Обучение рисованию детей

13.01.2019 0 Автор admin

Рисование для детей (4, 5 и 6 лет)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА, ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Дети дошкольного и младшего школьного возраста почти все очень любят рисовать. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными с особенностями их восприятия и отсутствия у них навыков рисования. Поэтому успешное преподавание изобразительного искусства часто зависит от того, насколько учитель владеет знаниями о возрастных особенностях и этапах развития детского рисунка.

Изобразительное искусство включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Развитие исполнительства развивается постепенно и проходит ряд последовательных этапов:

1. доизобразительный уровень:

— с 6 месяцев ребенок начинает манипуляции с бумагой, карандашами, пластилином (рвет, мнет, кидает);

— с 1,5-х лет начинается стадия «каракулей» (черкания) ребенок нечаянно оставляет следы на бумаге во время манипуляций с карандашом, в этот период его не интересует изображение, он просто получает удовольствие от самого движения. Учить ребенка рисовать в этот период совершенно бессмысленно, поскольку он еще не может соотносить зрительные образы с процессом рисования. Роль взрослого в этот период состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на то, что карандаш оставляет следы на бумаге, очень полезно рисовать при нем, а также учить его рассматривать картинки;

— с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля над движением, хотя еще и несовершенного. Поэтому взрослый не всегда замечает качественные различия между рисунками этого периода и предыдущего, но они все-таки есть, поскольку раньше ребенок не мог произвольно заниматься рисованием, а теперь эта возможность у него появилась;

— с 2,5 – 3 лет ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить. Произвольные процессы в этом возрасте развиты еще недостаточно, поэтому не стоит удивляться, что, начав рисовать собачку, через несколько секунд ребенок говорит, что он рисует домик, затем птичку;

2. изобразительный период:

— в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили;

— в 4 – 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению.

Рисование для детей 6 лет

С этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения;

стадия реалистического изображения, которая характеризует новый этап в развитии изобразительной деятельности, начинается у некоторых детей в 7 – 8 лет, а у большинства в 9 – 10 лет, совпадая с началом использования сознательного анализа натуры в рисунке.

Говоря о периодизации детского рисования, нельзя не упомянуть труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выгодского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование. Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выгодский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

1. ступень рисования головоногов: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далёких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

2. ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

3. ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

4. ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11 – 13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.

Таким образом, изобразительная деятельность младших школьников переживает период становления на ступень правдоподобного реалистичного изображения. Из всех видов изобразительной деятельности детей больше всего изучен рисунок. Характерные черты рисунков детей 6 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.

1. Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.

2. Рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.

4. Изображение пространства в их рисунках отличается разнообразием, но чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.

5. Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.

6. Не умеют еще дети младшего школьного возраста передавать перспективные сокращения предметов при их изображении, рисовать загораживание одних предметов другими.

7. Для них свойственна передача мелких второстепенных деталей в рисуемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.

8. Не имея достаточных навыков работы красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер.

Несмотря на все эти особенности изображения, рисунки детей почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей и, особенно, получивших большое распространение в настоящее время, мультипликационных фильмов.

Посмотрев на рисунок ребенка, можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 709;

Рисунки для детей

В этой рубрике собраны уроки рисования для детей. Шаг за шагом вы сможете нарисовать любимые детские персонажи из мультфильмов, животных.


Рисунок Патрика для детей
У мультяшного героя Патрика довольно смешное неуклюжее тело. По сути своей, Патрик является морской звездой, поэтому он имеет пятиконечную форму тела.


Рисунок Губки Боба для детей
В этом разделе мы попробуем поэтапно нарисовать Губку Боба или Спанч Боба, кому как нравится.


Как рисовать Ежика Соника
Благодаря тому, что урок сделан поэтапно, вы легко сможете научиться рисовать ежика Соника.


Как рисовать Винни Пуха
Рисовать Винни Пуха поэтапно совсем несложно и картинка Вини Пуха обязательно у вас получится хорошо.


Рисуем сами Шрека поэтапно
В этом разделе мы научимся рисовать мультяшного Шрека.


Как нарисовать мультяшных Смешариков
Если вы умеете пользоваться красками, то раскрасьте смешариков яркими красками или цветными карандашами.


Рисунок смешарика Ежика
Рисунки мультяшных героев Кроша и Ежика объединяет одна общая деталь — форма их тела выполнена в виде шарика.


Как нарисовать Снегиря поэтапно
Снегирь — маленькая, но очень красивая и красочная птичка. Попробуйте нарисовать поэтапно эту птицу вначале карандашом, а после раскрасьте рисунок красками или цветными карандашами.


Как рисовать птицу Тукан
Рисунок птицы тукан, раскрашенный красками, выглядит очень эффектно и может стать неплохим украшением вашей детской комнаты.


Как нарисовать Утку
Рисунок этой птицы выполнен также поэтапно, только на графическом планшете.


