Какой мужчина подходит

28.02.2020 0 Автор admin

Функционально-смысловые типы речи

Типы речи в тексте

Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

  1. Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
  2. Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
  3. Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
  2. Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
  3. Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:
    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
  2. синтаксических:
    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;

    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;

    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;

  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.

Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…> Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

5 главных типажей мужской внешности

Фэшн-блогер Роман Медный составил для Playboy список из 5 самых распространенных мужских типажей и дал их обладателям советы по стилю.

Фото: Fotolia.com/Andrey Kiselev

Для многих парней кэжуал — это надеть все подряд, стиль, с которым можно не заморачиваться, потому что требования к нему невысокие — это же всего-навсего кэжуал.

Но при этом одни парни в джинсах и футболках выглядят привлекательно, а другие совсем серо. И речь не идет о том, что для кэжуала следует подбирать более яркие вещи, обращающие на себя внимание, а о том, что кэжуальная одежда, как и любая другая одежда, должна соответствовать внешности.

Когда я давал лекцию на тему системы Дэвида Кибби, меня спросили, относится ли эта система к парням. И да, и нет. С одной стороны, она позволяет довольно четко понять, что вам точно не подойдет, но при этом строить на ней такие точные рекомендации, как у девушек, не получается. Зато можно правильно наметить общее настроение образа. Могу сказать, что для большинства мужчин этого более чем достаточно — научиться избегать того, что откровенно портит, а также понять общее направление развития.

Итак, моя интерпретация системы Кибби применительно к парням. Говорить будем о кэжуале.

1. DRAMATIC

Наиболее брутальный типаж.

На фото актер Джейсон Момоа. Фото: REX/Fotodom.ru

Главные отличительные черты данного типажа:

— средний или высокий рост;

— атлетическое телосложение;

— яркие цвета во внешности (смуглая или легко загорающая кожа, темные волосы, карие или контрастные голубые глаза);

— жесткая структура волос.

Чаще всего такой типаж раскрывается к среднему возрасту, когда к яркой внешности прибавляется еще и опыт.

Первое впечатление от данного типажа — брутальность, жесткость, характер.

На фото актер Крис Хемсворт. Фото: REX/Fotodom.ru

Больше всего ему идет классический костюмный стиль, поэтому даже в кэжуале ему лучше держаться этого направления:

— насыщенные, глубокие цвета;

— контрастные сочетания;

— четкие линии силуэта;

— графичность.

А вот излишняя фактурность, светлые тона, клетка сильно простят данный типаж. Он может превратиться либо в водопроводчика, либо в жиголо, либо в молодящегося мужчину в кризисе среднего возраста.

На фото актер Джейсон Момоа. Фото: REX/Fotodom.ru

2. CLASSIC

В меру спортивный и элегантный.

На фото футболист Дэвид Бекхэм. Фото: REX/Fotodom.ru

Его отличительные особенности:

— гармоничные тонкие черты лица;

— мягкие цвета внешности;

— мягкая структура волос;

— пропорциональное телосложение, но при этом мускулатура не очень рельефная;

— элегантное строение кисти, возможна узкая ступня.

Фото: REX/Fotodom.ru

В кэжуале им следует делать ставку на цвета, идеально соответствующие внешности, подчеркивая цвет глаз и тон кожи. Однотонная футболка/рубашка и джинсы без обилия потертостей — идеальное решение.

Фото: REX/Fotodom.ru

А вот когда этот типаж увлекается многослойностью, клеткой, сочетанием разнообразных выраженных фактур, он начинает выглядеть как потрепанный плюшевый медведь.

3. NATURAL

Данный типаж часто встречается в наших краях.

На фото актер Бенедикт Камбербэтч. Фото: REX/Fotodom.ru

Его отличительные черты:

— непропорциональные черты лица (сам Кэмбербратч говорит «У меня что-то среднее между мордой выдры и тем, что люди считают привлекательным»);

— прямой или треугольный силуэт;

— при худощавом телосложении непропорциональные конечности;

— при полноте акцент на бедра.

Фото: REX/Fotodom.ru

В кэжуале данному типажу больше всего подходит небрежность. Все должно иметь красивую выраженную фактуру. Идеально на них смотрится сочетание нескольких принтов (несколько видов клетки, цветочные принты). Однако, учитывая то, что цвета внешности данного типажа обычно не очень насыщенные, лучше отдавать предпочтение естественным цветам. Милитари и винтажные акценты также украсят данный типаж.

А это тот случай, когда «простота хуже воровства». То, что идеально подходило «классическому мужчине», превращает «естественный типаж» в Ваньку.

Фото: REX/Fotodom.ru

4. ROMANTIC

Не предрасположенные к спорту мужчины. На фото актер Леонардо Ди Каприо. Фото: REX/Fotodom.ru

Его отличает:

— пропорциональные аккуратные черты лица;

— мягкая структура лица и тела;

— возможна склонность к полноте;

— средний рост;

— мягкие тонкие волосы, возможна склонность к потере волос.

Фото: REX/Fotodom.ru

Мужчины данного типа обычно очень привлекательны в юности, но с возрастом теряют свой шарм. Посмотрите, что произошло с возрастом с Конкиным и Смеховым, сравните фото в 16 и 40 Ди Каприо. Иногда, как в случае с Брэдом Питтом, пластическая хирургия позволяет из романтического типажа выкроить классический, но это единичные случаи.

В кэжуале данному типажу лучше опираться на ассоциации с художниками, поэтами и литературными героями. Им идет артистизм и легкая экстравагантность.

Фото: REX/Fotodom.ru

5. GAMIN

По-французски это слово означает «мальчишка». На фото актер Джеми Дорнан. Фото: REX/Fotodom.ru

Отличительные черты:

— миловидная внешность;

— яркие, выразительные глаза;

— средний или низкий рост;

— рельефная компактная мускулатура.

Данные парни чато выглядят сильно моложе своего возраста. Тут работает принцип «маленькая собачка — всю жизнь щенок». Сюда можно отнести таких актеров как Элайджа Вуд, Тоби Магуайр, Дэниел Рэдклифф, Том Круз и многих других.

В кэжуале им большее всего идет быть модниками. Они могут сочетать несочетаемое, приправляя это яркими трендовыми аксессуарами. Контраст стилей и настроений — вот его главная фишка.

Фото: REX/Fotodom.ru

А вот когда он упирается в классику — это начинает выглядеть нелепо. Право же, без одежды Дорнан выглядит сильно лучше, чем в этом черном костюме!

Фото: REX/Fotodom.ru

Хотя, могут быть и исключения.

Фото: REX/Fotodom.ru

Ну что, определились со своим типажом?

Главные тренды лета: костюмы, поло, купальные шорты >>

Как выглядеть элегантно, но не терять яркость >>

Самые стильные мужские очки лета 2016 >>

Главные новинки лета: сухой шампунь, морской аромат и щетка для умывания >>

5 обязательных вещей, которые пригодятся на любом фестивале >>

Главные тренды лета: легкий парфюм и активатор загара >>

Как правильно носить пиджак >>

Как хорошо выглядеть и не разориться >>

4 безупречных образа джентльмена >>

Топ-5 лучших образов для бородача >>

  • Роман Медный