Монтессори своими руками

23.09.2018 0 Автор admin

Советы, как развивать ребенка дома. В этом вам поможет методика раннего развития детей Марии Монтессори. Суть методики — помочь ребенку самостоятельно освоить мир. Необходимые пособия вы изготовите своими руками без особых финансовых затрат.
"Лестница" Понадобятся спичечные коробки (55 штук). Строим из них стопки по следующей схеме: 1 коробок, следующая стопка — 2 коробка, …последняя — 10 коробков. Каждую стопку склеиваем и оклеиваем цветной бумагой и скотчем. Стопки между собой не склеиваем. Получается лесенка. С помощью этой лестницы и игрушек от "киндер-сюрприза" можно изучать понятия "выше—ниже", "вверх—вниз".

Всем известно, что развитие речи крохи невозможно без развития моторики. Вот что предлагает методика Монтессори для этого.
"Прищепки" Для изготовления этого пособия понадобятся шаблоны из плотного картона. Например, к кругу, символизирующему солнце, цепляем желтые прищепки — это лучи, к "облачку" — синие прищепки — это дождик, к ежику — иголочки и т. д.
"Шнуровка" Зашнуровывать можно все. Например, можно сделать божью коровку на листочке. Вырезать части конструктора и в местах скрепления сделать отверстия дыроколом. Вы можете сделать любую фигуру (цветок, рыбку, домик). Такие приспособления кроме моторики также способствуют развитию логики ребенка.
Знаменитый педагог Мария Монтессори большое внимание уделяла различным ощущениям, сенсорике. Для развития сенсорики подготовьте 3 коробки.

Коробка № 1 "Тепловая" В ней хранятся образцы натурального и искусственного меха, джинсовой ткани, драпа, хлопка, шелка. Предложите ребенку найти самую теплую ткань. Спросите, когда можно носить одежду из такой ткани. По ходу игры отмечайте, какая ткань на ощупь: мягкая или жесткая, холодная или теплая. Таким образом, вы развиваете не только сенсорику, но и расширяете словарный запас ребенка.
Коробка № 2 "Окружающий мир" Поместите в эту коробку предметы окружающего нас мира: брусок неокрашенной древесины, лист бумаги, картона, стеклянный шар, железный брус, пластиковый, резиновый фрагмент, мех, вязаный фрагмент ткани, кусочек кожзаменителя, камень и другие. Предложите ребенку следующую игру. На столе в хаотичном порядке разложите образцы материалов. Попросите ребенка, закрыв глаза, найти, например, железный брус, описать свои ощущения, а заодно сказать, что может быть сделано из железа.

Методики раннего развития детей: Монтессори, Доман, Лупан, Зайцев

В ходе занятия обязательно проговаривайте: предметы из дерева деревянные, из пластика — пластиковые и т. д. Также подмечайте свойства материалов, например, камень тонет в воде.
Коробка 3 "Фактура" Эта коробка содержит материалы различные по фактуре: мех, кожзаменитель, фольгу, клеенку, вязаный фрагмент ткани, кусочек бархатной бумаги, шелка, губки, абразивной шкурки, кору дерева,обработанную древесину и т. п. Для начала предложите ребенку просто подержать в руках, потрогать, пощупать каждый из образцов. Затем спросите у ребенка о его ощущениях, например: какое дерево на ощупь? Гладкое, теплое, В такой игре закрепляются понятия: "теплый—холодный", "гладкий—шершавый", "колючий—мягкий".
"Весовыемешочки" Это мешочки одинакового размера с разным весом. Они помогут разъяснить ребенку понятие "вес". Мешочки можно сшить из хлопчатобумажной ткани и наполнить песком или щебнем по 200 г, 400 г, 600 г, 800 г, 1000 г. Чтобы познакомить ребенка с понятием "вес", возьмите 5 игрушек — мы брали бабочку, мышку, собачку, бегемотика и грузовик — и предложите малышу подобрать к каждой игрушке свой груз. Бабочке, конечно, подойдет самый легкий груз — 200 г, мышке — 400 г, собачке — 600 г (при этом отмечайте, что собачка тяжелее мышки), сильному бегемоту —800 г, а то, что килограмм положен грузовику, и так понятно. В такой игре знакомимся с понятиями "тяжелый", "легкий", "тяжелее, чем", "самый тяжелый" и т. п.

