Какой самый простой способ определения правильности осанки

27.02.2019 0 Автор admin

Содержание

Как определить правильность осанки

Значение правильной осанки у детей и взрослых – тест на нарушение осанки

Осанка – это не только грация и красота фигуры. Правильная осанка отвечает за поддержание всех органов человека в правильном положении и их нормальное функционирование. Нарушение осанки может приводить к деформации позвоночника, патологическим изменениям внутренних органов.

Правильная осанка – какая она, и как определить нарушение осанки?

  • При правильной осанке положение тела является сбалансированным, и нагрузки приходятся на весь позвоночный столб, распределяясь равномерно.
  • Мышцы при правильной осанке создают надежный корсет вокруг позвоночного столба, поддерживая его и внутренние органы в правильном положении.
  • При правильной осанке человек смотрит вперед, плечи находятся на одном уровне, симметрично относительно позвоночника, лопатки располагаются на одном уровне, треугольники талии симметричны, спина не имеет патологических изгибов, мышцы живота находятся в тонусе.

Правильная осанка вовсе не означает, что позвоночник строго прямой – такого просто не может быть. Позвоночный столб имеет ровную ось во фронтальной плоскости и физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, которые придают ему большую сопротивляемость нагрузкам, амортизационные и динамические свойства.

Как формируется позвоночник у новорожденных?

  • С абсолютно прямым позвоночником ребенок появляется на свет.
  • Когда малыш начинает держать головку, у него формируется лордоз в шейном отделе позвоночника.
  • К моменту, когда ребенок начинает сидеть и ходить, нагрузка на позвоночник значительно увеличивается, и формируются грудной кифоз с поясничным лордозом.

С этих пор при правильной осанке вид позвоночного столба сбоку напоминает форму буквы «s», с лордозами в шейном и поясничном отделах и кифозами в грудном и крестцовом. В переднезаднем направлении позвоночник должен иметь строго прямую линию.

Тест на определение нарушений осанки

Чтобы оценить свою осанку и понять – правильная ли она, Вы можете сделать простейший тест:

  • Встаньте к стене спиной, касаясь ее лопатками и пятками.
  • Если осанка у Вас правильная, стены будут также касаться затылок, ягодицы, икры.
  • Если неправильная – Вам требуется работа над собой по исправлению осанки, пока не нанесен непоправимый вред здоровью.

К сведению: Этот же тест можно использовать, как упражнение для коррекции осанки:

Встаньте к стене так, чтобы её касались Ваши затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Положите на голову книгу и постойте немного. Затем пройдитесь по комнате, стараясь не изменять положение тела и головы. В дальнейшем Ваше тело хорошо запомнит это положение в пространстве и сможет принимать правильную осанку уже автоматически, без стены и книги.

Нарушение осанки часто является причиной многих заболеваний позвоночника и сильно осложняет жизнь человека с течением времени, всё труднее поддаваясь коррекции.

Неправильная осанка может привести к…

  • Возникновению межпозвонковых грыж.
  • Деформации позвоночника и грудной клетки.
  • Патологическим изменениям в тазобедренных суставах.
  • Хроническим болевым ощущениям в спине.
  • Частым и сильным головным болям.
  • Хронической утомляемости, слабости.
  • Нарушениям мышечного и связочного аппарата стопы.

Кроме того, к развитию патологий органов и систем, из-за нарушения осанки присоединяются проблемы социального и психологического плана:

  • Люди, имеющие неправильную осанку, из-за своего заметного физического отклонения чаще бывают очень закомплексованы, им трудно найти себе пару.
  • У людей с неправильной осанкой чаще всего наблюдается неуверенность в себе, склонность к депрессиям.

Как снять мерки дистанционно!

Рост (без каблуков)

Наверняка вы знаете свой рост.
Если нет, то просто встаньте спиной к стене, положите книгу на голову так, чтобы она была перпендикулярна стене. Карандашом сделайте отметку на стене, а затем просто измерьте высоту от пола до сделанной отметки.

