История изобразительного искусства

29.05.2018 0 Автор admin

С чего начать обучение новичку?

Как только вы решитесь сделать первые шаги, вас начинают одолевать множество сомнений и вопросов… Давайте развеем эти сомнения!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями


Многие начинающие кондитеры и бывалые самоучки задаются вопросом, глядя на невероятные кондитерские шедевры мастеров, как научиться так же, если даже и признать, что повторить такое в принципе возможно?

Как только вы решитесь сделать первые шаги, вас начинают одолевать множество сомнений и вопросов… Как не потеряться в сотнях расхожих рецептов в Интернете и даже в терминологии? Какое оборудование необходимо и какое лучше? Можно ли обучиться самостоятельно или нужно обязательно посещать курсы? И как тогда выбрать школу или мастера? Учиться оффлайн, возможно, даже уезжая в другой город, или выбрать онлайн обучение?

Собственно, что мы имеем в результате? Множество страхов, непонимания и полная дезориентация! Так давайте разбираться, с чего все начинается!

А начинается все с вашего желания! И во многом только на нем потом и держится! Ведь именно это стремление стать лучше, повторить или даже превзойти увиденное — оно движет вашим развитием! Желание творить прекрасное и получать за это вознаграждение — да-да, всегда есть место тщеславию — будь то похвала или ее денежный эквивалент.

Постепенно будем разбираться со страхами начала и, конечно, вдохновлять вас и поддерживать!

С чего начать изучение искусства?

Ведь научиться кондитерскому искусству возможно, даже если венчик в вашей руке не с рождения!

Итак сегодня разберем несколько страхов новичков и расскажем, как обстоит дело в действительности:

 Оборудование и инвентарь — что купить?
Кондитерские мир многогранен, но, конечно, хвататься за все и сразу ни в коем случае нельзя, нужно понемногу пробовать свои силы в разных направлениях, чтобы определиться — работа с чем в дальнейшем будет приносить вам максимум удовольствия? Поэтому не стоит сразу сметать с полок все варианты насадок на кондитерские мешки или тратиться на невероятные силиконовые формы, вполне вероятно, что они так и останутся пылиться на кухонных полках, а вы с головой уйдете в работу с шоколадом и столько с ним!
Но, конечно, необходимо сразу приобрести самый необходимый инвентарь и оборудование — этим вы сохраните себе нервы и продукты. Это, например, несколько колец, хороший миксер, разобраться со своей печкой, силиконовый коврик и лопатка, термометр и весы — ведь температурные режимы и точность очень важны в кондитерском искусстве!
И в любом случае этот базовый инвентарь всегда пригодится в хозяйстве!

 Боитесь испортить продукты?
Здесь ничего не поделаешь — практиковаться все равно придется и ошибки будут! Это нормально! Да, торт может поплыть — так сделайте из него кейкпопсы! Зато какой опыт и будет над чем учиться на ошибках!
Обучение же, безусловно, поможет сократить эту статью расходов, тем более, что качественное образование значительно расширит ваши возможности уже тем, что вы с легкостью будете различать хорошие рецепты от безграмотных!

 Кремю, пан де жен, намелака — как не ударить в грязь лицом?
Не бойтесь терминологии! В кондитерском мире действительно много терминов, но их понимание придет к вам постепенно в любом случае! Также здесь много и правил, ведь это искусство любит точность, и их соблюдение принесут больше результатов, нежели чем бравирование терминами!
Помните, что никто вас не съест, если ваше компоте в слое торта будет прекрасным, даже если вы и путаете его с кремю!

И напоследок не забывайте, что стать профессионалом с нами — легко!

Прежде чем говорить об

истории изобразительного искусства

стоит сказать пару слов об

изобразительном искусстве

как таковом.

Искусство, объединяющее в себе различные виды скульптуры, живописи и графики, создающее зрительно воспринимаемые рукотворные художественные формы, называется изобразительным. Исходя из того, какие художественные и технические средства используются творцом, изобразительное искусство классифицируют по нескольким видам: живопись классическая и цифровая, скульптура, глиптика, графика классическая и компьютерная, фотоискусство, каллиграфия, микроминиатюра, декоративно-прикладное искусство, татуировка, дизайн, архитектура.

Произведения изобразительного искусства неповторимы в своем роде. Их уникальность зависит от того, какие усилия и талант приложил к ним автор. Благодаря изобретательности и фантазии художника, изобразительное искусство намного опережает развитие техники и культуры различных времен.

ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕД: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Как следствие этой быстротечности, произведения искусства были и есть предназначением избранных, обладающих огромной властью. Искусство всегда поддерживало целостность социального организма, играя роль посредника между властными структурами и плебсом.

И только во время Возрождения в Италии, которое постепенно распространилось в других странах Европы, художник превратился из "ремесленника" в настоящего творца. Именно в этот период художник вливается в господствующий класс.

