Кашель при физической нагрузке

21.09.2018 0 Автор admin

Содержание

Что такое астма?

Астма – это хроническое воспаление дыхательных путей. В результате воспаления дыхательные пути ребенка отекают и становятся особенно чувствительными. Они обостренно реагируют на самые обычные вещи, которые нас повседневно окружают: пыль, табачный дым, шерсть животных и т.д.У ребенка появляются кашель,  хрипы, давящее чувство в груди. В наиболее тяжелых случаях – опасные приступы удушья.

Астма – самое распространенное в мире хроническое заболевание детей. В Латвии им страдает как минимум  8% всех детей. Развитию этого недуга способствует загрязненеие окружающей среды, что особенно отрицательно сказывается на детях.

Пыль, загазованность, табачный дым – развитию астмы способствуют самые обычные вещи. Родители и учителя порой не замечают, что частые покашливания и одышка у ребенка уже стали первыми проявлениями серьезного заболевания. Врачи убеждены, что в Латвиии еще немало невыявленных случаев астмы у детей.

Именно поэтому своевременное выявление и лечение астмы позволят избавить ребенка от этого мучительного недуга. Вовремя начатое лечение снижает риск заболеть астмой в будущем до 75%! Если вы заметили даже незначительное ухудшение самочувствия ребенка, обратитесь к врачу. чтобы убедиться, что ребенок здоров.

Помните! Первым признаком астмы чаще всего бывает кашель.

Как возникает астма?

В 80% случаев астму у ребенка вызывает аллергическая реакция на окружающие факторы. У него может быть повышенная чувствительность к табачному дыму, шерсти домашних животных и даже к мягким игрушкам, причиной мучительного кашля  могут стать пыль или запах бензина в машине.

Аллергическая реакция может быть врожденной, но в последние годы возросло число детей, которые страдают  аллергией,  хотя ни у кого в семье ее не было.

Кашель после физической нагрузки

Это связано с тем, что загрязненность воздуха постоянно растет. Причем не только на улицах, но — что существенно – и дома.

В своем жилье мы часто пользуемся сильными химическими чистящими средствами, после чего недостаточно проветриваем помещения. Не менее распространены и ковры, в которых скапливается пыль, посколько пластиковые пакетные окна мешают свободной циркуляции воздуха.

Астму вызывают самые обычные вещи:

  • пыль, цветочная пыльца,
  • табачный дым,
  • холодный воздух,
  • эпителии животных, мягкие игрушки,
  • плесень,
  • засоренность воздуха,
  • химикаты.

Признаки астмы

Самым типичным признаком астмы являются не хрипы, а кашель. Именно кашлем характеризуется ранняя, еще скрытая, стадия этого заболевания, когда ни сам ребенок, ни его родители, ни даже семейный врач еще не могут расслышать хрипы.

Любого ребенка, если он часто кашляет или повторно перенес воспаление дыхательных органов  (воспаление легких либо бронхит), следует проверить у специалиста по легочным заболеваниям.

Если у ребенка возникает кашель после того, как он бегал, плакал или смеялся, —  возможно, у него астма. Для этого заболевания характерен постоянный кашель в ночные часы и рано утром, посколько астма наиболее активно проявляется именно ночью.

Сдавливание в груди и удушье также могут быть симптомами астмы, которые иногда проявляются поотдельности, иногда – наряду с одним из перечисленных симптомов. Однако не следует забывать, что данные признаки могут свидетельствовть о других заболеваниях органов дыхания.

Скрытая астма

До появления учащенного дыхания, хрипов и кашля родителям сложно распознать признаки развивающейся астмы у своего ребенка.

Дети с невыявленной астмой более других подвержены заболеваниям органов дыхания. Но и в этих случаях первые признаки астмы могут быть такими незаметными, что даже педиатр не в состоянии расслышать подозрительные шумы в дыхании ребенка. Установить диагноз может только специалист по легочным болезням.

Если у вас возникли сомнения, не дожидайтесь появления кашля или хрипов у ребенка, немедленно обращайтесь к специалисту по легочным заболеваниям. Запущенная болезнь не только труднее поддается лечению – она можеть задержать развитие ребенка.

Астма в разном возрасте

Независимо от того, сколько лет вашему ребенку – год или четырнадцать лет – первыми проявлениями астмы всегда становятся кашль и хриплое дыхание. Разница лишь в том, что может рассказать больной о своих ощущениях. Поэтому чем младше ребенок, тем внимательней следует быть родителям.

