Какие предметы изучают в медицинском колледже

16.08.2018 0 Автор admin

Привет! Я решил сделать небольшой обзор первого курса в медицинском университете. Главным образом, он адресован тем, кто только поступил в мед и не совсем представляет, что будет дальше. Надеюсь, моя статья поможет вам адаптироваться.

Про анатомию

Первым делом из предметов вас шокирует, конечно же, анатомия. Огромное количество новых терминов, непонятная механика самого предмета, огромные, на первый взгляд, задания…как с этим справиться?

Совет 1:

Не запускайте анатомию. После каждой пары оставайтесь в анатомичке и рассматривайте каждую кость, которую вы проходите. Тщательно готовьтесь к каждому семинару. Кстати, латинский язык, при всей своей сложности на первый взгляд, отлично подходит чтобы на нём запоминать анатомические термины.

Совет 2:

Обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте видеоуроки. Многие университеты не имеют достойного оснащения в плане препаратов, но у нас с вами есть огромное преимущество перед предыдущими поколениями медиков. Русский ютуб полон отменными видеоуроками по анатомии.

Самые качественные уроки, как правило, содержатся на каналах великолепного профессора Владимира Александровича Изранова. Но вы также можете увидеть и другие уроки, сделанные студентами, тоже очень неплохие.

Совет 3:

Рисуйте органы, которые вы изучаете на анатомии, подписывайте их элементы на латинском. Это довольно хороший приём для запоминания. Особенно отлично он подходит для изучения сосудов и нервов, но и кости тоже неплохо запоминаются.

Впрочем, я не всегда всё рисовал.

Специальность "Сестринское дело": особенности обучения и работы по профессии

Помню, перед зачётом по мочевыделительной системе я два раза подряд посмотрел видео Владимира Изранова про почку (оно достаточно длинное, около 40 минут), затем рассказал другу по телефону и на следующий день получил 5 по этой теме.

Но, тем не менее, рисование и подписывание элементов всегда полезно.

Про органическую химию

Тоже очень важный предмет. В разных университетах её сдают по-разному (где-то зачётом, где-то экзаменом), но спрашивают на семинарах, как правило, везде довольно жестко.

Совет 1

Органическая химия в медицинских университетах — это химия названий и типичных реакций. В самом начале вам будет необходимо уметь составлять названия веществ по формулам, а также — формулы по веществам. Выучите номенклатуру:

  • C (Метан) ;
  • C-C (Этан) ;
  • C-C-C (Пропан) ;
  • C-C-C-C (Бутан) ;
  • C-C-C-C-С (Пентан) — и ещё несколько;

И функциональные группы:

  • -NH2 (Аминогруппа, суффикс «амин»);
  • -COOH (Карбоновая кислота, суффикс «овая кислота»);
  • -С-OH (Спирт, суффикс «ол»);
  • С=О (Кетон, суффикс «он») — и ещё несколько.

Это, конечно, не все номенклатурные единицы и не все функциональные группы, но, думаю, принцип вы поняли. Если вы выучили этот материал, то для вас не составит труда, например, отгадать C-C-OH (этанол).

Совет 2

Сделайте табличку, левая часть которой будет содержать формулу типичного представителя нужного вам класса (например, пропаналь — представитель альдегидов), а правая — 3-4 типичные реакции с ним (например, серебряное зеркало). Сам процесс расписывания формул в этой таблице отлично помогает запомнить типичные свойства нужных вам классов соединений.

Особенно важно (для дальнейшего курса биохимии) помнить свойства кислот, аминосоеднений и кетонов.

Совет 3

Вам очень могут помочь школьные учебники по химии за 10 класс (там, где изучалась неорганика).

Про латинский язык

Грамматика в латинском языке не самая простая. Даже произношение разных буквенных сочетаний имеет довольно объёмный список правил. Старайтесь их выучить, но, самое главное, налегайте на словарный запас.

Совет 1

Как я уже писал, можно, не зная всех правил, получать хорошие оценки исключительно из-за словарного запаса. Но в таком случае вы должны знать действительно много и из анатомической, и из клинической терминологии.

Моё наблюдение — многие преподаватели по латинскому языку очень любят студентов, которые знают большое количество слов. Особенно выгодны для вас ситуации, когда требуется перевести какое-либо слово, весь поток молчит, а вы отвечаете. Пусть в самом начале семестра таких ситуаций будет несколько — вы сразу завоюете симпатию преподавателя. Именно для этого я создал небольшую подборку из уроков лексики латинского: раз, два и три.

