Обучение чтению по доману
Содержание
- Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?
- Как, не умея говорить, можно научиться читать?
- Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд(по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка»)
- Обучение чтению по методике Глена Домана
- Как работать с карточками Домана
- Chesnachki.ru
- Карточки Домана для самых маленьких
- Суть методики Глена Домана
- Развиваем малыша с карточками Глена Домана
- Как сделать Карточки Домана самостоятельно?
- Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки
- Цель, задачи, принципы обучения чтению.
- Развитие детей по методике Глена Домана (видео и карточки)
Глен Доман (1920 — 2013)– американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.
Глен Доман первым начал заниматься с новорождёнными детьми.
Результаты были удивительные: дети легко научились читать, считать, отличались сообразительностью и эрудицией.
Разработки Глена Домана легли в основу многих методик компании «Умница».
Для обучения Доман взял старинную англо-германскую систему: показ и проговаривание целого слова.Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне.
Доман уверен, что начинать учить ребенка читать следует в год или даже раньше. Такое раннее обучение станет импульсом к дальнейшему успешному развитию малыша.
Доман считает, что «Человеческий мозг — это совершенный компьютер, который подчиняется такой же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь.
При этом если мы будем забивать головы детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
В раннем возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слова слишком быстро показывают и часто меняют и малыш не успевает к ним привыкнуть). Таким образом, получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно.
Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?
Заниматься с малышом нужно с раннего возраста;
Занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
Пополняйте карточки новыми словами ежедневно;
Одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
Заниматься нужно только тогда, когда у малыша хорошее настроение;
Всегда радуйтесь успехам вашего ребенка и хвалите его;
Проводить занятия следует систематически и регулярно;
Занимайтесь только тогда, если это нравится вам и вашему ребенку.
Как, не умея говорить, можно научиться читать?
Методика Домана ставит во главе раннего обучения чтение и математику. Обучение чтению по Доману сводится к механическому запоминанию слов – так ребенок сразу научится читать целые слова, минуя чтение по буквам и слогам. Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. В качестве пособия используются карточки Домана: ребенку несколько раз в день показывают слова, написанные крупными красными буквами на карточках.
Также Доман много внимания уделяет обучению математике. Он предлагает заменить абстрактные числа, которые ребенку сложно понять, карточками с определенным количеством точек (кружков). Ребенку показывают карточку с точками и называют, сколько точек на ней изображено. В результате регулярного показа ребенок научится на глаз определять количество точек без пересчитывания и выполнять в уме арифметические действия.
Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд
(по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка»)
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной кошки, вы можете сказать ему:
1. Отстань;
2. Это "мяу-мяу";
3. Это "кот";
4. Это " мейн-кун";
5. Показать ему десять картинок с котами;
6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с котами и сказать: "Посмотри, все эти картинки изображают животных, которые называются "кот": бенгальская кошка, британская короткошёрстная, девон рекс, сфинкс и др.).
Доман утверждает, что если вы выберете именно шестой вариант, то малыш сможет сам сделать выводы: все коты имеют шерсть, хвост, лапы и т.д., но отличаются окрасом, размером, ростом и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.
Обучение чтению по методике Глена Домана
для лучшего восприятия слова малышом используют одновременно 3 способа: картинка (большое изображение), надпись большими красными буквами и четкое произношение слова;
карточки должны быть большими, чтобы малыш легко различал и рисунок, и отдельные буквы;
показывать их нужно быстро (максимум 5-10 секунд), но повторять занятия следует регулярно, постепенно увеличивая нагрузку;
Как работать с карточками Домана
1-й день:
В течение 5-20 секунд показываем ребенку друг за другом пять карточек со словами и четко произносим написанное на них: «мама», «папа», «собака» и т.д. Всё, занятие окончено.
Chesnachki.ru
Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.
2-й день:
Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день:
Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день:
Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день:
Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.
Карточки Домана на DVD
Методика Домана дает очень хорошие результаты. Дети растут настоящими интеллектуалами — они превосходят своих сверстников по уровню образного мышления, намного лучше понимают речь, более эрудированы, им проще даются сложные науки в будущем.
Рекомендуем для занятий:
«Чтение с пеленок» «Говорим с пеленок» «Творчество с пеленок» «Математика с пеленок»
Задать любой интересующий вас вопрос о выборе методики раннего развития «Умница», а также получить бесплатную консультацию можно по телефонам, по скайпу или в нашем официальном аккаунте ВК.
