Монтессори материалы своими руками

26.08.2018 0 Автор admin

Содержание

Методика Марии Монтессори заслуженно пользуется большой популярностью среди родителей. Подтверждение этому является большое количество специализированных садиков и школ. Если у мам и пап нет возможности отправить ребенка в такой детский сад, но есть желание воспитывать его с помощью монтессори-педагогики, можно организовать развивающую среду у себя дома. Сегодня мы расскажем, как лучше это сделать.

Домашний монтессори-класс предназначен для детей от трех лет. Основные принципы и идеи классического метода Монтессори можно воплотить только с этого возраста. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!»

Разделяем детскую комнату на зоны

1.Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд).

2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

  • матрешки, пирамидки;
  • саше (подушечки с ароматизированными наполнителями);
  • бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету;
  • отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.);
  • цветной картон различный оттенков;
  • шумовые баночки, наполненные крупой, солью;
  • разные по объему бутылочки с крышками;
  • волшебные мешочки с мелкими безделушками.

3. Математическая зона

Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

  • шероховатые цифры;
  • деревянные или пластиковые счеты;
  • дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями;
  • счетные палочки;
  • крупные бусинки или фишки;
  • лото с цифрами.

4. Языковая зона

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

  • кассы букв и слогов;
  • комплекты прописных и печатных букв;
  • шероховатые буквы;
  • детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»;
  • ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы);
  • карандаши;
  • карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса

В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

  • географические карты;
  • детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке;
  • книги о природе;
  • набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море);
  • ракушки;
  • фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

  1. Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.
  2. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.
  3. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.

Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки.

    «Помоги мне сделать это самому» материалы М. Монтессори своими руками

    Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.

  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом.

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!

Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет

Описывая коллекцию математических материалов Монтессори, которыми пользовались дети детских садов, организованных Ю.Фаусек, мы помнили, что эти материалы и упражнения с ними требуют современного осмысления. Поэтому в книге «Арифметика по методу Монтессори» мы использовали и цитаты из текстов, изданных уже в наше время ведущими специалистами по Монтессори-педагогике в России.  Некоторые иллюстрации к книге, а также документы из своего личного архива   нам подарила прямая ученица Марии Монтессори Грация Хоннегер Фрешко. Книга предназначена, прежде всего, для практикующих Монтессори-педагогов, но также ею могут заинтересоваться студенты педагогических вузов и ученые, разрабатывающие методики преподавания математики для детей. Надеемся,  книгу прочтут и родители, стремящиеся дать своим детям с малых лет математическое образование.  

  Книга издана!

Приобрести книгу

 

Предисловие

Эта книга создавалась вслед за вышедшим недавно переизданием трудов Юлии Ивановны Фаусек по русской грамматике, преподаваемой ею около века назад по методу итальянского педагога Марии Монтессори. Теперь, продолжая свои исследования, мы обратились к  работам этих авторов, связанным с развитием у детей дошкольного и школьного возраста математического мышления и с определением реальной помощи, которую могут оказать детям взрослые (особенно профессиональные педагоги) в освоении ими  основ арифметики и геометрии.

Работая над книгой, мы прежде всего хотели бы  предложить читателям выдержки из  работ на эту тему самой Марии Монтессори: из книги «Психоарифметика», вышедшей впервые в 1934 году в Барселоне (Испания) и после Второй мировой войны  неоднократно переиздававшейся в других странах, в том числе и в Италии; и из книги «Психогеометрия», изданной чуть позже   на испанском и на итальянском языках.

Кроме того, авторский коллектив, работавший над книгой, использовал тексты М.Монтессори, посвященные самообучению детей математике из ее основополагающих трудов «Дом ребенка. Метод научной педагогики» и «Мой метод. Начальное обучение» в переводах Юлии Ивановны Фаусек и современных российских переводчиков, изданных в России в разные годы.

