Музей купеческого быта

08.09.2018 0 Автор admin

Русский дом

Жилой дом Крашенинниковых, построенный в начале XIX века на Кожевнической улице, признали объектом культурного наследия регионального значения. Памятник архитектуры представляет собой каменное трехэтажное здание с подвалом.

«Его история начинается в 1800 году, когда семья московских купцов Крашенинниковых подала прошение о возведении нескольких строений на участке Кожевнической улицы, в том числе каменного двухэтажного дома. Однако при пожаре 1812 года застройка усадьбы сильно пострадала и была восстановлена лишь к 1817 году. С этого времени фасад дома и сохранился до наших дней», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследияАлексей Емельянов.

Изменения начались с 1896 года при купце 1-й гильдии Николае Растеряеве. Он переделал главное здание владения и со стороны двора возвел двухэтажную каменную пристройку. Растеряев занял постройками лудильного завода всю бывшую территорию сада. В 1908 году он образовал фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев». Здесь было железно-лудильное производство, где выпускались свинцовые трубы.

По оценочной описи 1914 года, строение занимали заводская контора, квартиры мастера, управляющего и служащих. А с 1930-х годов на территории бывшей усадьбы открыли авторемонтное предприятие «Аремкуз» Главмостранса.

Алексей Емельянов отметил, что дом Крашенинниковых сохранил только внешний облик. Интерьеры и оформление первого и второго этажей были полностью утрачены, так как здание переходило от владельца к владельцу на протяжении десятков лет. Его назначение менялось не единожды — в зависимости от желаний собственников. Сегодня в здании остались свойственные для городских построек того времени элементы: оконные и дверные проемы, цоколь, треугольные декоративные сандрики над окнами второго этажа и междуэтажный профилированный карниз.

Статус объекта культурного наследия регионального значения обеспечивает жилому дому Крашенинниковых охрану государства. Его запрещено сносить, а исторический облик здания не может быть нарушен, любые работы (ремонтные или реставрационные) проводятся только под контролем и после согласования с Департаментом культурного наследия.

Кожевническая улица — это древняя улица города, расположенная в районах Замоскворечье и Даниловский. Считается, что еще в XIV веке здесь была татарская слободка кожевников, где промывали в реке шкуры лошадей и выделывали из них кожу для различных изделий. В XV веке к югу оттуда, рядом с Симоновым монастырем, на высоком берегу Москвы-реки ногайские татары торговали лошадьми. Доподлинно известно, что постоянно мастера-кожевники здесь обосновались с XVI века, место для них было выбрано на низменном правом берегу, ниже по течению реки, — специально, чтобы отходы производства не загрязняли город. Этот район долгое время развивался как центр кожевенного производства, а в XIX веке здесь начали появляться крупные промышленные предприятия.

В Москве ведется постоянная работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры, список объектов культурного наследия регулярно растет. Только за последние семь лет охранный статус получили 695 памятников. Из них 370 — это выявленные объекты культурного наследия, а 325 — объекты культурного наследия как федерального, так и регионального значения.

Недавно список объектов культурного наследия также пополнил ансамбль городской усадьбы XVIII–XIX веков, расположенный в Старокирочном переулке . Памятниками архитектуры стали двухэтажное главное здание усадьбы, сторожка и каменная ограда с воротами.

Охранный статус также получил доходный дом купца А. А. Шешкова, в котором в 1899–1900 годах жил и работал писатель Антон Чехов. В июне его признали выявленным объектом культурного наследия. Четырехэтажное каменное здание расположено в Дегтярном переулке.

Другие интерактивные программы

Игровые программы в Музее национального костюма и быта

ВАС ОЖИДАЕТ: старинная русская одежда, утварь, предметы домашнего обихода, знакомство с деревянным срубом, плотницкие секреты, обрядовые куклы.

*Программа на весь учебный год

«Как жили наши предки» В составе данной программы: 1. «Во селе да во Измайлове» — рассказ об истории царской резиденции в Измайлове, с играми и загадками. 2. «Коса-девичья краса» — игра с девочками, примерка кокошника, берестяного ободка, сарафана, рубашки, девичий хоровод.

