Монтессори
Содержание
- Монтессори педагогика что это такое?
- Периоды развития
- Комната Монтессори что это такое?
- Кто такой Монтессори педагог?
- Монтессори дома, самостоятельно
- Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы
- Обратная сторона – за и против
- Система Монтессори — что это такое?
- Что такое Монтессори-педагогика?
- Монтессори-обучение педагогов
Монтессори педагогика что это такое?
Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.
Что такое методика Монтессори?
Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:
- свобода выбора;
- минимум помощи со стороны педагога;
- предоставление дидактического материала;
- самостоятельный контроль ошибок;
- наличие определенных правил в Монтессори-классе;
- разновозрастность детей;
- отсутствие оценок и соревновательности.
Особенности и отличия
Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по методу Монтессори отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами. Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится. Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.
Периоды развития
По мнению Монтессори, развитие личности ребенка проходит три основных периода: первая стадия детства (0–6 лет), вторая стадия детства (6–12 лет), юность (12–18 лет). Первая стадия детства – важная жизненная фаза, так как именно в этот отрезок времени у детей наиболее интенсивно формируются личность и способности.
Сензитивные периоды
Сензитивные периоды – одно из важнейших научных открытий Марии Монтессори. Согласно данной теории, каждый ребенок от рождения и до семи лет проходит ряд этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии, в каждый из которых он легко и быстро усваивает новые знания и умения. Важно, чтобы в эти промежутки времени, проходящие безвозвратно, дети имели возможность в полной мере развить в себе соответствующие навыки.
Монтессори выделила следующие сензитивные периоды:
- развитие речи (0–6 лет);
- восприятие порядка (0–3 лет);
- сенсорное развитие (0–5,5 лет);
- восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года);
- развитие движений и действий (1–4 года);
- развитие социальных навыков (2,5–6 лет).
Метод Монтессори что это такое? Повлиять извне на возникновение и длительность сензитивных периодов нельзя, что свидетельствует в пользу индивидуального подхода в обучении. Также необходимо помнить: если принуждать ребенка делать что-то вне рамок соответствующего периода (к примеру, учиться читать), то результаты будут низкими или же их не будет совсем.
Комната Монтессори что это такое?
Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.
Обучение по Монтессори Материалы и игрушки
Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.
Кто такой Монтессори педагог?
Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства. Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.
Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.
Монтессори дома, самостоятельно
Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства. Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания. Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов.
Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы
В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.
Обратная сторона – за и против
Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность. Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста. Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.
Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом. Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития.
Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка.
Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.
М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность попробовать сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для правильного развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки — положи их в беспорядке, они вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок.
Система Монтессори — что это такое?
Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее для личностного развития ребенка. Мария вообще считает, что порядок органичен для малыша, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место».
Но чтобы работа приносила пользу для воспитания и развития ребенка, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
Интерес – первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике развития детей дошкольного возраста. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по – другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так развитие ребенка по Монтессори проходит в несколько этапов: от 0 до 6 лет развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.
Если опоздать и не воспользоваться ценными для правильного развития ребенка появившимися у него возможностями, то малыш может потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
Монтессори призывает нас не ускорять физическое и психическое развитие ребенка, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед малышом скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает правильному развитию детей. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.
Удивительно, но если для развития детей в детском садуучитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» – знак успеха». Главная задача взрослого в методе развития ребенка по Монтессори помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый – подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй – разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.
Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы, где происходит развитие ребенка по Монтессори.
Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение в своей методике развития детей дошкольного возраста, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов выделив две группы. В первой – дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.
Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ развития ребенка по Монтессори довольно много.
В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются и развиваются в детях на занятиях в классах Монтессори.
К концу тридцатых годов в педагогической системе развития ребенка по Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.
Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых – не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для обучения иразвития ребенка по методике Марии Монтессори и придают ей стройность и завершенность.
Статья предоставлена : Школа Волшебников
Центры Монтессори и секта сайентологов Хаббарда
Сам по себе "метод Монтессори" сыграл выдающуюся роль в развитии педагогики, потому что Мария Монтессори блестяще справилась с выполнением своего контракта с работодателем — 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, хотя и запущенных детей. Задача была поставлена предельно конкретно: организовать подготовку будущих добросовестных рабочих в почти 50-ти "Домах ребенка", которые были созданы в многоквартирных и коммунальных домах малоимущих семей. Следует сразу отметить, что развитие креативных, творческих способностей работодателем Монтессори отметались сразу, что и нашло отражение в уставе Дома ребенка.
Существуют свидетельства, что сейчас основной спонсор так называемых "центров Монтессори", не входящих в официальную Ассоциацию монтессорианцев — это сайентологи, или дианетики.
Что такое Монтессори-педагогика?
Это произошло потому, что официальные структуры проморгали возможность самим поддерживать "метод Монтессори". Поэтому родителям и специалистам необходимо быть осторожными, чтобы не попасть в эту организацию, которая может прикрываться вывеской известного итальянского педагога Марии Монтессори.
