Эмбриональный период развития

03.03.2019 0 Автор admin

Известны определенные периоды внутриутробного развития, когда зародыш особенно чувствителен к повреждающим агентам — критические или сенситивные периоды. Они характеризуются высоким темпом размножения клеток и синтеза белков, в том числе и органоспецифических (период наивысшего напряжения — спурт); в эти периоды зародыш вступает в новый этап морфогенеза, они наиболее опасны для жизни эмбриона. У человека первый период приходится на первую неделю беременности — предимплантационный или трубный период эмбриогенеза; второй период — от 3 до 8 недель — период большого органогенеза, включающий и формирование плаценты. Большинство эмбриопатий возникает в результате действия повреждающих факторов в эти критические периоды развития. Однако головной мозг, эндокринная и половая системы плода могут повреждаться на любой стадии развития, т. к. их критические периоды превышают 8 недель. Критическим периодом считается также 3 месяц беременности, в течение которого заканчивается формирование плаценты и ее функция характеризуется высокой степенью активности. В это время у плода появляются новые рефлексы, образуются зачатки коры головного мозга; формируется костномозговое кроветворение, в крови появляются лейкоциты; активируются обменные процессы. Предлагается выделить еще один критический период — 20-24 недели внутриутробной жизни плода, когда происходит формирование его важнейших функциональных систем.

Для плода, благополучно перенесшего критические периоды раннего эмбриогенеза, наиболее опасными являются последние недели внутриутробной жизни, когда возникает диссоциация между относительно быстрым увеличением массы плода и прекращением роста плаценты, а также период первоначальной адаптации организма к новой для него внешней среде, с которой он ветречается после рождения (перинатальный период — с 28 недели внутриутробной жизни до 8-го дня периода новорожденности).

Повреждающие факторы действуют на плод непосредственно, повреждая клетку и ее нормальное функционирование, или нарушая маточно-плацентарное кровообращение и функции плаценты.

Характер патологических изменений определяется в значительной степени не специфичностью раздражителя, а временем и местом воздействия повреждающих факторов. Воздействие патогенного агента в первый критический период может привести к гибели или возникновению аномалий общего характера (задержка развития, снижение жизнеспособности плода); повреждения, наносимые во второй критический период, вызывают морфологические изменения в том или ином органе, сочетающиеся с аномалиями развития общего характера. При этом, чем раньше действует повреждающий агент, тем более обширные изменения возникают у эмбриона. Установлено, что различные патогенные факторы, действующие в одни и те же сроки, вызывают одинаковые изменения; однотипные воздействия, влияющие в разные сроки, дают неодинаковый эффект. Например, рентгеновское облучение беременных самок крыс в одной и той же дозе на 10-й день беременности вызывает анэнцефалию, на 11 день — микро- и анофтальмию, на 12-й день — гигантский отек тела, на 14-й день — аномалии конечностей.

Введение в эксперименте патогенного агента в желточный мешок не изменяет органогенеза и его сроков; в то время как нанесение того же вещества на поверхность хорионаллантоиса или введение в его полость нарушает органогенез.

Наряду с высокой повреждаемостью внутриутробного организма емусвойственна и определенная способность к компенсации. Чем раньше произошло повреждение, приведшее, в частности, к отставанию в развитии, тем более полной может быть компенсация.

Внутриутробное развитие и его критические периоды.

Так, если у животных (кроликов, крыс) в первую половину беременности перевязать часть преплацентарных сосудов матки, то в ближайшие дни после этого обнаруживаются отставание в развитии плода и резко деформированная плацента. Но после такой же операции доношенные плоды и их плацента не отличаются от нормальных (Н.Л. Гармашева, 1985).

Отставание в развитии различных органов происходит неравномерно и способность их к компенсации тоже различна. Так, при недоразвитии нейронов до рождения возможна лишь далеко неполная функциональная реабилитация, а последствия проявляются в тяжелых неврологических явлениях и отставании в умственном развитии.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1143 | Нарушение авторского права страницы

Развитие эмбриона по дням

Развитие эмбриона – процесс долгий, сложный и интересный. Ведь после слития крошечных яйцеклетки и сперматозоида через всего 9 месяцев родится новый человек. В своем развитии будущий ребенок пройдет несколько этапов, и так называемых критических периодов развития эмбриона, и последовательно будет называться зародышем человека или эмбрионом, затем плодом, вплоть до момента появления на свет.