Список памятников архитектуры Москвы пополнил купеческий дом XIX века

3. «Косая сажень в плечах…» — игра с мальчиками, примерка картуза, косоворотки. 4. «И для жизни, и для забавы» — история обрядовых кукол (Столбушка,Пеленушка, Неразлучники, Бабушкина кукла, Желанница, Льнянушка, Подорожница и другие). В конце данной программы изготовление оберега Бука + чаепитие с домашним пирогом. Минимальная группа: 25 детей + 2 учителя бесплатно. Стоимость программы: 150 рублей/ 1 человек, 30 рублей/1 человек – изготовление оберега.

*Программа на Новый год и Рождество(с 18 декабря – 30 декабря) «Зимние заигрыши» В составе: 1.«Посиделки в русском доме» – знакомство с зимними посиделками, с крестьянскими забавами, играми, загадками о зиме 2. «Веселая коляда на Рождество» — конкурс рождественского колядования, рассказ о традиции колядования на Руси, о праздновании Рождества и Нового года 3. «Светлые» и «темные» святки» — способы гадания, потешное ряжение 4.«Свадьба в Зимний мясоед» — элементы свадебного обряда в загадках и конкурсах. Минимальная группа 25 учащихся + 2 учителя бесплатно.

*Программа на Масленицу (конец февраля – начало марта) «Весна красна» В составе: 1. Обряд «Сороки» — заклички Весны-красны с помощью жаворонков, загадки и пословицы о весне 2. Программа «Госпожа Масленица»: рассказ о масленичных забавах, состязание «Надежа-боец», музыкальный хоровод и веселые игры 3.Игра «Семик Масленицу встречает» — народная игра, посвященная одному из известных весенних праздников — Семику 4. «Русалья неделя» — масленичные ряженые в виде русалки и других мистических существ. Минимальная группа 25 учащихся + 2 учителя бесплатно.

 Недорого. Минимальная группа 20 детей + 1 учитель бесплатно.

Предоставляем, при необходимости, транспорт.
Запись по телефонам у Аллы: 8 (495)973-33-64, 8-926-300-07-09.

День рождения в Музее русского костюма и быта

Проводим дни рождения детей и взрослых В нашем доме живет Домовой Федул. Кто быстрее найдет обрядовые куклы, отгадает хитроумные загадки, выполнит задания с сюрпризами, тот найдет и его самого. Тогда вас ждет победа и призы. Для взрослых своя программа. Стоимость Дня рождения: группа детей (до 10 человек)-7000 рублей,включая подарки и чаепитие.

Запись по телефонам у Аллы: 8 (495)973-33-64, 8-926-300-07-09.
 

Наш адрес: Москва, Алтуфьевское ш., д. 2, кор. 1 примечания: Музей работает по предварительной записи
Оплатить музей можно в день экскурсии

Проезд:
м. Владыкино, первый вагон из центра, от метро идти 4 минуты.
Музей находится на 1 этаже.

Деревянные дома, усадьбы и поместья в Москве и др. регионах России, стр. 2

История создания музея

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей был создан в 1991 году группой историков и музейщиков при активном участии потомков Морозовых, Рябушинских, Алексеевых, Губониных, Прохоровых, Гучковых, Рукавишниковых, Сытиных и других основателей российского капитализма.

Музей расположен в небольшом особняке, который до революции принадлежал владельцу текстильной фабрики Ивану Григорьевичу Простякову (1843–1915 гг.).

Иван Григорьевич основал в этом доме начальное городское училище. Здесь же он поселил в специальных комнатах учителей, выплачивал им зарплату, закупал для учеников всё, что было необходимо, от учебников до пряника на завтрак.

После революции в этом доме Американское общество помощи голодающим организовало бесплатную столовую для людей, которым нечего есть.

Однако вскоре американцев обвинили в шпионаже, столовая была закрыта, а в доме устроена библиотека. В 1985 году здесь был создан музей истории Октябрьского района Москвы. После путча 1991 года музей решено было перепрофилировать в музей предпринимательства.

За 18 лет работы музея удалось собрать значительную коллекцию, насчитывающую свыше 2000 фотографий, документов, портретов, предметов профессиональной работы и личных вещей, являющихся памятниками замечательной деятельности создателей российской промышленности, торговли, финансовой системы.

Сформирована библиотека (свыше 15000 единиц) с изданиями и информационными материалами по истории бизнеса, благотворительности и меценатства в России.

С первых лет своей работы Музей стал образовательным центром. Ежегодно в музее проходят сотни экскурсий, консультации, лекции, мероприятия, встречи, основной аудиторией которых являются школьники и студенты.

Пользуясь материалами библиотеки, посетители пишут рефераты, курсовые и дипломные работы.

Сотрудники СМИ и различных организаций города Москвы и регионов пользуются возможностью получить консультативную помощь специалиста по вопросам предпринимательства, меценатства и благотворительности. На основе музейной коллекции и библиотечного фонда было подготовлено значительное количество теле- и радиопередач, газетных и журнальных статей. Циклы радиопередач о благотворительности при участии хранителя музея Льва Николаевича Краснопевцева выходили на радио «Россия» и радио «София».

Лев Николаевич Краснопевцев, главный хранитель музея предпринимателей, меценатов и благотворителей — человек с тяжелой судьбой и сильным характером.

Родился в 1930 году.

Окончил исторический факультет МГУ.

Изучая российскую историю, пришел к выводу, что Октябрьская революция является трагической ошибкой, прервавшей естественный ход развития страны.

Попытки озвучить этот вывод привели к тому, что в 1957 году он был арестован и провёл 10 лет в мордовских лагерях, после работал слесарем-сборщиком на заводе.

В 1991 году получил возможность вернуться к занятиям историей, создал музей, основная задача которого: дать человеческое лицо российских дореволюционных предпринимателей.

31 октября 2008 года в Историко-архивном институте РГГУ (Никольская улица, 15) состоялась презентация книги Льва Николаевича Краснопевцева «Записки хранителя». Экспозиция музея предпринимателей, меценатов и благотворителей В экспозиции музея 5 залов:

В первом зале — «Российские предприниматели, меценаты и благотворители XIX-начала XX вв.».

Представлены материалы (портреты, документы, фотографии и др.), рассказывающие о жизни и деятельности купеческих фамилий: Алексеевых, Морозовых, Рябушинских, Прохоровых, Рукавишниковых, Третьяковых, Сытиных, Мамонтовых, Ушаковых и др. Во втором зале — «Акционерное дело и финансовая история». Представлено становление и развитие акционерного дела и финансового рынка в дореволюционной России.

В экспозиции: документы, ценные бумаги, рекламные материалы, портреты, фотографии.

В третьем зале — «Купеческий быт».

Представлены различные бытовые вещи (одежда, посуда, мебель и др.), переданные потомками знаменитых и малоизвестных родов российских предпринимателей.

В четвёртом зале — «Воспитание и образование детей в XIX – начале XX вв.».

Показаны фотографии, учебники, школьные предметы, игрушки и др.

Пятый зал предназначен для временных выставок.

Первый вопрос, на который отвечает экспозиция музея — из какого человеческого материала делались эти люди. Экспозицию открывает портретная галерея первого поколения предпринимателей конца XVIII-XIX веков.

Первые Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Андреевы, Рябушинские были крепостными крестьянами, которые начинали свой бизнес с маленьких семейных мастерских.

Ткацкий станок, прялка и другие предметы крестьянского быта дают возможность представить среду из которой они вышли. Стенд справа от входа представляет историю российского бизнеса от второй половины XVIII века (времён Екатерины II) до наших времён на примере династий текстильных фабрикантов Гучковых и Зиминых.

Гучковы Фёдор Алексеевич Гучков (1768–1856 гг.) Фёдор Алексеевич Гучков — родоначальник династии Гучковых, крепостной крестьянин, переселился в Москву в конце XVIII века.

Глава пятая. КУПЕЧЕСТВО

Работал ткачём по найму, в 1798 году он открыл свою небольшую фабрику на пять станков в селе Семёновском для производства французских и турецких шалей.

Гучков постоянно расширял предприятие, к 1812 году фабрика имела около 50 станков.

В 1812 году фабрика сгорела, однако уже в следующем году он приступил к созданию нового предприятия.

Новая фабрика в Лефортове выросла в крупное текстильное предприятие. В конце жизни, как убеждённый старообрядец-беспоповец был сослан в Петрозаводск, где вскоре умер.

Управление фабрикой передал своим сыновьям Ефиму и Ивану. В 1839 году фабрика Гучковых получила право ставить на свои изделия Государственный герб Российской империи, на это время приходится расцвет фабрики.

Ефим Фёдорович Гучков (1805–1859 гг.) Ефим Фёдорович Гучков — сын Фёдора Алексеевича Гучкова, создатель первого в России шерстопрядильного производства на отечественном сырье, активный благотворитель, влиятельный общественный деятель, Московский городской голова с 1857 по 1859 гг. и председатель Биржевого Комитета Москвы. Его сын Иван Ефимович Гучков (1834–1904 гг.) — один из уважаемых представителей московского купечества, мануфактур-советник, крупный предприниматель и общественный деятель, вместе с братом Николаем вёл мануфактурное дело под фирмой «Ефима Гучкова Сыновья» и владел фабрикой шерстяных изделий.

Иван Ефимович, отец известных общественных деятелей братьев Гучковых (Николая, Фёдора, Александра и Константина), был в числе старейших гласных Московской городской Думы, членом московского суда, в годы Русско-турецкой войны входил в состав комитета по устройству и содержанию госпиталей для раненых воинов, состоял членом Попечительского совета Художественно-промышленного музея, был старостой Московской купеческой управы. Его брат Николай Ефимович Гучков (1835–1884 гг.) — совладелец фирмы «Ефима Гучкова С-вья», гласный Московской городской Думы, выборный Московского Биржевого общества и других общественных организаций, учредитель и попечитель городского Училища имени А. С. Пушкина.

Александр Иванович Гучков (1862–1936 гг.) Александр Иванович Гучков — предприниматель, видный общественный и политический деятель, один из создателей и лидер партии «Союз 17 октября», депутат и председатель III Государственной Думы, военный и морской министр Временного правительства.

Николай Иванович Гучков (1860–1935 гг.) Московский городской голова в 1905–1912 гг.

Его правление — время расцвета хозяйственной деятельности Московской городской Думы: городские финансы приведены в порядок, жители получили лучший в России трамвай, открылось много новых школ, открылся Дом городских начальных училищ (Пироговская улица, 9), а начальное образование стало общедоступным и бесплатным. Выдающаяся русская балерина Екатерина Сергеевна Максимова тоже вышла из рода Гучковых — она внучка Константина Ивановича Гучкова.

Зимины Семён Григорьевич Зимин (1760–1840 гг.) — крепостной крестьянин деревни Зуево Богородского уезда, основатель промышленного дела Зиминых.

Создал семейное шелкоткацкое производство.

В начале 1830-х годов Зимины выкупились из крепостного состояния. Никита Семёнович Зимин (1790–1866 гг.) продолжал шелкоткацкое дело отца. В 1850-х гг. основал бумагопрядильную и ткацкую фабрику в Зуеве.

Был старообрядцем-беспоповцем.

Его сын Иван Никитич Зимин (1818–1887 гг.) — предприниматель, основатель, владелец и директор правления «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина».

Российские предприниматели были не только создателями крупных промышленных предприятий, но и людьми, которым надо было решать крупные социальные проблемы.

В музее представлены некоторые материалы, которые показывают уровень производства фабрик в конце XIX века. Например, фотографии шалей, которые выпускала фабрика Гучковых в 1830–1840 гг.

Эти шали находятся в Нижегородском музее.

Русские предприниматели, выходя на рынок со своими товарами, делали товар на высоком европейском уровне.

Они могут послужить образцом работы и для нашего современного текстильного производства.

Каждая такая небольшая мастерская, которая вырастала потом в фабрику становилась центром технического прогресса, выпускали они продукцию самого высокого качества. О качестве текстиля можно судить по тканому шёлковому портрету Ивана Михайловича Кондрашова, руководителя ткацкой фабрики в Щёлкове, представленному в музее.

Решение предпринимателями социальных вопросов Решение социальных вопросов продвигалось постепенно и к концу XX века, например, на фабрике Прохоровых, основанной Василием Ивановичем Прохоровым (1755–1815 гг.), которая до сих пор работает на окраине Москвы и называется Трёхгорной мануфактурой вырос целый городок для рабочих. Особенности старой системы заключалась в том, что рабочие имели две заплаты, одна зарплата была денежная, в зависимости от количества и качества выполняемой работы, вторая — натуральная: за жилье, медицину, детские учреждения, театр, библиотеку, публичные лекции рабочие не платили ничего.


При Гостином Дворе в Санкт-Петербурге открыт
новый храм в честь преподобного Серафима Вырицкого
и Музей купечества

Храм в Гостином дворе — СПб.  Идет благоукрашение храма.
В помещении отслужен молебен. Освящение храма будет в конце апреля.

В день открытия

Храм в честь преподобного Серафима Вырицкого, до принятия монашества бывшего известным купцом.
Один из них сегодня обустраивается при Гостином Дворе в Санкт-Петербурге. Именно там, в одной из лавок, будущий святой, а тогда еще 10-летний мальчик Василий Муравьев, начинал свою купеческую карьеру.
В новом храме его имени совершили первые богослужения.

О жизни и духовном подвиге прп.Серафима Вырицкого

65-летию преставления святого Серафима Вырицкого посвящена фотовыставка в Большом Гостином Дворе

На открытие выставки пришла правнучка святого Ольга Набоко. Ее мама Маргарита – внучка Василия Николаевича и Ольги Ивановны Муравьевых. Когда умер прадедушка, Ольге было 11 лет. В последние часы его жизни девочка была рядом с ним.
"Помню, как мама пришла ночью ко мне в комнату. Рыдает и говорит, что дедушка рассказал ей про женщину неземной красоты в белых одеждах, которая пришла к нему и показала рукой на небо. Он-то знал, что за женщина к нему приходила, но не смел даже сказать, что это была Божья Матерь", – вспоминает Ольга Даниловна.

    Более века назад в Большом Гостином Дворе (БГД) Санкт-Петербурга работал посыльный, который сумел пройти путь от земли до неба и стать святым. 65-летию со дня преставления преподобного Серафима Вырицкого – посвящена фотовыставка, открывшаяся 28 марта в театрально-выставочном комплексе БГД, которую так и назвали – "От земли до неба",

Около 100 фотографий разделены на три темы: жизнь в миру, служение в Александро-Невской лавре и в Вырице. Архивную часть экспозиции составили снимки из семейного архива преподобного Серафима, современную – работы фотографа Санкт-Петербургской митрополии Юрия Костыгова.

Александро-Невской лавре, с которой неразрывно связана судьба старца, посвящен отдельный блок фотографий. В открытии экспозиции принял участие наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. "Мы добиваемся того, чтобы преподобный был известен современным предпринимателям как их покровитель. Его жизнь – пример того, что деньги можно зарабатывать честно и направлять их на добрые дела", – цитирует владыку портал Вода Живая.

Святой Серафим Вырицкий (в миру – Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в крестьянской семье. Был одним из крупнейших мехоторговцев России.

Купеческий дом. История и особенности стройки и проживания // FORUMHOUSE

В 1920 году принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре и все имущество пожертвовал на нужды Церкви. Позднее стал духовником монастыря и принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. К лету 1930 года отец Серафим по состоянию здоровья переехал в Вырицу. Повторил подвиг святого Серафима Саровского – молился о России (во время Великой Отечественной войны – каждый день), стоя на камне, несмотря на нестерпимую боль в ногах. Скончался 3 апреля 1949 года. В 2000 году он был причислен к лику святых.

 В приписной к храму святителя Петра митрополита Московского на Роменской,домовой церкви преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостином Дворе в Санкт-Петербурге, Богослужения совершаются регулярно :
Расписание Богослужений

© 2005-2014  serafim.com.ru. Все права защищены

Купеческий город

К 180-летию Каркаралинска

Основная масса купечества располагалась в местах компактного проживания населения, в городах областного и уездного значения, а также в населенных пунктах вблизи транспортных артерий.

Каркаралинск привлекал купцов не только тем, что был уездным городом, но и потому, что близ него проходили торговые караванные пути и действовала крупнейшая в Казахстане Кояндинско — Ботовская ярмарка. Находясь вдали от крупных торговых центров, таких, как Павлодар, Семипалатинск, Омск, Каркаралинск тем не менее соединялся с ними транспортными нитями, а здешние купцы были крепко связаны через них с остальным деловым миром.

Насчитывая около 4.5 тыс. жителей. Каркаралинск был не только административным и культурным, но и торговым центром громадного уезда. Если не считать сезонной Кояндинско-Ботовской ярмарки, то основная деловая жизнь уезда сосредотачивалась в Каркаралпнске. Кроме земледелия и животноводства основным занятием каркаралинцев была торговля. По переписи 1897 г. в Каркарапинске осуществляли торговлю: продуктами сельского хозяйства — 118 чел., тканями и одеждой — 73. зерновыми продуктами -14, кожами, мехами и т.п. — 12, стройматериалами и топливом -11. живым скотом — 1. напитками -1, предметами гигиены — 1, занимались разносной и развозной торговлей — 35 чел.

В городе имелась развитая по тем временам торговая инфраструктура, включавшая в себя обширную базарную площадь с каменными и деревянными лавками, гостиный ряд, мясные и мелочные лавки, кожевенный базар, купеческие лабазы для хранения товаров. Была своя скотобойня, откуда освежеванные туши, пройдя предварительный санитарный контроль, доставлялись на мясной рынок. Товаров в Каркаралинск ежегодно привозилось на сумму 300 тыс. руб. Базары работали ежедневно, но бойкий торг происходил лишь с октября по январь, когда шел осенне-зимний забой скота и повышалась покупательная способность населения.

Когда в Каркаралинске появились первые купцы, сейчас, наверное, никто не вспомнит, но надо полагать, что уже в первой половине XIX века купеческие караваны не проходили мимо стоявшего среди безбрежной степи единственного оседлого населенного пункта. Расположенный в обширной долине, у подножия живописных гор, Каркаралинск приглянулся многим купцам, которые, выбрав его местом постоянного жительства, навсегда связали с ним свою судьбу. Осевшие здесь казаки, казанские и сибирские татары, сарты (узбеки) составили костяк каркаралинского купечества. Среди торгующих немало было и казахов, однако сколько среди них было купцов, трудно определить, поскольку в документах статистической отчетности вместо национальности зачастую указывалось вероисповедание, а внешне схожие тюрко-мусульманские имена и фамилии не позволяют достоверно определить национальную принадлежность их носителей.

Рост численности купцов в Каркаралинске в основном наблюдается во второй половине XIX в. в связи с общим оживлением экономической жизни и принятием соответствующих нормативных документов, поощрявших развитие предпринимательской деятельности. Однако удельный вес купцов в общей массе населения был невелик. Так, например, по данным переписи 1897 г., в Каркаралинске проживало 89 купцов, в том числе 39 мужчин и 50 женщин, что составляло 0,02% населения города. Однако в последующем их численность снизилась и составляла в 1911 г. 15 человек. Это объясняется тем, что в связи с принятием в 1898 г. Положения о государственном промысловом налоге прекратилась прямая связь между получением промыслового свидетельства для занятия предпринимательской деятельностью и покупкой гильдейских документов. Своеобразие купеческого сословия состояло в том, что, приобретя гильдейские документы, можно было вовсе не заниматься предпринимательской деятельностью. Приобретение сословных свидетельств становилось добровольным, поэтому некоторые представители других сословий, перестав приобретать гильдейские- документы, выбыли из купечества.

В начале XX века в Каркаралинске вели торговлю купцы: С.Арыбджанов, X.Бекметев; Бекметева Валиуллы наследники, А. Зуфаров. Каримбаева наследники, С.Норбаев, К. Кульмакбетев, К.Мансуров, В.Рязанцез, К.Рязанцев, А.Рязанцев, П.Рязанцев, Т.Разумов, С.Рахимджанов. С.Янгуразова, П.Кошелев. Г.Кухманхожил, Т.Каримджанбаев. В Каркаралинске и.мел представительство известный семипалатинский 1-й гильдии купец А.Деров, действовало общество потребителей.

