Как развить талант у ребенка

13.03.2020 0 Автор admin

Как развить таланты ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • таланты ребенка

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Дорогу таланту! Как развить в ребенке талант и что делать, если талантов нет

Существует точка зрения, что абсолютно все дети талантливы. Увы, специалисты уверены, что истинная одарённость встречается не так часто, как хотелось бы любящим родителям. Тем не менее, попробовать отыскать в ребёнке талант, а после постараться развить его – можно.

Где растут таланты?

Учёные уже давно заинтересовались тем, что же такое настоящий талант и откуда он берётся. Однако до сих пор единого мнения на этот счёт нет.

Одна из самых распространённых теорий утверждает, что способности передаются по наследству.

Такое мнение ещё в середине XIX века первым высказал английский исследователь Фрэнсис Гальтон (кстати, двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он целенаправленно изучал родословные знаменитых современников и пришёл к выводу, что генетическая предрасположенность в значительной степени влияет на одарённость.

Высказанное им предположение многим показалось заслуживающим доверия. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть концепцию Гальтона, представители разных наук изучили биографии членов семейств, давших миру таких гениев, как композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и художник Рафаэль Санти. Оказалось, что в этих кланах действительно было немало одарённых людей.

Однако многих учёных это и другие аналогичные исследования не убеждают. Они считают, что делать однозначный вывод о генетической обусловленности способностей всё же нельзя. По их мнению, на развитие дара влияет благоприятная среда. Ведь нередко в семьях музыкантов, художников или спортсменов дети с первых дней растут в особой атмосфере, способствующей формированию и дальнейшему пестованию определённого таланта. Именно поэтому, а вовсе не по причине наследственности дети из одной семьи чаще выбирают одинаковое направление для дальнейшего развития, например, живопись или кинематограф, а не разные (хотя и такое бывает, конечно).

В наше время всё больше учёных придерживаются той точки зрения, что на одаренность влияет не что-то одно, а совокупность факторов. По их мнению, наиболее точная формула таланта такова:

Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка

В поисках таланта

Многие родители боятся не увидеть, проглядеть талант ребёнка. Специалисты успокаивают: настоящий дар сложно не заметить. Он всегда заявляет о себе в полный голос, да что там, буквально «вопит» о себе, причём нередко даже в самых неблагоприятных условиях. Прекрасной иллюстрацией этому служат воспоминания известных актёров, музыкантов, спортсменов. В них нередко можно встретить рассказы о том, как мама, например, хотела, чтобы мальчик занимался музыкой, а он тайно бегал на стадион, поражая тренеров целеустремлённостью и спортивными способностями. Вот это и есть проявление истинного таланта.

Однако даже если способности не ярко выражены, вполне возможно, что они всё же есть. Но вот как их обнаружить в этом случае?

Любая одарённость основана на взаимодействии нескольких психических функций. Зная об этом, психологи разработали методы, которые позволяют оценить, в какой мере развиты психические функции, отвечающие за ту или иную творческую способность у конкретного ребёнка. Лучше всего применять эти методы к детям в возрасте от трёх – пяти лет и старше.

  • Наличие музыкальных способностей нетрудно распознать, отстучав какой-нибудь ритмический рисунок и попросив ребёнка повторить его. Те, кто учился в музыкальных школах или отдавал туда детей, знают, что этот метод преподаватели используют среди прочих во время вступительных испытаний. Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее должен быть ритмический рисунок. Если ребёнок сразу и безошибочно повторяет «отстуканное» взрослым, то можно предположить наличие у него дара музыканта.
  • Художественную одарённость поможет выявить тест креативности Торренса. Сам тест и его расшифровку несложно найти в Интернете. Если вы решите опробовать этот метод, то обязательно обратите внимание на следующие моменты: задания предназначены для детей от пяти лет; объяснять задания можно, но вот приводить примеры – нет.
  • Интеллектуальные способности помогут выявить такие разработки, как прогрессивные матрицы Равена, оценочная батарея тестов Кауфмана, шкала детских способностей Маккарти и другие. Для объективности лучше использовать не одну, а несколько разных методик. Имейте в виду, что почти все они рассчитаны на старших дошкольников.