"Объемныецифры" Как известно, у пальчиков тоже есть своя память. Неслучайно для ознакомления ребенка с цифрами и буквами Мария Монтессори рекомендовала делать их ощущаемыми. С этой целью вырежьте из однотонной клеенки цифры и наклеили их на картон. Кроха водит пальчиком по силуэту и запоминает его, а вы на ушко говорите ей название цифр.
"Мозаика из крышечек и не только мозаика" Разные крышечки представляют огромное пространство для творчества. Их можно сортировать по цвету, размерам, считать, а можно из них выкладывать картинки.
Подготовила О.И.Зыкина.

 

Бойкого десятка.Волг. Одобр. О смелом, решительном человеке. Глухов 1988, 4.

Выбросить (выкинуть) из десятка (из десятки)кого, что. Волг., Дон. Отвергнуть кого-л., что-л. как ненужное. СДГ 1, 84.

Из десятка не выбросишь (не выкинуть)кого, что. Разг. Устар.; Волг., Перм. О ком-л., о чём-л. важном, ценном, значительном. Ф 1, 94; Глухов 1988, 96; Подюков 1989, 35.

Не из робкого (трусливого) десятка.Разг. Одобр. О смелом, отважном, решительном человеке. ДП, 268; БМС 1998, 158; ФСРЯ, 139.

Не робливого десятка.Пск. Одобр. То же. ПОС, 9, 55.

Нетрусова десятка.Дон. Одобр. То же. СД…

Десяток`Словарь синонимов`

Десяток`Толковый словарь Ожегова`

-тка, м. 1. Счётная единица, равная десяти, а также десять одинаковых предметов. Считать по десяткам. Д. папирос. К нему обращаются десятки людей (очень многие). 2. Десять лет возраста. Седьмой д. пошёл кому-н. (исполнилось шестьдесят лет). 3. мн. Предпоследняя цифра многозначного числа. * Не робкого (не трусливого) десятка кто (разг.) — о смелом человеке.

Десяток`Словарь мер и весов`

Древнеегипетская = 1 3/5 са = 10 пекейсам = 2,74 а.

Десяток`Энциклопедия Брокгауза и Ефрона`

ДЕСЯТОК`Словарь кроссвордиста`

1. Предпоследняя цифра многозначного числа.
2. Число робких.
3.

Монтессори дома: идеи игр для детей 1,5-2 лет.

Продажная мера яиц.

Десяток`Толковый словарь Ушакова`

десятка, м. 1. Счетная единица, равная десяти одинаковым предметам. Десяток пирожных. 2. Десять лет возраста (разг.). Ему уже поспел шестой десяток. Не робкого десятка (разг.) — о смелом человеке.

Десяток`Толковый словарь Кузнецова`

десяток

сущ., кол-во синонимов: (5)

• ↑декада(4)

• ↑декурия(1)

• ↑десятка(14)

• ↑десяточек(1)

• ↑десять(5)

Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010Десяток

счетная единица для льна, упом. в актах 1592 и 1631 годов. По всей вероятности, единица эта не изменялась доселе, теперь же Д. состоит из 10 кукол, или 120 горстей. — В XVI в. Д. считали бобровые меха, а также тесьму; по расчету данности 40 аршин на ценность Д. выходит, что десятком назывались 10 аршин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон1890—1907десяток

ДЕСЯ́ТОК -тка; м.

1. Счётная единица, равная десяти; десять одинаковых предметов. Д. яиц.Д. папирос.Два десятка лыж.Три десятка солдат.

2. Десять лет возраста. Живу пятый д.Пошёл седьмой д.

3.только мн.: деся́тки, -ов. Название предпоследней цифры многозначного числа.

4.только мн.: деся́тки, -ов. Большое количество, множество кого-, чего-л. Спас жизнь десяткам людей.Отходил десятки километров.Был здесь десятки раз.

