Образование в финляндии
Содержание
- Финское образование – лучшее в мире! Да ладно?!
- 10 причин, почему финская система образования лучшая в мире
- Образование в Финляндии. Как устроен и сколько стоит финский детский сад
- Почему финская система образования лучшая в мире
- Среднее образование в Финляндии
- Образовательная система Финляндии: перспективы для иностранных школьников и студентов
О финском образовании говорят многое. В Европе оно признано одним из лучших, а вот россияне часто выражают недовольство, на их взгляд, слишком простой учебной программой. Сегодня в школах Финляндии сложилась непростая ситуация, с которой учителя не всегда успевают найти правильное своевременное решение.
Финское образование – лучшее в мире! Да ладно?!
Классы столичного региона переполнены детьми с различным уровнем подготовки, в основном из-за недостаточного понимания финского языка переселенцами. Для школьников, отстающих по тому или иному предмету, учителя используют несколько иную программу обучения. А вот для одарённых детей более углубленных программ не предусмотрено, во всяком случае в обычных муниципальных образовательных учреждениях.
Плюсы и минусы
За несколько десятилетий финская общеобразовательная школа сменила тактику обучения в сторону индивидуального подхода к каждому ученику, что привело как к положительным результатам, так и к возникновению сложностей. К концу семидесятых годов в начальных классах ещё трудились над написанием прописных букв. Обучение базировалось на книгах, периодически разбавляемое простыми развивающимися играми. С семидесятых началось слияние народных школ в единую среднюю систему образования доступную для всех.
На сегодняшний день в Финляндии открыты порядка 3.200 средних школ, из которых 2% составляют государственные и частные учебные заведения. Программа базовой учебной программы во всех школах страны предоставляется одинаковая. Разница прослеживается в дополнительных дисциплинах, факультативах и методах обучения.
Постепенно в течение десятилетий программа обучения претерпевала изменения благодаря социальным переменам в Финляндии, главным образом из-за концентрации людей в крупных населённых пунктах, начавшейся в 1960-х годах. С 90-х Финляндия становилась все более интернационализированной. С этих времен появилась в стране необходимость в пересмотрении методов базового обучения, требующей более индивидуалистической направленности. Но, чем дальше вес, тем больше дров…
Десять лет назад школьные классы состояли из более менее одинаково подготовленных ребят, умеющих держать себя в подобающих рамках на уроках. Сейчас, по мнению учителей с десятилетней стажем, ученики стали как никогда представлять многонациональный пирог, поэтому допустимые нормы с каждым годом растягиваются с резиновой эластичностью. В то время, пока педагог пытается работать с отстающими школьниками, остальные одноклассники впустую тратят учебное время. Однако, разбить детей на группы по уровню знаний также невозможно, поскольку теряется основная цель финского образования — предоставление равноценного школьного образования для всех.
Прогрессивные методы
Для установления эффективного контакта со школьниками, учителя прибегли к помощи социальных служб, психологам, работникам детских консультаций, переводчиков, религиозных и других общественных организаций. Традиционный школьный дневник канул в Лету — вместо него организована электронная персонализированная система связи с родными учеников, с помощью которой адресуются не только замечания и похвалы учителей, но и опоздания и отсутствие на уроке ученика. Кроме того, возможности этой электронной системы Wilma позволяют двусторонним способом рассылать каждому на страничку последние новости из школьной программы, изменения в расписании и домашние задания.
В последние годы обучение в школах Финляндии стало базироваться на вербальной основе в форме обсуждений, хотя до сих пор конкретные методы подбирает преподаватель, исходя из собственных убеждений. Однако, чрезмерные игровые приемы на уроках могут сослужить медвежью услугу, предупреждают исследователи, поскольку учёба — это труд.
По другую сторону баррикады сгруппировались педагоги, считающие игровую форму обучения одним из благоприятных для ребенка способов усвоить материал. Тем не менее, ежегодный рост объёма материалов вновь заставил многих школьных учителей пожалеть о твёрдо структурированной программе. В последних проведённых опросах сами ученики пожелали иметь обычный рутинный школьный день без экспериментальных игр и других нововведений. Одним из таких положительных, с точки зрения представителей образовательного сектора, нововведений стал переход от заучивания наизусть текстов к разговорным заданиям.
В наше суетное время наука развивается столь быстрыми темпами, что не успевает своевременно втиснуться в школьные учебники. Эту проблему педагогический персонал решает посредством изучения электронных изданий. Очень скоро выяснилось, что компьютеризация учебного процесса в финских школах как упростила, так и осложнила обучение, поскольку не все ученики способны эффективно фильтровать большой поток информации. За компьютером ученики упражняются вначале ограничивать критерии поиска и подбирать источники информации. В том, что риск просмотра ребёнком отвлекающих сайтов во время учёбы носит отрицательный характер, признаются как сторонники консервативных способов обучения, так и экспериментальных.
Преобразования коснулись и средств обучения. Кроме компьютеров, финские школы обзавелись камерами, с помощью которых руки учителя могут быть освещены весь урок. На стенах вместо обычных школьных досок висят высокотехнологичные мониторы с сенсорным экраном. Процесс работы с сенсорной доской утихомиривает младших школьников, вызывая неподдельный интерес и желание взаимодействовать с учителем. Путешествовать по планете на уроке географии по карте без использования новейших технологий уже кажется очень скучным занятием. Теперь проектор, подключённый к компьютеру, выводит на белом экране, размером со стену, увлекательные слайды и видеоролики, крутит виртуальный глобус, совершая заданные остановки.
Внимание каждому
Условия получения базового среднего образования в Финляндии улучшились для детей с нарушениями психики и концентрации внимания, с синдромом Туретта и Аспергера. Бывшие спецшколы для больных детей упразднились, а их постояльцы переместились в обычные образовательные учреждения вперемешку с остальными учениками на радость педагогическому персоналу.
К таким детям, естественно, приставлены персональные помощники, которые фактически и следят за усвоением учебного материала. В реальности у рядовых учителей нет ни времени, ни медицинских навыков общения и ухода с проблемными в плане здоровья школьниками.
Для совершенствования гибкой учебной программы с возможной доступностью для каждого учащегося в Финляндии были использованы различные стили обучения. Речь идет о кинестетиках, аудиалах и визуалах. Первые психотипы человека лучше воспринимают новую информацию в движении и посредством касания предметов, вторым необходимо побольше услышать, а третьим — увидеть.
На педагогических факультетах финских университетов применению этих методов в практике отведена львиная доля обучения. Например, дробные вычисления кинестетики усваивают наилучшим образом с использованием вспомогательных блоков.
Если раньше ученик, грызущий во время урока ручку, вертящий в руках пенал или колупающий край стола, мог вполне получить выговор от преподавателя, то сейчас такие действия воспринимаются как нормальное состояние для данного ребенка. Непоседе поможет успокаивающий мяч, а может и особая подушка на стул, которая упрощает процесс сидения длительное время.
В начальной школе наиважнейшей задачей для классного преподавателя является создание безопасной среды обучения с поддержанием интереса к учёбе. Финская молчаливость как черта характера зарождается уже со школьной скамьи. Уроки молчания, во время которых не разговаривают даже учителя, сейчас становятся все более распространенным способом приучать детей соблюдать тишину в школах.
Для установления молчания преподаватель обычно использует специальные жесты, практикующие в конкретной школе или предметы: с их показом ожидается начало тишины. Голос учитель соответственно не повышает. Провинившиеся получают пометки, которые по мере накопления могут привезти к связи с родителями ученика, к помощи психолога и, в конечном счёте, к подаче заявления в органы социальных служб.
Елена Тарса
10 причин, почему финская система образования лучшая в мире
Школы Финляндии (лицеи) после 9 класса: учеба на английском языке
В Финляндию после 9 класса: что вас ждет
Лицей – первый шаг к обучению в Финляндии. В России лицей – это престижно. Финский лицей престижнее вдвойне. Вас ждут:
- Европейский аттестат;
- Свободный английский;
- Второй иностранный язык по выбору;
- Индивидуальный план обучения;
- Поступление в любой университет мира;
- Самостоятельная жизнь уже в 16 лет.
И все это за 3 года обучения в школе Финляндии.
Финское школьное образование считается одним из лучших в мире. Его преимущества:
- Строгий отбор поступающих и учителей;
- Современные классы и оборудование;
- Комфортабельное жилье для студентов;
- Выпускной экзамен соответствует уровню вступительного в университет Хельсинки.
Программа обучения в Финляндии для старшеклассников
Цель лицея Финляндии – подготовка к поступлению в университет.
Первый год – интенсивное изучение английского языка и общих предметов.
Второй и третий – студент сам планирует обучение. Можно выбирать предметы и их уровень сложности.
Группы предметов на выбор:
- Английский язык и литература;
- Иностранные языки;
- Бизнес и экономика;
- Естественные науки;
- Математика.
Обязательная часть обучения – исследовательская (творческая) работа.
После учебы студенты получают белые кепки лицеиста – знак окончания престижного лицея.
Аттестат лицеиста дает преимущества при поступлении в любой европейский университет.
Как поступить в Финляндию после 9 класса
В лицеи Финляндии принимают, в основном граждан Финляндии и ЕС. Поступить туда – редкая возможность, и у вас она есть.
Для этого нужны:
- Загранпаспорт;
- Анкета;
- Табель школьных оценок,
- Мотивационное письмо, почему вы хотите после 9 класса учиться в школе Финляндии.
Чтобы подать документы правильно и в срок, заполните заявку на консультацию в UNIF сейчас.
Города, где есть школы на английском языке
Иматра
Куопио
Лаппеенранта
Соткамо
Йоэнсуу
Лахти
Хельсинки
Эти города Финляндии так же безопасны и комфортабельны, как и все остальные.
Лицеи Финляндии на английском языке
Для русских школьников подойдут эти школы:
Школа Иматры
Школа Куопио
Школа Соткамо
Школа Йоэнсуу
Школа Лахти
Школа Эспоо (Хельсинки)
Школа Ressun (Хельсинки)
Вступительные экзамены:
- Английский язык;
- Математика;
- Собеседование.
Вступительные экзамены необходимо сдавать в выбранном лицее.
Если вы выбираете несколько школ, то нужно съездить в каждую из них. Больше об экзаменах и подготовке к ним читайте здесь.
Экзамен идет обычно 2 часа ( с 9 до 11 часов по финскому времени).
Предметы в финских лицеях
Обучение длится три года: в первый ученики пробуют себя в каждой научной области, чтобы оставшиеся два посвятить углубленному изучению предметов, которые пригодятся им при поступлении в вуз.
Обязательные курсы в лицеях Финляндии
Предметы по выбору в финских школах
Читайте мнения абитуриентов об обучении в лицее Финляндии, а также интервью с Валерией, которая начала обучение в 2016 году и отвечает на самые важные вопросы поступающих.
С чего начать? Как готовиться? Как обойти все подводные камни?
Узнайте на консультации со специалистами UNIF или свяжитесь с ними по телефону 8-921-528-80-00 (теперь и в Viber) или по электронной почте info@unif.pro.
Чтобы первыми получать информацию от финских школ вступите в нашу группу ВКонтакте или подпишитесь на Facebook.
Передовые технологии и методики обучения
Помимо привычной классно-урочной системы в Смарт Скул используются другие эффективные образовательные технологии, такие как технологии модульного обучения, технология проектного обучения и технология образовательных лабораторий.
Образование в Финляндии. Как устроен и сколько стоит финский детский сад
В пятом классе мы запускаем технологию дистанционного обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В модули входят крупные блоки учебного содержания. Для составления программы выделяются основные научные идеи, вокруг которых в определённые блоки структурируется содержание учебного предмета, затем формулируется комплексная цель, имеющие два уровня: уровень усвоения учебного содержания и уровень ориентации на его использование в практике.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью проектного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представления о мире.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ — это получение образовательных услуг с помощью современных систем телекоммуникаций. Данные технологии дают возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающихся, который может изучать учебные курсы в любой последовательности и в любом темпе.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ предполагает изучение учениками материала в своем личном темпе в одном пространстве с другими учащимися под руководством опытного преподавателя. Обучение происходит в индивидуальном темпе и при возникновении вопросов каждый ученик может обратиться к учителю за помощью. В таком формате в Смарт Скул ведётся самостоятельное выполнение домашних заданий во второй половине каждого урока. Ученики выполняют свой собственный комплекс заданий, а тем кто успевает сделать больше, даётся дополнительное задание и в любой момент ребёнок может обратиться к педагогу за помощью.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СМАРТ СКУЛ
Несмотря на то что в Смарт скул в каждом классе от 8 до 12 человек, разный уровень детей предполагает дифференцированный подход в обучении. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается и по поддержке нашего тьютора, который находится постоянно в школе и ежедневно отлеживает особенности учебной деятельности у каждого ученика.
Совместно с родителями школа выстраивает наиболее эффективную траекторию для каждого ребёнка, даёт подробные рекомендации как можно подтянуть его знания, подкорректировать нейропсихрлогические показатели с целью сделать учебу легче и эффективнее.
Каждый ученик Смарт Скул выбирает в каких олимпиадах он будет принимать участие в течение года. В школе действует специальный рейтинг по участию в дополнительных активностях и соревнованиях. Ежегодно каждый ученик при желании может сдать экзамены на международный сертификат по английскому языку: YLE, KET, PET.
Технологии проектного обучения предполагают выполнение как групповых так и личных проектов, где каждый ученик может максимально себя проявить.
Реализация технологии образовательных лабораторий позволит детям работать в удобном для них темпе под руководством преподавателя, полноценная самостоятельная работа, когда ребёнок учится учиться.
Обучение в Смарт Скул осуществляется согласно федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС.
Мы используем наиболее эффективные учебные пособия по каждому предмету, одобренные министерством образования. Английский язык преподается по аутентичным учебникам иностранных изданий с целью достижения максимального эффекта в разных областях данного иностранного языка.
Основные учебные пособия дополнены материалами на усмотрение каждого педагога. Контроль образовательного уровня учащихся измеряется ежемесячно специально разработанными контрольными работами. 2 раза в году наши ученики сдают государственную аттестацию через школу партнёр ЧОУ СОШ НАШИ ПЕНАТЫ.
Аттестационные контрольные работы присылают в Смарт Скул и дети сдают экзамены в привычной комфортной для них обстановке под наблюдением наших преподавателей. Далее контрольные работы проверяют коллеги и оценки выставляются в электронный журнал. При получении положительных результатов ваш ребёнок переводится в следующий класс.
 
В школе ребенок проводит от 9 до 11 лет — большой период. Конечно, хочется не только овладеть необходимыми базовыми знаниями, но за это время получить и те знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни. Согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) одной из ведущих стран мира в области образования является Финляндия. «PISA — значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню» . Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:
                    грамотность чтения,
                    математическая грамотность,
                    естественнонаучная грамотность.
С 2003 года было введено еще одно направление — способность решать различные проблемы .
Чем объясняется успех финского образования?
Во-первых, главный принцип — равенство во всем. Во всех школах одинаковое оборудование, нет углубленного изучения отдельных предметов. Нам бы хотелось остановиться на равенстве родителей. Учителя не имеют права узнавать, кем работают родители, их заработок. В этом мы видим огромный плюс — учителя относятся ко всем ученикам одинаково, не зависимо от статуса родителя.
Главное равенство — равенство учеников. Все дети «одинаковые», нет «плохих», «слабых» и «хороших», «отличников». Учителям запрещено иметь «любимчиков», выделение ученика — повод к увольнению.
Особенно важно — равенство учителя и ребенка. Ученики не боятся, а уважают учителей. С первого класса детям объясняют их права, то, что они самостоятельная личность. Кроме того, с учителями заключают трудовой договор на учебный год. Если на учителя есть жалобы, его просто увольняют.
Второй главный принцип — индивидуальность. Детей не «сортируют» по классам, исходя из способностей. В классе одновременно ученики решают задачи разного уровня сложности. Для каждого составляется индивидуальный план обучения. Решил простую задачу — отлично. Переходишь к более сложной. Не решил сегодня — ничего страшного. Решишь завтра. На наш взгляд, это — огромный плюс. Дети не чувствуют себя неспособными, отстающими. Самооценка в таких условиях только повышается, растет чувство уверенности.
Третий принцип — практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое» . Экзаменов практически нет. Если они и проводятся, то можно пользоваться планшетами для поиска информации. Такой подход напоминает реальную жизненную ситуацию. Ведь самое важное — уметь найти информацию и применить ее.
Еще один огромный плюс отсутствия экзаменов — отсутствие стресса из-за страха не справиться и получить плохую оценку.
Четвертый принцип финского школьного образования — добровольность. Учителя стараются максимально заинтересовать ученика, но если ребенок хочет заняться на уроке математики чем-то своим — никто ему не мешает. Считается, что не всем предстоит конструировать космические корабли, кто-то должен уметь печь хлеб и водить автобус.
Но это не говорит о мягкости. Если ребенок прогуливает уроки, он должен отсидеть урок в прямом смысле. Причем, девятиклассника могут отправить в пятый класс. Если будет плохо себя вести, час не засчитывают.
Еще одна особенность учебного процесса заключается в том, что детям не обязательно сидеть за партами. Ученики могут сидеть на диванах или на полу.
Нам кажется, это замечательная идея. Во-первых, это помогает снять физическое напряжение и усталость. Во-вторых, атмосфера в классе более домашняя, открытая и расслабленная, в которой улучшается восприятие урока и его запоминание. Третье — в центре внимания — не учитель, а сами ученики.
Важная деталь, на наш взгляд, — отсутствие школьной формы. Ученики ходят, в чем удобно: кроссовки, джинсы, футболки. Главное — не то, во что они одеты, а их знания. Огромный плюс — ученики не скованны. Например, в школьной форме может давить ремень на брюках. Или как в рассказе «Пианино» Розмари Бордер — главный герой — одаренный пятнадцатилетний Энтони Эванс чуть не провалил свой первый музыкальный конкурс из-за тесной, «жгучей» пары новых туфлей . Кроме того, одежда помогает детям проявить индивидуальность и самовыражение.
Следующая особенность финской школы — в теплую погоду многие уроки проводятся на улице. А во время перемен ученики обязательно выходят на школьную площадку. Преимущество трудно переоценить: дети двигаются, при этом улучшается работа мозга, дети лучше воспринимают и запоминают изученный материал.
Домашнее задание практически не задают. Нам кажется, этому несколько причин: 1. дети должны отдыхать после школы; 2. ребята должны проводить больше времени с семьей. Например, в России задают много домашнего задания. Родители приходят после работы и вместо того, чтобы общаться с семьей, начинают делать с детьми домашнее задание или его проверять, часто «срываясь» на детей из-за усталости.
Еще одна важная деталь финской школы — учеников не вызывают к доске. Во-первых, многие ученики испытывают страх, чувство неуверенности, выходя к доске. Во-вторых, многие дети боятся стать «посмешищем», если ответят неправильно. Учитель просто задает общий тон урока, затем с помощником ходит между учениками, помогая и контролируя выполнение задания.
И последнее — в школах можно писать карандашом. Учитель проверяет задания тоже карандашом. При этом можно стирать и исправлять, сколько угодно. Это повторяет и международные принципы, например, на Кембриджских экзаменах YoungLearners также пишут карандашом. Даже экзамен IELTS, по результатам которого поступают в ведущие университеты мира, рекомендуется выполнять карандашом.
Итак, можно сделать вывод, что школьное образование в Финляндии дружественное к ученикам, имеет особые подходы, основывается на взаимопонимании и поддержке, что дает свои положительные результаты и выводит Финляндию на одно из ведущих мест в мире в области образования.
Почему финская система образования лучшая в мире
На наш взгляд, многие подходы, принципы и методы заслуживают тщательного изучения и применения в российской системе образования.
 
Литература:
 
-                URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
-                http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf
-                http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/
-                Border R., The Piano. Oxford Bookworms, 2008. — 58p.
Среднее образование в Финляндии
Среднее образование в Финляндии весьма дружелюбно к русским ученикам. Узнайте про сроки обучения в школах, какие типы учебных заведений бывают и где могут учиться русские дети.
В школу финны идут в 7 лет и учатся 9 лет. После 9 класса у ученика и его родителей есть выбор — гимназия, продолжительность обучения в которой составляет три года, или профессиональное училище. В гимназию идут те, кто планирует затем поступать в университет.
Одна из особенностей финской системы образования в том, что частных школ в стране уже практически нет.
Считается, что уровень образования во всех школах выровнен, а создание элитных классов и углубленное изучение отдельных предметов в ущерб другим не приветствуется.
Любой ребенок, постоянно проживающий в Финляндии, имеет право учиться в финской средней школе. Кроме того, существуют русско-финские школы. В таких школах учатся и русские, и финские дети, обучение ведется на двух языках. Помимо русского и финского, дети обычно изучают английский и шведский (второй государственный язык Финляндии), а также могут выбрать в дополнение к ним немецкий, французский, итальянский или испанский. Некоторые из двуязычных школ являются частными, но большинство все-таки государственные, поэтому обучение в них бесплатное. В числе таких школ — Финско-русская школа в Хельсинки и Финско-русская школа Восточной Финляндии.
Совсем недавно были проведены конкурсы среди школ разных стран, Финляндия занимала почётные призовые места практически по всем категориям. Даже не сам факт того, что школы этого государства показывают столь высокие результаты шокировал педагогов других стран. Удивительно то, что несмотря на высокий уровень знаний, финны катастрофически мало уделяют времени учёбе.
Дело в том, что школу можно посещать чуть ли не добровольно. Финны спокойно относятся к тому, что их дети предпочитают получению среднего образования другие занятия.
Особенности среднего образования:
- Равенство всех школьных заведений. Лишь недавно правительство Финляндии отменило постановление о том, что финны могут отдавать своих детей исключительно в средние школы Финляндии, находящиеся в относительной близости к дому. Все образовательные заведения создаются по определенному шаблону. В них одинаковое оборудование, ремонт, качество преподавания, похожая планировка помещений. В Финляндии нет частных, элитных школ, все учреждения общего среднего образования финансируются государством.
- Равенство учеников. В школах Финляндии преподаватели не имеют право относиться к ученикам по-разному. Строго запрещено заводить «любимчиков» или выделять плохих учеников. Если такое возникает, школа разрывает контракт с преподавателем. Удивляет и тот факт, что здоровые дети учатся в одних классах с детьми с ограниченными возможностями, в обычных школах. В среднестатистическом классе можно встретить ребёнка в инвалидной коляске, с серьезными дефектами и речи или незначительными задержками развития. Все школы содержат оборудование, необходимое для обеспечения нужд такого совмещенного образовательного процесса.
- Обучение в школах является абсолютно бесплатным. Все школы спонсируются государством, выделяются деньги на ремонт, питание детей, закупку оборудования, зарплаты учителей.
Образовательная система Финляндии: перспективы для иностранных школьников и студентов
Каждого ученика снабжают канцелярскими принадлежностями, формой, ранцем. Власть старается по максимуму облегчить жизнь школьников и сделать систему образования абсолютно бесплатной. В каждой столовой ребёнка будут кормить, учитывая его индивидуальные вкусы или диету. Экскурсии и поездки оплачиваются за счет государственного бюджета.
- Отсутствие такого понятия, как «домашняя работа». Школьникам никогда не задают задания на дом. Объясняют это просто: у ребёнка должно быть время для отдыха и поведения времени с семьёй.
Читайте далее: