Как воспитать волю

20.05.2018 0 Автор admin

Сила воли – основа достижения успеха

Люди рождаются с разными характерами и способностями. Есть одна категория людей, которых называют «успешными». Успешность не говорит о богатстве или известности, это характеристика человека, уверенного и спокойного, знающего свои желания и достигающего поставленных целей.

Чтобы стать таким человеком необходимо развивать в себе силу воли.

Что такое сила воли и зачем она нужна

Воля – это свобода в принятии решений и выборе действий. В животном мире перед лицом опасности существует только два варианта действий «Борись или беги!». Третьего не дано, иначе тебя съедят. В цивилизованном мире часто люди стоят на месте, предпочитая не замечать опасности. И оказываются в ловушке собственной беспомощности: и так жить дальше нельзя, и что-то сделать сил нет.  

Сила воли — это способность:

  • убирать внутренние барьеры-страхи, хандру, лень, все то, что мешает двигаться дальше;
  • преодоления барьеров наружных. Редко кому удается прожить без потрясений, испытаний и трудностей. Один человек при малейших лишениях впадает в ступор, опускает руки и тем самым еще глубже застревает в проблеме. Люди волевые в тяжелые моменты жизни, напротив способны достойно встретить удары судьбы, выстроить внутреннюю психологическую защиту и строить жизнь дальше, пусть и с нуля. Про таких говорят: «У него стальной стержень внутри, не сломаешь».

Сила воли не дается с рождения. У маленького человека внутри сидит импульсивное начало, которое просит защиты, безопасности и комфорта. Не хочется, так не хочется выходить из этой зоны. Но социум диктует свои условия: чтобы выжить, необходимо иметь волю и действовать в соответствии с ней.

Эту волевую часть нашей личности необходимо развивать, чтобы навсегда не остаться в роли маленького беззащитного ребенка, не отвечающего за свою жизнь.   

  

Волевого человека отличают следующие характеристики:

  1. Умение ставить цели исходя из потребностей, и действовать для их достижения.
  2. Принятие ответственности за свои поступки их последствия.
  3. Контроль над эмоциями. Волевой человек спокоен и гармоничен, держит гормоны в «узде».
  4. Совершенствование духа и тела, постоянное развитие, поиск новых приложений энергии и талантов.
  5. Неукоснительное выполнение принятых обязательств перед собой и другими людьми. «Не уверен — не обещай, пообещал – сделай!». Волевой человек — надежный, уважаемый другими людьми.
  6. Терпение, понимание того, что «все и сразу» бывает только в сказках. В жизни за каждым успехом стоит напряженный труд.
  7. Уверенность в себе. Нельзя быть неуверенным человеком, зная свои сильные и слабые стороны, цели и способы их достижения.

Сила воли нужна для того, чтобы чувствовать себя уверенно, жить интересно и так как хочется. Поэтому ее нужно развивать и усиливать. Будем разбираться как.

Как воспитать в себе силу воли

Во второй половине прошлого века психолог из Стэндфордского университета У. Мишел задумал проведение любопытного эксперимента. В комнату усаживали ребятишек в возрасте от 4 до 6 лет. На стол перед ними клали вкусную зефиринку. Перед детьми ставили условие: либо они едят лакомство, либо терпят 15 минут, а затем получают еще одно. Фактически дети должны были принять решение — получить зефир сразу либо потерпеть, но позже приобрести сладость в двойном размере.

Конечно, все отреагировали по-разному. Но самое интересное случилось позднее. Каждое десятилетие отслеживалась жизнь участников эксперимента и вот что выяснилось.

Взрослые ребята из числа тех, кто дождался второй зефиринки лучше учились, стали более успешными в профессии, меньше страдали от ожирения и зависимостей. Вывод понятен: самоконтроль над сиюминутными порывами дает огромные преимущества для достижения цели.   

 

Итак, основные шаги по воспитанию силы воли.

