Как отучить ребенка?

11.10.2019 0 Автор admin

Содержание

Как отучить грудного ребенка до года от рук

Любой грудничок ассоциируется с пребыванием у мамы на руках. Такое его естественное положение обусловлено самой природой. Человеческий детеныш рождается абсолютно беспомощным, и ему требуется материнская забота. Но уже спустя 2-3 месяца после рождения первенца мама задается вопросом, как отучить ребенка от рук.

Грудничок на руках

Причины привязанности к маминым рукам

Потребность младенца в материнских руках, прежде всего, проявляется на инстинктивном уровне. Немало историй может рассказать молодая мама о том, что ее малыша не способны разбудить звонкий собачий лай, музыка и даже соседский перфоратор. Но стоит ей отойти от младенца, как он тут же начинает громко кричать.

Это не значит, что месячный младенец во время своего сна сознательно контролирует присутствие мамы. Чувствительность к ее отсутствию объясняется инстинктом самосохранения, доставшимся ему от далеких предков, когда забытый в пещере грудничок подвергался смертельной опасности.

Сегодня дети растут не в пещерах, однако инстинкт не угас. Как только нечто теплое и большое рядом перестает ощущаться, появляется страх и необходимость громко звать на помощь. У мамы ответный инстинкт развит не хуже – стоит малышу закричать, как она уже бросила все и готова взять его на руки.

Внимание! Именно материнское поведение формирует привязанность ребенка к рукам. Любой поведенческий инстинкт имеет тенденцию к угасанию, если его проявление не меняет ситуацию.

Что такое чрезмерная привязанность

Самая частая реакция, которую можно увидеть у молодых родителей в ответ на вопрос о втором ребенке, – ужас в глазах или глубокое замешательство. Основная причина кроется в отсутствии нормального сна у взрослых первые 10-12 месяцев жизни ребенка. Немало мам считает появление грудничка в своей семье неким испытанием, через которое пришлось проверить крепость брака и своих сил. В действительности, в подобные ситуации женщины загоняют себя и свою семью сами, только лишь тем, что не умеют правильно распознавать причины плача и, соответственно, на него реагировать.

Как формируется

Научные исследования доказали, что младенцу достаточно 2-3 положительных исходов, полученных в ответ на его крик, для того чтобы сформировалась привычка. Модель поведения грудничка в большей степени зависит не от его характера и личных качеств, а от того, как мама реагирует на детский плач.

Плачущий малыш

Чем вредит ребенку и маме

Очевидный вред для мамы заключается в невозможности нормально жить. Бесконечное качание грудничка на руках превращает ее в озлобленное существо, которое неспособно получать радость от материнства, адекватно общаться с мужем, выполнять какие-либо дела по дому. Именно неумение правильно реагировать на детский плач становится основной причиной разводов.

Мало отцов способно смириться со сменой своей роли – ранее любимый, он теперь становится дополнительным раздражителем. У жены не хватает сил на общение, она стала нервной и неприветливой. К тому же значительно меняется внешний вид девушки. Теперь вместо макияжа с лица не сходят синяки под глазами, а на макушке прочно закрепился пучок волос. Все это возникло только потому, что в доме появился младенец, который постоянно желает пребывать у мамы на руках, не давая ей ни единого шанса заняться собой.

Последствия постоянного пребывания на руках

В первую очередь, от того, что мама постоянно носит грудничка на руках, нередко совершая покачивающие движения, появляется боль в спине и коленях. По мере роста ребенка увеличивается нагрузка на руки, хрупкие девушки отмечают продолжительные боли в мышцах предплечья.

Кроме очевидной физической усталости, мама не имеет возможности принять ванну или душ, заняться своим внешним видом, ей очень сложно заниматься делами на кухне, когда одной рукой все время приходится придерживать малыша.

Ребенок, пребывая у мамы на руках, теряет возможность развиваться физически. Когда другие дети лежат в кроватке, они:

  • изучают свое тело, рассматривая ручки;
  • тренируются переворачиваться, поднимая ноги вверх;
  • пробуют тянуться за игрушками;
  • знакомятся с работой мобиля, подвешенного над кроваткой.

