Как развить в себе актерские способности

31.07.2018 0 Автор admin

Лучше всего развивать мастерство, наблюдая за мастером, работая в группе под чутким руководством опытного педагога по актерскому мастерству. Однако даже в домашних условиях можно развивать навыки актерского мастерства, которые можно в дальнейшем подтянуть в индивидуальной или групповой работе с педагогом.
Так как актерское мастерство состоит из множества компонентов, то и прорабатывать нужно также все компоненты в отдельности.

Какие навыки можно прорабатывать дома?

1. Заведите большое зеркало – оно ваш лучший друг в развитии актерского мастерства. Чтобы отточить выражение лица, движение тела, наблюдайте за собой в зеркало.
2. Делайте ежедневную гимнастику с упражнениями для разминки. Такие регулярные тренировки сделают ваше тело послушным и пластичным.
Управление мимикой
Одной из важных черт хорошего актера является выразительное лицо, способное выразить любую эмоцию. Для достижения желаемого эффекта следует научиться управлять мышцами лица: расслаблять, чувствовать их и управлять ими. Достигается это длительными тренировками у зеркала, но начинать нужно с расслабления.
Упражнения на расслабление мышц лица
    •Расслабляем челюстные, околоротовые и глазные мышцы лица
Самое простое упражнение – приоткрытый рот. Нешироко, естественно, как на фотографии с чувственной девушкой, приоткройте губы. Таким образом, прямо или косвенно, но расслабляют практически все мышцы лица.
Прикройте глаза и приоткройте губы. Зафиксируйте ощущения расслабленности. Теперь прищурьтесь с плотно закрытым ртом – напрягите все мышцы. Приоткройте губы и откройте глаза. Прочувствуйте как все мышца расслабляются.
Это упражнение лучше делать перед зеркалом, чтобы видеть изменения в чертах лица при напряжении и расслаблении. Повторите комплекс 5-10 раз, постепенно увеличивая интервал напряжения и расслабления с шагом в 5 секунд.
    • Расслабляем губы и нижнюю часть лица
Для этого хорошо подходит упражнение «Фыркающая лошадь». Для его выполнения нужно расслабить губы и на выдохе пропустить воздух через них, создавая вибрацию. Вибрировать будут только расслабленные губы.
Повторите упражнение 10 раз.
    • Расслабляем группу околоушных мышц
Наложите ладони на уши, имитируя наушники у радиста. Помассируйте в этом положении околоушную область. Таким образом, вы снимите напряжение со всех мышц этой группы.
Управление голосом
Голос – одно из важных выразительных средств для актера. Тренировать нужно силу голоса и четкость артикуляции. Важно, чтобы актер умел контролировать темп и тембр голоса, но при этом каждое его слово было четким и понятным. Управление голосом достигается также регулярной артикуляционной гимнастикой и специальными упражнениями для голосовых связок и гортани. Вот одно из наиболее комплексных и эффективных упражнений:
«Котик и лимонное варенье»
Встаньте перед зеркалом. Расслабьтесь и покачайте корпусом тела, словно вы дерево на ветру. Представьте, что вы котенок, на которого разлилось лимонное варенье.
У котенка очень длинный язычок и он начинает «умываться» — слизывать варенье со стоп и колен, с животика, с грудки, с плеч, с локтей, с хвостика, с передних лапок.
Это упражнение способствует активизации мышц глотки и гортани, а также тренирует корень языка. Это упражнение желательно делать каждый день по нескольку раз. Во-первых, таким образом вы будете смачивать слюной полость рта. Во-вторых, происходит активная тренировка языка.
Но важнее всего выработать правильное – нижнее – дыхание диафрагмой. Кстати, при таком дыхании большинство зажимов тела уходит сама.
Лягте на спину. Руку положите на живот. Дышать нужно таким образом, чтобы рука на животе поднималась и опускалась.
Управление телом
Актеру нужно в позах и движениях передавать идеи и образы. А для этого необходимо в совершенстве владеть своим телом. Пластичность – главное, что нужно развивать. Растяжка, гимнастика, упражнения на развитие пластичности нужно выполнять регулярно.
    • Экспресс-расслабление
Перекройте доступ воздуха, закрыв одну ноздрю пальцем. Вдохните глубоко сначала одной ноздрей, затем точно так же другой. Вы почувствуете, как из-за дефицита воздуха вы начнете успокаиваться, возбуждение начнет уходить, а тело расслабится.
    • Снимаем зажимы
Примите исходное положение, при котором ноги на ширине плеч. Опустите корпус вниз так, чтобы руки и голова свободно свисали вниз.

