Молодость это возраст

30.09.2019 0 Автор admin

Содержание

Молодежь возраст по закону РФ

В нашем календаре есть праздники, главные «виновники» которых точно не определены. Вот с Днем рыбака или днем рождения Пушкина всем все ясно.

А кому уже поздно или еще рано веселиться во Всемирный день молодежи, отмечаемый 10 ноября в честь основания Всемирной федерации демократической молодежи? Каковы четкие основания считаться молодежью? Этот, казалось бы, несложный вопрос вызывает массу дискуссий.

Молодежь до скольки лет считается в россии по закону

По мнению единороссов, новый федеральный закон поможет и молодежным организациям, позволив им получать дополнительное финансирование. Скептически настроены остались либерал-демократы.

Они напомнили, что подобный проект уже пытались внести депутаты прошлого созыва, однако успеха не добились.

Как считают в ЛДПР, этот закон не имеет смысла, поскольку в России нет молодежной политики как таковой.

Молодежь и молодежная политика

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения.

Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Однако даже при самом радикальном изменении этих условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

: Как устроиться в росгвардию

Что такое молодёжь

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, действующей с 2006 года, к категории «молодёжь» в России относятся граждане от 14 до 30 лет.

При этом, как сообщают некоторые источники, в последнее время во многих регионах нашей страны наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодёжи до 35 лет.

А в соседних Украине или Молдавии планка в 35 лет установлена на общенациональном уровне.

Молодость в России продлят до 35 лет

В думском комитете по физкультуре, спорту и делам молодежи разрабатывают закон о молодежной политике, с принятием которого в России станет существенно больше молодых людей.

Как рассказал «Известиям» председатель комитета Игорь Ананских, новый законопроект считает молодежью граждан в возрасте от 14 до 35 лет.

Им гарантируются льготы при поступлении в вузы, приеме на работу, участии в общественной деятельности, а также субсидии на жилье.

Статистика молодежи

Статистика занятости молодежи отмечает, что новое поколение предпочитает работать удаленно, имея больше свободного времени. Сотрудники HR-служб 100 российских компаний проводили опрос и выяснили, что для 68% кандидатов размер зарплаты стоит не на 1 месте в списке мотивирующих факторов. Статистика молодежи выявила приоритеты нынешнего поколения:

Кого в России можно считать молодёжью

– право на заключение трудового договора лицами 15-ти лет в случаях получения общего образования ,либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (ч. 2 ст. 63 ТК РФ);

Детский возраст до скольки лет по закону рф

Это возможно в случаях, когда подросток работает в организации или занимается предпринимательством с разрешения родителей. И все-таки, до какого возраста считается ребенком по закону человек, который осуществляет трудовую деятельность и получает стипендию? До восемнадцати лет, если он не был эмансипирован судом или органами опеки по заявлению законных представителей.

: Перевод паспорта с нотариальным заверением

Молодежь возраст по закону рф

XXI века. У них другие возрастные границы.

Википедия в своей статье по данной тематике тоже уже сместила : quot;молодежь до 35, и более.quot; (с)

До 25 — крайне устаревшее понятие, которое до сих пор применяют только 1) советское поколение 2) те кто рано женился/залетел/угробил здоровье и судит по себе.

  • Молодёжь как объект классового эксперимента. Статья первая. Классовый подход к образованию: знания — только богатым.
    • Криворученко В. К. Молодёжь и юношеское движение в 1917–1941 годах: исторические уроки // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 31-40.
    • Ломанн У. Молодёжь Германии в 2006 — резюме репрезентативного исследования // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 — Социология.
    • Лекция «Социальная работа с молодёжью»
    • Луков Вал.

    А. Знаки и символы молодёжи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 209-211.

  • «Молодёжь и инновационное развитие России»
  • «Молодёжь» в Большой советской энциклопедии
  • Родзинский И. М. Молодёжь как объект российских политических партий // Электронный журнал «Знание.

    Понимание. Умение». — 2009. — № 1 — Философия. Политология.

  • Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.

Литература[править

Молодёжи написали отдельный закон

ФОТО С САЙТА ФОРУМА “ТЕРРИТОРИЯ СМЫСЛОВ”

«Молодёжью» в России предложено официально признать граждан в возрасте от 14 до 35 лет. В отдельных случаях, когда это необходимо для участия в некоторых программах, в том числе для решения жилищных проблем, «молодёжью» будут считать и россиян более зрелого возраста, но не старше 45 лет.