Стадии развития эмбриона

Развитие эмбриона человека начинается с момента зачатия, слияния сперматозоида и яйцеклетки с образованием зиготы, которая за трое суток пройдет несколько делений. На четвертый день она представляет собой подобие ягоды малины по форме, и состоит из 58 клеток. Из этих клеток, 5 понадобятся на формирование будущей плаценты, хориона и пуповины, остальные 53 – будут обеспечивать дальнейшее развитие плода.

С 7-го по 14 день с момента зачатия будущим мамам следует быть особенно осторожными – это первый критический период беременности: момент имплантации эмбриона в стенку матки. Зародыш может не имплантироваться по многим причинам, среди которых:

  • воздействие токсичных веществ;
  • интенсивные физические нагрузки;
  • механическое воздействие;
  • глубокое залегание сосудов;
  • патология структуры и тонуса матки.

В случае успешной имплантации зародыш закрепляется в стенке матки рядом с поверхностными сосудами, которые обеспечат питание и развитие.

С 13 по 18 день плод окружен слизистой стенки матки, и находится в тесном контакте с миометрием. При этом оболочка зародыша образует хориальные ворсинки, которые станут основой плодного яйца, хориона и будущей пуповины. В этот момент начинается активное деление клеток, образование примитивной системы кровообращения, образовывается околоплодный пузырь.

Критические периоды внутриутробной жизни плода

С 18-21 дня, когда начинает биться сердце эмбриона, определяют жизнеспособность будущего ребенка на УЗИ. Это делают с целью диагностики замершей беременности, что случается иногда на ранних сроках развития эмбриона и сочетается с отсутствием сердечных сокращений.

Подходит к концу первый месяц беременности (месяцы и недели в акушерстве отсчитываются от последней менструации, а дни – от зачатия).

Начинается 5-8 неделя, второй месяц беременности. Он считается также критическим, так как происходит закладка всех органов и систем. Именно в этом сроке формируется один из главных провизорных органов – пуповина, которая состоит из сплетения артерий и вен, и обеспечивает питание и обменные процессы эмбриона, при этом плацента при беременности, которая формируется на неделю позже, препятствует смешению крови матери и ребенка, параллельно выполняя и кроветворную функцию.

На 20-22 день с момента зачатия приходится формирование зачатков головного и спинного мозга, кишечника, затем спустя 4 дня формируются зачатки органов чувств – глаз, ушей, носа, рта, отчетливо виден хвост. Со второго месяца развития эмбрион уже называют плодом. В данном периоде КТР (копчико-теменной размер) эмбриона равен 5-8 мм. Голова расположена под прямым углом к туловищу, развиваются конечности, формируется сердце.

На 6 неделе КТР эмбриона увеличивается до 15 мм, хвост загибается к туловищу. Начиная с 7-8 недели – формируются зубы, костно-мышечный аппарат эмбриона. Кости полупрозрачные, очень тонкие, просвечиваются через прозрачную кожу, и состоят из хрящевой ткани. Постепенно формируются верхние и нижние конечности. Заканчивается формирование кишечной трубки, клоака разделена на два отдела. В конце второго месяца у эмбриона сформированы зачатки всех органов чувств, кишечная трубка, головной и спинной мозг, сердце, часть сосудов.

Эмбрион обретает человеческое лицо, исчезает хвост, формируются конечности. Далее следует очередной критический период, так как все новообразованные органы очень уязвимы для любых токсических веществ. Но плод уже не называется эмбрионом. А значит, процесс развития эмбриона мы описали сполна.

51.Критические периоды развития эмбриона и плода.

В настоящее время используется классификация предложенная Н.

Критические периоды внутриутробного развития

П. Гундобиным

(1906 г.) периодизация детского возраста.

  1. Внутриутробный этап —антенатальный период (от зачатия до рождения, т. е. до 38-42 недели беременности):

А) эмбриональная фаза — от зачатия до 12-й недели беременности.

Б) плацентарная (фетальная) фаза- с 12-й недели до рождения.

  1. Интранатальный этап —период родов.
  2. Внеутробный этап (собственно детство) —постнатальный период (с момента рождения):
  1. Период новорожденности — (неонатальный период)— от рождения до 28 дней.

А) ранний неонатальный период — от рождения до 7 дней.