Как развивать актерское мастерство в домашних условиях?

Тело должно быть максимально расслабленным, живот подайте слегка вперед. Начните коленками выполнять колебательные движения. Вибрация всего тела даст вам почувствовать, в каких частях тела есть напряжение и зажим. Начинайте выполнять упражнение с 60 секунд, постепенно увеличивая время до 3-5 минут.
Игры в дружеской компании.
Чтобы дружеские посиделки были веселыми и разнообразными разбавьте их детскими играми. Игра «Крокодил», в которой с помощью жестов нужно объяснить загаданное слово. Противник должен угадать, что это.
Как вариант, изображать пословицы и крылатые выражения мимикой и жестами. Эти игры всегда поднимают настроение, а те, кому нужно развить актерское мастерство могут поупражняться.
Если нет компании, но есть камера – записывайте свои мини этюды и сцены из фильмов после проработки перед зеркалом. Так вы со стороны сможете оценить свои успехи. Оставляйте записи от ранних к поздним, чтобы иметь возможность увидеть прогресс.
Что можно снимать?
   • Этюды;
   • Монологи;
   • Стихи с различной интонацией и рассказ жестами;
   • Сцены из пьес и фильмов все до мельчайших подробностей;
   • Упражнение на развитие пластики (например, «Красим забор» или «Гладим животное», «Попугай в клетке»). Все эти упражнения направлены на создание реалистичности движений.

В центре "Лестница" проходят регулярные курсы и мастер-классы по актерскому мастерству.

Подробности по телефону: +7 (495) 369 6859 

Или в разделе курса: Актерское мастерство.

1 Белялова М.А. 1 Алексеева Е.Б. 1

1 МАОУ ВО «КММИВСО»

1. Белялова, М. А. Пути формирования и развития лекторского мастерства / М. А. Белялова // Международный журнал экспериментального образования. –- 2014. – № 4-1. – С.49-50.

2. Белялова, М. А. Теоретическое обоснование коммуникативной компетентности / М. А. Белялова, А. А. Деды // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 794-796.

3. Станиславский, К. С. Начало сезона // Статьи, речи, беседы, письма / Сост. Г. Кристи, Н. Чушкин. – М., 1953. – С. 194-195.

4. Станиславский, К. С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. – Т.3. – С.234.

5. Хмара, Т. А. Лекторское мастерство преподавателя как показатель его профессионализма / Т. А. Хмара, М. А. Белялова, А. А. Деды // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 159.

Современное профессиональное образование актуализирует проблему не только педагогического, но и актерского мастерства преподавателя.

Не менее актуально обращение к деятельности К.С. Станиславского в контексте развития актерского мастерства у преподавателя, в чьи функции входит не только процесс обучения, но и процесс вдохновенного восприятия окружающего мира, позитивного мироощущения и столь же важного вдохновенного труда студентом.

В овладении мастерством актерского воздействия на студенческую аудиторию играют роль, как природные задатки педагога, так и способность и готовность развития своего таланта в процессе профессиональной деятельности.

Определимся с понятием «педагогический талант», который раскрывается в различных философских, педагогических, этико-эстетических трактатах, наиболее удачными из которых являются определения актерского таланта, наиболее близкие к педагогическому, театральных педагогов В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского, которые утверждали, что «искусство актера очень сложно, и данные, какими актер овладевает зрителем, разнообразны: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус» .

К.С. Станиславский профессионально трактовал понятие «талант»: «Талант – это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей». Он последователен в перечислении составляющих творческих способностей актера: «…наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и прочее…» .

Современные идеологи образования сегодня обращаются к системе К.С. Станиславского, убежденные в том, что есть общее в педагогическом и актерском мастерстве, актуализируя проблему актерской подготовки будущего педагога.

В педагогической деятельности важны выразительные данные, хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика, которым уделяется главенствующее внимание при подготовке актера, и эти параллели значимы для создания и актуализации концепции введения в педагогических учебных заведениях курса актерского мастерства.

В современных педагогических учебных заведениях есть курс «педагогическое мастерство», в который необходимо включить сценическое искусство, развивающее в педагоге заложенные актерские способности, которым не уделяется никакого внимания.

Педагог всегда играет в театре одного актера, и чем искуснее он это будет делать, тем заразительней и интересней будет процесс обучения и воспитания.

В педагогической деятельности важно владение силой заражения других тем, что значимо в жизни и деятельности. Умение заражать – великий дар великих педагогов. Именно это способность определяет основной закон межличностного взаимодействия – совместимость педагога и обучающихся.

В педагогической деятельности важны имиджевые составляющие, среди которых заразительность, прекрасная речь, способность перевоплощения, играющие важную роль и притягивающие внимание личным обаянием педагога .

Современные идеологи имиджелогии, раскрывая содержание «личного обаяния», убедительны в гармоничности внешнего и внутреннего в личности человека, в частности, педагога и актера, способных красотой внутреннего мира обогатить внешний мир (наш внешний мир – это наш внутренний мир).

Гармония педагогического и актерского таланта в деятельности педагога актуализирует проблему наличия данного таланта у педагога, способного постичь актерский талант.

К.С. Станиславский, определяя заразительность актера как обаяние и силу притяжения утверждал, что у каждого актера есть необъяснимая привлекательность, влекущая к нему сердца людей, и данная привлекательность способна даже недостатки превращать в достоинства — это и есть сценическое обаяние – неотъемлемое качество как актера, так и педагога, но это специфическое педагогическое обаяние, когда весь облик демонстрирует работу мысли, мудрость, благородство высоких духовных интересов.

Сегодня осознается необходимость в подготовке педагогов использовать сценическое искусство, способное творить «актеров на сцене собственного Я», важных для осознания себя в педагогической деятельности и жизни подрастающего поколения и студенческой молодежи.

Наиболее значимо в подготовке педагога его умение «доходить» до сердца каждого, владение не только педагогическим, но и лекторским мастерством, в основе которого сценическое искусство .

Библиографическая ссылка

Белялова М.А., Алексеева Е.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И АКТЕРСКИЙ ТАЛАНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017.

5 актёрских навыков, которые пригодятся каждому

– № 4-1. – С. 38-39;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11276 (дата обращения: 03.10.2018).

Как развить интуицию и скрытые способности

Наиболее интенсивно способности начинают развиваться в дошкольном возрасте. В поведении ребенка все возрастает доля ее собственной активности. Очень ярко проявляется страстное желание ребенка попробовать себя в различных начинаниях, забавах. Малыши пытаются постоянно действовать, тянутся к впечатлениям, доставляемых органами чувств, стараются говорить. Ребенок переживает потребность применять и развивать свои новые м ожливости. Ей нравится добиваться какой-либо цели, получать ожидаемые результаты благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и при этом общаться, обращать на себя внимание, встречать и одобрения. Маленьким детям уже свойственно стремление к полноте участия в жизни. В эти годы активность выступает в склонности к играм, к фантазированию — характерные черты дошкольного детства. В играх с мицнюеться и развивается человеческая потребность активно влиять на окружающую. В них ребенок проявляет инициативу, переживает желаемую полноту нагрузки, наслаждается открытии новогоми нового.

Дети начинают различаться по уровню выявления у них общих способностей: познавательных и практических. Способности дошкольников формируются в различных видах деятельности развития познавательных наибы большее значение имеют ситуации, в которых оказывается познавательная активность ребенка, его пытливый ум. В дошкольном возрасте познания неразрывно связано с воображением и свободно осуществляемыми действиями. Ребенок же стоянно или вместе с ровесниками ищет и находит задачи для поиска. Познавательно активный ребенок становится лидером для своих товарищей. Вот два мальчика играют в скоростную автодорогу, которой служит лавка вдруг м, на дороге авария: игрушечная машинка с большой скоростью съезжает в"пропасть", падая с лавки. Дети, расстроены"аварией", уже готовы перейти к другой игры, но одному из них приходит идея: выложить вдоль"автотрассы""заборчик"с помощью палочек. Другой приветствует предложение, становится помощником первого. Далее возникают новые идеи: закрепить палочки пластилином, сделать заборчик с обеих сторон и т.д.. И каждый раз один мальчик проявляет себя как инициатор, а другой — его помощник. У детей, проявляющих познавательные способности, наблюдаются склонности к экспериментированию, к поиску, к высказыванию ги потез, предложений время такие дети отличаются высокими уровнями развития образных форм познания действительности: восприятие, образной памяти, наглядно-образного мышления, представленийтя, образної пам’яті, наочно-образного мислення, уяви.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность наглядного моделирования по отражению свойств предметов, пространственных отношений, образов художественной детской литературы, логических их отношений (Л. Венгерр).

