Математика в детском саду
Содержание
- Доклад «От игры к знаниям»
- Математика в детском саду по ФГОС
- Опыт работы по ФЭМП
- Математика в детском саду
- Опыт работы воспитателя
- Опыт работы. Математика в детском саду.
- Занятие по математике в 1 младшей группе «Игра с разноцветными шарами»
- Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада
Доклад «От игры к знаниям»
Авторы: Кузина Татьяна Александровна
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Именно этим объясняется актуальность данной работы.
Ведущие идеи опыта.
Научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.
Задачи:
- Активизировать умственную деятельность
- Заинтересовывать математическим материалом
- Увлекать и развивать детей
- Закреплять полученные знания и умения
- Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке
Теоретическая база опыта
В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь.
В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений
Технология опыта.
В группе я создала уголок «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Это дало свой результат, так как дети в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут самостоятельно использовать учебно – игровые пособия.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
— знакомлю с занимательными и развивающими играми
— провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания
— привлекаю родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»
— организую совместные математические развлечения.
Благодаря системе работы сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику развития математических представлений.
Анализ результативности
Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
1) Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
2) Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
3) Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4)Занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме
5)Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей является одним из приоритетных направлений в группе.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
— анализ деятельности детей на занятиях;
— анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.
— анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась пятибалльная система.
5 — баллов — ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10.
Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4 — балла — ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 3 — 7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1- 3 балла — ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 2- 5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Результат исследования на начала учебного года.
5 — баллов ( красный) — 2чел.
4 – балла (голубой) — 17чел.
1 — 3 балла ( зеленый) — 6чел.
Результат исследования на конец учебного года.
5- баллов (красный) — 4чел.
4- балла (голубой)- 17чел.
1-3 балла (зеленый)- 4чел.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Математика в детском саду по ФГОС
Автор: Седугина Тамара Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 "Детский сад "Ежик"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Математика в детском саду по ФГОС
Дата публикации: 16.11.2016
Раздел: дошкольное образование
Назад
Консультация для воспитателей
«Математика в детском саду по ФГОС»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.
В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Трудно предположить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к занятиям в детском саду, будет активно работать на уроке в школе. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда . Задача, стоящая перед воспитателем отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Кто сказал, что математика – это скучно и неинтересно? Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество.Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Но нынешние малыши непоседливые: заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а занятие математикой предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы помочь детям полюбить математику? Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей
.
Интерес — лучшая из мотиваций. Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие малявочки. Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога — сделать занятия интересными и необыкновенными. И если детям понравилось занятие, они полюбят и наши цифры, задачи, и примеры, и ребусы и др. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне:
к
лючевое словом здесь — слово творчество. Введение государственного стандартного образования открывает нам возможность грамотно использовать свое творчество. ФЭМП решается ряд программных задач: — образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; — развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; — воспитательные: математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; — речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане. На успешность в нашей работе влияют не только содержание материала, но и форма его подачи. Возможно, форма занятий математикой с детьми может больше напоминать настоящие «занятия», но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой,
совместным путешествием в интересный мир математики. Поэтому занятия по математике, по сути, являются системой дидактических игр
.
В ходе этих игр осуществляется личностно — ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, общение в парах, в группах. Дети не должны замечать, что идет обучение — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами и т. д. Все занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В зависимости от задач и методов нод можно проводить в различных формах: путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив, марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг, игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы. Занятие должно проходить непринужденно для детей, лучше объяснять на знакомом им материале, например с помощью сказок, сказочных героев. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования.
И не надо забывать, что у нас планирование тематическое. В занятии необходимо включать и занимательный математический материал: головоломки, шутки, занимательные задачи, загадки, загадки-шутки, потешки, считалки, фрагменты сказок, стихи, математические сказки. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание. Необходимо продумывать и оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы”, есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д. Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику. Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу
.