Б) поздний неонатальный период — от 7- го дня до 28- дня.

2. Период грудного возраста (младенчества) – с 1-го мес до 1 года жизни ребенка.

3. Преддошкольный период (старший ясельный) – 1 – 3 года.

4. Дошкольный период – 3 – 7 лет.

5. Период младшего школьного возраста – 7 – 12 лет.

6. Период старшего школьного возраста – 12 – 18 лет.

Внутриутробный этап —длительность этого этапа составляет 280 дней или 40+ -2недели.

Эмбриональная фаза — включает первые 12 недель беременности. В эту фазу зародыш называется эмбрионом. Эта стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом, поскольку определяет дальнейшее течение беременности и развитие ребенка.

Критические периоды развития органов: мозг- 3-11неделя, сердце- 2-7 неделя, конечности- 4-8 неделя. Воздействие любого неблагоприятного фактора на эмбрион в этом периоде может привести либо к самопроизвольному аборту, либо к порокам развития — эмбриопатиям.

Плацентарная фаза (фетальная) — включает период с 12-й недели до конца беременности. В эту фазу зародыш называется плодом.

В этой фазе выделяют:

А) ранний фетальный период — от начала9-й недели до 28-й недели;

Б) поздний фетальный период — от 28-й недели до родов.

Плацентарная фаза характеризуется образованием плаценты, интенсивными процессами созревания и дифференцировки органов и тканей, дальнейшим увеличением размеров плода. Воздействие неблагоприятных факторов в этот период может привести к:

— дисплазии (аномалии развития) органов и тканей;

— гипоплазии (недоразвитию) органов и тканей;

— преждевременным родам;

— внутриутробным заболеваниям плода.

Интранатальный этап — период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Длится от 2 – 4 часов до 15 – 18 часов; но так заканчивается период родов для ребенка. Для женщины он завершается после отделения плаценты. В современных условиях довольно часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода, например, родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, ранее излитие околоплодных вод и т. д. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия ( удушье).

Внеутробный этап —начинается с момента перевязки пуповины и первого вдоха новорожденного.

Период новорожденности (неонатальный)- длится до 28- го дня жизни ( до одного месяца).

В этот период идут процессы адаптации организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное окно между предсердиями и боталлов проток между аортой и легочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, перестраивается система кроветворения.

В этих условиях организм функционирует в состоянии неустойчивого равновесия, а это значит, что новорожденный ребенок особенно уязвим для воздействия неблагоприятных факторов.

Период грудного возраста (период младенчества) — длится от одного до 12- ти месяцев. Основная особенность- высокий уровень обменных процессов, быстрые темпы нарастания физических показателей, интенсивное нервно-психическое развитие. Особое значение в этом возрасте имеет грудное вскармливание, ибо «искусственное вскармливание- катастрофа для ребенка» (Н.П. Шабалов). В этом периоде ребенок защищен иммунитетом, полученным от матери, и защитными факторами женского молока от инфекционных заболеваний. В этом возрасте чаще встречаются заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания: рахит, гипотрофия, диатезы.

Преддошкольный возраст- это дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Основная особенность- становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка. В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери, исчезает, грудное вскармливание заканчивается, а приобретенный иммунитет ребенка еще очень слаб. В результате этого для детей 1-3 лет характерны частые заболевания детскими инфекциями, особенно респираторно-вирусными. Вторая группа заболеваний, которая дает пик в этом возрасте- детский травматизм: ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела дыхательных путей и т. д.

Дошкольный период — возраст от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «я» и половая принадлежность. В этот период продолжается дифференцировка органов, развиваются моторные навыки и равновесие (катание на велосипеде, коньках, танцы). Основная особенность- появление потребности общаться со сверстниками, жить в коллективе. Для дошкольного возраста характерно снижение острой инфекционной заболеваемости, но чаще встречаются капельные детские инфекции — корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Остается высоким уровень травматизма. Возможно начало хронических заболеваний.

Младший школьный возраст (препубертатный, отрочество) — это дети в возрасте 7- 12 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможностей ребенка.

Особые этапы — поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период возможна хронизация имевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.

Старший школьный возраст (пубертатный, период полового созревания)- это дети в возрасте 12-18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20-22 годам)

Основная особенность — фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания: юношеская гипертония, ВСД, ДЖВП.

