Математика определение для детей

01.12.2018 0 Автор admin

Математика в движении. Заниматься математикой можно и во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика ребенка. Промаршируйте с детьми сначала на счет «один -два», затем на счет «один – два – три», а после и «один – два – три – четыре». На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа. Таких подвижных игр можете найти достаточно.

Слайд 7 из презентации «Математика для малышей» к урокам дошкольного образования на тему «Обучение дошкольников»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Математика для малышей.pptx» можно в zip-архиве размером 409 КБ.

Скачать презентацию

Обучение дошкольников

краткое содержание других презентаций об обучении дошкольников

«Ознакомление детей с родным городом» — Основные педагогические технологии. Дразнилка «Лентяй». Технология проектной деятельности. Считалка. Педагогическая технология. Считалка «Сто чудес». Считалка «У литейного моста». Технологии ознакомления детей. Теория решения изобретательских задач. Педагогические технологии. Коммуникативные технологии.

«Овладение грамотой» — Крепкий фундамент. Полноценность владения речевыми звуками. Подбор антонимов. Определить место звука «Л» в словах. Образуй множественное число. Есть ли звук «Р» в словах. Медицинское сопровождение. Что лишнее. Согласование с числительным. Мишка – мышка. Как можно назвать одним словом. Зелёный круг. Образование прилагательных.

«Математика для дошкольников» — Вид мышления. Карточки — символы. Задачи использования логических блоков. Логические блоки Дьенеша. Способности. Программа "Радуга". Использование логических блоков. Программа воспитания и обучения в детском саду. Математические способности. Программа "Развитие". Программа "Детство".

«Занимательная математика в ДОУ» — Игры Воскобовича. Обновление волшебной книги сказок. Игра «Танграм».

Математика в движении

Занимательная математика. Формирование элементарных математических представлений. Схема занятий. Игры Никитиных. Игры на воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Дидактические материалы. Игра Зака на группировку.

«Обучение детей дошкольного возраста» — Азбука для употребления в детских приютах. Проблемы с поведением. Условия использования моделирования. Требования к наблюдению. Модели обучения. Принцип доступности. Структура экскурсии. Принцип наглядности. Назначение моделей. Психолого-педагогические исследования. Процесс обучения. Дошкольная дидактика.

«Обучение письму детей» — Цикл занятий по обучению детей письму. Целевой компонент. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста. Литература. Диагностический компонент. Содержание. Процессуальный компонент. Актуальность проекта. Концептуальный компонент. Деятельность педагога и детей.

Всего в теме «Обучение дошкольников» 11 презентаций

Интегрированное занятие "Математика в движении"

Числа, формулы, расчёты,
Много умственной работы,
Математик вы у нас
Скажем прямо — высший класс!

В день рождения вам желаем
Счастья море и любви,
Пусть везение и удача
Помогают вам в пути!

Заработать уйму денег
Вам велит сама судьба.
Кто «иксы гонять» умеет,
Тем богатство по зубам.

И силён кто в логарифмах,
Никогда не пропадёт.
Ведь не всем подвластны цифры —
Математику почёт!

Вам всех благ земных желаем
Столько, чтоб никак не счесть.
Ведь любой вопрос решаем
Тем, кто может всё учесть.

Математик, без сомненья,
И талантлив, и умён.
И за труд свой вдохновенный
Быть счастливым обречён!

С днем рождения, повелитель цифр, чисел и математических расчётов. Желаю, чтобы в жизни всё было достаточно просто, примерно, как дважды два, желаю к себе всегда прибавлять положительные эмоции, удачу, вдохновение, любовь и благополучие, желаю вычитать из себя негатив, минуты грусти, разочарование, сомненья и неуверенность. Успехов в математических просторах и оптимизма в жизни.

Еще поздравления в прозе →

С днем рожденья, математик,
Уравнений лучший друг.
Мы спешим тебя поздравить,
Поскорей вставай ты в круг.

Каравай тебе споем мы,
Пожелаем бодрым быть.
Пусть рассеются дилеммы,
Про здоровье не забудь.

Будь активным, математик,
Плюсы в жизни ты ищи.
Ты родной нам, словно братик,
Мы, твои товарищи.