В числе купцов, выбравших сословные купеческие свидетельства 2-й гильдии на 1911 год, наряду с уже известными купцами значатся Дебогин Иосиф Исеевич, Баландин Иван Ермолаевич и Янгуразов Халит Валитович. Почти все купцы производили однородную торговлю хлебом, мануфактурными, бакалейными, железными и разными мелочными товарами, а также скотом, сырыми кожами и другими предметами казахского хозяйства. Отдельные купцы специализировались на торговле определенными товарами. Так, купцы П.Кошелев и С.Янгуразова, торговали мануфактурными товарами, на продаже бакалейных и галантерейных товаров специализировались братья Василий и Константин Рязанцевы. Андрей Рязанцев, кроме этих товаров, зачинался продажей чугунных и железных изделий. Узбеки торговали сартовским товаром (урюк, изюм, курага, фрукты, бухарская мата, вата, халаты).

В лавках каркаралинских купцов покупателям предлагали все или почти все, вплоть до швейцарских золотых часов и других дорогих украшений. Понятия дефицита тогда не существовало. Так как кочевья казахов были крайне разбросаны, то большая часть торговых оборотов с ними происходила в аулах, куда каркаралинские купцы высылали транспорты с товаром.

Основная масса каркаралинских купцов состояла во 2-й гильдии, то есть их оборот не превышал 50 тыс. руб. Об оборотах некоторых каркаралинских купцов позволяют судить сведения, представленные в 1903 г. в Омскую казенную палату податным инспектором Каркаралинского участка Семипалатинской области Н.Богатовым. Так, купцы П. Кошелев и К. Рязанцев имели торговый оборот в 40 тыс. руб. каждый, В. Рязанцев — 30 тыс. руб., А. Рязанцев и С. Янгуразова — по 20 тыс. руб.

Конечно же, обороты каркаралинских купцов значительно уступали оборотам таких известных купцов-миллионщиков, как Пугасов, Иванов, Юлдашев, братья Мусины и Хусаиновы и др. Например, в конце XIX — начале XX века торговые операции купца Пугасова простирались на весь Туркестанский край. Во всех городах Семиреченской и Сырдарьинской областей он имел магазины с вином, пивом, тканями, обувью и другими товарами, владел промышленными предприятиями.

В 80-90-х годах ХIХ века семипалатинские купцы Латиф и Фатих Мусины по своему богатству не уступали самым состоятельным людям США. В 1880 г. они вместе с другими меценатами города выделили 10 тыс. золотых рублей на издание газеты «Семипалатинские областные ведомости». Чтобы представить себе эту сумму, достаточно сказать, что тогда в обменных пунктах за один рубль давали 50 долларов США. Капитал братьев Хусаиновых достиг в 1912 г. 8 млн. рублей, а обороты — нескольких десятков миллионов.

Каркаралинские купцы, сколотившие посредством выгодной торговли крупный капитал, вкладывали его в производство. Так, Халиулла Бекметев в 1885 г. в урочище Джеты-Конур на Гульшадском руднике построил серебросвинцовый завод. Завод имел одну небольшую отражательную и одну шахтную печи. Кустарная плавка серебра и свинца производилась в летнее время. Главной рудничной базой завода для выплавки серебра было Гульшадское месторождение, открытое в 1884 г. Здесь хозяйничала купчиха Гульшад Бекметева, именем которой и были названы рудник и завод. При Гульшад Бекметевой за 8 лет (1884-1891 гг.) было добыто 58170 пудов серебросвинцовых руд. Валиулла Бекметев в 1888-1890 гг. добывал на Абдул-Азизовском руднике, расположенном в урочище Уч-Кызыл, по 130 пудов меди. Рудник был назван им в честь своего сына Абдул-Азиза.