Грудничок, который не слезает с рук, большое количество времени пребывает в одной позе. Он лишен возможности учиться переворачиваться и отстает в физическом развитии от своих сверстников.

Важно! Главная опасность постоянного ношения на руках заключается в том, что мама заходит на кухню, чтобы что-то поставить вариться на плиту, размешать или разрезать. Ребенок в этот момент подвергается страшной опасности. Педиатры убеждают молодых мам не брать с собой детей на кухню. Лучше оставить малыша кричать в кроватке, чем потом лечить его от ожогов.

Для чего нужно отучать ребенка от рук

Самая первая причина, по которой нужно отучать грудничка от рук, – естественные бытовые и физиологические потребности матери, которые она не в состоянии удовлетворять с ребенком на руках. Не может женщина получать удовольствие от материнства и желать завести еще одного ребенка, если из-за первого она сорвала себе спину, забыла про сон и личное время.

Ребенку постоянная телесная привязанность с матерью может быть полезна до месяца, когда он только учится осознавать себя в новой среде. После месячного возраста малышу полезнее заниматься изучением своих возможностей и развитием новых способностей, чем висеть у мамы на руках. Когда грудничок не может провести ни минуты без маминого присутствия, у него тормозится развитие важного психологического уровня, который отвечает за осознание себя как отдельной личностной единицы.

Привязанность к матери мешает учиться смотреть на мир и формировать свою точку зрения. Такие дети сложнее адаптируются в обществе. У дошкольника первая трудность появляется с поступлением в детский сад, когда он остается на целый день без мамы. Весь мир такому ребенку кажется враждебным, что значительно занижают самооценку и формирует ряд комплексов личности.

Психологи утверждают, что избалованность детей начинается с того, что грудничок манипулирует мамой, когда начинает громко кричать сразу после того, как его отправляют самостоятельно полежать в кроватке. Родители, не сумевшие решить такую проблему, рано или поздно столкнутся с детской агрессией. При каждом удобном случае такие дети закатывают истерики для того, чтобы изменить решение родителей. Подобные ситуации можно наблюдать в торговых центрах, где уже никого не удивляют дети, падающие на пол и бьющиеся головой о стену.

Истерика в магазине

Важно! Начинать строить отношения с ребенком надо с первого дня его жизни, четко давая понять, что главные в доме – родители, а не младенец.

Когда не стоит отучать

Исключения составляют дети, имеющие неврологические нарушения развития. Эти проблемы могут касаться детей в основном старше 8-9 месяцев, чаще после года, когда ребенок уже может реагировать на определенные события остановкой развития. Получив психологическую травму, такой малыш может прекратить свою физическую активность, после года не проявлять интереса к прямохождению. Ярким показателем психологической травмы становится остановка развития речи, когда грудничок вдруг перестает произносить звуки, не пополняется его словарный запас, он перестает понимать взрослую речь.

Одними из пунктов, обязательных для реабилитации таких деток, являются близость с мамой и длительный телесный контакт. Сразу после того, как психическое здоровье ребенка будет восстановлено, его обязательно нужно будет учить самостоятельному времяпрепровождению.

Как правильно отучить ребенка от рук

Лучше всего осознанно подходить к появлению младенца в семье, предварительно изучив все особенности общения с ним и основные правила ухода. Беременной женщине государство дает возможность с 7 месяца уйти на законный отдых, чтобы не наносить ущерб своему здоровью и подготовиться к рождению малыша. В этот период мудрые девушки занимаются чтением книг по детской психологии и основам педиатрии, написанных простым языком для не специалистов. В таких семьях вопросы бессонных ночей и капризных детей не стоят.

Отучение в 1-2 месяца

Проще всего отучать от рук ребенка именно в этом возрасте. Он еще достаточно долго спит и время, которое будет тратить на громкие протесты, не будет превышать 30-40 минут.