Чтобы жить как в аксиоме
Было просто и легко.
Но ведь сложностью влекомый,
Герой наш мыслит далеко.

Без затруднений — ему скука
И чужд ему сей столбик рифм.
Переведём все эти строки
В условный слово-алгоритм:

Здоровья, счастья, понимания
И чтоб яичница в кровати.
Чтоб исполнялись все желания,
С днем рождения, математик!

Поздравляю, математик,
Тебя я с днем рождения,
День всегда ты начинаешь
Таблицей умножения.
В жизни все считаешь ты,
Умножаешь, делишь,
Просчитать жизнь наперед
Ты себе умеешь
Я желаю, чтоб к тебе
В жизнь любовь ворвалась,
Формулы все спутала
И с тобой осталась.
Чтоб сумел решить ты в жизни
Уравнение любви,
И чтобы сошлись с ответом
Все решения твои.

Математик, ты борец,
В своем деле молодец,
В цифрах весь, всегда в делах,
Держишь жизнь в своих руках!

В Рождения день желаем тебе
Открытий, сил и успехов в труде,
Жизни счастливой, яркой, интересной,
Добра и радости, любви чудесной!

С днем рождения, вас дорогой!
Будьте счастливы, родной.
Пусть все цифры станут в ряд,
Будет их легко считать.

Пусть все формулы понятны будут,
Голова их точно не забудет.
Пусть зарплаты будет много,
Что аж унести ее друзья помогут.

Царице наук вы отдали разум,
Сердце, мысли и душу все сразу.
Пусть знания ваши силу несут,
В мир математики всех приведут.

Пусть солнце сияет ярче для вас,
И не погаснет блеск ваших глаз.
Здоровья прибудет на долгие годы,
Удачи и счастья, хорошей погоды!

Желаем получать удовольствие от процесса,
Работать без стресса все четыре семестра.
Чтобы начальство лишних часов не навесило,
И росли знания учеников в геометрической прогрессии.

Чтоб никто не забывал теорему Пифагора,
Не забыл тетрадь, дневник и голову дома.
Желаем, чтоб задачи каждый развязывал,
А ещё доказать то, что никто не доказывал.

Хороший праздник день рождения,
Дарит подарки, поздравления,
Дарит улыбки, радость смех,
Надежду, и веру на успех.
И от души я поздравляю,
От всей души тебе желаю,
Чтоб уравнения решились,
Чтоб параллельные сходились,
Чтоб можно в счастье и любви,
Всю жизнь без горестей пройти,
Чтоб не было невзгод и бед,
А только солнце, мир и свет.

Поздравлений: 16 в стихах, 7 в прозе.

поздравления с днем рождения: 
учителю,главному бухгалтеру,механику,психологу,энергетику,бухгалтеру,актрисе,медику,показать все

Можно ли заниматься математикой с годовалым или двухлетним карапузом? Смотря какой! Увы, все раннее развитие принято сводить именно к раннему обучению счету и чтению. А это как раз противопоказано для таких крох, их мозг еще физиологически не готов к подобным манипуляциям. Однако есть и другая математика.

Когда мы говорим о математике для малышей, мы имеем в виду, скорее, знакомство с главными логическими понятиями: один и много, больше-меньше, выше-ниже, множество  и пр. Очевидно, что эти понятия нужны не только для развития математического мышления. Они в целом помогают структурировать накопленную информацию, но для этого малышу нужно время. Так что, пожалуйста, не спешите!

Некоторые педагоги настаивают на том, что занятия логикой (как, впрочем, и остальными науками для малышей) должны проходить в особом месте и в особое время, специально отведенное для «уроков». Возможно, для старших дошкольников, которые готовятся к своей первой встрече со школой, это актуально: специальное место и время позволяют настроиться на рабочий лад, собраться. Но когда речь идет о карапузах от года до трех лет, я настаиваю на том, что «уроки» недопустимы. Всю информацию о логическом устройстве мира, о взаимосвязях, о причинах и следствиях можно усвоить буквально «между делом, на ходу».

