Как оформить гербарий в школу

05.02.2019 0 Автор admin

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МОЙ ПЕРВЫЙ ГЕРБАРИЙ
Работу выполнила ученица 4 класса МКОУ – Усть-Луковской СОШ Соловьёва Софья Руководитель: Лебедева Е. В.

Слайд 2

Осенью, во время экскурсии на пришкольном участке, я с девочками собирала красивые опавшие листья. "Вот было бы здорово сохранить их на память," — сказала я. И учительница предложила сделать из этих листьев гербарий, которым могут пользоваться обучающиеся начальных классов. На уроках окружающего мира мы работали с гербариями, но гербария лиственных растений нашего пришкольного участка у нас нет. Вот и возникла идея: попробовать собрать и высушить листья деревьев и кустарников, растущих на школьной территории, то есть самой сделать свой первый гербарий.

Слайд 3

Цель: изготовить гербарий из осенних листьев деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке, как учебное пособие для кабинета начальных классов.

Слайд 4

Задачи: 1. Узнать, что такое гербарий. 2. Изучить технологию изготовления гербария из листьев. 3. Разработать план изготовления гербария. 4. Выбрать необходимые материалы. 5. Научиться изготавливать гербарий из листьев деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашей школы. 6. Научиться находить оптимальные варианты изготовления гербария. Планируемый результат: гербарий из листьев деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашей школы. Основная проблема: как сделать гербарий. Этот проект предназначен для учащихся начальной школы.

Слайд 5

Гербарий — это собрание сухих растений, удовлетворяющее определенным требованиям. Первое и главное требование: каждый гербарный образец должен быть документом. А отсюда вытекает и другое: чтобы документ был полноценным, он должен быть правильно изготовлен и оформлен.
Карл Линней определил технологию сбора растений, которая практически не изменилась и до настоящего времени. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с краткой надписью «рваны́ 1717 года».

Слайд 6

Чтобы изготовить гербарий из листьев деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашей школы, мне понадобились следующие материалы: Плотные листы бумаги А4. Старая книга для сушки материала. Книги, используемые как пресс. Клей.

Как сделать гербарий в школу?

Прозрачные файлы. Папка-скоросшиватель.

Слайд 7

24 сентября 2014 года после уроков в сухую погоду я собрала листья деревьев и кустарников, которые находятся на территории нашей школы.

Слайд 8

Затем собранные листья я подготовила для сушки: очистила от загрязнений, расправила их. Листья аккуратно разложила в старой книге.

Слайд 9

Вместо пресса использовала книги, которые положила сверху. Теперь нужно подождать недели 2 или 3, чтобы листья высохли. Я их сушила больше месяца.

Слайд 10

5 ноября высушенные листья разместила на плотных листах формата А4. На один лист прикрепила с помощью клея ПВА один вид растения.

Слайд 11

С помощью атласа-определителя "От земли до неба" Алексея Плешакова определила некоторые растения. Выполняя проект в прошлом году "Опасные соседи" я узнала, что у растений двойное название (это как имя и фамилия), а в атласе-определителе некоторые растения имели только одинарное название. Поэтому для определения этих растений мне пришлось воспользоваться сетью Интернет.

Слайд 12

Определив названия растений, я распечатала этикетки и наклеила их в нижний правый угол листов с растениями.

Слайд 13

Оформленные листы гербария сложила в файлы и собрала в папку-скоросшиватель.

Слайд 14

Изготовила титульный лист. Гербарий готов!

Слайд 15

Выводы: 1. Я узнала, что такое гербарий. 2. Изучила технологию изготовления гербария из листьев. 3. Разработала план изготовления гербария. 4. Выбрала необходимые материалы. 5. Научилась изготавливать гербарий из листьев деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашей школы.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 17

Список использованных источников информации http://www.minibanda.ru/article/gerbarij-sobiraem-sushim-oformlyaem http://www.ecosystema.ru/07referats/trees.htm http://xn--80ahlydgb.xn--p1ai/ http://dendrology.ru/ http://tvorcheskie-proekty.ru/ http://www.plantarium.ru/page/help/topic/herbarium.html Библиографический список   Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 222с.