Рисунок Пингвина для детей
Рисовать птицу пингвина довольно увлекательно, потому что несложно и рисунок получается очень даже красивый.


Рисунок Лебедя для детей
Лебедь — очень красивая птица и многие детские рисунки посвящены этой птице.


Рисунок Ромашки карандашом
Цветок ромашки рисовать несложно. Важно лишь вначале сделать простенькую разметку контуров лепестков.


Как нарисовать Подсолнух
Точно также как и ромашку можно нарисовать и цветок подсолнуха.


Как нарисовать Листья карандашом
Осенняя листва деревьев, словно огромный красочный букет украшает наши улицы и дворы. Поэтому я и решил размесить в рубрике о цветах рисунок листка клена.


Как нарисовать Замок
Рисунок замка — это хороший урок для обучения рисованию зданий и домов.

Как научить ребенка рисовать в 5 лет: поэтапно простые рисунки


Как нарисовать Дом карандашом
Дом должен смотреться симметрично, поэтому нужно точно разметить размеры высоты, ширины и т.д. с помощью линейки.


Рисуем Звезду карандашом
Прежде чем рисовать пятиконечную звездочку нужно с помощью циркуля нарисовать на бумаге окружность.


Рисунок Пиратской Карты
Карты местности были известны с древних времен, но для нас они в первую очередь предмет пиратских времен.


Учимся рисовать Снежинку
Чтобы нарисовать снежинку, кроме карандаша нужна обязательно линейка.


Как нарисовать Снеговик поэтапно, для детей
Все дети любят лепить зимой снеговиков. Попробуйте теперь нарисовать снеговика, закрепив ваши впечатления на листе бумаги.


Рисуем Кружку карандашом
Чтобы научиться рисовать различные объекты, животных вначале нужно попробовать нарисовать простые предметы, например кружку, стакан или бокал.


Как нарисовать Самолет поэтапно
Рисовать самолет не так уж и сложно. Для того чтобы нарисовать самолет, нужно лишь знать некоторые его особенности.


Как нарисовать Снегурочку
Рисунок Снегурочки выполнен на графическом планшете поэтапно. Вы можете использовать этот урок, чтобы нарисовать Снегурочку обычным простым карандашом.


Как нарисовать Хомяка
Но поскольку учиться рисовать этого домашнего питомца, скорее всего, вместе со мной будут маленькие дети, я сделал этот урок как можно проще.


Учимся рисовать Ослика
Ослик из мультфильма немного другой, чем на моем рисунке. Но, если вам нравится герой мультфильма Осел, то вы можете использовать этот урок чтобы его нарисовать.


Как нарисовать Кролика
На этом уроке учимся рисовать еще одно домашнее животное — кролика.


Как нарисовать Банан поэтапно
Совсем несложно нарисовать банан. Достаточно сделать первоначальную разметку в виде прямоугольника и разделить его на две части.


Как нарисовать Грибы
Рисунок гриба выполним поэтапно, вначале простым карандашом.


Учимся рисовать Улитку поэтапно
Рисунки природы — это не только растения и цветы, но и обычная, ничем не привлекательная улитка.


Как нарисовать Божью Коровку
Божью коровку обязательно нужно раскрасить цветными карандашами или красками.

Top

Рисование для детей

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОГО РИСУНКА

1. Длительный учебный рисунок с натуры, является главной, традиционной формой обучения искусству рисунка.

Основными задачами являются: 1) научится посредством рисунка передавать форму, пластические свойства, характерные особенности изображаемого объекта, 2) развитие способности аналитического восприятия объектов окружающего мира, развитие объемно-пространственного мышления. Длительный учебный рисунок в процессе решения учебных задач позволяет практически обосновать теоретические основания учебного курса рисунка сформировать практические умения и навыки, связанные с процессом создания графического изображения на плоскости листа бумаги.

Теоретическое основание учебного курса рисунка предопределяет, объясняет и обобщает сущность процесса обучения. В число теоретических знаний включаются: основы наблюдательной и линейной перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика и др.), основы пластической анатомии человека и животных, основы композиции. К умениям же можно отнести:

1) владение методамипостроения изображением (например, последовательностью работы над рисунком по этапам (компоновка, построение формы, выявление формы и обобщение на основе принципа «от общего к частному, от частного к общему»);

2) владение техническими приемами рисования, (как держать в руке карандаш, как проводить линии и штрихи, как накладывать «тон» и т. д.).

В методике учебного рисунка определены две основные формы работы над изображением: длительная штудия и краткосрочные, в основном, односеансные наброски и зарисовки.

Это разделение обусловлено разницей цели и учебных задач учебного рисования в каждом конкретном случае. И та и другая форма работы, при правильном целеполагании, способствует углублению различных уровней знаний о натуре; накоплениюопыта рисования, заключающегося в первую очередь в овладении техническими навыками и приемами ведения работы(постановка руки и глаза, владение изобразительным языком искусства рисунка, его выразительными и изобразительными средствами), а также способствует развитию специфических физических и психологических качеств личности художника, его способности эмоционально-рационального контакта с окружающей действительностью в процессе познания, и как следствие – многоуровневому личностному росту.

