Как родить гения

16.02.2019 0 Автор admin

Смотрите также на нашем сайте:

Как сделать ребенка вундеркиндом

  • 20.08.2015 / Просмотров: 1701
    //Тэги:

Трудно найти родителя, которому не хотелось бы, чтобы его ребенок был умнее других детей. Чего только не делают мамы, чтобы раскрыть способности своего любимого чада. Существует множество методик развития, авторы которых обещают сделать из малыша настоящего вундеркинда.

7 признаков того, что ваш ребенок — вундеркинд

И такие заверения небезосновательны, ведь чем больше знаний получает малыш, тем больше шансов, что в будущем он будет обладать высоким интеллектом, а значит, станет успешным в жизни человеком.

Можно выбрать одну методику, а можно использовать сразу несколько. Хорошие отзывы получили кубики Зайцева, программа развития Монтессори, методы Глена Домана, методика Никитиных. Главное в этом — следовать основным правилам.

Кстати, посетив информационный Интернет – ресурс http://wildkids.biz, вы сможете прочесть массу интересных статей о детях. Возможно, это так же поможет вам понять детскую психологию.

Что нужно гению?

1. Больше общения со взрослыми. Важно не навязывать своего мнения малышу, а как можно чаще интересоваться, что он думает? Главная ошибка родителей – командирский тон при общении. Даже, если ребенок уже не в первый раз задает вам вопрос, всегда давайте полный ответ. Когда на вопрос малыша – почему — он получает ответ — потому что я так сказал, у ребенка вырабатывается чувство собственной беспомощности. Родители сказали, значит так нужно и на этом точка. А в будущем им будет непонятно, почему их ребенок вырос безвольным и так легко соглашается с чужими мыслями.

2. Развивающие игры. Название игрушек говорит само за себя, игрушка должна быть полезной для малыша. Конструкторы, сортеры, пазлы, кубики, машинки, куклы — все это развивает логику и мышление малыша. Важный совет педагогов: не показывайте ребенку сразу весь арсенал игрушек, иначе его внимание будет рассеяно и он не сможет сосредоточиться на чем-то одном. Не стоит также баловать новыми игрушками каждый день. Если позволяет жилплощадь, убирайте игрушки, чтобы они не находились постоянно на виду у малыша. Поиграл – убрали, на следующий день дали что-то другое. Так интерес к игрушкам не пропадет.

3. Активность. «В здоровом теле здоровый дух» — гласит известная пословица. Физическая активность малыша содействует интеллектуальному развитию. Почаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Так он не только набегается и нагуляет хороший аппетит, но и «подпитает» мозг кислородом.

4. Развитие эстетического вкуса. Ребенок с детства должен видеть произведения творческих людей. Показывайте малышу красивые картины, предложите послушать классические мелодии, сходите вместе в музей. Возможно, малыш сперва не проявит никакого интереса, но со временем вы увидите плоды своих стараний.

5. Следите за желаниями малыша. Не стоит заставлять ребенка заниматься тем, что у вас по плану, важно научиться улавливать его настроение. Если ребенок просит почитать ему, сделайте это, пусть сейчас вы хотели помыть посуду или же уделить внимание себе. Через час, когда появится время, ему это уже может быть не интересно.

И помните, ваш ребенок уникален, другого такого нет, не будет, и быть не может. Не сравнивайте с другими, не приводите никого ему в пример, как бы этого не хотелось сделать. Только так вы сможете воспитать не только умного, но и счастливого человека, умеющего любить себя и наслаждаться жизнью.

Поздний гений

Нелли Мельникова

 
(120- летие Памяти)

6 июня 1979 года, в 180-ый день рождения Александра Сергеевича Пушкина, В Усть-Каменогорске  в исполнении артистов театра им.

Абая прозвучала опера «Евгений Онегин»  по сюжету великого поэта с музыкой другого, и тоже  великого, гения, называемого  «поздним» — Петра Ильича Чайковского.
О нём речь впереди, а пока о Ермеке Серкебаеве-Онегине.
В одной из бесед певец рассказывал: «В оперу меня привёл Чайковский. Когда мне было 13 лет, нас с приятелем потянуло в театр, посмотреть на  настоящую дуэль. Из «Онегина» нам больше всего понравилась ария Гремина (басовая), и мы часто, уходя к головному арыку, что было тогда окраиной Алма-Аты, горланили там эту мелодию, так надоев всем жителям района, что нас и ругали, и прогоняли, и водой обливали, но… Чайковский оказался сильнее.
Уже студентом музыкального училища в сопровождении симфонического оркестра и с  благословения  Мукана Тулебаева я (лирический баритон!!!) спел эту арию по радио».
Пройдут годы и годы.
Октябрь 2007 года. В нашем городе анонсирован концерт Легенды казахского музыкального искусства Е. Серкебаева.
 Большое место в программе занимает  не разлюбленный им Чайковский, в том числе и ария Онегина, да ещё  и с нашим симфоническим оркестром.
 Певцу – 81!
 Как-то это всё будет? Но вот день настал, певец запел, и весь былой скепсис утонул в силе и блеске серкебаевского голоса.
Музыка «Онегина» открыла нам не только  Ермека, но, по существу, и весь оперный театр Алма-Аты.
 В 1939 году, через 62 года после  написания этой оперы, несколько сцен из нее прозвучали в  исполнении музыкальных студийцев будущего театра, причем, на казахском языке (возможно, в основу взяты переводы и музыка Абая). А уже в 1946 году опера дебютировала в оригинальной редакции и с тех пор не сходит с афиш театра.

XIX век. В абсолютно заштатном Воткинске на Урале в семье горного инженера в 1840 году (173 года тому!) родился мальчик, очень  музыкальный, голова которого постоянно полнилась самыми различными мелодиями.
 За особенную впечатлительность его называли «стеклянным».

Как вырастить вундеркинда

Родители из самых лучших побуждений решили дать ему правоведческое образование.
 Однако чиновником он был «никаким», и, понимая это, не умея и не желая побороть в себе  неодолимую тягу к музыке, круто меняет свою судьбу, уже в достаточно зрелом возрасте получая блестящее музыкальное образование  в первой русской консерватории в Петербурге. Уже профессорствуя в Московской консерватории, он довольно долго искал свой путь в творчестве.
 Ведь люди зрелые гораздо строже относятся к себе.
 Шли годы. Многое уже написано, но переломным годом, после которого лавиной потекли шедевры, стал 1877 – год написания «Евгения Онегина».
Вот как это случилось:
«На прошлой неделе – пишет композитор брату Модесту 18 мая 1877 года — я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы.
 А что бы взять «Евгения Онегина», добродушно улыбаясь, сказала певица. Мысль  эта мне показалась дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к концу обеда решился.
 Отправился домой, перечёл с восторгом роман и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь, до чего я ярюсь на этот сюжет. Какая бездна поэзии в «Онегине»! Писать  оперу мне необходимо, так как я чувствую к этому делу непреодолимое влечение».
 Дождавшись отпуска, Петр Ильич уезжает  в подмосковное Глебово к другу – либреттисту Константину Шиловскому, который и создает известное нам либретто по эскизам композитора.
 Ещё работая над партитурой, Чайковский видел её  в исполнении оперной студии консерватории, где исполнители – ровесники героев, а главное, ещё не испорчены   исполнительскими штампами  императорской сцены.
Он даже назвал своё произведение не оперой, но « лирическими сценами», подчеркнув этим главный стержень сюжета.
 Успех пришел не сразу, но уже вскоре опера стала одной из самых любимых и исполняемых на всех сценах мира.
 А композитору уже под сорок.
 Потому и «Поздний гений», успевший, однако же, не только объехать, но и покорить весь мир.
P.S.
Завершив статью и подбирая фотографию П.И.Чайковского, я наткнулась в своем шкафу на эти ноты, фрагмент которых мы, уважаемый читатель, сфотографировали для Вас.
 По  фамилии владельца Вы, скорее всего, поймете, почему мы захотели это сделать.
М.Л.Шиловская – из того самого клана Шиловских, что и Костя Шиловский – автор либретто  оперы «Евгений Онегин».
 В конце века XIX и начале XX   в столицах было принято уезжать в провинцию, нести народу культуру, в том числе, и музыкальную.
 Две просвещенные дамы из клана Шиловских и Лурье приехали в крупный сибирский город Томск, открыли там музыкальные классы, позже —  музыкальное училище.
 В нём-то мне и довелось получить среднее музыкальное образование. Моим педагогом по фортепиано была интересная и глубокая личность Вера Петровна Лурье.
 Включив в программу одного из семестров сонату Бетховена и увидев принесенные мною из библиотеки ноты (те самые!), она сделала следующее: поменяла библиотечный  экземпляр  на более новый, а этот, (шилОвский), подарила мне со словами:
 « Береги.
 Возможно, по ним музицировал Петр Ильич, живя и работая  в усадьбе Шиловских, или держал в руках, оставив след своей ауры.
 Пусть не рвётся связь поколений».
 Через полвека я повторила акцию, продолжив эстафету.
 Пусть живёт память о великом «позднем» гении и продолжает звучать его гениальная музыка!

© Copyright: Нелли Мельникова, 2013
Свидетельство о публикации №213080801487

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Нелли Мельникова

Рецензии

Написать рецензию

Отличная новелла!

Познавательная!

Написана красивым литературным языком!

Читал её с большим удовольствием!

МОИ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ, УВАЖАЕМАЯ НЕЛЛИ!

С Уважением

Александр Андриевский   11.12.2016 14:58   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Нелли Мельникова

Фраза «он делает именно то, что полагается для его возраста» когда-то звучала музыкой для родительского уха, подтверждая, что ребенок здоровый, нормальный и развивается с должной скоростью. Но в сегодняшнем требовательном, ориентированном на достижения обществе родители требуют все больше и больше. Им, разумеется, хочется, чтобы дети были здоровыми и нормальными, но хочется также, чтобы они развивались чуть быстрее остальных, делали больше, чем полагается по возрасту. Им хочется, чтобы дети были скороспелыми, одаренными, талантливыми и схватывали все на лету. Им хочется, чтобы дети были вундеркиндами.

Хочется ли родителям, чтобы их дети были лучшими из лучших, ради блага детей? Иногда. Но в ряде случаев ими движут иные мотивы. Тем, у кого не слишком задалась учеба, хочется, чтобы их дети непременно попали в гарвард. Не слишком атлетичные стремятся сделать из детей звезд спорта. Родителям, которые так и не освоили на фортепиано «собачьего вальса», хочется, чтобы их дети играли шопена. Родители, которым так и не удалось испытать полного удовлетворения своей судьбой, стремятся, чтобы их дети достигли большего. Взрослые, которые считают детей своим отражением, хотят, чтобы отражение это было полным. Даже родители, которые по философским убеждениям не верят в пользу подталкивания, кончают тем, что толкают своих детей, потому что лишь так они не отстанут от прочих.

Однако, каков бы ни был мотив, по которому ребенка заставляют становиться вундеркиндом, специалисты сходятся на том, что это роковая ошибка. Если временное исполнение горделивой мечты родителей возможно — да, можно научить читать даже совсем маленьких детей, — то полученное превосходство сохраняется слишком недолго, а цена чересчур высока. На основе исследований сделаны следующие общие выводы по поводу детей, чьи родители оказывали на них слишком ранее или слишком большое давление (по сравнению с не подвергшимися таким испытаниям детьми).

 «представление» длится недолго. Например, хотя дети, которых рано научили читать, первоначально имеют некоторую фору, их быстро догоняют дети, начавшие читать позже. Гораздо разумнее подождать, пока ребенок захочет учиться: тогда процесс обучения протекает гораздо легче. Действительно, некоторые дети, которых подталкивали, нередко добиваются больших успехов во взрослой жизни, однако часто ценой нормального детства, а иногда и личного счастья.

 такие дети часто рано перегорают. Малышке, которую таскали пару лет на балетную подготовку, часто надоедает это занятие еще до того, как она успевает дорасти до первого балетного класса. Ребенок бунтует и вообще отказывается заниматься балетом.

 обычно у таких детей не хватает самомотивации. Ими с самого начала руководят родители, поэтому такие дети редко обретают навык руководить собой сами.

 хотя в течение некоторого времени такие дети более продвинуты в области, в которой их тренировали, они часто отстают в доводах, логике и концепциях.

Они повторяют то, чему обучены, как попугаи, часто не понимая смысла.

 у таких детей, как правило, подавлены воображение и способность к творчеству. Эти качества не получают достаточного развития из-за слишком ранних регулярных занятий в ущерб свободной игре.

 у таких детей глохнет любопытство. В игре маленькие дети познают мир, многократно испытывают его и делают собственные выводы.- возможность, которую украли у детей, получивших ответы еще до того, как у них появился шанс задать вопрос. Джон Пижо, известный авторитет по вопросам детского развития, писал: «каждый раз, как мы учим ребенка чему-нибудь, мы лишаем его возможности открыть это самостоятельно».

 у таких детей уменьшается способность заниматься самостоятельно. Их деятельность так строго планируется за них, что сами они составлять планы не умеют. Предоставленные сами себе, они не знают, чем заняться.

Как воспитать в малыше ученого?

 в каждом малыше кроется много маленьких ученых. Взгляните на своего, и вы увидите физика — в песочнице, ботаника, энтомолога и геолога — в парке, океанолога — на берегу моря, химика — на кухне, изобретателя — в игровой комнате, астронома — у окна: все проверяется, изучается, исследуется, сравнивается, развивается и теоретически обосновывается. И все это лишь из любви к открытиям.

К несчастью, естественная тяга к открытиям практически кончается вместе с ранним детством. Часто с началом формального научного образования дети утрачивают интерес к науке, ученый в них гибнет.

Однако возможно сохранить его на протяжении всех школьных лет, а то и на всю жизнь. Для начала попробуйте следующее.

Классифицируйте, классифицируйте, классифицируйте. Умение находить сходство и различие является фундаментальным. Малыш может отличить те деревья, которые имеют листья, от тех, у которых иголки; фрукты, у которых съедобная кожура, — от тех, которые надо чистить; средства передвижения, у которых два колеса, — от тех, у которых четыре и больше.

Откройте электричество. Понаблюдайте за явлением статического электричества. Пусть ребенок потрет шарик о ваши волосы, а затем прижмет его к стенке или причешется расческой, а потом попробует притянуть к ней маленькие кусочки бумаги.

Вырастите корни. Чтобы показать ребенку, как растут растения, заведите огород. Срежьте примерно два сантиметра с верхушки свежих овощей (морковки, сельдерея, свеклы), положите срезом вниз на мелкое блюдо, налейте немного воды, поставьте в солнечное место и посмотрите, как растут корни.

Посадите семена. Возьмите картонку из-под яиц, чтобы устроить питомник для рассады (воспользуйтесь косточками от апельсинов или других фруктов, которые съел малыш). Покажите малышу, как сажают зернышко в почву, полейте и поставьте на солнце. Вместе сопоставьте то, что помогает расти людям, а что — растениям. Если зернышки не прорастут, объясните, что иногда такое случается.

Станьте доморощенным химиком. Большинство самых интересных научных открытий можно сделать на кухне. Пусть молодой ученый смотрит (с безопасного расстояния и в вашем присутствии), как жар превращает прозрачный тягучий белок в белый и твердый. Как кусок хлеба (мягкий и светлый) превращается в хрустящий темный тост. Как воздух, во взбитых белках или густых сливках, делает их пышными.

Маленький гений: как вырастить вундеркинда

Как поднимается тесто. Как еда остывает, если на нее дуть. Как уксус, в который брошена щепотка пищевой соды (для пущего эффекта можно добавить кристаллик пищевого красителя), заставляет тесто для булочек взрываться «вулканом». Как исчезают вводе кристаллы сахара или соли. Как изюминки «танцуют» на пузырьках в стакане с газированной водой.