Развиваем талант

Даже если ребёнок по-настоящему талантлив, надеяться на то, что он «пробьётся» сам, при этом ровным счётом ничего не делая и живя жизнью самого обычного ребёнка, не стоит. Такое случается, конечно, но крайне редко. Известное изречение «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» очень верно по сути своей. Поэтому если в семье растёт одарённый малыш, то впереди много работы не только у самого ребёнка, но и у его родителей и других близких. Ведь сейчас не те времена, когда можно дошкольника или младшего школьника отпустить одного, даже если спортивная школа или танцевальный кружок находятся в соседнем доме. Искать преподавателей, водить на занятия, помогать организовывать работу придётся родителям, во всяком случае, пока ребёнок не подрастёт настолько, чтобы делать всё или почти всё сам.

Мамам и папам, желающим помочь ребёнку развить его способности, педагоги, тренеры и психологи дают следующие советы:

  • Не навязывайте малышу свои представления о том, как необходимо развивать его способности.

Это значит, что важно дать маленькому таланту давать возможность заниматься тем, что хочет именно он, позволять выплёскивать творческую энергию в тех формах, которые ему кажутся правильными. В жизни это может выглядеть следующим образом: родители обеспечивают ребёнка всеми нужными материалами, необходимой литературой, подыскивают школу искусств, например, или спортивный клуб, но при этом не давят, не навязывают вопреки желанию ребёнка наиболее подходящую, на их взгляд, манеру исполнения, амплуа или вид спорта. Пусть ребёнок сам выберет, что ему ближе, классическая или современная музыка, роль вратаря или нападающего и т.д.

  • Не упрекайте ребёнка в лени, не требуйте покорения новых вершин и только безусловных побед.

Помните, что дети имеют право на ошибку. Увлечённость процессом и удовольствие от занятий на первых порах гораздо важнее результатов. В противном случае есть риск воспитать ремесленника, а не творца. Конечно, на любительском уровне петь или играть в хоккей тоже неплохо. Но если у ребёнка настоящий талант, то жаль загубить его необдуманными действиями.

  • Берегите чадо от чрезмерных нагрузок.

Особенно это касается тех детей, кого требующий выхода дар толкает на буквально каторжный труд (а такие ребята есть, и их не так мало) или кто начал целенаправленно развивать его совсем рано. Увы, среди талантливых детей высок процент развившихся из-за неправильно организованной жизни хронических заболеваний. Поэтому помните, что у вас хотя и одарённый, но всё же ребёнок. Ему нужно играть, в том числе в подвижные игры, высыпаться, хорошо питаться, много гулять – в общем, жить счастливой насыщенной жизнью, а не быть прикованным к фортепиано или лыжам.

  • Не допускать перегибов или однобокости.

Позвольте ребёнку иметь много увлечений. Это не только сделает его жизнь более интересной, но и поможет комфортнее чувствовать себя в социуме. Ведь вряд ли вы мечтаете, чтобы ваше чадо стало учёным-«чудиком» или художником-затворником. Поэтому важно помнить, что всё хорошо в меру.

А если таланта нет?

Что же делать, если никакого таланта в горячо любимом чаде даже при огромном желании отыскать не удалось?

  • Во-первых, не нервничать и не третировать ребёнка. Среди десятков тысяч учеников детских школ искусств, спортивных секций, интеллектуальных кружков далеко не все – настоящие таланты. Многие просто любят то, чем занимаются, хотя и не рассчитывают на значительные успехи. Им вполне достаточно любительского уровня. Главное, трезво оценивать способности ребёнка и свою готовность помогать ему.
  • Во-вторых, понимать, что даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня. Подтверждением тому – целые династии на нашей эстраде.
  • В-третьих, помнить о том, что, например, интеллект прекрасно поддаётся тренировке. Те же тесты, проверяющие IQ, мало кто сразу выполнит на максимальном для себя уровне. Но вот при должном старании вскоре результаты будут гораздо лучше. «Качать» мозг можно и нужно. Тем более, что такой подход даёт прекрасные плоды.

Фото — фотобанк Лори

Разговор о способностях многими специалистами, изучающими эту тему, считается рискованным разговором. Действительно, каждому человеку хотелось бы знать о своих способностях и способностях своих детей. И не просто знать, а иметь возможность как-то их измерить. То есть требуются тесты, которые бы позволяли выявлять и измерять способности. Но, если можно их измерить, значит, можно и сравнить. То есть, очевидно, после измерения окажется, что одни люди имеют более «высокие» способности, чем другие. Тут-то и начинаются проблемы. Те, чьи способности оказались «выше», начинают свысока и снисходительно поглядывать на других. Некоторые начинают требовать к себе особого отношения и дополнительных прав, как к «представителю элиты». Те же, у кого результаты оказались «ниже» расстраиваются и, либо впадают в депрессию и опускают руки, либо начинают защищаться, становятся агрессивными, обвиняют ученых в некомпетентности, попытках культивировать неравенство между людьми. Так результаты психологических исследований превращаются в социально-политическую проблему.

Постараемся обойти политические темы и сосредоточимся на психологическом содержании обсуждаемых понятий.

Итак, под способностями понимают свойства личности, которые являются условиями успешного осуществления какого-либо рода деятельности. Если человек какую-то деятельность осваивает глубже, быстрее и легче, чем другие виды деятельности, она получается у него лучше, чем другие виды деятельности, значит, у него есть способности к этой деятельности. Практически всегда у каждого человека есть способности к целому ряду различных видов деятельности.

Способности «вырастают» из задатков. Задатки — это биологические, врожденные особенности человека, созревающие в процессе его развития. Это анатомические особенности строения тела, в частности, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности строения нервной системы и протекания физиологических процессов в организме и др. Задатки не гарантируют развития у человека тех или иных способностей, они только определяют возможности для такого развития. Сформируются или не сформируются из задатков те или иные способности зависит от воспитания, обучения, участия ребенка в разных видах игровой, спортивной и трудовой деятельности.

Таким образом, мы видим, что способности — сочетание врожденного и приобретенного, то есть, выявив задатки ребенка, можно развивать соответствующие им способности. Специально указываю на это, поскольку в некоторых текстах для учителей и родителей мне встречалось утверждение, что способности — чисто врожденные особенности человека и развивать их невозможно. Это не так!

Специалисты считают, что задатки ребенка проявляются в его склонностях к тем или иным видам деятельности (такие склонности считают предпосылками специальных способностей) или в повышенной любознательности ко всему (так проявляется общая способность).

Склонность — это стремление, тяготение ребенка к определенным видам деятельности (например, рисованию, занятию музыкой, конструированию, общению и др.).

Задатки и способности довольно сложно выявить в раннем возрасте. Редко они проявляются у малышей достаточно ярко, чтобы взрослые смогли их заметить. Специалисты отмечают, что только у 10–15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3–5 лет). Некоторые способности могут сформироваться только в школьном возрасте. Поэтому важное значение имеет включение ребенка с раннего возраста в самые разные виды деятельности — различные, доступные его возрасту игры, спортивные упражнения, творческие занятия (рисование, лепка, музыка, декоративное искусство и др.), чтение, разные доступные виды трудовой деятельности и др. Постепенно можно будет заметить, что ребенок начинает предпочитать одни занятия другим, чем-то занимается с большим удовольствием, интересом и более успешно, чем другим. Это и будет проявлением склонностей. Дальнейшая поддержка их развития у ребенка приведет к формированию устойчивых способностей. Только важно обойтись без фанатизма и не стремиться включить ребенка во все виды деятельности сразу. Так не долго и вообще всякие склонности уничтожить.

К сожалению (а может быть, к счастью?), способности невозможно назначить. То есть, если родителям очень хочется, чтобы их ребенок непременно стал в будущем музыкантом, и они поэтому всячески стараются усадить его за музыкальный инструмент, нагружают постоянными музыкальными занятиями, в ущерб всему остальному, то гарантии развития музыкальных способностей у ребенка не существует (хотя некоторая вероятность все-таки есть), а вот не заметить проявление каких-то других склонностей, упустить развитие каких-то других не менее полезных способностей очень даже возможно. Поэтому гораздо надежнее присматриваться к проявлениям склонностей у ребенка, поощрять их, поддерживать их развитие.

