать. И тем не менее, в своей крошечной сферической металлической капсуле яйцевидной формы, Гагарин был спокоен. Восток-1, его корабль, и Восток-К, его ракета, гудели вокруг него. Он знал, что он может быть стерт до мельчайших частиц в несколько минут. Тем не менее, он настроен оптимистично, во время общения с наземным контролем, его пульс всего 64 ударов в минуту.

По другую сторону его радио был Королев — главный конструктор его космического корабля. Он так нервничал, что ему пришлось принять таблетку после ощущения боли в груди, опасаясь сердечного приступа.

В 06:07 утра Гагарин услышал крики Королева по радио: «Предварительная стадия… промежуточная… основная… взлет! Мы желаем вам хорошего полета! Все в порядке!»

Гагарин воскликнул только одно слово, когда мир вокруг него завибрировал: «Поехали!»

И он взлетел. Через несколько минут Гагарин был уже на орбите. В удивлении он пробормотал одну из самых красивых фраз в истории цивилизации: «Земля — голубая. Как удивительно!»

В ходе своего путешествия на орбиту, Юрий держал сеанс связи и передавал оптимистичные сообщения на Землю, рассказывая всем, что все было хорошо, даже когда он едва мог слышать наземный контроль, пораженный опытом, который никто раньше не испытывал.

Задания для работы с одаренными детьми

«Полет продолжается хорошо. Я вижу Землю. видимость хорошая. Я почти все вижу. Я продолжаю полет, все хорошо.»

Через несколько минут Гагарин снова оптимистичен:

«Все работает очень хорошо. Все системы работают. Давайте продолжать идти! Заря-1 „Заря-1“, Я плохо слышу вас! Я чувствую себя отлично. Я в хорошем настроении. Я продолжаю полет…»

В 07:55 утра Восток-1 завершил полет через всю орбиту Земли. Это был еще один момент истины. Космический аппарат был выровнен автоматически для входа в атмосферу Земли, была подготовлена тормозная установка.

К счастью, все системы работали прекрасно. Через несколько минут большой огненный шар гудел в небе над Россией. Гагарин активировал парашют и приземлился примерно через десять минут, врезавшись на поле вблизи города Энгельс, Саратовской области, Россия. Крестьянка и ее дочь, увидели его, идущего к ним в оранжевом костюме космонавта:

Юрий Гагарин: «Когда они увидели меня в скафандре и с парашютом рядом, пока я шел, они начали отступать в страхе. Я сказал им: не бойтесь, я советский гражданин, как вы, который спустился из космоса, и я должен найти телефон позвонить в Москву!»

Первой женщиной-воздухоплавателем в истории России является однофамилица первого космонавта Земли (Прасковья Юрьевна Гагарина). Ту же фамилию носил и отец основоположника русского космизма Николая Фёдорова.

Самый южный в Европе памятник Гагарину расположен на Крите (Греция) в музее Homo Sapiens в нескольких километрах от пещеры, где, по преданию, родился Зевс. Там же расположены памятники Лайке, погибшим экипажам Аполлона, Союзов и Шаттлов (всего 21 человек) и Нилу Армстронгу — за прогулку по Луне.

Высшая награда Континентальной хоккейной лиги, созданной в 2008 году, носит название «Кубок Гагарина».

Именем Гагарина назван немецкий авангардный звукозаписывающий лейбл Gagarin Records.

Юрий Гагарин был невысокого роста — 1,65 м, имел вес 68 килограммов

В 2011 году Галина Юрьевна Гагарина подала заявку на регистрацию товарного знака «Юрий Алексеевич Гагарин».

Первый серийный самолет Sukhoi Superjet 100, с бортовым номером EK-95015, носит имя Юрий Гагарин.

 

Главная / Одаренные дети / Интеллектуальные игры

Тема: «Интеллектуальные игры, как средство развития одарённых детей»

Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целеустремленной работы.

Средний возраст – период самоутверждения подростка, проверки своих возможностей, активного самопознания. Они чувствуют свои способности, но не знают, как их реализовать. Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В. Давыдов). Любимым времяпровождением подростка являются «тусовки» в компании сверстников. Поэтому подростки самостоятельно стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую не умеют и не знают, как это сделать, как организовать свое свободное время. «Особо активные» собираются в группы по интересам: кто – то занимается спортом, кто – то танцами, декоративно – прикладным творчеством и т. п. В большинстве случаев, они бывают «разобраны» учителями и параллельно им остается другая категория детей, способных, много знающих, читающих, но не имеющих возможности проявить свои способности, показать свои знания. Как это ни парадоксально, но на уроках учителя интересует только программный материал, любое отклонение от темы недопустимо, на это нет времени. На мой взгляд, проблема этих детей заключается в замкнутости, уединенности, неумении и невозможности презентовать себя и свои знания.