Наиболее любопытными для российских читателей являются, с нашей точки зрения, страницы книги, которые почти без изменений передают тексты архивных материалов из работ выдающейся русской учительницы и ученого   Юлии Ивановны Фаусек. Эти тексты  основаны на ее практической работе с детьми в начале ХХ века. Юлия Фаусек, воспринявшая во всей глубине и смысловых тонкостях гуманистические идеи отношения к детям  и вдохновенно пытавшаяся в невероятно трудных условиях тогдашней российской действительности осуществить эти идеи на практике, оставила нам в наследство описания не только методических разработок  дидактики и содержания начального математического образования детей, но и драгоценные записи дневников ее живой практической работы с  дошкольниками и младшими школьниками. Все эти записи тоже можно найти в нашей книге.

Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей, сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные 100 лет назад, могут  позитивно работать и в наше время. Понятно, что для доказательства несостоятельности такого мнения следует создать соответствующие прецеденты (и не один). Только опыт может показать нам истину. И такие прецеденты были созданы в современной России.

 

Существует ли сенситивный период освоения математики? Если и существует, то это еще надо доказать! По каким признакам можно назвать его нижнюю границу, что определяет «пологое начало», каковы наивысшие точки и когда этот период заканчивается? В работах М.Монтессори нет ответов на эти вопросы. Тем не менее,  она называла ум маленьких детей математическим.

Как сделать игры по методике Монтессори своими руками

Что она имела в виду?

Математика входит в жизнь человека с первыми попытками сравнивать и распределять сенсорные впечатления. Она возникает в сознании ребенка с появлением абстрактного мышления, стимулами к развитию которого косвенно  служат почти все классические сенсорные материалы Монтессори. Но рубеж, когда математическое мышление приобретает свое прямое назначение – выполнять арифметические и другие счисления, –  наступает лишь   после 4,5 лет. Раньше этого срока математика живет в ребенке лишь в своем косвенном, сенсорном воплощении. 

Поэтому упражнения детей с  сенсорными материалами заканчиваются работой с теми из них, которые в прямых целях (то есть в целях ребенка) приобретают обратный – не сенсорный, а математический смысл, но все еще продолжают служить утончению чувств.  Например, для ребенка становится важным выучить название геометрических форм, геометрических тел, конструирование  треугольников и многоугольников, соединение в один куб бином, ориентируясь по цветам входящих в него кубов и призм. Как только косвенные цели ребенка приобретают прямой смысл, мы  можем констатировать переход на новую ступеньку – стремление мыслить математическими абстракциями, осваивать числа и количества, производить различные арифметические действия. И тогда нас начинает интересовать дальнейшая логика развития детского математического мышления, смена выборов материала, концентрация внимания на изучении определенного математического понятия, интенсивность интереса и многое другое.

Исследования, проведенные  в детских садах и школах Монтессори последних лет, ясно показывают, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем справляются с освоением основ современных математических знаний и умений.  Но все это возможно только в условиях новой для нашей страны гуманистической, а не авторитарной парадигмы образования, когда центр учебно-воспитательного процесса переносится с учителя и преподаваемой им программы на самого ребенка, вступающего на путь реального и ответственного самообучения. В этом смысле подготовленная нами книга работает на будущую российскую школу, которая, мы уверены, действительно станет школой самих детей. И такая замечательная школа не за горами. 

Редакционный коллектив издания

Оглавление книги:

От редакции
Предисловие доктора Марии Монтессори
Предисловие Юлии Фаусек
Предисловие к современному изданию

Юлия Фаусек. Обучение счету по системе Монтессори
Счет монет
Выдержки из некоторых дневников детей
Дециметровые палки (штанги)
Вычитание
Умножение и деление
Цифры
Карточки с цифрами
Задачки
Изучение чисел сверх десятка
Цепочка сотни
Цепочка тысячи
Счеты для усвоения десятичных отношений
Таблица умножения
Упражнения с числами
Квадрат и куб чисел
Деление
Сложение и вычитание многозначных чисел
Дроби
Измерения
Успехи детей

Юлия Фаусек. Школьный материал Монтессори. Счет.
Карточки с цифрами и мелкие предметы
Материал для перехода через десяток
Цепочки
Таблица умножения
Квадрат и куб числа
Счеты для усвоения десятичных отношений
Карты для освоения нумерации
Карточки с нумерацией
Задачи
Круговые задачи
Таблички для анализа умножения
Многозначные числа
Измерения

Геометрический материал Монтессори
Плоские геометрические вкладки
Материал для изучения круга
Превращение простых дробей в десятичные
Изучение квадрата
Равенство, эквивалентность и подобие фигур
Материал для изучения треугольников
Материал для изучения эквивалентности фигур
Задания на вычисление площадей
Задания на вычисление объемов

Арифметика в дошкольном образовании. Современная версия, основанная на текстах и иллюстрациях из книг Марии Монтессори и Юлии Фаусек.