  1. Для начала нужно разобраться в себе. Это значит понять, в какой точке вы находитесь сейчас. Чего ждете в будущем, о чем мечтаете. Затем честно скажите себе, что вам мешает достичь мечты или успеха: лень, страх, вредные привычки? Этот этап самый важный! Зачем нужна сила воли человеку, который ни к чему не стремится?
  2. Планируйте необходимые изменения. Через месяц — бросить курить, через два — выучить французский язык, через три — поехать для изучения опыта в другую страну. Ставьте реальные цели и сроки, чтобы потом избежать разочарований. Вспомните про зефир – лучше потерпеть и получить вдвое больше.
  3. Начните с простых вещей- самодисциплины. Постройте свой режим дня таким образом, чтобы высыпаться. Самый здоровый сон с 22-00 до 24-00, не ложитесь позже! Делайте гимнастику, 15 минут – это немного. Но за 3 недели вы сформируете у себя привычку, а привычка, как известно, определяет судьбу. 
  4. Учитесь не избегать неприятных, противных дел, составьте их список. Каждый день выполняйте одно задание из списка. Можете начать с самого легкого. Гордость от выполнения работы, за которую не хотелось браться поднимет самооценку и укрепит силу воли. Да, и наконец, разберете тот самый шкаф в чулане.
  5. Всегда отвечайте за свои слова и обещания. Если они даны — делайте, хотите этого или нет, устали или нет, можете или нет. Неважно, вы пообещали.
  6. Не откладывайте ничего на «потом». Как же мы заблуждаемся думая, что впереди у нас больше времени, чем позади, и мы все успеем! Оттягивая важные решения и действия мы со 100% гарантий не получим ничего. Действуйте сейчас, сегодня.
  7. Волю парализует страх. Человек с сильной волей бросается вперед, отметая фобии. Делайте шаги к неизвестному, и вы поймете, что нет ничего, что может вас напугать! В случае если фобии носят патологический характер, конечно, следует обратиться к специалисту. Мы говорим о бытовых повседневных страхах из серии «а вдруг не получится?»
  8. Ничто так не закаляет характер как положительный опыт избавления от вредных зависимостей: алкоголь, курение, переедание. Освобождайтесь! Читайте методики, специальную литературу. Если вы сможете бросить курить- вы сможете все!

Выводим алгоритм воспитания силы воли: ставим цель — отсекаем все, что мешает до нее дойти. Не поддаемся на минутные слабости, имеем терпение и получаем вдвое больше, чем мечтали!

Как воспитать силу воли у ребенка

Сила воли не является характеристикой, данной от рождения. Ее формирование начинается около 4-5 лет. Чем качественнее родители выполнят эту часть воспитательной работы, тем легче ребенку будет в дальнейшей жизни.

Что нужно делать:

  1. Позволяйте малышу выполнять посильные действия — прибрать игрушки, постирать в тазике платье куклы, умыться. Так будет формироваться ответственность за свои поступки.
  2. Определите четко и однозначно, что можно делать ребенку, а чего нет. Будьте последовательны в своих оценках. Если что-то запрещено сегодня, не следует разрешать это завтра.

    Сила воли – основа достижения успеха

    В этих вопросах нужно достичь согласия всех членов семьи-мамы, папы, бабушек и дедушек.

  3. Ни в коем случае нельзя потакать капризам и истерикам. Шантаж, угрозы как средство достижения цели ничего общего не имеют с силой воли. У малыша возникнет уверенность, что добиться желаемого можно не упорным трудом, а битьем ногами и криком. Во взрослой жизни такое поведение вряд ли поможет.  
  4. Приучите ребенка с детства к соблюдению распорядка дня. Это и дисциплинирует и крепкое здоровье сохранит!

Развивать в чаде волевые черты нужно обязательно, но ни в коем случае не ломать его личность и тем более психику. Формирование у ребенка ответственности и самоконтроля должно проходить мягко и с любовью.

Как воспитать характер

Развитая сила воли поможет нам стать успешнее и добиться целей. Параллельно будем воспитывать в себе характер, то есть становится сильной самодостаточной личностью. Человек с сильным характером интересен окружающим, к нему тянутся, с ним хочется быть рядом.

Каковы же характеристики сильного характера?