Сориентироваться в том, какими способностями обладает ребенок, могут помочь различные их классификации, предложенные психологами. Эти классификации можно легко найти в Интернете. В качестве примера приведу одну из них (по материалам Елены Богачевой — психолога Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института РАН). Используя таблицу, вы можете примерно оценить, в какой сфере деятельности проявляются способности у вашего ребенка.

Сфера деятельности, в которой проявляются способности:

Характеристика ребенка

интеллектуальная

  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.

академических достижений

Чтение:

  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

Математика:

  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

творческого или продуктивного мышления

  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

общения и лидерства

  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

художественной деятельности

Изобразительное искусство:

  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.

двигательная

  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
  • Автор — Савченко Игорь Анатольевич
  • 01.11.2015
  • Все консультации автора

Диагностика способностей у детей пяти лет

Психологи утверждают: талант вашего ребенка может проявиться уже в возрасте 2–3 лет. К 5 годам внимательный родитель может заметить, какие наклонности даны ребенку от природы. Как их развивать и поощрять? Об этом мы расскажем в статье.

Почему важно развивать способности ребенка

Тяга к познанию нового заложена в малыше самой природой. Детям свойственно с раннего возраста исследовать окружающие предметы, вертеть их в руках, пробовать на зубок. Когда малыш становится старше, его любопытство и способность усваивать новые знания растут вместе с ним. К 5–7 годам ребенок стремится находить ответы на вопросы, учится систематизировать полученную информацию.

Дети постоянно сравнивают себя с другими, дают и получают оценки. Чтобы в дальнейшем ребенок мог самореализоваться, нужно вовремя дать ему все необходимое для развития заложенных способностей. Зачастую проблемы в поведении подростка стоит искать в его раннем детстве. Если нет возможностей для самореализации, неизбежно снижается самооценка, отсюда желание заявить о себе любым доступным способом: через вызывающую одежду, поведение. Чувство неудовлетворенности может преследовать человека всю жизнь. Даже тот, кто в дальнейшем находит высокооплачиваемую работу, не всегда чувствует себя счастливым, если не может проявить заложенный в нем талант.

Гармоничное развитие личности. Некоторые психологи предлагают такой подход к развитию детей: если вы заметили у малыша явные способности в какой-то сфере, не нужно сосредотачиваться на совершенствовании только этого таланта. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок развивался гармонично: духовно, интеллектуально, физически, творчески. Например, если малыш обожает рисовать, дайте ему возможность проявить свой талант, но дополнительно предложите позаниматься танцами или отведите на спортивную секцию.

Как определить способности у ребенка

Одаренный ребенок – какой он? Психологи разработали множество тестов, позволяющих определить, есть ли у малыша какие-либо выдающиеся способности. Ребенка называют одаренным, если у него развито абстрактное мышление, он очень любознателен и быстро усваивает новый материал. Такие дети раньше сверстников начинают говорить, могут подолгу удерживать внимание на интересном предмете. Одаренные малыши обладают богатым воображением, больше других проявляют сострадание, но бывают чувствительны и обидчивы.

Когда проявляются способности? Невозможно точно назвать возраст, в котором ребенок проявит свои задатки. Детский возраст – самый пластичный, поэтому внимательно следите за своим малышом и отмечайте новые этапы его развития. При этом, если ребенок раньше других начал ходить, говорить, не спешите записывать его в вундеркинды. Психологи склонны использовать термин «высокие нормы развития».

Тестирование у психолога. Бывает так, что ребенок гармонично развивается, интересуется разными видами творчества, но не проявляет явных наклонностей к той или иной деятельности. В социальных, развивающих, психологических центрах вам предложат различные варианты тестов, которые помогут понять, что интересно вашему малышу. Диагностика способностей детей проводится поэтапно, в игровой форме. Она обязательно включает:

  • беседу с родителями и ребенком;
  • тестирование малыша;
  • систематизацию и интерпретацию полученных результатов;
  • разработку индивидуального плана развития.