Счет до десяти
Нумерация в пределах первого десятка
Обучение счету и введение в арифметику
Числовые штанги
Изображение чисел графическими знаками
Объединение цифр и чисел
Первые операции с числами от 1 до 10
Упражнения с цифрами. Ассоциация графических знаков  с количеством. Веретена
Уроки с нулем
Чипсы и цифры

Арифметические действия с числами свыше десяти. Переход через десяток
Доски Сегена. Первая коробка
Доски Сегена. Вторая доска с «золотыми бусинами»
Десятки, сотни, тысячи
Введение в десятичную систему счисления
Золотой материал Монтессори
Введение количеств. Единица, десяток, сотня, тысяча
Построение десятичной системы из бусин Золотого материала
Построение десятичной системы из карт с цифрами

Исследование арифметических действий с помощью дидактических материалов
Сложение
Сложение с помощью банка Золотого материала
Игра в замену разрядов
Сложение с переходом через десяток (динамическое)
Сложение с помощью «марок»
Сложение многозначных чисел с помощью марок
Игры в «змею» из цветных стержней на сложение
Сложение с помощью доски с полосками
Рабочие карты 3, 4, 5 и 6 на сложение
Сложение на листке с точками

Умножение
Умножение с помощью банка Золотого материала
Статическое умножение с помощью марок
Умножение с помощью цветных стерженьков
Пифагорова таблица (Таблица умножения)
Контрольные карты для умножения 3, 4 и 5

Вычитание
Вычитание с помощью банка Золотого материала
Вычитание с помощью марок
Игра в «змею» на вычитание («пожирающая змея»)
Вычитание с полосками. Контрольные карты на вычитание

Деление
Деление с помощью Золотого материала
Деление с помощью деревянной доски с зелеными бусинами

Мария Монтессори. Самообучение арифметике и геометрии в начальной школе
Счеты, отражающие десятичную систему
Операции с многозначными числами
Сложение
Вычитание
Умножение
Умножение на бумаге
Деление многозначных чисел
Числовые упражнения
Квадрат и куб числа

Геометрия

Описание геометрического развивающего материала
Первая серия вкладышей
Вторая серия вкладышей. Дроби
Третья серия вкладышей: равные по площади фигуры
Некоторые теоремы, основанные на равенстве площадей фигур
Теорема Пифагора
Замена фигур
Равенство площадей фигур
Четвертая серия вкладышей: деление треугольников
Материал для изучения вписанных и описанных фигур

Беглое изложение перспектив развития геометрических знаний
Геометрия тел
Вес и размер

Вместо послесловия
Освоение математики в детской логике и с детским упорством
Из Дневников Алексея Колабаева и Марины Белозеровой
Из Дневника Наталии Ковальской

Необходимая сумма собрана!

См. также:

Дом и семья

Материал Монтессори своими руками. Монтессори-материалы

3 февраля 2015

Мария Монтессори ввела в обиход педагогов и психологов понятие подготовленной среды, где развитие ребенка происходит благодаря его взаимодействию с разными предметами, назначение которых — улучшить те или иные познавательные функции малыша. Взрослый в данном процессе выступает помощником и обеспечивает сменяемость дидактических материалов в окружении крохи. Ребенок сам решает, чем он займется и какой предмет выберет в данный момент.

Поскольку постоянно требуются новые и новые объекты, а стоимость готовых развивающих игрушек весьма высока, многие педагоги и родители предпочитают изготавливать материал Монтессори своими руками, используя все, что есть в доме: ткани, пуговицы, крупы, картон и т. д.

Что под силу каждой маме?