Методы изучения сорняков по гербарию и семенам

Изучение по гербарию. В лабораторных условиях сорняки изучают по гербарию. Для запоминания и усвоения их объединяют в биологические группы согласно принятой классификации, по семействам, в пределах которых растения располагают в алфавитном порядке. Основная цель при работе с гербарием состоит в том, чтобы не только научиться быстро и правильно распознавать виды сорняков, но и знать их экологию и хозяйственно вредные свойства.

Обращаясь к гербарию, необходимо записать и усвоить различные сведения по каждому конкретному виду сорняка, придерживаясь следующего порядка.

1. Название семейства.

2. Русское и латинское названия вида.

3. Биологическая группа.

После этого более внимательно рассматривают другие виды сорняков данного семейства и отмечают наиболее важные морфологические отличительные признаки их.

4. Краткая морфологическая характеристика вида (характер роста стеблей, форма листьев, опушение и т. д.).

5. Биологические особенности (время цветения и обсеменения, семенная продуктивность, жизнеспособность семян, способность к вегетативному возобновлению, глубина залегания в почве органов вегетативного размножения и т. д.).

6.Условия местообитания.

7. Посевы сельскохозяйственных культур и угодья, на которых вид наиболее обилен, его фитоценотические особенности.

8. Районы распространения

9. Хозяйственно вредные свойства.

Изучение по семенам. В почве сельскохозяйственных угодий содержится большое количество жизнеспособных семян сорняков, исчисляемое десятками и сотнями миллионов штук на 1 га пахотного слоя. Такого запаса семян, если бы даже удалось полностью исключить их поступление в почву за счет ежегодного обсеменения сорняков, достаточно для обильного засорения посевов на протяжении нескольких лет. Поэтому следует хорошо знать семена сорняков, и в первую очередь специализированных и распространенных в зоне деятельности сельскохозяйственного предприятия.

В лаборатории семена сорняков изучают по учебным коллекциям. Для этого необходимо иметь три группы коллекций: в первой представлены семена наиболее распространенных на территории страны сорняков; вторая включает все виды сорняков, распространенные в зоне деятельности института; третья содержит полный набор семян специализированных и карантинных сорняков.

Помимо коллекции необходимо иметь определители семян сорных растений.

Изучение семян сорняков проводят в определенном порядке, обращая внимание на следующие признаки.

Гербарий — домашнее задание на лето по биологии (фотоотчет)

Размер – наиболее устойчивая характеристика семян, если оболочка и содержимое их хорошо сохранились. Семена располагают разреженно на миллиметровой бумаге и определяют их длину, ширину и толщину в миллиметрах. Для более детальных исследований необходимо пользоваться лупой с масштабной шкалой.

2. Форма относится к достаточно устойчивым показателям дозревших семян, даже если они сравнительно долго пребывали в почве. Ее удобнее определять, располагая семена на миллиметровой бумаге, так как форма зависит от соотношения величин, характеризующих размер семян.

3. Окраска – один из важных признаков семян. Однако следует иметь в виду, что окраска даже собранных с одного растения семян может различаться, иногда существенно, по цвету, тону, оттенку и интенсивности. В почве семена, как правило, утрачивают свою естественную окраску и тем больше, чем дольше они в ней находятся. Окраску, как и большинство других признаков, правильнее и удобнее определять в общей массе семян, а не по единичным экземплярам.