Обхват шеи

Измерения проводят по основанию шеи, сантиметровая лента должна проходить над костистым отростком седьмого шейного позвонка и спереди замыкается под яремной выемкой.

Обхват груди 

Ширина груди первая

Измерьте расстояние между передними углами подмышечных впадин. При измерении лента должна плотно (но без натяжения) прилегать к телу.

Ширина груди вторая

Измерьте расстояние между передними углами подмышечных впадин.

Как проверить, правильная ли у вас осанка (и как её исправить)

При измерении лента должна плотно (но без натяжения) прилегать к телу.

Центр груди

Измеряется горизонтально между выступающими точками грудных желез, записывают в половине

Как правильно снять мерку Ширина груди первая

  Обхват талии

Сантиметровая лента должна проходить горизонтально по самой тонкой части туловища (с помощью эластичной тесьмы)

Обхват бедер

1—  Сантиметровая лента должна проходить горизонтально вокруг туловища, сзади – по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди – по гибкой пластине (плотному картону, тетради), приложенной вертикально к животу для учета его выступа.

2— и без пластины картона  приложенной вертикально к животу для учета его выступа                     

Длина от Талии до Бёдер

Измеряется под прямым углом расстояние между линиями талии и бёдер. Обычно мерка равна от 16см до 20см.

Ширина плечевого ската

Измеряется от точки основания шеи по середине плечевого ската до конечной плечевой точки.

Ширина спины

Расположите ленту горизонтально по спине и измерьте расстояние между задними углами подмышечных впадин. При измерении лента должна плотно (но без натяжения) прилегать к телу.

 Обхват плеча

Измеряется строго горизонтально, верхний край сантиметровой ленты касается задних углов подмышечных впадин и замыкается перпендикулярно оси плеча.

  Длина руки до запястья

Измерьте по слегка согнутой руке расстояние от точки перехода плечевого ската в плечо до того места, где, по Вашему мнению, должен заканчиваться длинный рукав рубашки.

  Обхват запястья

Измеряется горизонтально вокруг запястья руки.

Высота груди

Измеряется от точки основания шеи до выступающей точки груди.

Длина талии переда

Измеряется расстояние от точки основания или через центр грудных желез до шнурка на линии талии.

Длина талии спинки

Измеряется от высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи, параллельно позвоночнику до шнурка на линии талии.

Высота плеча косая

  Обхват груди первый

Сантиметровая лента сзади проходит через выступающие точки лопаток, касаясь задних углов подмышечных впадин спереди над основанием грудных желез.

Обхват груди второй

Сантиметровая лента сзади проходит через выступающие точки лопаток, спереди замыкается, проходя через выступающие точки грудных желез.

Как правильно измерить обхват груди третий              

Обхват груди третий

Оберните грудь лентой так, чтобы лента проходила горизонтально через наиболее выступающие точки грудной клетки. На спине лента накладывается на лопатки. При измерении лента должна плотно (но без натяжения) прилегать к телу.

Обхват груди четвертый

  ОБ (обхват бедра)

Лента строго горизонтально обвивает бедро, касаясь верхним краем подъягодичной складки, замыкается на его наружной стороне.

ОК (обхват колена)

Измеряется на согнутой под углом 90 градусов ноге на уровне коленной точки.

ОЩ (обхват щиколотки)

Горизонтальный обхват щиколотки для измерения ширины лосин.

ВС (высота сидения).

Человек, с чьей фигуры снимается мерка, должен сесть на стул с плоским твердым сиденьем. Измеряют по боку от линии талии до сиденья стула

 ДС

Измерьте свою длину среднего среза. Поместите конец сантиметра на талии в середине переда, протяните сантиметр между ног и сзади до талии в середине спины и измерьте это расстояние. При снятии этой мерки сантиметровая лета должна бытьплотно прижата к телу.

