Не откладывайте на потом

10.09.2018 0 Автор admin

Откладывание дел на потом — повсеместно распространенная и крайне вредная привычка. Откладывая дела, мы теряем сон, время, энергию, и, в конце концов, достигаем меньших результатов. Время от времени мы все с этим сталкиваемся — мы предпочитаем оставаться в комфортных условиях, не желая решать какую-нибудь сложную задачу..

Сначала нужно признать, что всегда существует огромное искушение отложить неприятное дело "в долгий ящик". Будь то трудный разговор с менеджером по персоналу или попытка разобраться с кучей скучных административных дел, или признание собственной совершенной ошибки — не выполнить что-то из этого списка кажется гораздо проще, чем сделать.

Человеку свойственно уходить от проблем, но это плохое оправдание. Откладывать дела до тех пор, пока не придет настроение заняться ими — верный способ повысить уровень стресса и почувствовать отсутствие мотивации даже в тех заданиях, которые вам обычно нравилось выполнять.

Нужно перестать откладывать дела на потом.

С чего начать?

Выполняйте самое неприятное задание в первую очередь. И для того, чтобы было легче справиться с этим процессом, перемежайте ваш день серией первоочередных задач — первым делом делайте что-нибудь сложное утром, затем что-нибудь еще, что вы отложили, сразу после обеда.

Не позволяйте делам ускользать от вашего внимания. Если в вашем списке текущих дел уже некоторое время "висит" какое-нибудь сложное задание, слишком важное, чтобы его просто вычеркнуть, — это как раз то, что вы постоянно откладываете на потом.

Разбивайте задания на этапы

Очень часто причина отсрочки кроется в том, что задание, которое необходимо выполнить, слишком велико. На самом деле его можно разбить на более мелкие задачи. Проанализируйте сложные задания и разделите их на составные части. Уже сама по себе эта деятельность поможет вам справиться с работой.

Отслеживайте свои успехи

Для продвижения вперед можно просто отслеживать путь к своей цели. Это кажется странным, но осознания того, что вы собираетесь сделать запись о выполнении или невыполнении определенного задания, часто вполне достаточно, чтобы заставить вас продвигаться вперед.

Вознаграждайте себя

Мы часто делаем что-то потому, что последствия невыполнения будут более болезненны. Поэтому, если мы почувствуем себя вознагражденными, выполнив задание, или, наоборот, преувеличим негативные последствия его невыполнения, мы с большей вероятностью будем продвигаться вперед. Методика привязки успешного завершения задания к вознаграждению очень часто хорошо работает.

Совершенствуйте свои умения

Психологический консультационный центр "The Mind Gym" предлагает ряд 90-минутных тренингов для того, чтобы помочь разобраться с личной мотивацией и производительностью. Необходимо научиться распознавать в себе тягу к откладыванию дел и бороться с ней, а также осознать ценность деятельного склада ума и научиться решать задачи, кажущиеся невыполнимыми.

Просто сделайте это

Другая техника заключается в том, что вы признаете свое нежелание выполнять определенное задание, но намереваетесь сделать его за 10 минут. Как только вы начали работать над каким-то неприятным заданием, вы обнаруживаете, что оно вас увлекло, и вы продолжаете выполнять его вместо того, чтобы остановиться, после того как 10-минутный период завершился.

Точка зрения эксперта

Джули Херст, директор консалтингового центра Тhe Work Life Balance Centre, считает: "Попадая под действие стресса, мы, в первую очередь, теряем чувство перспективы. Когда энергия уменьшается, а нагрузка растает, легко может показаться, что все нужно делать срочно".

Но это не означает, что приоритетные задания можно игнорировать.

Боремся с откладыванием дел — 7 простых советов

"Разберитесь с кучей бумаг и отложите их в сторону, — говорит она. — То же самое относится и к электронным файлам".

Устранение лишнего беспорядка поможет прочистить мозги — и оставить место для срочных заданий, выполнения которых вы избегали.

Также необходимо проявлять инициативу и контролировать свое собственное время. "Делите свой день на отрезки времени и выполняйте работу в определенный период, отмечая время начала и окончания, — добавила Херст. — Таким образом, вы сможете понять, что может быть сделано, а что нет, в течение заданного периода времени".

И, наконец, не забудьте похвалить себя. Вы совершили шаг в правильном направлении, поэтому воздайте себе должное и продолжайте в том же духе. Одного раза недостаточно, чтобы справиться с проволочками в делах. Такой способ работы должен стать неотъемлемой частью вашего расписания, и тогда вы навсегда сможете расстаться с неприятными делами, оседающими в конце вашего списка текущих дел.

Итак, вам необходимо соблюдать следующие правила:

• Выполняйте самое неприятное задание в первую очередь;

• Разбивайте задания на части;

• Вознаграждайте себя;

• Разберитесь в собственной психологии;

• Выполняйте задание за 10 минут.

Как перестать откладывать дела на потом

Прокрастинация или феномен "откладывания на потом"

Прокрастинация (от лат. pro — вместо, впереди и crastinus — завтрашний) означает склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел.

Каждый человек хотя бы раз в жизни отказывался от быстрых действий и откладывал их, особенно когда надо было делать что-либо под принуждением или под давлением обстоятельств или же когда были сомнения в нужности и полезности задуманного. Но при прокрастинации человек медлит даже тогда, когда на 100% уверен в необходимости действий. И у него нет никаких сомнений в том, что это нужно, полезно, необходимо и задуманное должно было сделано «еще вчера». Но он сознательно откладывает намеченное дело, несмотря на то что это повлечет за собой определенные проблемы и осложнения. При этом он может выполнять малые и незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному.

По данным психологов, устойчивая прокрастинация имеется у 15–25% людей. Причем, как показано в лонгитюдном исследовании, за последние 25 лет уровень прокрастинации у населения повысился (Kachgal et al., 2001).

В научный оборот термин «прокрастинация» ввел в 1977 году П. Рингенбах в книге «Прокрастинация в жизни человека». В этом же году была опубликована книга А. Эллиса и В. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977) «Преодоление прокрастинации», в основу которой легли клинические наблюдения. Затем появилась научно-популярная книга Дж. Бурка и Л. Юэн (Burka, Yuen, 1983) «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться». И опять в основу этой книги легла обширная консультативная практика ее авторов. Наконец, в середине 1980-х годов начал осуществляться научно-академический анализ феномена прокрастинации (Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, Solomon, 1986). Были разработаны опросники для изучения прокрастинации (Aitken, 1982; Lay, 1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991). В конце XX — начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов (Шухова Н., 1996; Михайлова Е. Л., 2007; Варваричева Я. И., 2008, 2010).

Ряд ученых во главе с П. Стиллом (Steell, 2006) отмечают, что «синдром завтра» существовал в истории человечества всегда, что доказывают документы древности. Просто ученые не уделяли ему внимание.

Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46 до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами.

Прокрастинация объясняется наличием у человека ряда субъективных причин: нерешительности, страха неудачи и неодобрения со стороны окружающих, неуверенности в себе, перфекционизма. В связи с этим выделяют напряженных прокрастинаторов. Однако имеются и расслабленные прокрастинаторы, соответствующие житейскому пониманию лени. Они сосредоточиваются на выполнении таких дел, которые доставляют удовольствие «здесь и сейчас».

Н. Милграм с соавторами (Milgram et al., 1993) первоначально выделили пять видов прокрастинации:

1) ежедневная (бытовая), т. е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;

2) прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);

3) невротическая, т. е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;

4) компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокрастинации — поведенческая и в принятии решений;

5) академическая, т. е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т. д.

Позже Милграм и Тенне (Milgram, Tenne, 2000) объединили эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

Выделяют также прокрастинацию, связанную со стремлением избежать неприятного дела и с получением острых переживаний в условиях дефицита времени. В связи с этим выделяют два типа прокрастинаторов — пассивных и активных.

Активный прокрастинатор стремится к нагнетанию напряжения. Откладывание дел «до последнего» создает остроту момента, связанного с крайней близостью срока завершения работы. Когда времени для окончания работы остается мало, человек переживает мобилизацию сил, полную концентрацию, повышение активности психических процессов. По сути, это приводит к штурмовщине, а если это касается подготовки студентов к экзаменам, часто, как показано в одном исследовании, заканчивается провалом. Поэтому не всякая мобилизация приводит к успеху: человеку может не хватить времени на выполнение задания.

Имеется несколько подходов к объяснению причин этого явления. Одно объяснение прокрастинации дается в теории снижения напряжения. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, опыт прошлых неудач в выполнении данной работы вызывают у человека тревогу, страх, особенно если результаты деятельности будут оцениваться, да еще публично.

Как не откладывать дела на потом?

Поэтому человек стремится избежать напряжения, связанного с выполнением деятельности, которая ему неприятна, неинтересна или чрезмерно сложна и «тянет время». Человек приступает к выполнению задания только тогда, когда страх перед последствиями невыполнения задания перевесит страх неудачного его выполнения.

Некоторые ученые объясняют возникновение прокрастинации ситуативными факторами. Чем дальше во времени отстоит некое событие от настоящего момента, тем меньшее влияние оно оказывает на принимаемые решения. В частности, ученые говорят, что человек откладывает важные дела ради врожденного стремления к получению сиюминутного удовольствия, особенно если в отношении этого важного дела у него имеется негативный опыт. Однако другие исследователи не подтвердили этот факт.

Есть ученые, которые видят в прокрастинации стремление противостоять установленным извне правилам и срокам. Этот механизм запускает прокрастинацию тогда, когда человек своей волей не может изменить существующую систему, но переживает недовольство этой системой. Нарушая сроки осуществления деятельности, он создает иллюзию доказательства своей независимости и таким образом на время устраняет внутренний диссонанс, связанный с невозможностью проявления своей воли.

Роль личностных факторов. Показано, что некоторые личностные особенности облегчают возникновение прокрастинации. Например, наличие страха неудачи и стремление к ее избеганию, боязнь успеха и перспективы стать объектом всеобщего внимания (застенчивость), нежелание выделиться и вызвать зависть у других. В отношении роли тревожности мнения ученых расходятся. Одни предполагают, что тревожные люди в большей степени склонны к прокрастинации, другие утверждают, что тревожный человек стремится быстрее завершить задание, чтобы избежать волнений, связанных с приближением срока выполнения работы.

Наличие у человека перфекционизма тоже может обусловливать прокрастинацию (Ellis, Knaus, 1977; Flett et al., 1992). Однако с этим согласны не все ученые, так как, по некоторым данным, выраженность прокрастинации одинаковая у перфекционистов и неперфекционистов (Enns, Cox, 1995; Slaney et al., 2002). Объяснение этому противоречию можно найти, если учесть результаты исследований других ученых (Slaney, Johnson, 1996): так называемые адаптивные перфекционисты, т. е. те, которые не считают свой перфекционизм серьезной проблемой, менее склонны к прокрастинации, а неадаптивные перфекционисты, у которых перфекционизм приводит к стрессу, депрессии, показывают высокий уровень прокрастинации.

С. Бранлоу и Р. Ризингер (Brownlou, Reasinger, 2000) выявили зависимость прокрастинации от внешней мотивации, внешнего локуса контроля и внешнего атрибутивного стиля.

Процесс преодоления прокрастинации можно условно разделить на три основных блока:

1) всесторонний анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, выявление основных предпосылок, имеющих решающее значение для появления желания отложить выполнение дела;

2) работа с представлениями прокрастинатора о своих способностях и успешности, с его самооценкой и уровнем притязаний;

3) формирование у субъекта навыков адекватного распределения времени, постановки и достижения целей, умения трезво оценивать сложность задания, усилия, требующиеся для его выполнения, и т. п. <…>

Работа по преодолению прокрастинации может выполняться как в рамках индивидуальной терапии, так и в группе. Кроме того, практически ориентированные пособия, посвященные проблеме прокрастинации, рассчитаны на побуждение читателя к самостоятельной борьбе с привычкой откладывать дела «на потом». Наиболее эффективными техниками, которые используются западными специалистами при работе с прокрастинаторами, считаются приемы бихевиоральной и когнитивной терапии (Walker, Stewart, 2000; Wohl et al., 2010). Эти приемы включают в себя использование стимулов и подкреплений, индуцирующих адаптивное поведение, использование релаксационного тренинга в стрессовых ситуациях, замену негативных представлений о личной неэффективности позитивными и интеграцию последних в поведение, ранее приводившее к прокрастинации.

С возрастом прокрастинация снижается, что, как предполагают, связано с выработкой каких-то ее ограничителей. Четких половых различий в проявлении прокрастинации не найдено, хотя в ряде публикаций отмечаются различия в конкретных ее проявлениях, так как женщины более склонны к тревожности, страху неудачи.

Кажется, что откладывают дела на потом ленивые люди. Но у этой привычки есть более глубокие корни, чем просто нежелание заниматься нелюбимой работой.

Чаще всего в основе такого поведения находится боязнь неудачи, появление которой связано с особенностями воспитания и трудностями при обучении.

Прокрастинация: определение и причины

Со школьных времен ребенок учится бояться своего провала, особенно, если какой-то предмет плохо ему дается. Чтобы справиться с ощущением неизбежности, он старается оставить выполнение домашнего задания на самый крайний срок, хотя это никак не помогает в достижении успеха. В результате стресс и негативные эмоции накапливаются, что ведет к развитию прокрастинации.

Прокрастинацией называют невротическую привычку человека откладывать важные и срочные дела, что становится шаблоном поведения.

Как перестать откладывать дела на потом: 5 шагов и 2 веселых способа

При чем человек осознает свою вину, переживает, негативные эмоции и осознает все упущенные выгоды, но ничего не меняет.

Но изменить ситуацию можно и нужно, если пользоваться советами психологов, которые помогли многим людям выйти из замкнутого круга, мешающего самореализации в жизни и профессии.

Этапы решения проблемы

Чтобы научиться вовремя решать все проблемы и не откладывать дела на последний срок, необходимо воспользоваться системой, которая поможет преодолеть эту негативную привычку. В нее на сегодняшний день включены следующие пункты:

Во-первых, необходимо повысить ценность собственной личности, чтобы перестать сомневаться в силах и возможностях. Для этого можно составить список, включив в него не менее пятнадцати пунктов, где перечислены все важнейшие достижения в жизни.

Главным фактором для отбора достижения в список становится то, что достижение действительно должно вдохновлять человека на новые свершения;

Второй пункт состоит в том, чтобы дать мозгу возможность успокоиться и понять, что любое дело выполнимо. Даже самые крупные задачи станут менее сложными, если есть план. А значит, можно успокоиться и постепенно решать проблемы по мере их возникновения. Предлагается следующий вариант для достижения быстрого прогресса в любом деле:

  • Вся работа разделяется на небольшие части;
  • Для облегчения дальнейшего выполнения задач, нужно создать несложный план;
  • При выполнении каждого этапа нужно подбадривать себя перерывами;
  • Если работа зашла в тупик, то нужно разбить ее выполнение на несколько этапов;
  • Критика своей деятельности не допускается, можно только хвалить себя за достижения;

Важно, чтобы отдых в процессе выполнения задачи не стал причиной развития чувства вины. Он должен стать частью плана осуществления задуманного дела. Только тогда можно избавиться от всех негативных привычек.

В результате правильно составленного расписания, можно наглядно увидеть то, как хорошо и правильно можно воспользоваться предоставленным временем;

Так как задачи, которые ставит перед собой человек, вполне реалистичны, то исчезает чувство вины из-за невозможности достижения всей цели в один момент. Наоборот, отслеживается прогресс, который можно наблюдать наглядно на каждом завершенном этапе работы;

Благодаря используемой технике, создается ощущение работы в потоке. Это помогает полностью избавиться от стрессовых переживаний, добавляя дополнительную мотивацию. В результате труд становится более плодотворным, а концентрация внимания достигает максимального значения.

Несмотря на то, что сам проект может вызывать двоякие чувства, но продуктивность покажет, что можно работать в самом напряженном темпе без негативных ощущений;

Обязательно необходимо подготовиться к так называемому, контролируемому регрессу. Можно предположить, что в процессе выполнения работы, могут возникнуть определенные трудности. Эти остановки нужно «запланировать», то есть относится к временной неудаче, как к части плана.

В результате появятся новые возможности, которые позволят быстро завершить начатое дело. Этот прием помогает справиться с желанием, отказаться от идеи продолжить работу после неудачи. Напротив, возникает чувство, что все идет по плану.

Благодаря всем описанным психологическим приемом, можно научить мозг по-другому относиться к сложным и важным делам, представляя их в качестве интересной задачи.

При этом ее решение не будет сопровождаться стрессом, напротив, все трудности станут дополнительной мотивацией. Поэтому не возникнет желания отложить что-либо «на завтра»