Таким образом, можно выделить следующие критические периоды детства:

Эмбриональный период – закладка и формирование внутренних органов и внешних частей плода.

Период новорожденности — когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни.

Дошкольный период – идет становление личности.

Младший школьный возраст – 6 – 7 лет, начало обучения в школе, происходит перестройка режима дня и питания.

Пубертатный период — когда происходит эндокринная перестройка и наступает нейро-вегетативная дисфункция.

Лекция №3. Внутриутробный период развития человека. Закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде.

Антенатальный, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях ( так как в неделе всегда 7 дне, а в месяце количество дней колеблется от 28 до 31 ). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 29 – 42 недели.

Роды ранее 38 недель называются преждевременными , а новорожденного – недоношенным. Роды после 42 недель называются запоздавшими , а новорожденного – переношенным.

Условно беременность делится на 3 триместра:

1 – 3 мес. – 1-й триместр;

4 – 6 мес. – 2-й триместр;

7 – 9 мес. – 3-й триместр.

Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.

Прежде чем составить план мероприятий, выясняется, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка, и т.д. С целью получения подобной информации , участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи.

1-й дородовый патронаж проводится после постановки беременной на учет в женскую консультацию ( которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8 – 12 недель.

Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.

При 1 – м дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска, ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.

Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин:

1. Женщины до 18 лет и первородящие старше 30 лет.

2. Женщины, имеющие массу тела менее 45 кг или более 91 кг.

3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.

4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов ( в том числе имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе).

5. Женщины с многоплодной беременностью.

6. Женщины с отягощенным акушерским анамнезом ( аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т.д.).

7. Женщины с экстрагенитальной патологией ( сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т.д. ).

8. Женщины с социальными факторами риска ( многодетные, одинокие, малообеспеченные и т.д. ).

9. Женщины с профессиональными вредностями ( медики, учителя, работницы лакокрасочных, гальванических цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т.д. ).

10. Женщины с вредными привычками ( наркомания, токсикомания, табакокурение, алкогольная зависимость ).

Ясно, что групп риска может быть и одна, и несколько.

2-й дородовый патронаж – проводится в сроке 30 – 32 недели, т.е. при выходе женщины в декретный отпуск.

Цель: подготовка беременной и ее семьи к появлению новорожденного.

Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:

— подготовка комнаты ( уголка ) для новорожденного;

— приданное для новорожденного;

— предметы ухода за новорожденным;

— аптечка для новорожденного;

— подготовка молочных желез к кормлению;

— питание и режим матери на период вскармливания;

— признаки родовой деятельности и тактика беременной;

— набор белья для выписки новорожденного из роддома.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной. Это 2 основные программы:

1. Медико – генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.

2. Обязательная 3 кратная ( по необходимости и более ) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 6 – 12 нед., 14 – 20 нед., 26 – 32 нед.

3. Проведение специальных исследований по показаниям, например : первобеременным 35 и более лет – определение сывороточных белков – маркеров ряда заболеваний, микроскопия амниотической жидкости ит.д.

Действует скрининг — программа для защиты новорожденных от инвалидности по 2 заболеваниям – фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу.

Она заключается в том, что у 100 % детей , родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям . Анализ проводится в условиях медико-генетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают:

1. при фенилкетонурии – специальную диеты ( до 5 – 6 лет);

2. при врожденном гипотиреозе – гормоны щитовидной железы ( пожизненно ).

В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети (т.е. 100 % результат лечения ). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость.

С первыми признаками родовой деятельности начинается интранатальный этап и женщина поступает в родильный дом.

С появлением ребенка начинается неонатальный период.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 6553 | Нарушение авторского права страницы

Критические периоды в развитии эмбриона и плода.

Критические периоды – периоды, в которые имеются общие и специфические черты в характере ответных реакций эмбриона и плода на патогенное воздейстивие. Они характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением обменных процессов.

1-ый критический период от 0 до 8 дней. Считается с момента оплодотворения яйцеклетки до внедрения блатоцисты в децидуальну оболочку. В этот период нет связи эмбриона с материнским организмом. Повреждающие факторы или не вызывают гибели плод, а или эмбрион погибает (принцип «все или ничего»). Характерной чертой периода является отсутствие возникновения пороков развития даже под воздействием факторов внешней среды, обладающих выраженным тератогенным действием.

Критические периоды развития плода

Питание зародыша аутотропное – за счет веществ, содержащихся в яйцеклетке, а затем за счет жидкого секрета трофобласта в полости бластоцисты.

2-ой критический период от 8 дней до 8 недель. В этот период происходит формирование органов и систем, вследствие чего характерно возникновение множественных пороков развития. Наиболее чувтсвительной фазой являются первые 6 недель: возможны пороки ЦНС, слуха, глаз. Под влиянием повреждающих факторов первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Значение в повреждении имеет не столько срок гестации, сколько длительность воздействия неблагоприятного фактора.

3-ий критический период — 3-8 нед развития. Наряду с органогенезом происходит формирование плаценты и хориона. При воздейстивии повреждающего фактора нарушаетяся развитие аллантоиса, который очень чувствителен к повреждению: происходит гибель сосудов, в результате чего прекращается васкуляризация хориона с возникновением первичной плацентарной недостаточности.

4-ый критический период — 12-14. Относится к фетальному развитию. Опасность связана с формированием наружных половых органов у плодов женского пола с формированием ложного мужского гермафродитизма.

5-ый критический период — 18-22 недели. В этот период происходит завершение формирования нервной системы, отмечается биоэлектрическая активность головного мозга, изменения в гемопоэзе, продукции некоторых гормонов.

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды и лекарственных средств на развитие эмбриона и плода.

Тератогенез— возникновение пороков развития под влиянием факторов внешней среды (тератогенных факторов) или в результате наследственных бо­лезней.

Тератогенные факторы распространены достаточно широко. Исследования показали, что в течение беременности каждая женщина принимает в среднем 3,8 наименований каких-либо лекарственных средств. В быту и на работе беременные нередко контактируют с различными вредными веществами.

Тератогенным считается химический, физический или биологический фактор, отвечающий следующим критериям:

а) доказана связь между действием фактора и формированием порока развития;

б) эпидемиологические данные подтверждают эту связь;

в) действие повреждающего фактора совпадает с критическими периодами внутриутробного развития;

в) при редком воздействии повреждающего фактора характерные пороки разви­тия формируются редко.

Выделяют следующие особенности влияния тератогенных факторов:

1. Действие тератогенных факторов имеет дозозависимый характер. У разных биологических видов дозозависимость тератогенного действия может различаться.

2. Для каждого тератогенного фактора существует определенная пороговая доза тератогенного действия. Обычно она на 1-3 порядка ниже летальной. В случаях, когда тератогенное действие оказывают возбудители инфекций, пороговую дозу и дозозависимый характер тератогенного фактора оценить неудается.

3. Различия тератогенного действия у различных биологических видов, а также у разных представителей одного и того же вида связаны с особенностями всасывания, метаболизма, способности вещества распространяться в организме и проникать через плаценту.

4. Чувствительность к разным тератогенным факторам в течение внутриутробного развития может меняться.

Основные группы тератогенных факторов:

1. Лекарственные средства и химические вещества.

2. Ионизирующее излучение.

3. Инфекции.

4. Метаболические нарушения и вредные привычки у беременной.

Лекарственные средства.

На основании рекомендаций FDA (Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств) выделяют следующие категории лекарственных средств в зависимости от их тератогенности:

а) Категория А.На основании контролируемых испытаний установлено, что лекарственные средства, входящие в эту группу, безвредны для плода как в I триместре, так и в поздние сроки беременности. Пример — хлорид калия.

б) Категория В.Экспериментальные исследования не выявили тератогенного действия, либо наблюдаемые у животных осложнения не обнаружены у детей ,матери которых принимали лекарственные средства, входящие в эту группу, в I триместре беременности. Пример — инсулин.

в) Категория С.У животных выявлено тератогенное действие препарата, контролируемых испытаний не проводилось, либо действие препарата не изучено. Пример — изониазид.

г) Категория D.Назначение препаратов, входящих в эту группу, сопряжено с некоторым риском для плода, однако польза от применения превосходит возможное побочное действие. Пример – диазепам.

д) Категория X.В связи с доказанным тератогенным действием (у животных и у человека) препараты, входящие в эту группу, противопоказаны беременным и в период, предшествующий наступлению беременности. Риск, связанный с приемом препарата, значительно превышает пользу от его применения. Пример — тетрациклины, изотретиноин (изомер витамина А или выокие дозы самого витамина А, более 8000 БД в сутки)).

