Как полюбить читать

30.10.2018 0 Автор admin

Мелешкова Н.О.

Сегодня мы будем говорить о том, как поддержать наших детей в их любви к чтению. Я постараюсь не сводить эту беседу к ныне популярному брюзжанию, что мол «уткнулись все в телевизоры – к книге никто не притронется!» Вместо этого, давайте попробуем разобраться, отчего ребята не желают читать, на самом ли деле это так, и что мы, взрослые, в силах предпринять для улучшения ситуации.

Трудности, о которых мы не задумываемся

Одна из причин неприязни к чтению лежит прямо на поверхности. Не читают, потому что трудно! А чтобы нам с вами трудность эту понять, необходимо определить, чем же является чтение. Итак, чтение – это получение информации, которая сохраняется с помощью специальных знаков-букв. Читая, каждый из нас, сам того не подозревая, раскодирует то, что зашифровано в этих знаках.

Поэтому, прежде чем посадить малыша за букварь, ему необходимо много играть с различными изображениями и знаками. В какой последовательности нам нужно предлагать ребятам такие занятия и игры?

Первым шагом должно быть ознакомление с различными зрительными образами. Начинайте с конкретных изображений. Например, спрашивайте, что нарисовано на картинке. Постепенно переходите к более абстрактным изображениям. Так, сейчас можно купить лото, в котором на место нарисованного арбуза нужно положить карточку с кружочком, на место альбома – карточку с прямоугольником и т.д.

На следующем этапе ребёнок должен разбирать картинки на части и собирать их обратно в единое целое. Здесь нас выручат всем известные пазлы и кубики.

И, наконец, мы должны предложить ребятам игры, в которых им нужно разгадать сообщения скрытые в тех или иных зрительных знаках. Самым элементарным вариантом здесь выступают настольные игры с фишками и кубиком, в которых ребята соревнуются в прохождении различных маршрутов.

Как правило, в них большое количество знаков, сообщающих о том, куда и как нужно передвигать фишки, чтобы добраться до желаемой цели.

И, в общем, все разновидности лото, домино, мемори, пазлов, поиск сокровищ по незатейливым картам, и даже знаки дорожного движения являются нашими большими друзьями на этом пути. Взяться учить ребёнка чтению до того, как он будет «на ты» в обращении со всеми этими изображениями, равносильно тому, что ждать от человека, который не поднимал голову, не сидел, и не ползал на четвереньках, что он с лёгкостью поднимется на ноги и пойдёт.

Иногда мы видим, что соседская дочка или сынок уже в три года читают. И, подгоняемые родительскими амбициями, мы принимаемся требовать того же и от своих детей. В связи с этим мне хочется признаться, что я никогда не видела людей, которые бы не умели читать. Но те, кто с ужасом вспоминает, как их пытались этому обучить, встречаются периодически.

Выбор методики

Существует огромное количество методик. В каждой из них есть свои преимущества. Если у вашего малыша не ладится с чтением, посоветуйтесь с преподавателем и логопедом о том, какой из существующих способов лучше подойдёт именно вашему ребёнку. Раз не удаётся научить его читать одним методом, вероятно, это получится сделать другим. При разговоре со специалистом, попросите рассказать об особенностях и принципах используемых им приёмов и о том, как они работают.

Любознательность

Ничто не способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. В норме любознательность заложена в природе каждого человека, особенно молодого, а тем более ребёнка.

То, что мы нередко «ленивы и нелюбопытны» является результатом негативных влияний. Люди, которым с детства были внушены некоторые психологические установки, отказываются от познания и размышлений. Это могут быть вариации на тему того, что «умным трудно живётся», «меньше знаешь – крепче спишь», и сообщения о бедной любопытной Варваре, которой «на базаре нос оторвали». Родители, придерживающиеся подобных убеждений, без труда наградят ими своих детей.