В связи с этим возникла необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, направленные на развитие у них организаторских, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

Новизна и особенность данной программы состоит в структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность, как активных организаторов и участников всех интеллектуально-познавательных мероприятий путем совместной деятельности учащихся 5-8 классов.

В ходе реализации программы интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования) учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позиций компетентностного подхода (компентностный подход в образовании сегодня — это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни), интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.

Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на учащихся действует множество отвлекающих факторов, что является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их поведении на экзаменах.

Привлечение детей к участию в деятельности школьного клуба «Эрудит» — это одно из средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.

Благодаря тому, что программа сочетает в себе беседы, практические занятия, социально-психологические тренинги, различные интеллектуальные и развивающие мероприятия, занятия в клубе пробуждают воображение и творческие силы. Плюс ко всему, мы знаем, что основной стихией для ребенка, а подросток, это по сути, большой ребенок, является игра – естественная форма обучения. Она часть его жизненного опыта. По утверждению К.Д. Ушинского, игры помогают не только проявить способности и наклонности ребенка, но и совершенствовать их. А М. Горький считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера, развитию воли и интеллекта.

Поэтому школьное обучение и воспитание, интеллектуальное развитие должно быть неразрывно связано с игрой. Программа работы ШИК «Эрудит» была выстроена на проведении интеллектуальных игр по разным предметам и рассчитана на работу с детьми 5 — 8 классов в течение 1 года.

Программа нацелена на развитие интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей и навыков межличностного и делового общения учащихся посредством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность для активной социализации в обществе.
Программа клуба была апробирована в течение прошлого учебного года.

В ходе первого – организационного этапа были проведены следующие мероприятия: рекламная кампания ШИК «Эрудит» и уже среди членов клуба, игры на сплочение коллектива, часы общения: «Мир моих увлечений», «Моё хобби», «Расскажи мне о себе », входящая диагностика на выявление интересов, способностей, составлен и скорректирован план работы на учебный год, игра на развитие организаторских способностей, навыков конструктивного общения «Лидер». Во временном промежутке – I четверть учебного года.

Второй этап был посвящен подготовке, организации и проведению самих интеллектуальных игр между членами клуба и «выходом в свет», так условно мы называли сами интеллектуальные игры и турниры. Между встречами ребятами самостоятельно велся сбор материала к конкурсам, подготовка иллюстративного материала, составление банка вопросов для интеллектуально-познавательных игр и конкурсо в, разработка и проведение внеклассных мероприятий в течение учебного года для младшей и средней: «Сказочный марафон» (игра для учеников 1-4 классов);

«Что?

Задания для одаренных детей начальных классов

Где? Когда?» (познавательная игра для учащихся 5-6 классов);

интеллектуально-развивающая игра «Хочу всё знать» (7-8 классы) и т. д., создание презентаций к мероприятиям в начальной школе, составление подборки по теме «Это интересно» и оформление Уголка. В ходе работы выяснилось, что дети не умеют создавать презентации, поэтому был проведен мастер – класс по работе в программе Power point.

В ходе третьего этапа в конце учебного года среди средних классов была проведена игра на звание «Самый умный ученик». И как итог, рефлексивное занятие «Что я получил от работы в клубе «Эрудит». Несомненно, участие в подобной работе подстёгивает интерес подростков к изучению разного рода материала, приходится много читать, учиться выискивать необходимое среди большого количества информации, вычленять главное.

С одни из примеров проведения подобных игр, я предлагаю ознакомиться со сценарием интеллектуальной игры «Преданья старины глубокой». Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, народной игрушке, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов. Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, волшебная сила камней и трав, и праздничные обряды. Цель игры — привлечь внимание детей к этой теме, приобщить к чтению литературы по истории, мифологии, расширить их кругозор.

Подготовка к игре требует погружения в данную тему. Этому способствует чтение специальной литературы. Необх одимо также использовать творческий потенциал школьников, обязательный при подготовке домашнего задания, оформлении помещения, где будет проходить игра.

В ходе игры дети показывают знания по данному вопросу, проявляют эрудицию, творческие и логические способности.

Интеллектуальная игра «Самый умный» также является одной из развивающих форм организации образовательно-воспитательного процесса. Игра предназначена для проведения среди учащихся среднего звена в 5 – 6 и 7 – 8 классах и является эффективным стимулятором познавательной деятельности учащихся, активизируя их учебную деятельность и способствуя занятости во внеурочное время. В ходе игры были выявлены дети, которые раньше не заявляли о себе с данных позиций.