Снова изобретите колесо. Что еще катится, кроме колес? Пусть малыш поэкспериментирует с яблоком, кубиком, круглым камешком и камешком, который не круглый, валиком с бумажными полотенцами, коркой, книгой, пустой пластиковой бутылкой. Обсудите, что общего у предметов, которые могут катиться.

Магнетизм. Пусть малыш походит по дому с большим магнитом (под присмотром) и проверит, что к нему притягивается, а что нет.

Знакомство с массой. Выберите три предмета примерно одинакового размера (например, перо, ложку, банан), и пусть ребенок на собственной руке определит, какой из них самый легкий, тяжелый и средней тяжести.

Трудно найти хотя бы одного гения, дети и внуки которого оставили бы в истории сопоставимый по значению след. История семей, в которых рождались люди выдающегося интеллекта, обычно напоминает параболу. Неглупые родители — гениальный ребенок — умные внуки — выше среднего правнуки.

Показателен пример Альберта Эйнштейна. Его родители были немецкими буржуа. Отец Эйнштейна учился мало, но во время учебы хорошо показал себя в математике.

Детей у Эйнштейна было трое.

Новое в блогах

Один умер в годовалом возрасте. Второй, Ганс Альберт Эйнштейн, работал Университете Беркли и стал одним из лучших специалистов своего времени по геоинженерии. Третий ребенок, Эдуард Эйнштейн, был одарен музыкально и планировал стать психиатром. В 20 лет у него диагностировали шизофрению, которая со временем проявлялась все сильнее. По мнению брата, психику Эдуарда разрушило лечение с применением электрошока (популярная в середине XX века практика).

У Ганса Эйнштейна было четверо биологических детей. До взрослого возраста дожил только один — Бернхард. Он тоже был одаренным человеком. Получил образование физика, работал инженером в Texas Instruments и Litton Industries, запатентовал несколько изобретений. Дети Бернхарда (пятеро, родились с 1955 по 1971 годы) заметного следа в истории не оставили.

Альберт Эйнштейн, его первая жена Милева Марич и их сын Ганс в 1904 году.

Хорошо заметно, что потомки Эйнштейна двигались по нисходящей: каждое следующее поколение проявляло себя слабее предыдущего. Почему так происходит?

Интеллект на 50-70% (а иногда и на 90%) зависит от генов. Дети Эйнштейна наследовали не только его гены, но и гены его жены Милевы Марич. Она была умная и образованная женщина, даже помогала Эйнштейну в работе. Но все же Милева была ему не ровня.

Вторая (и более важная) причина — регрессия. Природа стремится к нормальности, а любые отклонения от нормы в последующих поколениях старается отсекать. Это означает, что если у человека очень умные/высокие/красивые/etc родители, то дети могут быть умнее/выше/красивее их, но более вероятно, что они окажутся менее умными/высокими/красивыми. А в следующем поколении близость к норме будет еще больше.

И, конечно, не надо забывать о роли удачи. Наполеон Бонапарт, к примеру, был гениальным человек, но не факт, что он сумел бы себя проявить, не случись революция и не познакомься он с правильными людьми.

Как родить и вырастить гениального ребенка?

Но если вы все-таки решили делать ставку на одаренность ребенка, позвольте поделиться с вами новейшими данными из психологии творческих способностей.

Высокий интеллект сам по себе является капиталом, который обеспечивает ребенку высокие шансы на успех во взрослой жизни. В последнее время психологи вводят понятие социального или практического интеллекта, который помогает решать вопросы личностного выбора, морального поведения, эстетических предпочтений.

Кто сообщает первый толчок к успешному детскому развитию? Что способствует быстрому развитию интеллекта? Может ли комбинация фигур воспитателей или их тактик существенно усилить шансы на успех? И чей это будет успех – ребенка или родителя? Каковы скрытые закономерности и проблемы бурного роста интеллекта у детей?

«Материнский эффект». Исследования обычно фиксируют особое влияние матери на успешное интеллектуальное развитие детей. Это происходит за счет их большей эмоциональной близости к детям. Высокая активность отца может приводить к подавлению или снижению мотивации к достижению у ребенка. Однако репрессором может быть и мать, особенно в отношении девочек. В некоторых семьях девочки подвергаются уничижительной критике со стороны своих матерей, и в дальнейшем не только не реализуют свои способности, но и не могут выстроить личную жизнь.

Иногда родители по-настоящему одаренного ребенка звонят с просьбой проверить его на шизофрению: поведение одаренных детей специфично, с ними непросто общаться. А с другой стороны, ломятся одержимые мамаши в полной уверенности, что они родили гения, нового мессию. Я называю это поведение «комплексом Девы Марии».

Плоды отеческой заботы. Авторитет отца – стимулирующий и роковой фактор в развитии интеллекта детей. Возможно, это обстоятельство – один из ключей к пониманию серьезных психологических проблем вундеркиндов. Все они росли под давлением очень высоких интеллектуальных требований (это прочитывается в биографиях Моцарта, американского математика Норберта Винера). Отцовские требования, с одной стороны, стимулируют активные занятия и рост компетентности у детей. С другой, они формируют специфический, акцентированный тип личности с необычайно высокими притязаниями, крушение которых приводит к самоуничижительному отношению, к зависимости достижений от поощрения со стороны взрослых авторитетов. И только иногда детям удается уйти от диктата отцов и продолжать жить самостоятельно. Примером здесь может служить судьба юной пианистки Полины Осетинской. Она одна, последняя из трех сестер, порадовала своего амбициозного отца, возблагодарив его старания ошеломительным сценическим успехом в 10 лет. В 14 лет, на пике успеха, когда был подписан большой контракт с американцами, Полина убежала от отца и больше никогда с ним не работала. 15 лет они не виделись. Причина – непомерные требования, жестокое обращение с девочкой, желание выдавить из нее еще более впечатляющие результаты. Полина, в отличие от других, сломленных вундеркиндов, концертирует и сегодня.

Но отцы вовсе не обязательно играют зловещую роль в развитии своих детей. При нормальном раскладе они закладывают положительные образцы поведения, уровень и мотивацию достижений.

Более подробные исследования «родительского эффекта» показывают: важно, кто из родителей является психологически более близким и эмоционально вовлеченным в дела ребенка. Это может быть как отец, так и мать.

Как воспитывать вундеркинда, чтобы вырастить человека

Роль стимулятора детского развития может играть няня, мужчина-воспитатель, дедушка, например, или наемный «дядька», но именно у родителей есть особая возможность дать первый толчок интеллектуальному развитию своего ребенка. Преимущество матери состоит в том, что она с самого рождения ребенка в большей степени близка ему.

Роль бабушки в воспитании гения. Зафиксированы значимые различия в уровне интеллекта у тех детей, в воспитании которых принимали участие бабушки, поддерживая и опекая их, и тех, у кого такой возможности не было. Результаты в пользу бабушек! Российские бабушки – это особое явление: они так помногу и с такой любовью общаются со своими внуками! Продолжительность совместно проведенного времени не только заметно повышает уровень интеллекта у детей, но и, как показали геронтологи, продлевает жизнь бабушек! Общение с бабушками – это царство эмоциональной свободы и полной уверенности в себе, что немаловажно для творчества. Бабушки дают возможность ребенку более свободно самовыражаться, повышают его самооценку, расширяют выбор и используют гораздо больший репертуар эмоциональных поощрений, компенсируя таким образом возможные наказания со стороны родителей.

Любовь и обожание бабушек, тем не менее, влияет не столько на уровень интеллекта, сколько на креативность – способность решать сложные задачи, используя большее количество вариантов, то есть бабушкины «мазурики» более находчивы и предприимчивы по сравнению со сверстниками, которые воспитывались в детских садах.