При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки. Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть: • содержательно – насыщенной, • трансформируемой; • функциональной; • вариативной; • доступной; безопасной. В нашей группе – это специально отведенное место – математический уголок, где располагаются игры математического содержания: наглядные и дидактические пособия, книги математического содержания, шахматы, календари, раскраски, игры, игрушки, различные игровые атрибуты, модели часов, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры на внимание и т. д. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Желательно своевременно пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Надо сказать, что дети редко играют в них по собственному желанию. Поэтому дидактические игры организуются и направляются воспитателем. У
воспитателей должен быть паспорт математического уголка и картотека всех имеющихся игр. Большую помощь в организации развивающей среды должны оказать родители. Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду. Играя в строительные игры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет. Организуя сюжетно-ролевые игры,
(
«Супермаркет», «Семья» или «Аптека») дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Пусть дети группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду. Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности
:
рисовании, аппликации, лепке, когда дети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц, человека и другие предметы.
При одевании на
прогулку уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч под счёт, закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величине предметы (дерево высокое, а кустик низкий), знакомим детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько — же сколько и совочков, полное — пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты, можно измерить шагами расстояние между деревьями, сравнивают разные предметы по длине, ширине, высоте. На занятиях по физическому воспитаниюдети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях: строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом».
Опыт работы по ФЭМП
В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.
Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что п о т о м , о т м е ч а ю т п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й . Должное внимание на занятиях должно уделяться развитию речи
.
Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Воспитатель должен следить за четкостью, доступностью и правильностью своей речи и речи детей. Никто не отменял в детском саду индивидуальную работу с детьми. Детям свойственно не только запоминать материал, полученный на занятии, но и забывать его. С теми детьми, которые в силу особенностей развития, не могут усвоить на занятии, воспитатель в утреннее и вечернее время должен заняться с ним индивидуально. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. В дело развития и воспитания собственного ребенка
свою лепту могут внести и родители. Так, в непосредственной обстановке, уделяя небольшое количество времени, они могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям. Необходимо побеседовать с родителями или написать небольшую консультацию и вывесить ее на стенде для родителей о том, чтобы они пожертвовали ребенку немного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д. Например: пока готовится обед, предложите ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Спросите, где, по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду баночкой. Уточните, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше — ниже, толще- тоньше). Рисует ребенок: спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный — короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий — низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска). Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Обратите внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут. Родители должны обращать и внимание на цифры, которые окружают его в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. В магазине показывайте детям цифры на деньгах, монетах. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди — сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты. В заключение можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это хорошо получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!». В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед с в о и м т е м п о м . А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас каждый раз появляется прекрасная возможность подружиться с детьми.
В раздел образования
Математика в детском саду
Автор: Аметова Насипли Нурадиловна
Организация: МБДОУ «Белочка»
Населенный пункт: Тюменская область, пгт. Федоровский
Математика для дошкольников – способ познания окружающего. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.
Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Практика подтверждает, что при условии приминения в работе системы разнообразных упражнений, дидактических игр, наглядных пособий, создание проблемных ситуаций, заставляющих ребёнка самостоятельно находить решения, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряхения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу- имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума,- тем успешнее,а значит счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человекапериода- школьного детства.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:
- развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;
- развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;
- развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;
- умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.
И если мы сегодня затрагиваем вопросы преемственности детского сада и школы, то одним из требований готовности ребёнка к школе является уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Одной из форм работы детского сада являются дополнительные занятия в режимные моменты, где нашими воспитателями с большим успехом применяются дидактические игры на развитие логического мышления и развитие мелкой моторики рук. Наши дети с восторгом рисуют, вырезают всевозможные фигуры и таким образом наша непосредственная образовательная деятельность плавно перетекает в свободную детскую деятельность, образуя единую систему образовательной деятельности.
Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы, а это значит, что наши дети будут успешными в последующем обучении.
Рекомендации:
- активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
- проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН;
- постоянно дополнять уголки по математике дидактическими играми, материалом.