  1. Личность отвечает за свои поступки, не полагается на случай или волю других людей. Сделать нас счастливыми можем только мы сами.
  2. Умение позитивно мыслить, получать удовольствие от мелочей. Не нойте, не жалуйтесь – это признаки слабой личности. С вечно недовольным человеком общаться не хочется! Не тяните энергию из других, и не тратьте на негатив свою.
  3. Сильная личность многогранна, интересна. Она всегда учится новому, совершенствуя тело и дух. Не останавливайтесь!
  4. Контроль эмоций. Спокойствие, выдержка, отсутствие паники — обязательные черты сильного характера. Это не значит, что нужно ходить с каменным выражением лица. Смейтесь искренне от души, выражайте любовь, обнимайтесь.
  5. Целеустремленность. Нельзя сдаваться под тяжестью обстоятельств. Сорвались вниз? Отдохните и карабкайтесь снова.
  6. Вера в себя, любовь к себе. Не говорите «не могу», «не получится». С какой стати? Если хоть у одного человека в мире это получилось, то может получиться и у вас.
  7. Личность не зависит от мнения и поступков других людей. Если подружке не нравятся ваши новые туфли, не бегите их менять. Вы же их выбрали! Если коллега говорит, что вы не сможете стать художником, берите кисти в руки. Это ваши желания и ваша жизнь!

Смотрите в видео: советы по формированию характера от Брайана Трейси.

5 топ фильмов, которые стоит посмотреть

В заключение предлагаем к просмотру фильмы, которые мотивируют на развитие волевых качеств, уверенности в своих силах и стремлении к счастью. 

  1. Форрест Гамп, США, 1994. История о пареньке с ограниченными возможностями, над которым издевались сверстники. Но несмотря на все испытания, он стал сильным мира сего, встретил любовь и обрел богатство.
  2. Побег из Шоушенка, США, 1994. Попав в тюрьму по необоснованному обвинению, молодой клерк-финансист, не только не попал под влияние системы. Он сделал лучше жизнь заключенных, а в итоге сумел сбежать из самого страшного заключения. 
  3. Жизнь прекрасна, Италия 1997. События происходят в концлагере времен II Мировой войны. Отец описывает сыну все происходящее как игру, чем спасает ребенку жизнь.
  4. Изгой, США, 2000. Рядовой инженер живет обычной жизнью, по накатанной колее. Крушение самолета меняет его жизнь в один миг. Оставшись единственным выжившим на необитаемом острове, он ведет многолетнюю борьбу за жизнь.
  5. Движение вверх, Россия, 2017 Захватывающая и трогательная история о силе духа советских спортсменов, вышедших в финал баскетбольной баталии с США. Исход матча решают последние 3 секунды…

Вселенной безразлично есть у нас сила воли или нет, но ей важно чтобы мы были счастливы. Каждый сам формирует свои желания, поступки и судьбу. Если вы хотите сделать свою жизнь интересной и яркой, начните сегодня. Верьте в себя и все у нас получится!   

Страницы:12345

Развитие воли у детей начинается с приобретения ребёнком способности управлять своими движениями. Для того чтобы совершать какие-нибудь волевые действия, ребёнок должен прежде всего овладеть своим телом, органами его, — он должен научиться произвольным движениям. У ребёнка имеются сначала лишь импульсивные, рефлекторные и инстинктивные движения. Он учится произвольным движениям, замечая результаты, к которым непроизвольно приводят его импульсивные и рефлекторные движения. Яркий, привлекательный для ребёнка предмет может вызвать у него непроизвольное движение ручонки; случайно прикоснувшись к предмету, он завладеет им. После того как аналогичные случаи повторятся несколько раз, соответствующие движения благодаря кинестетическим ощущениям выделятся, и постепенно закрепится связь их с тем эффектом, к которому они приводили. В результате непроизвольное движение преобразуется в произвольное. На основе небольшого числа сначала приобретённых простых произвольных движений у ребёнка начинают вырабатываться всё более сложные произвольные движения. Неудача попытки завладеть каким-нибудь привлекающим его предметом посредством элементарных движений, которыми ребёнок уже овладел, заставят его в ряде новых попыток и как бы «опытов» несколько видоизменить свои движения, соединить или расчленить их. Этот процесс выработки произвольных движений не мог бы, конечно, дать сколько-нибудь значительных результатов, если бы он основывался только на собственном «опыте» ребёнка. Но выработка произвольных движений у ребёнка совершается в окружении взрослых и под их руководством. Существенную роль при этом играет подражание.