Временами, сами не сознавая того, мы подводим ребят к пассивности в изучении людей и мира. Такое случается при нахождении семьи в состоянии конфликта и кризиса. Пятилетний мальчик изводит всех расспросами, «почему мама плачет», «почему папа ушёл», и «добрая или злая бабушка», а у нас нет сил, времени и умений ему отвечать. Нам и погулять-то с ним порой некогда. И мы реагируем раздражением. В результате ребёнок связывает наше недовольство не с семейной ситуацией, а с ним самим и его расспросами. Так он приходит к ложному выводу, что сильная заинтересованность чем либо, вызывает недовольство других.

Но в вопросах познания нужно учитывать, что детям гораздо сообразнее получать информацию из непосредственного взаимодействия с людьми и природой, чем с книжных страниц. Поэтому в своём стремлении усадить юных чтецов за азбуку нам нужно не перегнуть палку. Воспитатели некоторых детских садов, направленных на ускоренное развитие, жалуются, что ребята постоянно читают, считают, пишут и разговаривают на иностранных языках. И в их плотном графике трудно найти время на прогулки и игры. Переусердствовав в обучении ребёнка, как и в чём бы то ни было, мы можем получить реакцию совершенно обратную ожидаемой.

Книга и телевизор

В борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал телевизор. Сражение это часто неравное. Сообщения, поступающие с голубых экранов, требуют от нас меньших умственных, физических и эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не нужно в своей фантазии конструировать образы того, о чём идёт речь. Кинематографами и мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли совестью или скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику знаний.

Читая и самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии сюжета, мы делаем это так, как необходимо именно нашей личности, нервной системе и разуму. А, просматривая фильмы и мультики, мы наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров и аниматоров. Но, даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканию картинок на экранах довольно трудно.

На помощь книге может прийти только искренняя любовь к ней взрослых. Когда в доме много книг, их читают, передают из поколения в поколение, они доступны для пользования, их обсуждают между собой, у ребёнка сложится о них представление как о привычной и необходимой части быта и жизни. Тоненькие и толстые переплёты должны присутствовать в семье и занимать в ней важное место.

Если же сами мы не читаем, а просиживаем перед телевизорами, то нам не следует надеяться, что ребёнок наш однажды произнесёт: «Мама, выключи мультик. Пойду, почитаю на ночь!»

Как относиться к компьютеру

В продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения многих часов за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную паутину» в нежелании детей читать.

Но сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом детского воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих малышей с мышками у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное до того, как ребята там оказались. Часто, проанализировав собственное раздражение на пребывание детей у компьютеров, перед нами встают вопросы развития их интересов. Когда человек любит читать, то и во всемирной сети он выберет это занятие. Если же в физическом мире он предпочитает что-то иное, он останется верен своим пристрастиям и в виртуальном пространстве.

Наказание или награда?

«Почитаешь, пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно! Все каникулы будешь читать!» Такое использование чтения, как отработку для искупления грехов плохого поведения, развивает у ребёнка представление о нём как о скучном и тягостном наказании. Такими методами мы скорее не научим ребёнка чтению, но подвигнем его к изобретению способов избегания этой экзекуции. Ежели, наказывая ребят чтением, сами за занятие это берёмся мы крайне редко, то дети будут мечтать о моменте, когда они вырастут и избавятся от каторги чтения на века, как в их глазах это сделали мы, их наставники.

К тем же результатам приводит наказание малышей, за ошибки, совершаемые в процессе обучения чтению. Гораздо эффективнее рассказывать им о том, что в чтении уже удаётся.

Самый верный путь заинтересовать ребят познанием через книгу — это самим относиться к нему как к подарку и отдыху. Наказанием может стать только лишение случая почитать, но никак не общение с любимым произведением.

В некоторых семьях, взрослые охотно читают детские сказки и истории. И, наблюдая, с каким удовольствием делают это родители, вслед за ними дети стремятся прочесть те же произведения и пережить схожие эмоции. Иногда за интересной книжкой в такой семье выстраивается целая очередь.

Как не судить о вкусах

Такое, чтобы человек ничего не читал вообще, встречается крайне редко. Сами не замечая того, мы читаем объявления в газетах и на рекламных щитах, инструкции к бытовой технике и чистящим средствам.

Как полюбить чтение?

Разногласия обычно возникают не из-за того, читать или не читать, а из-за того, что читать именно. Что нам необходимо учитывать в этом вопросе?

С одной стороны, проживая в доме, где принято листать Cosmopolitan, не стоит полагать, что сын или дочь на сон грядущий решат перечесть историю Древней Индии.

С другой стороны, нас огорчает, когда дети не разделяют наших вкусов, останавливая выбор на том, что предпочитают их сверстники и вместо «Братьев Карамазовых» увлечены неким «Гарри Поттером». Нам следует помнить, что ребёнок, входит и адаптируется в кругу своих ровесников, читая и обсуждая то, что в нём популярно. И даже если нас пристрастия ребёнка не устраивают, мы должны учитывать, что с этими ребятами он вместе будет жить, учиться работать, и создавать собственною семью.

В случае же полного отрицания и осуждения того, что читают ваши дети, возможно, стоит серьёзно задуматься о круге их общения.

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

(настоящее имя — Пешков Алексей Максимович)

(1868-1936) русский писатель

Долгое время Горький говорил, что его отец был сто­ляром-краснодеревщиком, умалчивая о том, что в после­дние годы жизни тот был управляющим пароходной ком­панией. Действительно, отец его был не совсем простого происхождения. Дед писателя был разжалован в солдаты из офицеров. Достаточно состоятельным был и другой его дед, по матери, В.Каширин, прошедший путь от бурлака до владельца красильной мастерской в Нижнем Новгоро­де. Но ему, как и многим другим, не повезло: не выдержав конкуренции, он разорился.

В доме Кашириных прошло детство и отрочество Але­ши Пешкова. Особый след в памяти будущего писателя оставила бабушка, приобщившая его к народным сказкам, стихам, сказкам. О ней он с благодарностью вспомнит в первой части автобиографической трилогии «Детство».

После того как его дед разорился, с осени 1879 года началась жизнь Алеши «в людях»: он был «мальчиком» в лавке модной обуви, учеником и прислугой у чертежника и подрядчика строительных работ, посудомойщиком на пароходе, учеником в иконописной мастерской, десятни­ком на ярмарочных постройках, статистом в театре. Весь этот нелегкий жизненный опыт был позднее отражен в рассказах писателя.

Что же касается образования, то оно свелось к не­скольким классам слободского училища. Университетов Горький действительно не заканчивал, поскольку вел по­стоянную тяжелую борьбу за существование, то переби­ваясь случайной поденщиной, то работая в качестве чер­норабочего, грузчика на пристани, ученика или помощ­ника пекаря.

Пожалуй, основную роль в его образовании сыграла любовь к чтению. Еще мальчишкой он читал все, что по­падало в руки, постепенно знакомясь с русскими и евро­пейскими классиками. Кроме того, он много странство­вал по Руси, пройдя пешком по Северу, Поволжью, Укра­ине, Крыму, Кавказу. Полиция неоднократно арестовы­вала молодого человека за бродяжничество. Сам же бу­дущий писатель признавался, что не мог усидеть на месте только потому, что хотел больше узнать и увидеть. Имен­но в своих странствиях он понял, что хочет стать писате­лем или просто начать рассказывать об увиденном. «Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо расска­зать людям. Мне казалось, что я знаю и чувствую кое-что не так, как другие», — позднее признавался писатель.

