Культура семьи

02.06.2018 0 Автор admin

Семинар-практикум

Семинар – практикум для социальных педагогов, педагогов – психологов на тему «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства».

28 ноября в рамках работы инновационной площадки «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» состоялся городской семинар – практикум для социальных педагогов, педагогов – психологов образовательных учреждений города.

Основная цель семинара – повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми.

Актуальность формирования ответственного родительства в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией модернизации общего образования, Законом «Об образовании в РФ», а также рядом других источников. Несмотря на это, реализация культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей.

Педагог – психолог Пчелина Татьяна Дмитриевна провела тренинг детско – родительских отношений «Мы вместе — это счастье!» на параллели первых классов. В ходе тренинга решались такие задачи, как актуализация позитивного эмоционального опыта, увеличение взаимной открытости между ребенком и родителем, снятие психоэмоционального напряжения во взаимодействии «родитель-ребенок», формирование чувства близости между родителями и детьми, развития партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком. В честь празднования Дня матери были приглашены мамы обучающихся первых классов.

В кабинете царила атмосфера взаимной поддержки, творчества, любви между ребенком и мамой. Дети и мамы получили положительный эмоциональный опыт, они улыбались, радовались совместному времяпрепровождению. Как заметили родители, именно этого порой и не хватает в повседневной жизни.


Баева Елена Александровна, педагог-психолог, провела ролевую игру для обучающихся 7-х классов «Семья-это то, что с тобой всегда». Цель мероприятия — формирование доброго отношения к родным, близким людям.

В процессе игры акцентировалась значимость каждого члена семьи, ее роль в жизни человека, где царит атмосфера любви и взаимоуважения. Участники игры разделились на две команды: семью Ивановых и семью Петровых, которые исполняли ролевые функции членов семьи: бабушки, дедушки, мамы, папы, ребёнка.

Игра понравилась всем участникам, ребята играли с таким воодушевлением, что не хотели «выходить из ролей», снимать атрибутику. По завершению мероприятия все ребята получили вкусные призы: мандарины.

12 признаков ответственного родительства

Главный приз: шоколадку поделили между всеми участниками игры, так как победила «дружба семей».


«Тепло сердец – любимым мамам» — так называлось внеклассное мероприятие, которое было проведено с мамами и обучающимися третьих классов. Главная цель мероприятия — показать тесную взаимосвязь мамы и ребенка. С удовольствием дети знакомили присутствующих со своими мамами, принимали участие в конкурсах.

С восхищением принимали гости концертные номера, посвященные самым дорогим людям – мамам. Самым трогательным было исполнение детьми жестовой песни. В конце обучающиеся подарили мамам письма, в рамках акции «Письмо маме», проведенной психологом Пчелиной Т.Д.

Праздник прошел в атмосфере тепла и уюта.


Реферат

На тему: Культура семейных отношений

Понятия «семья»  и «брак».

«Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни». С этим высказыванием нельзя не согласиться, поскольку все мы на протяжении жизненного пути являемся частью семьи, взрослеем, выходим из нее и создаем новую. В семье сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Социологи и демографы подчеркивают важный момент, преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение  длительного промежутка времени, нужно  понимать такую целостность, которая  делится и восстанавливается  в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи.

Жизненный цикл семьи — это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи, который начинается с момента заключения брака и заканчивается его расторжением, разводом.

Исследователи выделяют различное  количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

► вступление в брак — образование семьи;

► начало деторождения — рождение первого ребенка;

► окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

► «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

► прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Исследователи выделяют на сегодняшний  день два типа семьи — традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной). В такой семье присутствуют муж, жена, их дети, бабушки, дедушки дяди, тети и др., и все они живут вместе. То есть семья расширяется за счет 3 — 4 поколений прямых родственников.

Второй тип — нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) семья, современная семья, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи.

Первоначальную основу семейных отношений  составляет брак.

«Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности».

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений  супругов. Отсюда можно сделать вывод, что институт брака как такового в большей степени необходим  обществу и для общества.

Брак — это к тому же совокупность обычаев, которые регулируют супружеские  отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание  риса или денег во время свадебной  церемонии, медовый месяц, перешагивание  жениха и невесты через символическое  препятствие. Все это представляет собой своеобразную инаугурацию — торжественную  церемонию заключения брачных уз.

Если брак распространяется на отношения  супругов, то семья захватывает супружеские  и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья  является, кроме того, еще и социальной организацией.

Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она  несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким  образом, состоит не просто в воспроизводстве  населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом  широком смысле слова. Семья выступает  как связующее звено поколений  рода во всех планах бытия. Через нее  род развивает заложенные в его  природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует  себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется  в ее действиях, образе жизни.

Семья — это сложное социокультурное  явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она  фокусирует в себе практически все  аспекты человеческой жизнедеятельности  и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Следуя всему вышесказанному, в структуре  семьи мы можем выделить три взаимосвязанных  блока отношений:

— природно-биологические, т.е. половые  и кровнородственные;

— экономические, т.е. отношения  на базе домашнего хозяйства,  быта, семейной собственности;

— духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской  и родительской любви, с воспитанием  детей, с заботами о престарелых  родителях, с моральными нормами  поведения.

Заключение брака необходимый  элемент семейной организации, который  не только юридически (или по церковным  нормам) закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создает у супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности.

Семья и брак в  процессе исторического развития — эволюция семейно-брачных отношений.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных  отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем  и женой. С возникновением моногамии  это изменение в большей степени  носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые  семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется  отцом, включает его потомков, их жен  и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма  семьи, в основу которой как уже  отмечалось, был положен принцип  родства по материнской линии. Ввиду  того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому  действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а  в брачных соглашениях собственность  жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в  связи с этим на своих сестрах  и даже дочерях, так как это  помогало сохранить трон, династию и наследство.

В период рабовладения в Древней  Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы — служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или  продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры — образованные и одаренные  женщины (так называемые «женщины для  наслаждения»);

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

С появлением частной собственности  женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными  хозяйственными обязанностями, она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Европейский брак в средневековье  и Возрождение. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом.

Средние века овеяны ореолом  рыцарства. Однако в брачной сфере  ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах  своего круга. По существу брак был  социально-экономической сделкой: с  одной стороны девушка «продавала»  свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства  содержать и обеспечивать ее и  будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние  и могущество.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная  точка зрения на брак, появились  новые духовные и сексуальные  веяния.

Семья в библейские времена.

Ответственное родительство — залог будущего детей

Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили  все кровные родственники, а так  же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все  они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько  серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки  имели место, но не поощрялись. Целью  брака было укрепление семьи, предпочтительно  состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал  большей свободой и ценностью  в глазах общества. Предназначением  женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять  его сексуальные потребности  и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины  практически не

было, и все решения  принимались мужчинами.

Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII — XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности».

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода  и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины  большой семьи. При этом мужчина  отвечал за внешнее природное  и социальное пространство, женщина  доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о  браке. Например, под запретом оказались  полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция  семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Идеальная христианская семья  включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое  семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец.

Роль жены и матери в Домострое  оценивалась высоко. Жена в Домострое  является регулятором эмоциональных  отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой  рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с  его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные  дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и  злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое  рассматривается как чувство  вполне естественное, так же как  и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается  забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они  ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к 

Страницы:12следующая →

Формирование ответственного родительства и развитие культуры семейной жизни — элемент планирования семьи в системе охраны материнства и детства.

Конституция позиционирует Россию как социальное государство (государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) и гарантирует охрану материнства, детства и семьи (ст.38).

Охрана материнства и детства — система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

Эффективная поддержка материнства и детства – главный компонент демографической политики РФ.

Демографическая ситуация в Российской Федерации является одной из самых острых социально — экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности и характеризуется, как правило, драматичным термином «депопуляция».

Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем его уровень еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. В этой связи утверждена концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, призванная переломить тревожную тенденцию к снижению численности населения страны, которая прослеживалась в последние десятилетия.

Среди задач демографической политики Российской Федерации можно выделить: сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Одной из основных целей демографического развития является стимулирование рождаемости и укрепление семьи. Данная цель реализуется, среди прочего, и посредством функционирования системы планирования семьи.

В широком, по большей части медицинском, смысле, планирование семьи – это признанное международное право каждого человека принимать решение, когда и сколько иметь детей, предупреждать нежелательную беременность (аборт) при помощи современных средств контрацепции.

В социальном понимании, планирование семьи – это не сокращение рождаемости, а ответственное отношение к своей репродуктивной жизни и здоровью, рождение здоровых и желанных детей, это обязательное гигиеническое и нравственное воспитание и образование, прежде всего подростков и молодёжи; подготовка к семейной жизни, обучение навыкам здорового образа жизни.

Право на планирование семьи или на свободное и ответственное родительство, в соответствии с нормами международного и российского права, является неотъемлемым правом каждого человека.

Критериями эффективности деятельности служб планирования семьи являются практически все демографические показатели. И анализируя их, можно придти к выводу, что таковые в нашей стране функционируют не достаточно эффективно и что необходимо разработать новые направления деятельности, направленных на поддержку материнства, детства, семьи.

Многочисленные последствия стремительных общественно-политических и социально-экономических преобразований (ухудшение материального положения семьи; деградация семейных ценностей; рост числа неполных семей; снижение интереса к рождению детей; рост отчужденности детей от семьи; падение авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни; повышение уровня подростковой девиантности и т.п.), привели к негативным тенденциям в сфере брачно-семейных отношений, особенно среди молодежи.

Среди проблем, поставивших под угрозу здоровье и благополучие десятков тысяч молодых российских семей, особую озабоченность вызывают: катастрофическое увеличение числа болезней, передаваемых половым путем; значительный рост числа подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству; увеличение числа разводов; ослабление чувства семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности.

Создание своей будущей семьи является одним из элементов жизненного самоопределения. Окончательное формирование представлений о добрачных отношениях, супружеской верности и ответственности, обязанностях по воспитанию детей, закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формирование ответственного отношения к объекту любви происходит в в период обучения в учреждениях профессионального образования.

Наше государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки.

Современный мир и российское общество претерпевают глобальные изменения, которые активно воздействуют на систему отечественного образования, в т.ч. высшего, требуют от неё мобильности и адекватного ответа на задачи переживаемого периода. Динамика развития социума, как правило, побуждает человека к всестороннему развитию, а широта и гибкость профессиональной подготовки, творчество и умение решать нестандартные задачи превращаются в важные факторы общественного прогресса. В этих условиях образовательные учреждения высшего профессионального образования призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и готовить обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровых семей, умелому воспитанию детей. Российские вузы могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей.

Утверждение о том, что молодые люди при достижении юношеского возраста уже полностью готовы к созданию семьи, опровергается статистикой. В России в настоящее время разводы составляют около 76% от числа заключенных браков, 27% детей рождается в неполных семьях, в стране больше 2000 учреждений для сирот. Число преступлений, совершенных детьми, как правило, из неблагополучных семей, ежегодно возрастает. Поэтому подготовка молодых людей к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности высшей школы в современных условиях.

В процессе воспитания, обучения и развития, как показывают результаты наблюдений и анализа опыта образовательной деятельности вузов, имеются дидактические и воспитательные возможности, которые способствуют подготовке молодежи к созданию семей. На основе овладения студентами профессиональными знаниями, навыками и умениями, в процессе воспитательной работы, общения с преподавательским составом происходит комплексное воздействие на обучающихся, которое определяет характер и направленность их подготовки к созданию крепких семей. Вместе с тем, имеющиеся психолого-педагогические предпосылки и передовой опыт подготовки студентов в области семейных отношений, к сожалению, недостаточно эффективно используются в настоящее время.

В процессе обучения в вузе студент должен быть подготовлен и как семьянин, и как специалист, ведущий здоровый образ жизни и оказывающий положительный пример на клиентов.

Исходя из вышесказанного и с целями:

• повышения авторитета семьи и семейного воспитания в обществе;

• восстановления традиционных российских ценностей семьи;

• содействия формированию социально-воспитательной функции семьи;

• формирование педагогической компетентности родителей и др.

Очевидна необходимость разработки внедрения в учебный процесс учреждений профессионального образования просветительских программы (обязательных курсов) по формированию и развитию культуры семейной жизни у обучающихся. Такие программы могут предусматривать чтение лекций, проведение практических занятий с использованием активных форм и методов работы с аудиторией и должны касаться: нормативно-правовых вопросов формирования культуры семейной жизни; технологий сохранения, укрепления и преумножения физического, психологического, социального, духовного здоровья семьи и ее членов; особенностей различных типов и видов семей; психолого-педагогических оснований формирования культуры семейной жизни; основ семейного воспитания (детско-родительских отношений разных поколений семьи); культуры супружеских отношений.

Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобных курсов, у студентов целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи. В процессе изучения курса у молодёжи формируются взгляды и представления, помогающие адекватно оценить роль семейного воспитания и формирования личности. Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Влияние курса обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную любовь как высший мотив и условие семейной жизни. Изменяются и взгляды на супружеский долг как основополагающее качество личности семьянина.

Наряду с деятельностью по формированию ответственного родительства, культуры семейной жизни у молодежи в период обучения в учреждениях профессионального образования, деятельность по охране материнства и детства посредством планирования семьи должна осуществляться и в околомедицинской практике.

Можно отметить, что достаточно высокую долю услуг в данной области могут предоставлять специалисты социальной работы в сфере здравоохранения.

В настоящее время в РФ практически во всех учреждениях планирования семьи отсутствуют ставки социальных работников, чьи должностные обязанности выполняют иные специалисты, вероятно, не имеющие должной подготовки.

В планировании семьи специалист социальной работы может выполнять обязанности по следующим направлениям:

1.Социальная работа с различными категориями населения репродуктивного возраста.

2.Социальная работа с женщинами (супружескими парами) с момента планирования беременности до послеродового этапа.

3.Социальная работа с женщинами с незапланированной беременностью, с женщинами, идущими на аборт и уже прошедшими данную процедуру.

4.Социальная работа информационно- аналитического и рекламно- прогностического характера.

К технологиям социальной работы в системе планирования семьи можно отнести: технологии социальной экспертизы, социальной профилактики, консультирования, посредничества. А так же социально- терапевтические технологии, технологии социальной диагностики, адаптации и связей с общественностью.

Научно — методическая работа

Деятельность специалиста социальной работы в учреждениях планирования семьи должна основываться на принципах: предоставления достоверной информации, доступности, добровольности, конфиденциальности, уважения мнения и достоинства клиента.

Таким образом, государственная политика в области охраны материнства и детства должна носить комплексный характер. Помимо традиционных мер поддержки (выплата пособий, субсидий, предоставления льгот и проч.) необходимо воздействовать на семью еще до ее становления, формируя у будущих супругов правильное отношение к своему репродуктивному здоровью, родительству, межличностным отношениям в браке, наделять знаниями в области нормативно-правового обеспечения семейной политики государства.

Так же можно предположить, что специалист околомедицинского профиля, владеющий специальными социально-ориентированными знаниями и навыками в области планирования семьи (специалист социальной работы), осуществляя свои функции, которые мы привыкли считать принадлежащими врачам, психологам, юристам, будет прогрессивно влиять на деятельность учреждений здравоохранения.

Совокупность такой работы во всей стране, вероятно, может оформить новую модель планирования семьи, сформировать у населения «репродуктивное» мировоззрение, основанное на моральных ценностях в совокупности с основами медицины, ответственное отношение к своему здоровью, сексуальности, материнству, отцовству.

Макеев Павел Сергеевич

Каталог:netcat files -> userfiles
userfiles -> Приложение 1 (по Мероприятию 5)
userfiles -> «Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг»
userfiles -> Исследование школьного коллектива
userfiles -> Кодекс корпоративной этики
userfiles -> «работа педагога с семьей в современной школе: проблемы и технологии»
userfiles -> Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте актуальности и значимости социальных преобразований
userfiles -> Приложение 2 (по Мероприятию 4)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Художественное образование сегодня актуально как никогда!

Искусство помогает детям развивать жизненно важные навыки, которые имеют огромное значение для будущего успеха в жизни и карьере. Через 20-30 лет конкуренция на рынке труда будет не только на уровне специалист-специалист, а на уровне человек-робот. Спросите любого успешного бизнесмена, и он вам скажет, что ему нужны креативные работники с творческим мышлением, принимающие на себя риски, умеющие работать в команде и во взаимодействии. Вот те навыки, которыми должны будут обладать завтра рабочие кадры — и именно этому учит искусство!

Презентация "«Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

Мы подготовили программу профессионального развития для арт-педагогов, которая поможет им воспитать поколение креативных людей: инженеров, технологов, дизайнеров для различных отраслей экономики и конечно же людей творческих профессий.

Развивайте художественное образование через сетевое взаимодействие!

Пришло время для построения эффективных партнерских отношений с общественными организациями и бизнес-сообществами, которые, безусловно укрепят художественное образование, добавив дополнительные и столь необходимые системе современные ресурсы. Участие в Форуме государственных и частных организаций, заинтересованных в развитие художественного образования поможет вам выстроить эффективное сетевое взаимодействие и государственно-частное партнерство.

Производители и поставщики товаров для творчества, художественных принадлежностей, музыкальных инструментов – истинные защитники художественного образования, готовые оказывать помощь и содействие образовательным и культурно-досуговыми организациями, реализующим программы художественного образования. Совместно вы сможете сотрудничать по апробации новых материалов и технологий, написанию и внедрению новых методик, изданию книг, поддержке и спонсорству творческих конкурсов, проведению курсов повышения квалификации, созданию новых образовательных программ и по многим другим направлениям.

Дата проведения: 1 – 3 ноября 2018 года

Место проведения:Москва, Краснопресненская наб., 14, павильон 5, зал 3

Семьи России.

Исторические корни России уходят настолько глубоко, что с точностью очень сложно определить, когда были созданы те или иные обычаи, традиции и обряды.

Такого огромного количества национальных праздников, которые отмечаются в России, нет ни в одной другой стране. Хотя не только национальные праздники в России отмечаются очень широко.

Каждая культура, которую страна охотно принимает и которая становится частью русской культуры, также вносит свои корректировки, и множество праздников других народов мира в России также готовы отмечать вместе со всеми.

В каждой республике и в каждой области люди празднуют национальные праздники, к которым добавляются еще и те, которые являются присущими для конкретной местности.

Люди всех национальностей мира проживают в России и для каждого создаются те условия проживания, которые будут комфортны и удобны.

Однако если говорить о семейных ценностях и обычаях, то Россия практически единственная страна, которая одновременно сохранила свое древнее наследование, и в то же время люди в стране живут так, как того требует новый современный мир, с его технологическими возможностями.

Семьи в России, которые были десять или двадцать лет назад сильно отличаются от тех семей, которые существуют в настоящее время. Также семьи тех лет невозможно сравнить с традиционной семьей, которая существовала на Руси. Конечно же, в каждой стране происходят значительные изменения в семейных отношениях и в сохранении традиций и обычаев.

Однако все-таки русские семьи живут по своим собственным правилам и во многих из них уже просто забыли о том, что существует что-то единое целое для всех, что объединяет истинно русские семьи. Кроме того, смешанные браки также способствуют тому, что культуры и традиции перемешиваются и, в конце концов, совсем забываются.

Настоящая русская семья — это крепкая дружная община, в которой мужчина является основным кормильцем, а женщина хранительница очага, отвечающая за хозяйство, воспитание детей и за порядок в доме.

Несмотря на то, что мужчина в семье — это хозяин и жена должна ему подчиняться во всем, в русских семьях практически всегда царило равноправие, когда супруги жили в любви и согласии, воспитывали своих детей.

Русские женщины всегда отличались трудолюбием, и даже если день их с раннего утра был заполнен домашними заботами, у них всегда хватало времени на себя, на своих детей, родителей и своего любимого супруга.

Стоит заметить, что практически все браки происходят в России по любви, исключая моменты, когда обеспеченные семьи ищут для своих детей достойную пару самостоятельно, которая соответствует положению. Вследствие этого в большинстве семей царит в России благополучие.

Как у мужчины, так и у женщины всегда находится много работы по дому, женщина обычно на ногах с самого раннего утра, она встает раньше всех, для того чтобы приготовить завтрак и отправить мужчину на работу.

