Наблюдательность это в психологии
Содержание
- Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся
- Собственный личный опыт
- На основе вашего личного опыта и наблюдений определите,какие качества необходимы человеку,что
- Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся
- 4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
- Характерные признаки метода наблюдения.
- помогите ответить на 2 вопроса!! 1. на основе своего личного опыта и наблюдений расскажите,
- Зачем развивать наблюдательность
- НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМИ?…
- Как развивать наблюдательность и внимание
- Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности
- Слово наблюдательность
- Значения слова наблюдательность. Что такое наблюдательность?
- Из личного опыта и наблюдений за другими людьми
- Примеры употребления слова наблюдательность
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся
Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, жимом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского «Чаяц и орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда — «Полевые работы в сентябре»; своеобразные отчеты о проделанной работе — «Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения — «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и мн. др.
Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом -формирует научный стиль речи.
Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде. Береза — любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…
Пример сочинения по личным наблюдениям ученика:
Поздняя осень
Золотая осень уже давно кончилась.
Собственный личный опыт
Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима.
(II класс)
Сочинение среднее по полноте и объему, бедноват синтаксис, но кое-что заслуживает одобрения: отклонений от темы нет, действительно, в сочинении рассказано о поздней осени. Отдельные наблюдения точны: лед на лужах; ветер свищет в голых ветвях; появились снегири. Два сложных предложения, есть однородные члены предложения. Есть фразеологический оборот не за горами, т.е. скоро. Лексических повторов нет. Стиль речи близок к научному.
Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности.
На основе вашего личного опыта и наблюдений определите,какие качества необходимы человеку,что
В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления.
Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего.
Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное "обратите внимание на…", "смотрите сюда", "внимательно присмотритесь к…". Собственно, так и осуществляется управление вниманием человека.
Условия формирования внимания
Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:
1. Чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание.
2. Чтобы формировать послепроизвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном), надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой.
3. Добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу.
4. Внимание должно быть связано с требованиями дисциплины.
5. Развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека.
6. Формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий.
7. Обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.
Лучший способ формирования у человека внимательности – это не позволять ему делать работу небрежно.
Внимательность как свойство личности врача.
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно было быть воспитано с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В. В. Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же, как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.
Четыре основных направления обеспечивают исследования внимания в профессиональной подготовке врача:
— умение врача регулировать свою деятельность, учитывая при этом особенности работы внимания (сюда относятся задачи сохранения концентрации внимания, профилактика отвлечения внимания от задач деятельности под воздействием факторов внешней и внутренней среды, задачи распределения внимания между несколькими деятельностями). Использование закономерностей внимания для управления своей профессиональной деятельностью должно строиться на практике непрерывной тренировки, так как, во-первых, небольшое число помех принадлежит внутренним факторам отвлечения внимания, во-вторых, трудности представляет не столько выделение фрагмента действительности, сколько торможение не относящейся к задаче информации. Одного из восточных мудрецов спросили: «Где он научился столь удивительному и совершенному владению вниманием? Мудрец ответил: «У кошки, которая ждала мышь возле норки»»;
— умение врача учесть в процессе взаимодействия индивидуальные особенности внимания человека, пришедшего на прием, в частности, человека болеющего.
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся
Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, жимом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского «Чаяц и орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда — «Полевые работы в сентябре»; своеобразные отчеты о проделанной работе — «Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения — «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и мн. др.
Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др.
4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом -формирует научный стиль речи.
Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде. Береза — любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…
Пример сочинения по личным наблюдениям ученика:
Поздняя осень
Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима.
(II класс)
Сочинение среднее по полноте и объему, бедноват синтаксис, но кое-что заслуживает одобрения: отклонений от темы нет, действительно, в сочинении рассказано о поздней осени. Отдельные наблюдения точны: лед на лужах; ветер свищет в голых ветвях; появились снегири. Два сложных предложения, есть однородные члены предложения. Есть фразеологический оборот не за горами, т.е. скоро. Лексических повторов нет. Стиль речи близок к научному.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 448;
Характерные признаки метода наблюдения.
Достоинства и недостатки трех главных методов опроса
Метод Достоинства | Недостатки | ||||
Почтовый опрос | низкая стоимость, легкость организации опроса , доступен для малой группы исследователей при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера могут быть использованы иллюстрации | смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса респондент не может уточнить у интервьюера вопросы низкое качество ответов на открытые вопросы | |||
Телефонное интервью | низкая стоимость опрос может быть проведен достаточно быстро пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения возможен централизованный контроль за ходом опроса | охватывает только людей, имеющих телефон не могут быть показаны вопросник и иллюстрации по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут трудно задавать сложные вопросы | |||
Личное интервью | есть возможность продемонстрировать продукт сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени появляется возможность слушать живую речь респондента легко задавать сложные вопросы | высокая стоимость присутствует влияние интервьюера на респондентов требуется большая команда квалифицированных интервьюеров низкий уровень контроля за работой интервьюера | |||
Или другой вариант ответа на 55 вопрос
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, — «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы.
помогите ответить на 2 вопроса!! 1. на основе своего личного опыта и наблюдений расскажите,
Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:
o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
o Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
o Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
o Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
o Отсутствие должной апробации инструментария
o Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
o Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.
o И др.
Характерные признаки метода наблюдения.
В научной литературе довольно часто термины «наблюдение», «внешнее наблюдение» и «объективное наблюдение» употребляются как синонимы.
Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки.
Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь — айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе.
Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.
Основные принципы наблюдения в отечественной психологии основаны на трудах таких ученых как Л.С. Выготский, С.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.
Что можно наблюдать?
Объект психологического наблюдения – это тот, за кем ведется наблюдение.
Виды объектов наблюдения:
— отдельный человек (или животное);
— группа людей в их совместной деятельности, общности.
Автор этих строк не самый внимательный человек. Не говоря уже о том, что меня нельзя было раньше назвать набюдательным. Я могу что-то забыть, не заметить или не обратить внимание на какоую-нибудь деталь.
А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.
Зачем развивать наблюдательность
Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет.
НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМИ?…
Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.
Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.
В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.
Наблюдательность и хорошее внимание — важное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.
Как развивать наблюдательность и внимание
Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.
Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.
Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.
Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности
- В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
- Тренировка фотографической памяти. Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
- Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро. Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
- В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов. Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
- Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
- Рисуйте по памяти, а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.
Слово наблюдательность
Слово наблюдательность английскими буквами(транслитом) — nablyudatelnost
Слово наблюдательность состоит из 16 букв: а а б д е л л н н о с т т ь ь ю
Значения слова наблюдательность. Что такое наблюдательность?
Наблюдательность
Наблюдательность качество личности, выражающееся в умении наблюдать, т.е. концентрировать свое внимание на восприятии и познании одного объекта, в умении выделять в нем малозаметные, но важные свойства.
Безрукова В.С.
Из личного опыта и наблюдений за другими людьми
Основы духовной культуры. — 2000
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте.
Головин С. Словарь практического психолога
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений .
Олешко М.Ю. Современный образовательный процесс. — 2006
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом материале малоизвестные, но существенные детали. Н. приобретается в процессе систематических занятий интересным для человека делом и поэтому связана с…
Психология труда. — 2005
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – способность детально видеть предметы, явления. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами.
Cловарь музейно-педагогических терминов. — 2007
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – индивидуально-психологическая характеристика человека, способность быть внимательным, замечать и оценивать наличие или появление таких признаков в наблюдаемом объекте, явлении, которые другие люди могут и не увидеть.
Словарь конфликтолога. — 2009
Наблюдательность — качество личности заключающееся в более высоком уровне развития внимания в той или иной деятельности; способность замечать и воспринимать малозаметные, но существенные для теоретического анализа явления.
Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы.
— 1992
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ способность человека концентрировать внимание на том или ином объекте, замечать и воспринимать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — 2003
Педагогическая наблюдательность
Педагогическая наблюдательность это профессиональное качество педагога, выражающееся как способность и умение замечать, видеть, выявлять мало заметные…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Русский язык
Наблюда́тельность, -и.
Орфографический словарь. — 2004
Наблюд/а́/тельн/ость/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова наблюдательность
Так наблюдательность позволила ему переписать историю дортмундского клуба.
Хочется верить в наблюдательность хипстеров и прочей продвинутой молодежи.
Здесь и наблюдательность, ухваченность натурных ситуаций.