Принцип освоения материала должен быть следующий: сначала контрастные понятия (один – много, высокий – низкий, большой – маленький), а затем более подробно рассматриваем, что же «посередине», учимся сравнивать количество, высоту, размер.

Что такое куча?

Помните, как в замечательном мультике о мартышке, слоненке и удаве  слоненок спрашивает своих друзей:

– Сколько нужно орехов, чтобы получилась куча?

(В скобках заметим, что слоненок, между прочим, поднимает старую философскую проблему, впервые сформулированную еще древнегреческим философом Зеноном – в какой момент количество перейдет в качество, и одна песчинка превратит «не-кучу» в «кучу»).

Но мы пока не будем углубляться в философские эмпирии. Нам важно сейчас усвоить понятия «один» и «много». Собственно, эти слова постоянно звучат в нашей речи, и малыш уже имеет примерное о них представление. Осталось только во время игры подчеркнуть, что «читает» книжку одна куколка, а на диване сидит много кукол. В гараже стоит одна машинка, а по дороге ездит много машин.

Когда эти понятия кроха хорошо усвоит, можно перейти к определению «несколько». Два-три предмета – это несколько.

Обратите внимание, что ваши слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами, а не картинками. Не сомневайтесь, наступят времена, когда ваш карапуз и на картинке четко покажет, где одна ягодка, где много, а где – несколько. Но пока картинки для него – это лишь символ. Разобраться с ними значительно сложнее, чем с реальными предметами, которые можно взять в руки.

Столько же, меньше, больше

У детей обычно очень развито чувство справедливости. На том и сыграем. Угостим кукол пирожками. Всем хватило? Получается, что пирожков столько же, сколько кукол! Чуть громче произнесите «столько же», выделяя это выражение интонацией. Вариантов, как вы понимаете, может быть бесконечно много: белкам можно раздавать орехи, зайчатам – морковки (натуральные, если вы как раз в это время чистите морковь для супа, или вылепленные из соленого теста и раскрашенные гуашью), те же машинки расставлять в гаражи, выстроенные из кубиков.

Но вот незадача! В какой-то момент морковок оказалось меньше, чем зайцев. А пирожки, наоборот, остались лишние, значит, их больше, чем кукол.

Для тех родителей, которые считают, что это слишком просто, сообщаю, что подобные задачки есть даже в учебниках математики для первого класса. Мы ни в коей мере не ставим перед собой задачу пройти школьную программу в нежном младенчестве, но сейчас нам хотелось бы наметить основные логические понятия, с которыми малыш по мере своего взросления будет знакомиться все глубже.

Психологи установили, что определить количество предметов до пяти мы можем «на глаз», не пересчитывая; это умение как бы «встроено» в наш мозг. Воспользуемся этой способностью собственного организма. Не будем с маниакальным упорством пересчитывать все, что попадается нам под руку, а просто заметим, что на тарелке лежат три яблока, у тебя и у меня есть две ноги и две руки, у кошки целых четыре лапы. А в прихожей стоят почему-то пять  тапочек: две маминых, две дочкиных и одна папина (на второй, видимо, звери в очередной раз отправились путешествовать). Собственно, счет и придуман для того, чтобы не повторять: грибок, грибок и грибок, а сразу сказать «три грибка». В какой-то момент малыш сам назовет количество предметов.

Особенно, если вы спросите его, сколько конфет ему дать: одну, две или сразу четыре.

Классификация

Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то птички среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.

Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.

И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.

А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.

В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.

Познается все в сравненье

Гуляя с ребенком по улице, занимаясь домашними делами, играя в обычные сюжетно-ролевые игры, обращайте внимание крохи на признаки предметов. Этот дом высокий, а тот – низкий. Здесь дорога широкая, смотри: рядком помещается мама, Даша и коляска, а здесь узкая, только гуськом можно пройти. Принеси, пожалуйста, большую куклу. Нет, это маленькая, а нам сейчас нужна большая, она будет куклой-мамой.

Именно в таких бытовых ситуациях ребенок учится сравнивать размер и форму предметов.

А сказка о трех медведях прямо-таки создана для этого! Только обратите внимание на важный момент: не вводите одновременно три понятия – большой, средний и маленький. Сначала должно быть лишь два предмета для сравнения – большой и маленький. И лишь потом покажите малышу, что бывает еще и промежуточный вариант, не большой и не маленький, а средний. Если эта идея придется вашему карапузу по вкусу, по размерам можно распределять все, что угодно. Кто сказал, что нужно ограничиваться лишь тарелками, ложками, стульями и кроватками? Пусть у мишек появятся разных размеров подушки, одеяла, книжки, шапочки и т.д.

Сериация

Сериация – это еще одна логическая операция. Заключается она в том, чтобы распределить предметы по размеру: от меньшего к большему. Первый опыт сериации малыш уже получил, распределяя между медвежьим семейством многочисленные предметы домашнего быта.

После этого задачу можно несколько усложнить. Для сериации прекрасно подходят матрешки.

Математика в движении для самых маленьких

Для начала просто откройте самую большую матрешку и покажите крохе ее секрет. Этот момент может быть очень радостным, ведь в каждой матрешке таится новый сюрприз! Когда все деревянные куколки познакомятся с малышом, попытайтесь выстроить их по росту. Рассмотрите, как они выглядят, обратите внимание, какие матрешки выше или ниже своих сестричек. А еще они могут играть в прятки! Дайте малышу возможность самому проверить, какая матрешка может спрятаться внутри своей сестрички, а какая – не может.

Впоследствии ребенок будет сам выстраивать матрешек по росту.

Проверить, правильно ли выстроен ряд, очень легко. Для этого нужно лишь снова собрать всех матрешек по очереди. Если какая-то не поместилась в свою старшую сестричку, значит, произошла ошибка. Попробуем снова? Во время такой игры тренируется глазомер, мелкая моторика, развивается пространственное мышление.

Для матрешек разного размера, можно, как и для мишек, подбирать платочки (отлично, если они по тону будут подходить к матрешкиной одежде, это не только воспитание художественного вкуса, но и еще одна логическая операция). Можно раздавать им палочки, кружочки или кубики различной величины (пусть ребенок решит сам, на что это похоже: на кусочки мыла, чтобы вымыть руки, или фломастеры для рисования).

А потом можно подобрать для сестричек разного размера одеяла из подготовленных лоскутков ткани.

Поверьте, такие нехитрые, на первый взгляд, умения, значат для развития малыша очень много! Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что уровень классификации и сериации – это основной показатель интеллектуального развития ребенка.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Нравится | 0Не нравится | 0

Расскажите о нас друзьям!

Комментарии

С раннего детства можно начинать знакомить малыша с азами математики. Конечно же, это не значит, что двухлетнего кроху нужно учить писать цифры и решать уравнения — всему своё время. Первое знакомство с математикой должно быть в форме игры и не на специально организованных занятиях, а в повседневной жизни. В данной статье описаны идеи, с помощью которых можно заинтересовать малыша математикой и дать первые знания её основ.

Счёт

Знакомить ребёнка со счётом нужно начинать ещё тогда, когда он не разговаривает. Повторить за вами слова он не сможет, но информация, часто повторяемая мамой, обязательно отложится в маленькой головке. Считайте погремушки, выкладывая их в ряд, листики, которые собираете в парке, машины на парковке, носочки и ботиночки, надеваемые на ножку и т.п. И когда кроха начнёт говорить, в его словарном запасе уже будет десять слов — названия чисел. И не беда, если он будет называть их не по порядку, забывать или переставлять местами. Он будет понимать значения числа.

Следующий этап в изучении счёта — выполнение заданий, требующих что-либо посчитать. Например, накрывая стол к ужину, попросите ребёнка разложить ложки для всех членов семьи. Малыш должен посчитать людей в доме, а после приготовить столько же ложек на столе. Во время игр с кубиками и конструктором также можно закреплять навыки счёта, например, посчитать фигурки солдатиков и для каждого построить дом из кубиков. В магазине доверьте ребёнку очень ответственное задание — взять с полки булочки для каждого из домочадцев. Подобные задания ребёнок будет выполнять с большим старанием, так как чувствует большую ответственность. Не забывайте хвалить малыша за правильное выполнение поручений.

Количество

Понятия "один" — "много" ребёнок начинает понимать уже к 2-м годам. Положите перед ним одно печенье справа и несколько печенюшек слева, показывайте пальцем и называйте, где много, а где одно.

Математические игры с движениями

Выполняя по нескольку раз в день такие упражнения, вы научите малыша различать эти понятия. Следующий этап в определении количества предметов заключается в том, чтобы ребёнок сам раскладывал предметы. Например, предложите в одно ведерко положить один камешек, а в другое — много и т.п. Когда ребёнок усвоит эти понятия, можно приступать к обучению определения количества предметов методом сравнения. Считать и сравнивать можно все, что есть под рукой и в повседневной жизни: пуговицы, столовые приборы, фрукты, любые товары в магазине.

Пример такой игры:
Сложите в миску яблоки и груши. Попросите малыша сначала посчитать фрукты: сколько яблок, сколько груш, сколько фруктов всего? А далее усложните задачу: каких фруктов больше? Чтобы ответить на этот вопрос, ребёнок должен разложить яблоки в ряд, под каждым яблоком положить грушу. Больше фруктов будет тех, которые остались без пары. Таким образом, малыш закрепляет счёт, а также учится сравнивать количество предметов.

Цифры

Параллельно с ознакомлением понятия "количество" нужно начинать изучение цифр. Для таких игровых занятий понадобится набор картонных карточек с цифрами. Посчитали яблоки, положили возле них соответствующую числу цифру и т.д. Закрепление цифр может проходить разными методами: обведение изображения цифры пальчиком или карандашом, прорисовывание цифры по штрихам, разукрашивание цифры, лепка её из пластилина и т.д. В детской комнате можно повесить плакаты с цифрами, магнитики на холодильник.

Геометрические фигуры

Первое знакомство с геометрическими фигурами лучше начать с плоскостных форм, вырезанных из картона. Ребёнок должен потрогать их руками, чтобы понять на основе тактильных ощущений, что такое «есть уголок», например, у треугольника и квадрата, или «нет уголков» у круга и овала. Закрепление понятия о фигурах можно проводить на основе сопоставления их с предметами, например у домика треугольная крыша, форма тарелки — круг, планшет имеет форму прямоугольника и т.д.

Когда малыш научится различать плоскостные геометрические фигуры, можно приступать к знакомству с объёмными — куб, конус, цилиндр, кирпич и т.п. Хорошим помощником в этом станет детский набор "Строитель", там все эти фигуры присутствуют. Их можно и посчитать, и сравнить по цвету, и по размеру.

Величина

Понятие величины можно объяснить на примере сказки "Три медведя". Там очень доступно все показано: у большого медведя большой стул, и миска, и кровать, у мамы-медведицы (она поменьше ростом) все эти предметы меньшего размера, а у маленького медвежонка всё маленького размера. Понятие длины можно показывать на ленточках, шнурочках, полосках бумаги, дорожках в парке, веточках и травинках. Высоту предметов изучайте на примере сравнивания домов, игрушек, цветочков, детишек на площадке и т.п. Закрепляйте эти понятия в играх на сравнение. Например, соберите листики и цветочки разного размера. Предложите малышу на большой листочек положить большой цветочек и т.д.

Используя эти идеи в игровых занятиях с ребенком, вы сможете ненавязчиво привить ему интерес к математике и дать азы этой науки. Ну а для более результативного закрепления математических знаний, используйте настольные и дидактические игры.

Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru

Читайте также: Раннее обучение: за и против

Стр. 419

Числовой ряд

Числовой ряд из палочек

Плоские геометрические фигуры (образцы)

Литература

Агеева С.И. Необыкновенный цирк. – М.: Megapolis-Continent, 1992. – 80 c. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1-ая и 2-ая. М.: В.О. Совэкспорткнига, ИГ «Истоки», 1991.Артамонова И.А., Порисуем, поиграем! М., 1991.Арутюнян В.Г., Левитас Г.Г. Фигуры и числа. – М: «Келвори», 1995. – 32 с.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128с.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М. Народное образование, 1994 – 20с.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагенство, 1994.Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольник.РФ

– М.: Просвещение, 1991. – 207 с.Брайн Шелби. Открой своего ребенка с помощью тестов. – Тюмень: «Скорпион», 1996. – 128 с.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» 1997. – 208 с.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1989. – 127 с.Веракса Н.Е. Дьяченко О.М. Еще не поздно. — М.: «Знание», 1991. – 128 с.Волина В. Праздник числа: Книга для учителей и родителей. — М.: «Знание», 1993. – 336с.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. М.: «Просвещение», 1993. – 54 с.Вольнова Е.В. Бененсон Е.П. Математика для малышей. М.: «Финансы и статистика», 1993. – 64с.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996. – 160 с.Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры от 3-х до 6 лет. — М.: «Просвещение», 1991. – 64 с.Егоров В. Расскажи стихи руками. — М.: А/О «СОВЕР», 1992. – 33 с.Ерофеева Т. И., Павлова Л.Н. Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М.: «Просвещение», 1992. – 191 с.Ерофеева Т., Павлова Л.Н. Новикова В.П. Математическая тетрадь для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е издание. — М.: «Просвещение», 1993. – 79 с. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса 4-х летней начальной школы. — М.: «Просвещение», 1989. – 47 с.Житомирский В, Шеврин Л. Путешествие по стране геометрии. М.: Педагогика — Пресс, 1991 –175с.Житомирский В. Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1991.-200с.Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет. — Санкт-Петербург: «Лань», 1998. – 224 с.Зак А.З. Различия в мышлении детей. — М.: Издательство Российского открытого университета, 1992. – 128 с.Зарецкий А.В., Зарецкая М.О., Сырцов А.Г. Цифры. — М.: «Детская академия», 1992. – 16 с.Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь ХХI века. Санкт-Петербург: «Сфера», 1992.Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. — М.: «Просвещение», 1991. – 63 с.Котляр Э.П. Часы-часики. — М.: «Малыш», 1986. – 16 с.Кривцова С.В. Тренинг – учитель и проблемы дисциплины. М.: «Генезис», 2000. – 287с.Маршак С. От одного до десяти. Веселый счет. — М.: «Детская литература», 1987. – 20с.Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. Волгоград: «Учитель», 2003. – 73с.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: «Просвещение», 1990. – 94 с.Монтрессори материал. Часть 1. Школа для малышей. — М.: Издательство «Мастер», 1992. – 80 с.Моро М. И., Вагнер Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. — М.: «Просвещение», 1985. – 160с.Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! — М.: ТОО «Глобус», 1995. – 128с.Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. М.: «Аквариум», 1997. – 272с.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три – отвечай! Математические развлечения для младших школьников. — М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994.Петерсон Л.Г. Раз ступенька. Два ступенька. М.: «Баласс», 1997. – 64с.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. — М.: «Инпро-Рес», 1995. – 64 с.Петрова С.В. Часть и целое. – Дмитров: «Карапуз», 1996. – 16 с.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 184 с.Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.Сапгир Г. Приключения зеленого колпачка. Томатик и Кубарик. Математика для малышей. – Тверь: «Мартин» — «Полина», 1994. – 135 с.Сербина Е.В. Математика для малышей. — М.: «Просвещение», 1992. – 80 с.Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996. – 192с.Синицына Е.И. Умные загадки. М.: «Лист»,1998.Синицына Е.И. Умные занятия. — М.: «Лист»,1998. – 228 с.Синицына Е.И. Умные пальчики. — М.: «Лист»,1998. – 144 с.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М.: «Просвещение», 1987. – 97 с.Соловьева Е.В. Числа для тебя. — М.: «Владос», 1994. – 32 с.Столяр А.А., Скобелев Г.Н., Чеботарская Т.М., Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: «Просвещение», 1991. – 80 с.Сутеев В. Сказки и картинки. — М.: «Детская литература», 1989. – 160 с.Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 192 с.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Гринго», 1995. – 240 с.Ты меня понимаешь? Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога. Под ред. Гулиной М.А. — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1994. – 32 с.Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: «Просвещение», 1981.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: «Флокс», 1995. – 32 с.Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. — М.: «Просвещения», 1993. – 191 с.