Такое тестирование поможет понять уровень развития ребенка, выявить его интересы, найти «слабые стороны» и в дальнейшем работать над ними.

«Домашние» способы. Перед тем, как вести ребенка к психологу, попробуйте одну из методик, которую можно с успехом использовать дома. Возьмите альбомный лист бумаги и нарисуйте на нем шесть кругов одинакового размера (три сверху и три снизу). Предложите ребенку дорисовать и раскрасить их так, чтобы получились животные, предметы или сюжетные картинки.

Оценивать результат нужно по следующим критериям:

  • Оригинальность. Чем необычнее рисунки, тем лучше развито мышление и воображение ребенка.
  • Продуктивность. Сколько оригинальных решений ребенок смог придумать.
  • Проработанность. Оцените количество мелких деталей, их разнообразие.
  • Качественность. Насколько аккуратно ребенок раскрасил и дорисовал круги.

Какие способности можно развить у ребенка

Существует множество возможностей дополнительного образования для дошкольника. Разнообразные кружки, студии, секции предлагают занятия в группе или индивидуально. Главное, при выборе правильного направления учесть интересы и особенности ребенка и его готовность регулярно заниматься выбранным делом.

Творческие способности.

  • Музыка и вокал. Исследователи считают, что формировать музыкальный слух малыша можно с первых дней жизни. Впервые отвести ребенка к преподавателю стоит в возрасте 4–5 лет. В это время педагог уже может в игровой форме определить, насколько развиты у малыша музыкальный слух и чувство ритма. В ходе игры его можно познакомить с разными музыкальными инструментами, чтобы у ребенка была возможность выбора. Будет ошибкой определять направление, исходя из предпочтений родителей.

    В вокальную студию также можно привести ребенка в 4–5 лет. Для начала деткам преподносят основные понятия, а уже с 7–8 лет начинают серьезную подготовку.

  • Хореография и ритмика. Большинство малышей до года радуются при звуках веселой музыки, с удовольствием хлопают в ладоши и топают ножками. Становясь старше, ребенок, у которого есть желание или предрасположенность к занятию танцами, начинает копировать движения взрослых и придумывать собственные. До 3 лет у малыша еще не сформированы мышцы, поэтому о записи на спортивные бальные танцы речь пока не идет. Крохе подойдут несложные упражнения с элементами танца на занятии ритмикой.

    После 4–5 лет дети могут запомнить и повторить несложные движения, но не обладают достаточной концентрацией. В этом возрасте малыши с удовольствием разучивают танцевальные номера по мотивам любимых сказок. Начиная с 6–7 лет можно начинать серьезную хореографическую подготовку, в этом возрасте суставы и мышцы уже готовы к нагрузкам, а ребенок может подолгу концентрировать внимание.

  • Изобразительное искусство. Почти все малыши с удовольствием рисуют, лепят и мастерят несложные поделки. Развивать это направление можно и дома, но гораздо продуктивнее будут занятия с педагогом. Малыши в игровой форме получат массу новой информации, смогут развить мелкую моторику, научатся аккуратности. Маленьких детей не обучают классическим приемам живописи, их учат, как нарисовать животных, людей, окружающие предметы, рассказывают, как лепить из пластилина фигурки животных. В изостудии ребенок сможет развить воображение, научиться мыслить нестандартно, что не раз пригодится ему в жизни.

  • Артистизм. Если ваш малыш любит рассказывать стихи и обожает находиться в центре внимания, возможно, ему будет приятно выступить на сцене перед настоящими зрителями. Посещение театрального кружка будет полезно и детям, которые страдают от заниженной самооценки и излишней застенчивости. При правильном подходе они могут преодолеть свои комплексы, стать увереннее и раскованное. Кроме этого, театральная студия тренирует память, координацию, развивает словарный запас, учит импровизировать и находить выход из непредвиденных ситуаций.

Технические способности. Малыш не любит рисовать, зато с удовольствием собирает конструктор? Поздравляем, возможно, в вашей семье растет «технарь». Такие малыши обожают задавать вопросы «Как это устроено?», «Из чего это сделано?», «Что у него внутри?» и т. д. Терпеливо отвечайте на них, не отмахивайтесь от маленького почемучки. Не уверены в ответе? Читайте вместе детские энциклопедии. Такие ребята с удовольствием ходят на курсы робототехники или кружок юных техников.

Физическое развитие. Такие важные черты характера, как целеустремленность, воля к победе, командный дух, умение достойно принимать неудачи, ребенок может развить, посещая спортивные секции. Дети, которые еще с дошкольного возраста занимаются спортом, отличаются от своих сверстников: они не боятся ушибиться, упасть, у них устойчивая нервная система, они готовы приложить все усилия для достижения поставленной цели. Выбор подходящего вида спорта зависит от возраста, предпочтений ребенка и особенностей его развития.

  • Велоспорт, прыжки, лыжи, фехтование, гимнастика подходят детям с астеноидным типом телосложения. Обычно это малыши среднего роста, стройные, с длинными ручками и ножками. У них узкая грудная клетка, не выделяются мышцы, нередко они сутулятся. У таких детей обычно есть способности к спорту, требующему скорости, ловкости, выносливости.
  • Главные признаки торакального типа – равная ширина плеч и таза при достаточно широкой грудной клетке, небольшая мышечная масса. Такие дети активны, любят подвижные игры, хорошо показывают себя в видах, требующих выносливости и скорости. Им подходят лыжный спорт, биатлон, гребля, фигурное катание, спортивные танцы, балет, некоторые виды борьбы.
  • Если у ребенка с малых лет хорошо развита мускулатура, то перед вами мышечный тип. Такие дети хорошо покажут себя в силовых видах, но могут преуспеть и там, где требуются высокая скорость и хорошая реакция. Предложите ребенку занятия единоборствами (самбо, каратэ, тхэквондо), теннисом, хоккеем, водным поло, а когда он подрастет, можно попробовать силы даже в тяжелой атлетике.
  • К дигестивному типу относят коренастых детей плотного телосложения. Такие малыши с малых лет показывают хорошую выдержку, имеют крепкую нервную систему. Им подойдут занятия атлетикой, хоккеем, единоборствами, в будущем можно заниматься метанием.

Учитывайте и индивидуальные особенности темперамента:

  • Командные виды спорта больше подходят эмоциональным детям-холерикам. Они легче находят общий язык с товарищами по команде и учатся вместе радоваться победе и переживать проигрыш. Такие виды спорта подходят гиперактивным детям, которым сложно долго концентрироваться, зато они быстро реагируют на ситуацию.
  • Если ваш ребенок – сангвиник, он как никто другой способен проявить лидерские качества. Попробуйте предложить ему занятия командными видами спорта или легкий экстрим: горные лыжи, единоборства, фехтование, альпинизм.
  • Флегматики способны обойти всех конкурентов, потому что сохраняют самообладание в нестандартной ситуации. Они, в отличие от эмоциональных холериков, способны планомерно тренироваться и медленно, но верно идти к поставленной цели. Они хорошо проявляют себя в спортивной гимнастике, шахматах, фигурном катании, атлетике.
  • Меланхолики редко проявляют желание активно заниматься спортом. К тому же они болезненно воспринимают критику и не всегда готовы выслушать замечание от тренера. Такие детки предпочитают заниматься танцами, верховой ездой.

Перед тем, как записать своего ребенка на секцию, обязательно посетите педиатра. Многие виды спорта имеют ряд ограничений по состоянию здоровья.

Исследовательские способности. Юные исследователи часто задают вопрос «Почему?». Их с ранних лет интересуют причинно-следственные связи. Такие малыши обожают ставить эксперименты, они с удовольствием наблюдают за природой, смотрят научные передачи и читают энциклопедии. У них развито логическое мышление, они способны выявлять закономерности и находить нестандартное решение задачи.

Почаще находите время позаниматься с ребенком, возможно, вы откроете для себя много нового. Вы можете создать домашнюю лабораторию и провести несколько несложных химических опытов (готовые наборы продаются во всех детских магазинах). Если такой вид занятий придется малышу по вкусу, смело отведите его на научно-познавательные кружки. Большинство из них готовы принять деток от 7 лет и старше. Дошкольникам можно предложить кружок, на котором изучают особенности растений и животных, ведут наблюдения за погодой, делают поделки из природного материала. Полученные малышом знания помогут ему в познании окружающего мира и пригодятся на уроках в школе.

Лингвистические способности. Все знают, что без знания хотя бы одного иностранного языка сейчас не обойтись. Для его изучения малышу нужно обладать хорошей памятью, языковым слухом и логическим мышлением. Сейчас учить английский начинают чуть ли не с пеленок, но педагоги обращают внимание: чтобы успешно заниматься на курсах иностранного языка, нужно сперва решить все логопедические проблемы.

Первый раз привести ребенка на занятия можно в возрасте 5–6 лет. В это время большинство детей восприимчивы к новой информации и уже могут подолгу концентрировать внимание. Малыши в этот период уже обладают достаточным словарным запасом на родном языке, умеют грамотно строить предложения.

Самостоятельность. Многие родители, стремясь воспитать разностороннюю личность, забывают о том, что ребенку важно освоить и элементарные навыки: самому есть за столом, одеваться и раздеваться, уметь самостоятельно себя занять. Кроме занятий иностранными языками, лепкой, пением и танцами важно дать малышу возможность самому справляться с небольшими трудностями. Но не требуйте от ребенка слишком многого! Развитие способностей у детей должно проходить в соответствии с их возрастом и особенностями.

Этапы развития способностей у детей

Можно выделить следующие этапы развития способностей у детей:

  1. Первичный (с рождения до 6–7 лет). Для начала организму ребенка нужно подготовиться к взрослению. На этом этапе совершенствуются все анализаторы (зрительные, слуховые), развиваются соответствующие участки мозга, улучшается координация движений. Формируются индивидуальные способности ребенка, на основании которых он будет в дальнейшем развиваться.
  2. Формирование специальных способностей (с 6 лет до подросткового возраста). В школьные годы ребенок развивается сперва посредством сюжетно-ролевых игр, решения интеллектуальных задач, головоломок, реализации творческих способностей. Именно игровой процесс способствует развитию его талантов в любой сфере. На этом этапе особенно важна творческая составляющая, помогающая развить пространственное мышление, воображение, координацию, мелкую моторику.

Отечественные психологи наглядно представляют этапы развития способностей в виде следующей схемы:

Гениальность Талант Одаренность Способность

Первые задатки будущего таланта или даже гениальности появляются еще до рождения ребенка или в самом раннем возрасте. Постепенно развиваясь, способности переходят на новый уровень. Для этого нужно создать определенные условия и атмосферу в семье. Нет стопроцентных гарантий, что начальные способности перерастут в настоящую гениальность, но при должных усилиях ребенок может достичь больших высот.

Способности ребенка к 5 годам

В этом возрасте дети продолжают познавать мир через игру. Все большее значение приобретают общение со сверстниками и учебная деятельность.

В этом возрасте дети уже многому научились:

  • имеют около 3 тысяч слов в словарном запасе;
  • умеют строить сложные предложения;
  • начинают пересказывать тексты;
  • правильно произносят почти все звуки;
  • осваивают простейшие навыки счета;
  • могут рассказать о себе, своем доме и семье;
  • имеют представление о назначении предметов.

В это время нужно постепенно начинать готовить малыша к школе. Психологи отмечают, что причиной неуспеваемости чаще становится психологическая незрелость, при этом уровень развития ребенка может быть довольно высоким. В первую очередь нужно позаботиться о развитии внимания, памяти, логического мышления, воображения. Пока малышу трудно сосредотачиваться на одном виде деятельности, он легко отвлекается. Но он уже делает шаги в правильном направлении, учится доводить до конца начатое, в том числе и неинтересные дела.

В этом возрасте малыш начинает понимать, какими чертами характера он обладает, и составляет первое представление о том, каким бы он хотел быть во взрослой жизни. Пока он хочет быть похожим на героев любимых сказок, мультфильмов. Позднее у ребенка появляется настоящая мотивация учиться чему-то новому, чтобы быть сильным, «как папа», умным, «как дедушка», и т. д. Позже он начнет сравнивать себя со сверстниками, соревноваться с ними. Постепенно мнение товарищей по игре становится все более и более значимым.