4. Структура поверхности семян строго специфична у большинства видов сорных растений. Она характеризуется отсутствием или наличием разнообразных по форме, уровню расположения, общей направленности и происхождению структурных элементов на покровных тканях (ребристая, бороздчатая, точечная, гладкая, с восковым налетом и т. д.). Эти признаки широко используют для распознавания видов сорных растений, так как структура поверхности хорошо сохраняется у семян, за исключением тех, которые долго находились в почве. Строение и рисунок поверхности семян, помещенных на белую бумагу, определяют с помощью штативной или бинокулярной лупы, дающей увеличение менее чем в 2,5—5 раз.

Придатки, представленные остями, шипиками, щетинками, крыловидными выростами и т. д. различными по форме, размеру, окраске, расположению, имеются у семян многих видов и служат важными видовыми признаками.

При изучении всегда следует учитывать возможность изменения, а иногда полной утраты количественных, но чаще качественных признаков семян сорняков. Степень этих изменений возрастает у недозрелых семян, при продолжительном их хранении и пребывании в почве, активном воздействии на них механических усилий и биологических процессов, происходящих в окружающей среде.

Правила оформления гербария

Для сбора растений и составления гербария необходимо следующее оборудование:

1. Гербарная папка для переноса собранных растений и запаса бумаги, состоящая из двух листов плотного картона или фанеры размером 45×35 см с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания.

Гербарий. Как сделать гербарий? Советы школьникам и педагогам

Последнее время вошел в практику сбор растений для гербария в большие пакеты. Это позволяет донести их до базы более свежими, что облегчает последующую закладку в пресс.

2. Запас бумаги для засушивания растений, по возможности не проклеенной, пористой (фильтровальной, газетной).

3. Инструменты для выкапывания и срезания растений.

4. Этикетки.

5. Гербарный пресс, состоящий из двух металлических или деревянных рамок, затянутых сеткой.

При сборе растений для гербария необходимо соблюдать ряд правил:

1. Растения для гербария собирают в сухую погоду, т.к. после дождя или росы растения плохо сохнут и могут почернеть.

2. Для гербария берут здоровые, неповрежденные растения, со всеми надземными и подземными органами. Это связано с особенностями определения растений по морфологическим признакам.

3. Травянистые растения, превышающие размер папки, перегибают 2-3 раза. От очень крупных растений берут верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями и нижнюю с прикорневыми листьями. С деревьев и кустарников срезают побег с листьями, цветками и плодами (если они есть).

4. В рубашку укладывают растения одного вида. Крупных растений берут 1-2 экземпляра, мелких — до 10 и более (чтобы лист заполнить).

5. Растения выкапывают, освобождают от почвы. Толстые стебли, корневища и корни разрезают пополам вдоль.

6. Для размещения растения папку надо положить на ровную поверхность.

7. При закладке в папку растение надо расправить и придать ему форму, в которой потом его будут монтировать. Нельзя ничего отрывать, особенно нижние листья. Если на растении много листьев, которые налегают друг на друга, надо часть листьев удалить, сохраняя при этом черешки, чтобы можно было иметь представление об истинном листорасположении. При подготовке растения к монтажу часть листьев разворачивают нижней стороной для того, чтобы можно было рассмотреть характер опушения или другие особенности. Так же поступают и с частью цветков (соцветий).

8. В рубашку с растением вкладывается черновая этикетка, на которой указываются:

1) название растения (если растение неизвестно, то ему можно присвоить номер или дать условное имя);

2) место, где растение собрано (область, район, ближайший населенный пункт);

3) место обитания растения (луг, лес, степь и т.п.);

4) дата сбора;

5) кем растение собрано и определено;

6) в каких сообществах и как часто данный вид встречается.

9. Необходимо знать, какие виды принадлежат к числу охраняемых и без особой необходимости их не выкапывать. С такими растениями знакомятся на месте их произрастания.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2618 | Нарушение авторского права страницы

Самодельные учебные пособия (4)

Оформление коллекций

См. также главуОформление раздаточных коллекций под целлофанв книге
Кружок «Умелые руки»

На уроках естествознания в 4-м классе школьники начинают пользоваться коллекциями минералов, металлов, глин и другими. В 5-м классе на уроках ботаники появляются коллекции семян, пород древесины и другие. Сами пионеры и школьники осенью приносят в школу множество материалов для коллекций, собранных ими летом в пионерских лагерях, во время экскурсий и походов.

Собранные материалы могут потерять свою познавательную ценность, если они надлежащим образом не систематизированы, не оформлены в коллекции.

Оформление коллекций — одна из важнейших задач кружка «Умелые руки».

Коллекции минералов и металлов обычно укладывают в коробки и ящики, в которых каждый образец помещен в особое отделение. Как склеить коробку, смотрите на страницах 26—27.

Продольные и поперечные полосы для перегородок вырезают из картона по размерам коробки. Высота перегородок должна быть на 1—3 миллиметра меньше высоты коробки. На полосах размечаются границы отделений. По линиям разметок делают прорезы до середины полос. Ширина прорезов равна толщине картона. Затем полосы соединяют крест-накрест, надвигая прорезами поперечные полосы на продольные. Получается как бы картонная решетка, которую и вставляют в коробку. Для прочности места соединений, нижние и крайние боковые торцы перегородок можно смазать клеем. Однако при точной разметке перегородок по размерам коробки они будут прочно держаться и без клея.

Рис. 84. Коробка для коллекции минералов:

1 — общий вид оформленной коллекции; 2 — устройство перегородок; 3 — крепление образца минерала проволокой к картонной подкладке.

Если образцы минералов разных размеров, то и отделения в коробке делают не одинаковые, соответственно размечая полосы. Для облегчения разметки большие отделения обычно делают ровно вдвое или вчетверо больше меньших отделений, как бы соединяют вместе два или четыре отделения.

Чтобы при перестановке коробки образцы минералов не сдвигались со своих мест, их укладывают в вату или прикрепляют (привязывают) тонкой проволокой или нитками. В последнем случае из картона вырезают подкладку, равную размеру дна отделения. К подкладке прикрепляют образец минерала перед укладкой его в коробку. В каждом отделении помещают маленькую аккуратную этикетку с названием минерала.

Коробку с коллекцией минералов для предохранения от пыли лучше всего покрыть стеклом. В этом случае перегородки делают ниже боковых стенок коробки на толщину стекла. Стекло укладывают на верхние торцы перегородок и окантовывают — приклеивают к бортам коробки узкими полосками дерматина, плотной ткани или бумаги.

Кроме систематизированных коллекций минералов и металлов, на уроках используется раздаточный материал — образцы отдельных минералов или металлов. Такие образцы также следует оформить на окантованных картонных табличках.

Из картона вырезают прямоугольник размером примерно 15×9 сантиметров. С обратной стороны его оклеивают мраморной или другой темной цветной бумагой, подвернув и приклеив края ее на лицевую сторону. Затем на лицевую сторону наклеивают чертежную или писчую бумагу так, чтобы по краям остался узкий цветной кантик. После просушки под грузом к табличке прикрепляют тонкой проволокой образец минерал? или металла, а под ним тушью пишут название его. Отогнутые концы проволоки с обратной стороны заклеивают кружком цветной бумаги.

Рис. 85. Оформление раздаточного материала — табличка с образцом минерала

(буквами указана последовательность работы).

Таблички для всех образцов делают одного формата и одинаково оформляют. Таким же способом можно оформить целые коллекции в виде больших настенных таблиц.

Коллекцию семян можно оформить так. Из толстого картона вырезают два прямоугольника размером примерно 15×22 сантиметра. На одной пластинке размечают и вырезают несколько (по числу образцов семян) круглых отверстий, располагая их симметрично. Затем обе картонные пластинки склеивают вместе. На поверхности получаются круглые углубления, в которые засыпают семена. Под каждым углублением приклеивают этикетку с названием семян. Сверху накладывают стекло, пластинку органического стекла или бесцветного целлулоида. Эту пластинку вместе с картоном по краям окантовывают полосками плотной ткани или дерматина. С обратной стороны картон оклеивают цветной бумагой, оставляя по краям узкие кантики ткани. Картонные пластинки — одну или обе — можно заменить фанерными.

Таким же способом можно оформить и коллекции, состоящие из сыпучих тел.

Рис. 86.

Задание на каникулы: учимся делать своими руками гербарий для школы и дома

Оформление коллекции семян.

Рис. 87. Папки для фотоснимков и художественных открыток.

В качестве наглядных пособий по разным предметам в школе часто используют фотоснимки и художественные открытки. Для хранения их следует сделать простые (без клея) папки из тонкого картона или плотной бумаги. Подобные же папки можно сделать и для хранения негативов и диапозитивов.

Папка для гербария

См. также главуПанно из сухих цветов и настенные гербариив книге
Кружок «Умелые руки»

Старательно собранные ребятами растения иногда быстро портятся, потому что хранятся без папок или в не приспособленных для гербария папках. В кружке можно сделать специальные папки для гербариев. Такие папки делают без корешков, на тесемках, что дает возможность не мять листы гербария и пополнять его, не меняя папки.

По формату листов гербария (на 2—3 миллиметра больше их) из толстого картона вырезают две крышки папки. Уголки папок оклеивают плотной тканью, лицевую сторону крышек покрывают цветной бумагой, завернув и приклеив края ее с обратной стороны. На внутренних сторонах крышек наклеивают плотную белую или светлую цветную бумагу, оставив по краям канты. Приемы работы такие же, как при изготовлении крышек переплетов для книг (смотрите стр. 44—46).

Рис. 88. Папка для гербария

(буквами указана последовательность работы).

В просушенных крышках делают по четыре прореза, расположенных попарно ближе к нижнему и верхнему краям и по одной линии на обеих крышках. В прорезы продевают две тесемки. Средние части тесемок заменяют корешок, а концы, когда папку закрывают, завязывают. В случае необходимости крышки раздвигают на тесемках, тем самым делая папки вместительнее. На верхней крышке наклеивают этикетку с надписью.

В папку для гербария растения перекладываются после того, как они пролежат несколько дней в ботаническом прессе и хорошо высушатся.

Как же узнают, достаточно ли растение находилось в прессе, высохло ли оно?

Растение берут за конец стебля и смотрят: если ни один листик не провисает вниз, значит оно высушено хорошо. Тогда при помощи узких полосок белой бумаги растение прикрепляют к листам плотной бумаги, вырезанным по размерам гербарной папки; внизу листов наклеивают этикетку. Затем гербарные листы вкладывают в папку.

* * *

Описанными работами, разумеется, далеко не исчерпываются возможности кружка в изготовлении учебных пособий. Каждый учитель подскажет кружку новые и новые темы. В качестве наглядных пособий могут служить и многие из тех изделий, описание которых дается в следующих главах.

следующая глава

Тип проекта-индивидуальный, познавательно-творческий. Срок проведения-сентябрь-октябрь.

Участники-воспитанник подготовительной к школе группы Краснов Артем, родители и учитель-дефектолог Орлова С.Ю.

Тема проекта-« Мой гербарий»

Пропедевтика— наблюдения за изменениями в жизни растений осенью; Д/И « Ветер иподул-листочки перевернул», «С какой ветки детки», « Найди одинаковые листочки», « Собери картинку», «4- лишний»

Актуальность.

Данный тип проекта ориентирован на поддержку детского интереса, соответствует принципу индивидуализации обучения, а именно это заложено в требованиях ФГОС ДО. Воспитанники с ОВЗ характеризуются недостаточным уровнем познавательного интереса, часто они инертны, безынициативны. Поэтому, когда я стала свидетелем разговора своего воспитанника с мамой по поводу того, а что такое гербарий, решила, что этот живой и искренний интерес необходимо поддержать. Кроме того, продуктом проекта стало не только создание гербария, но и его презентация воспитанникам группы, не принимавшим участия в данном проекте. Этот вариант был выбран как наиболее актуальный для данного ребенка. Поскольку для него характерна –робость, боязнь выходить к доске и отвечать перед сверстниками, заниженная самооценка, отсутствие уверенности в своих знаниях, умениях.

1 этап –подготовительный.

Работа с родителями стала основой данного проекта ( звено « педагог-родители»)

Именно с родителями на подготовительном этапе был разработан план реализации проекта, поставлены задачи, определены сроки его реализации. Для родителей и совместно с ними мы разработали последовательность действий в звене « родители-ребенок»

1. Узнать или уточнить, что такое гербарий ( интернет, книги), выяснить правила составления гербария, приготовить необходимые материалы, фиксировать на фото основные моменты.

2 этап -практический

2.Набрать красивых осенних листьев березы, дуба, рябины, клена, тополя и дуба (прогулка в выходной день в городской парк, дендрарий)

Как оформить гербарий в альбом. Пошаговый мастер-класс

Подготовка листьев (отбор, группирование, просушка)

4. Анализ и выбор возможных вариантов оформления гербария.

5. Создание гербария

6. Презентация продукта проекта другим воспитанникам группы. ( звено « педагог-воспитанник»)

По итогам проекта была создана презентация (звено «педагог»)

Комментарии к слайдам презентации

Слайд 2. Однажды я смотрел мультик и услышал незнакомое, но очень красивое слово –гербарий.

Я спросил у мамы-что это такое? Мама сказала, что так называются засушенные листочки с разных деревьев, которые наклеивают в альбом. Мне очень захотелось иметь такой альбом. Который так красиво называется. Я сказал об этом маме и она пообещала мне помочь.

Мы вместе с мамой и папой узнали, что гербарий –это коллекция сухих листьев. Как делать гербарий мои родители знали. Мы решили, что нарисуем схему, которая наглядно показывает, как сделать гербарий самому.

Начать нужно было с прогулки.

Слайд 4-5

Два воскресенья подряд мы гуляли по городскому парку и даже съездили в дендрарий, чтобы набрать красивых листочков для моей коллекции. Родители предупредили меня, что листья нельзя рвать, и мы собирали только облетевшие!

Слайд 6

Когда листья были собраны мы разложили их на кучки –березовые, рябиновые, кленовые, дубовые, тополиные. Просушили утюжком, а потом выбрали толстую книгу и разложили листья между книжных страниц. Пока листья сохли, мы с мамой рисовали заготовки для гербария. Мы решили, что просто наклеивать листья –скучно и у нас появились-белочка, ваза , ежик…

Слайд 7

И вот закипела работа! Для гербария нужно- приготовить листочки, альбомные листы, клей, кисть, тряпка.

В первый день у меня появилась белочка с хвостом из рябиновых листьев.

Слайд 8

а это листья с тополя и тополиный ежик

Слайд 9

Березовые листочки вернулись на березу

Слайд 10

А это ваза с дубовыми листьями

Когда мы делали гербарий мама спросила меня « а для чего он тебе ?», я подумал и ответил:

-во-первых, теперь я знаю названия деревьев, легко узнаю с какого дерева этот лист, а еще, мне так приятно листать листочки своего гербария и вспоминать, как нам было весело и интересно делать его». Кстати, когда я готовил свой гербарий у меня появился еще один вопрос-« а почему все листья осенью разного цвета? Отчего это зависит?». Надеюсь, что скоро я найду ответ и на этот вопрос!

Скачать — Учителю дефектологу: Познавательно-творческий проект для воспитанника с ОВЗ « Мой гербарий».

Название: Познавательно-творческий проект для воспитанника с ОВЗ « Мой гербарий»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Учителю дефектологу, Подготовительная группа
Автор: Орлова Светлана Юсуповна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ « Детский сад №67»
Месторасположение: Нижегородская область, г. Дзержинск