Литература 11 класс
Содержание
- Список обязательной литературы на лето для 11-го класса
- Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса
- Список произведений, изучаемых в 11 классе и рекомендуемых для летнего чтения
- Списки литературы для других классов:
- Список художественной литературы для 11 класса.
- Русская литература.
- Список литературы на лето для 11 класса (с 10 на 11 класс)
- Похожие документы:
- Список произведений, изучаемых в 7 классе и рекомендуемых для летнего чтения
- Список произведений, изучаемых в 10 классе и рекомендуемых для летнего чтения
- Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник
- Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему
- И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха
- Школьные сочинения по украинской и зарубежной литературе + сочинения по развитию речи
- 11 КЛАСС
- Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
- Список литературы на лето для 11-го класса
Школьная программа по литературе в 11 классе включает в себя произведения русских писателей второй половины XX века.
Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Так как 11-й – это выпускной класс, то в течение учебного года на чтение не будет времени – все займет подготовка к ЕГЭ.
Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 11 классом надо ежедневно читать, примерно, 2,5 часа в день или 30-35 страниц текста.
Самыми объемными произведениями являются «Петр 1», «Тихий Дон» и «Мастер и Маргарита».
Список обязательной литературы на лето для 11-го класса
Автор произведения | Название |
Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый Андрей, Гумилёв Н.С., Северянин И. | Поэзия «Серебряного Века». |
Горький М. | Фома Гордеев. Мать. На дне. Несвоевременные мысли. |
Блок А.А. | Двенадцать. Соловьиный сад. |
Есенин С.А. | Анна Снегина. |
Бунин И. | Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи. Чистый понедельник. Лёгкое дыхание. Антоновские яблоки. |
Куприн А.И. | Гранатовый браслет. Олеся. |
Андреев Л. | Иуда Искариот. |
Маяковский В.В. | Облако в штанах. Во весь голос. |
Булгаков М.А. | Мастер и Маргарита. |
Платонов А.П. | Сокровенный человек. Котлован. |
Толстой А.Н. | Пётр Первый. |
Шолохов М.А. | Тихий Дон. |
Ахматова А.А. | Реквием. |
Пастернак Б.Л. | Доктор Живаго. |
Твардовский А.Т. | Тёркин на том свете. По праву памяти. |
Солженицын А.И. | Один день Ивана Денисовича. Матрёнин двор. |
Астафьев В.П. | Царь-рыба. |
Абрамов Ф. | Поездка в прошлое. |
Распутин В.Г. | Живи и помни. Прощание с Матёрой. |
Вампилов А. | Старший сын. Утиная охота. |
Кроме списка литературы на лето для 11-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Эти произведения рекомендуется читать, если планируете сдавать ЕГЭ по литературе.
Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса
Автор произведения | Название |
Бальмонт К.Д. | Только любовь. Семицветник. Злые чары. Жар-птица. Другие стихотворения. |
Гумилёв Н.С. | Волшебная скрипка.
Список произведений, изучаемых в 11 классе и рекомендуемых для летнего чтенияПамять. Слово. Заблудившийся трамвай. Другие стихотворения. |
Северянин И. | Медальоны. Другие стихотворения. |
Блок А.А. | Стихи о Прекрасной Даме. Незнакомка. Русь. «О доблести, о подвигах, о славе…», На железной дороге, На поле Куликовом, Кармен, Скифы, другие стихотворения. |
Клюев Н. | Погорельщина. Песнь о Великой Матери. |
Есенин С.А. | Чёрный человек. Русь. Песнь о собаке. Письмо матери. Собаке Качалова. Возвращение на родину. Персидские мотивы. «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и другие стихотворения. |
Бунин И. | Стихотворения. |
Куприн А.И. | Поединок. |
Аверченко А.Т. | Рассказы. |
Тэффи. | Рассказы. |
Шмелёв И. | Лето Господне. |
Короленко В. | Огни. Река играет. Чудная. |
Маяковский В.В. | Стихотворения. |
Булгаков М.А. | Дни Турбинных. |
Замятин Е.И. | Мы. |
Платонов А.П. | Фро. Впрок. Взыскание погибших. |
Цветаева М.И. | Стихотворения. |
Заболоцкий Н.А. | Стихотворения. |
Шолохов М.А. | Поднятая целина. Донские рассказы. |
Ахматова А.А. | Стихотворения. |
Бродский И.А. | Стихотворения. |
Пастернак Б.Л. | Стихотворения. |
Твардовский А.Т. | Страна Муравия. За далью – даль. |
Солженицын А.И. | Архипелаг ГУЛАГ. |
Паустовский К. | Новеллы. |
Гранин Д. | Зубр. |
Рубцов Н. М. | Стихотворения. |
Рождественский Р. | Стихотворения. |
Высоцкий В.С. | Стихотворения. |
Шварц Е. | Дракон. Тень. Голый король. |
Берггольц О. | Стихотворения. |
Астафьев В.П. | Последний поклон. Печальный детектив. |
Абрамов Ф. | Братья и сёстры. |
Распутин В.Г. | Последний срок. |
Шукшин В.М. | Рассказы. |
Лондон Дж. | Мартин Иден. |
Драйзер Т. | Сестра Кэрри. Американская трагедия. |
Шоу Б. | Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца. |
Ремарк Э.М. | Три товарища. |
Хемингуэй Э. | Старик и море. По ком звонит колокол. |
Маркес Г. | Сто лет одиночества. |
Списки литературы для других классов:
Любовь и приключения, человеческие трагедии и неизменное стремление к светлому будущему – это далеко не все темы, которые поднимаются в классической зарубежной литературе. Особенный слог и деликатность изложения непростых социальных аспектов жизни уже многие века привлекают искушенных книголюбов всех возрастов.
В нашей библиотеке представлены полные собрания сочинений Томаса Манна, Марка Твена, Редьярда Киплинга, Артура Конан Дойля.
Список художественной литературы для 11 класса.
Подарочные и коллекционные серии Александра Дюма и Вальтера Скотта дополнены биографическими статьями и очерками самих писателей и их близких. Над обновленными переводами классики работали ведущие переводчики страны, а для любителей ретро представлены серии с классическими первоначальными переводами.
Если Ваша цель – собрать полную библиотеку классической литературы. Вам на помощь придут серии, включающие от 50 до 200 томов, в которые вошли жемчужины творчества именитых зарубежных авторов. Вы также можете купить серии зарубежной классики по темам: приключения, любовные романы, документальные хроники и исторические саги. Библиотека зарубежной классики в 100 томах включает в себя все шедевры литературы, написанные Человечеством за три тысячелетия его истории. Зарубежная классика в 130-ти томах привлекает своей ценой и искусным подбором авторов.
В библиотеке "Азбука. Премиум" собраны произведения лауреатов различных литературных премий, а в серии "Азбука. Бестселлер" – труды самых читаемых современных зарубежных авторов.
Для поклонников рассказов и новелл с необычным поворотом сюжета мы подготовили коллекционные собрания сочинений Ги де Мопассана и О. Генри. Ценителей зарубежной поэзии ждет уникальное собрание сочинений Гийома Аполлинера, для тех, кто разделяет философию Шиллера, мы выбрали одно из самых полных собраний его трудов, в которое включены не только знаменитые произведения, такие как "Прогулка под липами" и другие, но и работы, которые известны только узкому кругу читателей и ранее в сборники и серии не включались.
Наша коллекция классики постоянно пополняется. С выходом новой серии книг или собрания сочинений мы стремимся как можно скорее заполучить ее для наших книголюбов. Так на наших книжных полках появилось полное собрание сочинений Дюморье – писательницы-мастера психологического триллера и подарочное издание трудов Шекспира, включенных в одну из самых крупных серий зарубежной классики. Здесь же Вы найдете новое издание с современным переводом триллеров Стивена Кинга.
Сортировать по:названию цене
Страница:12345→
Показывать по:1224
Список произведений,
изучаемых в 11 классе и рекомендуемых для летнего чтения.
Курсивом выделены произведения для чтения и изучения в профильных классах.
Русская литература.
1.Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
2.Куприн А.А. «Олеся», «Молох», «Суламифь», «Поединок», «Впотьмах», «Леночка», «Штабс-капитан Рыбников», «Гранатовый браслет».
3.Андреев Л.Н. «Мысль», «Стена», «Иуда Искариот».
4.Короленко В.Г. «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант».
5.Блок А.А. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме», поэмы «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад», стихотворения.
6.Брюсов В.Я. «Огненный ангел», стихотворения.
7.М.Горький. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне», «Несвоевременные мысли».
8.Бабель И. «Одесские рассказы», «Конармия».
9.Шолохов М.А. «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека».
10.Толстой А.Н. «Ибикус, или Похождения Невзорова», «Гиперболоид инженера Гарина», «Петр Первый».
11.Зощенко М.А. Рассказы.
12.Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев».
13.Ахматова А.А., Цветаева М.И., Мандельштам О.Э. Стихотворения.
14.Маяковский В.В. «Облако в штанах», «Во весь голос», «Баня», «Клоп», стихотворения.
15.Пастернак Б.Л. Сборники «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется» «Доктор Живаго».
16.Есенин С.А. «Анна Снегина», стихотворения.
17.Булгаков М.А. «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
18.Замятин Е.А. «Мы».
19.Платонов А.А. «Котлован».
20.Твардовский А.Т. «Василий Тёркин».
21.Быков В. «Сотников».
22.Некрасов В. «В окопах Сталинграда».
23.Васильев Б. «А зори здесь тихие».
24.Солженицын А.И. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».
25.Шаламов В. «Колымские рассказы».
26.Розов В. «В добрый час».
27.Арбузов А. «Иркутская история».
28.Вампилов А. «Прошлым летом в Чулимске».
29.Абрамов Ф.А. «Поездка в прошлое».
30.Астафьев В.П. «Царь-рыба», «Людочка».
31.Распутин В.Г. «Последний срок», «Живи и помни».
32.Петрушевская Л. «Новые Робинзоны», «Время ночь».
33.Искандер Ф. «Детство Чика», «Молния мужчина, или Чегемский пушкинист».
34.Набоков В. «Защита Лужина».
35. Воробьев К. «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!»
36. Улицкая Л.Е. «Медея и её дети».
37. Шукшин В.М. 1-2 рассказа на выбор.
Зарубежная литература.
1.Франс А. «Остров пингвинов».
2.Пруст М. «В поисках утраченного времени».
3.Сартр Ж.П. «Мухи», «Тошнота».
4.Камю А. «Чужой», «Миф о Сизифе».
5.Моруа А.
Список литературы на лето для 11 класса (с 10 на 11 класс)
«Превратности любви».
6.Триоле Э. «Авиньонские любовники».
7.Базен Э. «Крик совы».
8.Сименон Ж. «Тюрьма».
9.Саган Ф. «Немного солнца в холодной воде».
10.Дрюон М. «Сильные мира сего», «Проклятые короли».
11.Кафка Ф. «Приговор», «Превращение».
12.Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
13.Киплинг Р. «Книга джунглей».
14.Уэльс Г. «Война миров», «Машина времени».
15.Моэм С. «Театр», рассказы.
16.Кронин А.Д. «Звезды смотрят вниз».
17.Пристли Дж.Б. «Опасный поворот».
18.Оруэлл Дж. «Скотный двор».
19.Грин Г. «Комедианты».
20.Манн Г. «Учитель Гнус».
21.Манн Т. «Доктор Фаустус».
22.Гессе Г. «Степной волк».
23.Фейхтвангер Л. «Братья Лаутензак».
24.Ремарк Э.М. «Три товарища».
25.Брехт Б. «Мамаша Кураж и её дети».
26.Бёлль Г. «Глазами клоуна».
27.Лондон Д. «Северные рассказы», «Морской волк».
28.Драйзер Т. «Американская трагедия».
29.Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол», «Старик и море».
30.Стейнбек Дж. «Гроздья гнева».
31.Фолкнер У. «Шум и ярость».
32.Уильямс Т. «Трамвай «Желание»».
33.Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи».
34.Брэдбери Р. По выбору учащегося.
35.Гарднер Э.С. Рассказы о Перри Мейсоне.
36.Чейз Д. Роман по выбору учащегося.
37.Шелдон С. «Мельница богов».
Похожие документы:
-
Список произведений, изучаемых в 7 классе и рекомендуемых для летнего чтения
Литература
. А.Дюма. «Три мушкетёра», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро». 3. Ш.Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке».
-
Список произведений, изучаемых в 10 классе и рекомендуемых для летнего чтения
Литература
13.А.П. Чехов. «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Душечка», «Попрыгунья», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Крыжовник», «О любви», 2 рассказа по выбору.
-
Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник
Учебник
Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
-
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему
Программа
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
-
И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха
Документ
Логика Национального проекта «Образование», в реализации которого мы все с вами принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха.
Другие похожие документы..
Школьные сочинения по украинской и зарубежной литературе + сочинения по развитию речи
11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Роль и место художественной литературы в духовной жизни нации
Украинское барокко
Роль Библии в духовной жизни украинского народа
Роль казачества в истории украинского народа
Роль казацких летописей в воспроизведении исторического прошлого
Песня — душа народа
Почетное место на столе
Семья: основы, проблемы, перспективы
«Лишь Афродита мне ровня» (роль женщины в современном обществе)
Место женщины в обществе
Каким является современный интеллигент?
Доброе имя — лучшее богатство
Человек создан для счастья, как птица к полету (Владимир Короленко)
В чем заключается духовная красота человека?
Кто является духовным человеком?
Быть воспитанным — это значит…
Как я понимаю понятие «культурный человек»
Понять себя
Чем привлекает меня будущая профессия
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«Расстрелянное Возрождение в украинской литературе 20-30-х годов
Сочинение-размышление о любви (за стихотворением П. Г. Тычины «О дорогая Инна…»)
Кто он: гений или пигмей? (к творческой личности П. Тычины)
Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике П. Тычины
Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины «Солнечные кларнеты»
Личные соображения. Трагедия гения в чем она? (Павло Тычина)
Открываю своего Павла Тычину
«Скорбная мать апофеоз скорби, реквием над тысячами невинных жертв революции (Павла Тычины)
Гуманистический пафос лирики М.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Рыльского последних лет
Утверждение незащищенности Киева как символа украинской нации в поэме Максима Рыльского «Неопалимая купина»
Человек и природа в поэзии Максима Рыльского
Поэтический гений Евгения Плужника
Евгений Плужник: собственный взгляд на окружающий мир
Проблема раздвоенности личности в новелле М. Хвылевого «Я (романтика)»
Раскрытие общечеловеческих и моральных ценностей в новеллах Григория Косынки
Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки В ржи»
Григорий Косынка выдающийся новеллист XX века
Новелла Г. Косынки «Мать»: психологизм художественной детали
Человек на распутье революции: «Мать» Г. Косынки и «Я (романтика)» Николая Хвылевого
Трагический выбор братьев половцев (по роману Ю. Яновского «Всадники»)
Трагедия рода половцев (по роману «Всадники» Юрия Яновского)
Как сохранить семью от разрушения (по роману Ю. Яновского «Всадники»)
«Письмо в вечность» — баллада о подвиге по роману Ю. Яновского «Всадника»)
Образ Степана Радченко в романе В. Подмогильного «Город»
Экзистенциальные мотивы в романе Валерьяна Пидмогильного «Город»
Роль бессознательного в творчестве Валерия Пидмогильного
Друг человека, друг природы и труда слово о творчестве О. Вишни)
На охоту с девизом пусть живут зайцы! (Остап Вишня)
«Охота со смехом Остапа Вишни
Общество и личность в творчестве Николая Кулиша
Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша
Драма об украинском селе («97» М. Кулиша)
Проблема отцов и детей (по пьесе А. Коломийца «Дикий ангел»)
Воспитательный потенциал драмы А. Коломийца «Дикий ангел»
Деньги, слава или честь? (по произведениям А. Коломийца «Дикий ангел» и О. Гончара «Собор»)
Основные мотивы лирики Б.-И. Антонича
Кто он, Евгений Маланюк?
Творчество Евгения Маланюка на фоне историософских поисков «Пражской школы»
Одна страница из жизни Евгения Маланюка
Стремление пробудить национальное сознание в творчестве Евгения Маланюка
Украинский князь бьет челом родной Украине Евгений Маланюк)
Штрихи к пониманию фигуры Тодося Осьмачки
Олег Ольжич, Елена Телига — поэты и герои
Национальный пафос поэзии Олега Ольжича
Хроника одной жизни (Елена Телига)
Неоромантизм поэзии Елены Телиги
Человеческий труд и человек в советское время (по произведениям А. Гончара «Кресафт», «Подсолнухи», Ю. Мушкетика «Суд», О. Довженко «Дневник», «Украина в огне»)
Украинское село в произведениях Ю. Мушкетика
Красота человека и природы в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»
Красота человека и природы в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»
Красота человека и природы в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»
Нравственная красота духовное величие человека в киноповести Александра Довженко «Зачарованная Десна»
Александр Довженко о причинах и ходе второй мировой войны («Дневник»)
Наедине с «Дневником» Александра Петровича Довженко
Осуждение войны в киноповести Александра Довженко «Украина в огне»
Что с девичьей достоинством? (по произведениям А. Довженко «Украина в огне» А. Гончара «Собор», И. Багряного «Тигроловы»)
Семейные традиции и воспитание в семье глазами украинских художников (В. Довженко, А. Коломиец, Г. Рыльский, И. Багряный и др.)
Александр Довженко: трагизм творческой судьбы
Мое отношение к Александру Довженко человека и художника
Александр Довженко — кинорежиссер
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Дьявольский соблазн ума (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Проникновенное ощущение отчизны (по творчеству А. Блока)
Образ Орфея как персонификация силы искусства укрощает природу и одухотворяет мир (по поэзии Райнера Марии Рильке «Орфей, Эвридика, Гермес»)
Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Идея родства жизни и творчества быта и екстатичності в произведениях Бориса Пастернака
Образ Кураж — пророческая метафора будущего Германии (по драме-предостережением Бертольда Брехта «Матушка Кураж и ее дети»)
Бунінська философия любви (по рассказу «Легкое дыхание» Иван Бунин)
Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX века
Литература. 11 класс.
Список литературы на лето для 11-го класса
Часть 1
Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
Обращение к одиннадцатиклассникам
Изучение литературы XX века
Литературное образование помогает увидеть и оценить богатство окружающего мира, способствует становлению нравственных позиций и эстетического вкуса, совершенствует культуру чтения, формирует читателя, развивает устную и письменную речь.
В 11 классе, завершая изучение школьного курса литературы, вы познакомитесь с судьбами мастеров слова XX века, будете анализировать их произведения. Вам предстоит оценить роль наиболее ярких русских писателей и поэтов в развитии всемирной литературы и культуры в целом; сформировать представление о путях развития отечественной литературы последнего столетия.
В появлении любого художественного произведения есть своя внутренняя логика. А. А. Блок назвал состояние писателя в процессе творчества «чувством пути». Знакомство с произведениями русской литературы XX века также должно рождать у читателей «чувство пути», способствовать приобщению к миру искусства.
Освоение понятия литературный процесс помогает представить жизнь литературы в историческом движении и во всех сложностях ее взаимодействия с окружающим миром. Литературный процесс – исторически открытая и подвижная система, в которой действуют самые разнообразные тенденции.
Представление о русской литературе XX века менялось с течением времени. Возникали противоречивые, а нередко и взаимоисключающие оценки. Именно поэтому в процессе изучения литературы прошедшего века вам предстоит решить множество проблем и ответить на сложные вопросы.
Размышления над этими вопросами, убедительная и справедливая оценка авторов и их творчества требуют от читателя определенных знаний, среди которых важное место занимает владение теорией литературы.
В 11 классе круг теоретических понятий существенно расширяется.
В него войдут не только литературоведческие, но и философские термины, которые стали основой словаря эпохи. Их использование поможет точнее охарактеризовать сложный спектр явлений, представленных в литературе изучаемого времени. Они должны быть включены в практику суждений и оценок, обогатить ваш словарный запас.
Писатель и читатель
Художественное произведение любой эпохи входит в вашу жизнь и таким образом преодолевает границы своего времени. Но как и когда это произойдет – в значительной степени зависит от того, какой вы читатель. Чтение классики – всегда экзамен на способность человека к духовному росту. Если чтение – труд и творчество, то это великая радость.
В учебниках предшествующих классов мы не раз предлагали вам суждения многих авторов о своем читателе. Высказывались на эту тему и писатели XX века. Н. С. Гумилеву принадлежит обстоятельная статья «Читатель», в которой он утверждает: «Каждый читатель глубоко убежден, что он авторитет… потому, что знает, что тут хитрости никакой нет. Читатели разделяются на три основных типа: наивный, сноб и экзальтированный. Наивный ищет в поэзии приятных воспоминаний: если он любит природу – он порицает поэтов, не говорящих о ней, если он социалист, Дон Жуан или мистик – он ищет стихов по своей специальности. Он хочет находить в стихах привычные ему образы и мысли, упоминания о вещах, которые ему нравятся. О своих впечатлениях он говорит мало и обыкновенно ничем не мотивирует своих мнений…
Сноб считает себя просвещенным читателем: он любит говорить об искусстве поэта. Обыкновенно он знает о существовании какого-нибудь технического приема и следит за ним при чтении стихотворения. Это от него вы услышите, что X – великий поэт потому, что вводит сложные рифмы, Y – потому, что создает новые слова, Z – потому, что волнует путем повторений…
Экзальтированный любит поэзию и ненавидит поэтику… Он говорит о духе, цвете и вкусе стихотворения, о его чудесной силе или, наоборот, дряблости, о холодности или теплоте поэта…
Однако может быть иной читатель, читатель-друг. Этот читатель думает только о том, о чем ему говорит поэт, становится как бы написавшим данное стихотворение, напоминает его интонациями, движениями. Он переживает творческий миг во всей его сложности и остроте… Прекрасное стихотворение входит в его сознание как непреложный факт, меняет его, определяет его чувства и поступки. Только при условии существования читателя-друга поэзия выполняет свое мировое назначение облагораживать людскую породу. Такой читатель есть, я, по крайней мере, видел одного».
Писатель В. А. Каверин, размышляя о чтении, утверждал: «Книга – мост между писателем и читателем; одни переходят этот мост, внимательно вглядываясь в открывающуюся панораму, другие пробегают его стремглав… Читатель в любой книге ищет себя – и успех обеспечен, когда у него возникает живой, естественный повод сравнить себя с героями книги… Войдите в комнату, где стоит рояль с откинутой крышкой, и хлопните в ладоши. Отзовется та струна, частота колебаний которой совпадает с колебаниями, возникшими в результате вашего движения. Так отзываются в опыте чтения те струны, которые совпадают с кругом ваших намерений и профессиональных интересов».
вернуться
См.: Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1999; Литература в школе от А до Я. – М., 2006.
~ 1 ~
Следующая страница