Интересно! В вопросе о том, как отучить ребенка от рук в 1-2 месяца, главное – способность мамы придерживаться выбранного пути. Редкий родитель способен сохранять хладнокровие, когда младенец жалобно кричит, требуя тактильного контакта.

Для того чтобы грудничок научился самостоятельно засыпать, без укачиваний, его нужно хорошо накормить и положить в чистую кровать. Решающее условие – микроклимат помещения. В комнате должно быть прохладно и влажно. Оптимально – прогреть комнату до +20 ˚C и увлажнить до 55-60%.

В возрасте 3-4 месяца

Трехмесячные малыши начинают обращать внимание на музыкальные карусели, свисающие над кроваткой, – мобили. Начинать учить грудничка проводить время без взрослых лучше с помощью таких устройств, оставляя его одного в кроватке на 5-10 минут, постепенно увеличивая интервал. Даже если ребенок не начал плакать, к нему нужно подойти и погладить, что обозначить свое присутствие. Так он начнет понимать, что временное исчезновение мамы, это не страшно и не навсегда.

Малыш и мобиль

В 5-6 месяцев

Полугодовалый грудной ребенок, в отличие от двухмесячного, с большим интересом может проводить время сам. Объясняется это тем, что он уже умеет дотягиваться до игрушек, удерживать их и перекладывать из руки в руку. Для того чтобы научить его играть самостоятельно, нужно приобрести занимательные яркие игрушки, разложить их на полу и положить к ним ребенка. Первое время придется поиграть вместе с ним. Родители должны показать малышу, как играть с той или иной игрушкой: погремушку нужно трясти, шуршащую гусеницу можно мять, яркие кнопки – нажимать. После того, как удастся заинтересовать грудничка, от него можно отходить на 5-10 минут.

В 7-8 месяцев

Восьмимесячный ребенок уже умеет сидеть, поэтому увлекать его можно красочными книжками из картона, пенопласта или полиэтилена.

Важно! Нельзя оставлять грудничка на диване или кресле без присмотра, потому что он с него непременно упадет. Самое безопасное место для самостоятельной игры – кроватка с бортами или манеж. Пол можно считать безопасным только тогда, когда на межкомнатных дверях стоят ограничители, ящики на шкафах и комодах закрыты на фиксаторы, а сами комоды надежно прикручены к стене.

От 10 месяцев до года

Самый подходящий возраст для игры в манеже – 10 месяцев и старше. В это время ребенок чаще всего уже умеет стоять. Если добавить туда несколько ярких мягких игрушек, удастся увлечь малыша самостоятельной игрой. Не стоит класть в манеж предметы из твердых материалов, потому что дети в этом возрасте стоят еще неуверенно, из-за чего часто падают на попу. Приземляться на мягкую игрушку безопасно, а вот на пластмассовый кубик очень больно.

Грудничок грызет манеж

При выборе манежа стоит обратить внимание на бортики – они должны быть устойчивы к прокусам. В возрасте 10 месяцев дети с удовольствием грызут их. Чтобы ребенок не проглотил полиуретановый наполнитель, нужно протестировать манеж на прочность. При необходимости можно дополнительно обмотать борт широкой строительной лентой или канцелярским скотчем.

Советы доктора Комаровского

Пользующийся авторитетом среди мам педиатр Комаровский рекомендует с самого начала не допускать ситуации, когда ребенок прикован к маминым рукам круглосуточно. Он призывает родителей научиться распознавать причины плача, чтобы без необходимости не хватать детей на руки. Прежде, чем вынимать младенца из кроватки, нужно определить, из-за чего он расплакался:

  • как давно ел – если еще не прошло два часа, значит, он не голоден;
  • какая температура в комнате – если выше 22˚C, ребенку жарко, особенно, когда на нем два слоя одежды и чепчик;
  • пил ли он после еды (речь идет о детях старше 6 месяцев, употребляющих кашу или овощные пюре);
  • не болит ли его живот, это можно определить по особому пронзительному плачу, сучению ножками и отхождению газов;
  • не замерз ли – этот пункт, как утверждает доктор, из области фантастики, потому что детей регулярно перегревают и никогда не переохлаждают, но иметь в виду это стоит, проверив, что температура в помещении не ниже +16˚C, а младенец одет хотя бы в 1 слой одежды.

Проанализировав ситуацию по всем пунктам, можно понять, капризничает ребенок или требует помощи. От этого зависят дальнейшие действия родителей, которые решат, брать на руки или погладить по спинке или животику, после чего пойти заниматься своими делами.

Существует три правила отучения от рук:

  1. Если решили отучать, нельзя ни разу идти вразрез со своим решением;
  2. Если мама не берет на руки капризного ребенка, то не берут и все члены семьи;
  3. Даже ночью новорожденный может быть вынут из кровати только для кормления, после чего отправлен обратно до следующего приема пищи.

Счастливая семья

Потерпев всего 2-3 дня, родители смогут обеспечить себя спокойным сном, свободным временем и крепкими нервами. При правильном подходе к воспитанию своего ребенка не возникнет страхов перед появлением второго малыша в семье. Материнство может быть счастливым только при наличии у родителей здравого смысла.

Про домашние дела, недавно прочитала статью: На днях я разговаривала с женщиной, которая недавно стала мамой, — мы обсуждали тему хронической нехватки сна в первое время после рождения ребенка. Я часто общаюсь с новоиспеченными мамами и слышу от них примерно одно и то же: пытаясь ухаживать за ребенком, они ничего не успевают по дому. Эта мама посмотрела на меня и с нотками отчаяния в голосе спросила: «Как успеть сделать хоть что-то? Неужели никак?» Мамы, скажу вам правду. Вы ничего не сможете делать полноценно, пока у вас дома младенец. И всякий, кто будет говорить вам противоположное, либо не имел соответствующего опыта, либо у него проблемы с памятью. Вы можете успеть поесть. Вы можете успеть одеться (а вполне вероятно, и нет). Вы можете погулять с ребенком. Вы можете начать говорить с кем-то по телефону или загружать белье в стиральную машину — и не закончить ни то, ни другое. Это нормально для женщины, которая только-только стала мамой. Так что же вы делали весь день? На самом деле, не так много того, что можно «измерить». Целый день вы занимались тем, что адекватно и терпеливо (несмотря на усталость) реагировали на улыбки и слезы вашего ребенка, его желание поесть или поспать, — и тем самым учили малыша важнейшему делу — навыку ориентироваться в этом сложном и пока незнакомом мире. Вы одевали ребенка в чистую одежду — а это иногда требует большого количества переодеваний (у вас обоих)! Тому, кто не был родителем, не понять. Вы учили крошечного, беспомощного человека тому, как устроен мир и — самое важное — как относятся друг к другу в семье и что означает привязанность. Вы закладывали фундамент любви и доверия в ваших отношениях, и это станет для ребенка призмой, через которую он будет в будущем смотреть на мир. Возможно, вы кормили ребенка грудью, а это еще одна трудоемкая задача (хотя после стабилизации лактации кормление грудью занимает меньше времени, чем кормление из бутылочки). Вы питали своего ребенка и защищали его будущее здоровье. И да, вы осваивали новую для себя роль — роль мамы. Это началось в тот день, когда ваш ребенок был зачат, и продолжается после его появления на свет. Ваш ребенок растет в этом новом теле, и вы тоже. И да, это, пожалуй, все. Из этого состоял ваш день. К сожалению, в нашей культуре нет способа по достоинству оценить то, что вы делаете. Для тех, кто не проходил младенчество детей, большая часть проделанной вами в течение дня работы — это, можно сказать, ничего. Но мы-то знаем: нет более важной и достойной задачи, чем «ничего», которое вы сделали вчера, «ничего», которое вы делаете сегодня, и «ничего», которое вы сделаете завтра. Уход за ребенком — это удивительный опыт взаимодействия, но первые два года — вы, в основном, только отдаете. Отдаете то, что можете, и еще немного сверху. Это трудные годы, которые могут поднять нас выше облаков и резко вернуть на землю, и все это в течение пяти минут. Мамы, вы делаете самую трудную работу в своей жизни, а вам кажется, будто вы ничего не делаете. Абсурдно, правда? И тут начинается самое интересное… Как бы нам ни хотелось отдохнуть (и, разумеется, каждой маме нужно отдыхать при первой возможности), ни одна мать, оглядываясь на это время, не думала: «Жаль, что я так много времени уделила ребенку». Вы не будете помнить немытую посуду, неубранный пол или грязную одежду, в которой вы ходили чаще, чем хотелось бы. Вы будете помнить первую улыбку, первый заразительный смех, первые слова, первые шаги. Вы будете помнить, как смотрели на своего ребенка и как он смотрел на вас. Так что, когда в следующий раз вы поймаете себя на мысли «день прошел, а я ничего не сделала», остановитесь. Возьмите ребенка на руки. Вспомните, что в его пока маленьком теле живет большая душа, — она прекрасна, хотя ее потенциал пока не раскрыт. Сделайте глубокий медленный вдох. Закройте глаза и измерьте ценность этого дня не списком выполненных задач, а пережитыми чувствами, услышанными звуками, увиденными цветами. Да, усталость — часть этого. И вам действительно пока не удастся свернуть горы и переделать много дел. Но трудные времена пройдут. А глубокая, сильная, крепкая любовь к ребенку останется и будет с вами навсегда. Энн Раст