Соответствующая норма содержится в законопроекте о молодёжи и государственной молодёжной политике, разрабатываемом в Совете Федерации (документ есть в распоряжении «Парламентской газеты»). Читайте по теме

«Закон призван содействовать социальному становлению, интеллектуальному, нравственному и физическому развитию молодёжи, а также реализации потенциала молодого поколения в интересах многонационального народа Российской Федерации, её политического, социально-экономического и культурного развития». — указано в документе.

По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяны Лебедевой, данный законопроект разрабатывается по поручению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

«При работе над документом дискуссионным вопросом было положение о возрасте молодёжи: это люди до 30 или до 35 лет?», — рассказала заместитель председателя Экспертного совета по государственной молодёжной политике при Комитете Совета Федерации по социальной политике Татьяна Новикова. Ряд регионов, в том числе Москва, настаивали на втором варианте, аргументируя это тем, что россияне стали позже получать профессию, устраиваться на работу, создавать семью, рожать детей.

Предполагается, что документ позволит не допускать дискриминацию молодых граждан по мотивам возраста, национального признака и отношения к религии, ограничений по здоровью, иным мотивам (пола, расы, цвета кожи, языка, происхождения имущественного, семейного, социального и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам). Кроме того, авторы законопроекта предлагают создать условия «для наиболее полного участия молодёжи в политической, социально-экономической и культурной жизни общества, в решении собственных и общегосударственных задач». Читайте по теме

Документ предписывает, что Правительство России будет ежегодно заслушивать государственный доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации, подготовленный федеральным органом по делам молодёжи.

Также Правительство будет ежегодно представлять государственный доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации палатам Федерального Собрания «не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который представляется соответствующая информация».

В Российской Федерации будет сформирована система государственной поддержки молодёжных проектов, «в рамках которой обеспечиваются создание условий для вовлечения молодёжи в творческую деятельность и социальную практику, а также для повышения гражданской активности, формирования здорового образа жизни и раскрытия потенциала молодёжи в интересах развития Российской Федерации». На конкурсной основе на реализацию молодёжных проектов, направленных на решение социально значимых проблем данной группы населения, будут предоставляться гранты.

Документ предполагает создание и развитие сети государственных и муниципальных специализированных организаций, создающих условия для социального развития молодёжи, в том числе учреждений органов по делам молодёжи (дворцы молодёжи, дома молодёжи, дома молодёжных и детских объединений, многофункциональные и ресурсные молодёжные центры, центры гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи, центры молодёжного парламентаризма, центры молодёжного творчества, центры содействия молодёжному предпринимательству, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодёжи, центры молодёжной активности по месту жительства, молодёжные и подростковые клубы, социальные службы для молодёжи, лагеря труда и отдыха молодёжи, молодёжные туристские базы).

Также в законодательстве предписано создавать и развивать систему органов молодёжного самоуправления.

В том числе в неё войдут палаты (советы) молодых законодателей (депутатов), молодёжные парламенты (палаты, ассамблеи), молодёжные избирательные комиссии, молодёжные правительства (администрации), органы студенческого и ученического самоуправления.

При федеральных органах государственной власти и в регионах будут создаваться молодёжные консультативно-совещательные органы в форме молодёжных советов.

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. | ГАРАНТ

III. Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики

6. Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.

7. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить следующие приоритетные задачи:

а) формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;

реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде;

популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;

вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел;

системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;

вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений;

вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования;

популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности;

повышение доступности молодежного туризма и развитие его инфраструктуры;

поддержка участия молодежи в реализации проектов экологических организаций и деятельности по реставрации исторических памятников;

развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства);

расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи;

б) развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

развитие гуманитарного и правового просвещения молодежи, повышение уровня финансовой грамотности;

повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации (прежде всего по педагогическому и инженерно-техническому направлениям);

создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа;

совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;

совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие системы сертификации знаний и компетенций, полученных в том числе путем самообразования;

развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию “специалист по организации работы с молодежью”;

активное использование ресурсов семейных сообществ и позитивного потенциала молодежных неформальных объединений для дополнительного образования молодежи;

создание условий для привлечения к деятельности в сфере дополнительного образования молодых специалистов, индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей студенчества, науки и образовательных организаций высшего образования;

развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях, привлечение молодежных общественных объединений к мониторингу контроля качества образования;

в) формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;

вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;

совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;

реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;

содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, привлечение молодежи в добровольные студенческие спасательные формирования и подразделения добровольной пожарной охраны;

совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха;

г) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;

создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;

развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);

создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;

создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;

целенаправленная и системная поддержка молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи, а также молодежи малых городов и моногородов;

привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности;

развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;

создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;

развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;

создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;

развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;

развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;

активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;

поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;

содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом;

д) создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;

формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;

создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания;

развитие взаимодействия государства и организаций разных форм собственности в целях формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста, а также обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей;

развитие системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям;

развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;

развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;

совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями, предусматривающее расширение возможностей проживания для студенческих семей;

е) формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

создание и поддержка проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений;

создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;

формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики;

создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации, а также программах поддержки открытия собственного бизнеса.

ВОЗРАСТ ЮНОШЕСКИЙ

англ. juvenile age) — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17-21 г. — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как «отрочество» или в зависимости от контекста и внимательности переводчика — «подростковый возраст», либо — «юность»), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать Ю. в. как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Ю. в. — исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX — нач. XX в. господствовала т. н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных различий.

Главный конституирующий момент социаль-! ной ситуации развития в Ю. в. составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к Ю. в. связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). См. Периодизация психического развития. (Н. Н. Толстых)

Юношеский возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Подростковый период длится с 12-14 до 16-17 лет. Границы находятся в пределах от 16-17 до 21-25 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития. Подростковая неуверенность и сомнения постепенно сменяются зрелостью, осознанностью данного периода.

Начало переходного возраста

Невозможно точно угадать, когда наступит переходная фаза. Это срок индивидуален, и рассчитать его не получится. У некоторых детей признаки переходного кризиса проявляются в 11 лет, у других значительно позднее, в 13-14 лет. Родителям необходимо знать и понимать, какие сложные моменты свойственны подростковой фазе, которая предшествует юношескому возрасту. Для отрочества типичны эмоциональная неустойчивость, резкий физический рост, гормональные скачки. Недаром этот этап считают трудным как для самих подростков, так и для окружающих. Переходный период характеризуется такими проявлениями:

  • у девочек и мальчиков обозначаются вторичные половые признаки, которые приводят к значительным изменениям во внешности;
  • происходит гормональная перестройка, повышается интерес к противоположному полу;
  • возникает потребность в самоопределении, утверждении своей роли в обществе;
  • вспыхивают психологические конфликты с окружающими;
  • наблюдается внутренний кризис, внезапная смена настроения, неспособность контролировать эмоции.

Переходный этап у мальчиков

Какие изменения типичны для мальчиков: скачкообразный рост всех частей тела, увеличение мышечной массы, рост волос на лице, под мышками и в паху, изменение голоса. Осложняет жизнь юношам неконтролируемое половое влечение. Из-за неравномерного физического роста случаются проблемы со здоровьем. Мальчики порой не справляются с напряжением, поэтому бывают агрессивны, конфликтуют с родителями и окружающими, иногда ведут себя неадекватно.

Переходный этап у девочек

У девочек в переходном возрасте округляются формы, появляются волосы под мышками и на лобке, начинаются менструации. Гормональные изменения способствуют появлению прыщей, повышению жирности волос. Девочки болезненно реагируют на ухудшения внешности на фоне растущего влечения к противоположному полу. У них случаются эмоциональные срывы, возникают недопонимания в отношениях с домочадцами.

В юношеском возрасте на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Авторитет старшего поколения падает, подростки не желают следовать правилам, бунтуют. Появляются новые кумиры и авторитеты, а прежние ценности утрачивают значимость. Дети подражают поведению взрослых, иногда далеко не самым хорошим примерам.

Любые неприятности в школе и дома школьники воспринимают излишне эмоционально. Глубокие переживания приводят к стрессу, истерикам, эмоциональным срывам. Отношения с противоположным полом выходят на новый уровень. Это уже не просто детская дружба и симпатия, а глубокие интимные переживания.

Разумеется, не у всех юношей переходный период протекает одинаково. Описанные проявления случаются, но вовсе не обязательны. Есть примеры, когда все проходит без каких-либо заметных негативных моментов. Однако при неблагоприятных условиях и отсутствии доверительных отношений в семье, подростковый кризис приводит психическим проблемам, к побегам из дома и девиантному поведению.