Вернуться к списку статей
Карточки Домана для самых маленьких
Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана – самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.
Суть методики Глена Домана
С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.
Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.
При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.
Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе – сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка.
Развиваем малыша с карточками Глена Домана
Важные моменты:
- Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
- Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
- Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
- Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
- Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
- Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
- Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.
Как сделать Карточки Домана самостоятельно?
Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.
Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.
Перейти в раздел обучение детей
Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки
Цель, задачи, принципы обучения чтению.
Общеизвестна роль художественной литературы в воспитании ребенка. Она является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Значимость уроков чтениясостоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений, формирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чувства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.
Литературное чтение — комплексный раздел обучения русскому языку, обеспечивающий полноценное литературное образование и формирование техники чтения.
Литературное чтение является ведущей идеей обучения и стержневым содержанием литературного образования.
Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, совершенствование навыка чтения, формирование способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности при переходе к изучению системного курса литературы в средних классах.
Задачи:
– совершенствование техники чтения учащихся вслух и молча (про себя); умения самостоятельно читать незнакомые, доступные по содержанию и форме, произведения (самостоятельное первое чтение), понимать логическое и образное содержание текста; уметь сопереживать, чутко реагировать на художественные достоинства произведения;
– целенаправленное развитие речевых и интеллектуальных умений в их сочетании при работе с текстом;
— воспитание культуры чтения, расширение читательского кругозора учащихся, формирование индивидуальных читательских интересов, устойчивого желания читать доступную возрасту литературу;
— формирование начальных знаний и умений литературоведческого характера; знаний об особенностях книги и других видах печатной продукции; об авторах популярных детских книг;
— расширение, углубление знания об окружающем мире; формирование мировоззрения ребенка, активной жизненной позиции.
Системный курс литературного чтения начинается со второго года обучения.
Представленное в программе содержание работы с детской книгой обеспечивает
занятие внеклассным чтением.
Специфика курса обучения заключается в комплексной подготовке, объединяющей совершенствование навыка чтения, освоение приёмов смыслового и
художественно-эстетического содержания книги и самостоятельное знакомство с
миром книг на основе сформированных читательских умений.
Содержание обучения составляет детская литература во всём объёме доступного младшему школьнику круга чтения и комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны читательской подготовки.
Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы.
Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируется в специально разработанных учебных ситуациях.
Круг детского чтения по годам обучения представлен концентрически с учётом доступности тематики, жанров, авторского разнообразия типов изданий, характера литературы — отечественной и зарубежной, созданной на русском языке или переводной.
.Учебный материал для каждого класса составляют произведения и книги разной возрастной направленности:
• Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту. Они предназначены для детального изучения, освоения приемов работы с текстом (знакомое содержание позволяет сосредоточить внимание на отработке определенных умений без ущерба для эмоционально-образного восприятия произведения).
• Произведения, предназначенные для младшего школьного возраста, составляют основное содержание литературного чтения. Здесь на первый план выступает эмоционально-образное освоение содержания на основе сформированных читательских умений.
• Произведения, изучение которых предполагается в средней школе. Они вводятся для ознакомительного (опережающего) чтения, которое позволяет
индивидуализировать обучение и обогатить читательский опыт (внеклассное чтение)
Содержание обучения, круг чтения практически не претерпели изменений. По жанрово-видовым особенностям учебный материал представлен в разных аспектах. При этом задается система последовательного освоения жанров от класса к классу: сказки, рассказы, стихотворения (1 класс); прибаутки, считалки, загадки, сказки о животных, литературные сказки (2 класс); бытовая сказка, игровой фольклор, повести, лирические произведения (3 класс); колыбельная поэзия, волшебная сказка, очерки, словарные статьи (4 класс)
Программа состоит из 5 частей:
1. Круг чтения.
2. Навык чтения.
3. Основные произведения и книги, литературоведческая пропедевтика.
4. Речевая и творческая деятельность.
5. Гигиена чтения
Современная система обучения чтению предполагает непременный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важный раздел — внеклассное чтение, целью которого является формирование у младших школьников знания детских книг, избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной самостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.
Тип правильной самостоятельной читательской деятельности — это есть сформированная у читателя способность к целенаправленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скучно, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторонней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.