Конечным результатом работы по программе клуба «Эрудит» является:

  • развитие мотиваций к интеллектуально-познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся;
  • формирование умения работать со справочной и научно-популярной литературой;
  • развитие навыков игрового взаимодействия;
  • формирование команды для участия в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр.

Способы проверки результатов:

  • оценка каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога;
  • оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.
  • Формы подведения итогов реализации программы:
  • участие в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр;
  • участие в предметных конкурсах и олимпиадах;
  • проведение внутриклубных интеллектуальных игр.

Методическое обеспечение программы

  1. З.Н. Альхов «Внеклассная работа по предмету». «Лицей». Москва 2002
  2. И.В. Макаренко «Позывные лета» М.: Народное образование 2003
  3. В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: Художественная литература 1988
  4. Интернет — порталы образовательной направленности.

Автор материала: Меринова Наталья Павловна

Олимпиада по математике 3 класс.

2013-2014 уч.год

1. Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными: 3 балла

69 : 3 = 7 89 : 1 = 9

7 * 6 = 58 9 * 4 = 56

Ответы: _________________________________________________

__________________________________________________________

2.Замени звёздочки цифрами: * * * * — 1 = * * * 2 балла

Ответ: ___________________________________________________

3. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то дядя Фёдор окажется крайним слева. Запиши, как сидят герои слева направо. 5 баллов

Ответ: _______________________________________________

4. Догадайся! ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?

Решение: _________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________

5.В вазу с красными розами поставили 14 жёлтых роз. Потом взяли половину всех роз, после чего осталось 17 роз. Сколько красных роз было в вазе сначала? 5 баллов.

6.Летела стая гусей, а навстречу им гусак: «Здравствуйте, десять гусей!». «Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами, да еще двое гусей, то тогда бы было десять». Сколько в стае гусей? 5 баллов

Олимпиада по математике в 4 классе

2013 -2014 уч.год.

1. Как на чашечных весах уравновесить кусок стали массой 47 г с помощью набора из 5 гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г. Можно гири класть на две чаши весов.

1 чашка……………………………2 чашка……………………………….. 3 балла

2. В коробке лежат 15 шаров: красные, белые и чёрные. Белых шаров в 7 раз больше, чем красных. Сколько чёрных шаров? Ответ 3 балла

3.Расшифруйте фразу, в котором каждая буква заменена её соответствующим порядковым номером в русском алфавите.

а) 12, 1, 12, 16, 3

б) 18, 1, 9, 21, 14

в) 20, 1, 12, 16, 3, 1

г) 10

д) 18, 6, 25, 30

__________________________________________________________________

4. В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен — в 2 раза больше, чем десятков, Найди это число, если в нём четыре десятка.

Ответ:…………………………………………………………………. 3 балла

5. Весь класс, в котором учатся Маша и Даша, выстроился в колону по одному.

Рекомендации по работе с одарёнными детьми

Позади Маши стоит 16 человек, включая Дашу, а впереди Даши стоит 14 человек. Сколько ребят в классе, если между Машей и Дашей стоит 7 человек?

Ответ:……………………………………………………………………… 5 баллов

6. На каток пришли 4 паучка, чтобы покататься на коньках. У одного из паучков не хватало коньков на задней половине ног, у другого – на передней половине, у третьего с коньками были только правые ножки, а у четвертого – только левых. Они взяли на прокат недостающие коньки и вышли на каток. Сколько пар коньков паучки взяли в прокат?

_________________________________________________________5 баллов

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

— Конспект, презентация внеклассного мероприятия "Коктейль здоровья" (1-4 класс)
— Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка в 4 классе"
— Классный час "Покланимся великим тем годам" 3-4 класс
— Сценарий праздника "Праздник чая"(для учащихся 1-4 классов)
— Комплексная работа в 4 классе на выяление уровня сформированности УУД, с кодификатором.
— Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
— Комплексная работа для 4 класса " Грибная удача" на основе печатного текста.
— Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе. Школа России
— Календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе. Школа России
— Арифметический диктант 4 класс 2 четверть





Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Обучение интеллектуально одаренных детей и подготовка педагога к нему

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся:

1)Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

2)Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

3)Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

4)Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.

Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения намного меньше социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения, не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у, прошедших специальную подготовку, учителей для одаренных и учителей для обычных учеников примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов.

Работа с одаренными детьми.doc

Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Вывод: работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.