Совет 2

Старайтесь учить слова небольшими группами, создавать ассоциации для каждого слова. Я, например, сидя на парах по истории, иногда писал на полях 5-6 латинских слов по памяти и подписывал переводы. Это нужно делать и дома, в перерыве между другими занятиями. Не отнимает много времени, но запоминается прекрасно.

Про биологию

Не буду дублировать уже написанное мной в статье про экзамен по биологии. Там, на самом деле, все рекомендации по работе с этим предметом я расписывал. Повторюсь только, что на ютубе есть канал от замечательной девушки Александры (увы, не знаю фамилии), где практически каждая тема курса биологии филигранно разложена по полочкам. Не устану повторять, что её урок про митоз — произведение преподавательского искусства.

Про бесполезныe немедицинские предметы

Педагогика, психология, философия, русский язык, математика — речь идёт именно о них.

Я всегда был сторонником правильного распределения времени — то есть, на парах по психологии и педагогике я всегда припрятывал записи по БОХ, схемы по анатомии или что-то в этом роде и занимался, по большей части, именно этим. Такая тактика полезна, с одной стороны — вы занимаетесь реально полезной вещью, а не той, которая вам пригодится лишь при разгадывании кроссвордов.

Однако, они могут таить в себе серьёзную опасность для студентов, особенно для тех, кто учится на бюджете. Если вы будете откровенно пренебрегать немедицинским предметом, то он может обернуться для вас большими проблемами. Старайтесь не наживать себе неприятностей из ничего — разумнее всего просто честно отсидеть на всех парах, пару раз ответить, получить автомат и спокойно учится дальше.

Но тем не менее:

Прелесть первого курса в том, что, как говорил один мой уважаемый коллега, «на первом курсе умнеешь не по дням, а по часам». Это действительно так — на вас за год сваливается гигантское количество новых знаний по самым разным предметам, только успевайте их впитывать. Разумеется, главные вещи — это анатомия, гистология, несколько химий и прочее. Но и на немедицинских предметах можно (наверное) узнать что-то полезное. Не пренебрегайте этой возможностью!

Категория: Крахмал, сахар, мед, кондитерские товары

Мед — древнейший пищевой продукт, вырабатываемый медоносными пчелами из нектара, собранного с цветов или пади. Можно предположить, что это первый сахаристый продукт, применявшийся для питания. Процессы образования меда связаны с изменением состава и свойств нектара цветов и пади, продуцируемого насекомыми в результате деятельности пчел.

Пчелы собирают нектар непосредственно из активных желез растения — нектарников, в то время как падь, выделяемая насекомыми, питающимися соком растений, поступает к пчелам в качестве вторичного материала. Нектар и падь пчелы превращают в мед. Состав нектара отличается от состава сока растений. Он представляет собой в основном водный раствор сахаров, состав которых зависит от вида растений.

По данным В. К. Пельменева, в составе нектара липы амурской содержится 31,1% глюкозы, 30,4% фруктозы и 32,1% сахарозы; липы маньчжурской — 23,4% глюкозы, 25,3% — фруктозы и 45,3 — сахарозы; нектар липы этих видов содержит до 6% мальтозы. В нектаре каштана конского и иван-чая преобладает сахароза и глюкоза, фруктозы очень мало; в нектаре гречихи этих сахаров приблизительно поровну; нектар барбариса содержит только одну сахарозу; в нектаре малины и груши преобладают простые сахара; липы мелколистной и яблони — сахароза.

Превращение нектара в мед — сложный физиологический и физический процесс, в котором участвует вся рабочая часть пчелиной семьи. Нектар содержит 50-75% воды, 13-45,3% сахарозы, 20-31% моносахаридов, а также ароматические и минеральные вещества, органические кислоты, витамины, ферменты, антимикробные и другие соединения. Они придают получаемому меду характерные свойства.

Наиболее охотно пчелы берут нектар с концентрацией сухих веществ около 50%. И обычно не собирают нектар, содержащий менее 15% сахара (этот нектар слишком густой).