Первые подражательные движения были подмечены у детей уже на 3—4-м месяце жизни. Так, Прейер подметил, как ребёнок 4 месяцев надувал губы, когда их надувал его отец, а Дарвин наблюдал у своего четырёхмесячного сына подражание звукам. Подражание начинает играть значительную роль в поведении ребёнка со второй половины первого года.

Сначала подражание имеет несознательный и собственно непроизвольный характер. Характер его изменяется и роль его увеличивается позже, по мере того как у ребёнка расширяется мышечный опыт собственных движений и способность следить за чужими движениями. Вслед за подражанием всё бОльшую роль начинают играть другие формы собственно обучения, связанного со словесными указаниями.

Лишь в результате собственного опыта ребёнка, подражания и обучения, неразрывно сплетающихся друг с другом, происходит овладение более тонкими и сложными движениями, их дифференциация и координация.

Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребёнка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели.

Прейер, как известно, подразделил произвольные движения у ребёнка на: 1) подражательные, 2) выразительные (экспрессивные) и 3) разумные — собственно волевые действия. Из них подражательные он считает наиболее ранними.

Будущие выразительные движения обычно возникают сначала в виде импульсивных движений, а не выразительных (экспрессивных в собственном смысле слова). Улыбка, как появляющаяся сначала у младенца, является импульсивным движением; рано можно (катанием) вызвать и рефлекторный смех. Позднее плач, улыбка и т.

Как воспитать волю и характер

д. подпадают под контроль воли и превращаются в преднамеренные выражения чувств. Иногда этот преднамеренный характер выступает очень остро. Так, маленькая Наташа Ш. плачет, ей говорят, что она мешает матери, занятой серьёзной работой; не переставая плакать и громко кричать, девочка отвечает, что она плачет «не маме, а бабушке». В данном случае плач сознательно предназначался для определённого лица — бабушки, не выполнявшей одного желания ребёнка.

Но основной вид произвольных движений образуют те, которые служат для выполнения разумных действий в собственном смысле слова. Волевой акт представляет собой не просто движение, а волевое действие, направленное на какую-нибудь цель, на осуществление желания. Поэтому неправильно, собственно говоря, рассматривать разумное волевое действие как частный случай произвольного движения. Скорее надо признать произвольное движение частным случаем волевого действия.

Страницы:12345

Воля и характер требуют постоянного укрепления

Воля, фигурально выражаясь, это своего рода «морально-психологическая мышца», умение напрягать которую и есть обладание волей. Отсюда понятно, воля может тренироваться точно так же, как и «физическая» мышца, и также может быть развита до своего совершенства.

Тренировка воли есть процесс формулирования для себя «тренировочных» целей и прикладывание «тренировочных» усилий для их достижения.
Таким образом,
тренировка воли есть процесс выполнения комплекса упражнений «Цель-Усилие».

При этом, понятно, как и при выполнении физических упражнений, надо идти от простого к сложному. От поднятия легких, «подъёмных» предметов, к поднятию всё более и более тяжёлых.

Из предложенного ниже списка сами составьте себе свой список упражнений воли на ближайший месяц и старайтесь как можно добросовестнее выполнять их. Выбирать следует наиболее легкие, выполнимые для вас упражнения.

Важно помнить, что невыполнение вашего списка упражнений ещё ничего не значит, более того, это нормально. Пусть вы сделали только очень малую часть из намеченного — если вы сделали совсем немного – это уже очень хорошо. Самое важное, чтобы в вас сохранялось желание, решимость воспитать волю. Надо всегда помнить — это очень длительный и сложный процесс, напоминающий в чём-то легенду о Сизифе.

Миф гласит — боги наказали Сизифа (по разным версиям за разглашение тайны богов, за арест богов и т.д.) — заставили его закатывать на вершину горы большой, тяжёлый, круглый камень. Как только Сизиф с огромным трудом его подкатывал к вершине, камень выскальзывал и катился к основанию горы. Сизиф спускался вниз и начинал закатывать камень снова. И так бесчисленное количество раз и многие дни подряд.

У вас, в отличие от Сизифа, есть большое преимущество – у вас есть возможность вкатить камень на вершину горы. Правда, на этом нельзя будет останавливаться. Для того, чтобы держать себя в физической форме надо регулярно делать зарядку, тренировки. Для того, чтобы иметь хорошую волевую форму – следует её также тренировать, поддерживать в высоком тонусе.