В методике организации длительного учебного рисования, традиционно преобладание статичной, малоподвижной или не живой натуры, что связано со спецификой многосеансного ведения рисунка, целью которого является, обычно, – глубокое изучение натуры по нескольким показателям: форма, конструкция, объем, светотень и т.д.

Длительное учебное рисование предполагает соблюдение определенных правил последовательности ведения работы.

Эти правила, в методике преподавания рисунка, сформировались в логически-последовательные этапы, соблюдение которых в процессе рисования способствует, с одной стороны правильной последовательности восприятия и изучения натуры, с другой стороныорганизации системно-ориентированного учебного процесса:

1) с повышенным уровнем эффективности усвоения материала( в следствии ясности и определенности постановки задачи каждого этапа выполнения рисунка),

2) с наименьшими затратами времени,

3) наименьшим количеством ошибок в рисунке.

Формирование системы этапов(или стадий) для длительного учебного рисования осуществляется с учетом частных показателей и условий проведения учебного процесса, таких, например, как: характер цели и задач выполнения учебного задания, возрастные особенности и степень подготовленности обучаемого коллектива и т.п. Основополагающими принципами формирования системы этапов длительного рисования все же являются общедидактические принципы конструирования учебного материала, теоретическое, методологическое основание реалистического искусства,.

Рассмотрим примернуюсхему формирования этапов ведения рисунка, с задачами реалистического изображения, возможно более полного поиска и передачи визуальных характеристик объекта изображения.

1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).

Прежде чем приступить к решению первой практической задачи длительного рисунка – определения композиции, или компоновки изображения на плоскости листа бумаги, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, обычно, подбираются в соответствии с определенной темой, продиктованной учебными задачами.

2. Изучить физические характеристики постановки. Отсутствие достаточной информации о предмете изображения, о его расположении, пропорциях, взаимосвязях с другими элементами постановки в процессе рисования может привести к механическому копированию предметов без осмысления конструктивных взаимосвязей формообразующих элементов. Необходимо проанализировать, разглядеть постановку со всех сторон, с учетом конструкции, освещенности ‑ выявить наиболее выгодные положения (а их, как правило, немного).

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 167;

Похожие статьи:

Обучение рисованию человека.

Рисованию человека уделяется очень большое внимание в процессе обучения изобразительной грамоте. Ведь чтобы подойти к решению сложных задач выполнения портретов или жанровых сцен, прежде необходимо научиться рисовать голову и фигуру человека. То есть, уметь конструктивно строить живую форму, показывать пропорции и движение, связывать отдельные детали в одно целое. Пока рисовальщик не сможет выполнить эти основные задачи, он не сможет передать индивидуальность каждого человека и научиться передавать его внутренний мир.

Научиться рисовать голову и фигуру человека не так просто. Необходимо иметь большой опыт в рисовании перспективного и конструктивного построения формы в пространстве, знать анатомическое строение человека, умение передавать тоном объем. На первом этапе обучения рисованию человека главная задача – добросовестное изучение пластической анатомии человека, лепке объемной формы тоном и цветом. Поэтому рисованию живой натуры всегда предшествует рисование гипсовых слепков частей головы, кистей рук, ступней ног, гипсовых голов. Начинающему художнику важно при этом развивать чувство пропорций, без чего он не сможет передавать сходство при изображении сложных форм человеческого тела.

Преподаватели школы «АртВилль» в процессе обучения рисования головы человека разделяют курс на несколько очень важных этапов:

  1. Рисование гипсовой головы карандашом;
  2. Рисование головы в технике гризайль;
  3. Изображение головы при дневном свете;
  4. Живопись головы в условиях искусственного освещения;
  5. Изображение головы в условиях пленэра;

После рисования головы человека наши студенты переходят к изучению пластической анатомии фигуры, рисованию скелета руки, ноги, стопы, торса.

Пошаговое рисование для детей 4-6 лет

Далее на занятиях обучения рисования человека выполняются рисунки с гипсовых слепков отдельных частей тела и живых моделей карандашом. Потом рисуют гипсовую фигуру человека, а затем переходят к рисованию живой обнаженной модели в различных положениях, начиная со спящего человека.

Завершается курс обучения рисования с натуры изображением одетого человека. Это самый сложный этап, поэтому качественное освоение предыдущих этапов очень важно. Для правильного определения направления и расположения тканей одежды, ее складок, изгибов, взаимоположения частей тела в движении придется постоянно представлять себе под одеждой особенности анатомического строения конкретного человека.

Художественное изображение человека – один из самых сложных курсов изобразительной грамоты, но под руководством наших опытных преподавателей Вы сможете по завершении обучения нарисовать портрет в полный рост любого человека так, что он узнает себя и останется довольным.

Возврат к списку