В мировоззрении всех времен и народов, в истории изобразительного искусства отчетливо прослеживается связь с воображением, и с образным восприятием — приданием формы невидимому, воплощением символов и их значений в зримые формы. Обычное наблюдения не позволяет нам увидеть то, что позволяет увидеть творение художника. Огромное идеологическое воздействие искусства изображения объясняет обширный интерес к нему. Многие государства приняли законы о защите и хранении произведений искусства. Страны изо всех сил объединяют свои усилия, чтобы остановить вывоз и торговлю украденных национальных ценностей. Люди прилагают много сил, чтобы отреставрировать ту или иную картину, скульптуру; внести их в каталоги и поставить на учет. Богатые коллекционеры скрывают в своих особняках тысячи экземпляров, приобретенных разным путем: легально и нелегально. Из-за этого прерываются цепочки, ведущие по истории изобразительного искусства с Древних времен и до наших дней. Многие искусствоведы нашего времени не считают аксиомой утверждение, что искусство — это результат творческого порыва и вдохновения. Они уверены, что искусство связано исключительно с развитием и культурными ценностями общества.

ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема 3. Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье

· История развития методики обучения изобразительного искусства.

· Методы обучения рисованию в Древнем Египте: использование методических таблиц, соблюдение канонов в изображении организация плоскости.

· Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы): рисование с натуры как метод обучения рисованию.

· Методы преподавания рисования в древнем Риме.

· Рисование в Средние века.

Начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали больших успехов. Как передавались изобразительные навыки из поколения в поколение, ответить трудно. Есть основания думать, что усвоение навыков носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь внимательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. В поздний период варварства обучение изобразительному искусству стало носить более организованный характер. Строго соблюдались известные принципы и приемы изображения. Однако четко разработанных методов обучения еще не было. Настоящее же обучение искусствам, с организацией школ и институтов, возникло только в период цивилизации.

Методы обучения рисованию в Древнем Египте. В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строителей, живописцев, скульпторов, художников-прикладников. Появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы эти кадры. Древние египтяне первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования.

В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, так как утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу — натура как объект изучения не существовала, а заучивать отдельные формулы и схемы изображения форм предметов по таблицам и образцам. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Очевидно, обучение в египетской школе требовало только механического навыка.

Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она являлась Художественным Центром, вокруг нее формировались другие школы. Существовал даже институт, где обучались юноши. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носят линейный характер, отсутствует трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур. Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.

Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах.

Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы). Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания.

Хочу научиться разбираться в искусстве. С чего начать?

Уже в 4 веке до нашей эры в Греции существовали несколько известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская.

Сикионская школа. Главой Сикионской школы был Памфил, который считал рисование общеобразовательным предметом и вводил эту дисциплину во все школы Греции. Сикионская школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Именно в этой школе старались придерживаться научных методов обучения рисования и стремились, как можно ближе приблизить ученика к природе. В 432 г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутреннюю подвижность. Статуя «Дорифор» служила наглядным пособием.

Древнегреческий живописец Полигнот призывал к реальности изображения, владел средствами линейного рисунка, стремился передать фактуру, не зная светотени, рисуя в натуральную величину, появляется полихромная живопись. Полигнот включил в технику живописи смешение красок, градацию, ввел светотень. Паррасий предал живописи симметрию, первым стал передавать мимику, достиг первенства в контурах.

Фиванская школа (основатель — Аристид, или Никомах) большое значение придавала «светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии». Эфесская школа, зачинателем которой считается Эфранор из Коринфа, а по другим источникам — Зевксис, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была небезукоризненна в рисунке.

Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Значение греческого изобразительного искусства чрезвычайно велико. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей непосредственно изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. По их мнению, красота заключалась в правильной пропорциональной соразмерности частей, совершенным образцом которой является человеческая фигура. Они говорили, что пропорциональная закономерность человеческого тела в своем единстве создает гармонию красоты. Главный принцип софистов гласил: «Человек — мера всех вещей». Это положение легло в основу всего искусства Древней Греции.

Методы преподавания рисования в древнем Риме. Римляне очень любили изобразительное искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распространение получает портретное искусство, но римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Более того, много ценных положений рисунка они растеряли, не сумев их сохранить. Художники Рима в основном копировали произведения художников Греции. Постановка преподавания была иной, чем в греческих школах.

Римское общество требовало большого количества художников-ремесленников для оформления помещений, общественных зданий, сроки обучения были короткими. Поэтому метод обучения рисунку был ненаучный, рисунок стал условным и схематичным. При обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников-педагогов все больше и больше отходить от методов обучения, которыми пользовались художники-педагоги Греции. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью (например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон и др.). В технике рисунка римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину.

Велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения рисунку. Она и сегодня вдохновляет нас на поиски более эффективных методов преподавания изобразительного искусства, на научную разработку методов обучения рисованию.

Рисование в Средние века. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались в Древней Греции. Основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков христианства еще пользовались художественными формами античной живописи. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал условным и схематичным. Погибли рукописи — теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли служить образцами. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании, т. к. реалистичная натура вызывала «земное» чувство, которое в эту эпоху заменилось духовными исканиями. Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам, которые сшивались в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.

Читайте также:


, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. То, что "кануло в Лету", уже никогда не станет реально существующим, зримым. Увидеть "своими глазами", к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или отречение Николая II, увы, нельзя.

Однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. По словам русского художника В.Сурикова для того "чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником".

Историческая тема издавна занимает в изобразительном искусстве одно из ведущих мест. Пожалуй, нет ни одного значительного художника, который не отдал бы дань этому жанру.

Введение в историческое изучение искусства

Это утверждение представляется справедливым еще и потому, что работы мастеров любого жанра (портретного, бытового, пейзажного) неизбежно несут на себе отпечаток своего времени.

Понятие "историческая живопись" не укладывается в отведенные ей жесткие рамки жанра. Бытовая сцена, портрет, пейзаж рано или поздно поднимаются до уровня исторического обобщения и становятся по сути своей произведением, отражающим историю. К какому жанру следует отнести "Парадный портрет Петра I" кисти Натье, или картину И.Репина "Крестный ход в Курской губернии"? Разве это только портрет и только бытовая сцена?

В русском искусстве историческая тематика зарождается в иконописи, где религиозные сюжеты часто окрашиваются реальными историческими событиями. Таковы иконы "Чудо о Знамение" (2-я половина XV в.) со сценами защиты Новгорода от суздальцев и "Церковь воинствующая" (середина XVI в.) с изображением похода Ивана Грозного на Казань.

Постепенное приближение к реалистическому изображению исторических событий можно проследить в книжных миниатюрах "Лицевого летописного свода" и "Жития Сергия Радонежского", в которых события истории становятся смысловой доминантой.

В России становление исторического жанра как самостоятельной части изобразительного искусства относится ко второй половине XVIII века и связано с основанием Петербургской академии художеств. Работы первых русских живописцев исторической школы были весьма далеки от исторической правды. Если бы не название картины (обычно очень длинное), то трудно было бы определить, к какому времени, к какой стране относится изображаемое событие. Например, в картине И. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев" (1773) князь одет в античные доспехи и пышный шлем, дети — в хитонах, и ничего подлинно исторического (кроме самого факта возвращения Святослава) зритель в картине не найдет. В том же ложно историческом ключе решена картина А. Лосенко "Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким" (1770). Здесь — те же пышные одеяния, театральные позы, по образцу классических трагедий, модных в то время.

Но постепенно, под влиянием крепнущего реалистического направления и новых эстетических взглядов, в традициях русского исторического жанра начинают происходить существенные изменения. Главное отличие нового этапа заключается в том, что событие воспроизводится на полотне с высокой исторической достоверностью.

Ярчайшими образцами нового этапа в развитии исторического жанра являются картины К.Флавицкого "Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения", (1864), Н. Ге "Петр допрашивает царевича Алексея" (1871), И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885).

Вершиной в русской исторической живописи стало творчество В. Сурикова. Его работы "Утро стрелецкой казни" (1881), "Боярыня Морозова" (1887), "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899) — полотна огромной силы воздействия. Каждая из этих картин поднимает мощнейший пласт русской истории, заставляет зрителя не просто остановиться в восхищении, но глубоко и серьезно задуматься.

В творчестве русских художников начала XX века историческая тема начала приобретать черты символической трактовки. Однако реалистические традиции русской живописной школы были настолько сильны, что даже такие поборники романтико-символических фантазий, как М. Врубель, Н.Рерих, А. Бенуа, К. Сомов в своих "исторических пейзажах" и стилизованных "придворных сценах" отталкивались от бытового реализма и тонкого ощущения своеобразия изображаемой эпохи.

В изобразительном искусстве советского периода исторический жанр приобретает принципиально иной характер. Основным критерием творческой концепции автора становится идеологическая направленность сюжета. Таковы работы И. Шадра "Булыжник — оружие пролетариата" (1927), А. Дейнеки "Оборона Петрограда" (1928), А. Герасимова "Ленин на трибуне" (1929), Б.Иогансона "Допрос коммунистов" (1933). Обращение художников к событиям отдаленного прошлого чиновниками от искусства не поощрялось. И только в годы Великой Отечественной войны всенародный патриотический подъем привел к появлению монументальных полотен, воспевающих героические страницы истории Древней Руси. Мужеством и гражданским пафосом проникнуты картины П. Корина "Александр Невский" (1942), А.Бубнова "Утро на Куликовом поле" (1943), М. Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" (1943).

Однако в последующие годы традиции исторической живописи, свободной от идеологических догматов вновь оказались утраченными. Тем не менее, авторы проекта полагают, что у них нет морального права отправлять в "запасник" картины явно конъюнктурного, псевдоисторического характера, ибо и они также являются документальным свидетельством своей эпохи.

В проекте представлено более 1500 репродукций произведений изобразительного искусства, отражающих ключевые моменты многовековой русской истории. Иллюстративная часть проекта дополнена текстовым материалом — подробным комментарием к сюжетам картин, сведениями о жизни и деятельности представленных на картинах персонажей, данными о творческом пути художников.

Проект предусматривает возможность использования системы поиска необходимой информации по трем вариантам: событию, дате события (хронологии) и персонажу события. Генеалогия ряда деятелей русской истории, а также расшифровка некоторых специфических терминов выделена в отдельные информационные блоки.