Неконтролируемая агрессия у ребенка

31.05.2018 0 Автор admin

Приступы гнева

Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"

Вспышки гнева у детей…

Гнев детей – вещь обычная. Вряд ли найдется ребенок, не проявивший ни разу недовольства, раздражения или ярости. Вспышки гнева и сопровождающее их агрессивное поведение может проявить себя очень рано, в возрасте двух-пяти лет: ребенок кусается, грубо толкается, пытается ударить ногой, угрожает, ломает чужие игрушки, унижает других детей, издевается над ними, дразнит до слез. Гневом дети реагируют на конфликты, лишения, на угрозы вторжения в свой мир, свой порядок, на чрезмерные, с их точки зрения, требования. Очень часто гнев сопутствует ревности, зависти, обиде, переживанию невозможности добиться желаемого. Гнев малыша вспыхивает мгновенно, протекает стремительно и настолько плохо контролируется, что часто выбивает из колеи и родителей, и самих детей. Чувствуя себя беспомощными перед бурными вспышками недовольства, родители пытаются каким-либо образом утихомирить ребенка, чаще всего награждая его шлепками. То есть, в тот самый момент, когда у родителей появляется уникальный шанс продемонстрировать, что такое самоконтроль и как нужно правильно гневаться, — они решительно отказываются от этого шанса в пользу репрессий.

После вспышки гнева ребенок нуждается в помощи, чтобы вновь обрести самоконтроль

Если ребенок впал в состояние гнева, важно, чтобы родители сохраняли спокойствие. Даже после сильной вспышки ярости дети довольно быстро разряжаются и становятся прежними. А вот родителям вернутся в нормальное состояние сложнее. Когда эмоциональная вспышка у ребенка пройдет, его стоит поддержать ("Представляю, как тебя разозлило, что…") и помочь ему переключиться с агрессивного поведения на более спокойное. Некоторым детям помогает простое чирканье карандашом или раскрашивание бумаги, другим – необходимо спокойно посидеть на руках у родителей. Ребенок может захотеть остаться один, или у него появляется потребность в физической разрядке (ударить ногой по футбольному мячу, нокаутировать диванную подушку и т.д.).

После случившегося можно даже с трехлетним ребенком обсудить, что и почему произошло. Скажите ему, что каждый человек иногда чувствует гнев. Но те способы, которыми он его выражает, не всегда приемлемы ("Твой брат взял твои кубики, а ты разозлился и разрушил его крепость. Разве это тебе помогло?").

Не всегда удается предотвратить причины, которые могут вызвать гнев. Поэтому ребенка необходимо научить простейшим приемам саморегуляции – они позволят ему не реагировать импульсивно.

Можно предложить ребенку громко произнести несколько раз: "Я сердит!". Можно рассказать ему сказку о том, как злая волшебница повсюду рассылает своих бессердечных и злых воинов-невидимок, которые сеют между людьми вражду, ненависть и зло, желая, чтобы всем вокруг было плохо. Такой воин-невидимка может незаметно проникать в человека, и тогда он из доброго и справедливого, вдруг, превращается в злого, жестокого и драчливого забияку. Окончание сказки может быть примерно таким: "Как только ты заметишь, что ты – это не ТЫ, а разбушевавшийся злой воин-невидимка, бери скорее прутик прогоняй его, приговаривая: "Уходи, уходи отсюда прочь! Я добрый, я справедливый! Передай своей волшебнице, что ей меня не победить!".

Такие приемы помогают отвлечь внимание ребенка от конфликта, удержать его от импульсивной агрессивной реакции, перенаправить негативные эмоции на отрицательного героя, сохранить у ребенка самоощущение: "Я хороший!". Заметив, что ребенок раздражен, напомните ему, как и что он должен делать. Помогите ему научиться владеть собой.

Ребенку нужно знать, как переживают гнев родители

Даже самый благоразумный человек иногда теряет самообладание. Если случилось так, что кто-то из родителей "вышел из себя", ему лучше удалиться и дать себе небольшую передышку, чтобы успокоиться. Вернувшись к ребенку, следует постараться объяснить ему, из-за чего произошла вспышка, признать, что такой способ выражения чувств неверный, и извиниться. У детей проявления гнева, в большей мере, связаны с их темпераментом. Некоторые дети выходят из себя быстрее, чем другие, некоторые довольно долго не могут понять, что они переживают гнев. Но все дети могут и должны научиться выражать гнев таким способом, который не вредил бы не им, ни кому-либо другому.

Отчего случаются приступы гнева?

Мой шестилетний сын собирал головоломку. И когда его полуторогодовая сестренка попыталась схватить фрагмент головоломки, он стал грубо кричать на нее: "Пошла отсюда! Не лезь!", — и так отшвырнул ее, что она вывихнула руку. Я ударила его. Опомнившись, увидела, что он очень испуган, растерян и как будто не понимает, что с ним произошло.

Жестокость детей – явление совсем не редкое. Проявления агрессии часто сопутствуют детским взаимоотношениям. Едва ли не каждый второй ребенок сталкивается с разными формами жестокости в детском саду, школе, во дворе… Почему эти ангельские, чистые, невинные создания так отчаянно жестоки?

У жестокости много корней. Генетических, физиологических, экономических, социальных. Среди причин – и то, что дети видят жестокость дома или по телевидению. Но никогда причиной жестокости не является только что-то одно.

Вспышки гнева становятся все более серьезной проблемой по мере того, как дети взрослеют. У большинства двухлетних детей речевые навыки ограничены, и их действия часто импульсивны; то, что ребенок в два-три года теряет контроль до десяти раз в день — нормально, но если такое поведение наблюдается у шести-семилетних детей, родителям необходимо насторожиться.

Грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему, повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Так что, родители, которые контролируют и дисциплинируют своих детей, практикуя физические наказания, создают опасную ситуацию. Ребенок учится тому, что физическое воздействие, в частности избиение, — это способ, с помощью которого можно заставить другого делать то, что ты хочешь.

Повседневная агрессия маленьких детей – тревожный сигнал для родителей

Многие родители не в состоянии признать, что поведение их детей жестокое, особенно, если это касается мальчиков ("Мальчик, есть мальчик!"). Однако принадлежность ребенка к мужскому полу отнюдь не означает, что к нарушениям поведения у мальчиков нужно относиться легкомысленно.

Некоторые родители не придают значения вспышкам гнева маленьких детей, предполагая, что ребенок это "перерастет". Но это ошибка! Многочисленные исследования подтверждают существование связи между ранними проявлениями гнева и серьезными проблемами в управлении поведением в дальнейшем.

Жестокое поведение складывается постепенно, и одна из первых вех на этом пути – жестокость к животным. Когда родители наблюдают ее у своих детей, они часто ничего не говорят и пытаются дать этому рациональное объяснение: "Он не знал, что делает; он ошибся; он устал; он просто не рассчитал своей силы" и т.д. Но еще более опасно, когда родители поощряют такую жестокость к животным.

Приступы гнева у детей

Агрессивные проявления в поведении ребенка никак нельзя не замечать, надеясь, что оно само по себе как-нибудь отомрет. Контролируйте, меняется ли поведение ребенка после того, как его одернули, осудили, наложили запрет? Если малыш не может утихомириться сразу и продолжает дерзить, ерепениться, задираться, но, словно по инерции, все менее и менее вызывающе, — то это вполне приемлемые варианты переживания гнева. Но если агрессивное поведение остается устойчивым, – это тревожно.

Обратите внимание на поведение ребенка в играх. Ему трудно изобразить миролюбивого или спокойного персонажа? Ему трудно удержать себя в спортивных, силовых играх (футбол, борьба и т.п.) от пинков и приемов карате? Вам сложно остановить его от злобных проявлений, тем более просто словами? Если да, то это выступает свидетельством высокого уровня агрессии. Возможно, конечно, что стремление ребенка причинить кому-то вред свидетельствует о его собственном внутреннем неблагополучии. Но, в таком случае, тем более, ваш ребенок страдает, и остро нуждается в помощи.

Управление драчуном

В раннем возрасте все дети время от времени дерутся. Но между двумя и тремя годами их уже надо переключать на другую форму выражения своих эмоций и потребностей — с использованием слов. В этот период ребенка следует учить сопереживанию, например, понимать, что он делает больно другому, когда с силой отталкивает ребенка или отнимает у него игрушку.

Такие дети нуждаются в специальных упражнениях, помогающих освоить приемлемые навыки поведения.Надо научить ребенка анализировать свои эмоции, а для этого ситуации можно проигрывать, проговаривать, рисовать и даже лепить. Нельзя только взрываться в ответ на каждую выходку юного самоутвержденца – тем самым вы только накрепко зафиксируете неприятный момент в сознании маленького человека. Всегда помните, что во всех ситуациях, когда желание сломать или испортить игрушку, что-нибудь разрушить и сокрушить связано с гневом, завистью и эгоизмом, — в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Здесь поможет только ваша любовь, спокойствие и умение контролировать себя.

За гневом дети часто скрывают свои оскорбленные чувства. Например, в школе ребенка травят. Или горе-учитель взял привычку прилюдно унижать и оскорблять его. Ответить непосредственным обидчикам ребенок не в состоянии, зато он может безобразничать на перемене, нахамить бабушке, нацарапать на стене лифта вульгарные слова, выдрать трубку из телефонной будки на улице. Будьте внимательны и доброжелательны! Старайтесь докопаться до истинных причин агрессивного поведения ребенка.

Необходимо четко и обстоятельно объяснять ребенку, что может случиться, если он будет драться, — объяснить последствия таких действий. Подсказать, как простой разговор может помочь решить проблему.

Даже, если кажется, что ребенку эти занятия не помогают, не следует их бросать, надеясь, что он "перерастет" проблему. Как известно, агрессивность сильно возрастает в подростком возрасте, иногда достигая совершенно неприемлемых и недопустимых форм проявления, поэтому родители обязаны формировать навыки социального поведения с раннего детства.

Агрессия — 2

Николай Кровавый

Бег по кругу, по спирали, по овалу …
Основной инстинкт – любить и убивать.
Регулярно чтобы с женщинами спать
И кого-нибудь кастетом по ****у.
Если можно – из ствола или заточкой
Прямо в сердце иль хотя бы шилом в почку.
Не относятся такие мысли к бреду:
Все – садисты-маньяки, коль верить Фрейду.

От причинения себе подобным гадости
И престарелый весел, счастлив, бодр, здоров.
Для человека не бывает лучше радости,
Чем созерцание убийств и катастроф.

В Древнем Риме, Македонии, Элладе
Кроме хлеба зрелищ требовал народ:
Как друг друга мочат или как зверь жрет
Человека.

Как поступить если у ребенка 7-ми лет частые приступы гнева, агрессии?

Или на Олимпиаде
Обязательно – спортивные чтоб травмы.
Спим, скучаем без размозженных без глав мы.
Не спортивно, если на спортивной встрече
Нет погибших и никто не изувечен.

Неполноценно, пусто доброе и мягкое,
Так полагает каждый здравый человек.
Всех привлекает только жуткое и гадкое
Как  в Древнем Мире, так и в двадцать первый век.

Посмотрите, что за фильмы люди любят!
Без насилия – неполноценен фильм.
А какие книги интересны им?
Лишь такие, где живое что-то губят.
Интересней это и намного круче,
Чем однообразный быт привычный скучный.
И кто это дело смотрит и читает,
Несомненно, о насилии мечтает.

Желанья полон, кто имеет мысли здравые
И про себя, а иногда – бывает вслух:
«Эх, увидать бы что-нибудь весьма  кровавое,
Как мне подобный кто-то испускает дух!»
    ***
Во что играли дети
Во все века на свете
Босоты и элиты?
В войну или в бандитов!

В картишки, что постарше –
На щелбаны, опять же,
На боли причиненье,
Друг друга униженье.

И далеко не стадность –
Природы кровожадность:
Еще в колготки ссыться,
А хочет стать убийцей.

В пластмассовых игрушках –
Кинжалы, ружья, пушки;
Герои фильмов лучших
Один другого круче:

Все монстры, все вампиры –
Для малышей кумиры.
А мамам, что им главно?
Не плачут, ну и ладно!

     ***
В подсознании невольно
Зреет обязательно:
Моему собрату больно –
Ах, как замечательно!
Безопасно – значит сухо,
Нудно и обыденно.
Катаклизмы и разруху
Все желают, видимо.

Истребить, избить, обидеть –
Помыслы народные.
Вот бы в действии увидеть
Бомбы водородные!
Вот бы воедино сложить
Все вооружения
И живое уничтожить
Всё без исключения!

© Copyright: Николай Кровавый, 2009
Свидетельство о публикации №109020404878

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Николай Кровавый

Рецензии

Написать рецензию

да, действительно, даже в мультике "Ну погоди" показаны сцены насилия,и в "Том и Джерри":-))

Сергей Бараненко   10.02.2010 20:26   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Да без насилий или хотя бы изнасилований нет ни одного фильма. Даже в самых примитивных народных сказках сплошное насилие, то над Колобком,
то над Яичком, то над Ягой. А уж "Ну, погоди"… Вячеслав Котёночкин явно был извращённым маньяком, типа меня:)))

Николай Кровавый   10.02.2010 20:59   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Николай Кровавый

Гнев у ребенка

Агрессивные дети, или в плену у снежной королевы

Что делать, если вашего малыша как будто поцеловала Снежная Королева из сказки? Он не только смотрит на всех свысока, холоден и не ласков. Очень часто такой ребенок становится агрессивен. Но немотивированной агрессии не бывает. Если ребенок сердится, он всегда, образно говоря, прав.

Каковы же причины агрессии? Первые вспышки ярости можно наблюдать у совсем маленьких детей — от года до двух лет. Чаще всего гнев в этом возрасте направлен на неодушевленные предметы: на стул, о который ударился коленкой, или дверь, прищемившую палец. Но гневные вспышки пока скоротечны, проходят так же быстро, как и возникают. Думаю, многие мамы не раз останавливали этой нехитрой фразой поток слез: " Давай я пять раз поцелую больной пальчик и он перестанет болеть"!

Начиная с двух лет родители сталкиваются с протестом ребенка на слова "нет", "нельзя" и "надо" — не покупают новую игрушку, не дают съесть все конфеты, выключают телевизор, не дав досмотреть мультфильмы. Иногда формы протеста приводят родителей в ужас и вызывают неоднозначную реакцию. Вид бьющегося о пол головой и визжащего ребенка вызывает у взрослых стыд перед окружающими, страх за его здоровье и желание немедленно прекратить бурную сцену.

Чаще всего мамы и папы идут простым и действенным путем: выполняют выдвинутые ребенком требования. Но в то же время, в душу выведенным из себя родителям закрадывается мысль: " А не всыпать ли ему по первое число"? И то, и другое — крайности. Трудно поверить, но в подобные моменты вы видите хорошо разыгранную сцену. Понаблюдайте внимательно. Не исключено, что вы заметите хитрые глаза, которые так же внимательно наблюдают за вашей реакцией. "Кто победит?" — так можно назвать спектакль, который устраивает ребенок. Это доступная ему форма борьбы за власть над взрослыми. И надо сказать, очень эффективная.

Форум родителей:

Потому что побежденными чаще всего оказываются родители. Они либо уступают маленькому шантажисту, либо, разозлившись, применяют силу.

Чтобы не позволить ребенку манипулировать собой, запомните главное правило: этот спектакль требует зрителей! Попробуйте на какое-то время оставить его в одиночестве. Скорее всего, быстро наступит тишина.

Но хочу предупредить родителей, что злоупотреблять подобной тактикой не следует. Нервная система вашего малыша может оказаться слишком чувствительной к таким "ответным ударам", и всё закончится уже настоящей истерикой. Что вы можете сделать, если рыдания усиливаются? Подойдите, прикоснитесь к нему ласково, скажите что-то успокаивающее. Если сцена происходит в магазине или на улице, а ребенок еще достаточно мал, самым правильным будет взять его на руки и унести с места конфликта.

Наиболее эффективными слова и действия будут на той фазе, когда плач утихнет, и ребенок постепенно будет обретать контроль над своими чувствами. Тогда малыша можно отвлечь интересной игрушкой или каким-либо занятием.

Многие родители теряются, сталкиваясь с проявлением физической агрессией детей — драками, укусами, разбрасыванием вещей. Кроме того, появляется вербальная агрессия — употребление грубых и обидных слов. Мамы и папы жалуются, что ребенок стал обижать младшего брата или сестру, стараясь исподтишка толкнуть или ущипнуть.

Чаще всего подобное поведение характерно для трехлетних детей, и обусловлено кризисом трех лет. Кризис трех лет — это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Так как же, с одной стороны, не дать превратиться ребенку в драчуна, которого сторонятся все дети, а с другой стороны — поддержать его новое отношение к собственному "Я"?

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают у ребенка тенденцию к самостоятельности и во что бы то ни стало стремятся сохранить прежнюю форму отношений, когда слово родителя было законом. Но если говорить о гармоничном развитии ребенка, то именно в три года родители должны поменять авторитарные отношения с сыном или дочерью на партнерские!

На становление агрессивного поведения влияет множество факторов. Немаловажную роль играют семейные взаимоотношения. Если сами родители часто ссорятся, то и дети, скорее всего, будут вспыльчивыми и раздражительными. Вряд ли будет спокойным ребенок, у которого нет хорошего контакта с матерью. Родители, которые подавляют сына или дочь и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, рискуют вскоре увидеть свое "отражение" — дети быстро усваивают эти формы поведения и начинают вести себя так же, как и родители.

Так как же правильно реагировать на детскую агрессию?

Если малыш играет с детьми, и вы увидели, что он занес руку, чтобы ударить сверстника, остановите его и твердо скажите: " Нельзя"! Если забияка все равно хочет "развязать войну", придется удалить его с "поля боя". Попрощайтесь со всеми и скажите, что вернетесь в более миролюбивом настроении. Думаю, не стоит уводить ребенка домой, на ходу читая нотации "Вот научишься играть с другими детьми, тогда и пойдем гулять"! Перейдите в другой двор, пусть ребенок "остынет", выместит свою злость, например, на мячике, который можно попинать ногами. Предложите ему вернуться в компанию с с условием, что он не будет никого обижать. А если такое случится, он будет наказан, и вы уйдете с прогулки домой.

Наказывать ребенка надо. Но наказывать "по правилам". Первое правило — наказание должно следовать за проступком. Второе — оно должно быть адекватным проступку. И третье — ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка.

Помимо борьбы за власть, кризиса трех лет и неблагополучных семейных взаимоотношений, есть еще несколько причин агрессии. Очень часто здоровые дети, которым впору ходить в детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Им не хватает пространства, чтобы активно подвигаться и избавиться от избытка энергии, не хватает свежего воздуха и свежих впечатлений. Поэтому если ваш ребенок не посещает детский сад, то раза два-три в неделю обязательно нужно водить его либо в спортивную секцию, либо в любой детский центр.

Нередко причиной агрессии становится ревность. Дети испытывают это чувство куда чаще, чем думают взрослые. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Когда мамы и папы сталкиваются с агрессией, им стоит задуматься: а не ответная ли эта реакция? Может быть, ребенка кто-то обижает, а он таким образом вымещает свою злость? Причем вовсе не обязательно на обидчике. Очень часто все наоборот: обидчику-то он как раз и боится дать отпор. Разобраться в этой ситуации непросто: очень часто гордость не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям. Что можно посоветовать в этом случае? Аккуратно вмешаться в жизнь сына или дочери. Если ребенок ходит в школу или детский сад, понаблюдайте со стороны за играми в группе, попытайтесь расспросить воспитателя об отношениях ребенка со сверстниками. Если есть какой-то конфликт, попросите помочь уладить его. О "дворовых" конфликтах можно узнать, тактично поговорив с друзьями ребенка, а потом и с ним самим.

Безусловно, проявление агрессии в поведении детей — это нормально. Но если ребенок раздражен и агрессивен постоянно — это сигнал к тому, чтобы обратиться к специалисту.

Елена Окулова,
детский психолог

Смотрите также:

  • Обсцессии и компульсии — страхи и ритуалы — то, что придумывает сам себе человек
  • Цена застенчивости — есть тест — "застенчивы ли Вы?", как ее понимают психоаналитики, борьба с застенчивостью
  • Невроз белого халата — причины ятрогении или "боязни белого халата", ипохондрия, депрессия, как избежать невроза, советы психологов
  • Психология геймера или разговор о детях и не только — психология детей-хакеров, геймеров, советы родителям, слово к геймерам, запретят ли игры?
  • Все статьи раздела психология

У нас также читают:

    — Офтальмолог Татьяна Кулакова — Глаукома — симптомы глаукомы, формы глаукомы — закрытоугольная глаукома и открытоугольная глаукома, диагностика глаукомы, лечение глаукомы (методы лечения глаукомы — медикаментозное, лазерное и хирургическое), профилактика глаукомы.
    — Шейпинг и его место в системе оздоровления человека — какую пользу несет шейпинг здоровью человека
    — Цирроз печени — советы, рекомендации врачей
    — Роды в воде — плюсы и минусы родов в воде. Статья академика РАМН, акушера-гинеколога Айламазяна Э.К. Рассмотрение проблемы с научной точки зрения, полезно ли это для плода, для роженицы? В чем опасность родов в воде?