 

Дсб длина от линии талии до пола по боку.

Дсп длина от линии талии до пола по переду.

Дез длина от талии до пола сзади.

Дн

Измеряется по внутренней поверхности от промежности до пола при слегка раздвинутых ногах.

Дбр   длина брюк.

Измеряем от линии талии по боку до нужной длины брюк.

  Обхват головы горизонтальный.       

Обхват головы горизонтальный измеряется строго горизонтально.

Обхват головы вертикальный.          

 Обхват головы вертикальный измеряется строго вертикально.

Высота головы       

Королевская осанка – правильная осанка

Возможно, многим людям покажется, что красиво стоять – это несложно. Тем не менее, так кажется только на первый взгляд, и красиво стоять нужно уметь: прямо держать голову и спину, однако при этом спина должна быть свободной, а не натянутой.

В книге о правилах хорошего тона, изданной в Петербурге в XIX веке, юным девушкам предписывалось опереться о спинку стула или зонтик, если они устали стоять, однако поза при этом должна быть непринуждённой. А вот прислоняться к стене считалось предосудительным, к тому же можно было испачкать одежду.

Что такое осанка?

Тест на правильность осанки

Осанкой называют манеру человека держаться, его привычную позу, в которой он привык стоять или ходить. Если осанка правильная, то, если смотреть сзади, туловище и голова должны находиться по вертикали на одной линии, плечи должны быть на одном уровне, а лопатки прижаты.

Изгибы позвоночника не должны быть глубже 3-4см. Если спина выглядит круглой, значит, позвоночник выпячен назад. Такие люди выглядят сутулыми, грудь у них опущена, плечи выдаются вперёд, живот выпячен, а лопатки отстают от спины.

Как определить правильность осанки

Определить правильность осанки можно с помощью нескольких несложных тестов. Нарисуйте мелом на большом зеркале вертикальную черту, и встаньте к нему боком примерно на расстоянии 30см. Второе маленькое зеркало возьмите в руки и посмотрите в него. Если у вас нормальная осанка, то нарисованная черта пройдёт на расстоянии 2,5см от коленной чашечки перед лодыжкой, коснётся плеча спереди и закончится на мочке уха.

Ещё один тест: встаньте прямо и напрягите колени. Если вы теряете равновесие, то ваша осанка далека от правильной.

Как сохранить осанку

Сохранить осанку помогут некоторые советы.

Попробуйте держать голову высоко и прямо, так, чтобы ваше плечо и мочка уха соединялись воображаемой прямой линией. При этом подбородок не должен выдаваться вперёд. «Задирать» нос тоже не следует. Смотрите прямо перед собой, но не вниз; головой при ходьбе не двигайте.

Плечи тоже можно «выровнять»: поднять их повыше, затем развернуть — отвести назад, и в этом положении опустить.

Грудь должна быть поднята вверх, но не выпячена вперёд. При ходьбе не нужно выпячивать живот или отставлять таз назад.

Сразу может ничего не получиться, однако постепенные и терпеливые тренировки, в конце концов, принесут свои плоды, и вы начнёте потихоньку выпрямляться.

Как правильно сидеть

Осанка во многом зависит и от того, как мы сидим.

В XVII веке в Европе вышла книга, в которой в числе других полезных рекомендаций давались и рекомендации о том, как надо правильно сидеть. Автор книги обращался опять же к юным девушкам, и объяснял им, что голову надо держать ровно и прямо, но не создавать впечатление, что голова насажена на кол, и не качать ею из стороны в сторону.

Руки не следует скрещивать на груди или прижимать к бокам, локти не должны быть расставлены в стороны. Также не стоит играть пальцами или вертеть в руках веер, либо постоянно поправлять платье и причёску. Корпус должен быть прямым, однако в кресле надо сидеть свободно, а не так, как будто вы к нему приросли. Запрещалось класть ногу на ногу, дёргаться, как на иголках, сползать на край кресла.