Главное требование к каждому составному элементу будущих игрушек – это его естественное происхождение, чистота и безопасность для маленького ребенка.

Как же сделать Монтессори-материалы своими руками? Обсуждение изобретательными взрослыми конкретных предметов, которые можно сотворить самостоятельно, привело к составлению списка самых доступных, простых и полезных развивающих игрушек. Итак, вот этот ТОП-7.

Рамки-вкладыши

Рамки-вкладыши – это самый популярный дидактический материал Монтессори. Своими руками их чаще всего делают из картона. Рамки-вкладыши многофункциональны – с их помощью ребенок одновременно изучает цвета, формы, размеры и учится их сопоставлять. Изготовление такой игрушки начинается с разрезания большого листа картона или нескольких обувных коробок на равные квадраты. После чего их обклеивают цветной бумагой и канцелярским ножом аккуратно вырезают из центра фигуры: круги, квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и т. д. разных размеров.

Далее таким же образом изготавливаются и вкладыши контрастного оттенка, в центре которых помещается пуговица или другое приспособление для удобного захвата детскими пальчиками. Края картонных элементов зачищаются мелкой наждачной бумагой, чтобы они легче входили друг в друга.

Видео по теме

Геометрик

Геометрик — это чудесная вещица, за игрой с которой ребенок готов провести не один час. В оригинале он состоит из доски и штырьков. Создавая подобный материал Монтессори своими руками, вместо деревянных чопиков можно использовать канцелярские кнопки с головками разных оттенков. Необходимо вбить их в доску с помощью молотка, чтобы юный естествоиспытатель не смог вытащить острия из основы. На широкие пластиковые части кнопок малыш цепляет резинки (подойдут те, которые предназначены для скрепления купюр банковскими работниками и имеют разные цвета), формируя линии, фигуры и целые картины.

Сенсорный коврик

Тканевый коврик станет любимой забавой малыша, ведь на нем так здорово сидеть, лежать, расставлять игрушки, а еще он содержит массу сюрпризов. Этот дидактический материал для реализации методики Монтессори можно сделать действительно из чего угодно. Единственное, что вас ограничивает — собственное воображение. Размер, цвет, рисунки, развивающие элементы типа пуговиц, молний, крючочков, кармашков могут быть абсолютно любыми. Для шитья такого коврика подойдет все, что лежало в платяном шкафу в ожидании лучших времен: отрезы ткани, старая одежда, фурнитура и т. д.

Главное, чтобы детали имели различную фактуру: чередовались элементы из хлопка и шерсти, гладкие и шершавые, шитые и вязаные. Под аппликации можно спрятать шуршащий полиэтиленовый пакет, пищалку, горсточку крупы или бисера.

Тренажер цвета

Тренажером для изучения цветов послужат любые предметы — от деревянных чашечек, пластмассовых коробочек определенного оттенка до кружков или фигурок из картона. Инструментом же для подбора проще всего сделать прищепки. Они могут быть как пластиковыми, определенного цвета, так и деревянными с бумажными наклейками. Наклейки по своему колеру так же должны повторять фигурку (емкость).

Ребенок одновременно тренирует зрение, мыслительные функции и мелкую моторику, находя каждой прищепке правильное место. Это еще один случай, когда Монтессори материалы своими руками ни в чем не уступают покупным.

Доска для шнуровки

Несмотря на свое название, доска для шнуровки — это не обязательно деревянная заготовка. Если нет возможности выпилить фанерную фигурку, то подойдет и деталь из плотного картона. Для долговечности лучше обклеить ее пленкой. В заготовке острым инструментом выбиваются отверстия, в которые ребенок сможет без труда протянуть шнурок.

Доска может иметь любую форму — от приближенной к реальности (например, обуви) до сказочных замков, животных или транспортных средств. Шнурки лучше брать готовые, их концы удобны для просовывания в дырочки.

Змейка

Сенсорная змейка, или гусеница, — это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится — кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.

Самый простой вариант — сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.

Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.

Мягкая пирамидка

Пирамидка состоит из флисовых или фетровых подушечек разного размера. Соединяются они друг с другом с помощью липучки.