Грудные дети

В самом раннем возрасте симптомами астмы являются кашель и хриплое свистящее дыхание. Эти признаки могут проявляться эпизодически,  в разное время суток. Ощущение сдавливания грудной клетки может вызвать у малыша страх, возбужение, слезы. У одних детей это проявляется во время бодрствования – в период активности, у других – ночью. Но нередко в промежутках между такими эпизодами симптомов заболевания у ребенка не наблюдается, в результате чего первые признаки астмы остаются незамеченными.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

У детей дошкольного и младшего школьного возраста проявлением астмы может стать учащенное прерывистое дыхание как во время сна, так и при физических нагрузках.

У ребенка может быть беспокойный сон, он часто кашляет, откашливается. Причем сам он может даже не чувствовать, что кашляет во сне. А посколько дети, как правило, спят в другой комнате, то родители могут не услышать кашля.

Поэтому важно, чтобы воспитатели детского сада своевременно сообщали родителям, если ребенок кашляет во время дневного сна.

Если у ребенка развивается астма, бег и активные игры могуть вызывать у него приступ кашля, чувство тяжести в груди. Но школьники младших классов не всегда способны описать свои ощущения. При изнурительном кашле ребенку тяжело усидеть прямо, он старается сгорбиться, податься вперед, иногда бледнеет, и., напуганный неприятными ощущениями, может даже расплакаться.

Дети, у которых физические нагрузки вызывают неприятные ощущения, начинают их избегать. Поэтому врачи рекомендуют с особым вниманием относиться именно к тихим спокойным детям, которые уклоняются от занятий физкультурой.

Если у вашего ребенка обнаружена астма, следует поставить об этом в известность медсестру детского сада или начальной школы и классного руководителя, а если нужно, то и преподавателя физкультуры. Чем больше работников школы будут знать о заболевании вашего ребенка, тем больше шансов на то, что он сумеет избежать приступов астмы и быстрее поправится.

Важно, чтобы педагогам были известны раздражители, вызывающие у воспитанника приступ астмы. Тогда они смогут помочь ему избежать контакта с этими аллергенами.  В школьной среде наиболее распространенныи возбудителями могуть  стать пыль, табачный дым, цветочная пыльца, физические нагрузки, холодный воздух, а также инфекционные заболевания, такие, как грипп и бронхит.

Понаблюдайте за своим ребенком во время ночного сна.  Если он спит неспокойно – возможно, в учебном заведении ребенок столкнулся  с одним из факторов, возбуждающих астму. В этом случае поговорите с самим ребенком и его воспитателями.

Подростки

Почти у всех детей подросткового возраста астма уже выявлена. В этот период очень важно научить ребенка разбираться в своем заболевании, убедить его взять астму под свой контроль.

Посоветуйте ему регулярно принимать выписанные врачем лекарства, даже когда он/она чувствует себя очень хорошо. Приучите ребенка постоянно иметь при себе инглятор и следить за тем, чтобы в нем всегда было лекарство.

Желательно, чтобы подросток сообщил о своем недуге друзьям и педагогам. Чем больше они будут знать о заболевании своего товарища, тем больше смогут помочь ему во время приступа астмы – не испугаются, окажут нужную помощь и избавят от необходимости бежать к медсестре или  срочно ехать в больницу.

Не ограничивайте подростка! Нацельте его на занятия спортом. Поговорив с врачем и преподавателем физкультуры, вы поймете, что он может заниматься почти всеми видами спорта. Только перед этим следует принять лекарство, а во время занятий надо стараться дышать глубоко и ритмично. Напомните вашему ребенку, что астмой страдают немало обладателей олимпийских медалей и других спортсменов.

Приучите подростка избегать аллергенов, вызывающих  у него приступ астмы, и распознавать признаки его приближения. Если своевременно обратить внимание на изменение самочувствие и принять необходимые лекарства,  -приступа астмы можно избежать.

Если подросток будет относиться к своему заболеванию ответственно и контролировать его, со временем оно будет беспокоить все меньше и меньше.

Если вы еще не сделали этого, поставьте в известность о заболевании своего ребенка школьную медсестру, классного руководителя., а если нужно, то и преподавателя физкультуры. Чем больше работники учебного заведения будут знать о недуге вашего ребенка, тем больше шансов на то, что он сумеет избежать притупов астмы и быстрее излечится.

www.bernsklepo.lv

Мамин Клуб оставляет при себе право использовать добавленное содержание по своему усмотрению

Дыхательная гимнастика от кашля

При помощи определенных несложных дыхательных упражнений можно оздоровить ребенка, улучшить его настроение и самочувствие. Регулярное проведение дыхательной гимнастики оказывает положительное действие на здоровье малыша и избавляет его от многих проблем, в том числе от простудных заболеваний и кашля.