Основные тератогенные лекарственные средства и химические вещества: метотрексат, андрогены, бусульфан, каптоприл, варфарин, циклофосфамид, диэтилстильбэстрол, фенитоин, эналаприл, этретинат, йодиды, карбонат лития, тиамазол, пеницилламин, изотретийоин, тетрациклины, талидомид, триметадион, вальпроевая кислота, фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), пириметамин (в исключительных случаях по абсолютным показаниям назначают только в III триместре); производные хлордифенкла, ртуть.

Безвредны для матери и плода: пенициллины, цефалоспорины, эритромицин (группа макролидов), клиндамицин, ванкомицин, изониазид (применяется для лечения активных форм туберкулеза, но профилактическое лечение беременным не назначают).

Неблагоприятного влияния не наблюдалось, однако действие препарата изучено недостаточно, поэтому беременным назначается в крайних случаях: имипенем, азитромицин (группа макролидов), азтреонам (группа монобактамов, действует на анаэробные грамотрицательные палочки), хлорамфеникол, препараты из группы аминогликозидов (гентамицин, канамицин, стрептомицин, амикацин, тобрамицин и др.) в связи с их ото- и нефротоксичностью, метронидазол (может оказывать канцерогенное действие на плод), рифампицин (есть сведения об аномалиях развития конечностей, в связи с этим более безопасным является этамбутол), относительные противопоказания во время беременности имеет зидовудин, применяемый для лечения ВИЧ-инфекции (канцерогенное и тератогенное действие его не изучено, но исследования показали, что он снижает риск трансплацентарной передачи ВИЧ).

Ионизирующее излучение.

Тератогенное влияние оказывают: радиоактивные осадки, лечение радио­активным йодом, лучевая терапия.

1) Высокие дозы облучения.

Нарушения, возникающие при действии радиации, зависят от стадии внутриутробного развития в момент облучения и его дозы. Чаще всего возни­кают микроцефалия, умственная отсталость и задержка роста.

Степень воздействия на эмбрион зависит от срока беременности на момент воздействия:

а) Облучение в предимплантационный период, через 2-4 недели после оплодотворения, вызывает внутриутробную гибель плода (эмбриотоксический эффект) или плод развивается нормально;

б) Воздействие в период органогенеза, через 4-12 недель после оплодотворения, приводит к аномалиям развития, уродствам (тератогенный эффект): наиболее чувствительны мозг (микроцефалия, умственная отсталость), органы зрения (катаракта, микрофтальмия), система кроветворения, наблюдается задержка роста.

г) В период фетогенеза, через 12-16 недель после оплодотворения, наблюдается общая задержка развития плода, задержка умственного развития, возникновение типичных проявлений лучевой болезни, повышенная смертность. После 20 недель последствия такие же, как и при облучении в постнатальном периоде: облысение, поражение кожи и слизистых оболочек, угнетение красного мозга.

г) Генетические воздействия — генные мутации, хромосомные аберрации, которые передаются по наследству.

Доза до 0,25 Гр обычно не вызывает заметных отклонений в общем статусе облученных внутриутробно детей. При дозе 0,25 — 0,5 Гр могут возникать отдельные отклонения в составе крови. Доза 0,5 — 1 Гр обуславливает нерезко выраженные изменения в картине крови, нарушение функции нервной и других систем. Пороговой дозой для острого лучевого поражения принято считать однократное облучение в дозе 1 Гр.

2) Низкие дозы облучения.

Общая частота осложнений у беременных подвергшихся облучению низкими дозами выше, чем в контрольной группе

2. Осложнения беременности: ранние и поздние гестозы, гипертония и гипотония беременных, увеличение частоты угрозы пре­рывания беременности, угрожающая внутриутробная гипоксия плода, увеличение количества патологических родов.

3) Радиоактивный йод.

Облучение радиоизотопами, введенными в организм матери для исследо­вания внутренних органов, аналогично таковому при рентгенографии; однако, в дополнение к другим нежелательным эффектам радиации, может произойти за­держка развития щитовидной железы. Во время беременности следует избегать проведения подобных исследований.



Переломный период

В 1957 году станцию возглавил В.Ф. Капинос, который перед этим руководил скорой помощью одного из районов города (на Эль­маше), она была самостоятельным учреждением. Отдельная скорая была и на Уралмаше, и помещалась она, кстати, в тамбуре прием­ного отделения Уралмашевской больницы. В одном городе было три станции скорой помощи! Первым серьезным достижением нового главного врача было создание объединенной станции скорой помощи (общегородской), с единым телефонным номером "03" для вызова "скорой", чего не было до объединения. Владимир Федорович лик­видировал существовавшее до него деление бригад на "скорую" и "неотложную", что являлось искусственным и нередко приводило к неурядицам.

Критические периоды внутриутробного развития, их значение для жизни эмбриона и плода

В первом случае бригада выезжала на все уличные случаи, в составе врача и 2-х помощников- фельдшеров, во втором случае бригада выезжала на квартирные вызовы, которые, случа­лось, оказывались гораздо тяжелее уличных (инфаркт, инсульт, отек легких). В такой бригаде работал один врач, помощников у него не было. После ликвидации неразумного деления появилась одна общая очередь, все врачи получили по одному помощнику и одинаковое медоснащение. Проанализировав обращаемость на стан­цию в течение суток, Владимир Федорович выделил пики нагрузок, и предложил (впервые в стране) ступенчатый график работы сани­тарных машин и линейных бригад с учетом почасовой нагрузки. Рацпредложение сразу положительно отразилось на уменьшении опозданий к больным, более экономной и безаварийной работе сантранспорта. Через два года после прихода нового главного врача станция скорой помощи, ютившаяся в маленьком деревянном домишке, принадлежавшем областной больнице, переехала в новое, двухэтажное здание. Новые материальные возможности позволили главному врачу реализовать идею нашего знаменитого земляка – профессора Б. П. Кушелевского о создании на скорой помощи специализированной кардиологической бригады, которая положило начало специализированной службы скорой помощи в нашем городе.

За заслуги в развитии службы скорой помощи в нашей стране В.Ф.Капинос в 1967 году был удостоен зва­ния "Заслуженный врач РСФСР".

С 1977 года, после ухода на пенсию Владимира Федоровича, во главе Станции становится Р. Г. Бикмухаметова. Она пришла на "скорую" сразу после окончания Свердловского мединс­титута в 1958 году. В 1960 году возглавила экспресс-лабораторию, ко­торая была организована одновременно с первой кардиологической бригадой.

Через год после ее назначения главным врачом (в 1978 г.), на станции по предложению зав. кардиологическим отделением станции к.м.н. В. И. Белокриницкого и при поддержке декана лечеб­ного факультета доцента С. А. Иорданиди создается цикл "скорая мед. помощь" для студентов 6 курса. Занятие проводили опытные работники "скорой" — к.м.н. В. И. Белокриницкий, к.м.н. В. А. Фиалко, В. В. Коллонтай, имевший опыт преподавания в институте, зав. нев­рологическим отделением С.Л. Леонтьев, а затем зав.неврологичес­ким отделением О.В. Колясников. Накопленный за 17 лет опыт обу­чения субординаторов на цикле СМП (кстати, наш мединститут был, по-видимому, первым в стране, который ввел такой раздел в учеб­ную программу) показал своевременность и полезность этой формы преддипломной подготовки будущих врачей, не имевших ранее воз­можности ознакомиться с азами экстренной помощи на догоспиталь­ном этапе и вообще с работой этой структуры здравоохранения. Положительные отзывы студентов о цикле, отраженные в те годы более, чем в 100 анкетах, подтверждают сказанное. Тем более вы­звало недоумение сокращение цикла СМП в 1994 г. В 1982 году, по инициативе начмеда станции В. А. Фиалко, на станции была открыта интернатура. "Скорая" стала настоящей клинической базой мединститута. Оба цикла вза­имно дополняли друг друга. Тем студентам, которым цикл "СМП" помог в выборе специальности, интернатура давала возможность совершенствоваться. Такая преемственность была использована и администрацией чтобы присмотреться к выпускникам, выбрать наи­более подходящих для работы в "скорой", врачам-интернам единая система образования помогала быстрее овладеть сложной специаль­ностью. Ответы врачей-интернов на вступительном зачете и на вы­пускных экзаменах наглядно иллюстрировали пользу обучения в ин­тернатуре.