Как отучить ребенка от рук: правда о грудничках

Что такое мамины руки для ребёнка? Не часто мамы задают себе такой вопрос, гораздо чаще звучит вопрос о том, как отучить ребенка от рук.

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

9 месяцев беременности + 9 мес

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

  • «Не носи на руках – а то потом не слезет!»,
  • «Не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!»,
  • «Корми строго по часам – а то избалуется!».

Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе.

Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии и в этот период перед вами не должен стоять вопрос отучения ребенка от рук.

Место жительства — мамины руки

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Об особенностях процессов теплообмена у новорожденных читайте в статье Как родителям понять, что новорожденный замерз?

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью. Читайте более подробно о том как носить ребенка на руках>>>

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама отучала ребенка от рук и боялась лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт, т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать. Полезная статья о правилах безопасного сна с ребенком>>>
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Как это делать смотрите в этом видеоуроке>>>. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие. Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох. Смотрите также мой видеоурок о совместном сне>>>

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

Когда отучать?

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Когда вам постоянно не хватает времени смотрите мой курс Как маме успевать всё с малышом на руках?>>>

Если же мама постоянно стремится отучить ребенка от рук, откладывая его от себя, поменьше брать на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается. Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Как отучить ребенка от рук?

«9 месяцев носишь в животе, 3 года на руках и всю жизнь в своем сердце»

— пестрит пост в популярном паблике для мамочек Вконтакте. И в этом же паблике есть обсуждения, где девочки просят совет – КАК? Как отучить ребенка от рук? Возраст – от нуля до года…

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист «20 способов показать детям свою любовь». Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

Как бы много информации не было, что ношение ребенка на руках полезно и важно для его развития, не каждая мама готова всецело отдаться этому процессу. Ведь малыши тяжелеют с каждым месяцем. И что делать маме, весом 45 кг с 10-килограммовым полугодкой? Как успевать убирать дом, кормить старших детей и мужа, следить за собой и даже работать? А если проблема в том, что ребенок спит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на руках? Положив, просыпается…

«А вот не нужно было приучать!»

— такой совет я услышала от подруги, поделившись, что эту ночь дочка спала на моих руках.

Не она одна такого мнения. Старшее поколение целиком и полностью поддерживают этот принцип. Но ведь ни одна мама НАМЕРЕННО не приучала ребенка к рукам – все происходило естественно и само собой. Как не взять и не успокоить расплакавшуюся кроху? Как не обнять и не пожалеть, когда ребенок испугался? Как отпустить от груди, когда он так сладко чмокает, не принимая расставание и укладывание?

Будем мягки в этом вопросе, сделаем отучение от рук комфортным для мамы и малыша. Так, чтобы и ребенок не был обделен прикосновениями и мама могла отдыхать и делать свои дела.

Самое главное – не убирайте руки резко!

Это стресс для ребенка. Пусть все будет постепенно – настолько, насколько позволяет ситуация.

1. Устранить причину плача, беспокойства

Почему может расплакаться малыш? Ему жарко, холодно, мокро, он проголодался, где-то чешется, беспокоит животик, ему страшно, он перевозбудился и т.д. Причин – множество! Успокаивается на руках, у груди, посасывая молочко, слушая, как мама дышит, в тепле ее тела. Попробуйте найти причину плача и устранить ее. Может, висящая игрушка над кроваткой вызывает не интерес, а страх, поэтому малыш не хочет там лежать?

2. Слинг = свободные руки

«Как отучить ребенка от рук? – положить его… в слинг!». Самый лояльный выход из ситуации. Подходит для тех, кому важно совмещать телесный контакт с малышом и домашние дела. И ребенок будет спать при любом шуме (ведь вы же не будете с ним на носочках ходить), и ваши близкие не останутся без ужина.

3. Гнездо, кокон

Некое подобие мягкой, тряпичной люльки. Вы можете сделать его самостоятельно (свернув из одеяла два валика, закрепляя прищепками «бока», оставив ложе для младенца) или купив в магазине. Если осталась подушка для беременных, можете из нее «слепить» хорошее гнездо. Когда ребенок спит только на руках, такая вещь может стать спасением. Уснувшего в гнезде карапуза, можно положить в кроватку/коляску/на диван и, благодаря валикам, у него останется ощущение, что его все еще обнимают.

4. Менять позу для сна

Иногда ребенок ерзает во сне от того, что неудобно лежит. Если это совсем малыш, то поменять позу самостоятельно у него не получится. Прежде чем взять на руки, попробуйте положить его на другой бочок. И даже можно легонько почесать спинку.

5. Постепенно вводите новые ассоциации со сном

Если всегда у ребенка перед сном были ручки и укачивания, постепенно вводите новые элементы (например, ребенок уже знает, что после ванной будет сон. Он готов к этому). Теперь вместе с укачиванием на руках, спойте колыбельную. Потом введите поглаживания спинки. Вскоре сможете положить на кровать, гладя спинку и напевая ту же колыбельную. Если ребенок уже достаточно большой – читайте книжки, разглядывая картинки.

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист «20 способов показать детям свою любовь». Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

6. Объятия на уровне малыша

Ползающий, сидящий или даже уже ходящий ребенок – это каждодневные падения, удары о любую мебель и сваливание всего, что плохо лежит. Ребенок пугается, ему больно и он зовет маму. Чтобы не брать карапуза на руки (а в полгода он уже может весить не мало), присаживаетесь на корточки, коленки или на попу и обнимаете ребенка. Не поднимаете! Прижимайтесь к нему телом, может, он даже сам на вас заберется, но не поднимайте! Успокойте и поставьте. Получив порцию тепла и объятий, ребенок найдет, чем ему заняться дальше.

7. Пестование, стишки-прибаутки, потешки

Еще одним вариантом, как успокоить ребенка, будут стишки-прибаутки, пестушки, потешки. Чем раньше вы будете читать их ребенку, тем быстрее он к ним привыкнет, полюбит и, с удовольствием, будет слушать и повторять. Это интересное отвлечение от «проблемы»!

8. Поглаживания, похлопывания, массаж

Если вы убрали руки – найдите способ их «замены» так, чтобы прикосновения все же остались у малыша. Выкладывайте малыша к себе на живот(пока он совсем маленький), поглаживайте его, похлопывайте и предлагайте ребенку постарше массаж (он сам будет ложиться поперек вас для такого интересного занятия).

9. Гимнастика, тактильные игры с ребенком

Здесь много плюсов – прикосновения, оздоровление, спортивная нагрузка и… подуставший малыш, которого будет легче уложить. Много деток, у которых энергии через край, к концу дня они перевозбуждаются и не могут уснуть. Грудь или ручки им «помогают». Присмотритесь, может, вашему ребенку нужно куда-то выплескивать энергию? Позанимайтесь с ним! Ему не нужны сложные элементы или силовые нагрузки – простые движения, больше игры!