Такие упражнения особенно показаны ослабленным детям, у которых часто бывают бронхиты, трахеиты и другие инфекционные болезни дыхательной системы, а также в период восстановления после пневмонии и при бронхиальной астме. Безусловно, дыхательной гимнастикой нельзя заменить основное лечение, однако она станет замечательным дополнительным средством, которое укрепляет защитную функцию организма и улучшает работу органов дыхания.

Дети намного чаще взрослых страдают от кашля. Это обусловлено более развитым кашлевым центром. Помочь исправить ситуацию может регулярное укрепление дыхательных путей, которое лучше начинать с раннего возраста. Для этих целей можно использовать обычные игрушки или придумывать простые игры. Например, подуть на одуванчик или перышко, также можно купить малышу свисток или дудочку. Многие дети любят дуть через трубочку в стакан, наполненный жидкостью, при этом вода пузырится. Эта игра неплохо развивает дыхательный аппарат, кроме того, положительно влияет на развитие речевого центра. Более взрослым деткам можно предложить надуть воздушный шарик. Здесь главное: не переусердствовать, ведь дыхательные упражнения сильно утомляют человека, могут даже вызывать головокружение и другие симптомы плохого самочувствия. Поэтому через 5-10 минут следует сделать перерыв.

Если ребенку больше двух лет, то при появлении кашля можно выполнить с ним специальный комплекс дыхательной гимнастики от кашля. Упражнения, входящие в него, способствуют формированию правильного ритмичного дыхания, а также развивают мышцы дыхательной системы, речевого аппарата, что улучшает произнесение звуков. Кроме того, при этом работают мышцы рук, спины, позвоночника. Выполнять дыхательную гимнастику желательно рано утром до еды или же вечером, через пару часов после ужина. Перед началом упражнений стоит хорошо проветрить помещение.

Упражнение №1. Пузыри

Ребенок должен глубоко вдохнуть через нос, после чего, сильно надувая щеки – «пузырики», производит медленный выдох через прикрытый рот. Повторяется это упражнение несколько раз.

Упражнение №2. Насос

Руки ребенка нужно поставить на пояс, затем производятся легкие приседания. Дыхание выдерживается так, чтобы вдох приходился на приседание, а выдох – на выпрямление. Постепенно упражнения усложняются более глубокими приседаниями, а соответственно более продолжительными вдохом и выдохом. Повторяется примерно 4 раза.

Упражнение №3. Разговоры

Малышу задают простые вопросы, на которые он отвечает различными звуками. Например, «Как пыхтит ежик?» — «Пых-пых-пых». «Как гудит паровоз?» — «Ту -ту». Можно также потянуть любые гласные звуки.

Упражнение №4. Самолет

Читается стихотворение, а в это время ребенок выполняет определенные движения:

Самолетик – самолет (здесь нужно поднять ладони в стороны тыльной стороной вниз и сделать вдох)

Отправляется в полет (производится задержка дыхания)

Жу-жу-жу (поворот направо)

Жу-жу-жу (выдох)

Постою и отдохну (руки опускаются вдоль тела, спина выпрямляется)

Я налево полечу (голову нужно поднять и сделать глубокий вдох)

Жу-жу-жу (поворот налево)

Жу-жу-жу (выдохнуть)

Постою и отдохну (руки вниз, спина прямо).

Можно повторить упражнение несколько раз.

Упражнение №5. Мишка и мышка

Так же, как в предыдущем, при чтении стихотворения малыш выполняет определенную последовательность действий и поддерживает ритм дыхания.

У мишки дом большой (нужно выпрямиться и хорошо потянуться вверх, встав на носочки, в этот момент производится вдох)

У мышки маленький (нужно присесть на корточки, обхватив колени руками и опустив голову, хорошо выдохнуть со звуком «ш-ш-ш»)

Мышка к мишке в гости идет (ребенок поднимается на носочки)

Он же к ней никак не попадет.

Упражнение проводится 4 раза.

Упражнение №6. Ветер

Я сильный ветер, я лечу

Лечу туда, куда хочу (ноги поставить на ширине плеч, руки опущены по бокам, производиться вдох носом)

Могу налево я подуть (голову нужно повернуть влево, губы сжать трубочкой и потихоньку подуть)

Могу подуть направо (голова поворачивается прямо, производиться вдох, а затем голова вправо и выдох через губы, сжатые трубочкой)

Могу и вверх (те же действия только подуть прямо)

И в облака (подбородок прижимается к груди, выдох через рот)

И тучи разогнать пока (руками производятся круговые движения)

Повторяется с начала до конца несколько раз.

Упражнение №7. Курочка

Руки свободно висят по бокам, голова опущена. Нужно встать и наклониться, при этом хлопают по коленям и приговаривают: «Та-та-та». Производиться выдох. Затем, выпрямляясь и поднимая руки вверх, делается вдох. Упражнение проводится 5 раз.