В 1892 году в тифлисской газете появляется первый рассказ— «Макар Чудра», подписанный псевдонимом Максим Горький. С тех пор все свои произведения Пеш­ков подписывал различными псевдонимами. Поразителен его рост как писателя: в 1895 году он начинает печатать­ся в столичном журнале «Русское богатство» (с рассказа «Челкаш»), а в 1898 году уже выходит его первое собра­ние сочинений в двух томах, и к Горькому приходит евро­пейская известность. В 1902 году он был избран почет­ным членом Российской Академии наук по разряду изящ­ной словесности. Правда, Николай II распорядился анну­лировать это избрание. Тогда в знак протеста писатели В.Короленко и А.Чехов тоже отказались от звания почет­ных академиков.

В своем развитии Горький шел тем же путем, какой прошли многие писатели его времени. Как и все другие, он начинал с очерков и рассказов и только потом, набрав­шись профессионального опыта, написал такие свои круп­ные произведения, как «Фома Гордеев» в 1899 году и «Трое» в 1900-м. Следует отметить, что ранние произве­дения Горького проникнуты духом романтизма, они алле­горичны и насыщены фольклорными элементами, но в основе их лежит стремление автора к свободе, к борьбе против угнетения. Не случайно в прокламации 1901 года о разгоне студенческой демонстрации молодой писатель призывал к свержению царизма, за что и был сослан в Арзамас.

В начале XX века Горький решил попробовать себя и в драматургии. Как отмечал К.Станиславский, Горький- драматург выступил «главным начинателем и создателем общественно-политической линии» в театре. Действи­тельно, его пьесы 1902 года — «Мещане», «На дне», «Дач­ники» — сразу же после постановки вызвали споры у зри­телей и критиков. Больше всех остальных взволновал зри­телей образ странника Луки из пьесы «На дне», народно­го философа, правдоискателя, показанного во всей слож­ности и противоречивости характера.

К драматургии Горький вернулся лишь в тридцатые годы и теперь стал воспринимать драматические произ­ведения как неотъемлемую часть своего творчества. В 1932 году выходит «Егор Булычов и другие», в 1933-м — «Достигаев и другие», а в 1935-м — «Васса Железнова».

По своим взглядам Горький ближе всего стоял к пози­циям сторонников утопического социализма. Писатель считал народ, и прежде всего крестьян, серой массой, ко­торую должна образовывать и учить интеллигенция. По­этому не случайно, что в своих поисках он сблизился с большевиками, которые вначале исходили просто из идеи о преобразовании жизни. Революционная борьба проле­тариата отразилась в известном романе «Мать» (1906). Горький с 1905 года был членом большевистской партии и принимал активное участие в первой русской револю­ции. За свои взгляды он неоднократно подвергался поли­тическим преследованиям, его высылали из столицы, а некоторое время он был даже вынужден провести в Аме­рике, где собирал деньги на революцию. Период с 1906 по 1913 год он провел в Италии, на острове Капри. В творче­стве этого периода отразилось разрушение мещанского быта и проявилось преклонение Горького перед трудящим­ся человеком. В это же время он создал романтические «Сказки об Италии» (1911-1913).

Из произведений дооктябрьского периода нужно еще назвать автобиографические повести «Детство» и «В лю­дях», а также сборник рассказов «По Руси», в которых наи­более полно отразились жизненные впечатления автора.

Октябрьскую революцию Горький принял неоднознач­но. С одной стороны, он понимал, что она была неизбеж­на. С другой, его ужасала и пугала волна насилия, захва­тившая страну. Поэтому он не мог принять и понять по­литики большевиков, построенной на насилии и терроре. Горький начал полемику с большевиками в газете «Новая жизнь». Его критика была столь убийственно верна, что большевикам пришлось закрыть газету. Эти публицисти­ческие статьи Горький позже объединил в два сборника, центральным из которых станет книга под названием «Не­своевременные мысли». Многие годы она находилась под запретом и лишь недавно была опубликована полностью.