Потом начинаются хлопоты по хозяйству. Все дела проходят быстрее, если женщины — соседки собираются вместе и за веселыми песнями переделывают огромное количество дел по хозяйству.

Никогда от женщины в России нельзя услышать жалоб на тяжелую жизнь. Сильные русские женщины со временем не изменились и в настоящее время они также целый день заняты заботами по дому и на работе, не замечая, как проходит день.

Многие молодые супруги в России живут вместе со своими родителями, если нет возможности построить собственный дом. Многие семьи приобретают жилье рядом с домом своих родителей, для того чтобы быть ближе к ним. К советам родителей в России дети прислушиваются всегда, потому что старшее поколение всегда мудрее и никогда не скажет того, что будет неправильным.

Оба родителя в семье являются авторитетами, к которым прислушиваются дети. Без родительского благословения никто не осмелится на серьезный шаг, если это касается брака или отъезда из родительского дома.

Образовательная программа «формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

Однако, конечно же, основное решение принимается отцом, и матери остается только смириться с решением.

Разводы в русских семьях очень редкие и они осуждаются общественностью и родственниками, особенно если в разведенной семье остаются дети. Чаще всего, даже если отношения в семье разладились, и супруги уже не являются близкими друг другу людьми, они продолжают жить вместе только ради своих детей, и никто из супругов не может завести отношения на стороне, потому что это также осуждается.

Семейные праздники в России всегда отмечаются очень широко, и на них собирается вся большая семья. Любовь к детям — это особый разговор, потому что рождение каждого ребенка встречается очень шумно и весело.

Чем больше детей, тем больше благополучия в семье и даже если в семье всегда не хватает средств на проживание, новый ребенок всегда является желанным. Ведь есть родные и близкие, которые могут помочь в трудную минуту.

Детей в России воспитывают довольно строго, но не в страхе и они имеют достаточно большую свободу. Не у всех, конечно же, детей, есть возможность получить полное образование, но в этом случае сами родители стараются дать какие-то знания своим детям, для того чтобы те не оставались совсем не образованными.

Для детей в России делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.

Основы русской семьи на сегодняшний день не сильно изменились, разве что в настоящее время в семье нет такого понятия, как хозяин. Женщина и мужчина принимают одинаковое участие в воспитании своих детей, они имеют одинаковое положение в семье и во многих случаях, женщина является даже в большей степени кормильцем семьи, чем мужчина.

Многодетных семей уже осталось мало, и традиционные национальные праздники отмечаются только в тех местах, которые находятся в некотором отдалении от культурных центров и больших городов.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

Урок ИКРК «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»

Целевая аудитории: обучающиеся 5 класса.

Цель: формирование у детей понятие «семья» и «семейные ценности» в различных религиозных традициях.

Задачи:

  • Конкретизировать обучающимися понятия  «семья», «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, уметь работать в группе.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям различных культур.

Методы и приемы: словесные, практические, диагностические.

Основные термины и понятия по теме: семья, семейные ценности, традиции.

Оборудование: компьютерные презентации, проектные работы обучающихся, раздаточный материал, карта Российской Федерации.

Ход урока

Обучающиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми, улыбнемся друг другу и начнем работать. (Слайд 4)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

Мотивация.

Учитель: В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?! (Слайд 5)

Калмыцкая сказка «Жить в согласии»

В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год – два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться. Младший не слушался старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.

Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались сильно и подумали: «Ну, достанется нам!»

Позвал отец сыновей. Отдал самому шаловливому сыну – среднему.

— Ломай, — приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.

Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына также сломали по прутику.

А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино. Отдал пучок среднему брату и приказал:

-Ломай!

Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.

Отец хитро засмеялся, глядя на старания среднего сына.

Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:

— Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не сломит , не победит. А если будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте.

2.1. Обсуждение сказки.

Учитель: Почему ни один из сыновей не сломал связанных пять прутьев.

— А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей)

— Правильно. Только все вместе мы сильны, если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто  вас не победит, а по отдельности вы будете слабы и уязвимы.

