Как ругать ребенка
Содержание
- Как хвалить и ругать правильно
- Можно ли ругать ребенка 3 года
- Эффективный навигатор для будущих мам по поиску роддомов, магазинов для беременных, товаров для мам и их малышей
- Можно ли ругать и бить ребенка?
- Учительские университеты
- Как правильно ругать ребенка?
- Почему ребенок ругается в три года и как реагировать на это родителям?
- Хвалить или ругать
- Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
Консультация для родителей
«Хвалить или ругать?»
Стиль и тактика общения закладывается в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты.
Невольно возникает вопрос: как разговаривать с беспокойным ребёнком?
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа « Терпеть не могу», «Ты меня извёл», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестанет их слышать.
2.Не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребёнку время, и обязательно поговорите позже.
3.Если есть возможность отвлечься от дел, хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребёнок почувствует внимание и заинтересованность.
4.Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова.
5.Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6.Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
7.Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой — то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, я сделаю то – то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1.Научитесь не предавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие(не путайте с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований.
Как хвалить и ругать правильно
Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
2.Никогда не наказывайте, если проступок совёршён впервые, случайно или из – за ошибки взрослых
3.Не отожествляйте проступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна – закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
4.Обязательно объясните, в чём проступок и почему так вести себя нельзя. Однако, если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться не хорошо.
5.Не стоит злословить по поводу поступка, напоминать о нём (для профилактики), Стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в каких случаях детскому «ненавижу».
6.Не ставьте в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые – родители, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, — не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется, хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрение, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.
В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность — неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившиеся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец ты меня радуешь!» — эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.
Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцирует новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх — достаточный мотив для достижения какого – то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как не заслуженная) обычно дает обратный эффект.
Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
» Можно ли ребенку
Можно ли ругать ребенка 3 года
Эффективный навигатор для будущих мам по поиску роддомов, магазинов для беременных, товаров для мам и их малышей
Можно ли ругать и бить ребенка?
ника → 20.03 в 10:03:20
Не знаю что делать.Ребенку 3 года,капризный,очень подвижный, ничего не хочет слушать,все делает по-своему.Не понимает ни по-хорошему ни по-плохому.Долго сдерживаюсь ,не кричу,не бью,но потом срываюсь.Не знаю как быть дальше?Может к психолога обратиться?
Еще моя бабушка говорила: Ударить своего ребенка можно лишь тогда, когда он сможет дать тебе сдачи! Это не в том смысле, что нужно учить ребенка давать сдачи родителям, а в том — что силы у взрослых намного больше чем у детей. Вы не задумывались о том, что со злости Вы можете не рассчитать силу удара и просто напросто нанести ребенку побои, ладно телесные увечья, но душевная травма останется у малыша на всю жизнь!
Учительские университеты
Просто посмотрите своему малышу в глаза! Ну разве он заслужил этого жестокого обращения. Даже ругать детей нельзя, можно лишь пожурить! Ведь это Ваш малыш, он ангел! А все что он делает не по Вашему — это лишь из-за того, что он хочет доказать Миру взрослых, что он большой и самостоятельный! Постарайтесь помягче объяснить ребенку, что в семье принимают решения совместно (!), но никак не по одному! С уважением, кандидат психологических наук и просто мама двоих детей
Наказывать ли ребенка решают сами родители исходя из поведения, характера своего ребенка. Сейчас стало модно с подобными вопросами обращаться к психологам, а я считаю, что лучше родителей никто не знает как воспитывать своего ребенка. Есть дети, которым объяснения помогают, а есть которыех наказать можно, а иногда надо.
Как правильно ругать ребенка?
Сегодня сайт для мам supermams.ru поможет лучше понять любимое чадо. Многие родители задаются вопросом: а так ли необходимо ругать своих детей? Ведь с точки зрения воспитания, крики, ругань, злость и агрессия не только не дают положительного результата, а зачастую имеют прямо противоположный эффект. Ребенок замыкается в себе, начинает копить злобу и негатив против всех, кто его окружает.
Вырастая, он копирует модель поведения своих родителей и ведет себя так же по отношению к своим детям, что в свою очередь приводит к социальной и моральной деградации всего общества.
Семья – это ячейка нашего общества, того мира, в котором мы живем. Молодежь хамит на улице, не уступает место пожилым людям в транспорте и это бесспорно возмущает. Но задумайтесь: ведь это наши дети и их поведение – результат нашего воспитания. А споры, стычки, выяснения и объяснения – неотъемлемые звенья воспитания. И пусть их трудно избежать, но можно научиться правильно ругать ребенка.
Ругаем своего ребенка правильно: советы мамам и папам!
Как же вести себя в ситуации, когда ваш ребенок кажется неуправляемым, и вы уже готовы сорваться в крик? Подскажет supermams.ru:
- Постарайтесь на остатках спокойствия предупредить своего ребенка о том, что вы сейчас будете на него ругаться. Малыш может и не знать, что он что-то делает не так. Дайте ему шанс остановится.
- Полусерьезные, полушутливые фразы помогут вашему ребенку понять ваше состояние и прекратить свои действия (или бездействия), выводящие вас из себя. Только прежде, чем пообещать ребенку «оборвать уши», вы должны убедится, что вас поняли не буквально. Научитесь подбирать фразу, чтобы правильно ругать ребенка.
- Абсолютно не повышая тона, расскажите ребенку о тех чувствах. которые вы в этот момент испытываете. Например, скажите ему о том, что вы злитесь или сердитесь. Помните о том, что ребенок вас копирует и в следующий раз ответит вам тем же.
- Ни в коем случае не обзывайте ребенка. нарекая на его нерасторопность или слабое мышление, или еще на что- то. Если хотите обозвать, придумайте ему какое-то нейтральное прозвище, например «жук – базюк».
- Если же вам все-таки не удается держать в узде эмоции, и вы чувствуете, что вот-вот сорветесь, чтобы не ругаться на ребенка. необходимо чем-то себя отвлечь. каким-то повторяющимся действием, например, постукиванием пальцев по столу. Это отвлечет вас от раздражающего фактора и даст ребенку понять ваше состояние.
- Если же не смотря ни на что эмоции все же хлынули через край и остановить грядущую «бурю» не удается, лучше просто отказаться от слов. Ребенок может воспринять ваши слова, как должное, или, того хуже, запомнить на всю жизнь. Это может развить у ребенка кучу комплексов. Нужно знать, как правильно ругать ребенка. Например, однажды сказав своему чаду, что он трус, потом будет трудно убедить его в обратном. Помните: слова могут глубоко ранить.
- Чтобы обратить внимание ребенка на его неправильное поведение и привлечь внимание к своей точке зрения, не обязательно повышать голос. Дети очень восприимчивы ко всем переменам в настроении своих родителей и простая смена выражения лица может оказать куда большее влияние на ребенка, чем крик или ругань.
- Попробуйте высказывать свои претензии ребенку шепотом. Говоря тихо, еле слышно, вы вызовете у ребенка любопытство и привлечете его внимание к себе гораздо быстрее, чем криком. Одним из способов правильно ругать ребенка является шепот. Так вы научите своего ребенка обращать внимание на все ваши слова, а не только на крик.
- Если выплеснуть негативную энергию просто необходимо. лучше выйти в другую комнату и высказать все ближайшему предмету мебели, но потом стоит вернуться и спокойно закончить беседу.
- Чаще спрашивайте вашего ребенка: как он считает прав ли он в той или иной ситуации? Как он поступил бы на вашем месте? Это поможет вам и вашему малышу учится анализировать ситуацию и находить выход без криков и скандалов.
Любите и уважайте вашего ребенка, и он ответит вам тем же!
——
Автор – Антонина Николенко, сайт supermams.ru – Супермамы
При копировании этой статьи активная, не закрытая от поисковиков ссылка на supermams.ru обязательна!
Статьи по теме:
Почему ребенок ругается в три года и как реагировать на это родителям?
Родителей очень часто удивляет, когда их малыш однажды произносит плохие слова, неуместные для детской речи. Откуда в лексиконе ребенка появляются грубые фразы и нецензурные выражения? Источником плохих слов может быть все что угодно- он мог услышать их на улице, в детском саду, по телевизору, от знакомых взрослых или даже от родителей.
Всегда ли вы замечаете и помните о тех словах, что произносите в моменты раздражения? А ведь ребенок в три года, как губка, впитывает все новое. Как отучить ребенка ругаться?
Очень многое зависит от реакции родителей на первые бранные слова из уст ребенка. Если родители сначала отругали ребенка, но позже со смехом и явным удовольствием начали рассказывать эту историю родственникам и знакомым, малыш сделает соответствующие выводы: 1. Употребление плохих слов выводит его в центр всеобщего внимания. 2. Это забавно и очень интересно.
Почему ребенок ругается?
В возрасте трех лет ребенок произносит плохие слова неосознанно, то есть он еще не понимает, что это плохо. Часто взрослые удивляются: «Ну почему из всех слов он выбрал для повторения именно ЭТО!» Ничего удивительного в этом нет – бранные слова часто произносятся очень эмоционально, с особыми интонациями. Именно эмоциональность и выразительность этих слов привлекает малыша. Позже эффект закрепляется бурной реакцией взрослых на произнесенные малышом ругательства. Задача родителей — сделать все возможное, чтобы использование данных слов не вошло у ребенка в привычку. Детское сквернословие может привести родителей в шок, однако старайтесь сдержать свои эмоции и не реагировать очень остро. Спокойно и твердо скажите малышу, что эти слова не нужно говорить, объясните, что так говорить неправильно.
Часто заметив произведенный эффект от какого-либо выражения, малыш начинает этим пользоваться для того чтобы привлечь к себе внимание. Ведь ребенку для гармоничного психического развития требуется много любви и родительской ласки. Недополучая этого, ребенок будет стараться всячески оказаться в центре внимания. И неважно, вызывает нецензурная лексика смех или наказание, главное, что она не оставляет взрослых равнодушными. В этом случае родителям следует стараться уделять ребенку больше времени, играть с ним, интересоваться его желаниями.
Возможно, ребенок ругается потому, что просто старается быть на кого-то похожим. Например, подражает другу или родственнику. Второй ребенок в семье может подражать старшему брату. И услышав от него какие-либо выражения, он может воспринимать их как проявление «взрослости» и независимости. Маленькие дети часто идеализируют людей или героев фильмов, думая, что все, что они делают – хорошо. Поэтому постарайтесь внимательнее следить за атмосферой, окружающей ребенка. Выбирайте программы и мультфильмы, соответствующие возрасту ребенка.
Причиной сквернословия может стать желание «насолить» или отомстить взрослым. Например, за не купленную игрушку, запрет делать что-либо, или появление в семье второго ребенка. Ребенок переживает из-за больших или мелких неприятностей и выражает эмоции руганью. Возможно, у малыша появились проблемы — не складываются отношения с братьями или сестрами, со сверстниками, он не умеет играть в какую-либо игру или выполняет что-то хуже всех. Ребенок хочет, чтобы его достижения и успехи были оценены, и стремиться восполнить их недостаток разными способами.
Как бороться с плохими словами?
В первую очередь родителям стоит устранить причину сквернословия. Проявляйте к малышу больше внимания, любви и заботы. Помогайте малышу в его начинаниях, хвалите его, если он делает что-то хорошее. Пусть он понимает, что есть много хороших способов быть «взрослым».
Нельзя строго наказывать или игнорировать брань. Оба варианта могут вызвать закрепление этой формы поведения. Необходимо добиться понимания ребенка, почему так нельзя делать. Не стоит говорить ребенку о том, что вы можете так говорить, а он еще нет. Врят ли он с вами согласиться, так как вы подаете ему пример. Следите за тем, чтобы дома никто не ругался, избегайте конфликтов.
Очень хорошо если вы сами никогда не произносите подобных слов, тогда вы можете смело сказать ребенку, что в вашей семье такие слова не говорят. И постарайтесь объяснить, как по-другому можно выразить свое недовольство.
Клабукова Татьяна специально для сайта 3-years.ru
Комментариев пока нет!
Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. Однако их психологическое значение для психического развития ребенка в практике воспитания учитывается явно недостаточно. Часто можно наблюдать, как взрослый бездумно и безответственно адресует ребенку оценочные воздействия: замечания, порицания, запрещения, негативные оценки личностных качеств и действий, тем самым нанося вред его личностному развитию. Конечно, в процессе воспитания нельзя вовсе обойтись без порицаний и запрещений, но пользоваться ими нужно психологически грамотно.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов и родителей. Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
С целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, образа его «Я» преимущество отдается поощрениям, похвале. Взрослым следует гораздо чаще пользоваться поощрением, поддержкой ребенка, чем порицанием и запрещением. Похвала, одобрение педагога или родителя должны относиться и к действиям ребенка, и к его личности. Очень важно показать ребенку, что его мнение, его выбор уважают, благодарить его за предложения, проявленную инициативу, дать почувствовать, что он личностно значим для окружающих, принимается ими, а его компетентность положительно оценивается.
Позитивные оценки с психологической точки зрения являются более информативными для ребенка, т. к. поощряя его, взрослый показывает, как нужно правильно поступать, действовать, вести себя. При отрицательных оценках образец правильного действия обычно не задается взрослым.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.
Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше. Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок — поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения,после детского сада, может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли!»
Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол — и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться. Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искренними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины. Возраст 5 лет — это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства — чувства любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.
Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения. Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет, какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.
Поставить в угол, посадить на стул — эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка и если ребенку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, за которые будет вводиться штраф. Важно знать, что отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый человек положительно оценивает свое семейное воспитание.
Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок. Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.
Абсолютным правилом должно быть следующее: порицание может относиться только к конкретным действиям ребенка и никогда – к ребенку как личности. Неудачи малыша в какой-либо деятельности не фиксируются специально взрослым, на их основании не делается вывод, унижающий достоинство ребенка. Неудачи и затруднения являются, прежде всего, сигналом взрослому о помощи, поддержке, обучении ребенка, возможностью открытия для него новых возможностей, способностей. Таким образом, затруднение должно стать ситуацией развития ребенка, а не эмоциональной травмы, как это бывает при негативной оценке педагога или родителя, подчеркивающие неуспех, некомпетентность ребенка.
Следует помочь ребенку справиться с негативной ситуацией сначала в совместной с взрослым деятельности, а потом самостоятельно. Положительный опыт укрепит его уверенность в себе, своих возможностях, способностях во взаимодействии с миром, послужит личностному развитию ребенка.
Полезные советы «Как правильно хвалить ребенка»
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС: Застаньте ребенка за полезным занятием, убедитесь, что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это незамедлительно и спонтанно. Если вы упустите эту возможность и затяните с одобрением, то влияние похвалы будет разбавленным.
ХВАЛИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА УСИЛИЯ, А НЕ ЗА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ: Хваля ребенка за его природный талант, мы приносим ему больше вреда, чем пользы. Вместо этого, хвалите и поощряйте ребенка за его усилия и работу, которую ему удалось сделать.
БУДЬТЕ ИСКРЕННЫ: Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево, эгоистично и мелко. Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.
БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ, ПООЩРЯЯ РЕБЕНКА:Посылать лишь общие комментарии «хорошо», «здорово», «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.
НЕ ОЖИДАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВА: Если вас может удовлетворить лишь совершенство, вы будете весьма разочарованы. Ваши ожидания должны быть разумными. Цените малейшее улучшение в поведении ребенка. Даже в случае ошибок и неприятных аварий, хвалите его за то, что он предпринял меры предосторожности, если таковые имеются.
НЕ ОТНОСИТЕ ПОХВАЛУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К УСПЕХУ: Если мы хвалим ребенка только за его успех, мы теряем так много драгоценных моментов. Успешных событий может быть немного, поэтому хвалите и поощряйте ребенка за его усилия, независимо от результатов. Не жалейте слов одобрения за его старания, даже если что-то ему не совсем удастся.
НЕ СРАВНИВАЙТЕ: Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свой ум, опыт и прошлое. Каждый ребенок уникален.
Хвалить или ругать
Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.
НЕ СМЕШИВАЙТЕ ПОХВАЛУ И КРИТИКУ: Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Вы смешиваете похвалу и критику. Ребенок забудет похвалу, однако критику он будет помнить.
ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО: Всем нравится когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих, если у вас есть что-то значительное, чтобы рассказать людям об этом. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.
СМЯГЧАЙТЕ ТОН ГОЛОСА: Тон вашего голоса также отражает эмоции. То, как вы говорите, является гораздо более важным, чем то, что вы говорите. Простое слово «Спасибо» может быть сказано как весьма вежливо, так и в серьезном гневе. Используйте только положительные слова ободрения и говорите их с чувством и искренностью.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
___________Л.Г. Рыбак
«____»_________20__ г
Консультация для родителей
Составил воспитатель:
первой квалификационной категории
Матвеева Людмила Олеговна
Стиль и тактика общения закладывается в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты.
Невольно возникает вопрос: как разговаривать с беспокойным ребёнком?
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа « Терпеть не могу», «Ты меня извёл», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестанет их слышать.
2.Не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребёнку время, и обязательно поговорите позже.
3.Если есть возможность отвлечься от дел, хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребёнок почувствует внимание и заинтересованность.
4.Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова.
5.Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6.Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
7.Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой — то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, я сделаю то – то».
Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1.Научитесь не предавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие(не путайте с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
2.Никогда не наказывайте, если проступок совёршён впервые, случайно или из – за ошибки взрослых
3.Не отожествляйте проступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна – закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
4.Обязательно объясните, в чём проступок и почему так вести себя нельзя. Однако, если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться не хорошо.
5.Не стоит злословить по поводу поступка, напоминать о нём (для профилактики), Стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в каких случаях детскому «ненавижу».
6.Не ставьте в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые – родители, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, — не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется, хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрение, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.
В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность — неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившиеся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец ты меня радуешь!» — эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.
Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцирует новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх — достаточный мотив для достижения какого – то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как не заслуженная) обычно дает обратный эффект.
Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
Приложенные файлы
Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.