Как повысить самооценку ребенку

20.06.2018 0 Автор admin

Оцениваем уровень самооценки.

Детские психологи часто применяют экспресс-тест, который называют «Тест десяти ступенек» или просто – «Лесенка». Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет. Однако, стоит отметить, что только с шестилетнего возраста самооценка ребенка становится более или менее реалистичной, поэтому и данный тест будет более достоверен для проверки школьников.

Суть теста состоит в следующем: нарисуйте лесенку из десяти ступенек и покажите ваш рисунок ребенку. Скажите, что на этой лесенке стоят мальчики и девочки: на самой нижней – плохие, злые, невоспитанные, трусливые; а на самых высоких ступеньках – лучшие детки (добрые, смелые, воспитанные, честные). Чем выше ступеньки, тем лучшие ребята стоят на них.

Спросите ваше чадо, куда бы он встал сам на этой лесенке или попросите поставить на одну из ступенек любимую игрушку (в психологии считается, что на игрушку ребенок проецирует свое собственное «я»). Если ребенок поставил себя на нижние три ступеньки – согласно тесту, он имеет заниженную самооценку и считает себя неудачником. Если малыш ставит себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, то у него – вполне адекватная самооценка. А вот восьмая, девятая, десятая ступеньки говорят о том, что у ребенка самооценка завышена. Хотя это, к тому же, может говорить и о том, что ребенок понимает, что он любим в семье, что ему многое удается и что вместе с родителями возможно решить любые возникающие проблемы.

Еще одна интересная методика определения самооценки ребенка – оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена, адаптированный Л. Пономаренко. Согласно инструкциям методики, ребенку предлагается посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать.

Причем, сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

Так, человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми. № 2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить. С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе. №4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей. №5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность; №8 — отстраненность и уход в свои мысли; № 9 – легкость и тягу к развлечениям. Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети; а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх. №16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы. №17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами ребенка.

Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

Признаки заниженной самооценки
Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в себе недостатки. Родители замечают, как из веселого и доброго малыша такой ребенок превращается в плаксивого, хмурого, неуверенного капризулю. Так, заниженная самооценка проявляется в следующем поведении ребенка:

  • боится людей и старается больше играть в одиночестве или только с близкими людьми;
  • постоянно ждет оскорблений и насмешек со стороны сверстников;
  • демонстрирует поведение жертвы: боится возразить или отстоять собственную точку зрения;
  • уверен, что у него ничего не получается и никогда не получится,
  • не умеет принимать решения и выходить из трудной ситуации со сверстниками;
  • постоянно демонстрирует неуверенность, перепады в настроении, капризы, страхи.

Многие мамы и папы осознают, что их ребенок имеет заниженную самооценку, но теряются и не понимают, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Так какие же меры предпринять, чтобы придать уверенности в себе ребенку?

13 советов, как повысить детскую самооценку

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом — регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе — занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» — вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальш, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания.

Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

11. Подбирайте литературу, которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, — то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

Анна Черкасова

Самооценка регулирует процессы принятия решений и является стимулятором развития Личности. Она может быть завышенной, нормальной и заниженной.

Признаки заниженной самооценки

Заниженную самооценку у ребенка формируют внешние и внутренние факторы, в том числе внешность, вес, индивидуальные особенности психики, социальный статус родителей, количество достижений, оценки окружающих.

Признаками заниженной самооценки являются:

  • высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
  • высокая чувствительность к критике, обидчивость;
  • нерешительность и страх совершить ошибку;
  • боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
  • необоснованное чувство вины;
  • пессимизм и меланхоличность;
  • враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.

Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.

Причины формирования заниженной самооценки

Проблемы с самооценкой ярче всего проявляют себя с 13 до18 лет в период переходного возраста. Особенно остро они переживаются в больших городах с интенсивным темпом жизни.

В больших городах люди существуют в условиях жесткой конкуренции. Дети с самого раннего возраста ориентированы на достижения, которые высоко поощряются социумом. Изучение языков, оценки в школе, победы на олимпиадах, участие во всевозможных соревнования становятся критериями успешности ребенка.

На самооценку ребенка влияет несколько факторов.

  • Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
  • Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.

Методы и приемы коррекции заниженной самооценки

  • Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
  • Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
  • Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
  • Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;

Какие методики используются специалистами центра К.О.Т. по работе с самооценкой?

Чтобы самооценка ребенка оставалась в пределах нормы, ему постоянно нужно формировать задачи, адекватные уровню развития. Всегда должен соблюдаться баланс между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и его потенциалом развития.

Необходимость работы с профессиональными тренерами связана с тем, что родитель не может взять на себя все необходимые функции. Родители проявляют заботу, любовь. Тренер-педагог выводит ребенка из зоны комфорта, расшатывает его, стимулирует к развитию.

Как повысить самооценку у ребенка: полезные советы

Роли родителя и тренера различны. Если у ребенка что-то не получается, то может рассчитывать на поддержку родителей.