Купечество оказывало заметное влияние на общественную жизнь города. Наиболее уважаемые купцы избирались в органы местного самоуправления, имели общественные поручения, были шефами благотворительных и богоугодных заведений. Купец Халиулла Бекметев долгое время состоял членом Кояндинского ярмаркома, на Общественных началах был председателем каркаралинсгого отделения попечительства о тюрьмах. Каркаралинским купцам также не чужды были меценатство и благотворительная деятельность. Купеческий капитал принимал участие в строительстве самых лучших зданий в городе, его благоустройстве и озеленении. Большинство сохранившихся поныне домов дореволюционной постройки было возведено с участием купеческого капитала.

Купцы жертвовали средства на содержание учреждений образования, культуры, здравоохранения, строительство культовых сооружений, пострадавшим от пожаров и других стихийных бедствий, инвалидам войны. Купец Халиулла Бекметев пожертвовал средства для строительства мечети в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. о чем свидетельствует надпись, сделанная арабской вязью на одной из стен мечети. Купеческий сын. штабс-капитан в отставке Абдул-Азиз Валиуллинович Бекметев в 1906 г. выступил не только инициатором, но и главным жертвователем средств на постройку новой, кирпичной мечети в центре Каркаралинска.

Купцы были среди тех, кто постоянно посещал храмы и мечети, и, наверное, эта их набожность была основой купеческой честности и добропорядочности, особо ценившейся в предпринимательской среде. Часто оптовики отпускали купцам, занимающимся розничной торговлей, товары под честное слово, и эти устные обязательства были крепче некоторых нынешних договоров, скрепленных семью печатями.

Купцы были грамотными, читали книги и периодику, как правило, владели двумя-тремя языками, ибо успех торговой и предпринимательской деятельности в уезде, где подавляющая часть населения не знала русского языка, зависел от знания местного языка. Многие казаки, особенно старожилы, не говоря уже о тюркоязычных татарах и узбеках, свободно разговаривали на казахском языке, нередки были и смешанные браки. Многие представители купеческого клана Бекметевых роднились со знатными и богатыми казахами.

В начале XX века сословная обособленность купечества в значительной мере утрачивает свое реальное значение, а грянувшая в скором времени Октябрьская революция и вовсе ликвидировала сословные различия. Новая власть не жаловала ни частную собственность, ни связанных с ней предпринимателей. Купцы были объявлены вредным элементом и подверглись репрессиям, а их имущество было разграблено и национализировано. Так завершилась одна из ярких страниц в истории развития предпринимательства дореволюционного Казахстана, связанная с купеческим сословием.

Негативное отношение к купечеству долгое время заслоняло его добрые дела. В литературе, искусстве создавался образ купца-мироеда, буржуя и эксплуататора трудового народа. Сейчас, когда главной фигурой рыночных преобразований вновь является частный предприниматель (читай — купец), самое время вспомнить о былом и вернуть из небытия казахстанских ротшильдов, рокфеллеров и вандербильтов, взять у них все самое ценное и полезное, потому что новое – это, как известно, хорошо забытое старое.

К.Абилов

кандидат исторических наук,

доцент Карагандинского

экономического университета

Смотрите также:
Купеческий город к 180-летию Каркаралинска

1 стр.

К 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого к 100-летию написания статьи «Не могу молчать» «Московскому студенчеству с искренней благодарностью »

1 стр.

Регистационный №185.

Россия в интерьерах. Часть 10. Купеческие дома

Сулейманова Алсу Раяновна

1 стр.

Конкурс проводится в два тура I тур Золотое кольцо России

29 стр.

Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы

1 стр.

Программа мероприятий 32-го Пушкинского праздника поэзии

1 стр.

Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы

1 стр.

Ответы на вопросы интернет-викторины, посвященной 180-летию со дня рождения М. Акмуллы

1 стр.

Искужина Лиана №331 Ответы на интернет-викторину,посвященную 180-летию

1 стр.

Ответы на интернет-викторину, посвященную 180-летию со дня рождения М. Акмуллы

1 стр.

Xi международная научно-практическая конференция «Экономика. Сервис. Туризм. Культура», посвященная 180-летию азиатского путешествия А. Гумбольдта

1 стр.

Интернет викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы

1 стр.