Упражнение №8. Пчела

Ребенок должен сесть прямо, руки скрещены на груди, голова опущена.

Пчела сказала: «Жу-жу-жу» (при этом производится выдох со звуком «ж-ж-ж», руки разводятся в стороны, плечи выпрямляются)

Полечу, зажужжу, детям меда принесу (ребенок встает, обходит вокруг стульчика и садится на место).

Нужно следить, чтобы дыхание было глубокое, а вдох производился носом. Повторяется 5 раз.

Упражнение №9. Покос

Малыш встает прямо, ноги немного расставлены, руки опущены вниз. При звуках «зу-зу» ребенок размахивает руками. Дыхание выравнивается в следующем ритме: руки вправо – вдохнуть, руки влево – выдохнуть.

Зу-зу, зу-зу,

Покосили мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

Влево я взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе очень быстро

Покосили мы траву.

Кроме вышеперечисленных, существует еще много различных дыхательных упражнений в игровой форме. Из них можно составлять комплекс, чередуя и проводя по-разному.

Кипящая каша

Ребенок садится, одну руку кладут на грудь, вторую – на живот. Вдох – живот втягивается, выдох – выпячивается. При выдохе произносится громкий звук «ф-ф-ф».

Трубач

В положении сидя, руки нужно сложить трубочкой и поднять вверх. Производится медленный выдох со звуком «пф-ф».

Марш

Ребенок встает прямо с гимнастической палочкой в руках и начинает ходить, стараясь при этом высоко поднимать колени. Ритм дыхания выдерживают в следующем ритме: 2 шага – производится вдох, 7-8 шагов – выдох. Длительность около 1,5 – 2 минут.

Часики

Ноги немного расставлены, руки – вдоль тела, спина прямая. Производятся махи вперед-назад прямыми руками, приговаривая «тик-так, тик-так». Упражнение повторяется около 10 раз.

Летающие мячи

Ребенок встает прямо, в руки берет мяч и прижимает его к груди. На выдохе производится бросок мяча вперед со звуком «ух-х-х».

Турник

Ноги вместе, гимнастическая палка держится обеими руками перед грудью, затем ее нужно поднять вверх, потянувшись всем телом и встав на носки. Палка вверх – вдох, вниз за голову – выдох. На выдохе произносится звук «ф-ф-ф».

Петушок

Ноги на ширине плечи, руки вначале опускаются вдоль тела, затем поднимаются в стороны, хлопается по бедрам, и на выдохе произносится «ку-ка-ре-ку».

Регулировщик

Ноги расставлены, одна рука – вверх, а вторая отводится в сторону, спина выпрямлена. Вдыхая через нос, положение рук меняется, на момент выдоха говорится: «р-р-р». Повторять упражнение нужно по 8 раз для каждой стороны.

Паровоз

Руки нужно согнуть в локтях и, ходя по комнате, проводить ими попеременные махи. Можно добавить звуки «чух-чух-чух». Длительность упражнения около полминуты.

Семафор

Спина выпрямлена, на вдох руки поднимаются в стороны, на выдох – медленно опускаются.

Насос

Ребенок стоит прямо, ноги сомкнуты, руки висят вдоль тела. Производятся наклоны в стороны, при которых руки перемещаются по телу. При выдохе произносится «с-с-с».

Качающийся маятник

Ноги расставлены на ширину плеч, в руках зажата гимнастическая палка, которая должна быть опущена за голову.

Кашель у ребенка после физической активности

Ребенок наклоняется поочередно в обе стороны, при самом наклоне – выдох.

Гуси-лебеди

Ребенок медленно ходит, поднимая и опуская руки в стороны. При этом выдерживается дыхание: руки вверх – вдох, вниз – выдох. Продолжительность упражнения около 2-3 минут.

Лыжи

Проводят движения аналогичные ходьбе на лыжах на протяжении 2 минут.

Расту большим

Ноги ставятся вместе, руки поднимаются вверх. Нужно потянуться, поднимаясь на носки, и при этом глубоко вдохнуть, затем руки опускаются вниз, ноги встают на полную ступню – проводится выдох. Повторить около 5 раз.

Проводить дыхательные упражнения для дошкольников можно два раза в день. Лучше всего для такой гимнастики подходят прогулки на свежем воздухе.

Комплексы лечебной физкультуры нужно проводить на протяжении примерно 3 месяцев. Курсы дыхательной гимнастики чаще всего назначаются детям-дошкольникам, страдающим частыми респираторными заболеваниями, хроническими гайморитами, ринитами, ларингитами или трахеитами. Лечебные упражнения помогают более быстрому избавлению малыша от болезней и короткому восстановительному периоду. Кроме того, дыхательная гимнастика является отличной мерой профилактики повторных заражений инфекционными заболеваниями и предупреждения обострений при наличии хронического течения патологий органов дыхательной системы.

Упражнения нужно проводить два раза в день, исключая 1-1,5 часа после еды и 2 часа до сна. Общая длительность гимнастики составляет около 10-15 минут. Перед тем, как приступить непосредственно к выполнению упражнений комнату, в которой они будут проходить, следует хорошо проветрить, а лучше также провести в ней влажную уборку. На все время занятий форточку оставляют открытой.

Начинают комплекс с ходьбы по комнате, сочетающейся с движениями руками. На вдохе они поднимаются в стороны, на выдохе опускаются в исходное положение по бокам тела. Дышать при этом следует носом, рот должен быть полностью закрыт. Шаги постепенно ускоряются и переходят в медленный бег, при котором вдох-выдох проводят на 3 счета.

Упражнения, каждое проводится несколько раз:

  1. Ребенок стоит, расставив ноги. При вдохе через нос руки поднимаются вверх, затем, при выдохе через рот, тело наклоняется вперед как можно ниже.
  2. Ребенок стоит, ноги вместе. Руки поднимаются вверх, производится вдох, поднимается на носочки и хорошо потягивается, затем вместе с выдохом руки опускаются и малыш встает на полную стопу.
  3. Ребенок сидит, положив руки на пояс. Выпрямляя ноги, нужно попробовать достать вытянутыми руками тыльную сторону стопы.
  4. Сидя на стуле, прижавшись спиной к его спинке, поднять руки вверх и скрестить над головой, затем медленно опустить в исходное положение.
  5. Лежа на спине и вытянув руки вдоль тела, согнуть в коленях и поднять ноги, подтянув их к груди, после чего вернуться в начальное положение.
  6. Лечь на живот, руки на поясе. Приподнимается верхняя часть груди, плечи и голова, все тело вытягивается, а потом опускается в исходное положение.
  7. Сидя на стуле, опустить руки вдоль тела. Делая глубокий вдох, выпрямляют спину, при медленном, плавном выдохе плечи опускаются.
  8. В положении сидя производят дыхание сначала через одну ноздрю, затем через другую, а затем через две одновременно. При этом нужно следить, чтобы рот был закрыт.

Заканчивают гимнастику ходьбой, сопровождающейся хлопаньем в ладоши. Дыхание поддерживается произвольное через нос.

Похожие статьи:

Лечение сухого кашля

Кашель с мокротой

Острый кашель

Хронический кашель

Судорожный кашель

Психогенный (привычный) кашель

хронический кашель – тот, который продолжается более 3 недель вызывает наибольшую озабоченность у врачей. Симптом может отмечаться при различных заболевания и даже патологических состояниях … одним из сложнейших для диагностики является психогенный кашель.

ВВЕДЕНИЕ

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
(клинические описания и диагностические указания МКБ-10)

Жалобы предъявляются больным, таким образом, будто они обусловлены физическим расстройством той системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы, то есть сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной системы. (Сюда частично относится и мочеполовая система). Наиболее частые и яркие примеры относятся к сердечно-сосудистой системе («невроз сердца»), дыхательной системе (психогенная одышка и икота) и желудочно-кишечной системе («невроз желудка» и «нервный понос»). Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на физическое расстройство затрагиваемого органа или системы. Первый тип симптомов, на котором во многом основывается диагностика, характеризуется жалобами, отражающими объективные признаки вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потение, покраснение и тремор. Второй тип характеризуется более идиосинкратическими, субъективными и неспецифическими симптомами, такими как ощущения мимолетных болей, жжения, тяжести, напряжения, ощущения раздувания или растяжения. Эти жалобы относятся больным к определенному органу или системе (к которым может относиться и вегетативная симптоматика). Характерная клиническая картина складывается из отчетливого вовлечения вегетативной нервной системы, дополнительных неспецифических субъективных жалоб и постоянных ссылок больного на определенный орган или систему в качестве причины своего расстройства.

У многих больных с этим расстройством имеются указания на наличие психологического стресса или затруднения и проблемы, которые представляются связанными с расстройством. Тем не менее, у значительной части больных, отвечающих критериям данного расстройства, отягощающие психологические факторы не выявляются.

В некоторых случаях могут также присутствовать незначительные нарушения физиологических функций, такие как икота, метеоризм и одышка, но сами по себе они не нарушают основного физиологического функционирования соответствующего органа или системы.

Диагностические указания: для достоверного диагноза требуются все следующие признаки: (А) симптомы вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потение, тремор, покраснение, которые имеют хронический характер и причиняют беспокойство; (Б) дополнительные субъективные симптомы, относящиеся к определенному органу или системе; (В) озабоченность и огорчения по поводу возможного серьезного (но часто неопределенного) заболевания этого органа или системы, причем повторные объяснения и разуверения на этот счет врачей остаются бесплодными; (Г) отсутствуют данные о существенном структурном или функциональном: нарушении данного органа или системы.

Дифференциальный диагноз: дифференциация от генерализованного тревожного расстройства основывается на преобладании психологических компонентов вегетативного возбуждения при генерализованном тревожном расстройстве, таких как страх и тревожные предчувствия, а также отсутствии постоянного отнесения других симптомов к определенному органу или системе. Вегетативные симптомы могут возникать и при соматизированных расстройствах, но по сравнению с рядом других ощущений они не обладают ни выраженностью, ни постоянством и также не приписываются все время к одному органу или системе.

Включаются: кардиальный невроз; синдром да Коста; гастроневроз; нейроциркуляторная астения; психогенная форма аэрофагии; психогенная форма кашля; психогенная форма диареи; психогенная форма диспепсии; психогенная форма дизурии; психогенная форма метеоризма; психогенная форма икоты; психогенная форма глубокого и частого дыхания; психогенная форма мочеиспускания; психогенная форма раздраженного кишечника; психогенная форма пилороспазма.

Исключаются: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54).

Пятый знак используется для выделения отдельных расстройств этой группы с указанием органа или системы, которые рассматриваются больным в качестве источника симптоматики:

F45.33 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы органов дыхания

Включаются:
— психогенные формы кашля и одышки.

ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕННОГО КАШЛЯ

Патогенез и некоторые механизмы симптомообразования психогенного кашля до настоящего времени подробно не исследованы. В общих чертах необходимо подчеркнуть, что механизмы конверсионного ряда могут играть большую роль в развитии болезни, учитывая, что сам кашлевой феномен может входить в репертуар выразительных средств невербальной коммуникации.

ПСИХОГЕННЫЙ КАШЕЛЬ У ДЕТЕЙ

Психогенный кашель (вокальные тики) – это невротическое состояние, проявляющееся приступообразным сухим кашлем, не связанным с патологией бронхолегочной системы. Наиболее частой причиной развития психогенного кашля является гипервентиляционный синдром, при котором отмечается увеличение легочной вентиляции неадекватно уровню газообмена в организме. На фоне стрессовых ситуаций, при разговоре, выполнении физических нагрузок у таких больных появляется ощущение нехватки воздуха, в результате чего они начинают часто и глубоко дышать, а это, в свою очередь, провоцирует приступ кашля. Дебют психогенного кашля чаще приходится на возраст от 3 до 7 лет. Такой кашель в основном характерен для детей и подростков. Вокальные тики рассматриваются как проявление невротического соматоформного расстройства. Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, нередко возникает в нестандартных для больного ситуациях (поход в школу или детский сад и др.), возникает в дневное время и исчезает во сне; проявляется дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Постоянное желание делать глубокие вдохи приводит к развитию гипокапнии, что сопровождается головокружением, внезапно наступающей слабостью, обморочными состояниями, иногда судорогами. Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, Это ощущение усиливается в душных помещениях. Ожидание и предвидение кашля неизбежно провоцируют его появление. Характерны частые вздохи и зевота, отмечаемые самими больными или родителями. Повышенная тревожность матери, акцентирование внимания на респираторных симптомах могут быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка. У таких детей возникает серия сухих громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своего. Так, на приеме они начинают кашлять до осмотра и резко прекращают, когда тревожное ожидание неприятностей, связанных с ним, сменяется успокоением. Часто дыхательные нарушения сопровождаются болями в сердце, нарушением ритма, чувством тревоги и страха, другими проявлениями вегетативной дисфункции. Реже встречается громкий демонстративный кашель с нарочитым выделением мокроты как эквивалент истерической реакции.

!!!Tипичными проявлениями психогенного кашля являются демонстративность, громкая речь, обилие сопутствующих жалоб и кашель в специфических ситуациях. Новый приступ кашля можно легко спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы.

При подозрении на психогенный кашель необходимы консультация психиатра и исключение всех остальных возможных причин кашля. У пациентов с психогенным кашлем обычно предполагают бронхиальную астму, что влечет за собой проведение излишних и неинформативных обследований и, соответственно, неоправданную терапию. Ключом к распознаванию невротического соматоформного расстройства у больного с хроническим кашлем является несоответствие жалоб больного клинической картине, которое нередко ставит в тупик врача, недостаточно осведомленного о подобных нарушениях. В 10% случаев хронический кашель является психогенным.