познавательные способности классифицируют в соответствии с отдельных этапов познавательного процесса: на этапе восприятия информации (сенсорные), на этапе анализа, переработки информации (интеллектуальные), на этапе прак тического использования знаний (творческие) . Сенсорные способности развиваются особенно интенсивно в процессе усвоения сенсорных эталонов в 3-4 года. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, обозначающие ься словом. Дети знакомятся с вариантами каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемы родного языка, эталоны геометрических форрм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заменителем и замещаемые объектом. Готовой модели может выступать пла ан игровой комнаты или участка, где дети учатся ориентироваться. Потом они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружочком, д иван — прямоугольником, стул — треугольником. В противном случае детей учили конструировать объекты с помощью графической схемы, а также самим такую ??схему составлятьати.

. В творческих способностях на первый план выходит воображение. Они проявляются в тех случаях, когда ребенок действует не по шаблону, предлагает и реализует оригинальные способы решения практических и игровых задач, проявляет творчество и получает есть такие ее продукты, как рисунок, сказка, рассказ, конструкциия.

Практические способности дошкольника проявляются и формируются в различных видах деятельности — игре, изобразительной, трудовой, бытовой. У детей, для которых все более большее значение приобретает общение с ровесниками, достаточно ярко проявляются организаторские способности. Дошкольники с такими способностями выступают инициаторами различных детских дел, игр. Они отличаются умениями выражать предложений ее и принимать их от товарищей, умеренно высокой самооценкой без проявлений хвалькуватости, высокомерия, зависти; хорошо развитым речью, способностью к распределению обязанностей в соответствии с воз и и интересов каждого; к контролю за соблюдением правил порядке; умениями решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношение партнеров к порученному делави.

Практические способности проявляются в двигательной активности детей как высокая гибкость тела, ловкость и грациозность движений, высокая способность к подражанию сложных систем движений. Такие способности лежат в ос сну выполнения спортивных видов деятельности, танцев, балету.

Тесная связь познавательных способностей с практическими оказывается в конструктивно-технической деятельности, предусматривающий пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и по его част заборами по плану, чертежу, схеме, описанием, а также умение самостоятельно формулировать оригинальный заду.

У многих детей довольно рано проявляются специальные способности. Среди них, например, музыкальные. Известно, что раннее выявление музыкальных способностей имело место в творчестве. Вольфганга. Моцарта,. Людовика. Бетховена а. Жана. Батиста. Люлли. Причем, современники отмечали, что общее умственное развитие этих детей не был чем-то выдающимся. Так,. Моцарт играл на клавесине, когда еще даже не произносил этого слова.

Актерское мастерство для детей: упражнения для новичков

Люлли в 13 г оки считал лишь к пяти . Современные психологи также отмечают, что показатель интеллекта не является ведущим в определении музыкальных способностей этом в большинстве музыкально одаренных детей уровень умственного ого развития выше среднего .

Дошкольное детство создает особо благоприятные условия для формирования художественных способностей. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка доской ильного возраста оказываются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включая чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодичный и ритмичный слух, чувство ритма; теа тральных-языковые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Специальные способности имеют общую основу: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной чувствительности и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план . Заключение о развитии способностей у дошкольникальника:

— интенсивному развитию способностей способствует росту активности дошкольника, разнообразия видов его деятельности, склонность к играм, к фантазированию;

— у детей проявляются познавательные и практические способности;

— познавательные способности дошкольников классифицируют на сенсорные, интеллектуальные, творческие;

— практические способности проявляются в двигательной активности детей как высокая гибкость тела, ловкость и грациозность движений, высокая способность к подражанию сложных систем движений; эти способности лежат в о основе выполнения спортивных видов деятельности, танцев, балета

— в отдельных детей проявляются специальные способности — музыкальные, художественные, математические, языковые

Структура актерских способностей

⇐ Предыдущая12345

Театр – синтетический вид искусства и все компоненты спектакля важны для его художественной целостности, но все же центральная фигура здесь – актер. Материалом для творчества актера является он сам, его тело, его нервы, его душа, его индивидуальность. Профессия «актер», как и любая другая требует специальных способностей. Своеобразное сочетание ведущих способностей для профессии «актер» имеет динамическую структуру, зависит от черт характера, индивидуально-психологических особенностей личности. Основные компоненты ансамбля актерских способностей:

l эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию, отклику на события окружающей жизни, предлагаемые обстоятельства и факты искусства;

l диапазон сценической выразительности, обаяние, манкость, биополе (положительное и отрицательное обаяние, динамическая характеристика сценического обаяния, роль амплуа);

l развитое творческое воображение, фантазия;

l способность к импровизации;

l пластическая выразительность;

l музыкальность, чувство ритма и такта;

l выразительность речеголосовых данных.

Ядром профессии «актер» является: эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию, отклику на события окружающей жизни, предлагаемые обстоятельства и факты искусства.

Структура режиссерских способностей

Режиссерская одаренность – многослойное, синтетическое образование, включающее в себя широкий спектр общих и специальных способностей, определенный круг психических свойств личности, черт характера, разнообразный диапазон потребностей, интересов и умений. Основные специальные способности к профессии «режиссер»:

l способность к образному, метафорическому мышлению, пластическое видение;

l организационные качества, педагогический дар, чувство лидера;

l развитая фантазия и творческое воображение;

l способность мыслить действенными, событийными категориями, конфликтом;

l способность к пространственно-временному восприятию, чувство композиции;

l широкая осведомленность в сфере смежных искусств;

l актерские данные;

l способность к художественному анализу и синтезу;

l развитый художественный вкус;

l ощущение стиля и чувство жанра;

l чувство юмора.

Ядром профессии «режиссер» является: способность к ассоциативно-образному мышлению (способность мыслить в пространстве и времени тропами – метафорой, гиперболой, символом, художественным сравнением, аллегорией, олицетворением и т.д. и т.п.). Структура режиссерских способностей имеет динамический характер, зависит от индивидуальных способностей личности.

Список литературы

1. Петрушин, Валентин Иванович. Психология и педагогика художественного творчества : учеб. пособие / В.И. Петрушин. — М. : Академ.

Как развить свой актерский талант

Проект, 2006. — 489 с. — (Учебное пособие для вузов. "Gaudeamus").

2. Шангина, Елена Фёдоровна. Психология художественного творчества : Термины и понятия для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071301 "НХТ", специализации "Любительский театр", квалификации "Режиссер любительского театра, преподаватель»; специальности 070201 «Актерское искусство» квалификации «Артист драматического театра" / Е.Ф. Шангина ; АлтГАКИ, ФХТ, кафедра театральной режиссуры и актерского мастерства. — Барнаул : АлтГАКИ; Каф. ТРАМ, 2011. — 20 с.

3. Гройсман, Алексей Львович Основы психологии художественного творчества : Учеб. пособие / Гройсман, Алексей Львович. — М. : Когито-Центр, 2003. – 186с.

4. Ермолаева-Томина, Людмила Борисовна. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина – М.: Академический Проспект, 2003. – 303 с.

Учебное издание

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Учебно-методические материалы

Составители:

А.И. Вахрамеева, М.А. Тумашов,

Н.Д. Вязигин, Г.В. Старков, Е.С. Кожевникова, Е.Ф. Шангина

Редактор Е.П. Ломовцева

Издательство Алтайской государственной академии

культуры и искусств

Подписано в печать 18.06.2012 г.

Формат 60х84 1/16. Усл.п. л. 2,0. Тираж 10 экз. Заказ 143

Алтайская государственная академия культуры и искусств

65055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Развитие способностей у детей

   Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению.

Психология

В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения — передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки — лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с ЗУНами. Знания, умения и навыки — это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером — значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности — это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит — происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться — задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Литература

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

См. также

Детская психологияСпособности

   RSS     azps@azps.ru