10. Разговаривайте с крохой

Обязательно проговаривайте, что «сейчас я не могу взять тебя на ручки». Признавайтесь в своих слабостях, это нормально. «Я устала, у меня болит спина, мне тяжело…» Говорите, что сейчас произошло с ребенком. «Я вижу, ты ударился/упал, тебе больно. Ты напугался? Ты хочешь кушать? Тебе жарко? И т.д.». Ребенок будет понимать, что с ним происходит. «Пойдем кушать. Давай вместе подуем на ранку. Давай снимем эту кофту. И т.д.». Ближе к году малыш уже будет понимать значение ваших слов. Также можете «забалтывать» ребенка – «Посмотри, как интересно! Ой, а что здесь? Куда подевалась наша игрушка?», отвлекая от рук, переключая его внимание.

Помните, что во всем нужно соблюдать меру и слушать свои инстинкты.

«Проревется и привыкнет» — не самый лучший совет. Ребенок может так раскричаться, что вылезет пупочная грыжа (к сожалению, у моих знакомых так получилось). Однако и вам отдыхать ВАЖНО! Довольная мама – счастливый малыш. Выбирайте свой способ – удобный и подходящий, не мучая ни себя, ни ребенка. И пусть первый год жизни малыша останется в памяти, как один из лучших, где вам не придется задаваться вопросом – «Как отучить ребенка от рук?»

Есть мнение, что если ребенка редко брать на ручки в течение первого года жизни, то в следующие два он будет проситься и реветь, чтобы оказаться там любым способом. Мне не удалось проверить это на практике, мы брали дочь на руки постоянно. Как считаете (или может уже узнали), стоит ли в это верить?

Маленький ребенок, конечно, нуждается в том, чтобы его подержали на руках – это помогает ему ощутить родительскую любовь и заботу, является своеобразной связью с родными людьми. Тем не менее, все хорошо в меру, поэтому важно не допустить слишком сильного привыкания ребенка к рукам, когда он ни на минуту не может оторваться от взрослых. Что же делать, если такое все же произошло, как отучить ребенка от рук?

Как должно быть?

Грудной малыш нуждается в большом количестве тактильных ощущений, которые он получает, находясь с мамой, папой, бабушками или дедушками. Таким образом взрослые тоже проявляют свою любовь к малышу. Ребенок в такой ситуации чувствует свою значимость, у него формируется уверенность в себе. Детишки, которые получили достаточно любви и заботы, нередко становятся лидерами во взрослой жизни.

Примерно в 3-5-месячном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от контакта со взрослыми. Обусловлено это чаще всего тем, что малыш еще не может сидеть, но уже понимает, что на руках у мамы он увидит намного больше. Если воспитание и развитие проходят нормально, то к возрасту полугода, когда ребенок уже сможет сидеть сам, эта зависимость становится слабее.

Чтобы не формировалась чрезмерная зависимость от рук, ребенок должен проводить с мамой только половину времени своего бодрствования. Остальное время он находится под наблюдением взрослых, но самостоятельно решает, что будет делать. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить маленького ребенка засыпать на руках?

Грудничку есть чем «заняться»: он агукает, играет со своими ножками или ручками, с игрушками, переворачивается, тянется за разными предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка агукать?). Все это помогает ему развиваться, готовит его мышцы к тому, чтобы начинать сидеть и ползать.

Соблюдаем баланс

Итак, если ребенок здоров, если мамочка старается приучить его к самостоятельности с рождения, то патологической привязанности не будет. Давать ребенку возможность быть самостоятельным не значит оставлять его без присмотра. Помните золотое правило: половину времени бодрствования малыш с вами, половину он самостоятелен (конечно, в соответствии с возрастом). Пока он играет сам, вы за ним просто приглядываете, но не вмешиваетесь, если нет опасности.

В возрасте до 6 месяцев самостоятельность в основном проявляется в том, что малыш трогает какие-то предметы, переворачивается, что-то грызет. После полугода свобода его движений увеличивается, потому что он уже может сидеть. Когда ребенок начнет ползать, ему уже нужно будет больше места, но более тщательный присмотр. В этом возрасте тоже возникает опасность привыкания к рукам, особенно когда вы носите свое чадо, показывая ему разные предметы и явления. Так он быстрее может добраться до интересных ему объектов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда маленький ребенок должен начать ползать?

Причины чрезмерной привязанности грудничка к рукам

  • Груднички мало времени бодрствуют, поэтому родители нередко все это время проводят с ними, держат их на руках.
  • Кишечные колики, которые мучают некоторых малышей до 4 месяцев, облегчаются, когда грудничка берут на руки и прижимают животиком к себе. Бывает так, что колики проходят, а привычка к рукам остается.
  • Любая болезнь может вызвать зависимость от рук. Иногда родители вынуждены постоянно носить малыша на руках пока он болеет, потому что его состояние внушает опасения. Если болезнь затянулась, то может сформироваться излишняя привязанность.

Если такая чрезмерная привязанность возникла, то мама это поймет, потому что ребенок будет постоянно требовать внимания, проситься на руки, плакать и даже устраивать истерики. В этой ситуации стоит принять соответствующие меры.

Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?

Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.

Способы отучения:

  • переключение внимания на другого человека;
  • замена пребывания на руках на нахождение рядом;
  • включение грудничка в игру.

Не стоит решать проблему жестким мерами, ведь в этом возрасте у ребенка формируется отношение к миру. Если вы сначала позволили ему выработать болезненную привычку, а потом резко пытаетесь ее прекратить, то ребенок воспримет это как угрозу, что плохо скажется на его психике, у него могут развиться проблемы, которые вы потом увидите как низкую способность к адаптации в коллективе, боязнь в установлении новых контактов.

Отвыкать от чрезмерной привязанности к рукам нужно постепенно. Время нахождения рядом или моменты самостоятельности сначала могут иметь продолжительность 1-2 минутки, постепенно вы увеличиваете это время, сокращая моменты, когда ребенок находится на руках. Помните о главном: ваш малыш должен чувствовать любовь.

Ощущение, что ты нужен, очень важно в жизни каждого ребенка в любом возрасте. Вы можете не держать его на руках, но быть рядом – например, лежать вместе петь ему песенки, гладить по животику.

Как переключать внимание?

Если грудничок слишком привязан к матери, то можно попробовать переключать его внимание на других взрослых. В 3-4 месяца малыш может быть привязан не столько к рукам, сколько к присутствию матери. Если есть рядом другой взрослый, которого ребенок знает и чувствует себя с ним в безопасности, то он будет спокойнее реагировать на то, что мама не держит его на руках. Такими взрослыми могут быть другие члены семьи: папа, бабушка, сестры или братья. В некоторых случаях можно хотя бы временно воспользоваться услугами няни.

Включить в игру и отвлечь можно ребенка практически любого возраста. Уже грудничок 3-4 месяцев может включиться в игру в прятки: например, вместо того, чтобы взять его на руки, когда он заплачет, мамочка может спрятаться за спинку кровати, а потом выглядывать оттуда. В этот момент произносим «ку-ку!», и ребенок быстро понимает, что это игра, перестает плакать, смеется. В следующий раз он включится быстрее. Яркая музыкальная игрушка, красивая погремушка, для детей 6-7 месяцев юла, руль с кнопочками – все эти игрушки прекрасно подходят, чтобы успокоить ребенка и переключить его внимание. Если малыш привык к самостоятельности, то в год он с легкостью находит себе занятие сам.

Так постепенно ребенок отвыкнет от чрезмерного пребывания на руках, однако тактильный контакт и тепло мамы и других близких ему все равно нужны. Много полезных советов и рекомендаций дает доктор Комаровский. В своих видео он понятно объясняет, как происходит развитие детей, почему возникают проблемы и как можно их решить. Также полезным окажется опыт других семей, которые столкнулись с похожей проблемой.