Как научить ребенка говорить
Содержание
- Как научить ребенка говорить папа?
- Совет 1: Как научить ребенка говорить "мама"
- Учим говорить ребенка младенческого возраста
- Учим говорить ребенка раннего возраста
- Как научить говорить ребенка "мама" и "папа"?
- УЧИМ МЛАДЕНЦА "ГОВОРИТЬ"!
- Как научить ребенка говорить: практические советы
- Как научить ребенка говорить: 7 простых советов
- Когда ребенок начнет разговаривать: «мама», «папа», «хочу»
Многие родители хотят, чтобы их дети говорили чисто, легко, быстро, в короткий промежуток времени. Данная статья даст вам ответ на главный вопрос родителей: как научить ребенка разговаривать. Конечно, вы можете отдать на «обучение» по техники речи и ее выработки профессионалу, но за это нужно заплатить немаленькие деньги. Поэтому дешевле и приятнее будет научить самому родителю. Ведь так радостно и тепло в душе становится, от произнесенных в первый раз слов – мама и папа.
Процесс обучения может проходить несколько этапов в зависимости от возраста ребенка.
Первый этап проходит тогда, когда ребенку еще не исполнилось шесть месяцев.
В это время кроха активно развивается и физически, и умственно. Он улавливает и впитывает каждое слово, сказанное вами. Поэтому в это время, родителям рекомендуется читать малышу сказки, рассказы, журналы, да и просто разговаривать со своим чадом.
Второй этап длится от шести месяцев до одного годика. В это время малыш вслушивается в сказанное, всматривается в движение ваших губ, чтобы запомнить, как произносятся те или иные звуки. Отвечая на вопрос как научить ребенка говорить папа или мама, следует сказать, что нужно почаще говорить ему эти слова. Но не только эти, но и те, что несложны в произношении, а сложные слова, можно заменить звуками или жестами, например, дай – сгибанием и разгибанием пальцев руки и так далее.
Третий этап – от года до полутора лет. В это время речь ребенка складывается из простых слов, которые обычно произносят дети, например, ням-ням и другие. Но старайтесь не говорить на «детском» языке (понимаем, что хочется). Повторяя за ними, мы поддерживаем их произношение. Следует говорить правильно, но желательно употреблять для этого легкие для понимания слова и выражения. Еще одна рекомендация – каждый день повторяйте ему слова, необходимые в данном возрасте и желательно делать это играючи.
Четвертый этап длится от полутора лет до трех лет.
Как научить ребенка говорить папа?
В данном возрасте словарный запас вашего ребенка расширяется, и необходимо уже следить за качеством произношения. Некоторые дети путают звуки, не произносят их. Занимайтесь с ребенком, старайтесь научить и закрепить произношение звуков, используя различные упражнения для языка и другие методы по улучшению речи ребенка. Если вы все-таки не можете справиться с этой проблемкой самостоятельно, то следует обратиться к логопедам. Они Вам, несомненно, помогут.
Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста.
Совет 1: Как научить ребенка говорить "мама"
Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.
Учим говорить ребенка младенческого возраста
Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции — гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 — 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи — «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.
Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.
Существенным отличием в развитии ребенка 6 — 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.
- Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.
- Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла — «ляля», корова — «му-му».
- В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.
- В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.
- В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).
В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.
Учим говорить ребенка раннего возраста
Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 — 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки и .
Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил:
- Не ленитесь разговаривать с малышом.
- Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
- Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
- Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
- Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
- Прослушивайте аудиозаписи.
- Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
- Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
- Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле — «а-а-а», поезд едет «чух — чух, ту — ту» и т.д.
- Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
- Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
- Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
- Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.
Автор: Екатерина Сороко, дефектолог17 января 2012
Как научить говорить ребенка "мама" и "папа"?
УЧИМ МЛАДЕНЦА "ГОВОРИТЬ"!
Стоит ли уделять внимание развитию речи ребенка в младенчестве? Говорить с малышом вроде бы бесполезно, он все равно ничего не понимает, а первые слова вообще появляются ближе к году. Однако задержка речевого развития детей стала сегодня одной из самых частых причин обращения к специалисту. А ведь большинство проблем можно избежать, если заняться речью вовремя.
Обо всем по порядку. Мозг каждого младенца имеет при рождении богатейшую сеть межклеточных связей. Некоторые клетки мозга (нейроны) уже до рождения прочно связаны с другими клетками, они контролируют сердцебиение, дыхание, остальные связи ждут «подключения». Действующими они становятся тогда, когда происходит воздействие. В первые месяцы малыш проделывает огромный скачок в своём развитии, но в год происходит обрушение тех связей, которые не подкреплялись, которые оказались не нужны. Например, часто можно услышать: «Ребенок гулил, лепетал, а потом вдруг замолчал».
Следовательно, речь до года обязательно должна подкрепляться. А как? Что послужит главным мотиватором для малыша? Эмоции! Материнские эмоции – сильнейший мотив для развития речи ребенка. Дело в том, что ребенок уже в первые месяцы своей жизни, выбирает взрослого, который эмоционально на него реагирует. Эмоции – вот, что считывает ребенок. Мало просто разговаривать, читать стихи, потешки, речь мамы должна быть эмоционально насыщенной.
Ребенок должен увидеть, как мама радуется, когда он произносит звуки и свои первые слова. Более того, разговаривая с малышом, мама обязательно должна ждать ответа. Часто родители удивляются: «Как и от 4-х месячного ждать?» Да, ждать с уверенностью: пускай сегодня не ответил, завтра точно скажет. Ответом считается любой звук, но если малыш не ответил, мама отвечает сама, ни в коем случае не расстраивается, пробует в следующий раз.
Помогающим средством для развития речи послужит так называемая речь нянь. Вот её основные принципы:
1. Эмоциональная речь с ребенком,
2. Замедленный, немного распевный темп (КО-РО-ВА),
3. Вычурная артикуляция.
4. Короткие слова и фразы,
5. Частое повторение,
6. Задавание вопросов и ожидание ответа,
7. Уменьшительные суффиксы (носик, ротик),
8. Отсутствие местоимений («Мама одевает Васю»)
Например. Ко-ро-ва!
Как научить ребенка говорить: практические советы
Это ко-ро-ва! Как ко-ро-ва говорит? Ко-ро-ва говорит – му!
Не стоит спешить выполнять просьбу, если ребенок показывает пальчиком. Иногда можно увидеть мам, угадывающих желание ребенка по жестам, мимике, предлагая с десяток вариантов. В место этого лучше чаще употреблять слова «дай», «принеси», «возьми», просить ребёнка выполнять простые просьбы.
Но родителям стоит насторожиться, если:
— в 6 месяцев у малыша не появился лепет;
— в 10 месяцев не произносит слоги «ба», «да», и т.п., не повторяет за взрослым звукосочетания;
— к 12 месяцам ребенок не использует слова для общения, не понимает простых инструкций взрослого.
И ни в коем случае не нужно ждать до трех лет, т.к. чем раньше начинается работа по преодолению задержек в развитии речи, тем эффективнее будут результаты!
Автор статьи:
Подолинская Софья Анатольевна,
детский психолог
центра родительской культуры «Начало»
На свете есть огромное количество языков. И в каждом из таких языков есть группа самых-самых важных слов — еда, вода, свет, дом и т.п. Конечно же, все эти слова на каждом из языков звучат совершенно по разному. Например, слово "вода" на датском будет звучать как "vand", на суахили — "maji", а японец, обозначая воду скажет "mizu", а жители англоязычных стран — "water".
Однако, есть одно слово, которое произносится практически одинаково на очень многих языках.
Как научить ребенка говорить: 7 простых советов
Это слово "мама". Практически в любом языке есть очень узнаваемая форма этого слова. Интересно, что во многих языках строгая форма этого слова (мать) может сильно отличаться, более личная форма (мама) остается хорошо узнаваемой.
Конечно же, нам хотелось бы видеть в этом какой-то глубокий смысл. Но именно слово "мама" малыш произносит не вовсе не из-за каких-то высоких материй. Есть два очень простых фактора: маленький рот грудничков и женская грудь.
Глубокое исследование слов "мама" и "папа" было проведено русским учёным-лингвистом Романом Осиповичем Якобсоном (Якобсон является автором идеи возникновения языка как комбинации различных жестов и выкриков, которые со временем превратились в устоявшиеся фонемы). Его теория объясняет, что для ребёнка самыми простыми для оперирования являются открытые гласные звуки. Дети могут легко произносить гласные звуки с самых первых дней своей жизни. Взрослея, они начинают "пробовать на вкус" и согласные звуки, начиная с самых простых, так называемых "губных согласных". Это "м", "п", "б". Эти звуки даются непослушному речевому аппарату малышей непросто, поэтому после произнесения сложного согласного звука дети расслабляют рот в наиболее простом открытом гласном "а". А уже потом это всё закрепляется повторением: "ма–ма", "па–па", "ба–ба"…
Так вот, по произношению именно звук "м" — самый простой для детского рта, приложенного к груди матери. Ребенка грудного возраста совершенно не волнует как именно вас зовут — мамой, папой, бабой или как–то еще. Слово "мама" не несет в себе какого-то скрытого смысла. Слово "мама" переводится как "еда".
Принято считать, что ключевую роль в воспитании мальчика играет мужчина (муж, дедушка, брат). Но если смотреть правде в глаза, то именно связь матери и ребенка самая сильная в мире. Мама — первая женщина, которую он видит в своей жизни.
Поразительно, но если женщина не умеет “воспитать” мужчину рядом, то вероятнее всего и сын вырастет далеким от примера для подражания. Суть проста — как женщина себя ведет, того рядом и получает.
Как и любой мужчина в мире, Ваш сын — не идеальный. У него есть сильные и слабые стороны. И само собой, как каждая мать желаете сыну только хорошего и любите его всем сердцем.
Так уж вышло, что очень много мам совершенно не задумываются о правильном поведении в ситуациях, касающихся отношений с сыном.
Когда ребенок начнет разговаривать: «мама», «папа», «хочу»
Та что там говорить…. Папы тоже не понимают основ. Потому что воспитаны такими же мамами.
Итак, каких ошибок стоит избегать в общении с сыном?
«Тебя никто не спрашивает»
Сначала вы не спрашиваете сына, чего он хочет, и решаете за него. А потом он не знает, что ему делать, и по каждой мелочи бежит за советом. Чувствовать власть над мужчиной, конечно, приятно. Но это ваш ребенок. И главная задача родителей – адаптировать свое чадо к взрослой жизни.
Как поступить лучше: советуйтесь с малышом в важных для него вопросах. Спрашивайте его мнение, когда выбираете вещи, планируете семейный отдых. Учите сына принимать решения на основе полезных свойств того или иного предмета.
«Размечтался!»
Многие мамы огораживают детей от того, что им самим кажется неинтересным или опасным. Вам кажется, что бокс или карате – это грубо. Катание на велосипеде – опасно. А прыжки в воду вообще ни к чему хорошему не приводят.
Как поступить: позволяйте ребенку играть, ходить в спортивные секции, заниматься разными видами активности.
Пусть в будущем это ему не пригодится, и пусть увлечение боксом продлится недолго. Главное, что ребенок попробовал свои силы в том, что ему интересно. Вполне возможно одно из детских «хобби» перерастет в профессию вашего сына.
Смейтесь вместе с сыном, а не над ним
Дети бывают очень и очень забавными. Особенно, когда подражают взрослым. Это вызывает невольный смех у старших. Вся проблема, в том, что ребенок может не понять характер вашего веселья и оскорбиться этим.
Как поступить: объясните сыну, что смеетесь не над ним. Вам весело, потому что он выглядит особенно милым, когда рассуждает как взрослый. Не забудьте сказать, как горды своим чадом.
«Поцелуй мамочку»
Не стоит думать, что малышей можно целовать куда угодно. К табу относятся поцелуи в губы и (уж тем более!) интимные места. Это действие сексуального характера, которое не применимо к ребенку.
Как поступить: обнимайте своего малыша, целуйте в щеки, лоб, носик. Говорите ребенку, что любите его.
Не переодевайтесь перед малышом
Дети понимают гораздо больше, чем кажется родителям. И видят тоже самое, что и взрослые люди. Если мама спокойно переодевается или раздевается перед подросшим сыном, вскоре он сможет «порадовать» своим знанием женского тела воспитательницу или друзей по детскому саду. Вряд ли их родители будут в восторге.
Как поступить: мальчик начал осознавать себя – забудьте о переодеваниях в его присутствии. Относитесь к сыну, как к мужчине.
Не унижайте ребенка, особенно перед чужими людьми
Некоторые мамочки любят собраться вкруг, и поговорить про своих деток. Но в таких беседах – не все речи хвалебные. Если обсуждать неудачи сына, особенно в присутствии других женщин, он потеряет доверие к вам.
И ко всем представительницам прекрасного пола. Другая схема – мальчик перестанет проявлять активность, в страхе снова совершить «промах».