Как научить ребенка ответственности

10.02.2019 0 Автор admin

Содержание

Самая главная задача родителей — обеспечить своему чаду грамотное воспитание, именно благодаря этому формируется личность ребёнка.

Как воспитать ответственность у ребенка

И мама с папой должны очень ответственно отнестись к этой своей задаче, привить своему чаду все необходимые качества, таких качеств достаточно много, но особое внимание нужно уделить самостоятельности и ответственности, ведь без них ребёнок в принципе не сможет нормально существовать и развиваться. Как же эти качества развивать?

Что касается самостоятельности, то начиняется все с мелочей, с раннего возраста. Дети сами обычно начинают проявлять самостоятельность, пытаясь что-либо сделать без помощи родителей, и в этот момент очень важно не запрещать ему этого делать. Многие родители ведут себя в таких ситуациях неправильно и начинают все делать за своё чадо, якобы пытаясь ему помочь. Но только по сути это медвежья услуга, из-за которой ограничивается самостоятельность ребёнка, он к этому привыкнет и потом заставить его что-то сделать без помощи родителей будет просто невозможно.

Любое проявление вышеупомянутого качества нужно обязательно поощрять, ведь только про помощи поощрений маленький ребёнок может понять, что делает все правильно. Да, безусловно, наверняка после самостоятельных действий малыша за ним многое придётся переделывать, но зато благодаря этому ребёнок почувствует силу своих решений. Если ребёнок, например, кушает неправильно и размазывает всю пищу вокруг себя, это не повод отбирать у него ложку, нужно лишь показать ему на собственном примере, как нужно есть, а также просто помочь.

Если ребёнок в принципе не проявляет никакую инициативу, а такие дети бывают, ведь не все малыши по своей натуре активны, то нужно просто попытаться ребёнка заинтересовать теми или иными действиями. Родители всегда знают подход к своему чаду и им известно, как можно его завлечь, этими хитростями и стоит воспользоваться.

Если говорить об ответственности, то это качество привить тоже не так уж сложно, как может показаться, просто родители опять-таки должны вести себя грамотно с ребёнком. Начинать нужно с собственного примера, ведь при помощи этого ребёнок сможет увидеть, что его мама и папа несут ответственность за что-либо. Нужно, чтобы у каждого дома были свои конкретные обязанности, которые естественно необходимо будет обязательно выполнять. Ребёнок не должен быть исключением. Безусловно, сначала его обязанности будут минимальны, чтобы они были ему под силу, не своём примере мама и папа должны показывать, что обязанности нужно выполнять регулярно и отлынивать от них нельзя. К этому нужно приучать с раннего детства, иначе потом это будет практически невозможно.

Инициативу в данном случае тоже нужно поощрять, да и вообще метод поощрений действует всегда, поэтому им можно пользоваться в абсолютно различных ситуациях. Если же ребёнок отказывается что-либо делать, то устраивать скандал из-за этого или же ругать ребёнка нельзя, нужно повторить свою просьбу чуть позже и попробовать его этим интересовать, возможно в игровой форме, чтобы ребёнку было весело.

Елена, www.kraskizhizni.com

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Ответственность является одной из самых важных частей личности человека. Благодаря этому чувству индивид может жить более качественно, активно и плодотворно. Поскольку ответственность закладывается в самом раннем детстве, то очень важно, чтобы родители смогли правильно подготовить своего ребенка к будущей взрослой жизни. К сожалению, многие мамы и папы считают, что чем меньше напрягается и загружается разными делами ребенок, тем лучше. Они не понимают, что таким образом не дают малышу научиться нести ответственность за свои действия, быть самостоятельным, уверенным в себе. И чем более легким и вседозволенным является детство ребенка, тем сложнее ему придется во взрослой жизни.

Чувство ответственности хорошо формируется, если ребенок помогает родителям. Поэтому как можно чаще следует просить его что-то принести, подать, поднять и пр. Когда ребенок впервые берется за незнакомое ему дело, он испытывает большое количество переживаний. Он, скорее всего, волнуется, получится ли у него, справится ли он, похвалят ли его за выполненную работу. На этом этапе важно поддерживать малыша, радоваться его успехам.

Как только первая ступень будет освоена, следует приступать ко второй.