Психологическая ломка

Какие трудности испытывают подростки в общении, почему вступают в конфликт с окружающим миром? Это объясняется особенностями их мировосприятия. Если взрослые будут правильно понимать разные мотивы юношеских поступков, то им будет легче выстраивать поведение с детьми и находить пути урегулирования конфликтов.

Самомнение подростков

Мнение подростков о себе необъективно и гипертрофировано. Они только пытаются осознать себя как личность в окружающем мире, определить место в обществе и образ действий. Чувство самосознания до конца не сформировано, нестабильно. Поэтому школьники в юношеском возрасте бывают чрезмерно обидчивы, неконструктивно реагируют на критику. Несправедливые замечания со стороны учителей и сверстников могут глубоко ранить и оставить след на всю дальнейшую жизнь.

Внутренний конфликт

На фоне незрелой самооценки возникает внутренний конфликт. Подросток недоволен своим поведением, страдает от негативного мнения окружающих о себе. Но признать ошибки он зачастую не в состоянии. Отсюда происходит внутренний кризис, неприятие себя, депрессия.

Отрицание действительности

Эмоциональная незрелость, преувеличение существующих проблем, конфликты с семьей и сверстниками часто провоцируют замкнутое поведение школьников. Когда дети неспособны справиться с трудностями самостоятельно и не встречают понимания, помощи среди окружающих, то часто уходят в свой мир, становятся неконтактными, подавленными, агрессивными. В таком состоянии они отрицают действительность, не хотят участвовать в общественной жизни, стремятся к уединению.

До какого возраста продолжается психологическая ломка? Примерно к 16-17 переходный период завершается. Стоит помнить о том, что это естественный процесс. В сомнениях и внутренней борьбе зарождаются принципы, мировоззрение и индивидуальные черты личности. Юношам очень нужны понимание и поддержка именно в это время, хотя они могут это отрицать. Доказательство того, что подростки нуждаются в авторитетном мнении, — их стремление создавать себе кумиров и слепо подражать им.

Юноши и девушки: окончание постпубертатного возраста

Когда подростки становятся девушками и юношами? Отрочество заканчивается в 16-17 лет. Постепенно утихают гормональные и эмоциональные бури, наступает период стабилизации. Юношеские годы — новый этап со своими особенностями, трудностями и радостями. Резкие перепады настроения, неловкость в отношениях с противоположным полом, конфликты со старшим поколением остаются позади. Приходит уверенность, объективность в оценке своих возможностей, вырисовывается предстоящий жизненный путь. В приоритете новые ценности. Старшеклассникам предстоит важный шаг в жизни — выбор профессии, определение целей и ориентиров будущей жизни.

Взросление юноши

Мальчики становятся взрослыми к 21-25. К этому времени они полностью сформированы физически, осознают себя зрелыми и эмоционально готовы к самостоятельной жизни. До какого возраста продолжается процесс взросления, зависит от многих условий. Здесь играют роль генетическая предрасположенность, окружающий социум, особенности личности и характера. Кому-то, в силу обстоятельств, приходится взрослеть быстрее. Они рано обретают независимость, самостоятельно зарабатывают, живут отдельно от родителей и создают собственные семьи. Другие долго остаются зависимыми материально и эмоционально, продолжая жить с родителями. В этом нет ничего плохого — рано или поздно все мальчики взрослеют и становятся зрелыми, самодостаточными мужчинами. Лишь в исключительных случаях этого не происходит, но это уже патология.

Зрелость мужчин определяется их отношением к близким. Способность заботиться о других, обеспечивать и защищать отличает взрослого мужчину от незрелого юноши. Сложившиеся в обществе стереотипы обязывают учиться ответственности за свою семью.

Старшеклассники озадачены выбором профессии. От этого зависит их благополучие и моральная удовлетворенность в будущем. Верный выбор не всем удается сделать в юношеские годы. Но это не мешает целеустремленным, уверенным в себе мужчинам добиваться успеха в зрелости.

Взросление девушки

Взросление завершается к 20-23. В отличие от девочек-подростков девушки осознают и принимают свою роль в обществе, чувствуют себя гармонично, уверены в себе и самодостаточны. Они уже умеют контролировать чувства, знают, чего хотят добиться в жизни. Для женщин по-прежнему остается важной отведенная в обществе роль жены и матери. Однако современные молодые женщины выходят далеко за эти рамки. Они стремятся получить хорошее образование и состояться в профессии.