Несмотря на кажущуюся простоту, это тоже самый настоящий развивающий материал Монтессори. Своими руками сшить такую пирамидку легко может любой обладатель швейной машинки.

Главная хитрость игрушки в том, что подушечки имеют разную раскраску нижней и верхней сторон. Цвета совпадают только у соединяющихся друг с другом деталей. Выкроить квадраты, сшить их между собой и набить мягким наполнителем не составит труда. Лента-липучка делится на отрезки, которые крепятся в центр каждой детали. Нижнюю подушку для устойчивости пирамидки можно наполнить чем-нибудь тяжелым, например, гречкой или перловой крупой.

Узнав о том, как сделать монтессори-пособия своими руками дома, родители могут значительно расширить ассортимент развивающих игрушек своего малыша. И пусть какие-то из этих дидактических материалов ребенок еще не может использовать правильно, манипулируя с ними он все равно учится, познает свойства объектов, сравнивает веса и фактуры, цвета и размеры и создает в голове базу для дальнейшего обучения.

Задача взрослого в этом процессе – обеспечить ту самую «подготовленную среду», а значит постоянно пополнять коллекцию монтессори-пособий, следить за предпочтениями юного исследователя и давать крохе время постигать те логические связи, которые для нас уже кажутся естественными. Методика подразумевает максимальную самостоятельность детей в выборе очередности занятий, предмета и способа взаимодействия с ним. Родителям важно понимать, что именно такой подход к раннему обучению является самым разумным и естественным.

Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Кроме того, подобное отношение старших закладывает в ребенке веру в самого себя, а это положительным образом отражается на всей его дальнейшей жизни.

Автомобили
Материал для шумоизоляции. Шумоизоляция своими руками: какие материалы требуются?

Снижение уровня воздействия сторонних звуков является необходимым условием в обеспечении комфорта. Для достижения нормализации шумовых показателей используются специальные материалы – изоляторы и подавители. В з…

Домашний уют
Как сделать крышу на гараже своими руками? Конструкция, материалы, инструменты

При возведении гаража мало кто выбирает сложные и замысловатые конструкции. На первом месте стоят простота, экономичность и надежность. Возводимые крыши, как правило, имеют двускатную или односкатную форму. Последний …

Домашний уют
Утепление крыши мансарды изнутри своими руками. Схема, материалы и полезные советы

Утепление крыши мансарды позволяет сохранить комфортную температуру в помещении в холодное время года. В процессе проведения работ стоит учитывать некоторые нюансы, связанные с особенностями конструкции. Крыша и стены…

Домашний уют
Утепление чердака в частном доме своими руками: теплоизоляционные материалы

Утепление чердака в частном доме своими руками вполне возможно осуществить, но этот процесс является достаточно трудоемким. Главное при этом правильно подобрать материалы и технологию. С теплоизоляцией этой части дома…

Домашний уют
Как сделать органайзер для канцелярии своими руками: идеи, материалы, инструкции

Органайзеры помогают нам не только быстро находить нужные вещи. Благодаря им стало проще хранить ненужные предметы, ведь для таких просто уже нет места. Предлагаем вам узнать, как сделать органайзер для канцелярии сво…

Домашний уют
Водонагреватель своими руками: конструкция, материалы, сборка, установка

Главным плюсом устройства является экономичное расходование горячей воды при минимальных затратах. Для нагревания воды мастера используют разные источники: электрический ТЭН, энергию солнца, тепло от котла. В этой ста…

Домашний уют
Кормушка для белки своими руками: чертежи, материалы

Так часто встречается, что лесные зверьки поселяются близ территорий проживания человека. Конечно, в таких «людных» местах сложно найти какой-либо корм, ведь присутствие людей сводит на нет естественный ко…

Домашний уют
Рога Малефисенты своими руками: шаблон, материалы, пошаговая инструкция

На любой карнавал, приближающийся праздник или корпоратив необходим завораживающий и необычный образ. Персонажи лисичек и белочек в настоящее время кажутся слишком банальными. Каждому человеку хочется выделиться из то…

Домашний уют
Бра своими руками: стиль, материалы, размещение

Учитывая сегодняшние веяния в мире дизайна, не приходится удивляться фантазиям умельцев, создающих эксклюзивные настольные и настенные лампы. Модный светильник-бра своими руками можно собрать из водопроводных труб, на…

Домашний уют
Как утеплить скважину на зиму своими руками? Инструкции, материалы

Водоснабжение большего количества коттеджей и дач, которые расположены за городом, обеспечивается за счет скважин, находящихся на участке. Если в летнее время процесс эксплуатации не сопровождается сложностями, то с н…

Рамки и вкладыши Монтессори (М)

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: "… что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?"