Список литературы:
- Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. И.А.
Опыт работы воспитателя
Пономарева, В.А. Позина.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2012
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н. Поддьяков,- М.: Просвещение, 1988
- Логика и математика для дошкольников Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая,-СПб, «Детство- Пресс»,2005
Опубликовано: 02.09.2016
Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной – познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.
Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе.
Содержание занятий в основном включает:
— формирование представлений, выражаемых словами много, один;
— понимание вопроса: «Сколько?»; выражений: столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;
— умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;
— знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.
Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий.
В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.
В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.
Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.
Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени – его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители. Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка, то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.
Знакомить ребенка с математикой нужно тогда, когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне — всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша.
Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д.
Опыт работы. Математика в детском саду.
Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше). Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше — ниже, толще – тоньше).
Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди — сзади.
Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Занятие по математике в 1 младшей группе «Игра с разноцветными шарами»
сб., 14.03.2009
Программное содержание:
I. 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. продолжать учить различать один и много предметов.
3. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету.
Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада
1. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
III. 1. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.
2. Развивать у детей внимание, мыслительные операции. 3.Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
Методические приемы:
№1,2,3,4
Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета). Спрашивает о количестве шариков в коробке. Затем раздает шарики детям, спрашивает о количестве шариков у каждого, цвете. Дети складывают шарики в коробку, воспитатель отмечает, что их стало много. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол. Дети ловят шарики, обращают внимание на то, что их стало в коробке много. Затем выставляет 4 коробочки основных цветов. Предлагает детям положить шарики в коробочки в соответствии с их цветом.
№1, 2,3
В группу вкатывают большой мяч. Воспитатель обращает внимание детей на его величину, спрашивает о количестве мячей, превращает детей в мячики. Стало много мячиков. Дети прыгают как мячики, воспитатель читает при этом стихотворение о веселом мячике.
Ход занятия:
Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета).
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Трясет коробочку.
-Слышите, что же там такое?
Дети высказывают свои предположения.
Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. Открывает ее.
-А тут шарики!
Сколько шариков?
-Много.
Возьми, Саша, шарик. И Илюша возьми один шарик.
В процессе раздачи шаров, спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.
Таня, какого цвета у тебя шарик?
-Сколько шариков у Миши?
У Саши один, у Оли один… у всех по одному. А в коробке сколько шариков?
-Ни одного. Пуста коробка.
Давайте снова шарики в коробку положим. Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает их о цвете и количестве шариков.
Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало коробке?
-Много!
Шарики любят, чтобы их катали. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол.
-Ребятки, покатились наши шарики, ловите шарики!
Все собрали.
-Посмотрите, у меня еще есть коробочки.
Выставляет 4 коробочки основных цветов.
-Какого цвета эта коробочка?
-Красного.
-Несите красные шарики. Положите в эту коробочку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?
-Витя, какого цвета у тебя шарик? В какую коробочку ты его кладешь?
_ Саша, у тебя красный шарик, положи его в красную коробочку.
Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 коробочки.
Даша, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Клади зеленый шарик в зеленую коробочку. Сколько у тебя шариков?
Вот какая красота, правильно нашли цвета!
Молодцы, ребятки. Все шарики положили в коробочки.
В группу вкатывают мяч.
— Ой, что это?
-Мячик! Какой это мячик, большой или маленький?
Витя, скажи «большой».
Даша, сколько мячиков?
-Один!
Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!
Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду он со мной
хорошо мне с ним играть!
-А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!
Как мячики детки прыгают! Воспитатель, положив на голову ребенку ладонь, еще раз проговаривает стихотворение.
Мячик прикатился к нам в гости, мы возьмем его с собой гулять? Пойдемте одеваться, покажем мячику, какие у нас шкафчики, как вы умеете одеваться.
Материал к занятию:
Яркая подарочная коробка с крышкой, музыкальная открытка, шарики 4 основных цветов по количеству детей, 4 коробочки 4-х основных цветов, средний мяч.