Ниже приведён список упражнений на развитие силы воли.
Ни в коем случае нельзя «включать» весь список сразу. Планируйте систему упражнений самостоятельно – выбирайте постепенно, что вам  больше нравится, что кажется наиболее исполнимым. То есть двигаться надо от простого к сложному, от лёгкого к более сложному.

Самое общее пожелание — если приняли решение выполнять определенное упражнение, процедуру — не откладывайте на завтра. Это путь к поражению.
Но, в начале, вы можете назначить себе выполнять упражнение не каждый день, а в определённые дни.
Настойчиво боритесь с собой, со своей ленью — каждое утро, весь день и каждый вечер. Надо объявить тотальную войну своей лени и безволию. Напомню, главное в этой борьбе даже не упражнения — а непрерывное желание стать сильнее.

Запомните, — сначала вы работаете на укрепление своей воли, потом сильная воля работает на Вас. Быть волевым человеком легко и приятно.

Вы должны быть готовы к долгой борьбе. Если вы будете очень хотеть – первые серьёзные результаты появятся примерно через год.

УПРАЖНЕНИЯ

1) Найди свою волю
Начальное упражнение для совсем безвольных людей. Цель его — «нащупать волевую мышцу» — понять, что такое волевое усилие и как легко, при желании, проявить волю.
Придумай себе любое лёгкое задание. Например, утром перенести какой-либо предмет (ручку, чашку, книгу и т.д.) с одного места на другое определенное место (из одной комнаты в другую). Вечером, в строго определённое время, вы относите этот предмет обратно.
Это упражнение надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

2) Пойми, что такое воля  
Здесь нужно выбрать любую удобную или доступную игру. Например, дартс — кидание дротиков в мишень, ракетка с мячом, определённая компьютерная игра т.д. Необходимо, например дважды в день, желательно в одно и тоже время, играть в выбранную игру строго определённое, небольшое время. Например, кинуть в мишень три дротика три раза, или подбросить мяч на ракетке десять раз, на компьютерной игре играть только три минуты, вне зависимости от результата.
Важно — кидать дротики только  три раза и ни одним разом больше, подбросить мяч 10 раз и ни разом больше, играть на компьютере 3 минуты и не секундой больше! Вы должны себя заставлять, как играть, так и сдерживать желание поиграть больше!
Это упражнение также надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

3) Твоя воля контролирует твой режим сна и бодрствования
а) Старайтесь ложиться во время — по расписанию.
б) Старайтесь спать не менее 8 часов, но не более 9.
Процедуры, на первый взгляд, простые, но очень эффективные. Они очень дисциплинируют и формируют волю.
К тому же это очень полезно для здоровья — для вашего физического и психического тонуса.
У вас улучшится настроение, повысится психическая стабильность — уже через 20-30 дней вы почувствуете определённый позитивный эффект.
Эти «упражнения» надо выполнять год и более  – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себя уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

4) Твоя воля контролирует твой режим работы и отдыха
Делайте перерывы в работе, занятиях, сидении за компьютером технологические перерывы каждые 45-50 минут на 5-12 минут.
В это время вы можете просто опустить руки, закрыть глаза, расслабиться.
Можно просто походить по комнате, коридору, а ещё лучше сделать какие-либо простые физические упражнения — помахать руками, ногами, присесть, покрутить головой, вращать тазом, наклоняться и т.д.
Хорошо выйти на улицу на 5-10 минут подышать воздухом, отвлечься – посмотреть по сторонам — на здания, деревья, небо, людей.
Если вы работаете – это повысит вашу дневную производительность труда и понизит утомляемость.
Кроме того, эти незамысловатые процедуры, уже через тройку-пару недель, несколько улучшат ваш психофизический тонус, улучшат настроение и повысят психическую устойчивость.
Эти упражнения также надо выполнять год и более  – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

5) Твоя воля контролирует общение
Когда общаетесь с кем-либо, старайтесь контролировать свои эмоции и слова. Продумывайте тактику общения.
Старайтесь представить, как вы выглядите со стороны.
Обращайте внимание, какие у вас эмоции во время общения.
Думайте, с какими словами и чувствами лучше обращаться к каждому из окружающих.
Старайтесь контролировать тембр голоса и интонации.
Следите за своей мимикой — она должна быть строгой, доброжелательной, приветливой, задумчивой — в зависимости от ситуации.
Эти упражнения надо выполнять год-два — потом это войдёт в привычку. Но периодически (раз в полгода) надо проводить ревизию, проверку своего поведения в указанной части.