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием — вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминологией — названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8-9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100×100 мм, толщиною 1,5-2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (рис. 10).


Рис. 10

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр 50 мм).

2. Квадрат (сторона 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).

4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).

7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).

10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°).

16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100×100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5-2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20-30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобно острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадрате и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы (рис. 11).


Рис. 11

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200×105 мм, высотой 40-60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил карандаш, рамки можно покрасить светлой масляной краской или нитрокраской, или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до "потолка возможностей" малыша, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. К сожалению, здесь нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор", и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз: и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс, сравнивания, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Ребенку 1,5-2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4-5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши — ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи".

Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу — плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: "сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже". Здесь само раскладывание рамок на столе или на коврике в 4 ряда по 4 рамки в каждом является заданием для малыша, сборка и укладка их в коробку после игры — тоже, поэтому не надо делать это взрослому, пусть делает сам малыш.

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование: кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: "Гроза приближается — надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом случае развивается и умение рационально организовать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе все рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5-8 минут, а 6-7-летний дошкольник может это делать уже за 1,5-2 минуты. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим "контрольные проверки" на быстроту выполнения задания № 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в тетрадь достижений.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно — звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него — нет.

— Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. — Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так "закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы"), т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла"), причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка").

Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это "портняжное" задание — как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, особенно на углах фигуры. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш — дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким, в 3-4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет", малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.

— Что это у тебя будет? — можно спросить у него. — Как ты хочешь покрасить?

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших — им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом — вертикально, в третьем — наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки — великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуется движение обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром; например, эллипс — синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2-3 мм).

— Как это делают два эллипса? — удивитесь вы. — Снаружи синий, а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой — 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами.

Как сделать материалы для занятий по методике Монтессори своими руками?

Но по качеству 2-й контур будет уступать 1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой — в толщину карандаша.

И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5-6 мм и толщиною 1-2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов радуги и т. п.

6. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял что в них ценится, ему надо показать несколько образцов, например детские рисунки (рис. 12).


Рис. 12

7. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

— Правильно! — одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным голосом говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.

Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

8. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го Задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлось все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться на ощупь. В первый раз можно дать только 2-3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

Выполнять само задание можно в таком порядке: первому из малышей, кто говорит: "А я не боюсь темноты и даже в темноте могу вставлять вкладыши в рамки!" — завязывают глаза, усаживают на пол или на коврик и в руки дают коробочку с двумя, тремя или… даже со всеми рамками и соответствующими вкладышами, когда уже чувствуете, что ребенок одолеет задание. Малыш достает из коробки одну рамку, узнает на ощупь ее форму и, поднимая, показывает всем: "Это кружок!" Затем, держа рамку в левой руке, правой ощупывает вкладыш в коробке и, найдя кружок, вставляет его в рамку и откладывает их в сторону или кладет перед собой так, чтобы потом положить рядом 2-ю рамку с вкладышем, затем 3-ю и т. д. Составить такую "дорожку" из рамок со вставленными вкладышами — тоже хорошее задание малышу.

9. Разложи рамки и вкладыши по "сортам". Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, в один ряд надо положить все рамки-треугольники, ниже, во 2-й — четырехугольники, в 3-й — пятиугольники, в 4-й — шестиугольники, в 5-й — многоугольники, в 6-й — те фигуры, которые не имеют углов.

Когда рамки будут разложены, то же проделывают со вкладышами, но их складывают или рядом с рамками, или тоже выстраивают в ряды, но в другом месте. А теперь можно посчитать: сколько рамок-треугольников? сколько четырехугольников? и т. д. Каких рамок больше? Каких рамок меньше всех?