Как привить ребёнку чувство ответственности

На этом этапе необходимо приучать ребенка к контролю и самостоятельности. Важно делать это мягко, без излишнего давления. К примеру, следует время от времени просить его сделать какие-нибудь несложные дела (убрать игрушки на место, заправить кровать и пр.). Как только ребенок справится с заданием, его нужно сразу похвалить. И на приятные слова лучше не скупиться. Тогда любые поручения ребенок будет выполнять с удовольствием.

3 На третьей ступени следует обучать малыша выполнять те или иные задания самостоятельно, без лишнего напоминания

Это касается, например, приборки в комнате, мытья посуды сразу после еды, а также иных занятий, регулярно повторяющихся в быту. Причем, на этом этапе ребенок уже должен знать, что, как и когда делать.

Более быстрое и качественное освоение данного этапа ребенком возможно только в том случае, если родители подают хороший пример. В доме, где регулярно скапливает гора грязной посуды, малыш никогда не научится мыть тарелки сразу после приема пищи. То же касается и других отельных ситуаций. Если родители хотят чему-то научить ребенка, сначала они должны показать важность и необходимость этого действия своим собственным примером.

Далее важно обозначить зону «нет». Все, что в нее входит, является строго запрещенным. Нельзя допускать поблажек, иначе малыш научится юлить, манипулировать любовью родителей к себе. Также нельзя менять свое решение касательно запрета той или иной области. Такое непостоянство только запутает ребенка. Он будет некомфортно себя ощущать, не зная, как следует поступить в тот или иной момент.

Также крайне важно предоставить ребенку свободу в разрешенных для исследования сферах. Это очень важно для становления здоровой полноценной личности. На своем опыте, методом проб и ошибок, он должен понять, что можно делать, а что нельзя. Важно, чтобы родители были рядом, готовые поддержать малыша, предостеречь, а также похвалить и порадоваться вместе с ним успехам.

Как научить ребенка ответственности?

Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки

С этим файлом связано 194 файл(ов). Среди них: polozhenie_o_shk-sajte_novoe.doc, svedenija_o_sredstvakh_popechitelskogo_soveta_mou_.docx, svedenija_o_raskhodakh_popechitelskogo_soveta_mou_.docx, 0-0-0-99-20, 0-0-0-68-20, 0-0-0-66-20, 0-0-0-65-20, 0-0-0-58-20, 0-0-0-57-20, 0-0-0-56-20 и ещё 184 файл(а).
Показать все связанные файлы

МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области

Родительский лекторий по теме «Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки»

Подготовила зам. директора по ВР Соловова И.А.

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка ответственным человеком, который будет способным отвечать за свои поступки.

Если безответственен родитель то и безответственен будет ребенок . Если родитель всегда последователен, ответственен , дисциплинирован, то ребенок копирует родителя, ребенок берет пример с родителей.

Ребенка мы учим ответственности с самого рождения как и самостоятельности. Самостоятельность и ответственность они идут рядом. Самостоятельности учим ребенка постепенно с годами. С одного года когда он начинает ходить он хочет быть самостоятельным. Но рядом и всегда все время присутствует контроль ролдителей. В нужный момент поддержать, чтобы ребенок не упал. Кризис 3 лет. Когда ребенок говорит Я сам! Необходимо дать возможность делать ему самому.

Затем нужно давать ребенку поручения и проверять их выполнение. Сначала помогать или делать вместе. Затем контролировать пока ребенок не станет делать это без напоминания.

Три уровня ответственности:

  • с помощником

  • с осуществлением контроля

  • самостоятельное выполнение

К сожалению, многие папы и мамы руководствуются в вопросах воспитания принципом «не нужно напрягать ребёнка», поэтому его не обременяют никакими поручениями, не позволяют отвечать ни за чужие, ни за свои поступки, мотивируя всё это тем, что он ещё слишком мал. Они и сами не замечают, какую плохую черту они закладывают в своего кроху, — безответственность. А ведь во взрослом человеке исправить такое качество практически невозможно…

Ошибки авторитарности воспитания после 7 лет уже сложно контролировать.

Авторитетность родителя и авторитарность родителя. Слово для ребенка в 7 лет авторитетное слово родителя. Если родитель авторитарен то ему слово все равно.

Матери, которые не разрешают своим детям помогать по хозяйству, носить вещи, делать покупки, прибираться, очень вредят им. Как же, если не своим собственным примером, развить в крохе чувство ответственности? Родители должны помнить: у ребёнка не должно быть осознания того, что кто-то всё равно решит ту или иную проблему за него, даже если он с ней не справится.

Давайте детям задания

Методика Монтессори рекомендует дать ребенку ответственное поручение – прекрасный способ привить ему чувство ответственности. Попробуйте давать своему чаду такие несложные задания:

  1. Следить за тем, чтобы миска домашнего питомца была всегда наполнена чистой водой, а комнатные растения – всегда политы.
  2. Вешать свой пиджак и рюкзак сразу по приходу домой.
  3. Следить за расписанием школьных занятий и тем, что нужно подготовить на завтра, например, кеды для спортзала или музыкальный инструмент для игры в группе.
  4. Решить, хочет ли ребенок заниматься на пианино или делать уроки до или после ужина – и всегда придерживаться своего выбора.

Порой заложить столь ценное качество в детей помогают даже, казалось бы, самые простые просьбы и поручения: убрать за собой игрушки, помыть посуду, купить хлеб. Разумеется, воспитать чувство ответственности за короткий промежуток времени невозможно, его нужно собирать буквально по крупицам. Нельзя ограничивать зону ответственности чада и перед младшими братьями и сёстрами, а также людьми старшего поколения. Даже самая незначительная помощь маленьким детям или старикам – это очень большой плюс.

Однако не рекомендуется преподносить такие действия как подвиг, скорее, это должно быть чем-то самим собой разумеющимся.

Когда говорим погуляй во дворе. Помните что для ребенка двор, это и двор соседский нужно четко проговорить где он гуляет и контролировать.

На пути развития чувства ответственности — прежде всего должен стоять контроль. Если поручение, задание выполнено, то обязательно нужно похвалить ребенка сказать, какой он ответственный, что вы рады за него, что вам приятно видеть в нем взрослеющего человека.

Если ребенок не хочет что – то делать, то нужно добиться чтобы ваше желание совпало с желанием ребенка для этого можно использовать прием выбора. Предложите ребенку на выбор что он сейчас сделает либо помоет посуду или вынесет мусор.

Особенно сильно волнует родителей отсутствие ответственного отношения детей к учебе в школьном возрасте, когда они не желают готовить уроки и не проявляют усидчивости в учебе.

Ответственные дети демонстрируют уверенность в себе и самостоятельность, они хорошо учатся в школе и помогают дома родителям. Однако таких детей сегодня становится все меньше, улучшение жизненных условий и материального благосостояния людей привело к тому, что родители не желают, чтобы их любимое чадо взваливало себе на плечи дополнительные обязанности и стараются сами решать за него все проблемы.

Результатом такого воспитания становится то, что выросший в таких условиях человек во взрослой жизни любит все время жаловаться и винит в своих неудачах посторонних. Не повышают на работе, виноват злой начальник, не ладятся отношения в семьи — выбрал не ту жену.

Ответственный человек ведет себя совсем по-другому, он уверен, что за все свои поступки виноват только он сам. Если его не устраивает работа, ныть и жаловаться он не будет, а пойдет искать другую — более перспективную. Поддался на уговоры родителей и выбрал не ту профессию, что сделано, то сделано, надо найти способ получить другое образование. Выбрал не ту жену, только мне решать, жить мне с ней дальше или нет.

Современных детей родители начинают учить читать задолго до поступления в школу, но строить это обучение советуют с учетом желания ребенка. Не хочешь читать сегодня, ну что же, попробуем почитать завтра. Вчера помыл за собой посуду, молодец. Сегодня оставил грязную посуду в раковине, ничего, помоем сами.

С поступлением в первый класс такое отношение к ребенку уже невозможно, выполнять требования учителя и готовить уроки дома нужно независимо от того, хочет он этого или нет. Именно поэтому часть детей, которым родители до школы позволяли ничего не делать, если он не хочет, в начальных классах пытаются отстоять свое право делать все так, как им нравится. Это выражается в невнимании на уроках и небрежном отношении к выполнению школьных заданий. Ребенок, непривыкший выполнять то, что ему не хочется, нередко закатывает истерику или заявляет, что у него болит живот или голова, чтобы не идти в школу или не садится за уроки. От отношения родителей к такому поведению ребенка и зависит то, вырастит ли он ответственным человеком и будет стараться добиваться в жизни успехов.

Если же родители будут потакать ребенку и позволять ему всегда делать только то, что он хочет, то во взрослой жизни он не будет удерживаться на работе, которая требует от него ответственности, быстро уйдет из семьи, потому что семейная жизнь налагает на каждого человека определенные обязательства. Но чересчур строгое отношение в воспитании ребенка, чтобы он всегда делал то, что "надо", также не может способствовать его правильному развитию.

Человек, который делает все что "надо" в ущерб своим интересам, не проживает собственную жизнь. Всю жизнь, выполняя все правильно, он становится предметом безжалостной эксплуатации окружающих людей: начальства, жены, детей и родителей.

Как привить чувство ответственности ребенку?

Поэтому при воспитании у ребенка ответственного отношения к учебе, надо ставить цель: научить его найти баланс между " надо" и "хочу". отношение к учебе.

Чтобы ребенок ответственно относился к учебе с маленьких лет:

1. Доверяйте ребенку. Если вы будете думать, что малыш слишком маленький, чтобы делать что-то самому, так оно и будет. Пусть ребенок все делает сам, что ему под силу. А вы только оценивайте его действия и когда надо хвалите. Самооценка ребенка зависит от того, как его действия оценят взрослые.

2. Не старайтесь удовлетворить все прихоти ребенка, так у него пропадет стимул добиться чего-то самостоятельно. Обычно так поступают родители, которые с большим усилием добились того, что уже могут себе позволить заниматься только тем, чего хотят. Такое отношение к жизни они распространяют и на детей, которые очень скоро также начинают делать только то, что им нравится. Ребенок должен знать, как и каким путем вы достигли этой жизни. Объясните ему, что с финансами надо обращаться разумно, а чтобы пополнять запасы денег, надо научиться самостоятельности и быть ответственным.

3. Не путайте ответственное отношение с послушанием. Тотальный контроль и послушание не способствуют формированию ребенка как личности. Пусть он сам примет решение и сделает так, как решил и затем оценит результат. Ведь удовольствие нам доставляет не только выполнение тех дел, которые мы хотим делать, но и преодоление трудностей. Ребенок должен гордиться тем, что он смог, а родителям следует только одобрять его действия.

Перестаньте искать виноватого

Если ребенок совершил какой либо проступок и вы знаете, почему ваш ребенок с неохотой признает, что он поступил неправильно, помните, что для большинства детей принять на себя ответственность – это то, чему необходимо учиться, также, как и манерам поведения или вежливым словам. Поэтому в следующий раз, когда вы попадете в одну из следующих ситуаций, используйте возможность научить ребенка, как нужно правильно реагировать.

«Это получилось случайно!»

Ваш сын знает правило, но он все равно это сделал. Когда вы обвиняете его, он заявляет, что «это получилось случайно». «Удержитесь от желания накричать на него, наказать или попытаться заставить его признать, что он сделал это специально – никакая из этих реакций не научит его признавать свои ошибки», — уверен доктор Соссин. — Вместо этого, дайте ему понять, какие ждут реальные последствия от разрисованных документов – как вас, так и его самого». Вам нужно сказать: «Теперь мне придется перепечатать снова всю эту кучу документов, поэтому у меня не будет времени поиграть с тобой в шашки». Затем попросите его помочь вам исправить дело или побыть с вами рядом, пока вы делаете это, чтобы у него была возможность увидеть, с каким трудом вы исправляете то, что он натворил. Помните, что с точки зрения вашего ребенка, это был случай, в котором он не понял значения своих действий. Вместо того, чтобы заставлять его чувствовать виноватым или встать в оборонительную позицию,позвольте ему пережить результаты своих поступков, и вы поможете ему научиться, как правильно себя вести.

«Ты сам виноват!»

Ваша дочь бегает по дому, падает, а затем винит в этом вас, потому что она споткнулась о свои вечно не завязанные шнурки. «И хотя чувствовать себя козлом отпущения просто сводит с ума, не принимайте это близко к сердцу. Просто спросите: «Что мы можем сделать, чтобы этого больше не повторилось?», — говорит доктор Соссин. Выслушайте ее мысли и затем сделайте собственное предложение, например: «Почему бы нам не потренироваться завязывать шнурки на двойной узел, чтобы твои ботинки снова не развязались?» Поступайте так достаточно часто, тогда и ребенок перестанет искать виноватого, а начнет искать решение возникнувшей проблемы.

«Она заставила меня сделать это!»

Вы видите, что ваш сын дергает свою сестру за волосы. Он говорит, что она сама заставила его сделать так, потому что она первая его ударила. «Я говорю своим детям, что они должны отвечают за себя, а не обвинять других», — говорит Ли Маккензи, штат Огайо. Не играйте в судью и присяжных; просто постарайтесь, чтобы ваш ребенок понял, что независимо от того, как поступил другой ребенок, он все равно в ответе за свои поступки. Когда накал ситуации пройдет, спросите своего сына, каким он считает должен быть достойный ответ, если в следующий раз кто-нибудь разозлит его. Он с большей вероятностью будет в дальнейшем придерживаться какого-то правила, если дойдет до него своим умом. Наконец, воззовите к сочувствию: «Как ты, думаешь, а это больно, если кто-то дергает тебя за волосы?»

«Клянусь, это был не я!»

Ваша дочь обшарила вашу шкатулку с драгоценностями и хотя она все отрицает, вы уверены, что именно она это сделала. «Я всегда говорю своей 7-летней дочери, что меня разозлит больше, если она будет врать мне, чем если расскажет правду», — говорит Эми Рэмсон из Нью-Йорка. Как заставить детей признаться? Попробуйте такие не обвиняющие утверждения, как: «Это интересное объяснение, но я хотела бы услышать, что в действительности произошло». Затем бесстрастно продолжайте рассказывать свою точку зрения. Большинство детей откликнуться, если только их не заставили обороняться. Но когда вы добьетесь признания от ребенка, постарайтесь искренне похвалить его – даже если он натворил что-то серьезное.

Неверным, как правило, является и отношение мам и пап к карманным деньгам их детей. Мнение, в соответствии с которым малыш может сам распоряжаться своими средствами, ошибочно. Следует в любом случае объяснить ему, что тратить деньги попусту нельзя, выбор покупки должен быть разумным. Очень полезной вещью окажется детская копилка. Если чадо возжелало какую-то дорогостоящую вещь (например, кукольный домик или велосипед), то ему следует накопить определённую сумму самостоятельно.

Ответственность подростков: почему так трудно до них достучаться?

Много соблазнов предоставляет подросткам жизнь в наши дни. Единственными искренними и верными учителями могут стать только родители. Но повернуть ребенка к себе лицом – задача непростая. И именно здесь кроется ответ на вопрос о трудности воспитания. Понять подростка, помочь разобраться, дать совет, стать надежным другом – это и есть ключ к сердцу ребенка!

Советы для родителей по правильному воспитанию ответственности у подростков

  • Любовь. Необходимо каждый день повторять эти слова своим детям, пусть в их сердцах постоянно живет мысль о вашей любви. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится.
  • Четкие ограничения. Если вы твердо уверены, что не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго запретить, аргументировав такой отказ. Это – ваш ребенок и ваша забота.
  • Найдите полезное дело для ребенка. Хорошим опытом станет участие в благотворительных проектах молодежных организаций. Сравнив свою счастливую и благополучную жизнь с ее обратным проявлением у других детей, подросток сделает правильные выводы.
  • Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи.
  • Прививайте чувство значимости семьи. Проводите вместе досуг, обедайте за одним столом, посещайте вместе родственников, семья – это важное в жизни каждого человека, а ребенок – ее составная часть.
  • Выбор ребенка надо уважать. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас.
  • Честно и прямо расскажите подростку о возможных последствиях. Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей. Приучайте к самостоятельности в ответе за свои действия.

http://meduniver.com/Medical/Psixology/otvetstvennoe_otnoshenie_k_uchebe_u_rebenka.html MedUniver
перейти в каталог файлов

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время возрастает интерес к проблеме изучения и формирования ответственности. Последние исследования ученых показали, что в контексте данной проблемы намечаются пути исследование различных психологических факторов, играющих роль в формирование ответственности у подростков. Ответственность относится к субъективным характеристикам личности, исследование и анализ которых входит в число актуальных проблем современной психологии. Это связанно, прежде всего, с тем, что для развития современного общества принципиально важным является наличие у человека таких личностных характеристик, которые обеспечивают не только адаптивность к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной жизни, но и прогресс отдельной личности и, в конечном счете, общества в целом. .

В отечественной и зарубежной психологии наметилось два основных подхода в исследование ответственности: исследование отдельных аспектов ответственности и системное исследование ответственности. В исследовании отдельных сторон ответственности можно выделить следующие направления. Во-первых, — это соотношение свободы и ответственности (К.А. Абульханова–Славская, М.М.Бахтин, А.В. Брушлинский, Р.Косолапов и В.Марков, Э.И.Рудковский, Г.Л.Тульчинский и др.). Во-вторых, — соотношение социальной и личной ответственности (А.Адлер, Л.С.Мамут, Р.Мэй, В.А.Розанова, А.Г.Спиркин, К.Ясперс, К. Муздыбаев и др.). В- третьих ответственность рассматривается как нравственная категория как с позиций морали (В.В.

Как привить ребенку чувство ответственности

Знаков, Х. Хекхаузен, К. Хелкама) так и с позиции нравственности (В.Франкл, М.М Бахтин)..

Существуют проблемы формирования ответственности как качества личности. В отечественной психологии сензитивным периодом появления ответственности является дошкольный возраст (З.Н. Борисова, В.А. Горбачева, B.C.Мухина). В.С.Мухина пишет, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения..

В подростковом возрасте начинается переосмысление сущностных характеристик личности, среди которых важное место занимают ответственность и самостоятельность. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка – чувством долга и ответственности перед коллективом, Подросток заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку и заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения.

Когда ребёнок вступает в стадию подросткового возраста, у него начинают формироваться такие компоненты ответственности, как автономность и волевая саморегуляция. Подросток учится самостоятельно принимать решения, а также отвечать за результат этих решений самостоятельно, начинается процесс формирования целостной модели ответственного поведения. Чувство ответственности проявляется у подростков в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идей. В подростковом возрасте расширяется пространство социальных интересов личности, формируется ее общественная направленность, осознаются возможности собственного участия в жизни общества. В связи с этим подросток начинает понимать разницу между ответственностью как общечеловеческим нравственным принципом и ответственностью как социально — моральное явления, специфика которого определяется особенностями сферы общения ребенка, конкретными видами его деятельности.

Ключевыми факторами для успешного формирования компонентов ответственности служат: положительное влияние авторитетов взрослых (родителей, педагогов, старших родственников и близких, авторитетных сверстников); формирование морально-эстетических норм и правил в сознании ребенка происходит по образцу поведения авторитетных близких; возможность совершать самостоятельный выбор; проявлять конструктивную автономию и принимать важные жизненные решения под сторонним наблюдением родителей и преподавателей. Из всего этого следует, что в период подросткового возраста наступает важный этап формирования волевой саморегуляция и автономности личности (суверенности психологического пространства).

Важно предоставлять подростку осознанную возможность проявлять себя в самостоятельной деятельности в целостном контуре ответственности (свобода выбора, соответствие норме и осознания атрибуция последствий). Воспитание ответственности происходит на протяжении всей жизни человека. С самого раннего детства, получая за свои поступки поощрения или наказания, ребенок приучается к ответственному поведению. Однако особое значение для формирования различных сторон личности, а особенно волевых свойств, к которым относится и ответственность, имеет подростковый возраст – особая фаза психического развития личности, формирования психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения.

Проблема ответственности подростка связана с анализом психолого-педагогических условий её формирования. Основным условием формирования у ребенка ответственности является достижение им успеха, вера в собственные силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей ответственности. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, которая является не очень интересной, но необходимой. Большое значение в воспитании ответственности имеет личный пример родителей и педагогов, а также проблема формирования ответственности в практике образовательных учреждений.

Для изучения уровня ответственности у подростков нами была использована методика В.П.Прядеиной «ответственность». Выборку исследования составили 37 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся МБОУ «СОШ»№7 города Нижневартовска.

Детальный анализ полученных экспериментальных данных по показателю сформированности уровня ответственности у подростков позволил нам разделить испытуемых на 3 группы:

К первой группе относятся подростки с высоким уровнем ответственности в количестве 11%, от всей выборки испытуемых. Это свидетельствует о том, что все принимаемые решения эти подростки правильно соотносят с внутренней структурой ценностей, проявляют чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий.

Ко второй группе относятся учащиеся со средним уровнем ответственности – 65% т.е большинство выборки. Эти подростки осознают последствия предпринимаемых действий, но лишь в ближайшей перспективе чувство ответственности за стратегию поведения в жизни у них отсутствует.

К третьей группе относятся подростки с низким уровнем ответственности — 24%. Учащихся, у которых отсутствует желание добиться результата, для них характерно непонимание того, какой результат необходимо получить, и недостаток практических навыков для его достижения.

Более подробный анализ результатов исследования позволил нам выявить уровни форсированности различных аспектов ответственности у данной выборки испытуемых. Таким образом, высокий уровень ответственности выделяются такие аспекты как «когнитивная осмысленность»-100%, «результативность предметная»-100%, «эмоциональность стеническая»-100%,«регуляторная интернальность»-100%. В среднему уровню относится такие показатели как «мотивация социометрическая» — 96%,«динамическая эргичность» — 71%; «результативность субъектная» — 75%; «когнитивная осведомленность»- 84%. В низком уровне ответственности выявлено такие аспекты как «мотивация эгоцентрическая»- 56%, «регуляторная экстернальность»- 67%, «результативность предметная» -89%.

В группе подростков с высоким уровнем ответственности преобладают высокие показатели по таким аспектам ответственности как «когнитивная осмысленность», «результативность предметная», «эмоциональность стеническая»,«регуляторная интервальность»; эти учащиеся стремятся выполнять дела, которые им поручили, отвечают за содеянное, стремятся к успешной учебе и завершению обязательных дел, также проявляют радость при преодолении препятствий, гордость за достижение цели, оптимизм в начале нового ответственного дела, есть намерение добиться всего своим трудом и уверенность, что все удачи и неудачи зависит только отчего ответственного отношения к делу

Во–второй группе у подростков со средним уровнем ответственности, выделяются такие аспекты как «мотивация социометрическая», то есть стремление реализовать намерения близких людей, желание оградить близкого человека от неприятностей, помочь окружающим; «динамическая эргичность»- стремление довести ответственное поручение до конца, ответственное поведение; «когнитивная осведомленность» — стремление отстоять свою позицию и преодолеть трудности на пути к цели; «результативность субъектная» тенденция развивать у себя самостоятельность и уверенность.

В – третьей группе с низким уровнем ответственности обнаружены низкие показатели по таким аспектам как «результативность предметная» — отсутствие стремления к успешной учебе и завершению обязательных дел; «мотивация эгоцентрическая» свидетельствующая о преобладании желаний утвердится в группе, улучшить свое материальное положение или получить поощрения, желание обратить на себя внимание других людей; «регуляторная экстернальность» — такие учащиеся не берут на себя ответственность за свои действия уповают на случай или везение, могут обвинять в неудачах других людей, не верят в свои силы и полагают, что вся жизнь предопределена судьбой, и никакая ответственность не может ее изменить,

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: — высокий уровень ответственности проявляется у 4 человек -11%; — большинство подростков имеют средний уровень ответственности-65%; — низкий уровень ответственности выявлен у 9 учащихся – 24%.

Для развития навыков ответственного поведения нами разработан мини-тренинг «Ответственное поведение подростков». Данный тренинг формирует навыки ответственного принятия решений; способствует осознанию своего поведения, пониманию собственных поступков; помогает отработать навыки принятия решения. Включает ряд упражнений: «Ожидание»; «Отсутствуют ключи»; Проблемная ситуация: «Как достичь успеха в жизни?»; «Линия жизни»; «Юбиляр»; «Ваше настроение».

Литература

  1. Ганеева А.А., Гайнуллина А.В. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(4), 2013

  2. Головинова А.В., Овсяникова Е.А. Механизмы психологической защиты подростков с разными стилями поведения в конфликте: — Сборник материалов VIII Международная научно — практическая конференция «Наука и современность — 2011».Часть 2.Новосибирск,2011.

  3. Муздыбаев, К. Психология ответственности / ред. В.Е. Семенова. — Л.: Наука, 2010.

  4. Прядеин В.П. Психодиагностика личности : Избранные психологические тесты : Практикум. – Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с

  5. Каширская И. К .Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации:- //Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-на-Дону, 2014.

Просмотров работы: 3693