Организация учебного материала для уроков внеклассного чтения предполагает приоритетом определенных направлений:
Подготовительный этап чтения — сказки и рассказы. Второй год обучения — научно-художественная сказка, произведения о природе.
Третий год обучения — повести, литературная сказка.
Развитие детей по методике Глена Домана (видео и карточки)
Четвертый год обучения — историческая книга, приключения и путешествия, поэзия.
Совершенствование навыка чтения осуществляется системно на материале фольклора и произведений детской литературы, содержание которых по замыслу авторов нацелено на отработку речевых произносительных навыков, на освоение языка и художественных особенностей текста. Процесс совершенствования навыка чтения определяется применением методов и приемов, направленных на формирование навыка чтения: словарная работа, выборочное чтение, постановка учебной задачи перед чтением, целенаправленное перечитывание, чтение по ролям и в лицах, применение комбинированного чтения «учитель – ученик», «ученик-учитель» и т.д.
Формирование практических приёмов освоения текста и литературоведческих представлений происходит в процессе чтения и анализа произведений, которые представляют собой образцы с заданными конструктивными и художественными особенностями. Постепенно вводится краткий комментарий, который уточняет представления об изучаемом факте или явлении и имеет пояснительный или инструктивный характер.
Литературоведческая пропедевтика носит ознакомительный характер. Аналитические умения основываются на литературоведческих представлениях и являются ориентиром для практических действий. Элементы терминологии вводятся и осваиваются на практическом уровне различения, сопоставления, выбора. Например, выделение рифмы, стихотворного текста. Различение элементов сказочного повествования в процессе чтения произведения: зачин, повторы, концовка. Различение при чтении скороговорки и загадки и т.д.
Литературное чтение и литературные беседы являются основной организационной формой работы. Чтение, анализ произведения, знакомство с книгой сопровождаются комментарием с привлечением информации о времени создания произведения или книги, истории из жизни писателя, его литературного окружения, о событиях истории и культуры, которые связаны с книгами, писателями, произведениями и т. д. Эти формы работы строятся на основе выразительного чтения, культуры взаимодействия более опытного читателя со своими собеседниками и использования всех методов изучения произведения и книги, доступных младшим школьникам.
В комплекс методов, обеспечивающих эффективное освоение программы обучения, входит весь арсенал методов, накопленный отечественной методической наукой: эмоционально-понятийный метод, метод объяснительного чтения, литературного чтения, чтения-рассматривания и творческого чтения. Их последовательное введение и разумное сочетание определяется уровнем и характером подготовки учащихся, спецификой учебного материала книг и произведений, замыслом урока, творческим подходом учителя к реализации программы.
Практическая реализация программы обучения ориентирована на ведущий компонент читательской подготовки младшего школьника — сформированность навыка чтения, поскольку этот уровень дает возможность осуществлять самостоятельную читательскую деятельность определенного характера.
Периодизация обучения выстроена с учетом принципа концентризма. Для каждого периода определена ведущая система умений, которая соответствует своеобразию читательских навыков, а именно:
в подготовительный период техника чтения от нулевого уровня до чтения вслух с темпом 40 слов в минуту при устойчивом слоговом чтении с переходом на комбинированный способ СГ + ЦС (слогами + целыми словами) определяет самостоятельное освоение текста на фактическом уровне и возможность знакомства с литературой на основе слушания и чтения-рассматривания (1 класс);
в основной период становление чтения вслух целыми словами с темпом от 40 до 60 слов в минуту с преобладанием темпа чтения про себя над темпом чтения вслух определяет возможность самостоятельного освоения содержания текста на смысловом уровне (1—2 классы);
темп чтения 60—90 слов в минуту вслух и освоение продуктивного способа чтения про себя дает возможность овладевать отдельными приемами углубленного понимания текста и выбором книг в соответствии с ситуативными читательскими предпочтениями, осуществлять самостоятельное чтение книг без непосредственного участия старшего (2—3 классы);
в завершающий период сформированность темпа чтения 80—110 слов в минуту вслух и освоение системного продуктивного способа чтения про себя дают возможность переходить к углубленному пониманию текста и целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг по заданию и интересам (3— 4 классы).
Переход от одного этапа к другому определяется программными требованиями с учетом того, что процесс становления знаний, умений и навыков носит подвижный характер. Читательские навыки имеют личностно-ориентированный характер и прямо зависят от книжного окружения, культурообразующей среды в школе и дома
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: