Обязательное страхование гражданской ответственности

19.03.2019 0 Автор admin

Введение…………………………………………………………………с.3

  1. Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………………………..с.6

  2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ………………………….с.9

  3. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и определение размера страховой выплаты……………..с.14

  4. Порядок осуществления страховой выплаты…………………….с.17

Заключение……………………………………………………………..с.19

Список использованных источников…………………………………с.20

Приложение…………………………………………………………….с.22

ВВЕДЕНИЕ

Практически никто не знает имя самого первого в мире человека, застраховавшего личный автомобиль. 1 февраля 1898 года житель Америки Т. Мартин направился в страховую фирму и заплатив 12 $ 25 центов, оформил страховку с возмещением в 500$. Автомобиль был застрахован от аварий с лошадьми и каретами.

В результате, через 3 года после изобретения автомобиля, в Соединенных Штатах Америки стало происходить формирование автомобильного страхования. Конечно в XIX веке подобное страхование не обрело обширного распространения, по причине маленького размера автопарка в США. В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон, требовавший обязательное cтрахование машин.

Через незначительное время обязательное автострахование стало непременным на всех землях США.

Европа с незначительным запозданием аналогично внедрила ОСАГО. В конце 1940-х годов почти во всех странах Европы был реализован закон об обязательном страховании автомобилей.

Наша страна в подобном вопросе оторвалась от развитых стран примерно на 100 лет. Лишь по прошествии пол столетия об ОСАГО заговорили вновь, но старание введения этого не одобрилась в ЦК КПСС.

А лишь в 1991году в нашей стране возникло добровольное автострахование, а с лета 2003 года на всей территории РФ приняли закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.

В настоящее время в России зарегистрировано достаточно большое количество транспортных средств, соответственно и их владельцев в нашей стране немало. Также мы довольно часто становимся очевидцами различных дорожно-транспортных происшествий как своими глазами, так и благодаря различным средствам массовой информации, рассказам знакомых и близких.

По данным статистика аварийности в Российской Федерации за Январь-Ноябрь 2010 года, официального сайта ГИБДД, масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. За 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 (-1,7%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 24 109 (-4,6%) человек, а 228 777 (-1,8%) человек получили ранения.

11 056 (-5,4%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 783 (-19,5%) человека погибли, а 16 144 (-6%) человека получили ранения.

За указанный период произошло 18 802 (+1,4%) ДТП с участием детей, в которых 821 (-4,4%) ребенок погиб, а 19 643 (+1,7%) ребенка получили ранения.

Данные дорожно-транспортные происшествия порождают обстоятельства, из которых вытекают такие последствия, выражающиеся причинением вреда жизни, здоровью и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.

За 9 месяцев 2010 года было заключено 127,6 млн. договоров, что на 44,4% больше, чем за 9 месяцев 2009 года. При этом 93%заключенных и 91% действовавших договоров за 9 месяцев 2010 года приходится на страхование населения. Совокупная страховая премия за 9 месяцев 2010 года выросла на 7,6% и составила 777 млрд. руб., выплаты выросли на 5,9% и достигли 556,1 млрд. руб. Рост премий зафиксирован по всем видам страхования. Крупнейших 10 компаний на рынке собирают 45,6% всех премий, на рынке ДС+ОСАГО – 56,2%, концентрация продолжает расти. На 30.09.2010 в России было зарегистрировано 640 страховых компаний, их количество продолжает сокращаться.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие между участниками обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в частности страховщиками и страхователями, потерпевшими и другими лицами.

Предмет исследования составляют нормы гражданского, страхового права, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, законе РФ об организации страхового дела в РФ и других законных и подзаконных актов.

Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере страховой деятельности в области автогражданской ответственности.

Данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников и литературы.

1.ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Согласно Гражданскому кодексу РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010)одной из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования.

Обязательное страхование

Данный вид страхования регулируется законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» "Российская газета", N 6, 12.01.1993., а также специальным Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля 2010 г.)

Основной целью вышеуказанного специального закона является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

Статья 1 ФЗ об ОСАГО дает понятие владельца транспортного средства, согласно которому таковым является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на другом законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем транспортного средства.

Также в данном законе приводится понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор ОСАГО), согласно которому он представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Данный договор является публичным.

В законе определены основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности:

1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных законом пределах;

2) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

3) недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

4) экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Конституционным Судом РФ было признано не противоречащим Конституции РФ "Российская газета", N 237, 25.12.1993. положения статьи 3 ФЗ об ОСАГО, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П // "Российская газета", N 120, 07.06.2005..

Таким образом, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным законом и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страхование автогражданской ответственности является обязанностью владельцев соответствующих транспортных средств. Данная ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно статье 4 ФЗ об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

В данной статье перечислены также владельцы транспортных средств, на которых обязанность страхования гражданской ответственности не распространяется. Сюда относятся владельцы следующих транспортных средств:

1) максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

2) на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

3) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

4) зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован другим лицом (страхователем).

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

А нужен ли мне полис ОСАГО?

Федеральный закон "Об ОСАГО"

— перед тем как купить полис Вы задавали себе такой вопрос?

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это страхование риска нанесения водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании транспортного средства.

В соответствии с действующим законодательством, владелец транспортного средства должен застраховать свою автогражданскую ответственность и приобрести полис ОСАГО в течение 10 дней с момента получения права собственности.

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 3 апреля 2002 года с изменениями и дополнениями не распространяется на транспортные средства:

1. максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/час;

2. на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске тс к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

3. Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных механических средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

4. зарегистрированные в иностранных государствах, при условии, что гражданская ответственность застрахована в рамках международных систем страхования;

5. принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

6.не имеющих колесных движителей (в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

Обязанность по обязательному страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

Теперь вы точно знаете нужен ли вам полис ОСАГО!

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО) осуществляется на основании Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее — Закон об ОСАГО). Правовую основу ОСАГО составляют также ГК РФ, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации (ст. 2 Закона об ОСАГО). Основным подзаконным актом, регулирующим отношения по ОСАГО, являются Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П.

В части, не урегулированной специальными нормами, на отношения страховщика со страхователем и потерпевшим распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (см. п. 2 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, п. 1 и 3 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58).

ОСАГО основывается на принципе всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст. 3 Закона об ОСАГО). В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 и 4 этой статьи.

Понятие "транспортное средство" используется в ОСАГО в том же смысле, что и в законодательстве о безопасности дорожного движения, и означает устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абзац второй ст. 1 Закона об ОСАГО, абзац девятый ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). В частности, к транспортным средствам, риск ответственности владельцев которых подлежит обязательному страхованию, относятся прицепы (включая полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (см. пп. "д" п. 3 ст. 4 Закона об ОСАГО, абзац тридцать восьмой п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090)*(1).

Под владельцем транспортного средства понимается его собственник, лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее им в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем (абзац четвертый ст. 1 Закона об ОСАГО).

Перечень оснований законного владения транспортным средством является открытым.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Помимо лиц, прямо названных в Законе об ОСАГО в качестве владельцев транспортного средства, к их числу могут быть отнесены и другие субъекты, владеющие и пользующиеся транспортным средством в собственных интересах, а не в силу исполнения служебных или трудовых обязанностей (например, лица, владеющие транспортным средством на основании договора безвозмездного пользования (ссуды).

*(1) Гражданская ответственность владельцев прицепов страхуется посредством заключения договора ОСАГО, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом (п. 7 ст. 4 Закона об ОСАГО).

Срок, на который заключается договор обязательного страхования?

Автоматизированная система ОСАГО

Что же такое ОСАГО и с чем его едят?

ОСАГООбязательное страхование автогражданской ответственности

"Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения", — эти слова мы слышим с детства.

Но автомобиль — не только средство передвижения, но и частная собственность, и источник повышенной опасности. С автомобилем связаны масса вопросов — приобретение автомобиля, постановка на учет, техосмотр, ремонт и техобслуживание, налоги, страхование, парковка, гараж…У автомобилистов (как, пожалуй, ни у какой другой категории людей) постоянно возникают вопросы о своих правах, именно автомобилисты чаще всего сталкиваются с представителями правоохранительных органов (в лице инспекторов ГИБДД). С автомобилем связаны множество правовых норм, которые полезно знать каждому владельцу автомобиля, — это сбережет и наше время, деньги, силы и нервы.

Срок, на который заключается договор обязательного страхования?

Договор обязательного страхования заключается на 1 год и ежегодно продлевается (п.13 Правил обязательного страхования). Исключение при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т. д.) его владелец вправе (но не обязан!) заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства.
Учтите, что владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договор обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней.
Учтите так же, что в случае просрочки выплаты страховых взносов по продленному договору страхования автогражданки более чем на 30 дней, действие договора прекращается.

Оформление договора обязательного страхования?!
Чтобы заключить договор страхования автогражданки в выбранную вами страховую компанию нужно представить необходимые документы (п.15 Правил обязательного страхования), а также информацию об исполнении предыдущего договора страхования, если договор заключается у другого страховщика.
Приведем список этих документов:

1. заявление о заключении договора обязательного страхования по форме (см. приложение N 1 к Правилам обязательного страхования);

2. паспорт;

3. свидетельство о регистрации автомобиля (или паспорт транспортного средства для еще не поставленных на учет автомобилей);

4. доверенность, если вы управляете автомобилем по доверенности;

5. если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица, то их водительские удостоверения (или копии) и выданные им доверенности (или копии).

Сколько нужно платить при заключении договора обязательного страхования?
В данной ситуации сумма оплаты зависит от некоторых факторов: Базовой ставки, территории преимущественного использования транспортного средства, от возраста и стажа водителя, количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, мощности двигателя, периода использования транспортного средства в году, и некоторых других факторах.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Не будем углубляться в подробный расчет- в любом случае, сведения о Базовых ставках страховых тарифов и Коэффициентах страховых тарифов Вы можете узнать в "Постановлении Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
По этим тарифам вы можете рассчитать, сколько придется платить именно вам.
Приведем лишь краткий пример для наглядности:
Предположим, что вы живете в Москве, вам больше 22 лет и стаж вождения более 2 лет, вы имеете Жигули "десятку", на этом автомобиле ездит также ваша жена (муж) и вы пользуетесь им круглогодично.
Сумма оплаты равна базовой ставке, умноженной на ряд коэффициентов, зависящих от тех условий, которые мы привели в примере (возраста и стажа, места жительства и пр.)
Определяем базовую ставку по таблице "Базовые ставки страховых тарифов":
легковые автомобили физических лиц — 1980 руб.

Представление сведений о страховании.
При заключении последующих договоров обязательного страхования нужно представить также сведения о страховании (по форме согласно приложению N 4 к Правилам обязательного страхования) и для страхователя и для всех допущенных им к управлению автомобилем лиц.

На основании этих сведений будет рассчитываться "коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования". Если договор продляется, т.е. нет перехода в другую страховую компанию, то предоставления таких сведений не требуется, т.к. необходимые сведения известны по предыдущему сроку действия договора (п.20 Правил обязательного страхования). Не нужно предоставлять такие сведения и в случае заключения договора в отношении вновь приобретенного транспортного средства.

Вам, как Страхователю обязательно выдаются следующие документы:

85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф

ОСАГО — Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности

Автострахование ОСАГО приобрело характер обязательного, начиная с 2002 года, когда был принят ФЗ «Об ОСАГО». Согласно этому документу, страхование автогражданской ответственности для всех владельцев транспортных средств обязательно.

Приобретая этот полис, владельцы машин страхуются на случай нанесения ущерба их собственности, здоровью, жизни других людей при использовании автотранспорта.

Гражданский Кодекс РФ гласит, что гражданин или юридическое лицо, которые нанесли вред другому лицу, обязаны этот вред компенсировать. Также Гражданский Кодекс предусматривает возможность страхования, чтобы переложить компенсацию ущерба на страховщика.

Основные субъекты ОСАГО это:

  • Страховая компания (страховщик) – оказывает услуги страхования физических и юридических лиц.
  • Страхователь – лицо (физич. или юридич.), заключившее со страховщиком договор ОСАГО.
  • Выгодоприобретатель — третье лицо, получившее ущерб при ДТП.

Стоимость конкретного страхового полиса ОСАГО определяется разными факторами: водительским стажем владельца машины, возраст автомобиля, мощность его двигателя, населенный пункт, где заключается договор, и т. д.

Страховые тарифы устанавливаются по распоряжению Правительства РФ. Время от времени страховые тарифы пересматриваются и корректируются. Всегда есть базовая ставка, которая умножается на определенный поправочный коэффициент.

Если автовладелец, который оформил полис ОСАГО, не менее двух лет ездил без аварий, то при следующем оформлении полиса ему по закону положена скидка. Ее размер составляет примерно 10%. А если автовладельцу удалось проездить без аварий 10 лет, то скидка составит около 50%. Таким образом, стимулируют водитель ездить максимально аккуратно.

Предусмотрены в ОСАГО не только поощрения, но и штрафы. Так, если автовладелец был виновником аварии, то полисы для него дорожают (до 2,45 раз). Завышенные коэффициенты также предусмотрены для водителей в возрасте до 22 лет, или с водительским стажем менее 3-х лет.

Максимальная сумма, которую может покрыть страховка ОСАГО, составляет 400 000 рублей. 240 000 рублей – возмещение ущерба, нанесено здоровью и жизни. Еще 160 000 рублей – возмещение ущерба, который был нанесен имуществу. При этом на одного пострадавшего сумма не может превышать 160 тысяч (ущерб здоровью и жизни) и 120 тысяч рублей (ущерб имуществу).

Согласно правилам ОСАГО, на возмещение ущерба имеет право любой гражданин или юридическое лицо, пострадавшие в результате несчастного случая.

Исключение составляют следующие случаи:

  • Нанесение морального ущерба. Обязанность по упущенной выгоде.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Ущерб, который был нанесен перевозимым грузом (за исключением страховых случаев, предусмотренных соответствующим договором).
  • Ущерб, который был нанесен в ходе соревнований или испытаний на специально отведенных площадках или трассах.

Также исключение составляют те случаи, когда гражданская ответственность страхуется не по ОСАГО, а другими способами. Полный список таких случаев представлен в правилах ОСАГО, ознакомиться с ними может любой желающий.

Поскольку для каждого владельца автомобиля ОСАГО является обязательным, езда без страхового полиса запрещена по закону. Согласно действующему законодательству, отсутствие этого полиса влечет за собой штраф для автовладельца в размере 6-8 МРОТ. Кроме того, сотрудник ГИБДД имеет право отправить автомобиль на штрафную стоянку.

Возможно вас заинтересует статья:Возмещение убытков осаго