Залог поддержания у ребенка нормальной самооценки — освоение новых навыков и постоянное развитие. Чем больше ребенок умеет, тем более он уверен в себе.

В центре К.О.Т. работают профессиональные тренеры-педагоги, проводятся тренинги по профориентации, развитию творческого потенциала, раскрытию Личности, коррекции самооценки. Специалисты используют игровые методики и другие увлекательные для ребенка форматы, подбираемые под конкретный возраст.

Статья подготовлена при помощи Катерины Колоколовой, ведущего специалиста по профориентации, HR директора, магистра Психологии Развития, модератора программ повышения квалификации начальников образования РФ при РАНГХиС.

Саморазвитие8-11-2014, 00:15сергей к9 226

Как повысить самооценку? 7 советов

Как повысить самооценку?

Если говорить о вере, то человеку труднее всего поверить в себя. Людей с низкой самооценкой очень много. Есть даже такое мнение, что застенчивость и смущение – признаки человека воспитанного, самокритичного.

Но стараться преодолеть свои недостатки, осознавая при этом достоинства, – это нормально. А вот привычка к самокопанию и поиску отрицательных черт в себе не только непродуктивна, но и разрушительна для личности. Что делать, если вы заметили это в себе, как повысить самооценку и приобрести веру в себя, свои силы?

Корни низкой самооценки

Позитивная оценка себя формируется еще в раннем детстве, когда ребенок только учится ходить, говорить, общаться.

15 быстрых способов поднять самооценку ребенку

Он радуется новым возможностям, и очень важно, чтобы родители поддерживали, ободряли его, формировали в нем стойкое убеждение: «Меня любят, несмотря на мои успехи и поражения». Это поможет малышу расти, позитивно оценивая самого себя. Ведь именно мнение других людей в значительной степени влияет на нашу самооценку. Даже одно неосторожное замечание, язвительная шутка могут вызвать чувство неуверенности в себе не только в ребенке, но и во взрослом.

Что мешает повысить самооценку?

Если вы замечаете, что сетования на свои неудачи стали для вас привычкой, что руки все чаще опускаются даже при малейших затруднениях («Я не смогу!»), значит, вам пора заняться повышением собственной самооценки. Без этого сложно чувствовать себя счастливым человеком.

Для начала имеет смысл избавиться от стойких, но неправильных заблуждений:

• «Заниженная самооценка – это врожденное качество, побороть которое невозможно». Данный миф – абсолютная неправда. Многим публичным людям удалось побороть свои комплексы, о чем они не стесняются рассказывать. Значит, высокая самооценка вполне достижима.

• «Люди с высокой самооценкой самоуверенные, наглые, с ними неприятно общаться». Это также заблуждение. Ведь уверенность в себе и самоуверенность – понятия разные. Знающий себе цену человек всегда спокоен, вежлив, тактичен.

• «Повысить самооценку быстро невозможно, это длительный и малоинтересный процесс». Тоже неверно. Научиться себя ценить можно всего за несколько месяцев, если прислушаться к советам психологов.

7 советов от психологов тем, кто хочет приобрести высокую самооценку

Совет 1.

Избавьтесь от привычки подвергать себя сравнению с другими людьми. Вы уникальны и привлекательны уже одним только этим. Заведите дневник собственных достижений и записывайте в него свои ежедневные «победы», даже самые маленькие.

Совет 2.

Общайтесь только с искренними, добродушными, уверенными в себе людьми. От них, как правило, идет мощный положительный заряд. От критиканов же, циников, нытиков лучше держаться в стороне. Переубедить их вы все равно не сможете, а настроение себе рискуете подпортить надолго.

Совет 3.

Старайтесь мыслить только позитивными, вдохновляющими категориями, когда думаете о себе. Вместо «у меня не получится» скажите: «Я справлюсь». И никогда не умаляйте прилюдно свои достоинства. Если услышите в свой адрес комплимент, не возражайте, а сдержанно поблагодарите.

Совет 4.

Перестаньте постоянно оправдываться. Если ситуация требует, просто спокойно объясняйте, почему вы сделали так, а не по-другому. Если вы на самом деле кого-то подвели или чем-то навредили, достаточно постараться исправить последствия своего поступка, а не умолять простить и каяться чуть ли не на коленях, поливая себя потоком самоуничижения.

Совет 5.

Сохраняйте верность своим взглядам, любимым занятиям. Пытаясь оправдать ожидания родных, коллег, друзей, вы рискуете потерять себя. Разносторонняя личность, у которой есть своя позиция, свои принципы, хобби, всегда вызывает у других интерес и уважение.

Совет 6.

Ставьте перед собой достижимые, реальные цели. Если задача явно недостижима по временным срокам или вы поставили себе другие ограничительные рамки, то велик шанс скоро почувствовать себя проигравшим. Разбивайте путь к большой цели на малые отрезки. Это позволит двигаться к ней не спеша, но уверенно, без потрясений.

Совет 7.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Видя результаты своих действий, вы почувствуете и рост самооценки. В первую очередь не окружающие, а вы сами оцените свои успехи. К тому же, загружая свой день делами, вы не дадите себе время на тягостные сомнения и размышления. Активно действуя, вы приобретете больше поводов радоваться собственным успехам.