◊ Не из храброго деся́тка. О трусли…

Десяток`Малый академический словарь`

десяток

-тка, м.

1.

Единица счета; то же, что десять (об одинаковых предметах).

Десяток яиц. Десяток папирос.

На полке и на столе лежало десятка два книг. И. Гончаров, Обрыв.

Кто-то из офицеров собрал десятка два солдат и повел их на балку. Л. Соболев, Батальон четверых.

||

Десять лет возраста.

— Пятый десяток живу, ни разу не был болен. Гоголь, Мертвые души.

2.мн. ч. (деся́тки, -ов).

Название предпоследней цифры м…

Чем более независим ребенок от помощи взрослых, — считала Монтессори, — тем больше у него освобожденных творческих сил.

Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его — так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.

1. Игры с водой

Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.

Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

2. Игра «Аквариум» 

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве «сачка», причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

Монтессори занятия дома для детей

3. Переливание воды 
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.

Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.

Одновременно обсуждаются вопросы: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?» Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

4. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.

Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки , стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легко и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

5. Игра «Ходьба по линии»
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.

Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

6. Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока 

Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.

Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

«Цветные дорожки»: бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.

Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.

Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра «Чистка посуды»

Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).

Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10. Игра «Уборка»

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.

Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка — развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками

Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки 

На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-«липучки». Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.

Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками — они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. «Пришивать» такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

12. Игра «В тишине»

Игрушки: любые предметы в комнате 

В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

Игры Монтессори — эти игры простые и естественные, игрушками могут стать все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом. Эти игры способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

Ещё не читали?

Эта запись опубликована в рубриках: Методики раннего развития. Метки записи: Игры по методике Монтессори, Методика Марии Монтессори, методики раннего развития. ОльгаПостоянная ссылка.

 

Лудо (Людо)

Стратегическая настольная игра
2-4 игрока, 4 фишки на человека, кубик
Эта игра также называется: Лудо, людо (Ludo), Люди (”Ludi” на Карибских островах), Фиа ( “Fia” в Швеции), Mens-erger-je-niet (Нидерланды), “Не сердись!” (”Mensch ärgere dich nicht” в Германии).

Лудо — настольная стратегическая игра с элементом случайности для 2-4 игроков.
Лудо берет свое начало от старинной индийской игры Парчис (Пачиси). В мире еще много различных модификаций этой интересной игры, например “Tock” (Ток) и “Sorry!” (Извините!), есть и в России похожая на Лудо игра.

Правила игры

Для каждого игрока на игровом поле имеется место старта — база в углу поля; выход из базы (Первая крупная цветная ячейка); место финиша — цветная дорожка. Цель в игре: привести свои фишки в дом первым. Фишки двигаются против часовой стрелки с выхода из базы и по общей дорожке должны дойти до своего дома — цветных ячеек.

  • Перед началом игры все игроки расставляют свои фишки по углам игрового поля, в базы в соответствии с их цветом.
  • Дальше игроки бросают по очереди кубик. Кто первый выбрасывает шестерку, начинает игру и выставляет свою фишку на старт. Только при выпадение шестерки можно выводить очередную фишку на общую дорожку. Также цифра 6 на кубике дает право на внеочередной ход. Игрок может выбирать, ходить ему дальше уже имеющимися фишками на поле или вывести в игру еще одну фишку.
  • Движение фишек по игровой доске, идет по часовой стрелке. Фишки других игроков можно обгонять (перепрыгивать через них). Если же ваша фишка попадает в одну ячейку с фишкой соперника, то фишка соперника, возвращается на исходную позицию — на базу и ждет там очередной шестерки, что бы опять выйти в игру.
  • Для того, чтобы ваша фишка попала домой (на цветную дорожку), необходимо выбросить нужную цифру на кубике, равную оставшемуся числу шагов до свободной ячейки в домике.
  • Побеждает тот, кто первым приведет все свои фишки домой.

Есть еще вариант правил в эту игру с “блоком” (удвоением). Это когда у одного из игроков появляется возможность при выпадении кубика поставить две свои фишки на одну ячейку — он может заблокировать проход и другие игроки не могут перепрыгнуть ячейку до тех пор пока одна их фишек оттуда не уйдет.