Признав свое бессилие изменить что-либо в этой жиз­ни и догадавшись, что большевики не будут с ним долго церемониться, Горький под предлогом того, что ему необ­ходимо лечение, уехал из России. Он поменял много стран, но в конце концов поселился в Италии, в Сорренто. Находясь за границей, писатель постоянно следил за всем, что происходило в России, вел обширную перепис­ку. Здесь он создал роман «Дело Артамоновых», в котором обрисована судьба трех поколений одной семьи — от ре­формы 1861 года до Октябрьской революции, а также на­писал неоднократно переделывавшийся очерк о Ленине.

Вернулся он лишь в 1931 году. Сталину был нужен писатель с мировой известностью, имя которого можно было использовать как пропагандистское прикрытие. По­этому он сделал все, чтобы привлечь Горького на свою сторону. И тот активно включился в общественную, из­дательскую и, отчасти, политическую деятельность. Вна­чале он не подозревал, что стал объектом тщательно раз­работанной пропагандистской кампании. Прозрение на­ступило позже, лишь в конце жизни, после смерти сына.

В своей жизни Горький встречался со многими людь­ми, он был как бы собирателем рассказов о жизни тех, кто произвел на него впечатление, оставил след в памя­ти. После выхода автобиографической трилогии он заду­мывает ее продолжение и пишет ряд мемуарных очерков под условным названием «Среди интеллигенции».

В последние годы жизни своим главным делом Горь­кий считал работу над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина», в котором воссоздал историю духовной жизниРоссии на рубеже XIX-XX веков. Созданный воображе­нием писателя гер.ой, Клим Самгин, стал таким же типич­ным героем своего времени, какими когда-то были Оне­гин, Печорин, Бельтов.

М. Горький был выдающимся общественным деятелем. Он был организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей, создал и редактировал целый ряд журналов («Наши достижения», «За рубежом», «СССР на стройке») и книжных серий («История фабрик и заво­дов», «Жизнь замечательных людей» — ЖЗЛ, «Библио­тека поэта» и др.)

Сегодня мы воспринимаем Горького как прекрасного стилиста, разностороннего писателя и в то же время тра­гически одинокую личность. Обстоятельства смерти Горь­кого до конца не прояснены. Известно, что он неоднок­ратно просил правительство и лично Сталина разрешить ему выехать в Италию для лечения. Однако ему неизмен­но отказывали в этом, опасаясь, что писатель может рас­сказать правду о том, что происходит в СССР. Тем време­нем хроническая болезнь легких постепенно подтачива­ла его силы. Случилось так, что в последние дни Горький оказался практически в полном одиночестве.

Правда, на его торжественные похороны собрались три женщины. Это единственная законная жена Екатерина Павловна Пешкова, от которой у Горького было двое де­тей — рано умершая дочь Екатерина и сын Максим, ушед­ший из жизни в 1934 году.

Как заставить себя полюбить чтение?

С актрисой Художественного театра Марией Федоровной Андреевой Горький прожил в гражданском браке более 15 лет. Мария Игнатьевна Будберг осталась на всю жизнь романтической привязан­ностью Горького, его своеобразной мечтой. Но никого из них не было рядом, когда он ушел из жизни…

Д.С.Лихачёв

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читателя интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того, чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различному виду скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создаёт видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь созданию в себе привычки к скоростному чтению, — оно ведёт к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что0нибудь почитать. Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — своё время.

Помните, — что писал Пушкин из Кишинёва брату и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение – вот лучшее учение». Загляните в «Словарь языка Пушкина» (Москва, 1957) на слова «книга» и «чтение». Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ

О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплётов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-тот запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то, думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку.

Как полюбить чтение? (стр. 1 из 2)

Обязательно ведите библиографию по своей специальности и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздержаться от приобретения таких книг.

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ

БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ

(Ответ на письмо школьника)

Дорогой Серёжа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот как! Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» — жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, — несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.

Цитируется по:

Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

Ваши комментарии к этой статье

№20 дата публикации: 01.12.2004

Как полюбить читать книги?