Как строится диалог

02.08.2018 0 Автор admin

Содержание

простой фразе, еще позже к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Глава 2

Развитие диалогической речи у детей

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто?

Речевое развитие дошкольников.

Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах,

где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Для младшего дошкольника наиболее эффе

s

Беседа и диалог

Сергей Скрябин

     Беседа — спокойный и обычно продолжительный разговор

     Диалог — обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц

     Все мы хотим разговаривать, больше, меньше, но хотим

     В одних случаях, это маленькие выражения и обсуждения, простые и понятные, для сообщения важного, нужного, информативного. В других, познавательно, — мы общаемся, чтобы узнать нечто новое, сложное, необходимое, задать вопрос и получить ответ, лучше понять тему, проблему, структуру

     Обычно, наше общение начинается с небольшого и может быть продолжено, стать организованным, превратиться в многозначное обсуждение

     Одни формы общения обладают однотипными свойствами, другие множественными. Мы говорим, потому что думаем, подразумеваем, размышляем. Чем сложнее наша мысль, тем более сложно наше общение. Оно становиться многоаспектным. Вопросы и задачи, ответы и решения, идеи, планы, достижения

     Для любого общения характерны идеалы, комфорт и широта. Именно, с этих слагаемых состоит наша коммуникация

     Идеалы — это направленность общения. Они сменяются, формируют цели, приводят к извлечению норм. Идеалы — стержень общения. Нет идеала, общение останавливается

     Комфорт — средство общения. Чем комфортнее чувствует себя участник общения, тем более важной и разнообразной информацией он может поделиться с собеседником.

Педсовет "Формирование связной речи у дошкольников"

Комфорт — не только как отдых, но и как информационный компонент свободного понимания

     Широта — это способность к дополнению или укорачиванию общения. Новая тема, новый вопрос, умение выделить главное, понять смысл, определить структуру, осознать свою роль, осмыслить происходящее

     Идеалы, комфорт и широта в общении могут быть разными, их можно классифицировать на:

     деловые
     методические
     подготовительные
     сознательные
     творческие

     Деловые задают темп общения. Методические — форму. Подготовительные — качество. Сознательные — признательность. Творческие — высоту

     В зависимости от их выраженности, общение изменяется и переходит в одну из своих уникальных форм: беседа, диалог, ожидание, разговор, языковое соучастие

     Беседа и диалог являются главными формами. Ожидание, разговор и языковое соучастие — формами поддержки, подкрепления и развертывания

     Беседа — это деловой идеал, методический комфорт и сознательная широта с некоторой готовностью и устойчивой творческой составляющей

     Диалог — это деловая подготовленность, сознательные идеалы и комфорт с широтой в творческом исполнении

     Беседа начинается со слов, мыслей о своем и насущном, счастливом и проблематичном и продолжается в благом, гуманном, нравственном и индивидуально-личностном

     С требованием дополнений беседа превращается в диалог

     Оптимистический, конструктивный, позитивный. Состоящий из идей, знаний, размышлений, чувств. Помощи и поддержки. Осмысленного и рационального. Умного, верного, мудрого

     Беседуем и говорим, в диалоге находим и узнаем, ценим и обобщаем

     Мы мерим, чтобы знать, подсказываем, чтобы формировать, оцениваем, чтобы развивать

     Беседа — малая значимая форма, образующаяся из актуальных компонентов конкретной проблематики, диалог — противоречивая система контроля, сложностей и определений

     Мы предполагаем, изучаем, влияем, систематизируем, осмысляем и переосмысляем, взаимодействуем, ведем и предлагаем…

     В беседе или диалоге — Вам решать

© Copyright: Сергей Скрябин, 2017
Свидетельство о публикации №217112801534

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Скрябин

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергей Скрябин

Игровой тест на определение знаний,

умений и навыков воспитателей

Красные карточки

  1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

  2. 2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? (повествовательные, вопросительные)

  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

  4. Назовите способ соединения фраз (учетная связь, параллельная, лучевая)

  5. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)

  6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Синие карточки

1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? (описание)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков , свойств, качеств, ? (описание)

3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? (описание)

4. Какой тест отличается статичностью мягкой структурой, позволяющими варьировать, представлять местами его компоненты? (описание)

5. Для каких текстов используется лучевая связь? (описание)

6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование)

7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)

8. Назовите структуру повествования (завязка, кульминация, развязка)

9. Назовите основные типы повествовательных текстов . (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т.д.)