Книга написана около трёхсот лет назад, но советы, которые в ней даются, актуальны и сегодня. Ведь научиться красиво сидеть не так легко – это настоящее искусство.

Даже просто присесть надо уметь. Не оглядываться по сторонам и не натягивать юбку, а слегка подвинуть ногу к стулу, чтобы почувствовать край, и спокойно опуститься на сиденье. Сидеть надо спокойно, но не неподвижно, иначе вы будете выглядеть неестественно.

Красивая осанка у детей любого возраста — это показатель их отменного здоровья, гарантия ровного позвоночника и размеренного дыхания. Ее нарушение может привести к патологии внутренних органов, спинным болям, искривлению позвонков.

Следить за осанкой нужно с самого детства, чтобы не допустить появления сколиоза, сутулости. Подробное изучение причин, методов лечения и видов искривлений позвоночника позволит избежать этого явления, заранее принять нужные меры по профилактике.

Виды нарушения детской и подростковой осанки

Ортопеды, проводящие визуальный осмотр детей, при диагностике выделяют 2 вида нарушения их осанки:

  1. В сагиттальной плоскости.
  2. Во фронтальной плоскости.

Искривления спины в сагиттальной плоскости связаны с неправильными изгибами неокрепшего детского позвоночника. Они подразделяются по следующим явным признакам:

  • плоская спина со сглаживанием нормальных изгибов;
  • плоская спина с выгнутым позвоночником;
  • слабо или сильно выраженная сутуловатость;
  • круглая спина с горбинкой;
  • кругло-вогнутый позвоночник с сильными изгибами позвонков.

Изменения во фронтальной плоскости приводят к асимметрии левой или правой половины туловища, которая заметна при стоячем или сидячем положении.

Степени нарушения подростковой осанки

Степени искривления позвоночника бывают разные, врачи выделяют 3 типа:

  1. Нарушение осанки I степени, когда искривления еще незначительные. Их можно исправить специальными упражнениями, замечаниями, концентрацией внимания подростка на заметной сутулости.
  2. Искривления II степени, когда деформация позвоночника становится более заметной, видимой невооруженным глазом со стороны. Их устраняют разгрузкой давления позвонков в положении лежа, подвешиванием малыша за подмышки во время специальных упражнений.
  3. Нарушения III степени, когда спина становится сильно искривленной, а плечи находятся на разной высоте. Обычными занятиями и упражнениями ее уже не исправить.

Сейчас у большинства школьников, особенно учащихся 7-9 классов, ортопеды диагностируют искривления позвоночника I и II степени, у многих старшеклассников выявляют III степень нарушения осанки, приводящую к сколиозу, плоскостопию и заметным болям в спине.

Причины деформации позвонков в детском возрасте

Причин, приводящих к нежелательному искривлению позвоночника, достаточно много, и практически все их знают. Однако многие родители относятся к ним слишком поверхностно, не обращая внимания на рекомендации врачей.

Как самому в домашних условиях проверить свою осанку

Вот самые основные:

  • неправильно подобранная высота письменного стола, детского стула или кресла, школьной парты;
  • выбор ребенком различных поз во время просмотра телевизора, компьютерных игр, приводящих к искривлению позвонков;
  • долгое сидение на неудобном стуле, слишком мягком диване;
  • снижение двигательной активности;
  • слишком тяжелый портфель, ношение школьного ранца на одном плече или в руке;
  • сутулость во время ходьбы из-за стеснения высокого роста.

Также развитию сколиоза способствует ношение неудобной обуви, тяжелых сумок в одной руке, сидение на краю стула. Не рекомендуется на уроках подпирать голову рукой, долго находиться в одной позе.

Способы диагностики нарушений осанки

Диагностику степени искривления позвоночника проводит детский ортопед во время ежегодных осмотров в школе или детском саду. При наличии отклонений назначается клиническое обследование, делается рентген. Первичный осмотр проводится визуально в следующих положениях:

  • стоя лицом к врачу;
  • повернувшись к доктору боком;
  • развернувшись спиной с опущенными вниз руками.

Ортопед обязательно обращает внимание на выступающие назад или находящиеся на разных уровнях лопатки, искривление выступающей линии позвоночника, несимметричность складок на ягодицах, впалую грудную клетку, заметную или начинающуюся сутулость. При сомнениях возможно измерение определенных частей тела сантиметровой лентой, проведение теста Адамса с наклоном туловища вперед.

Симптомы, возникающие при искривлении позвоночника

Даже небольшие искривления позвоночника приводят к серьезным проблемам со здоровьем, являются причиной многих недомоганий и болевых ощущений. Нарушение осанки у детей в любом возрасте чревато появлением следующих неприятных симптомов:

  • возникновение патологии внутренних органов (сердца, легких, пищевода или желудка) вследствие сдавливания грудной клетки, сильного напряжения спины;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • затруднение поверхностного дыхания, приводящего к кислородному голоданию организма;
  • замедление обмена веществ;
  • ухудшение памяти, появление риска возникновения анемии, бронхита, пневмонии;
  • частые запоры, спазмы в кишечнике;
  • слабые или сильные боли в спине, шее, поясничном отделе, быстрое утомление и рассеянность;
  • диагностика остеохондроза, деформаций грудной клетки, сильного сколиоза и плоскостопия.

Профилактика и лечение искривления позвоночника у детей

Для профилактики нарушений, связанных с искривлением позвонков, необходимо придерживаться оптимального режима дня, больше времени уделять прогулкам и физическим упражнениям.

Мебель должна быть удобной, подобранной по росту ребенка, свет тоже надо настраивать так, чтобы удобно было писать, читать с прямой спиной. Спать малыш или подросток должен на ортопедическом матрасе, подушку лучше выбрать плоскую.

Если на осмотре ортопед потребовал соблюдения определенных рекомендаций, выполнять их следует неукоснительно. При слабо выраженных формах нарушения осанки специальные лечебно-профилактические упражнения приводят к ее полному выправлению.

При сильных проявлениях деформации иногда требуется вмешательство хирургов, назначение операций с последующей реабилитацией.

Лечение включает в себя следующие методы и процедуры:

Во всех случаях ответственность за здоровье детей лежит на их родителях, поэтому следить за осанкой нужно с самого раннего возраста. Предупредить искривление позвоночника намного проще, чем потом лечить различными способами очень долгое время.

Критерии оценки осанки и определение степени нарушения осанки.

Оценочные критерии правильности осанки рассматриваются в положении стоя, без напряжения, в привычной для человека позе. При этом обращается внимание на целый комплекс объективных показателей. Так, при фронтальном осмотре оценивается положение плеч – они должны располагаться на одной линии и быть слегка развернутыми назад и немного опущены. Расстояние от уха до плеч должно быть одинаково с обеих сторон.

Тест на определение типа осанки

Грудная клетка при правильной осанке слегка выпуклая, живот же, напротив, должен быть втянут. Ноги – прямые, не согнутые в коленных и тазобедренных суставах, а стопы имеют достаточную естественную выемку с внутренней стороны.

При боковом осмотре отмечается взаимное положение головы и туловища – они должны находиться на одной вертикальной линии. Лопатки прижаты к спине, не выпирают. Кроме того, что очень важно, оценивается состояние естественных изгибов позвоночника. Например, шейный лордоз должен находиться в пределах 2-2,5 см, изменения в большую или меньшую сторону считается отклонением от нормы. Естественным показателем для поясничного лордоза считается 2,5-3 см. Грудной кифоз в норме должен находиться в пределах от 3-х до 4-х см. Угол, соединения таза и позвоночного столба находится в пределах 17-23 градуса. Разумеется, что все эти замеры может с точностью произвести только врач-специалист.

При всех нормальных показателях центр тяжести туловища проецируется на переднюю часть стоп, что обеспечивает устойчивость при прямохождении и нормальное функционирование органов и систем. Правильная оценка состояния осанки очень важна для выявления вероятных нарушений и своевременной их коррекции.

Различают три степени нарушения осанки.
I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
IIстепень — характеризуется увеличением количества симпто мов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень — характеризуется серьезными нарушениями осан ки, которые не устраняются при разгрузочном положении позво ночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени.
В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д.Ловейко, М. И. Фонареву, 1988).
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.
Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены. Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные», ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц
брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены. На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника. При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны. Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.
Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.
Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки — длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников — на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного
с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 61; Нарушение авторских прав

Нарушения осанки и их коррекцияПлоская спина

Фронтальная асимметрия

Нарушения осанки во фронтальной плоскости можно увидеть, глядя на человека сзади и спереди. Они вызваны отклонением позвоночника от вертикальной прямой.

Сфотографируйтесь без одежды и проверьте наличие следующих признаков:

  • Плечи: плечо на выпуклой стороне выше.
  • Лопатки: лопатка на вогнутой стороне расположена ниже и ближе к центру спины.
  • Руки: рука на выпуклой стороне кажется ближе к телу.
  • Таз: край подвздошной кости выше на вогнутой стороне.
  • Больше жировых складок в поясничной и шейной областях на вогнутой стороне.
  • Соски на разной высоте; голова наклонена вправо или влево.

Дополнительный признак — неодинаковая гибкость на правой и левой сторонах тела. Ее можно обнаружить при боковых наклонах и при попытке сцепить в замок руки за спиной.

Асимметрия может быть С-образной (одна дуга позвоночника, изображена на рисунке) или S-образной (обычно одна основная дуга в одну сторону и меньшая, компенсирующая, дуга в другую сторону). Например, может наблюдаться более сильная асимметрия в верхней части спины, чем в поясничной области. S-образный случай сложнее для коррекции.

анатомияПрактическая работа № 7

Тип искривления можно точно определить на рентгеновском снимке.

Функциональная и структурная асимметрия

Функциональная асимметрия связана с неодинаковой силой мышц слева и справа; она исчезает при разгрузке мышц в положении лежа.

Структурная асимметрия вызвана скручиванием позвоночника вокруг своей оси (истинный сколиоз). Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Нарушения осанки в этом случае сохраняются при разгрузке позвоночника. Из-за скручивания в грудном отделе позвоночника ребра на стороне изгиба выпячиваются назад — при наклоне вперед в области грудной клетки виден характерный горбик.

Для точного определения типа нарушения, как и для ранней диагностики сколиоза необходим рентгеновский снимок.

Лечение истинного сколиоза — трудная задача и не сводится только к самостоятельной гимнастике. Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены и тем более, если они прогрессируют, нужно обратиться к врачу.

Коррекция фронтальной асимметрии

Программа коррекции включает, прежде всего, исправление осанки в повседневных ситуациях.

Упражнения:

  • Симметричные на укрепление мышц спины и живота и на расширение диапазонов движения в суставах. Подойдут упражнения, выполняемые из положения лежа при условии сохранения симметричного положения тела относительно позвоночника, такие как «рыбка» или «лодочка».
  • Асимметричные на растяжение мышц на вогнутой стороне и на укорочение мышц на выпуклой стороне.
  • На дыхание для увеличения объема легких и подвижности и гибкости в грудном отделе.
  • Различные статичные висы и тяги.

В то же время, не следует слишком увлекаться упражнениями на гибкость спины — это может привести к ухудшению.

При фронтальных нарушениях все упражнения, и особенно асимметричные упражнения, должен подобрать врач на основе точной диагностики, так как неправильно составленная программа может ухудшить ситуацию.

По книге Postural Disorders and Musculoskeletal Dysfunction: Diagnosis, Prevention and Treatment (Gill Solberg).