Между тем, во многих цивилизованны странах Европы, одни называют эту организацию спецотделом ЦРУ, другие, религиозные организации величают даже "сатанистской сектой" Хаббарда. Здесь мы снова наблюдаем случай, как неплохую идею сайентологии взяли под свой контроль шпионы и диверсанты. В прессе и истории этой организации известны многочисленные случаи, когда искренне верящие и ничего не подозревающие рядовые члены этой "организации" использовались для добывания секретных сведений, проведения всякого рода сомнительных акций или поддержки на выборах нужных кандидатов. Ну, а если они не имеют доступа к таким сведениям или подходящих кандидатов не предвидится, то попросту наивные верующие в дианетику и Хаббарда, в конце своей блистательной карьеры, увы, нередко расстаются со своей недвижимостью и жизнью — на самом деле ничего иного от соответствующих служб от несчастных членов этой "организации" и не нужно.
Поэтому, если вы обращаетесь в "центр Монтессори", то он должен быть официально аккредитован Международной Ассоциацией, которая, кстати, если следует заветам самой Монтессори, то запрещает обучение до 3-х лет. Если такого сертификата и подтверждения нет, то за этим "центром Монтессори" стоят сайентологи, незаконно использующие бренд и методики в своих целях. Эти сектанты весьма активны и агрессивны и Вы их сразу узнаете.
Нормальные педагоги никогда не пойдут на нарушение авторских прав этого великого педагога и прав других новаторов: Домана, Никитина, Зайцева, Шаталова, Тюленева …
Есть вероятность, что Вам попадутся "нормальные педагоги", наивные, искренне желающие возродить "педагогику Монтессори", как госпожа Сорокова (РАО). Но есть те, кто приписывает давно ушедшей из жизни Марии Монтессори чужие идеи. Но тогда Вы их спросите — зачем воровать чужие идеи и не ссылаться на истинных авторов методик раннего развития? Зачем под видом "модернизации" метода Монтессори, воровать у других авторов идеи, рекомендации и приписывать их Монтессори без спроса у самой Монтессори, которая отрицала саму возможность педагогического воздействия на ребенка до 3-х лет? Пусть, скажем, назовут свой центр Зайцева — Монтессори, если используют "кубики Зайцева"… Если же обучать начинают раньше трех лет, тогда это "центр Тюленева — Монтессори", "Никитина — Монтессори", но уж никак не "центр Монтессори"! Кстати, методики или Центра Домана — Монтессори никак не получается, так как жизнь доказала, что пособия Домана в чистом виде никакой здравомыслящий педагог или родитель применять не будет. Но "наивных педагогов" теперь редко встретишь, а вот "уши Хаббарда" видны почти везде.
Организация Хаббарда признана сатанистской сектой "высшего полета". И дело не в том, что идеи Хаббарда плохи. Как раз наоборот.
Привлекательные и понятные идеи Хаббарда и Монтессори используются специально созданными организациями для того, чтобы завоевать доверие населения, заполучить влияние и связи в обществе, вызвать доверие родителей и заполучить их детей и, в конечном счете, отнять недвижимое и интеллектуальное имущество — но только после достижения их совершеннолетия. Разумеется, до 18 лет в школах не будет и намека на их будущие, "сатанистские планы" — всё делается "по правде"! Беседы со многими родителями убеждают: наивные родители полагают, что эта секта хочет им "искренне помочь" развивать и воспитывать детей! Почему история ничему таких людей не учит? За всю историю цивилизации не было ни одного случая, чтобы англосаксонская помощь не вышла наивным аборигенам боком. Особенно в образовании. За миссионерами, религией и учителями и благотворителями всегда приходили экономические и военные захватчики. Поражают наивностью такие родители, падкие на — "хотели как лучше, а получилось — как всегда". Кто ж, вам, дорогие мои, будет помогать из иностранцев — конкурентов? Ведь у англосаксов существуют тысячелетние традиции хитрющей конкуренции, так же, как и у иудеев. Это — закон их жизни номер один.
Тщательно продуманная система поощрений сайентологов вызывает гонку, фанатическое служение секте, конкуренцию за признание. Во имя чего? Спецслужбы Германии и Франции неопровержимо доказали, что одной и целей было добывание информации и влияния для агентов ЦРУ.
Но имеются тысячи и доказательств иного, менее романтического характера целей. Как показывает опыт нескольких пропавших наших сотрудников в 90-х годах, это — "секта без вести пропавших". Лучшие, признанные, интеллектуальные выдающиеся члены, лидирующие "шляпочники" даже не подозревают, что их ждет на вершине "признания" после многих лет самоотверженной работы: в системе этой секты: они подписывают такой хитроумный контракт на "высшее посвящение", по которому всё их имущество отходит секте и следы "посвященных" на этом теряются…
Современная модернизация цели этой секты: превратить энергию родителей и детей, лучшие идеи и методики и образование … в пшик. Целью этой и других сект является создание пятой колонны, проведение селекции и подготовки роботов "методами работы Монтессори", зомбированных на то, что будущий президент придет из-за океана. За спиной родителей высококвалифицированными специалистами воспитываются и "классно" обучаются "граждане", которые твердо убеждены, что "свобода" и "демократия" придет из глубин этой секты, попросту говоря, из специально созданных организаций в США времен холодной войны.