Это очень динамичная и веселая игра.

Система Монтессори в домашних условиях для детей 2-3 лет

В Германии ее считают национальной, и даже выпустили памятную почтовую марку с изображением семьи играющей в “Не горюй!”.
Правила игры на Википедии (англ) Ludo

Игровое поле

Распечатать игровое поле >>>

Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля — запрещено!

Рубрики: Настольные игры, Стратегические
Теги: Лудо

Название: Сенсорные мешочки как средство речевого развития дошкольников
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу
Автор: Лагутина Марина Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МАДОУ – детский сад № 20
Месторасположение: г. Среднеуральск, Свердловская область

СЕНСОРНЫЕ МЕШОЧКИ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наверное, для Вас не секрет, что речь ребенка — на кончиках пальцев.

Так, тактильные мешочки, воздействуя на рецепторы рук, подходят не только для воспитания сенсорных эталонов, но и позволяют решать задачи речевого развития.

Как изготовить?

Для мешочков потребуется несколько лоскутов разных цветов и фактур, а также атласные ленты. Размер мешочков – на усмотрение педагога.

В качестве наполнителей можно использовать: помпоны, стеклянные камни (Марблс), ракушки, разные виды круп и макарон, мелкие игрушки, колпачки, крышечки, бусины и т.п.

Важно: мешочков должно быть парное количество.

Для какого возраста предназначены?

Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2,5 лет). Это интересно и познавательно. Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания. Проверено: даже взрослым интересно играть

Какие задачи позволяют решать?

Яркие мешочки скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, — развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи.

В зависимости от содержимого мешочки могут оказывать стимулирующее и расслабляющее воздействие.

Как применять?

Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А Выбор упражнений – простор для педагогического творчества. Предлагаю Вашему вниманию следующие варианты игр с сенсорными мешочками:

Угадай, что внутри.

Ребенок выбирает мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Холодные или теплые? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».

Найти пару для своего мешочка.

Инструкция: «Еще раз внимательно пощупай свой мешочек. А теперь найди из оставшихся мешочков мешочек с таким же содержимым». Здесь ребенку важно абстрагироваться от цвета мешочков (т.к. могут попадаться мешочки с одинаковыми или схожими расцветками), сделать акцент именно на особенностях содержания. После того, как выбор сделан, воспитанник развязывает оба мешочка и сравнивает их содержание; делает вывод о том.

Монтессори – методика раннего развития

правильно ли была выбрана пара.

Другой вариант игры – у каждого ребенка группы в руках по мешочку. Не раскрывая мешочек, необходимо найти ему пару (ребенок вступает во взаимодействие с другими участниками группы, учится выстраивать диалог, развивает коммуникативные навыки; дети находят «общее» друг у друга). «Парные мешочки» садятся рядом и проверяют правильность своего выбора.

Название: Сенсорные мешочки как средство речевого развития дошкольников

Завяжи – развяжи.

Опыт работы показывает, что даже дошкольники старшего возраста испытывают затруднения в завязывании узлов и бантов. Казалось бы, задание простое, но требует ловкости пальцев. А тренировать это качество также можно на наших мешочках: используем для этого их нарядный атрибут – атласны ленты.

Игра-занятие «Найди на ощупь».

Педагог может загадать найти мешочек с конкретным «секретиком»: к примеру, абстрактным — мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с камушками», «найди мешочек с ракушками».

Опиши, не называя.

Ребенок аккуратно развязывает мешочек и заглядывает внутрь. Задача – не называя увиденного содержимого, описать предмет(-ы), которые находятся в его мешочке. Иными словами, загадать про них загадку (с описанием форм, размеров, назначения и других характеристик).

С пожеланиями успехов и творческих идей
в создании авторских пособий по речевому развитию,
Лагутина Марина Сергеевна
Персональный блог:
http://marinalagutina.blogspot.ru/

Название: Сенсорные мешочки как средство речевого развития дошкольников
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу
Автор: Лагутина Марина Сергеевна