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх, и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки — по росту, части квадратов — по цвету, карточки — по числу точек на них, кубики — по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" — по числу отверстий в них и т. д.

Делаем материалы Монтессори своими руками в домашних условиях

Доска Монтессори своими руками из любимых вещей ребенка

Доска Монтессори является частью познавательной среды, созданной вокруг ребенка младшего дошкольного возраста. Метод развития итальянского психолога Марии Монтессори заключается в том, чтобы давать ребенку самому выбирать себе занятие и помогать в реализации маленьких исследований. Как правило, среда по этой методике разделяется на несколько зон, которые активно влияют на развитие ребенка. Сделать доску Монтессори своими руками — значит помочь своему ребенку в дальнейшей социализации и познаванию мира.

Доска Монтессори так же может называться «бизиборд» (смысл остается тот же самый).

Делаем обучающие материалы Монтессори своими руками

На поверхность доски закрепляются всевозможные приспособления домашнего быта, которыми ребенок должен уметь пользоваться в определенном возрасте.

Подготовка к работе с доской Монтессори

Прежде всего, нужно определиться с интересами ребенка, вспомнить то, что чаще всего привлекает его внимание. Стоит помнить, что единственная обязанность ребенка – это расти и развиваться, а бизиборд предоставит ему возможность пользоваться взрослыми вещами на его собственной территории.

Необходимые материалы:

  • Лист фанеры, ДВП или ДСП необходимого размера (лист должен быть легким и гладким, чтобы не травмировал ребенка в процессе игры и чтобы ребенок не получил занозы). Хорошо подойдут ламинированные материалы;
  • Ножницы, клей;
  • Карандаш, краски для дерева;
  • Необходимые материалы для крепления;
  • Шурупы и шуруповерт;
  • Замок, выключатель, молния для одежды и другие предметы, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Чаще всего для детей от 3х до 5-ти лет используются:

  • Дверная фурнитура (замки, щеколды, цепочки). Важно, чтобы не было отдельных деталей, которые ребенок может оторвать;
  • Макет ботинка с отверстиями для шнурков и шнурки;
  • Молнии для одежды и обуви;
  • Кнопочная клавиатура телефона;
  • Кнопочные детали (кнопки, выключатель света);
  • Различные тканевые элементы с вариантами текстуры;
  • Детали для шитья (пуговицы и тд, но без острых предметов);

Но в первую очередь нужно ориентироваться на интересы ребенка и стремиться сделать доску красочной и яркой, чтобы она понравилась.

Делаем бизиборд (доску Монтессори)

Собрав все необходимые материалы, приступаем к работе.

  • Для начала нам нужно подготовить основание доски. Доска должна быть максимально безопасной для ребенка, поэтому края рекомендуется обработать, либо сделать рамочку;
  • Основание доски желательно покрасить в приятный цвет, дети любят красивые вещи;
  • Перед тем, как распределить материалы на бизиборде, необходимо продумать их расположение (сделать эскиз на бумаге), перегружать не стоит. Новые предметы всегда можно добавить или заменить ими старые, когда те ребенку надоедят;
  • Далее прикрепляем бытовые детали на клей или присверливаем (дверная фурнитура), крепить нужно надежно;
  • Когда все элементы плотно сели на доску, вешаем её на стену. Так же плотно закрепляя, чтобы она ни в коем случае не упала на ребенка.

Неброские детали можно покрасить в другой цвет используя подходящие краски. Важно, чтобы доска привлекала внимание, как показано на фото:

Видео по теме

Как и детей, вариантов декорирования досок очень много. Каждый родитель делает бизиборд, основываясь на предпочтения своего ребенка, на то какие игрушки ему нравятся и какие вещи любит. Ничто не ограничивает фантазию автора работы. При желании на доске можно изобразить героев мультиков, которые будут помогать освоить новое пространство.

Ниже мы представляем Вашему вниманию несколько ознакомительных видео по теме. Приятного просмотра!

Добавил: DiveevaВернуться назад

Самые интересные статьи: