Курсы при ВШЭ

11.10.2018 0 Автор admin

Наша статья предназначена для будущих абитуриентов и их родителей. Прочитав ее до конца, вы узнаете, как поступить в вуз и повысить шансы на поступление, какие документы необходимо приготовить для поступления и как правильно это сделать, чтобы поступить наверняка. Также мы предоставим вашему вниманию информацию об ожидающих абитуриентов подводных камнях и дадим несколько дельных советов, как обойти их.

Инфографика: порядок поступления в вуз

Подготовка документов

Позади остались беззаботные школьные дни, в руках долгожданный аттестат и приятные воспоминания об выпускном вечере в душе. Первая часть жизни успешно завершена, а впереди ожидают неизведанные пути, легкие и не очень испытания, победы и поражения. Одним словом — это взрослая жизнь. Для многих она начинается с продолжения обучения, но не за школьной партой, а на кафедрах одного из высших учебных заведений страны.

Отдохнув после веселого выпускного, нужно как можно быстрее собрать папку документов:

  1. Паспорт (ксерокопия).
  2. Аттестат (оригинал и ксерокопия).
  3. Сертификат, подтверждающий сдачу ЕГЭ (оригинал и ксерокопия).

Часто случается так, что выдачу оригинала сертификата по ЕГЭ задерживают. В прошедшие годы вузы принимали документы без сертификатов. Сфотографироваться можно, но дополнять документы фотографиями не нужно. Они вам понадобятся после поступления.

Выбор вузов для поступления

Законодательством разрешено подавать одновременно документы для поступления в пять высших учебных заведений. Все приемные комиссии работают по одной общероссийской базе данных. Сдать документ с шестой вуз у вас просто не получится. На домашнем совете определитесь с выбором учебных заведений для подачи документов.

При выборе вузов необходимо трезво оценивать свои возможности, чтобы зря не терять время. В интернете достаточно много материала по всем учебным заведениям. Начать необходимо с того, что узнать проходной бал в вуз за прошлый год. В этом году он может быть и изменится, но не существенно.

Нет смысла сидеть и ждать официального объявления ректората вуза о проходном балле. Никто не знает точно, каким именно будет проходной балл этого года. Возможно, он будет иметь значение 212 баллов по общей сумме трех сданных предметов или 210 баллов. Точную цифру проходного балла вы узнаете только после того, как на бюджетное место будет зачислен последний абитуриент. Его показатель и станет проходным баллом. Если наберете больше баллов, значит вы поступили.

Даже если у вас 300 баллов по трем пройденным ЕГЭ, нужно уметь просматривать ситуацию в более реальном мире. Среди будущих студентов страны большое количество целевиков, олимпиадников и льготников. Они будут стремиться попасть на обучение в самые лучшие и перспективные учебные заведения страны. Составляя список, оставьте одно или два места для вузов, имеющих низкий проходной балл в прошлом году. Пусть они будут в списке среди престижных — СПбГУ, ВШЭ, МГИМО, РАНХиГС и МГУ.

Документы собраны, цели поставлены, пора приступать к реализации своих планов. Просмотрев внимательно список, вы в первую очередь решите подавать документы в вуз, который больше всего нравится. Стопроцентно могу гарантировать, что это будет самое престижное заведение из всего списка. Парадокс состоит в том, что этот вуз нравится не только вам, а еще тысяче других абитуриентов. В первые дни подачи приемные комиссии всех престижных вузов страны работают в усиленном режиме, но длинные очереди поступающих и родителей не становятся меньше. Есть ли смысл стоять целыми днями в жару, обливаясь потом, голодными для того, чтобы быть в числе первых, кто подал документ?

Прислушайтесь к совету доброжелателя: начните сдавать документы в менее престижные учебные заведения, где нет большой толпы. Это поможет сберечь нервные клетки родителей и свои. Пусть первая волна пройдет и потом можно будет спокойно прийти в приемную комиссию престижного вуза и сдать документы. Поступление в высшее учебное заведение зависит не оттого, когда вы сдали документы, а от ваших знаний и проходного балла.

Подача заявления на поступление

Вы в первый раз переступаете порог вуза и есть большая вероятность, что останетесь в нем еще на несколько лет. В холе будет живая очередь или вы получите талончик. Более близкое знакомство с учебным заведением начинается с написания заявления. Во многих вузах для этого выделена аудитория, оборудованная столами с компьютерами. Заявление подается в электронном виде. На помощь абитуриентам приходят студенты. Все проходит на вполне современном уровне, без нервов и психических срывов. К большому сожалению есть вузы, где абитуриентов писать заявления заставляют вручную. Иногда при обнаружении маленьких помарок приходится переписывать по несколько раз. А когда приемная комиссия работает не организовано, на составление одной анкеты уходит до часа.

У каждого абитуриента есть право на выбор трех конкурсных групп. В одну группу входят факультеты, имеющие похожие вступительные экзамены, одна или много специальностей.

Пример. Вы выбрали одну группу, в которую входит всего одна специальность, вторую с тремя входящими специальностями и третью группу с 5 специальностями. За вами остается право выбора всех, представленных в трех группах, специальностей. Подавая заявление в данное учебное заведение, вы имеете полное право участвовать в трех отборочных конкурсах по 9 специальностям. В основном престижными вузами страны практикуется предоставление одной специальности в каждой конкурсной группе. Если вам что-то осталось непонятным, задавайте вопросы в комментариях, и мы сможем все объяснить.

В приемной комиссии вас попросят расположить выбранные специальности в порядке приоритета.

Пример. Ваше стремление сводится к получению образования экономиста. В вузе получить экономическое образование можно на нескольких факультетах сразу.

Основной конкурсной группой в этом случае будет группа, включающая:

— экономику, преподаваемую на Экономическом факультете (это основная ваша цель);

— экономику, преподаваемую на Общеэкономическом факультете (сюда вы пойдете в случае недостатка балов на Экономическом факультете);

— мировую экономику, преподаваемую на Экономическом факультете.

Во вторую группу вы подаете документы, потому что там точно такие же экзамены, как в основной группе. Это хороший запасной вариант при недоборе проходного балла в основной группе.

В нее входят:

— связи с общественностью и реклама;

— менеджмент в индустрии спорта;

— менеджмент в легкой промышленности.

В третью конкурсную группу документы сдаются просто так, на всякий случай. Состоит группа из юриспруденции факультета права.

Работа проделана огромная. Поданы документы в пять учебных заведений. В каждом из них в три конкурсных группы. В итоге вам придется участвовать в 15 абитуриентских конкурсах.

Как поступить в вуз, как повысить шансы

Нагрузка немаленькая. Вместе с вами в эти же вузы точно так же подали документы еще тысячи студентов. Давайте поразмышляем над создавшейся ситуацией. Вы хорошо окончили школу и по трем ЕГЭ есть 250 баллов. Каждый человек, желая подстраховаться, подал документы по максимуму, разрешенному законодательством. К чему это приводит? Когда откроются списки подавших заявления в вузы страны, вы можете со своими прекрасными баллами оказаться всего лишь на 1500-м месте. Главный факультет, куда вы так стремитесь попасть, выставил всего 100 бюджетных мест. Что делать? Подождите устраивать истерику, еще не все потеряно. Каждый подавший документы в этом году занимает аж 15 мест, но ему физически нужно только одно место и не больше.

Вы устали и ничего не понимаете? Соберитесь с мыслями, борьба продолжается. Просчитать все варианты практически невозможно. Давайте разберем ситуацию, когда вы решили поступить в среднестатистический вуз. Четырнадцать человек из пятнадцати претендентов, скорее всего, откажутся от места. В этом случае при 100 бюджетных местах вы реально сможете поступить. Ведь вам тоже не нужно все 15 мест, по которым вы прошли.

Прием документов закончен и наступает первая волна. Документы находятся в 5 вузах. В одном вы на 2000 месте, во втором на 1500, в третьем на 500 и дальше. По результатам вы пролетаете в первой волне. Возвращаемся к вузу, который является нашей основной целью. Здесь всего 100 мест на бюджетной основе по обожаемой вами экономике. Сейчас рассмотрим два варианта развития событий.

Классический вариант

В первую волну вуз дает запрос на оригиналы документов первым 100 абитуриентам. К указанной дате документы предоставят только 6 человек. Мы помним, что 14 из 15 это нереальные абитуриенты. После первой волны на бюджете остается 84 места. Их разыграют во время второй волны.

Зеленая волна

В нашей стране есть учебные заведения практикующие зеленые волны. Точно так же как мы с вами высчитывали вероятность поступления, специалисты, учитывая результаты и данные прошлого года, делают свои подсчеты и рекомендуют к зачислению не по количеству бюджетных мест, а больше. Учитывается, что один из 15 подавших заявление обязательно хочет поступить именно на данный факультет. Если брать за основу эту логику, вуз должен запросить документы в оригинале у 1500 абитуриентов, имеющих самые высокие баллы. Риск большой, поэтому число приглашений снижается до 1000. На сто бюджетных мест будет дан запрос 1000 абитуриентов на предоставление оригиналов документов.

Главное — не торопиться с выводами

Ситуация, когда абитуриент после первой волны не получает рекомендации на зачисление от желаемого вуза, а ему приходит рекомендация от учебного заведения, куда он не очень стремится, может произойти и с вами. Что делать в этом случае? Многие бегут с документами в вуз, в который не хотели поступать, но поступили, боясь остаться без бюджетного места. Сдав документы в первый попавшийся на вашем пути вуз, вы останетесь там учиться, по-прежнему мечтая об экономике на Экономическом факультете своего университета. Во время второй волны вполне может оказаться, что вы все же поступили туда, куда хотели. Знайте свои права. Не торопитесь соглашаться с происходящим. У каждого абитуриента есть право отозвать документы из любого учебного заведения и поступать туда, куда он хочет.

Во время второй волны всех абитуриентов обзванивают и уточняют вопрос о подаче документов в оригинале. Если вы действительно поставили перед собой цель и хотите ее достичь, необходимо внимательно наблюдать за происходящим зачислением и всегда быть в центре событий. Нет смысла сидеть дома и ждать звонка или в расстроенных чувствах уехать отдыхать. Нужно самому звонить и узнавать.

Помните: двери открываются только тогда, когда в них стучат.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Государственный университет — Высшая школа экономики

Главная страница

Довузовская подготовка


       Факультет довузовской подготовки (ФДП) решением Ученого Совета ВШЭ создан в 1994 году. Он стал первым структурным подразделением по подготовке абитуриентов. Здесь абитуриенты ГУ-ВШЭ проходят "нулевой", начальный курс обучения в вузе.
       Для абитуриента время обучения на ФДП — переходный период от привычной школьной жизни к трудной, полной забот, колоссального объема знаний и обилия информации жизни студента ВШЭ. Процесс адаптации проходит постепенно, так как абитуриенты не только получают необходимые знания для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ, но и "учатся обучаться", привыкают сдавать экзамены, приобретают желание учиться и преуспеть в учебе.
       Факультет довузовской подготовки совмещает профориентацию абитуриентов с подготовкой к вступительным экзаменам на все факультеты ГУ–ВШЭ: экономики, мировой экономики, бизнес-информатики, менеджмента, социологии, психологии, права, прикладной политологии и отделение деловой и политической журналистики, а также в МИЭФ.
       ФДП представляет возможность трехступенчатой подготовки к поступлению в ГУ-ВШЭ в зависимости от возраста и имеющегося образования:
       первая ступень – для девятиклассников (профориентация: объем учебных часов в месяц — 24 часа),
       вторая ступень – для десятиклассников (расширенная подготовка: объем учебных часов в месяц — 32 часа (лекции).
       третья ступень – для одиннадцатиклассников (интенсивная подготовка: максимальный объем учебных часов в месяц по четырем предметам вступительных экзаменов – 64 часа (лекции и семинары).
       
       В связи с этим, довузовская подготовка на ФДП предусматривается как трехгодичная, двухгодичная и одногодичная.
       На третьей ступени довузовской подготовки действует система скидок (от 20% до 100%) в соответствии с существующим Положением о скидках по оплате за обучение (в зависимости от успеваемости и продолжительности обучения на ФДП).
       При ФДП создана сеть базовых школ с углубленным изучением экономики, социологии, права и политологии. В базовых школах функционируют экономические, экономико-правовые, правовые, социологические и политологические классы.
       В рамках ФДП работает разветвленная сеть 1-2-годичных подготовительных курсов для учащихся 10-11-х классов в городах: Уфа, Рязань, Тула, Липецк, Сургут, Калуга, Находка, Красноярск, Киров, Владикавказ, Бузулук, Чебоксары, Саратов, Псков, Томск.
       Обучение на ФДП ведется по предметам и программам всех вступительных экзаменов в соответствии с учебными планами, утверждаемыми ежегодно Учебно-методическим Советом по довузовскому образованию ГУ-ВШЭ.
       На факультете существует система промежуточного контроля успеваемости слушателей в виде контрольных работ и тестов, соответствующих по формату и Порядку проведения письменным экзаменам, с обязательным установлением рейтинга каждого слушателя по результатам.
       Дополнительно для слушателей ФДП действует Положение о скидках по оплате за обучение в зависимости от рейтинга успеваемости и продолжительности обучения на ФДП.
       На базе факультета довузовской подготовки работает Центр методики, который обеспечивает учебно-методическую базу для обучения абитуриентов на ФДП. В процессе обучения слушатели получают тематические учебно-методические материалы по предметам вступительных экзаменов, необходимые для лекционных и семинарских занятий.
       Для всех желающих Центр методики осуществляет внешние диагностические тестирования по всем предметам вступительных экзаменов и предоставляет возможность интерактивного тренинга для проверки уровня своих знаний в соответствии с требованиями ГУ-ВШЭ. Тестирования проводятся в течение учебного года в соответствии с расписанием. Компьютерная проверка и обработка результатов аналогична вступительным экзаменам в ГУ-ВШЭ. После проверки абитуриент получает перечень личных результатов по вопросам теста и процент выполнения по каждой теме, включенной в тест.
       Расписание проведения внешних диагностических тестирований по предметам на сайте ГУ-ВШЭ.
       Деканат факультета довузовской подготовки находится по адресу: м. Нагатинская, Варшавское шоссе, д. 44а, ком. 211.
       Учебная часть ФДП: 111 15 60 (11 класс), 152 02 11 (10 класс), 924 67 82 (9 класс), 111 24 70, 928 6317 (отдел базовых школ), 928 75 40 (отдел организации олимпиад и регионального образования).
       Центр методики: 111 14 79 E-mail: bobryanor@hse.ru , fdp@hse.ru
       

Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова

Как самостоятельно подготовиться для поступления в ВУЗ?

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

C. ВОЛКОВ,
г. Москва

О вступительном экзамене в Высшую школу экономики

Экзамены по русскому языку в Высшей школе экономики (ВШЭ) проходят в форме тестов с множественным выбором ответов. Это означает, что в каждом задании может быть несколько правильных ответов. Об этом важно помнить абитуриенту, особенно если он готовится к ЕГЭ: ведь в тестах Единого экзамена предполагается только один правильный ответ.

Задание «вышкинского» теста состоит из формулировки вопроса и пяти примеров – таким образом, ответов может быть от одного до пяти (в реальности – от одного до четырех). Вот как выглядит одно из заданий*.

Отметьте слова, в которых пишется о.

1) П_лящий;
2) б_льной;
3) б_нкнот;
4) в_пиющий;
5) зак_лоть.

Как видим, правильных ответов здесь три. Следует учесть, что оценивается задание целиком, то есть даже одна ошибка ведет к потере балла. Это не совсем справедливо – ведь один и тот же «минус» получит и тот, кто знает, как писать четыре слова, и тот, кто справился лишь с одним. Однако правила игры сейчас именно таковы.

Тест состоит их трех частей: орфография, пунктуация, культура речи.

Подготовка к поступлению в ВУЗ

В первом разделе от абитуриента могут потребовать знания некоторых специфических терминов (например, кадастр, эмиссия), но наряду с ними в тестах встречаются разговорно-просторечные единицы (например, жарево), маргинальные случаи из примечаний к орфографическим правилам (например, пригарь) или орфографически сомнительные современные образования (например, суперъяхта). К такой разноголосице нужно быть готовым прежде всего психологически. Особое пристрастие составители текстов испытывают к правописанию наречий и частиц.

Предложения для раздела «Пунктуация» практически все взяты из текстов экономического характера. Это может быть непривычным для неподготовленного абитуриента. Судите сами:

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Пройдя стадию обмена, товар поступает к потребителю_ и используется им в соответствии с назначением.
2) Государство обладает суверенным правом на выпуск собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет_ и такой выпуск принято именовать эмиссией.
3) Каждая страна имеет свою денежную систему и свои денежные единицы_ и это один из символов самостоятельности государства.
4) Контракт заключается на год и на несколько лет вперед_ и по истечении этого срока он может быть прерван или продлен по взаимному решению сторон.
5) Может ли Россия жить без международной торговли_ и каковы могут быть последствия полного отказа от такой торговли?

Хотя часть предложений производит впечатление искусственности, разобраться в пунктуации здесь можно. Советуем абитуриенту особо повторить разделы о вводных словах и конструкциях, оборотах с как, сложные предложения.

Искусственность примеров на пунктуацию очень мешает при работе с последним разделом теста – «Культура речи», в котором абитуриенту предлагается отметить предложения с речевыми ошибками. Следует помнить, что этим термином составители текстов ВШЭ обозначают и логические, и грамматические, и лексические, и собственно речевые, и даже стилистические ошибки. Работая с этим разделом, можно руководствоваться таким принципом: если вы чувствуете, что «по-русски так не говорят», то скорее всего в этом предложении есть ошибка. Приведем пример.

Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1) Некоторые статистические данные я хотел бы вам опубликовать.
2) Нельзя лишать человека элементарных бытовых удобств.
3) Бога в душе должен иметь каждый, безотносительно того, верующий он человек или нет.
4) Далеко не все жители Сахалина имеют благоустроенные квартиры.
5) Через неделю мы будем говорить в нашей программе о том, кто были эти люди.

Здесь ошибки в предложениях № 1, 2, 3, 5. К сожалению, далеко не все комплекты в этой части так же прозрачны. Если абитуриенту покажется, что его ответ оценили неправильно и он будет знать, как объяснить свое решение, советуем ему смело писать апелляцию и доказывать свою правоту. Для этого институт создает максимально благоприятные условия.

Важно знать, что экзамен по русскому языку ВШЭ проводит не только в Москве, но и в некоторых крупных российских городах (их список можно найти на сайте), что облегчает абитуриентам возможность участвовать в испытаниях (все тесты проверяются компьютером, поэтому они удобны как раз для массового использования). Кроме того, значительная часть факультетов принимает результаты ЕГЭ.

* Все примеры взяты с официального сайта ВШЭ www.hse.ru. Абитуриент найдет на нем информацию о вариантах экзамена прошлых лет, о факультете довузовской подготовки (ФДП), на котором есть курсы по русскому языку.

Адрес: Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000.

Телефон: +7 495 771-32-32.

Web-сайт: http://www.hse.ru/

Государственное учебное заведение РФ Высшая школа экономики появилась в начале 90-х годов, а в 2009 стала Национальным исследовательским университетом.

НИУ ВШЭ сейчас – это научно-исследовательские площадки различного масштаба, около 2 тысяч преподавателей, более 20 тысяч студентов.

ВШЭ реализует, кроме прочих, курсы и программы MBA: осуществляет дополнительную подготовку специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы на руководящих должностях.

На сегодняшний день, особой популярностью пользуются такие курсы MBA, реализуемые данной бизнес-школой:

  1. Финансы и банки. Программа разрабатывалась совместно с нидерландским INHolland University с учётом опыта американской Гарвардской школы бизнеса. Длительность обучения составляет 2 года. Форма обучения очно-заочная. Стоимость – 480 тысяч рублей.
  2. Управление инвестициями. В разработке курса принял участие партнёр НИУ ВШЭ – CFA Institute, что даёт участникам программы льготы в получении CFA-сертификата. Срок обучения – 2 года. Программа реализуется в очно-заочной форме. Цена участия в курсе – 480 000 рублей.
  3. IT (стратегическое управление информационными системами). Изучаются информационные технологии как средство развития организаций. Длительность прохождения курса – 20 месяцев в очно-заочной форме. Цена участия в программе – 496 тысяч рублей.
  4. Управление интернет-проектами. Курс отличается от предыдущей программы IT лишь предметами по выбору.
  5. Бизнес-аналитика. Маркетинг и продажи. В рамках программы проводится серия мастер-проектов и функционирует закрытый клуб для внеаудиторного общения. Срок обучения – 2 года. Форма – вечерняя. Цена участия в программе составляет  790 000 рублей.
  6. Стратегический менеджмент. Предусмотрено проведение практических занятий в группах численностью около 10 человек. Стоимость обучения в вечерней форме составляет 790 000 рублей. Цена прохождения программы в очной модульной форме – 740 000 рублей.
  7. Финансы. Основная цель курса – формирование стоимостного мышления. Также предусмотрено проведение Мастерских. Цена обучения в очно-заочной форме составляет 790 тысяч рублей.
  8. Управление проектами. В рамках программы осуществляется совершенствование проектного мышления, развитие способностей к инновациям, проводится работа в проектных командах. Срок обучения в вечерней или модульной форме составит 2 года. Стоимость – 569 000 рублей.
  9. Политические и бизнес-коммуникации. Цель курса  – развитие понимания современной бизнес-среды (в различных аспектах).

    Как подготовиться к поступлению в вуз

    Обучение длится два года в очно-заочной форме. Стоимость прохождения курса составляет 590 000 рублей.

  10. Фармацевтический менеджмент. По этой программе подготавливаются менеджеры высшего звена для фармацевтической отрасли. Обучение проходит в модульной и очно-заочной формах.
  11. Логистика и управление цепями поставок. Программа даёт знания, позволяющие повысить конкурентоспособность, используя интегрированную логистику и Supply Chain Management. Обучение длится два года. Цена прохождения курса в вечерней форме составляет 520 тысяч рублей. Стоимость обучения в модульной форме – 480 000 рублей.
  12. Стратегическая логистика и бизнес-аналитика. В рамках этого курса можно изучить методологию аудита логистики и её стратегическое планирование. Срок обучения – 28 месяцев. Стоимость прохождения программы в очно-заочной форме составит 580 тысяч рублей. Обучение по данному курсу в модульной форме обойдется вам в 530 000 рублей.
  13. Управление недвижимостью и девелопмент. Программа готовит управленцев топ-уровня для работы в сфере недвижимости. Выпускники курса являются управленцами, способными эффективно работать в условиях неопределённости и постоянно изменяющейся бизнес-среды. Программа реализуется в заочной форме. Цена двухлетнего курса – 560 000 рублей.
  14. Стратегический менеджмент. Цель программы заключается в развитии у слушателей навыков и умений, необходимых современному менеджеру, а также формировании стратегического мышления. Стоимость обучения как в модульной, так и в очно заочной форме составляет 230 000 рублей. Длительность курса в любой форме – 2 года.

НИУ Высшая школа экономики сотрудничает со многими иностранными вузами. В рамках 24 лабораторий ведётся сотрудничество с ведущими мировыми учёными. Это единственное российское учебное заведение, которое вошло в рейтинг QS (исследования социального развития).

Стоимость обучения от 480 до 790 тыс. рублей.

Поделиться

«Вышка» — университет для активных

Второй год подряд ведущий экономический вуз России – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – проводит набор иностранных абитуриентов по специальным квотам, выделенным Министерством образования и науки РФ. Выпускники русских лицеев Молдавии активно и успешно участвуют в этом престижном конкурсе.

 

C раннего утра 7 июня к Российскому центру науки и культуры стали подтягиваться ребята, а с ними и сопровождающие их родители. День задался в Кишиневе жаркий, судя и по погоде, и по боевому настроению пришедших. На лицах ребят – волнение, в душах – ожидание. Совсем скоро им будет дан шанс показать себя перед комиссией одного из самых престижных вузов России. Без пяти минут одиннадцать выпускникам разрешили войти в здание. Родители остались ждать снаружи.

Кабинет №32. Ожидание и волнение. На собеседование пришли ребята, чьи мотивационные письма заинтересовали приёмную комиссию «Вышки»: участники и победители различных олимпиад, конкурсов, форумов. У некоторых из пришедших число дипломов превышает два десятка. Кто-то принес с собой даже свои исследовательские работы.

Почти всем ребятам был задан вопрос: «Что знают они о Высшей школе экономики и почему именно этот университет выбрали?» Мотивы – самые разные: одних вдохновили рассказы о прекрасных преподавателях и насыщенной учебной программе НИУ-ВШЭ, другим захотелось побывать на мастер-классах известных учёных и бизнесменов, пройти увлекательную стажировку в организациях-партнёрах университета. Многие ребята не скрывают, что их привлекает царящая в этом вузе доброжелательная атмосфера, дающая уникальную возможность для творческого развития. Отвечали, что «Вышка» входит в десятку лучших вузов России. Важным назвали наличие международных программ. Обучение в университете, по мнению соискателей квоты, гарантирует перспективное будущее. Отдельно отметили хорошие условия проживания, предоставляемые университетом.

Веронике Ефименко с выбором университета помог определиться профориентационный лагерь НИУ-ВШЭ в Одессе «Мы вместе», куда в октябре были направлены победители различных республиканских конкурсов из Молдавии и Приднестровья. Вероника, участница и призёр олимпиад по математике и обществознанию, в будущем видит себя экономистом. Эту специальность выбрала потому, что считает экономическое образование серьёзной фундаментальной базой для личностного совершенствования. «Если не получится поступить в «Вышку», пойду работать дворником, – шутит Вероника, – сейчас об этом не думаю: проблемы люблю решать по мере их поступления».

Стать экономистом с детства мечтал Дмитрий Богданов, участник олимпиад «Вышки» и призёр республиканской олимпиады по экономике, которую он изучал на курсах в Русском интеллектуальном центре (РИЦ). «Обучение в Высшей школе экономики, – говорит Дмитрий, – может дать хороший толчок для профессионального роста».

С профессией релайтера связывает своё будущее Александр Шадрин, который уже три года участвует в олимпиадах Высшей школы экономики и РИЦ. В этом году Саша стал победителем Республиканского конкурса по истории России.

Догмаш Юрий хочет поступить на факультет журналистики и стать работником телевидения. Юрий отмечает гибкую систему поступления в вуз, которая позволяет отобрать самых достойных студентов.

Наконец, собеседование начинается.

КАК ГОТОВИТЬСЯ В ВУЗ

Двери кабинета, где абитуриентов ждёт комиссия, открываются и закрываются, принимая новых ребят. Каждого вернувшегося встречает дружная толпа ожидающих, ребята наперебой расспрашивают о происходящем за закрытой дверью.

Саманта Митеогло из Приднестровья одной из первых прошла собеседование и поделилась своими впечатлениями: «Мечтаю стать культурологом, хочу поступить именно на это отделение. Заходя в кабинет, волновалась, но сразу почувствовала доброжелательность комиссии: никакого давления или нарочитой официозности. Настроение сразу поднялось. Беседа проходила оживленно. Сейчас все волнуются, а мне хотелось бы поделиться с каждым своей легкостью».

Еще немного пройдет времени, от утренней свежести ничего не останется, ее сменит июньский зной. Стрелка часов будет клониться к полудню. Завязываются знакомства; прошедшие комиссию делятся впечатлениями.

Жительница города Бельцы Наталья Алтунина, победитель прошлого года Республиканского конкурса по истории России и олимпиад НИУ-ВШЭ по обществознанию и литературе, торопилась на микроавтобус, но тоже успела немного рассказать о собеседовании: «Не обошлось, конечно, без волнения: момент ответственный, от него зависит дальнейшая судьба. Люди в комиссии приятные, чувствуется их заинтересованность. Мой выбор пал на специальность «экономика», поскольку она сочетает элементы как гуманитарных, так и точных наук. Надеюсь, что поступлю; морально готовлю себя к жизни в большом городе. Знаю, что будут трудности, но к их преодолению готова. Всем желаю поступить, чтобы в таком же составе встретились в Москве. А в случае неудачи – чтобы не опускали руки».

Действительно, в след за Наташей хочется пожелать, чтобы поступило как можно больше ребят из Молдавии. В прошлом году студентами Высшей школы экономики стали шесть наших выпускников. В 2012 счастливчиков наверняка будет больше. Списки рекомендованных к зачислению появятся на сайте университета на следующей неделе.

В заключение попросим сказать несколько слов директора РИЦ Е. М. Буракову, чьи питомцы составляют большинство среди участников олимпиад ВШЭ и претендентов на квоту вуза.

– Елена Михайловна, что даёт Русскому интеллектуальному центру сотрудничество с «Вышкой»?

– Новый уровень преподавания обществознания и экономики. Университет оказывает большую методическую помощь. Но главное, конечно же, то, что у активных сильных ребят появилась замечательная перспектива поступления в ведущий российский вуз. И для этого им не нужно тратить силы на «добывание» высоких баллов в аттестате или даже переходить в другой лицей, в котором, всем известно, оценки будут намного выше. Всю свою энергию можно направить на изучение предметов по российской программе, на участие в российских олимпиадах, конкурсах, турнирах.

Система мотивационных писем заставляет выпускника аргументировать свой выбор, адекватно оценивать свои достижения. На курсах в РИЦ мы учим ребят писать мотивационные письма, но учим стилистике, т.е. форме.

Кроме формы, ещё очень важно содержание. А это участие школьников во всевозможных проектах: конференциях, олимпиадах, тренингах, лагерях, школах, конкурсах и т.п.

Мы в РИЦ ориентируем ребят на участие в проектах РЦНК и российских вузов, таких, как НИУ-ВШЭ, а также проводим много своих мероприятий. И у тех, кто активно во всём участвует, нет проблемы, что писать в мотивационном письме. Есть другая проблема – как вместить всё на две странички.

Игорь Корнилов