10. Назовите структуру рассуждения ( тезис, доказательство, вывод)

Зеленые карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.

    1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.

    2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя .

    3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

    4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.

      1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

      2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.

      3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.

      4. Подвести детей к воспроизведению текста.

        1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.

        2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.

        3. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинкам

          1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.

          2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.

          3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.

          4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

            1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?

            2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?

            3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

            4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.

              1. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.

              2. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.

              Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников

              3. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам.

              Похожие документы:

              1. Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения Самооценка эмпатических способностей

                Анкета

                Тестнавоспитателя): … игровые, коллективные. При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки … Учитель ориентируется наопределенных учеников: … профессиональных знаний, умений и навыков учащихся …

              2. Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 10 Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 13

                Исторический очерк

                … от многочисленных факторов, влияющих навоспитатель­ный потенциал семьи. В … Молодые люди должны иметь определенныезнания, умения и навыки, необходи­мые для семейной … семьи являются: аппаратур­ные, задачно-игровые, тест-опросники, техники шкали­рования. …

              3. Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

                Документ

                тесты интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей; групповые (в том числе, и игровые … рост знаний, умений, навыков и … На каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определенныхзнаний и умений

              4. Методы контроля развития художественных и музыкальных способностей учащихся. Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы

                Документ

                знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой по образовательной области «Искусство», а именно: определение уровня приобретённых знаний … контроля Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где …

              5. Тесты по разделу «Педагогическая психология»

                Тесты

                … в условиях определенной социально-исторической среды … ________ действий а) игровых в) корректирующих … на основе соподчинения мотивов б) наличие специальных знаний, умений и навыков … без личных контактов воспитателя и воспитуемого … тест. В работе с тестом

              Другие похожие документы..

              Развитие диалогической речи дошкольников

              Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

              Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

              ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

              ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

              КС: Учитель заметил, что время истекло.

              В тексте ПР чаще всего:

              • пишется в кавычках;
              • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

              Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

              Об этом поговорим далее по тексту. А сейчас спешу сообщить хорошую новость, связанную с темой этого блога и высокой актуальностью заработков в интернете.

              Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре.

              С ПР начинается или заканчивает предложение

              Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

              «Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

              ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

              Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

              С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

              «ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

              А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

              Слова автора вписаны в ПР

              Авторские слова, написанные с маленькой буквы, выделяют запятыми и тире. Следовательно, кавычки можно закрыть в конце прямой речи, логически заканчивающей предложение.

              «Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

              Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

              «Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

              Условные схемы таковы:

              «ПР, — а, — пр».

              «ПР, — а. — ПР».

              ПР вписана в авторское повествование

              После слов автора перед прямой речью ставят двоеточие:

              Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

              Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

              «Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

              Условные схемы оформлений:

              А: «ПР», — а.

              А: «ПР (?! …)» — а.

              Правила написания диалогов

              В диалогах:

              • кавычки не ставятся;
              • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

              Пример диалога:

              — Отец приехал!

              — И теперь надолго, — радостно ответил Юрий. — Экспедиция закончилась.

              Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

              — Отец приехал, — медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: — Папа, а ты надолго?

              Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

              — Сынок? — крикнула мама. — Это ты?

              Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

              Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и где люди зарабатывают в интернете хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

              Оценить статью:

              1. 5
              2. 4
              3. 3
              4. 2
              5. 1

              Рейтинг: 4.3
              Голосов: 29

              Диалогическая речь у детей дошкольного возраста