Задавшись вопросом, как повысить самооценку, вы уже осознали свою проблему и начали ее решать. Если взять на заметку советы психологов, почитать специальные публикации на эту тему, можно добиться больших успехов в положительном изменении своего отношения к себе. И тогда жизнь станет легче, счастливее, интереснее!шаблоны для dle 11.2

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Причины, по которым формируется низкая самооценка у детей

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве на основе мнений значимых взрослых, то есть родителей и ближайшего окружения. Маленький ребенок еще не имеет четкого представления о самом себе и может оценивать себя, только глядя на свою личность сквозь призму родительского восприятия. От того, каким будет это своеобразное «зеркало» и зависит уровень самооценки малыша.
В детстве ближайшим окружением детей являются ближайшие родственники и воспитатели. Их педагогические ошибки могут серьезно подорвать самооценку ребенка.

Ложные убеждения. Заниженная самооценка похожа на вирус: родители передают ее своим детям, в свою очередь, унаследовав ее от своих отцов и матерей. Ядром пассивного и тревожного отношения к жизни является целый комплекс ложных представлений, ценностей и убеждений. «Не высовывайся», «надо быть как все», «ты не сможешь этого сделать» — эти слова слышало не одно поколение детей от своих родителей. Такие слова могут не только снизить самооценку, лишить человека активности, но и взрастить комплекс неполноценности.

Оценивание личности, а не поступка. Нередко родители и воспитатели допускают одну и ту же грубую ошибку: воспитывая, они оценивают не поступок, а саму личность. К примеру, говорят ребенку, что он плохой. Такие оценочные суждения невольно возникают у взрослых в ответ на проступки детей. Вместо того, чтобы осудить поступок ребенка, взрослые оценивают саму личность как «плохую». Ребенок запоминает эти негативные оценки и у него возникают чувства неполноценности, вины и стыда.

Сравнение с другими детьми. Некоторые родители считают, что сравнивая свое чадо с другими, по их мнению, более прилежными и послушными детьми, дают ему ценный жизненный урок. На деле же, все обстоит совершенно иначе. Этим они провоцируют развитие в ребенке таких качеств как ненависть и зависть по отношению к «эталонам» послушания. Сравнивать ребенка с другими детьми недопустимо. Это можно делать, только сравнивая ребенка с самим собой, то есть, показывая ему его собственный прогресс.

Отсутствие признания. Уже в возрасте 2-х лет ребенок стремится делать все сам. Правда, у него еще немногое получается, но он очень хочет показать, что может что-то сделать самостоятельно. Очень важно не упустить этот момент и обязательно замечать успехи малыша и хвалить его. Отсутствие признания со стороны родителей закладывает в ребенке сомнения в своих силах. В будущем такой человек будет неуверенным и замкнутым, он будет избегать проявления всякой инициативы и творчества.

Завышенные ожидания. Нельзя требовать от ребенка сверхспособностей или сказочной успеваемости. Многие родители, не реализовавшие себя в какой-то сфере жизни, переносят свои ожидания на детей. Они предлагают им свою несбывшуюся мечту, как единственно возможный вариант развития и заставляют к ней идти.

Как повысить самооценку ребенку 8 лет

Классический пример – юный отпрыск, вынужденный разучивать гаммы на пианино только потому, что этого хотят родители. А ведь ребенок – это не чистый лист, на котором можно написать все, что угодно. Это личность со своими задатками и скрытыми талантами. И для того, чтобы реализовать мечты родителей у нее просто может не оказаться нужных способностей. В итоге, потерпев неудачу в погоне за чужой мечтой, ребенок может надолго разувериться в своих силах.

Как выдрать отличный подарок на день рождения мальчику 12 лет.

Потакание или излишняя строгость. Слишком строгое воспитание, как и потакание прихотям ребенка, формируют нерешительность. Такие люди боятся принимать решения и часто предпочитают вообще ничего не делать, главное, чтобы не было хуже. Отсутствие самостоятельности является гарантом формирования комплекса неполноценности и заниженной самооценки.

Претензии к внешности. Нужно принимать и любить ребенка таким, каким он есть. Постоянное недовольство родителей по поводу внешности детей может выражаться в подобных фразах: «ты слишком толстый, надо худеть», «ты очень худой потому, что ничего не ешь», «тебе надо поправляться, ты уже такой худой и страшный». Если ребенок слышит эти слова изо дня в день, он, конечно же, станет неуверенным в себе, поверив в то, что в его внешности что-то не так.

Адекватная самооценка – это, прежде всего, умение принимать самого себя таким, как есть. У людей с нормальной самооценкой есть та редкая гармония, позволяющая жить в ладу с миром и приносить людям радость. И формирование именно такой самооценки во многом зависит от родителей и воспитателей.

Алёна Власюк специально для http://otebe.info/

Похожие статьи:
Детские страхи и их преодоление
Детская тревожность
Обидчивый ребенок