Таким образом, алгоритм диагностики причин хронического кашля у детей значительно шире и сложнее, чем у взрослых. При этом ребенок в первую очередь должен быть тщательно обследован для исключения бронхиальной астмы и синдрома постназального затекания слизи*.

ПСИХОГЕННЫЙ КАШЕЛЬ У ВЗРОСЛЫХ

Чаще всего кашель психогенной природы описан у больных детского и подросткового возраста. Несмотря на ограниченное количество публикаций по данной проблеме, у взрослых, за исключением описания одного случая в работах S. Freud, имеется лишь одна статья (Gay M. et. al., 1987), где описаны четыре клинических наблюдения. В клинической практике психогенный кашель встречается достаточно часто. Как правило, он может быть также одним из клинических проявлений гипервентиляционного синдрома.

Психогенный (привычный) кашель (у взрослых) – громкий, сухой, лающий, часто напоминает крик диких гусей или звук автомобильной сирены. В связи с его резистентностью к лечению и его длительностью (месяцы, годы) больные часто теряют трудоспособность и социальную активность. Как правило, сон не нарушается.

Кашель после физической нагрузки у ребенка

Таким больным обычно ставят диагноз хронического бронхита с астматическим компонентом, но проведенная терапия, в том числе назначение гормональных препаратов, неэффективна. В некоторых случаях отсутствие изменения в легких при тщательном клиническом и параклиническом исследовании, отсутствие бронхоскопической реакции на пробу с метахолином, гистамином и т.д. вынуждают врачей ставить таким больным диагноз: психогенная астма. Необходимо учитывать, что многолетнее ошибочное лечение дыхательных расстройств, назначение гормонов и других активных препаратов, проведение бронхоскопических исследований и разного рода ингаляций могут привести к ятрогенным последствиям со стороны дыхательных органов, серьезно осложняя клиническую диагностику.

Сложность диагностики кашля психогенной природы связана с необходимостью установления психогенной болезни, что часто вызывает трудности, особенно в тех случаях, когда у больного отсутствуют какие-либо патологические нарушения, а понимание своей болезни, а также концепция лечащих врачей и семейного окружения ориентированы на соматогенную основу.

Тщательный клинический анализ обычно позволяет выявить у больных скрытые признаки конверсионных (истерических) нарушений в момент осмотра или в прошлом: преходящие соматосенсорные расстройства, атактические нарушения, исчезновение голоса, наличие признаков «прекрасного равнодушия».

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОГЕННОГО КАШЛЯ

Лечение психогенного кашля у взрослых больных заключается в проведении психотерапии: индивидуальной, поведенческой, семейной и т.д. При этом ориентация больных на психосоциальное понимание основ своей болезни имеет ключевое значение, так как психогенная трактовка кашля меняет в корне принципы терапии. В комплексе проводимых лечебных мероприятий большую роль играют приемы релаксации, речевая терапия (speech therapy), овладение приемами медленного дыхания. Показаны психотропные средства. В арсенале лечебных воздействий в детском и подростковом возрасте описываются такие приемы лечения психогенного кашля (привычного) кашля, как плотное тугое обертывание простыней вокруг грудной клетки на 1-2 дня, отвлекающая терапия – электрические (шоковые) удары на область предплечья, медленное дыхание через рот с применением пуговицы между губами, назначение транквилизаторов и т.д.

*Синдром постназального затека (Drip-syndrom). В основе синдрома постназального затека лежит секрет, стекающий в гортанную часть глотки, когда механическая стимуляция афферентной части дуги кашлевого рефлекса вызывает появление кашля. Диагноз названного заболевания основан на данных анамнеза (когда пациент описывает характерное ощущение секрета на задней стенке глотки), физикальных данных и результатах лабораторных тестов. Положительный результат терапии с купированием кашля представляет собой ключевой момент в диагностике этого заболевания. Лечебная тактика зависит от природы ринита, вызывающего синдром постназального затека.

Кашель при физической нагрузке проявляется от сниженного уровня кислорода. Во время упражнений человеку нужно хорошо дышать, чтобы не спровоцировать неприятный симптом, который будет прогрессировать при наличии патологии. При нехватке кислорода у спортсмена в горле пересыхает, что также может спровоцировать неприятный симптом. Однако кашлять человек может также и оттого, что в нос попала инфекция, дым или пыль.

Этиология

Появляется кашель по различным этиологическим признакам. Особенно часто признак рецидивирует после того, как человек переболел острой респираторной инфекцией. Любые быстрые физические нагрузки могут вернуть неприятное ощущение, а то и спровоцировать повторное развитие болезни.

Признак, как правило, появляется у тех людей, которые не были подготовлены к физическим нагрузкам.

Каковы причины кашля у ребенка после бега?

По причине неотрегулированного дыхания и непривычки, у человека начинается одышка, першение в горле, что способствует появлению кашля.

Также возникнуть кашель может по таким причинам:

Раздражение дыхательных путей и появление сухого кашля может быть спровоцировано вдыханием и выдыханием воздуха при беге или во время занятий.

Кашель после физической нагрузки у взрослого имеет немного другие причины появления. Для здорового человека, который закончил упражнения, норма учащённое биение сердца, румянец на лице и сильное выделение пота. Однако, если проявляется кашель, то это указывает на негативные процессы в организме.

Доктора определили, что после упражнений неприятный признак может возобновиться по таким причинам:

  • определённые формы бронхиальной астмы;
  • бронхит, плеврит и пневмония острого типа;
  • курение;
  • патологии сердца.

Бронхиальная астма – возможная причина кашля при физической нагрузке

У ребёнка появиться кашель может как при физической нагрузке, так и после неё. Зачастую такой неприятный признак указывает на обострение астмы. Если дети занимаются велосипедным спортом, бегом, футболом, хоккеем или фигурным катанием, то приступов кашля не избежать. Однако, если заниматься гимнастикой, волейболом, теннисом, плаванием и иными типами лёгкого спорта, то количество рецидивов астмы можно сократить.

Лечение

Любая физическая нагрузка сопровождается усиленной работой организма и некоторыми проявлениями. У кого-то упражнения проявляются в болезни мышц, а у кого-то в кашле. Такое явление может быть как физиологичным, так и указывающим на патологии. Если появившийся симптом беспокоит человека все чаще, тогда нужно срочно обращаться к доктору. Оказание правильной и своевременной помощи может избавить больного от ряда осложнений и последствий.

Спортсмену немедленно нужно обратиться за консультацией доктора, если у него были такие ситуации:

  • через полчаса после начала тренировки появляются покашливания;
  • приступы появляются через несколько километров лёгкой пробежки;
  • при слишком учащённом ритме сердца у больного может появляться кашель.

При осмотре специалиста, доктор устанавливает диагноз и назначает лечение. Для уменьшения бронхоспазмов и облегчения состояния человеку нужно будет принимать лекарства, в которых имеется достаточное количество магния.

В случае если причиной появления признака стала астма, то пациенту назначаются препараты для расширения бронхов. Самолечение этими таблетками может значительно навредить здоровью, поэтому употреблять их можно только после назначения доктора.

Если кашель после физической нагрузки сформировался от аллергии, то больному назначается употребление противоаллергических препаратов. Как правило, в таких препаратах есть большое количество гомеопатических компонентов, которые оказывают положительное воздействие на иммунитет, предотвращает развитие бронхита, инфекционных заболеваний дыхательных путей.

Что же касается физических нагрузок при астме, то доктора советуют всем спортсменам бережно относиться к здоровью, тщательно согревать мышцы и делать разминку. Также для предотвращения появления неприятного симптома, больному нежелательно заниматься на улице в прохладную погоду. При занятии спортом запрещается злоупотреблять алкоголем и никотином.

Также доктора часто используют в терапии народные средства. Медики советуют принимать смесь из лимона, глицерина и мёда. По рецепту лимон нужно немного проварить на медленном огне, чтобы лучше выжался сок, и выдавить его в стакан. В сосуд добавить пару ложек глицерина и жидкого мёда, и перемешать всю смесь. Полученное лекарство нужно пить по одной ложке в течение всего дня 6 раз.

Профилактика

Стоит всегда помнить, что кашель является признаком разных патологий, поэтому причину его появления нужно сразу выявить и устранить. Дабы предотвратить формирование кашля рекомендовано соблюдать такие правила:

  • нельзя курить при упражнениях, так как повышается нагрузка на сердце и лёгкие;
  • после выздоровления от респираторных заболеваний в течение месяца рекомендовано воздержаться от нагрузок;
  • при астме и сердечных патологиях лучше повременить с занятиями и проконсультироваться с доктором.

При малейшем проявлении кашля при физической нагрузке стоит проконсультироваться с доктором, особенно если признак сопровождается дополнительными симптомами.

Поделиться статьей:

«Кашель при физической нагрузке» наблюдается при заболеваниях:

Ревмокардит

Ревмокардит сердца является самым распространённым осложнением после различных инфекционных заболеваний. Наиболее часто он начинает прогрессировать вследствие не полностью пролеченной ангины. При заболевании поражаются все слои стенок и оболочек сердца — начиная от эндокарда и заканчивая перикардом. При своевременной диагностике и должном лечении есть возможность избежать распространения процесса поражения всего сердца и остановить его на уровне изменения строения клеток органа.