Подростковый эгоизм и резкость в суждениях не свойственен юношескому возрасту. Повзрослевшие девочки задумываются о будущем, становятся более ответственными, ставят перед собой реальные цели. Формируется индивидуальный стиль мышления и поступков.

В отрочестве у детей часто бывают мрачные мысли, апатия и неуверенность в себе. В юности, напротив, максимально расцветают таланты, вера в свои силы, зарождаются смелые мечты.

Полезные рекомендации

В отрочестве и юности родители рискуют потерять контроль над детьми. Подверженность внешнему влиянию делает молодых людей уязвимыми. На фоне нерешенных разногласий, склонности к бунтарству юноши попадают в неприятные жизненные ситуации:

  • побег из дома, странничество;
  • наркомания, токсикомания;
  • азартные игры;
  • преступные сообщества.

Подростковая замкнутость и отрешенность иногда перерастают в расстройства психики, с трудом поддающиеся корректировке. Негативные переживания юности порой необратимо влияют на характер и дальнейшую судьбу молодых людей.

Как не пропустить тревожные звонки, помочь школьникам пережить трудный юношеский возраст и вынести из сложных жизненных ситуаций положительный опыт?

  • Следует быть внимательным к изменениям в настроении молодых людей. Если они часто подавлены, не общительны, агрессивны, нужно постараться узнать причину такого настроения и откровенно поговорить.
  • Взрослых должно насторожить, если школьники теряют аппетит, вес, плохо себя чувствуют и мало спят.
  • Стоит контролировать расход карманных денег. Особенно, если потребность в них внезапно возросла.
  • Не нужно игнорировать агрессию. Это может быть симптомом серьезных проблем.

Лучше с раннего возраста выстраивать с детьми доверительные отношения. Они не должны бояться родителей, какие бы ошибки ни совершали. В благополучной семье дети всегда видят поддержку и понимание. Они делятся с близкими проблемами и вовремя получают помощь.

Юноша должен быть уверен, что плохие оценки или поведение не изменят отношения к нему. Родители огорчатся из-за плохого поступка, но не перестанут его любить. В любой трудной ситуации единственно правильным решением будет — рассказать об этом близкому взрослому человеку и попытаться вместе найти выход.

Фото взято: unsplash.com.

На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я-образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.

Многообразные признаки юношества как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.

В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.

Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.

В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.

В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития. Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос «почему?» Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям. Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.

Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.

Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности. Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой. Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.

В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.

Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.

Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления. Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.

Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.

Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения. Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями. Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.

Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.

В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы. Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах. Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.

Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа «Я» — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.

Внешность, и для девушек, и для юношей имеет важное значение — рост, состояние кожи — появление угрей, прыщей воспринимается остро. Значимой проблемой является вес — зачастую девушки, реже юноши, прибегают к разным диетам, решительно противопоказанные в юности, потому как наносят значительный вред формирующемуся организму. Активно занимаясь спортом юноши наращивают мускулы, а девушки, стремясь обладать изящной фигурой, «подгоняют» ее под эталон красоты, который усиленно навязывают СМИ и реклама.

Свойства человека как индивида осознаются и формируются ранее личностных, потому соотношение морально-психологических компонентов «Я» и «телесных» различается в юности. Внешность, строение собственного тела молодые люди сравнивают с особенностями развития сверстников, переживают по поводу собственной «неполноценности», обнаружив у себя недостатки. В большинстве случаев, в юности, эталон красоты нереалистичен и завышен, потому данные переживания зачастую беспочвенны.

С возрастом, озабоченность собственной внешностью исчезает, человек приобретает большую уверенность в себе. Важность приобретают моральные и волевые качества, отношения с окружающими, умственные способности.

В период юношеского возраста осуществляются изменения во всеобщем восприятии образа «Я», что находит свое отражение в следующих обстоятельствах.

  1. Со временем изменяются когнитивная сложность, разделение элементов образа «Я».
  2. Активизируется интегральная тенденциозность, которой обусловлены целостность образа «Я», внутренняя последовательность.
  3. Со временем изменяется устойчивость образа «Я». Описывая себя, взрослые последовательнее, чем дети, подростки, юноши.
  4. Осуществляются изменения в отчетливости, конкретизации, степени значимости образа «Я».

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания. В юности образуется сильно выраженная тенденциозность к личностному самоутверждению — желание проявить собственную оригинальность, непохожесть на других, выделиться чем-либо из общей массы старших и сверстников.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Заключение

Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.

Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.

При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.

Список литературы