6) Твоя воля контролирует приём пищи
Контролируйте себя во время еды
а) Ешьте как можно медленнее.
б) Не наедайтесь досыта — прекращайте еду после утоления чувства «первого голода».
в) Не ешьте механически — когда работаете, занимаетесь с компьютером,  смотрите телевизор и т.д. — вы портите себе настроение, пищеварение и фигуру.
г) Во время еды старайтесь чувствовать вкус еды — так, чтобы можно было вспомнить после еды. Это будет немного повышать ваше настроение и вкус к жизни.
Эти упражнения надо выполнять всю жизнь, делая себе редкие исключения. Такое поведение должно войти в привычку, стать вашей природой.

7) Твоя воля контролирует твою жилую и рабочую среду 
Держите рабочее место, письменный стол, комнату, квартиру и т.д. в порядке — всё время! Очищайте, упорядочивайте, раскладывайте вовремя!
Это упражнение надо выполнять годы, до той поры, пока это не войдёт в привычку.

8) Твоя воля планирует и контролирует твою деятельность  
Планируйте свою ежедневную деятельность – составляйте письменный (на бумаге или в электронном виде) график своего дня, включая покупки в магазине. Составляйте подробный график своего дня – начиная с времени пробуждения и кончая временем отхода ко сну.
Воля здесь тренируется даже не столько выполнением графика, сколько самим фактом его составления. В конце дня составляйте список дел на завтра.

9) Твоя воля пресекает провокации твоей лени 
Возможно, есть некоторые действия по дому, которые вы ленитесь выполнять — заправлять (убирать) постель, сходить в магазин за продуктами, мыть посуду, выносить мусор, мыть полы, пылесосить и т.п., и т.д.

В тот момент, когда вы вдруг поймали себя на том, что вам не хочется, лень, что-либо делать, вы должны сделать усилие и «нарочно» выполнить это действие.

И так ловить себя на этом всё время (годы) и заставлять делать и делать, пока эта проблема не исчезнет и вы легко будете заставлять себя делать всё, что угодно.

10) Твоя воля укрепляет твой организм 
И наконец самый сложный, но и самый эффективный способ тренировки воли – ежедневная физическая зарядка или бег.
Понятно, что это также укрепляет здоровье, сердечно-сосудистую систему, повышает эмоциональный тонус, повышает уверенность в себе.
Физические упражнения, бег надо заставлять себя делать довольно долго (до трёх лет), пока у вас не будет возникать ощущения так называемого «двигательного голода» — т.е. внутренней, психофизиологической потребности в физической нагрузке. Потом это станет вашей привычкой, которая всё больше и больше будет помогать вам, позволяя достигнуть хорошей формы на долгие годы.

11) Твоя воля управляет твоим духом
Осваивай и выполняй упражнения РАДЖА-ЙОГИ.

© Лаборатория психотехники ИФН, 2009 г.

Введение . 2

Глава I. Психологические особенности воли. 4

1.1. Определение понятия «воля». 4

1.2. Представления о волевых качествах. 7

1.3. Структура и общие характеристики волевых качеств. 8

1.4. Классификация волевых качеств. 11

1.5. Возрастные особенности воли. 15

1.5.1. Раннее детство. 15

1.5.2. Преддошкольныи возраст. 16

1.5.3. Младший школьный возраст. 17

1.5.4. Подростковый возраст. 22

1.5.5. Старший школьный возраст. 23

1.6. Развитие воли в подростковом возрасте. 24

Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков. 29

2.1 Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. 29

2.2 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость». 30

2.3 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли». 31

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 39

Введение

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте — важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др.

Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

Объект исследования:

20 подростков (12 юношей и 8 девушек), учащихся 8 класса.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли.

2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования :

теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;

методика «Самооценка силы воли»

методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»

методика «Социальная смелость»

Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, две главы основной части, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.

Глава I. Психологические особенности воли.

1.1. Определение понятия «воля»

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.1

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению.

Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, — это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления — телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это — первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта1 .

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением»1 .

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.