3. Определение темы и целей урока

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о семье)

— Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, о православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга и жить дружно. Поэтому у вас на столах лежат связанные пять прутьев, которые символизируют дружную, крепкую семью. Все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной страны.

— Запишите тему урока на своих рабочих листах.

— Перед вами на столах  таблица «Фиксация знаний».

Заполните первый и второй столбцы.

Ответственное родительство

«Я знаю», «Я хочу узнать». (Я узнал).

— И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме? А в графу «я хочу узнать»?

         1.Какую роль семья играет в жизни человека.
         2.Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
         3.Настоящая, идеальная семья, какая она?

4. Практическая работа

4.1. Синквейн «Семья» (Слайд 6)

Учитель: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна на слайде.

   —   Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей)

4.2. Кластер «Задачи семьи» (Слайд 7)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте определим  какие  важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)

Учитель: Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и буддизма семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Любовь  (к Богу, друг другу, ко всем

 людям), уважение,  терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи.

(Слайд 8) Учитель: Давайте  рассмотрим православные и буддийские семьи. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями и религиозными традициями.

– Начнем с определения семьи. Религиозные  традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

– Схожи обязанности членов семьи.

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

 – Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в разных национальностях.

4.3. Работа с первоисточниками. (Слайд 9)

Учитель: Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах тексты из Евангелия, Учения православной церкви и   Дхармы, Учение Будды. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. (Слайд 10)

Христианство.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь,

почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность.

Буддизм.

Жизнь в буддистской семье полна любви и радости . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается  доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.

Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

Вывод: Семья – это свято для всех!

5. Проект «Моя семья»

Учитель: Сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

( дети представляют проекты)

(Слайд 11)  Православные.

Венчание. — Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. До смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Крещение. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставник

Буддийские. / Калмыцкие./

Уважение к старшим. (Слайд 12)  У калмыков существует давным-давно установившийся обычай — с уважением относиться к пожилым людям, старшим, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего — на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник». Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: — когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; — раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; — когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; — на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту; — младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; — пожилым уступали дорогу.

Благопожелание по случаю новоселья. (Слайд 13) Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания — йорялы:

— Живите счастливо на новом месте!

Пусть дом ваш будет подобен дворцу  с открытыми дверями,

Чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто,

Чтобы всегда у вас были гости

И чтобы всегда было у вас изобилие!

И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом  устраивают угощения, приглашают всех близких и слушают благопожелания друзей.

Родильный обряд калмыков. (Слайд 14) Рождение детей – огромное событие в семье, а особенно если это мальчик. У калмыков существовал следующий обычай: при рождении мальчика одна из женщин выходила и громко объявляла имя отца. У отца и всех присутствующих мужчин снимали шапки. За шапки платили выкуп, который шел в пользу женщин, помогавших роженице. При рождении мальчика варили заднюю ногу барана, затем тщательно отделяли от мяса большую берцовую кость и прятали в сундук. Она принадлежала родившемуся мальчику. Наречение имени. Имя новорожденному давали в кругу семьи или же приглашали из хурула зурхачи (астролог), родители у кого часто умирали дети, нарекали их именами-оберегами (именами разных животных, именами других народов).

6. Работа в группе.

Составление схемы «Моя семья»(Слайд 16) Учитель: Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты, рассказали о традициях, обрядах, ценностях ваших семей.

Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на столе.

Список №1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2.Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3.Жалеем, заботимся,  ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим, сочувствуем.

Список №4.Поддержка, злоба, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.«Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча»

«На что клад, когда в семье лад».

7. Рефлексия (Слайд 17)

Учитель:

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи  — связанные пять прутьев. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, не развязывайте связку. Если урок вам не понравился – развяжите. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

Учитель : Ребята, давайте возьмем наши связки прутиков — символы в руки. Чувствуете, какие они крепкие? Вот так и семья, должна быть крепкой, дружной. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья, семейные ценности и  национальные традиции. Нет национальных традиций, языка — нет национальности. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.

Учитель: А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. Прикрепите свои домики на карту Российской Федерации.

Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились крепкие, дружные в них живут любовь и понимание. Ведь крепкая семья – это сильная страна

8. Домашнее задание

Учитель: Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите! Ваше    домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

Презентация к уроку