Во время игры или обучения малыш уже может понять, что от него требуют, и действовать по указанию взрослого. Постепенно расширяется его кругозор, ребенок интересуется тем, что происходит за пределами его семьи и привычного круга. Это идеальный период для изучения информации о природе, животных, растениях. Малыш с помощью взрослого может систематизировать полученные знания и выстроить целостную картину мира, пусть пока и упрощенную.

Какие способности можно развивать в 5 лет? Важно помнить, что все занятия должны проходить в игровой форме. Не заставляйте малыша выполнять задания, которые кажутся ему неинтересными, лучше найдите другой способ подачи информации. В 5 лет вы можете развивать у ребенка:

  • внимание. Учите малыша выполнять более сложные инструкции, переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  • восприятие. Решайте головоломки, помогающие различать цвета, формы, свойства предметов. Учите воспринимать большее количество оттенков. Расставляйте игрушки по увеличению размера и по уменьшению;
  • мышление. Побуждайте ребенка размышлять, делать выводы, группировать предметы, находить в них общие черты и различия. Предложите ему проанализировать причину того или иного события, понять, что было в начале, а что произошло потом;
  • память. Малыш в 5 лет способен запомнить 5–6 предметов. Память пока непроизвольна, то есть ребенок запоминает то, что взволновало его и заинтересовало. К примеру, он помнит только название тех месяцев, на которые приходятся дни рождения членов семьи. Уже в этом возрасте вы можете отметить, какой вид памяти развит лучше всего: зрительный, слуховой, механический или эмоциональный;
  • речь. Работайте над четким произношением шипящих звуков, правильным построением фразы. Развивайте фонетический слух малыша, учите его угадывать предметы по звуку;
  • воображение. Развить его помогут любые игры, которые заинтересуют ребенка. Поощряйте интересные задумки малыша, вместе придумывайте сказочные истории.

Как помочь ребенку развить талант: советы для родителей

  1. Создайте для творчества подходящее пространство. Дайте ребенку возможность реализовать свой потенциал. Обеспечьте малышу доступ к материалам для творчества (бумаге, карандашам, ручкам, краскам). Разделяйте интересы ребенка и находите время, чтобы позаниматься вместе с ним. Не перегружайте кроху занятиями, оставьте ему время для свободного творчества.
  2. Обустройте ему подходящее рабочее место и не ругайте малыша за небольшой творческий беспорядок. Конечно, взрослому человеку тяжело принять разрисованные стены и испачканный пластилином ковер. И все же старайтесь не ругать малыша за такие казусы. Беспорядок – неотъемлемая часть творческой деятельности.
  3. Дайте малышу поскучать. Мы так стараемся занять ребенка, что у него нередко не остается времени, чтобы самому придумать новую игру. Не пройдет и нескольких минут, как кроха начнет увлеченно строить игрушечный город, изучать устройство предметов или разыгрывать сценки в кукольном домике. Такие моменты очень ценны, они помогают развить самостоятельность и получить новый жизненный опыт.

Учитесь смотреть на мир глазами ребенка, тогда вам будет легче совершать открытия вместе с ним!

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения — передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки — лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с ЗУНами. Знания, умения и навыки — это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на «соседние» виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером — значительно реже. Поэтому совсем не стоит «лепить» из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности — это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит — происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что «талантливый человек талантлив во всем». Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться — задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Литература

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

См. также

Детская психология

  • Возрастные особенности детей
  • Воспитание детей
  • Детская коммуникация
  • Мотивы учения
  • Новообразования подросткового возраста
  • Психические процессы у детей
  • Психологические проблемы детей
  • Психология образования
  • Развитие ребенка
  • … и другое

Способности

  • Актерские способности
  • Аналитические способности
  • Всестороннее развитие способностей и интересов
  • Гениальность
  • Дееспособность
  • Задатки и способности
  • Задатки способностей
  • Изобразительные способности
  • Общая характеристика способностей человека
  • Одаренность
  • … и другое