Сбором нектара занимаются летные пчелы (пчелы-сборщицы). Летом за день они делают 8-10 вылетов, принося по 20-25 мг нектара. Пчела хоботком собирает с цветов нектар, который через полость рта и пищевод поступает в медовый желудочек (зобик). При забирании нектара к нему примешивается секрет нижнечелюстных желез пчелы. Наполнив нектаром свой медовый желудочек, пчела-сборщица возвращается в улей, передает нектар молодым пчелам-приемщицам, а сама снова улетает за взятком. Молодые пчелы после принятия нектара начинают обрабатывать его своими ротовыми органами, многократно вытягивая капельки нектара в пленку и проглатывая. При этом из нектара испаряется значительная часть воды, он обогащается ферментами, органическими кислотами и другими секреторными выделениями пчелы. Затем нектар пчелы откладывают в свободные соты, которые не заполняются доверху, в них продолжается концентрирование нектара. После загустения нектар переносится в другие ячейки, где его созревание заканчивается и он превращается в мед. В это время нектар подвергается действию теплого воздуха, циркулирующего в улье. Быстрыми взмахами крыльев пчелы осуществляет вентиляцию.

Изменения, происходящие при образовании меда, еще недостаточно изучены. Основные процессы, протекающие при этом, — это разложение сахарозы на глюкозу и фруктозу, а также испарение воды. Медовая инвертаза проявляет свойства а или (З-глюкозидазы, поэтому в меде содержится несколько больше фруктозы, чем глюкозы, или наоборот.

Наряду с разложением сахарозы в процессе созревания меда происходит образование олигосахаридов, ферментативное отщепление от олигоз молекул глюкозы или фруктозы. В результате этих реакций снижается содержание сахарозы, увеличивается количество фруктозы, глюкозы, а также олигосахаридов. Рост концентрации минеральных веществ и кислот приводит к формированию буферной системы и установлению определенного значения pH.

Изменения, происходящие при созревании меда, представлены в табл.

Таблица

Изменения состава нектара (апельсина) при образовании меда, %

Состав

Нектар

Мед

Вода

76,0

16,0

Фруктоза

6,3

41,0

Глюкоза

5,2

34,0

Отношение

фруктоза / глюкоза

1,2

1,2

Сахароза

13,0

4,1

Кислоты

0,02

0,12

Зола

0,1

Пчелы запечатывают соты с медом после достижения им влажности 18-20%. Минимальный срок пребывания меда в улье составляет 7-10 суток. Преждевременно откаченный незрелый мед имеет повышенную влажность и содержание сахарозы. Он быстро портится. Созревший мед может сохраняться долго; и за счет высокой концентрации сахара в нем не происходят процессы брожения. Созревание меда, а также ферментативные процессы продолжаются и после запечатывания сот, но значительно медленнее.

Кроме меда ценными продуктами пчеловодства являются воск, пыльца, прополис, пчелиный яд, маточное молочко. В каждом из них содержится до 300 и более различных природных компонентов.

Воск образуется специальными железами пчел и представляет собой твердое, мелкозернистое на изломе вещество от бесцветной до темно-коричневой окраски. Используется более чем в 40 отраслях промышленности, в том числе авиационной, текстильной, электротехнической, кожевенной, фармацевтической и др., находит применение в медицине, парфюмерии, косметике.

Цветочная пыльца, которую пчелы собирают с цветов, богата моносахаридами, минеральными и белковыми веществами, ферментами, витаминами, гормонами роста, ароматическими веществами. В пыльце содержится до 30% белковых веществ (альбумины, глобулины) и их фракции. Она служит для кормления расплода и снабжения желез, которые вырабатывают маточное молочко, ферменты и воск. Пыльца является концентрированным продуктом и используется в медицине, косметике, питании.

Перга представляет собой цветочную пыльцу, собранную пчелами, уложенную, утрамбованную в ячейки сотов и залитую медом. Под действием ферментов в пыльце происходит молочнокислое брожение, а образующаяся при этом молочная кислота консервирует смесь пыльцы с медом и превращает ее в пергу. В состав входят белки, сахара, жиры, минеральные вещества, молочная кислота, ферменты, витамины, гормоны. Перга является важным белковым кормом для пчел и используется с лечебной и профилактической целью в медицине.

Прополис (пчелиный клей) представляет собой смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. Пчелы обмазывают прополисом стенки улья, заделывают щели и трещины, полируют ячейки сотов для придания им большей прочности и стерильности, а также замуровывают трупы пробравшихся в улей мышей, насекомых и др., которых они не в состоянии выбросить. Основными составными частями прополиса являются растительные смолы, воск, эфирные масла, цветочная пыльца. В нем содержатся также различные микроэлементы, витамины, бактерицидные вещества. Специалистами установлено, что прополис обладает бактерицидными, антитоксическими, противовоспалительными, анестезирующими и стимулирующими свойствами. В прополисе содержатся фенольные соединения (флавоны, флавононы, фловоноиды).

Первый курс медицинского университета: краткое руководство

Их содержание доходит до 25%. В связи с этим он находит все более широкое применение в медицине и ветеринарной практике.

Пчелиный яд также является продуктом секреторной деятельности желез пчел в виде бесцветной, очень густой жидкости с резким характерным запахом и горьким жгучим вкусом.

Лечебные препараты из пчелиного яда, выпускаемые фармацевтической промышленностью, широко используются в медицинской практике.

Маточное молочко — секрет специальных желез молодых пчел, которым они кормят личинок и маток. Оно представляет собой желто-белую желеобразную массу со специфическим запахом и кисловатым вкусом. В составе маточного молочка присутствуют все вещества, необходимые для развития живого организма: белки, углеводы, жиры, витамины, аминокислоты, ферменты, гормоноподобные и антимикробные вещества. В маточном молочке содержатся до 50% белковых веществ, все природные аминокислоты, липиды стеролы, фосфатиды, свободные жирные кислоты, в особенности высокоактивные ненасыщенные, количество которых в маточном молочке составляет до 70% от липидной фракции. Благодаря этому составу оно является высококачественным питательным и биологически активным продуктом. В качестве профилактического и лечебного средства оно применяется в медицине, в парфюмерной промышленности для изготовления кремов. Вопросы лечебного применения маточного молочка, его физиологического и фармакологического действия широко изучаются специалистами.

Многие вещества, входящие в состав биологически активных продуктов пчеловодства, — эфирные масла, органические кислоты, витамины, ферменты, минеральные вещества (макро- и микроэлементы), альдегиды, спирты, многообразные углеводы (в меде до 80%) и другие природные вещества не синтезируются в организме человека, а биологически активные деценовые кислоты вырабатываются, по-видимому, только в организме пчелы и обусловливают специфичность продуктов пчеловодства.

О чём стоит знать, поступая в медицинский, или краткое пособие для студента-медика

Учеба в медицинском колледже увеличивает шансы на успешное поступление в медицинский вуз. Эксперты отмечают, что приблизительно 95% выпускников медколледжей становятся студентами мединститутов, причем более половины из них поступает на бюджетные места.

Поступление в медицинский колледж становится возможным после окончания 9-го класса общеобразовательной школы. На базе неполного среднего образования обучение длится три года 10 месяцев, затем учащиеся могут проходить испытания в медицинский вуз на упрощенной основе. Большинство таких колледжей сотрудничает с высшими учебными заведениями медицинского профиля или входит в структуру медицинских вузов.

Подача документов

Прием документов длится до 1 августа. В случае недобора нужного количества учеников срок может быть продлен даже до конца сентября. Понадобится предоставить:

  1. Справку 086/у.
  2. Заявление на имя директора колледжа.
  3. Шесть фото 3х4.
  4. Аттестат об окончании 9-ти классов.
  5. Паспорт. Если еще не выдан, то любое другое удостоверение личности.
  6. Характеристику с места предыдущей учебы (если потребуется).

Очень важным моментом при поступлении является достойный результат по ЕГЭ и высокие баллы по профильным дисциплинам: химии и биологии. Для любого колледжа обязателен достаточный уровень знания правил русского языка. На некоторых факультетах требования жестче и может понадобиться знание математики.

Основные специальности

Чтобы знать, как поступить в медицинский колледж, следует определиться с направлением подготовки. Медколледжи реализуют программы обучения следующим специальностям:

  1. Лечебное дело. Выпускники этой специальности становятся обладателями квалификации «фельдшер», что дает им право вести соответствующую трудовую деятельность. Например, можно быть фельдшером-ассистентом в карете скорой помощи. Можно работать в реаниматологии, педиатрическом, хирургическом или терапевтическом отделении медицинского учреждения. Продолжительность обучения составляет не менее 4-х лет.
  2. Сестринское дело. Недлительная образовательная программа. Квалификация выпускников этой специальности достаточно высока для того, чтобы работать в лечебных и профилактических, различных стационарных медицинских учреждениях. Медсестры ассистируют специалистам более высокой квалификации, оказывают первую медицинскую и доврачебную помощь, осуществляют профилактику заболеваний, организовывают различные лечебно-профилактические процедуры.
  3. Акушерство. Выпускник имеет право вести акушерскую деятельность в медицинских учреждениях, сопровождать беременность, помогать женщинам при родах, работать с гинекологическими больными.
  4. Ортопедическая стоматология. В результате успешного прохождения этой программы в колледже выпускник становится обладателем квалификации «зубной техник» (не путать с врачом). Зубной техник специализируется на изготовлении зубных протезов. Во время обучения студенты колледжа осваивают работу с аппаратами и оборудованием, применяемыми в протезировании зубов.
  5. Фармация. Специалисты этого профиля работают в аптеках и на складах медикаментов.
  6. Лабораторная диагностика. Выпускник получает квалификацию «техник медицинской лаборатории». Специалисты этой сферы могут работать в пунктах переливания крови и сдачи биоматериала, в клинических и биохимических лабораториях, диагностических кабинетах. Медицинские лабораторные техники, имеющие соответствующее среднее образование, могут выполнять обязанности операторов различной современной лабораторной и диагностической техники.

Экзамены

Не стоит впадать в крайние степени беспокойства и беспрерывно задаваться вопросом, как поступить в мед колледж. Целесообразнее основательно подготовиться к вступительным испытаниям. Для начала обеспечить себе высокий средний балл школьного аттестата и ликвидировать пробелы в знаниях по русскому языку и биологии. Скорее всего, при поступлении потребуется пройти письменный экзамен по русскому языку и собеседование по биологии. Для некоторых специальностей к биологии может прибавиться собеседование по химии или письменный экзамен по алгебре.

Согласно нововведениям, абитуриенты, поступающие после 9-го класса, зачисляются на основании результатов ГИА, а выпускники 11-х классов — по итоговым оценкам ЕГЭ. Но руководство большинства медицинских колледжей предоставляет своим абитуриентам возможность пройти процедуру зачисления посредством сдачи вступительных экзаменов. Если вы не уверены в результатах ЕГЭ и ГИА, надежнее предпочесть экзаменационный вариант.

Выпускники 9-х классов учатся в среднем 3 года и 10 месяцев, выпускники 11-х –  на один год меньше.

Эффективную помощь в поступлении окажет учеба на подготовительных курсах при избранном колледже.

Специальность «Сестринское дело»

Обычно длительность таких курсов составляет от полугода до года. Если вы выбрали вариант с поступлением по результатам ЕГЭ и ГИА, но не сумели пройти конкурс, не отчаивайтесь. В медколледжах практикуется организация специальных дней, когда все желающие могут сдать вступительные экзамены.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России.

Сегодня СтГМУ стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. В университете можно получить и среднее специальное образование.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований.

Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и четырех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, клиники эндоскопической и малоинвазивной хирургии, стоматологической поликлиники.

На сегодняшний день в вузе действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Университет сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России.

Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ

Принятая в СтГМУ модель СМК соответствует требованиям к гарантии качества услуг для всех потребителей и заинтересованных сторон, достаточно легко адаптируется к новым требованиям, выдвигаемым заинтересованными сторонами, подлежит общественной сертификации в российских и международных органах по сертификации.

Медицинское образование: коррекция учебных программ

В статье рассматриваются основные недостатки существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза и рост дисциплин учебного плана. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления.

Профессор Ставропольского медуниверситета в Великобритании

В рамках реализуемого совместного проекта, профессор кафедры стоматологии Ставропольского медуниверситета Вольф-Дитер Гримм посетил Университет Рединга, Великобритания. С 2013 года сотрудники СтГМУ выполняют научные исследования в области регенеративной медицины.

Делегация СтГМУ посетила Индию

Делегация Ставропольского медуниверситета прибыла в столицу Индии город Дели для участия в работе Всеиндийского форума выпускников медицинских вузов России и стран СНГ. В рамках визита делегация посетила Национальный Парламент, где познакомилась с работой народных представителей от ряда политических партий.

Проблемы подготовки специалистов высшей школы

На базе Ставропольского государственного медицинского университета совместно с научной школой профессора В.С. Агапова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях".

Хирурги Ставропольского края повышают профессиональный уровень

Второй модуль цикла «Лапароскопия: технологии, навыки, приемы» прошел в Казанском образовательном центре высоких медицинских технологий при поддержке компании Ethicon. Главной задачей стало расширение теоретических знаний и практических навыков специалистов Ставропольского края в области лапароскопической хирургии.

Открытие III кластера Центра "Экстренная медицина, неотложная помощь"

В Ставропольском медицинском университете прошло торжественное открытие нового III специализированного кластера Центра практических навыков "Экстренная медицина, неотложная помощь". Кластер будет использован в учебном процессе у студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и курсантов постдипломного уровня подготовки.

Региональный этап Всероссийской студенческой хирургической олимпиады

Студенческое хирургическое олимпиадное движение было основано в 1988 году профессором Н.

Какие предметы изучают в медицинском колледже?

С. Королевой, дочерью известного конструктора С. П. Королева. 15-16 марта в стенах Ставропольского государственного медицинского университета прошел региональный этап СКФО XXII Всероссийской студенческой хирургической олимпиады, который проводился впервые.

1 Марухно В.М. 1

1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России кафедра философии

1.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.

2. Информационном письме Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2004г. «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования"

3. Кошелев И.А.. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы. /У Медицинский альманах № 1 (10), 2010. С. 51

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Информатизация общества и внедрение инновационных подходов в процесс обучения создали условия для проведения учебных курсов с использованием дистанционных форм обучения. Что же понимается под дистанционным образованием? Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет — технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность . Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137, которым установлены правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования . Широкое применение дистанционное образование получило на курсах повышения квалификации, а также при обучении детей-инвалидов.

Вопрос о применении такой формы обучения в медицинских учебных учреждениях остается дискуссионным. С одной стороны, преимуществами дистанционного образования является возможность обучения сразу большого количества студентов, облегчение учебного процесса, в случае обучения инвалидов, технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным, также, обычно, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь, за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижения расходов на организацию самих курсов.

Противники применения дистанционного образования в медицине считают, что освоение практических навыков, которые являются главной составляющей при обучении будущих медицинских работников, таким путем невозможно. Однако, на наш взгляд, применение такой формы обучения в медицинских учебных заведения не только возможно, а необходимо. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Для того чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы», необходима тщательная переработка учебного плана. Так, например, в Кубанском государственном медицинском университете существует две формы обучения — очная и заочная. В случае заочной формы обучения, которое возможно лишь на фармацевтическом факультете, существует реальная возможность успешного применения технологий дистанционного образования.

Что нужно покупать в медицинский университет на первом курсе?

Также дистанционное обучение является идеальной и наиболее оптимальной формой последипломного обучения и повышения квалификации, так как это помогает решить ряд проблем, возникающих у уже дипломированного специалиста, например, из-за разных рабочих смен и расписания дежурств у обучаемых врачей, различных подходов к работе и учебе. Также существует возможность применения дистанционных образовательных технологий у студентов, обучающихся на очных отделениях, например, при освоении общих теоретических курсов. Однако в настоящее время законодательно такая форма обучения при очной форме обучения не допускается, так в информационном письме Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2004г. «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования" указано, что очная форма обучения может быть организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала .

Конечно, нужно отметить, что медицинское образование имеет свои особенности, связанные с отношениями преподаватель-студент, врач-пациент. Но даже в таких случаях дистанционное обучение демонстрирует свою гибкость. Возможны следующие виды дистанционного обучения: без присутствия преподавателя, в случае освоения теоретического курса, с частичным присутствием преподавателя, при проведении практических и лабораторных занятий.

Итак, при наличии минимальных человеческих и технических ресурсов появляется возможность организации дистанционных курсов параллельно с традиционными методами обучения. Основой для внедрения данных технологий могут послужить пробные курсы, организованные на базе отдельных кафедр самого учебного заведения, так и на клинических кафедрах на базе лечебно-профилактических учреждений. При этом, по мнению Кошелева И.А., система дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: проведение дистанционных лекций, проведение семинаров с углубленным изучением ранее прочитанного лекционного материала; практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а также индивидуальные телемедицинские консультации . Однако в настоящее время острым остается вопрос о дефиците педагогов, которые могли бы разрабатывать и внедрить дистанционные курсы. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной. Разумеется, коллективами медицинских вузов принимаются меры для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день созданы все условия для обеспечения эффективного дистанционного медицинского обучения и повышения квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства. Скорее всего, уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений.

Библиографическая ссылка

Марухно В.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 154-156;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 03.10.2018).